Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Иван Владимирович, Манахов Сергей Владимирович, Лошков Борис Дмитриевич

Россия и Беларусь обладают единством исторического и культурного развития, многолетними организационными и законодательными наработками, ресурсами для поддержки и интенсификации интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Особое место в межгосударственной интеграции занимает формирование единого экономического пространства, обеспечивающего выстраивание общих приоритетов, механизмов и инструментов экономического развития стран-участниц. Сегодня одним из приоритетов развития экономически развитых стран выступает внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные направления хозяйственной деятельности, формирование необходимой цифровой инфраструктуры, а также подготовка квалифицированных кадров для работы в данной сфере. Как следствие, в условиях перехода национальных экономик России и Беларуси на цифровую модель развития, усложняется и трансформируется система институтов, определяющих активность интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Данные факторы позволяют сделать вывод о том, что единое экономическое пространство Союзного государства будет развиваться в новых условиях, связанных с глубинными изменениями политических, социальных, экономических и организационных институтов, что актуализирует проведение соответствующих междисциплинарных исследований. Авторы статьи ставят задачу выявить основные вызовы и возможности, связанные с институциональным развитием единого экономического пространства Союзного государства в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Иван Владимирович, Манахов Сергей Владимирович, Лошков Борис Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE COMMON ECONOMIC SPACE OF THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Russia and Belarus have a unity of historical and cultural development, long-term organizational and legislative developments, resources for supporting and intensifying integration processes within the Union state. A special place in interstate integration is occupied by the formation of a single economic space that ensures the alignment of common priorities, mechanisms and tools for the economic development of the participating countries. One of the priorities for the development of economically developed countries is the introduction of information and communication technologies in various economic areas, formation of the necessary digital infrastructure and qualified personnel training. In the conditions of transition of the national economies of Russia and Belarus to a digital model of development, the system of institutions that determine the activity of integration processes within the Union state. These factors allow us to conclude that the common economic space of the Union state will develop in new conditions associated with profound changes in political, social, economic and organizational institutions, which actualizes the relevant interdisciplinary research. The authors aim to identify the main challenges and opportunities associated with the institutional development of the common economic space of the Union state in the context of digitalization.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 1(34) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

МОРОЗОВ Иван Владимирович и другие НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ...

УДК 339.976

DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0051

НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN-код: 6924-0166 AuthorID: 804960

МОРОЗОВ Иван Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

SPIN-код: 3487-1350 AuthorID: 497548

МАНАХОВ Сергей Владимирович, кандидат экономических наук, Директор Дирекции по науке и инновациям

SPIN-код: 5750-9585 AuthorID: 965391

ЛОШКОВ Борис Дмитриевич, старший научный сотрудник

Образовательно-научного центра «Менеджмент» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: rea.gov@gmail.com) Аннотация. Россия и Беларусь обладают единством исторического и культурного развития, многолетними организационными и законодательными наработками, ресурсами для поддержки и интенсификации интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Особое место в межгосударственной интеграции занимает формирование единого экономического пространства, обеспечивающего выстраивание общих приоритетов, механизмов и инструментов экономического развития стран-участниц. Сегодня одним из приоритетов развития экономически развитых стран выступает внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные направления хозяйственной деятельности, формирование необходимой цифровой инфраструктуры, а также подготовка квалифицированных кадров для работы в данной сфере. Как следствие, в условиях перехода национальных экономик России и Беларуси на цифровую модель развития, усложняется и трансформируется система институтов, определяющих активность интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Данные факторы позволяют сделать вывод о том, что единое экономическое пространство Союзного государства будет развиваться в новых условиях, связанных с глубинными изменениями политических, социальных, экономических и организационных институтов, что актуализирует проведение соответствующих междисциплинарных исследований. Авторы статьи ставят задачу выявить основные вызовы и возможности, связанные с институциональным развитием единого экономического пространства Союзного государства в условиях цифровизации.

Ключевые слова: институт, институциональная среда, интеграция, Союзное государство, цифровизация, цифровая экономика, экономическое пространство

DIRECTIONS OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE COMMON ECONOMIC SPACE OF THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

© The Author(s) 2021

MOROZOV Ivan Vladimirovich, candidate of economic sciences, associate professor of the Department of state and municipal administration MONAKHOV Sergei Vladimirovich, candidate of economic sciences, Head of the Directorate for science and innovation LOSHKOV Boris Dmitrievich, senior researcher of the educational and scientific center «Management» Russian Economic University named after G.V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36, e-mail: rea.gov@gmail.com) Abstract. Russia and Belarus have a unity of historical and cultural development, long-term organizational and legislative developments, resources for supporting and intensifying integration processes within the Union state. A special place in interstate integration is occupied by the formation of a single economic space that ensures the alignment of common priorities, mechanisms and tools for the economic development of the participating countries. One of the priorities for the development of economically developed countries is the introduction of information and communication technologies in various economic areas, formation of the necessary digital infrastructure and qualified personnel training. In the conditions of transition of the national economies of Russia and Belarus to a digital model of development, the system of institutions that determine the activity of integration processes within the Union state. These factors allow us to conclude that the common economic space of the Union state will develop in new conditions associated with profound changes in political, social, economic and organizational institutions, which actualizes the relevant interdisciplinary research. The authors aim to identify the main challenges and opportunities associated with the institutional development of the common economic space of the Union state in the context of digitalization.

