Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОЛУЧАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедова Саида Алирзаевна, Мусаева Саният Джалалудиновна, Нукербекова Гулаймат Валижановна

Восемь лет назад в нашей стране произошел пересмотр правовых аспектов соцобслуживания населения, сферы, оказавшейся, согласно п. «ж» ст. 72 российского основного закона, в правовом поле двух уровней, как обшегосударственного, так и регионального. Причиной послужило вступление в силу, через год после принятия, Федерального закона от 28.12.2013 ц 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Вопросы правового регламентирования социального обслуживания в последние годы неоднократно становились объектом анализа в научных публикациях. В соответствии со ст. 20, 21 Федерального закона от 28.12.2013 ц 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» виды социальных услуг включают следующие услуги: социально-бытовые; социально-медицинские; социальнопсихологические; социально-педагогические; социально-трудовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг; срочные социальные услуги. Для исполнения вышеупомянутых положений в Республике Дагестан были инициированы два закона. Согласно официальной информации Минтруда Дагестана, в течение года комплексные центры соцобслуживания населения в муниципальных районах и городских округах оказывают соцуслуги более 200 тыс. человек. Среди потребителей этих услуг - одинокие пожилые люди и инвалиды. За аналогичный период в учреждениях соцобслуживания семьи, женщин и детей получают соцуслуги, среди которых особое место занимают услуги, оказываемые на дому, более 130 тыс. человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Магомедова Саида Алирзаевна, Мусаева Саният Джалалудиновна, Нукербекова Гулаймат Валижановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SOCIAL SERVICE SYSTEM IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Eight years ago, in our country, there was a revision of the legal aspects of social services for the population, a sphere that, according to paragraph "g" of Article 72 of the Russian basic law, appeared in the legal field of two levels, both national and regional. The reason was the entry into force, a year after the adoption, of Federal Law No. 442-FZ dated December 28, 2013 "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation". The issues of legal regulation of social services in recent years have repeatedly become the object of analysis in scientific publications. In accordance with art . 20, 21 of Federal Law No. 442-FZ dated December 28, 2013 "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation" types of social services include the following services: social and household; socio-medical; socio-psychological; socio-pedagogical; socio-labor; services in order to increase the communicative potential of recipients of social services; urgent social services. Two laws have been initiated in the Republic of Dagestan to implement the above-mentioned provisions. According to the official information of the Ministry of Labor of Dagestan, during the year, integrated social service centers in municipal districts and urban districts provide social services to more than 200 thousand people. Among the consumers of these services are lonely elderly people and the disabled. During the same period, more than 130 thousand people receive social services in social service institutions for families, women and children, among which a special place is occupied by services provided at home.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

УДК 364.24 МАГОМЕДОВА САИДА АЛИРЗАЕВНА

к.м.н., доцент кафедры социальных и информационных технологий ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: msaika@yandex.ru

МУСАЕВА САНИЯТ ДЖАЛАЛУДИНОВНА

к.п.н., доцент кафедры социальных и информационных технологий ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: sanita@mail.ru

НУКЕРБЕКОВА ГУЛАЙМАТ ВАЛИЖАНОВНА

магистрант 2 года обучения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: sanita@mail.ru

DOI:10.26726/1812-7096-2022-12-244-249 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Аннотация. Восемь лет назад в нашей стране произошел пересмотр правовых аспектов соцобслуживания населения, сферы, оказавшейся, согласно п. «ж» ст. 72 российского основного закона, в правовом поле двух уровней, как обшегосударственного, так и регионального. Причиной послужило вступление в силу, через год после принятия, Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Вопросы правового регламентирования социального обслуживания в последние годы неоднократно становились объектом анализа в научных публикациях. В соответствии со ст. 20, 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» виды социальных услуг включают следующие услуги: социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-трудовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг; срочные социальные услуги. Для исполнения вышеупомянутых положений в Республике Дагестан были инициированы два закона. Согласно официальной информации Минтруда Дагестана, в течение года комплексные центры соцобслуживания населения в муниципальных районах и городских округах оказывают соцуслуги более 200 тыс. человек. Среди потребителей этих услуг — одинокие пожилые люди и инвалиды. За аналогичный период в учреждениях соцобслуживания семьи, женщин и детей получают соцуслуги, среди которых особое место занимают услуги, оказываемые на дому, более 130 тыс. человек. Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, получатели социальных услуг, законодательство, организация

