Научная статья на тему 'Эффективность государственной молодежной политики в Республике Хакасия'

Эффективность государственной молодежной политики в Республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАНТЫ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / ТРУДОУСТРОЕННОСТЬ / EFFICIENCY OF YOUTH POLICY / VOLUNTEER ACTIVITY / PATRIOTISM / CIVIL CONSCIOUSNESS / GRANTS / TALENTED YOUNG PEOPLE / INNOVATIVE ACTIVITY / RESOURCE CENTERS / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиголакова Татьяна Борисовна

В статье дана оценка эффективности государственной молодежной политики, проводимой в Республике Хакасия в 2010-2013 гг.: показано изменение количества специалистов в сфере молодежной политики, представителей общественных объединений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку; обозначена доля молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в волонтерскую деятельность, задействованных в мероприятиях, направленных на формирование культуры патриотизма, гражданственности и толерантности, участвующих в мероприятиях по повышению предпринимательской активности и вовлеченных в деятельность студенческих отрядов; проанализировано количество проектов и программ, поданных на конкурс грантов Правительства Республики Хакасия в области государственной молодежной политики; рассмотрены меры по поддержке талантливой молодежи и т.д. Автор приводит в статье показатели, позволяющие характеризовать ситуацию в разных сферах молодежной политики с точки зрения ее фокуса и приоритетных проблем. Так, в области реализации мер по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту сопоставлены ежегодные показатели количества молодых людей, вовлеченных в мероприятия по предупреждению наркомании, а также представлена динамика снижения преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; в сфере профилактики правонарушений, обеспечения безопасности и общественного порядка на территории Хакасии представлены показатели снижения удельного веса преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью; в области развития инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности показана динамика увеличения количества молодых исследователей, привлеченных к такому роду деятельности, а также числа научных школ в Хакасии; дана оценка участия негосударственных некоммерческих организаций в конкурсах по предоставлению грантов по проблемам становления институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Хакасии и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of the state youth policy in the Republic of Khakassia

The article considers the efficiency of the state youth policy in the Republic of Khakassia in 2010-2013 focusing on the changes in the number of specialists in the field of youth policies, and representatives of public associations that completed the advanced training and retraining programs; on the percentage of young people aged 14 to 30 involved in volunteer activities and projects for promoting ideas of patriotism, civil responsibility and tolerance, as well as in business activities and student groups; on the number of projects and programs submitted for the grant competition of the Government of the Republic of Khakassia in the field of youth policies; and on the measures to support talented young people, etc. The author identifies key indicators to assess the situation in the different spheres of the youth policy in terms of its focus and priorities. For instance, to evaluate the efficiency of measures to combat drug abuse and illegal drug trafficking we are to compare the annual numbers of young people involved in activities to prevent drug abuse, and to consider the dynamics of decrease of drug trafficking; to evaluate the efficiency of crime prevention, and maintaining security and public order we are to consider the rates of crimes committed by minors and young people; to assess the development of innovative, scientific and applied activities we are to check the dynamics of the number of young researchers involved in such activities, as well as the number of scientific schools in Khakassia, etc.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственной молодежной политики в Республике Хакасия»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕХАКАСИЯ

Т.Б. Шиголакова

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье дана оценка эффективности государственной молодежной политики, проводимой в Республике Хакасия в 2010—2013 гг.: показано изменение количества специалистов в сфере молодежной политики, представителей общественных объединений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку; обозначена доля молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в волонтерскую деятельность, задействованных в мероприятиях, направленных на формирование культуры патриотизма, гражданственности и толерантности, участвующих в мероприятиях по повышению предпринимательской активности и вовлеченных в деятельность студенческих отрядов; проанализировано количество проектов и программ, поданных на конкурс грантов Правительства Республики Хакасия в области государственной молодежной политики; рассмотрены меры по поддержке талантливой молодежи и т.д. Автор приводит в статье показатели, позволяющие характеризовать ситуацию в разных сферах молодежной политики с точки зрения ее фокуса и приоритетных проблем. Так, в области реализации мер по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту сопоставлены ежегодные показатели количества молодых людей, вовлеченных в мероприятия по предупреждению наркомании, а также представлена динамика снижения преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; в сфере профилактики правонарушений, обеспечения безопасности и общественного порядка на территории Хакасии представлены показатели снижения удельного веса преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью; в области развития инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности показана динамика увеличения количества молодых исследователей, привлеченных к такому роду деятельности, а также числа научных школ в Хакасии; дана оценка участия негосударственных некоммерческих организаций в конкурсах по предоставлению грантов по проблемам становления институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Хакасии и т.д.