Keywords: institute, institutional environment, integration, Union state, digitalization, digital economy, economic space

Постановка проблемы. Интеграция как фактор глобальной конкурентоспособности актуализирует задачу по формированию и реализации скоординированной межгосударственной экономической политики стран-участниц СНГ, ЕАЭС и Союзного государства. Данные государства схожи не только единой историей и культурой, но и крепкими экономическими связями. Вместе с тем распад СССР привел к стагнации экономки и сокращению межгосударственных хозяйственных связей, став катализатором снижения инвестиционной и про-

изводственной активности, снижения потребительского спроса и уровня жизни населения, что потребовало значительных преобразований институциональных условий и механизмов сотрудничества [1].

Построение Союзного государства является сложным и многогранным интеграционным процессом, и на его пути возникает множество проблем, решение которых зависит от выстраивания единого видения целей социально-экономического развития участников союза. Это единство достигается в рамках формируемой системы

215

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080005, 080010, 080012, 080013, 080014

MOROZOV Ivan Vladimirovich and others DIRECTIONS OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

целеполагания стран-участниц интеграции, институциональную основу которого определяет Договор о создании Союзного государства. Подписание Договора в 1999 г. обеспечило организационное сопровождение реализации совместной политики России и Беларуси в различных направлениях. Созданы Высший Государственный Совет, Совет министров и Постоянный комитет Союзного государства, Парламентское собрание Союза России и Беларуси, Пограничный и Таможенный комитеты, Телерадиовещательная организация Союзного государства, что играет важную роль в становлении единого экономического пространства Союзного государства, что также предусмотрено Договором (ст. 2, 17, 20-31).

Среди основных целей создания единого экономического пространства можно выделить оптимизацию условий для дальнейшей перестройки экономики и качественного улучшения жизни населения, создание общего рынка товаров и услуг, рынка труда, максимизацию возможных интеграционных эффектов в экономической и политической сферах. Таким образом, единое экономическое пространство Союзного государства обеспечивает: интеграцию экономик стран-участниц интеграции в мировое хозяйство и поддержание их конкурентоспособности; защиту национальных интересов и границ; создание экономической базы для социального развития, включая формирование структур в сфере культуры, образования, здравоохранения и науки; повышение уровня благосостояния населения и темпов роста его воспроизводства.

В России и Беларуси реализуются нормативные акты, направленные на создание благоприятных институциональных условий и инфраструктуры для развития отношений участников, связанных с производством и внедрением информационно-коммуникационных технологий в различные сферы общественной жизни. Так, в июле 2017 г. утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г., ставшая ключевой для исполнения указов Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В Беларуси действуют Декрет Президента РБ от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», реализуется Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы, а также соответствующие государственные программы, обеспечивающие ресурсное сопровождение данной стратегии.

В современных реалиях актуальность становления единого экономического пространства России и Беларуси крайне велика. Учитывая, что данный процесс длительный и постепенный, протекающий по мере углубления интеграции стран-участниц, крайне важным фактором становится институционализация проводимой социально-экономической политики, включая не только улучшение законодательной сферы и организационных механизмов взаимодействия, но и проработку адекватных методов реагирования на новые вызовы, связанные с переходом к цифровой экономике.

Теоретическая основа исследования. Различные институциональные аспекты развития Союзного государства России и Беларуси рассматриваются в работах таких авторов как Абрамов Р.А., Антонов В.А., Борисов Н.А., Васильева М.В., Деревянко С.В., Корнеев А.Н., Кутырев Е.А., Лукьянова В.Ю., Мясникович М.В., Плюгина И.В., Сапрыка В.А., Соколов М.С., Сурилов М.Н., Филатов В.И. и др. Вместе с тем непрерывные изменения в глобальной экономике и политике формируют условия, обуславливающие необходимость трансформации институтов. В частности, одним из ключевых вызовов здесь становится цифровизация экономики.