MAGOMEDOVA SAIDA ALIRZAEVNA

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University,

e-mail: msaika@yandex.ru

MUSAYEVA SANIYATJALALUDINOVNA

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University,

e-mail: sanita@mail.ru

NUKERBEKOVA GULAIMATVALIZHANOVNA

Master's student of 2 years of study at Dagestan State University,

e-mail: sanita@mail.ru

IMPROVEMENT OF THE SOCIAL SECURITY SYSTEM SERVICES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. Eight years ago, in our country, there was a revision of the legal aspects of social services for the population, a sphere that, according to paragraph "g" of Article 72 of the Russian basic law, appeared in the legal field of two levels, both national and regional. The reason was the entry into force, a year after the adoption, of Federal Law No. 442-FZ dated December 28, 2013 "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation". The issues of legal regulation of social services in recent years have repeatedly become the object of analysis in scientific publications. In accordance with art . 20, 21 of Federal Law No. 442-FZ dated December 28, 2013 "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation" types of social services include the following services: social and household; socio-medical; socio-psychological; socio-pedagogical; socio-labor; services in order to increase the communicative potential of recipients of social services; urgent social services. Two laws have been initiated in the Republic of Dagestan to implement the above-mentioned provisions. According to the official information of the Ministry of Labor of Dagestan, during the year, integrated social service centers in municipal districts and urban districts provide social services to more than 200 thousand people. Among the consumers of these services are lonely elderly people and the disabled. During the same period, more than 130 thousand people receive social services in social service institutions for families, women and children, among which a special place is occupied by services provided at home.

Keywords: social services, social services, recipients of social services, legislation, organization

Восемь лет назад в нашей стране произошел пересмотр правовых аспектов соцобслужива-ния населения, сферы, оказавшейся, согласно п. «ж» ст. 72 российского основного закона, в правовом поле двух уровней, как обшегосударственного, так и регионального. Причиной послужило вступление в силу, через год после принятия, Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», фактически отменившего два других федеральных законодательных акта середины 90-х годов - «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

«Вопросы правового регламентирования социального обслуживания в последние годы неоднократно становились объектом анализа в научных публикациях» [2]. Утратившие свою силу прежние два закона послужили правовой основой для принятия нового ФЗ, который вступил в действие с 1.01.2015 г.

Соцобслуживание россиян, являясь важнейшим звеном системы их соцзащиты, - это, с одной стороны, серьезный довесок в виде гарантированных государством льгот или выплат, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей представителей малообеспеченных групп населения, с другой - достаточно самостоятельная сфера деятельности, заключающаяся в предоставлении соцуслуг, удовлетворяющих специфичные услуги лиц старшего возраста и инвалидов. Но в любом случае, его главная цель и задача - помощь тем, кто волею судьбы оказался в тяжелом положении, требующем поддержки.

Основными направлениями последовательного совершенствования и реформирования этой многофункциональной системы являются стремление к росту качества предоставляемых услуг, их адресности и доступности, привлечение предпринимательского сообщества и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), придание человеческих черт рыночным отношениям с одновременным стимулирование здоровой конкуренции между участниками рынка предоставления соцуслуг.

В соответствии со ст. 20, 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» виды социальных услуг включают следующие услуги: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинские; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде; социально-педагогические, направленные на профи-

лактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги (бесплатное горячие питание и набор про-дуктов, обеспечение одеждой, обувью, содействие в получении временного жилья и т. д.) [8].

Социальные услуги различаются по форме: стационарная, полустационарная, на дому, по телефону (телефоны доверия), а также по периодичности оказания: постоянные, периодические, разовые.

Причиной годовой отсрочки для введения нового закона об основах соцобслуживания населения а РФ послужила необходимость подготовки законодательства в целом на обоих уровнях - общефедеральном и, особенно, местном, на уровне которого предусматривается сегодня регуляция многих вопросов.

«Вводятся новые термины: «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в соцобслуживании», а термин «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции» [1]. Зато из нового закона исчез термин «трудная жизненная ситуация», активно использовавшийся в работе социальных служб с 1995 г. Ему на смену пришло четкое обозначение обстоятельств, вынуждающих признать человека нуждающимися в соцобслуживании (ст. 15), иными словами, условий, требующих его перевода под особую опеку. Описанная трансформация терминов является особенностью нынешнего социального государства [5].

Важнейшим нововведением является ведение в регионах нашей страны перечня предоста-вителей социальных услуг, включающего как юридических лиц самых разных организационно-правовых форм, так и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Среди законодателей на протяжении ряда лет существовало мнение, что соцоб-служивание относится исключительно к государственной или публичной сфере, и никоим образом не может находиться в ведении частников [6]. «Однако сегодня уже теоретически обоснована дифференциация видов соцобслуживания на государственные и негосударственные. Таким образом, часть полномочий по оказанию услуг в этой сфере перепоручена негосударственным структурам» [1].