Ключевые слова: эффективность молодежной политики; волонтерская деятельность; патриотизм; гражданственность; гранты; талантливая молодежь; инновационная деятельность; ресурсные центры; трудоустроенность.

По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации «Молодежная политика России на современном этапе» 17 июля 2009 г. был утвержден Перечень поручений от 30 июля 2009 г. № Пр-1994 ГС. В соответствии с п. 3 данного перечня органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать региональные программы в сфере молодежной политики, предусмотрев в них меры по поддержке талантливой молодежи, развитию предпринимательства, волонтерского движения, формированию культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде.

Молодежная политика по своей сути многоаспектна. В республике Хакасия за период 2010—2013 гг. реализованы республиканские целевые программы, которые касаются претворения молодежной политики:

— «Молодежь Хакасии на 2010—2013 годы»;

— «Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности и общественного порядка в Республике Хакасия (2011—2013 годы)»;

— «Предоставление грантов Республики Хакасия негосударственным некоммерческим организациям Республики Хакасия на 2008—2010 годы» и «Повышение роли негосударственных некоммерческих организаций Республики Хакасия в становлении институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Республики Хакасия (2011—2013 годы)»;

— «Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота в Республике Хакасия (2011—2013 годы)»;

— «Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2010— 2013 годы»;

— «Жилище» на 2006—2010 гг. и 2011—2015 гг.;

— «Содействие занятости населения Республики Хакасия (2011—2013 годы)»;

— «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Хакасия на 2008—2010 годы», «Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011—2013 годы)», «Модернизация системы здравоохранения» в 2012 г.;

— «Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011—2013 годы)».

В научной литературе эффективность реализации государственной молодежной политики изучена недостаточно. Одни авторы рассматривают проблемы оптимизации управления методом социального аудита [10]; другие освещают проблемы государственного регулирования молодежной политики, отмечая, что степень ее реализации на местах во многом зависит от уровня развития региона [11]; третьих интересуют показатели эффективности реализации государственной молодежной политики; четвертые полагают, что приоритетными направлениями реализации молодежной политики в России являются расширение государственной поддержки деятельности детских и молодежных общественных объединений, обеспечение молодых семей жильем, пропаганда здорового образа жизни, духовно-нравственное влияние на молодежь (несмотря на расхождение декларируемых и реализуемых на федеральном уровне приоритетов и направлений молодежной политики). В государственном докладе «О мерах по совершенствованию реализации государственной молодежной политики в РФ» от 13 июня 2013 г. директора Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки Российской Федераци А.Э. Страдзе обозначил основные направления развития молодежной политики до 2020 г., а также проблемы региональной специфики молодежной политики.

Молодежь является наиболее перспективным объектом государственных инвестиций, поэтому проблема общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития молодых граждан является одной из наиболее приоритетных задач развития республики. Применение программно-целевого метода позволит охватить большинство направлений сферы молодежной политики путем развития общественно-государственного партнерства. Прежде всего, партнерство должно развиваться через привлечение к реализации государственной молодежной политики детских и молодежных общественных объединений, расширение сети учреждений по работе с молодежью, повышение квалификации пред-

ставителей заинтересованных ведомств и общественных объединений, развитие системы мероприятий для молодежи.

Основной программой по реализации молодежной политики является республиканская целевая программа «Молодежь Хакасии на 2010—2013 годы». Целью программы является создание условий для развития потенциала молодежи и последующего вовлечения ее в общественную, социально-экономическую и духовно-культурную жизнь Республики Хакасия. Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

— подготовка и обучение специалистов в области государственной молодежной политики и представителей детских и молодежных общественных объединений;

— создание условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, в том числе через систему вторичной занятости и студенческих трудовых отрядов;

— развитие инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения;

— развитие системы патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности в молодежной среде;

— поиск, поддержка одаренных детей и молодежи, создание условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала.