На основе анализа работ Анимица Е.Г., Атамановой Е.А., Бадараевой Р.В., Гагариной Г.Ю., Гранберга А.Г.,

Демьяненко А.Н., Сухих В.А., Лавриковой Ю.Г., Лей-зеровича Е.Е., Минакира П.А., Пахомова В.П., Сурниной Н.М., Суворовой А.В., Теюбова Р.В. и других авторов, можно заключить, что экономическое пространство обладает такими признаками, как время и протяженность, географические границы территории, экономические отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности на данной территории, наличие институциональных условий ведения хозяйственной деятельности. В свою очередь, ключевой целью формирования единого экономического пространства выступает обеспечение согласованного устойчивого развития комплексных территориальных систем с учетом их структурных характеристик [2, с.57], что необходимо учитывать при определении направлений и разработке мероприятий, нацеленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы экономической и общественной жизни.

Аспектам цифровизации различных сфер экономики, в том числе в странах ЕАЭС, посвящены работы Артемовой О.В., Белоусовой Е.А., Ворониной Т.В., Дворядкиной Е.Б., Дубровской Ю.В., Мирохиной А.А., Моисеевой О.А., Прончевой Н.Г., Савиной Т.Н., Савченко А.Н., Сафиуллина А.Р., Третьяковой И.В., Шугуровой И.В., Шумаковой И.А., Шурубовича А.В. и многих других авторов. Вместе с тем проблемы цифровизация единого экономического пространства Союзного государства России и Беларуси, особенно изучение институциональных вызовов и возможностей его развития в условиях цифровизации, в научной литературе представлены мало.

Результаты исследования. Исследуя институциональные условия развития единого экономического пространства Союзного государства целесообразно рассмотреть ключевые дефиниции рассматриваемых понятий.

В ряде исследований детально раскрываются институциональные аспекты межгосударственной интеграции стран-участников Союзного государства в инновационной сфере [3,4,5], однако нами рассматривается обобщенная характеристика институциональных условий, выраженных как «форма влияния институтов на экономическую систему посредством глубинных, исторически устойчивых и постоянно воспроизводящихся социально-экономических факторов и отношений в форме возможностей и ограничений, обеспечивающих характер существования и взаимодействия разных элементов экономики» [6].

Несмотря на наличие значительного числа научных работ на текущий момент не сформировался единый подход к трактовке понятия «экономическое пространство», а концептуальные основы пространственной экономики претерпевают регулярные изменения [2]. Учитывая непрерывную трансформацию институтов во времени, эффективное развитие единого экономического пространства Союзного государства будет связано с формированием действенного институционального механизма, обладающего сложной и многоуровневой структурой [7]. Его ключевыми элементами выступают «институты», т.е. формальные правила, отраженные в законах (институты) и неформальные нормы, представленные в обычаях (институции), устанавливающие права и обязанности участников экономической деятельности и определяющие параметры их взаимодействия [8], в которые будут проникать процессы цифровизации и информатизации.

Разделяя позицию С.В. Истомина [7] отметим, что усиление процессов внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему отношений хозяйствующих субъектов будет влиять на протекание технологических и управленческих процессов, обуславливая усиление развития горизонтальных и сетевых организационных форм взаимодействия участников экономических систем стран-участниц интеграции. Несмотря на трудности, которые возникают на пути соз-

216

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 1(34) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

МОРОЗОВ Иван Владимирович и другие НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ...

дания Союзного государства [9], интеграция состоялась за счет формирования единых общесоюзных органов, транспортных и энергетических систем, институциональных условий и механизмов. Данные процессы, ставшие базой для формирования единого экономического пространства Союзного государства, сталкиваются с вызовами и возможностями, которые формализованы в работе Евразийской экономической комиссии. Комиссией были подготовлены предложения для правительств стран ЕАЭС, которые стали основой институциональных преобразований для перехода их национальных экономик в цифровой формат. В результате доля экономики, основанной на цифровых технологиях на территории ЕАЭС, составляет 85 млрд. долл. (2,8%) к совокупному ВВП всех стран-участниц, а к 2025 г. ее вклад должен вырасти до 20% в год. Пропорционально должна возрасти эффективность экономических процессов за счет цифровой трансформации инфраструктур и систем управления [10].

Одним из наиболее развитых направлений белорусско-российской экономической интеграции служит таможенное сотрудничество [11]. Учитывая, что Коллегия Евразийской экономической комиссии инициировала ряд процессов, нацеленных на цифровизацию межгосударственного электронного взаимодействия в сфере таможенных отношений, в данной сфере следует ожидать серьезных институциональных преобразований, требующих гибкой и адекватной системы реагирования со стороны союзных органов власти и бизнес-структур.

