Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дерен И.И., Самофатова К.А.

Цель. Оценка социально-экономических показателей сферы социального обслуживания населения на территории нашего государства.Процедура и методы. Основное содержание проведённого исследования составляет анализ научной литературы и действующей законодательной базы по вопросам социального обслуживания. В статье авторами представлены актуальные данные, раскрывающие современное состояние и показатели сферы социального обслуживания в Российской Федерации, особенности социальной политики в отношении людей пожилого возраста.Результаты. По итогам исследования авторами сделан вывод, что на сегодняшний день сфера социального обслуживания включает в себя разветвлённую сеть учреждений, сотрудники которых предоставляют широкий спектр низко технологической помощи, охватывающей вниманием все сферы жизнедеятельности граждан пожилого возраста.Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении ключевых проблем, сдерживающих развитие сферы социального облуживания, а также определении тенденций развития, реализация которых будет способствовать решению рассматриваемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES OF THE POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Aim. Assessment of socio-economic indicators of the sphere of social services of the population on the territory of our state.Methodology. The main content of the study is the analysis of scientific literature and the current legislative framework on social services. In the article the authors present up-to-date data revealing the current state and indicators of the sphere of social services in the Russian Federation, the features of social policy in relation to the elderly population.Results. According to the results of the study it was concluded that today the sphere of social services includes an extensive network of institutions, employees of which provide a wide range of low-tech assistance, covering all spheres of life of elderly citizens.Research implications. It consists in identifying the key problems hindering the development of the sphere of social service, as well as identifying the development trends, the implementation of which will contribute to solving the problems under consideration.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 364-7

DOI: 10.18384/2310-6646-2023-1-6-13

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дерен И. И.1, Самофатова К. А.2

1Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний 600020, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67Е, Российская Федерация

2Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

600000, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Горького, д. 87, Российская Федерация Аннотация

Цель. Оценка социально-экономических показателей сферы социального обслуживания населения на территории нашего государства.

Процедура и методы. Основное содержание проведённого исследования составляет анализ научной литературы и действующей законодательной базы по вопросам социального обслуживания. В статье авторами представлены актуальные данные, раскрывающие современное состояние и показатели сферы социального обслуживания в Российской Федерации, особенности социальной политики в отношении людей пожилого возраста. Результаты. По итогам исследования авторами сделан вывод, что на сегодняшний день сфера социального обслуживания включает в себя разветвлённую сеть учреждений, сотрудники которых предоставляют широкий спектр низко технологической помощи, охватывающей вниманием все сферы жизнедеятельности граждан пожилого возраста. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении ключевых проблем, сдерживающих развитие сферы социального облуживания, а также определении тенденций развития, реализация которых будет способствовать решению рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: сфера социального обслуживания населения, показатели, социальные услуги, Российская Федерация

RESEARCH OF SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES OF THE POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

I. Deren1, K. Samofatova2

1 Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service

67E ul. Bol'shaya Nizhegorodskaya, Vladimir 600020, Vladimir region, Russian Federation 2Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov

87 ul. Gofkogo, Vladimir 600000, Vladimir region, Russian Federation

© CC BY Дерен И . И. , Самофатова К. А . , 2023.

W

Abstract

Aim. Assessment of socio-economic indicators of the sphere of social services of the population on the territory of our state.

Methodology. The main content of the study is the analysis of scientific literature and the current legislative framework on social services. In the article the authors present up-to-date data revealing the current state and indicators of the sphere of social services in the Russian Federation, the features of social policy in relation to the elderly population.

Results. According to the results of the study it was concluded that today the sphere of social services includes an extensive network of institutions, employees of which provide a wide range of low-tech assistance, covering all spheres of life of elderly citizens.

Research implications. It consists in identifying the key problems hindering the development of the sphere of social service, as well as identifying the development trends, the implementation of which will contribute to solving the problems under consideration.

Keywords, sphere of social services of the population, indicators, social services, Russian Federation

Введение

На сегодняшний день органами государственной власти на территории Российской Федерации уделяется пристальное внимание развитию сферы социального обслуживания населения, которая является одним из основных институтов реализации социальной и экономической политики нашего государства, основополагающая цель которой заключается, в первую очередь, в обеспечении устойчивого экономического развития, а во вторую, в обеспечении социальной стабильности пожилого социума [1, с . 34].