Одной из проблем реализации молодежной политики является нехватка профессиональных кадров, что непосредственно отражается на качестве проводимой молодежной политики. Каждому направлению социальной политики присуща своя специфика и подготовка профессиональных кадров, повышение уровня специалистов качественно благоприятно скажется на показателях проделанной работы в области реализации молодежной политики. Также главной задачей является создание системы работы с молодежью в Республике Хакасия посредством развития сети учреждений по работе с молодежью, совершенствования работы в приоритетных направлениях государственной молодежной политики. Для достижения цели необходимо решение таких задач, как модернизация материально-технической базы учреждений по работе с молодежью (молодежных центров), расширение их сети, модернизация системы подготовки и формирование механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью.

Безусловно, деятельность специалистов сферы молодежной политики направлена на решение этих проблем, но в связи с недостаточным кадровым обеспечением существуют определенные сложности, остается ряд нерешенных проблем, связанных с обеспечением досуга, самоорганизацией молодежи. Недостаточное количество специалистов по работе с молодежью в муниципальных образованиях республики не позволяет охватить все направления молодежной политики.

Программными мероприятиями в достижении поставленной задачи являются создание системы подготовки и формирование механизма непрерывного образования специалистов по работе с молодежью; обучение представителей общественных объединений; внедрение и проведение ежегодного мониторинга реализации

государственной молодежной политики на территории республики, проведение конкурса профессионального мастерства работников в области государственной молодежной политики республики.

Количество специалистов и работников сферы молодежной политики, представителей общественных объединений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку в 2010 г. увеличилось почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и составило 25 чел. (план 13 чел.), в 2011 г. также происходит увеличение количества в 2 раза — 50 чел. (план 30). В 2013 г. работа в данном направлении была продолжена и составила 42 чел. (план 40).

Реализации задачи по созданию условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, развития инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения согласно целевой программе будут способствовать такие меры, как организация обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня предпринимательской активности в молодежной среде; на развитие движения студенческих отрядов, поощрение добровольческой деятельности в молодежной среде.

Молодежная политика республики Хакасия осуществляется на основе сотрудничества с коммерческим и общественным секторами. Региональная Общественная организация Республики Хакасия «Клуб „Деловое развитие"» реализовала проект «Молодежная школа предпринимательства», в рамках которой проходило бесплатное обучение молодежи для тех, кто желает открыть свой бизнес. Следующим этапом стала реализация бизнес-проектов при финансовой поддержке инвесторов. Количество молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях по повышению предпринимательской активности в 2011 г., составило 152 чел. (план 150 чел.). В 2012 г. несколько уменьшилось количество молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение предпринимательской активности — до 105 чел. (вместо запланированных 150). В 2013 г. снова происходит рост активности молодежи в данном направлении, в мероприятиях приняли участие 170 чел. (план 160 чел.).

Количество молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в деятельность студенческих отрядов, составило в 2011 г. 150 чел. В 2012 г. произошло существенное увеличение количества молодых людей со 150 до 500 чел. В следующем, 2013 г., количество молодых людей составило 650 чел. (при запланированных 500). Добровольческое движение также активировалось за последние годы. Получили развитие молодежные форумы, целью которых является популяризация идеи добровольчества как философии жизни, создание условий для обмена информацией и опытом между добровольцами, поиск новых идей для развития волонтерского движения. Так, доля от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в волонтерскую деятельность, за период с 2010 по 2013 гг. нарастающим итогом составила в 2010 г. 3%; в 2011 г. увеличилась почти в два раза — 5%; в 2012 г. — 7%; 2013 г. — 9%.

В целях развития системы патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности в молодежной среде программой предусмотрена реали-

зация таких мер, как организация и проведение тематических форумов, круглых столов, слетов, спортивных и других массовых межрегиональных и республиканских мероприятий для молодежи; слет общественных объединений патриотической направленности. В республике ежегодно проводится республиканский туристско-патриотический слет «Гора выживания». Доля от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, задействованных в мероприятиях, направленных на формирование культуры патриотизма, гражданственности и толерантности, составила в 2010 г. 3%, в 2011 — 4,1% (план 4%), в 2012 — 4,5%; 2013 — 5%.

