Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ'

НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное обслуживание / комплексный центр / клиенты социального обслуживания / экспертный опрос / social services / integrated center / social service clients / expert survey

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комарова Дарья Сергеевна, Карпикова Ирина Серафимовна

В статье охарактеризована деятельность комплексных центров социального обслуживания населения. Приведены данные экспертного опроса среди управленцев комплексных центров Иркутской области. На основе экспертной оценки определены новые направления работы комплексных центров и проблемы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS AND PROBLEMS OF THE ACTIVITIES OF INTEGRATED SOCIAL SERVICE CENTERS: THE RESULTS OF AN EXPERT ASSESSMENT

The article describes the activities of integrated social service centers for the population. The data of an expert survey among managers of integrated centers in the Irkutsk region are presented. Based on the expert assessment, new areas of work of the integrated centers and the problems of their implementation have been identified.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ»

УДК 316.422

НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Комарова Дарья Сергеевна

студент магистратуры направления Социальная работа, Байкальский государственный университет,

г. Иркутск, Россия E-mail: gloria1983712@mail.ru Научный руководитель: Карпикова Ирина Серафимовна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психологии, Байкальский государственный университет,

г. Иркутск, Россия E-mail: ikarpikova@mail. ru

DIRECTIONS AND PROBLEMS OF THE ACTIVITIES OF INTEGRATED SOCIAL SERVICE CENTERS: THE RESULTS OF AN EXPERT

ASSESSMENT

Komarova Darya Sergeevna

master's student of Social Work programm,

Baikal State University, Irkutsk, Russia E-mail:gloria1983 712@mail. ru Scientific supervisor: Karpikova Irina Serafimovna Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Sociology and Psychology,

Baikal State University, Irkutsk, Russia E-mail: ikarpikova@mail. ru

Аннотация. В статье охарактеризована деятельность комплексных центров социального обслуживания населения. Приведены данные экспертного опроса среди управленцев комплексных центров Иркутской области. На основе экспертной оценки определены новые направления работы комплексных центров и проблемы их реализации.

Abstract. The article describes the activities of integrated social service centers for the population. The data of an expert survey among managers of integrated centers in the Irkutsk region are presented. Based on the expert assessment, new areas of work of the integrated centers and the problems of their implementation have been identified.

Ключевые слова, социальное обслуживание, комплексный центр, клиенты социального обслуживания, экспертный опрос.

Keywords: social services, integrated center, social service clients, expert survey.

В системе социального обслуживания населения, являющейся важнейшей частью сферы социальной защиты, особое место принадлежит таким учреждениям, как комплексные центры социальной защиты населения (КЦСОН). Укажем причины, на основании которых можно сделать подобный вывод,

- из всех учреждений социального обслуживания комплексные центры имеют самый широкий контингент получателей услуг, среди которых присутствуют представители всех слабозащищенных групп населения;

- в соответствии с вышесказанным учреждения данного типа

отличаются максимально широким перечнем предоставляемых услуг;

- комплексные центры социального обслуживания населения присутствуют во всех крупных, малых городах и в сельской местности, являясь во многих случаях единственным учреждением социального обслуживания на территории или в населенном пункте[1; 3; 4].

Правовая основа работы КЦСОН закреплена, прежде всего, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в котором определено, что организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание [6].

Конкретизация деятельности отдельных учреждений социального обслуживания, в том числе комплексных центров, определена также системой национальных стандартов, среди которых ведущую роль для функционирования комплексных центров играет ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания». В частности, данным стандартом определено, что к комплексным относятся учреждения, которые обеспечивают предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

В соответствии с указанным документом, комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- организационно-методическое отделение;

- консультативное отделение;

- отделение срочного социального обслуживания;

- отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан;

- отделение дневного пребывания детей и подростков;

- отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

- отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- специализированное отделение социально -медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения);

- отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями [2].

Определение, данное в стандарте комплексному центру, а также перечисление структурных подразделений, которые могут входить в его состав, еще раз иллюстрирует ранее указанные характеристики комплексных центров как наиболее массовых учреждений социального обслуживания, предоставляющих разнообразные социально значимые услуги широкому контингенту клиентов из числа граждан, нуждающихся в социальной защите, помощи и поддержке.