В связи с принятием в 2013 г. Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сфера социального обслуживания претерпела существенные изменения и находится на этапе трансформации и инновационного реформирования [4, с . 158].

На законодательном уровне закреплены требования к организации работы поставщиков социальных услуг, определению подушевых нормативов финансирования и параметров оценки нуждающихся получателей социальных услуг, использованию в процессе предоставления услуг инновационных технологий, которые были апробированы в регионах1

Современное состояние сферы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Сфера социального обслуживания включает социальные услуги, предоставляемые поставщиками людям старшего поколения и инвалидам независимо от форм собственности в различных формах социального обслуживания, направленные на удовлетворение потребностей и повышение качества жизни нуждающихся в обслуживании граждан [2, с . 65].

На начало 2022 г на территории Российской Федерации доля граждан старше трудоспособного возраста составила 24,1%, т. е . 35 млн человек .С увеличением возраста у пожилого человека повышается потребность в уходе и социальной помощи .

Эффективность государственной системы социального обслуживания населения напрямую зависит от доступности инфраструктуры, классификация которой представлена на рисунке 1

1 Федеральный закон от 28.12. 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской

Федерации» // СПС Консультант Плюс .

Государственная система социального обслуживания населения

* Форма собственности учреждений

Государственные учреждения Муниципальные учреждения Учреждения иных форм собственности

> Типы учреждений

Стационарные учреждения (постоянное, временное или пятидневное (в неделю) круглосуточное проживание) Полустационарные (дневное или ночное пребывание граждан пожилого возраста в учреждении (или отделении учреждения) Нестационарные (предоставление услуг пожилым гражданам без проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения)

Комплексные (предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому) Учреждения социального обслуживания на дому (предоставление услуг по месту проживания) Учреждения (отделения) срочного социального обслуживания (предоставление услуг разового характера пожилым гражданам)

Учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи (предоставление помощи, направленной на адаптацию пожилых граждан в обществе, создание благоприятных отношений в семье).

Вид учреждений

Территориальные центры социальной помощи семье и детям Центры социального обслуживания населения Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей Социальные приюты для детей и подростков Геронтологические центры Специальные дома для одиноких престарелых Дома ночного пребывания

Центры психолого-педагогической помощи и др.

Рис. 1 / Fig.l. Клаесификация еферысоциальногообслуживания населения на государственном уровне /Classifiaetion of the sphere of social services of the population at the state level

Источник: ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания (утв . и введён в

действие Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 535-ст)

На сегодняшний день сфера социального обслуживания населения определяется как особая система, сочетающая в себе разные формы, типы и виды организаций, описанных в рис . 1, основополагающе й целью которых является определение и удовлетворение социально важных потребностей пожилого поколения .

В таблице 1 представлены аналитические данные о численности поставщиков социальных услуг в Российской Федерации, о количестве платных и бесплатных социальных услуг за период 2018-2021 гг.

W

Таблица 1 / Table 1

Основные показатели деятельности сферы социального обслуживания населения в Российской Федерации за 2018-2021 гг., единиц / Key performance indicators of the social services sector in the Russian Federation for 2018-2021, units

Социально-экономический показатель Год

2018 2019 2020 2021

Количество юридических лиц, из которых: 6 277 6 375 6 570 6 592

организации социального обслуживания 4 784 4 702 4 622 4 498

коммерческие организации 294 349 499 465

некоммерческие организации (НКО), из них: 1 015 1 128 1 231 1 381

социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) 861 963 1 084 1 190

Индивидуальные предприниматели 184 196 218 248

Количество социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, оказанных: 1 859 561 877 1 975 106 788 1 962 378 909 1 987 766 279

организациями социального обслуживания 1 788 602 183 1 876 283 093 1 844 783 032 1 834 962 344

коммерческими организациями 23 953 030 17 888 798 25 713 899 41 536 540

НКО, за исключением СОНКО 11 222 178 19 710 187 9 264 465 10 814 820

некоммерческими СОНКО 44 905 727 58 335 844 77 960 879 94 588 024

индивидуальными предпринимателями 2 100 937 2 888 866 4 656 634 5 864 551

Количество установленных дополнительных (платных) социальных услуг, оказанных: 105 085 798 113 876 375 104 674 205 106 507 988

организациями социального обслуживания 97 198 740 105 606 828 96 803 751 97 809 472

коммерческими организациями 1 454 300 796 143 682 142 1 001 219

НКО, за исключением СОНКО 601 507 604 784 461 751 521 272

некоммерческими СОНКО 5 733 536 6 868 453 6 726 345 7 175 222

индивидуальными предпринимателями 97 715 167 216 803

Источник: Информация об осуществлении мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/2366

(дата обращения: 10.11.2022) .