Актуальным и действенным механизмом реализации молодежной политики является грантовая поддержка Правительства Республики Хакасия. Грантовая поддержка молодежных проектов — инструмент, позволяющий целенаправленно решать существующие проблемы силами и средствами самой молодежи. С 2005 г. введен конкурс на соискание грантовой поддержки Правительства Республики в области молодежной политики. Направлениями грантовой поддержки являются: организация помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; вовлечение молодежи в социальную практику, развитие добровольчества; работа с молодой семьей, создание условий для укрепления молодой семьи; мероприятия, направленные на создание благоприятной экологической ситуации; пропаганда и организация здорового образа жизни; развитие системы патриотического воспитания молодежи. Количество проектов и программ, поданных на конкурс на соискание грантов Правительства Республики Хакасия в области государственной молодежной политики, увеличивается с каждым годом: в 2011 г. их было 42 (план 40), в 2012 г. — 45, в 2013 г. — 50.

Для достижения задачи поиска, поддержки одаренных детей и молодежи, создания условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала программой предусмотрено учреждение Премии Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи; именные стипендии Республики Хакасия студентам высших учебных заведений; фестиваль творчества молодежи Республики Хакасия «Весна в Хакасии»; конкурс инновационных проектов молодежи; поездки на международные, межрегиональные и всероссийские слеты, конференции, фестивали, сборы; реализация программы Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия «Альфа». Республиканская молодежная программа Главы Правительства Республики Хакасия «Альфа» успешно действует с 2010 г. Цель программы заключается в выявлении молодых людей, способных реализовать свой потенциал в интересах Республики Хакасия и создание для них необходимой социальной, материальной и образовательной среды. Участниками являются молодые люди в возрасте 16—30 лет, эксперты по направлениям специализации молодежи, инвестиционные сообщества, представители органов власти регионального и муниципального уровней, организации государственного и коммерческого секторов.

Программа состоит из четырех этапов, реализуемых в течение года. На каждом этапе происходит отбор самых активных молодых ребят. Первый этап «Аль-

фа-старт» заключается в презентации программы, формировании базы активной молодежи и распределении участников на группы специализации. На втором этапе «Альфа-спец» происходит обучение молодежных сообществ в форме семинаров, лекций, мастер-классов, тренингов. Последующий уровень «Альфа-практик» заключается в поддержке молодежных проектов, самые лучшие финансируются правительством Республики. На заключительном этапе «Альфа-лидер» проходит неделя дублера в Правительстве Республики, самые лучшие кандидаты проходят стажировки в Правительстве Республики Хакасия, и главным итогом программы является трудоустройство молодых людей в государственные органы власти.

Значимыми результатами программы также можно назвать: формирование банка идей и проектов по решению проблем в различных сферах жизни республики; реализацию социальных и бизнес-проектов; формирование кадрового резерва из числа социально-активной и профессионально успешной молодежи республики; проведение обучения молодых людей; трудоустройство. В рамках реализации программы «Альфа» глава правительства устраивает пресс-конференции с активной молодежью.

Также реализуется такое направление по формированию кадрового резерва для органов законодательной власти Республики Хакасия, как «Школа молодого депутата», организованная Общественной палатой Республики Хакасия, Избирательной комиссией Республики Хакасия.

Конечно, существуют разные оценки молодежного парламентаризма. Здесь необходимо скорее воспринимать как систему молодежного управления, способствующую постоянному выявлению, подготовке молодых лидеров. Молодежное правительство — это не только «социальный лифт», но и способ вникнуть в работу органов исполнительной власти, механизм эффективного внедрения многочисленных молодежных проектов.

