НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРУ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ: В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОВД
Д.Б. Нажмитдинов, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов, Киргизская Республика
Научный руководитель: С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-172-174
Аннотация. В статье представлен анализ актуальной темы, касающейся осмысления важности участия различных институтов государственной власти Кыргызской Республики в решении широкого спектра вопросов работы с молодежью. Признавая молодых людей уязвимой группой общества, автор обращает особое внимание: во-первых, на направления работы по обеспечению молодым людям более комфортных условий для их мирного и безопасного развития, что является залогом поддержания стабильности в обществе; во-вторых, на необходимость организации соответствующего воспитания личного состава органов внутренних дел.
Ключевые слова: молодежная политика, человеческий капитал, мир, безопасность, экстремизм, общество, Кыргызская Республика.
Динамичный ход продвижения кыргызского государства по пути поддержания в обществе должного уровня стабильности в значительной степени зависит от степени интегрирования в жизнь социума такой уязвимой категории, как молодежь. Данное обстоятельство предопределяет необходимость формирования эффективной системы развития молодежи, создания условий для реализации государственной молодежной политики, формирования активной гражданской позиции и ценностных ориентиров молодежи, обеспечивающих стабильное инновационное развитие страны, содействие социальному развитию и саморазвитию молодежи [1].
В соответствии с Программой деятельности Правительства Кыргызской Республики (2018 г.) [2], в молодежной сфере следует утвердить и обеспечить ресурсами полноценную политику развития молодежи, учитывающую приоритеты ценностной ориентации, и привлечение наиболее активной прослойки молодежи к совместному противодействию угрозам чуждой пропаганды и деструктивных идеологий, в том числе через продвижение информационной и медийной грамотности.
Основные контуры работы с молодежью Кыргызской Республики в указанных областях закреплены в положениях «Концепции молодежной политики на 20202030 годы», утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики (2019 г.) [3]. Как следует из теста отмеченного документа стратегического планирования, в настоящее время для Кыргызской Республики наиболее важной задачей является наращивание человеческого капитала, формируемого за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность, информационное обеспечение труда, безопасность граждан и бизнеса, экономическую свободу, а также в культуру, искусство.
В кругу отмеченных направлений работы с населением страны, в котором молодежь занимает 24% от общей численности населения Кыргызской Республики, из которых 51% - мужчины и 49% - женщины, особое место занимают вопросы, связанные с поддержанием молодых людей в системе координат мирной жизни и безопасности. Отмеченная ситуация подчеркивает актуальность практической реализации в
нашем государстве положений резолюции Совета Безопасности ООН 2250, принятой 9 декабря 2015 г. и подчеркивающей особую роль молодежи в вопросах мира и безопасности [4, с. 32-38].
Соответствуя логике данного документа, основные направления интегрирования молодежи Кыргызской Республики корреспондируют работе в следующих областях:
1. Участие, предполагающее расширение представленности молодежи в принятии решений на различных уровнях жизни своей страны.
2. Защита, заключающаяся в обеспечении различных мер защиты гражданского населения, в первую очередь молодежи.
3. Предупреждение, основанное: во-первых, на поддержке участия молодежи через признание и надлежащую поддержку молодых людей в организации мероприятий по предупреждению насилия; во-вторых, на разработке молодежной политики, способствующей коллективному вкладу в усилия по миростроительству, включая социально-экономическое развитие.
4. Партнерство, сопряженное с установлением и укреплением партнерских отношений с соответствующими лицами.
5. Возвращение и реинтеграция в общество, воплощенные в реализацию триады действий в виде разоружения, демобилизации и реинтеграции, являющихся стратегиями достижения устойчивого мира. Отмеченная пятая область, к примеру, является актуальной для общества Кыргызской Республики, пережившей серию цветных революций, сопровождавшихся акциями насилия противоборствующих сторон и кланов, при непосредственном и активном участии в этих акциях молодых людей, испытавших силу оружия для достижения конкретных целей.
Наряду с отмеченными направлениями, соответствующими указанным пяти областям, особого внимания заслуживают также направления, в части:
1) образования и занятости молодежи;
2) принятия комплекса мер по предупреждению маргинализации молодых людей;
3) продвижения в молодежной среде культуры мира и соучастия молодежи в обеспечении вопросов безопасности.
Признавая несомненную значимость и актуальность работы в сфере формирования, реализации молодежной политики и защиты прав и законных интересов молодежи, Правительство Кыргызской Республики проявляет заботу относительно порядка взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления по работе с молодежью, что нашло отражение в соответствующем постановлении указанной инстанции [4]. Особого внимания заслуживают положения постановления, в части включения в перечень субъектов, осуществляющих взаимодействие государственных органов в сфере формирования, реализации молодежной политики, защиты прав и законных интересов молодежи, такого института государства, как органы внутренних дел (далее - ОВД) Кыргызской Республики. Следует заметить, что отмеченный нормативный правовой акт закрепляет задачи, основные виды и порядок указанного взаимодействия, в том числе и для предметной области правоохранительной деятельности национальных ОВД.
Таким образом, исходя из представленного анализа рассмотренной темы представляется необходимым отметить важную роль ОВД Кыргызской Республики в решении многих вопросов, имеющих непосредственное отношение для обеспечения молодым людям нашего государства мира и безопасности. Определяющим условием эффективности реализации ОВД своей миссии, выступает осознанное отношение каждого сотрудника-правоохранителя к своему социальному долгу по поддержанию в обществе стабильности и социального партнерства между ОВД и различными слоями населения, включая молодежь.
Библиографический список
1. Тагаев М.Т. О государственной молодежной политике в Кыргызской Республике. 13.06.2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйрз://е-с18.1пГо/еоорегайоп/2842/109930/ (дата обращения: 11.09.2024)
2. Программа деятельности Правительства Кыргызской Республики, утвержденная постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.kenesh.kg/ru/article/show/3678/2018-zhildin-20-aprelindegi-2377-vi-kirgiz-гespublikasinin-okmotunun-ishinin-pгogгammasin-bekituu-zhonundo (дата обращения: 12.09.2024).
3. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 октября 2019 г. № 562 «О концепции молодежной политики на 2020-2030 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/157204/edition/978698/ru (дата обращения: 14.09.2024).
4. Хрестоматия по превентивной дипломатии. - Бишкек: Академия превентивной дипломатии РЦПДЦА, 2020. - 82 с.
5. Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 22 мая 2024 г. № 255 «Об утверждении Типового порядка взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления по работе с молодежью». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/230006685/edition/8621/ru (дата обращения: 15.09.2024).
DIRECTIONS OF INTEGRATION OF YOUTH OF THE KYRGYZ REPUBLIC INTO THE SPHERE OF PEACE AND SECURITY: IN THE CONTEXT OF EDUCATION OF PERSONNEL OF NATIONAL
INTERNAL AFFAIRS
D.B. Nazhmitdinov, Student at the Faculty of Training of Foreign Specialists, the Kyrgyz Republic
Supervisor: S.Y. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article presents an analysis of a topical issue concerning the understanding of the importance of participation of various institutions of state power of the Kyrgyz Republic in solving a wide range of issues of work with youth. Recognizing young people as a vulnerable group of society, the author draws special attention: firstly, to the areas of work to provide young people with more comfortable conditions for their peaceful and safe development, which is the key to maintaining stability in society; secondly, to the need to organize appropriate education of the personnel of the internal affairs bodies.
Keywords: youth policy, human capital, peace, security, extremism, society, Kyrgyz Republic.