На территории Российской Федерации на 1 января 2022 г. инфраструктура сферы социального обслуживания пожилого населения составляет более 6,5 тыс. организаций, относящихся к юридическим лицам и предоставляющих социальные услуги в разных формах обслуживания . Из них 1 237 стационарных учреждений, в которых получают социальное обслуживание более 250 тыс . человек1 . На протяже-

1 Росстат: Старшее поколение . Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, 3 .8 .1

нии анализируемого в настоящем исследовании периода количество поставщиков социальных услуг (юридических лиц) увеличивалось . Из общего числа учреждений социального обслуживания основная часть (4 498 ед . ) - это подведомственные учреждения региональных органов государственной власти, 2 094 - негосударственные Наравне с государственными учреждениями к обеспечению социальными услугами пожилых граждан активно привлекают коммерческие и некоммерческие организации . Это способствует повышению качества надомного социального обслуживания. Однако активное привлечение коммерческих организаций может привести к коммерциализации социальных услуг, что будет считаться неблагоприятным фактором, так как граждане старшего поколения не располагают достаточным количеством финансовых средств

Сокращение государственных учреждений (с 4 784 ед . в 2018 г. до 4 498 ед . в 2021 г. ), увеличение количества дополнительных (платных) социальных услуг (с 105 085 798 ед . в 2018 г. до 106 507 988 ед . в 2021 г. ) на фоне уменьшения доходов людей пожилого возраста ограничивает доступ нуждающегося социума к качественным социально-значимым услугам [3, с . 248].

Объём бюджетного финансирования на содержание государственной системы социального обслуживания с каждым годом увеличивается (табл 2)

Таблица 2 / Table 2

Финансирование содержания государственной системы социального обслуживания населения, тыс. рублей / Financing of the maintenance of the state social service system, thousand roubles

Социально-экономический показатель Год

2018 2019 2020 2021

Объем средств региональных бюджетов, предусмотренных на обеспечение социального обслуживания, из которых на предоставление услуг в: 238 017 008 258 984 985 299 934 713 284 387 905

учреждениях стационарного типа 118 738 857 128 036 168 139 986 397 143 175 818

полустационарной форме социального обслуживания 39 041 424 39 912 859 47 624 011 44 373 376

учреждениях социального обслуживания на дому 80 236 726 91 035 958 112 324 305 96 838 710

Объем средств, уплаченных гражданами за предоставление социальных услуг, из них на предоставление услуг в: 111 063 737 239 888 103 41 434 212 40 989 040

учреждениях стационарного типа 30 839 443 233 664 904 32 640 512 32 204 231

полустационарной форме социального обслуживания 1 387 428 695 841 1 124 809 1 744 073

учреждениях социального обслуживания на дому 78 836 867 5 527 358 7 668 891 7 040 736

Источник: Информация об осуществлении мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud. gov.ru/docs/mintrud/protection/2366

(дата обращения: 09.11.2022).

Стационарные организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/13877 (дата обращения: 09.11.2022) .

V1V

ISSN 2072-8549

9

2023/№ 1

Финансирование деятельности учреждений социального обслуживания на региональном уровне осуществляется на основании бюджетного законодательства Российской Федерации за счёт средств бюджета региона, а также за счёт средств граждан пожилого возраста, которые признаны нуждающимися, за плату или частичную оплату1 [4, с . 174].

В ходе исследования были определены проблемы развития сферы социального обслуживания пожилого населения:

- устойчивый рост числа граждан пожилого возраста в общей численности населения Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение количества организаций (отделений, служб, центров и т. д . ), предоставляющих социальные услуги в стационарной, полустационарной формах, а также на дому пожилому населению в большинстве округов Российской Федерации;

- снижение количества предоставляемых услуг пожилым гражданам;

- недостаточная мощность стационарных организаций социального обслуживания пожилого населения [5, с . 76].