Количество молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, получивших премии Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия, именные стипендии Республики Хакасия, составило в 2011 г. 18 чел. (запланировано 20), в 2012 г. — 22, в 2013 г. — 22. В 2013 г. количество молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Центр молодежных инициатив», достигло 3000. Также программными мерами предусмотрена организация деятельности специализированных (профильных) лагерей и смен, туризма и отдыха молодежи. Важным является и информационная составляющая, что предполагает изготовление и распространение печатных изданий, видеоматериалов, освещающих реализацию молодежной политики в регионе.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Хакасия на 2008—2010 годы» доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет от общей численности этой возрастной категории, вовлеченных в профилактические мероприятия, в 2010 г. составила 12% (план 15%). В 2011 г. происходит увеличение доли детей в возрасте от 11 до 18 лет, вовлечен-

ных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц до 62% (план до 57%); в 2012 г. — 63%; 2013 — 65%; в возрастной категории 18—24 лет в 2011 г. 32% (план — до 15%); в 2012 г. — 16,1%; в 2013 г. — 17%. В 2010 г. доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией составила 12% (план 10%). Произошло существенное увеличение удельного веса больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, от общего числа больных наркоманией, состоящих на диспансерном учете: в 2010 г. на 5,5%, в 2012 г. на 9,4%, в 2013 г. на 31,9%.

В 2011 г. происходит снижение показателя первичной заболеваемости — синдромом зависимости от наркотических веществ из расчета числа больных с впервые установленным диагнозом на 100 тыс. человек населения — 22,9 (план — до 19,2); в 2012 г. зафиксировано снижение до 12,8, а в 2013 г. — до 8,8.

Снижение преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в 2010 г. зафиксировано на 12,6% при плане в 2%. По итогам 2011 г. площадь уничтоженных очагов дикорастущей конопли на территории Республики Хакасия составила 611,2 га (план 800 га), в 2012 г. — 891,9 га; в 2013 г. — 1000 га.

В рамках исполнения республиканской целевой программы «Профилактика правонарушений на территории Республики Хакасия на 2007—2010 годы» зафиксировано снижение на 19% удельного веса преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью. Также произошло снижение общего количества совершаемых преступлений (на 4,3%), снижение количества преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах (на 5,3%), снижение уровня рецидивной и «бытовой» преступности — на 0,4%. Результатом долгосрочной республиканской целевой программы «Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности и общественного порядка в Республике Хакасия (2011— 2013 годы)» явилось увеличение количества лиц, охваченных мероприятиями, направленными на повышение культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания граждан: в 2011 г. на 9,5% (план 5%), в 2012 г. на 5%, в 2013 г. — на 5%.

Увеличение количества лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которым оказана экстренная психологическая помощь специалистами республиканской службы «Единый социальный телефон», выглядит следующим образом: в 2011 г. — 80,7% (план на 5%), в 2012 г. — 75,5% (план на 5%), в 2013 г. — 79,3%.

Изучив динамику изменений ежегодных показателей, можно сделать выводы, что программа «Молодежь Хакасии на 2010—2013 гг.» достаточна эффективна. Вовлечение молодых людей в волонтерскую деятельность и участие в мероприятиях, направленных на формирование культуры патриотизма, гражданственности и толерантности, происходит достаточно активно. Растет количество проектов и программ, поданных на конкурс на соискание грантов Правительства Республики Хакасия в области государственной молодежной политики.

Стоит отметить, что участие молодежи в мероприятиях по повышению предпринимательской активности носит переменный характер. Вовлечение молодых

людей в деятельность студенческих отрядов заметно возросло. Премирование именными стипендиями Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия носит постоянный характер.

Если в области вовлечения подростков и молодежи в профилактические мероприятия по антинаркотической кампании детей в возрасте от 11 до 18 лет отмечается стабильный рост, то тот же показатель в отношении молодежи 18—24 лет характеризуется нестабильностью.

Реализация мер по претворению политики в отношении молодежи в рамках исполнения республиканских целевых программ «Профилактика правонарушений на территории Республики Хакасия на 2007—2010 годы» и «Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности и общественного порядка в Республике Хакасия (2011—2013 годы)» привела к снижению удельного веса преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью. Нарастающим итогом отмечено увеличение количества лиц, охваченных мероприятиями, направленными на повышение культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания граждан и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которым оказана экстренная психологическая помощь специалистами республиканской службы «Единый социальный телефон».