Выводы. На фоне социально-экономических и политических проблем в Беларуси, обострившихся в мае 2020 г., можно выделить два ключевых сценария развития Союзного государства. При этом в случае соблюдения ряда условий возможно дальнейшее активное построение единого экономического пространства, так как непреодолимых проблем для прекращения союзного строительства нет [12]. Преимущественно на данный процесс влияют слабо зависящие от стран-участниц внешнеполитические и внутриполитические факторы.

Согласно первому (маловероятному) сценарию может произойти прекращение интеграции и каких-либо отношений между странами, органы Союзного государства смогут реализовывать лишь координирующие функции, а отношения с Евразийским экономическим сообществом будут подорваны.

Согласно второму (наиболее вероятному) сценарию, в рамках Союзного государства Россия и Беларусь смогут обеспечить нормальные институциональные условия для развития единого экономического пространства, что обеспечит дружественные отношения между народами и ускорит интеграцию, повлечет рост уровня жизни граждан, будет способствовать усилению роли России и Беларуси на мировой арене. Для реализации второго сценария на территории Союзного государства необходима слаженная работа руководства России и Беларуси по формированию прозрачных институциональных условий и действенных механизмов, обеспечивающих эффективное протекание хозяйственных отношений.

Таким образом, в современных условиях цифровиза-ции хозяйственной деятельности, реализуемой на едином экономическом пространстве Союзного государства России и Беларуси, возникают условия, когда сложившиеся институты будут вынуждены значительным образом трансформироваться и модернизироваться, не только получая дополнительные возможности для развития, но и сталкиваясь с новыми рисками и ограничениями, в том числе связанными с широким внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни [13-21].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Спартак А.Н. Направления и сценарии взаимодействия России и Беларуси в формате Союзного государства //Вестник Института экономики РАН. 2016. №3. С.126-157

2. Суворова А.В. Пространственное развитие: содержание и особенности // Journal of new economy. 2019. №3. С.51-64_

3. Соколов М.С., Абрамов Р.А. Институциональные аспекты межгосударственной интеграции стран-участников Союзного государства в инновационной сфере // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 2. С. 113 — 127

4. Антонов В.А., Корнеев А.Н. Опыт инновационного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях становления Союзного государства // Вестник евразийской науки. 2014. №4 (23). С. 127

5. Теребова С.В. Инновационное развитие России и Беларуси в условиях становления Союзного государства // Проблемы развития территории. 2017. №2 (88). С.7-19

6. Самбуева Н.А. Роль институциональных условий в формировании социально-экономической системы региона //Вестник БГУ. 2014. №2. С.15-18

7. Истомин С.В. Природа институционального механизма // Вестник ЧелГУ. 2009. №1. С. 46-52

8. Жук С.И. Институциональный механизм как инструмент координации хозяйственной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимиза-ция.2009 №50 с.16-23

9. Козлов И.Н. Беларусь - Россия: проблемы интеграции // Социология власти. 2005. №4. С. 57-63

10. Тарасов В.И. Особенности экономической интеграции в условиях дигитализации на постсоветском пространстве // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-2. С.483-484

11. Забейворота А.И. Межгосударственные интеграционные объединения на постсоветском пространстве : учебное пособие / А.И. Забейворота. — Москва : Книжный мир, 2016. — 449 с.

12. Мануилова П.В. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в экономической сфере в рамках Союзного государства //Постсоветские исследования. 2019. №4. С. 1202-1209

13. Соколов М.С., Марушко ДА. Проблемы цифровизации Союзного государства Беларуси и России // Проблемы управления. 2020. № 2 (76). С. 31-35

14. Ершов М.В. О некоторых проблемах цифровизации //Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. №6. С. 144151

15. Скоробогатова А.С., Фатьянов Я.И., Гордеев М.Ю. Проблемы цифровизации Российской экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №7. С. 206-208

16. Головчин М.А. Влияние интернет-активности на жизнь в эпоху цифровизации общества и экономики: на данных регионального исследования //Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. № 3. С. 1356-1369.

17. Коваленко Е.Г., Мурашова Н.В. Цифровизация и информатизация как факторы устойчивого развития территорий // Вестник НГИЭИ. 2020. № 10 (113). С. 119-128.

18. Банников С.А., Жильцов С.А., Казакова Н.В. Тенденции цифровизации и причины, обусловившие цифровой разрыв на сельских территориях //ВестникНГИЭИ. 2020. № 11 (114). С. 137-149.

19. Пичугин В.Г. Адаптационная функция экономического поведения в условиях цифровой экономики //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 363-366.

20. Шестопал С.С., Мамычев А.Ю. Суверенитет в глобальном цифровом измерении: современные тренды // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 398-403.

21. Ивановская Л. В. Цифровизация или цифрономика: проблемы и перспективы //Вестник ГУУ. 2019. №6. С. 45-50

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Статья поступила в редакцию 13.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080005, 080010, 080012, 080013, 080014

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.