Статистические данные с 2011 по 2022 гг. показывают, что развитие сети учреждений социального обслуживания шло по пути уменьшения количества учреждений при одновременном их слиянии и укрупнении [3; 4]. Подобная тенденция напрямую относится к комплексным центрам - их количество за указанный период уменьшилось с 2185 до 1370 учреждений. В то же время статистика отражает постоянное увеличение количества обслуживаемых клиентов и объемов предоставляемых услуг, что обусловлено совокупностью демографических, экономических и даже социально-политических факторов. Так растет число пожилых людей и инвалидов и их потребности в социальном обслуживании, что является проявлением современных демографических тенденций. В то же время, например, в структуре клиентов увеличилось количество беженцев и вынужденных переселенцев, а также ситуативно появилась новая категория обслуживаемых - участники специальной военной операции и члены их семей.

Происходящие изменения в структуре клиентов и их потребностей привели в последние годы к значительному повышению внимания государства к вопросам социальной защиты и социального обслуживания, появлению новых форм и технологий социальной помощи и поддержки. Все это находит непосредственное отражение в работе комплексных центров социального обслуживания населения, и значит должно становиться предметом изучения и научного анализа.

Авторами работы в 2023-24 гг. было проведено социологическое исследование по рассматриваемой теме. Информация была собрана в ходе экспертного опроса в форме полуструктурированного интервью среди руководителей и ведущих специалистов комплексных центров социального обслуживания населения Иркутской области. Количество экспертов составило 21 чел. из числа руководителей, их заместителей и руководителей подразделений 7 комплексных центров Иркутской области. Из них 2 учреждения расположены в крупных городах, 4 - в малых городах, и 1 комплексный центр в сельской местности. Цель исследования состояла в

оценке происходящих в последние годы изменений в работе комплексных центров в разных аспектах.

Характеризуя изменения количества клиентов в последние годы подавляющее большинство экспертов, 17 из 21, отметили значительный рост числа получателей услуг. При этом ответы экспертов подтвердили рост как по «традиционным» клиентам, таким как пожилые и престарелые граждане, инвалиды, семьи с детьми инвалидами, так и по другим категориям получателей услуг - приемные семьи, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, ветераны и участники боевых действий, беженцы и вынужденные переселенцы, лица без определенного места жительства и др.

Экспертам также задавались вопросы относительно того, как изменился качественный состав клиентов комплексных центров, какие тенденции проявляются с точки зрения демографических характеристик, личных качеств, потребностей получателей услуг. Ниже приведены обобщенные ответы экспертов.

1. Резко возросло количество пожилых людей, нуждающихся в постоянном социальном обслуживании и уходовых услугах на дому, среди них все чаще встречаются клиенты с проявлениями деменции, психохронических заболеваний, для которых лучшим вариантом является помещение в стационар. Одновременно увеличилось количество взрослых детей, желающих устроить своих престарелых родителей в государственные дома-интернаты.

2. Растет количество получающих услуги семей с детьми-инвалидами, при этом все чаще встречаются дети раннего возраста с задержкой в развитии: с расстройствами аутистического спектра, задержкой психоречевого развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

3. В связи с ростом числа онкологических заболеваний, диабета, ишемической болезни сердца, приводящих к инвалидности, на обслуживании все чаще находятся более молодые получатели социальных услуг в возрасте от 55 лет.

4. Возросло число клиентов, готовых получать услуги на платной

основе, хотя и незначительно. Что касается причин неготовности оплачивать социальные услуги, то 15 экспертов считают, что готовность оплачивать услуги главным образом сдерживается нежеланием клиентов платить за то, что, по их мнению, им должны предоставить бесплатно. И лишь 6 экспертов уверены, что население не готово платить по причине недостатка средств.

5. Значительно возрос уровень информированности и активности клиентов, хотя в определенной степени это зависит от возраста и социального статуса обслуживаемых. Клиенты стали более грамотными, лучше знают свои права и больше требуют от сотрудников. На повышение информированности значительно влияет цифровизация, в процесс получения социальных услуг включен портал Госуслуг, широко используются группы в мессенджерах и социальных сетях.