В области развития инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия нарастающим итогом отмечено увеличение количества:

— молодых исследователей, привлеченных к инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности, в рамках реализации региональных проектов;

— участников в конкурсах грантов молодых исследователей и проектов, поддержанных в рамках региональных конкурсов;

— научно-педагогических работников научных организаций и образовательных учреждений, защитивших кандидатские диссертации;

— научных школ Республики Хакасия;

— научных проектов, внедренных в реальный сектор экономики;

— хозяйствующих обществ, созданных бюджетными научными и высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, в целях практического применения интеллектуальной деятельности.

Весьма успешно реализуется программа предоставления грантов негосударственным некоммерческим организациям Республики Хакасия. Так, в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Повышение роли негосударственных некоммерческих организаций Республики Хакасия в становлении институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Республики Хакасия (2011— 2013 годы)» отмечено ежегодное увеличение количества НКО, принявших участие в конкурсах на предоставление грантов. Стоит отметить, что доля НКО, получивших поддержку для проведения мероприятий, направленных на поддержку образования и просветительства, гражданско-патриотическое воспитание, профилактику негативных явлений в подростковой и молодежной среде от общего количества обратившихся за получением гранта по данному направлению, незначительно уменьшилась за период 2011—2013 гг.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Василенко Л.В., Макагонов П.П., Тадорашко К.П. Взаимодействие муниципальных и государственных структур управления с некоммерческими организациями. Самара, 2002.

[2] Долгосрочная республиканская целевая программа «Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота в Республике Хакасия (2011— 2013 годы)».

[3] Долгосрочная республиканская целевая программа «Повышение роли негосударственных некоммерческих организаций Республики Хакасия в становлении институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Республики Хакасия (2011—2013 годы)».

[4] Долгосрочная республиканская целевая программа «Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности и общественного порядка в Республике Хакасия (2011— 2013 годы)».

[5] Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения Республики Хакасия (2011—2013 годы)».

[6] Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия (2011—2015 годы)».

[7] Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Хакасия (2011—2015 годы)».

[8] Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011—2013 годы)».

[9] Долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2010—2013 годы».

[10] Зерчанинова Т.Е., Позднякова Е.В. Социальный аудит молодежных целевых программ // Известия высших учебных заведений: Социология. Экономика. Политика. 2009. № 4. С. 83—87.

[11] Криницкий А.Я. Эффективность государственной молодежной политики: проблема выбора и измерители показателей // Известия высших учебных заведений: Социология. Экономика. Политология. 2009. № 2.

[12] Отчет об исполнении республиканских целевых программ республиканского бюджета Республики Хакасия за 2010 год с оценкой достижения результатов программ // URL: http://www.r-19.ru/authorities/ministry-of-finance-of-the-republic-of-khakassia/common/ byudzhetnaya-reforma/realizatsiya-tselevykh-programm/3otchet-ob-ispolnenii-respublikanskikh-tselevykh-programm-respublikanskogo-byudzheta-respubliki-khak.html.

[13] Отчет об исполнении республиканских целевых программ республиканского бюджета Республики Хакасия за 2011 год, с оценкой достижения результатов программ // URL: http://www.r-19.ru/authorities/ministry-of-finance-of-the-republic-of-khakassia/common/ byudzhetnaya-reforma/realizatsiya-tselevykh-programm/otchet-ob-ispolnenii-respublikanskikh-tselevykh-programm-respubliki-khakasiya-za-2011-god-s-otsenkoy.html.

[14] Отчет об исполнении республиканских целевых программ республиканского бюджета Республики Хакасия за 2012 год, с оценкой достижения результатов программ // URL: http://www.r-19.ru/authorities/ministry-of-finance-of-the-republic-of-khakassia/common/ byudzhetnaya-reforma/realizatsiya-tselevykh-programm/otchet-ob-ispolnenii-respublikanskikh-tselevykh-programm-respubliki-khakasiya-za-2012-god-s-otsenkoy.html.

[15] Отчет об исполнении республиканских целевых программ республиканского бюджета Республики Хакасия за 2013 год, с оценкой достижения результатов программ // URL: http://www.r-19.ru/authorities/ministry-of-finance-of-the-republic-of-khakassia/common/ byudzhetnaya-reforma/realizatsiya-tselevykh-programm/otchet-ob-ispolnenii-respublikanskikh-tselevykh-programm-respubliki-khakasiya-za-2013-god-s-otsenkoy.html.