Таким образом, на территории Российской Федерации с целью минимизации выделенных проблем необходимо проведение соответствующих мероприятий, направленных на:

- развитие объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и пожилых граждан;

- строительство новой современной инфраструктуры;

- активное привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению социально-медицинских услуг по долговременному уходу за нуждающимися

Функционирование расширенного общественного воспроизводства, повышение качества жизни населения и удовлетворение его социальных потребностей и интересов обуславливаются высоким уровнем обеспеченности объектами социальной инфраструктуры в государстве В условиях дефицита бюджета и оптимизации государственных расходов снижение уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для граждан и повышение уровня изношенности основных фондов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения требует решения вопроса поиска дополнительного финансирования объектов социальной инфраструктуры, альтернативного бюджетному. Эффективным инструментом повышения качества оказания социальных услуг является применение механизма государственно-частного партнёрства В условиях существующих бюджетных ограничений на уровне субъектов Российской Федерации использование государственно-частного партнёрства позволит повысить доступность качественных услуг, соответствующих современным государственным стандартам, а также задачам ускоренного социально-ориентированного развития

1 Рослякова С. В ., Черникова Е . Г. Социальное обслуживание пожилых людей: учебное пособие . Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. С. 174 .

Заключение

Статья поступила в редакцию 14.11.2022.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерен И . И . Экономические тенденции в сфере услуг в Российской Федерации с учётом глобальных факторов // Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 3 (55). С. 34-37.

2. Малофеев И . В . Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. М. : Дашков и К, 2020. 172 с.

3. Павловская О . Ю . Социальное обслуживание по новым правилам: проблемные аспекты теории и практики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право . 2019 . № 2. С. 242-248.

4. Садыков Р. М. , Большакова Н . Л. , Хамадеева Р. Х. Социальное обслуживание населения в условиях его модернизации: теоретические аспекты // Вестник университета. 2021. № 3. С. 156-161.

5 . Самофатова К. А. Специфика организации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в Российской Федерации // Социальная политика и социология. 2019 . Т. 18 . № 1 (130). С. 68-79.

REFERENCES

1. Deren I. I. [Economic trends in the service sector in the Russian Federation taking into account global factors]. In: Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 2020, no . 3 (55), pp . 34-37. 2 . Malofeev I . V. Social'nye uslugi v sisteme social'nogo obsluzhivaniya naseleniya: monografiya [Social services in the system of social services of the population: monograph], Moscow, Dashkov and K Publ . , 2020. 172 p . 3. Pavlovskaya O. Yu. [Social service according to new rules: problematic aspects of theory and practice]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of Voronezh State University. Series: Law], 2019, no. 2, pp. 242-248.

4 . Sadykov R. M . , Bolshakova N . L . , Khamadeeva R. H . [Social service of the population in the

conditions of its modernization: theoretical aspects]. In: Vestnik universiteta [Bulletin of the University], 2021, no . 3, pp. 156-161.

5 . Samofatova K. A. [Specifics of the organization of the system of long-term care for elderly

citizens in the Russian Federation], In: Social'naya politika i sociologiya [Social policy and sociology], 2019, vol. 18, no. 1 (130), pp. 68-79.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Дерен Иванна Ивановна - доктор экономических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний; e-mail: deren-ivanna@yandex.ru

Самофатова Ксения Алексеевна - соискатель кафедры стратегического планирования и управления жилищно-коммунальным комплексом Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых; e-mail: kandikaeva@mail.ru

ISSN 2072-8549

9

2023/№ 1

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ivanna I. Deren - Dr. Sci. (Economics), Prof. , Department of Humanities and Socio-Economic Studies, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service; e-mail: deren-ivanna@yandex.ru

Ksenia A. Samofatova - External Postgraduate Student, Department of Strategic Planning and Management of Housing and Communal Complex, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov; e-mail: kandikaeva@mail. ru

Дерен И. И. , Самофатова К. А. Исследование социально-экономических показателей сферы социального обслуживания населения в российской федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2023. № 1. С. 6-13.

Deren. I. I. , Samofatova K. A. Research of Socio-Economic Indicators of the Sphere of Social Services of the Population in the Russian Federation. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Economics, 2023, no . 1. pp. 6-13. DOI: 10.18384/2310-6646-2023-1-6-13

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

DOI: 10.18384/2310-6646-2023-1-6-13

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.