Экспертам было предложено ответить на вопрос, какие в последние годы произошли наиболее значительные изменения в работе комплексных центров и какие появились новые направления работы. Были получены следующие ответы:

- социальный контракт;

- система долговременного ухода, в том числе технология приемной семьи для пожилого человека;

- сопровождение семей участников специальной военной операции;

- значительное увеличение объемов и перечня услуг для семей с детьми-инвалидами как на дому, так и в полустационарной форме;

- социальная занятость инвалидов;

- сопровождаемое проживание для инвалидов;

- применение портала Госуслуг для получения услуг комплексных центров; и др.

Отметим, что постоянное появление новых видов услуг и направлений работы происходит на фоне сохранения уже сложившихся форм помощи пожилым гражданам, инвалидам, семьям в трудной жизненной ситуации,

которые изначально и традиционно являются самыми многочисленными категориями клиентов. Все это говорит о повышении интенсивности и сложности работы комплексных центров, которая сопровождается возникновением проблем. Рассмотрим, какие из них, по мнению экспертов, являются на сегодняшний день наиболее острыми.

1. Практически все из опрошенных нами руководителей комплексных центров на первое место ставят кадровую проблему, что очевидно в условиях появления множества новых направлений работы. Самым «трудоемким» является развитие системы долговременного ухода, поэтому наряду с набором новых социальных работников и сиделок для ухода за пожилыми, проживающими в семьях или имеющих родственников, стали все чаще привлекать ресурсы родственного ухода после прохождения членами семьи соответствующей подготовки. Также появление новых видов и форм деятельности делает актуальным постоянное обучение и повышение квалификации для сотрудников.

2. Определенные сложности и проблемы возникают с цифровизацией, например, для некоторых клиентов в силу возраста или слабого владения компьютерными технологиями тяжело привыкнуть к подаче заявки на обслуживание через портал Госуслуг. Специалистам комплексных центров, работающих с клиентами, зачастую приходится не только помогать им, но и обучать пользоваться цифровыми сервисами, что в последнее время также можно считать одним из новых направлений работы.

3. В настоящее время в системе социальной защиты и социального обслуживания происходит достаточно много реорганизаций, которые также усложняют работу. Например, объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в Социальный фонд, или передача ряда функций от одних учреждений социального обслуживания другим. Это создает проблемы для клиентов, которые не всегда понимают, куда им обращаться со своей проблемой. А поскольку комплексные центры являются самыми распространенными учреждениями в системе социального обслуживания, их

работникам приходится в таких ситуациях брать на себя дополнительные функции информирования и решения проблем клиентов, не всегда имея для этого необходимые кадровые и временные ресурсы.

Общий вывод по результатам экспертного опроса выглядит противоречиво. С одной стороны, мы видим, что в последние годы комплексные центры социального обслуживания населения значительно увеличили свой функционал и объемы работы, за которыми не всегда следуют необходимые ресурсы. И это может явиться основой для пересмотра функций, возможной их передачи другим учреждениям системы социального обслуживания. Но с другой стороны комплексные центры были и остаются самыми массовыми учреждениями социального обслуживания, они зачастую являются единственными организациями социального обслуживания на территории или в населенном пункте, что неизбежно заставляет их выполнять большое количество функций. Поэтому главным ресурсом для решения проблем комплексных центров, усовершенствования их деятельности является организация работы, основывающаяся на высокой квалификации управленцев, специалистов, умении грамотно и эффективно распределять и использовать имеющиеся ресурсы для решения актуальных вопросов социального обслуживания населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеев Д.А. Комплексные центры социального обслуживания в России / Д.А. Аникеев // Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: сборник статей Международной научно-практической конференции, Омск, 23 ноября 2017 года. - Омск: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2017. - 12-19.

2. ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200043280 (дата обращения: 10.04.2024).

3. Замараева З.П. Влияние механизма законодательного регулирования на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации / З.П. Замараева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2020. - № 47. - С. 83-106.

4. Захарова А.А. К вопросу о повышении эффективности деятельности комплексных центров социального обслуживания населения в регионе / А.А. Захарова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Х Международной научно -практической конференции, Рязань, 04-06 октября 2018 года. - Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Концепция», 2018. - С. 133-136.

5. Министерство труда и социальной защиты РФ: официальный сайт. Статистическая информация. - URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/opengov/18 (дата обращения: 11.04.2024).

6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федер. закон РФ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499067367?marker=8QO0M6 (дата обращения: 10.04.2024).

7. Росстат: официальный сайт. Старшее поколение. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 11.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.