[16] Положение о конкурсе на соискание премий Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия — учащейся и работающей молодежи, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.06.2004 № 177 (с последующими изменениями).

[17] Республиканская целевая программа «Молодежь Хакасии на 2010—2013 годы».

[18] Республиканская целевая программа «Жилище» на 2006—2010 гг. и 2011—2015 гг.

[19] Республиканская целевая программа «Предоставление грантов Республики Хакасия негосударственным некоммерческим организациям Республики Хакасия на 2008—2010 годы».

[20] Республиканская целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Хакасия на 2008—2010 годы».

EFFICIENCY OF THE STATE YOUTH POLICY IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

T.B. Shigolakova

Sociology Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russi, 117198

The article considers the efficiency of the state youth policy in the Republic of Khakassia in 2010— 2013 focusing on the changes in the number of specialists in the field of youth policies, and representatives of public associations that completed the advanced training and retraining programs; on the percentage of young people aged 14 to 30 involved in volunteer activities and projects for promoting ideas of patriotism, civil responsibility and tolerance, as well as in business activities and student groups; on the number of projects and programs submitted for the grant competition of the Government of the Republic of Khakassia in the field of youth policies; and on the measures to support talented young people, etc. The author identifies key indicators to assess the situation in the different spheres of the youth policy in terms of its focus and priorities. For instance, to evaluate the efficiency of measures to combat drug abuse and illegal drug trafficking we are to compare the annual numbers of young people involved in activities to prevent drug abuse, and to consider the dynamics of decrease of drug trafficking; to evaluate the efficiency of crime prevention, and maintaining security and public order we are to consider the rates of crimes committed by minors and young people; to assess the development of innovative, scientific and applied activities we are to check the dynamics of the number of young researchers involved in such activities, as well as the number of scientific schools in Khakassia, etc.

Key words: efficiency of youth policy; volunteer activity; patriotism; civil consciousness; grants; talented young people; innovative activity; resource centers; employment.

REFERENCES

[1] Vasilenko L.V., Makagonov P.P., Tadorashko K.P. Vzaimodejstvie municipal'nyh i gosudarst-vennyh struktur upravlenija s nekommercheskimi organizacijami [Interaction of municipal and state administrative agencies with non-profit organizations]. Samara, 2002.

[2] Dolgosrochnaja respublikanskaja celevaja programma «Kompleksnye mery po profilaktike zloupotreblenija narkotikami i ih nezakonnogo oborota v Respublike Khakasija (2011—2013 go-dy)» [Long-term republican target program "Complex measures for prevention of drug abuse and illegal trafficking in the Republic of Khakassia (2011—2013)"].

[3] Dolgosrochnaja respublikanskaja celevaja programma «Povyshenie roli negosudarstvennyh nekommercheskih organizacij Respubliki Khakasija v stanovlenii institutov grazhdanskogo obshhestva, zashhite prav grazhdan, reshenii social'no-kul'turnyh i inyh obshhestvenno zna-chimyh zadach razvitija Respubliki Khakasija (2011—2013 gody)» [Long-term republican target program "Enhancing the role of NGOs in the Republic of Khakassia in the formation of civil society, protection of citizens' rights, and solving socio-cultural and other socially important tasks of the Republic of Khakassia (2011—2013)"].

[4] Dolgosrochnaja respublikanskaja celevaja programma «Profilaktika pravonarushenij, obespe-chenie bezopasnosti i obshhestvennogo porjadka v Respublike Khakasija (2011—2013 gody)» [Long-term republican target program "Prevention of offenses, and ensuring security and public order in the Republic of Khakassia (2011—2013)"].

[5] Dolgosrochnaja respublikanskaja celevaja programma «Razvitie zdravoohranenija Respubliki Khakasija (2011—2013 gody)» [Long-term republican target program "Development of the public health system in the Republic of Khakassia (2011—2013)"].

[6] Dolgosrochnaja respublikanskaja celevaja programma «Razvitie innovacionnoj, nauchnoj i na-uchno-vnedrencheskoj dejatel'nosti v Respublike Khakasija (2011—2015 gody)» [Long-term republican target program "Development of the innovative, scientific and applied activities in the Republic of Khakassia (2011—2015)"].

[7] Dolgosrochnaja respublikanskaja celevaja programma «Razvitie obrazovanija v Respublike Khakasija (2011—2015 gody)» [Long-term republican target program "Development of education in the Republic of Khakassia (2011—2015)"].

[8] Dolgosrochnaja respublikanskaja celevaja programma «Razvitie trudovyh resursov Respubliki Khakasija (2011—2013 gody)» [Long-term republican target program "Development of human resources in the Republic of Khakassia (2011—2013)"].

[9] Dolgosrochnaja respublikanskaja celevaja programma «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Respublike Khakasija na 2010—2013 gody» [Long-term republican target program "Development of physical culture and sports in the Republic of Khakassia in 2010—2013"].

[10] Zerchaninova T.E., Pozdnjakova E. V. Social'nyj audit molodezhnyh celevyh program [Social audit of the youth target programs] // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij: Sociologija. Eko-nomika. Politika. 2009. №4.

[11] Krinickij A. Ya. Effektivnost gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: problema vybora i izmeriteli pokazatelej [Efficiency of the state youth policy: The problem of choice and measurement indicators] // Izvestija vysshyh uchebnyh zavedenij: Sociologija. Ekonomika. Politologija. 2009. № 2.

[12] Otchet ob ispolnenii respublikanskih celevyh programm respublikanskogo byudzheta Respub-liki Khakasiya za 2010 god s ocenkoy dostizheniya rezul'tatov program [Report on the implementation of the republican target programs of the republican budget of the Republic of Khakas-sia in 2010 with the assessment of the program results].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Otchet ob ispolnenii respublikanskih celevyh programm respublikanskogo byudzheta Respubliki Khakasiya za 2011 god s ocenkoy dostizheniya rezul'tatov program [Report on the implementation of the republican target programs of the republican budget of the Republic of Kha-kassia in 2011 with the assessment of the program results].

[14] Otchet ob ispolnenii respublikanskih celevyh programm respublikanskogo byudzheta Respub-liki Khakasiya za 2012 god s ocenkoy dostizheniya rezul'tatov program [Report on the implementation of the republican target programs of the republican budget of the Republic of Khakas-sia in 2012 with the assessment of the program results].

[15] Otchet ob ispolnenii respublikanskih celevyh programm respublikanskogo byudzheta Respubliki Khakasiya za 2013 god s ocenkoy dostizheniya rezul'tatov program [Report on the implementation of the republican target programs of the republican budget of the Republic of Kha-kassia in 2013 with the assessment of the program results].

[16] Polozhenie o konkurse na soiskanie premij Glavy Respubliki Khakasija — Predsedatelja Pravi-tel'stva Respubliki Khakasija — uchashhejsja i rabotajushhej molodezhi, utverzhdennoe posta-novleniem Pravitel'stva Respubliki Khakasija ot 22.06.2004 № 177 (s posledujushhimi izme-nenijami) [Regulations of the competition for the award of the Head of the Republic of Kha-kassia — Prime Minister of the Republic Khakassia — for students and young workers].

[17] Respublikanskaja celevaja programma «Molodezh' Khakasii na 2010—2013 gody» [Republican target program "Youth of Khakassia for 2010—2013"].

[18] Respublikanskaja celevaja programma «Zhilishhe» na 2006—2010 gody i 2011—2015 gody [Republican target program "Housing" for 2006—2010 and 2011—2015].

[19] Respublikanskaja celevaja programma «Predostavlenie grantov Respubliki Khakasija negosu-darstvennym nekommercheskim organizacijam Respubliki Khakasija na 2008—2010 gody» [Republican target program "Grants of the Republic of Khakassia for NGOs of Khakassia for 2008—2010"].

[20] Respublikanskaja celevaja programma «Preduprezhdenie i borba s socialno znachimymi zabo-levanijami v Respublike Khakasija na 2008—2010 gody» [Republican target program "Prevention and control of social diseases in the Republic of Khakassia in 2008—2010"].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.