Для исполнения вышеупомянутых положений в Республике Дагестан были инициированы два закона: от 29.09.2014 № 72 «Об отдельных вопросах соцобслуживания граждан в РД» и от 11.11. 2014 года № 83 «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в РД», вступившие в силу с 1.01.2015.

В статье 4 ФЗ № 72 от 29.09.2014 г. обозначены права органов государственной власти Дагестана в сфере социального обслуживания граждан: Народного Собрания РД, Правительства РД и уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в сфере соцобслуживания, в роли которого выступает Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. Также определены меры социальной поддержки и стимулирования социальных работников организаций социального обслуживания РД.

Республиканский закон от 11.11.2014 г. № 83 на основании части 5 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» устанавливает, что размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Дагестане в 1,5 раза превышает прожиточный минимум, установленной в соответствии с республиканским законом, принятым ранее, от 6.07.2005 года № 28 «О прожиточном минимуме в Республике Дагестан».

25 декабря 2014 года Народное Собрание Республики Дагестан приняло проект Закона РД «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками соцуслуг в

РД» [8].

«Согласно официальной информации Минтруда Дагестана, в течение года комплексные

центры соцобслуживания населения в муниципальных районах и городских округах оказывают соцуслуги более 200 тыс. человек. Среди потребителей этих услуг - одинокие пожилые люди и инвалиды. За аналогичный период в учреждениях соцобслуживания семьи, женщин и детей получают соцуслуги, среди которых особое место занимают услуги, оказываемые на дому, более 130 тыс. человек. Среди последних немало детей, находящихся в социально опасном положении» [2]. Соцобеспечение данных социальных групп, особенно чувствительных к отсутствию поддержки со стороны государства, быть обеспечено в первую очередь.

Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме соцобслуживания путем предоставления широкого спектра соцуслуг тем, кто сталкивается с серьезными проблемами, преодолеть которые они сами не в состоянии.

Так, в 2021 году организациями соцобслуживания населения в муниципальных образованиях республики обслужено около 135 тыс. лиц преклонного возраста и инвалидов (за 2020 год -132,3 тыс. чел.). Также организациями соцобслуживания семьи и детей в 2021 г. обслужено около 11 тыс. чел. (за 2020 год - 5,4 тыс. чел.), которым оказано различные социально-психологические, социально-медицинские, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые и прочие услуги.

Кроме того, Минтрудом РД заключены соглашения с Дагестанской региональной общественной организацией помощи инвалидам «Жизнь без слез» и Общеобразовательной автономной некоммерческой организацией «Комплексный общеобразовательный центр для детей с ОВЗ «Дарить добро». В целом за 2021 год данными организациями предоставлено более 107 тыс. соцуслуг в полустационарной форме 42 получателям, на оказание которых Минтрудом РД выплачена денежная компенсация в размере более 2 млн рублей.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 .12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» сформирован список поставщиков соцуслуг Республики Дагестан, в который по состоянию на 1.01.2022 г. наряду с государственными

13 реабилитационных центров для детей и подростков

Республиканский центр социальной помощи семье

5 Домов-интернатов

Комплексный цент для лиц БОМЖ

Рис. 1. Система сообслуживания РД

Но как показывает анализ, существует целый ряд проблем, требующих для своего разрешения новых подходов, активного поиска и разработки и внедрения инновационных технологий.

Среди возможных путей их решения можно выделить следующие:

- модернизировать подход к проведению социального нестационарного обслуживания, например:

- разработать схему дистанционного патронажа получателей соцуслуг старшего поколения - «Тревожная кнопка»;

- предоставить возможность пользоваться соцуслугам на дому с использованием ГГ-технологий, посредством диспетчерской службы;

- сформировать систему поддержки по оказанию бытовых услуг и производства мелкого ремонта для одиноких ветеранов и пенсионеров.

Также необходимо развивать в ЦСО:

- отделения социального патронажа;

- отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста со стационаром в центрах социального обслуживания;

- «Мобильную социальную службу»;

- определить стоимость услуг в отделении социального патронажа и отделении дневного пребывания со стационаром.

Необходимо активно реализовывать в ЦСО:

- образовательные программы по обучению граждан старшего поколения иностранным языкам «Школа иностранных языков»;

- клубные и образовательные программы «Университетов третьего возраста»;

- культурно-досуговых программ, направленных на вовлечение пожилых граждан в активные формы отдыха «Активное долголетие»;

- программы, направленные на сохранение физического и психического здоровья пожилых граждан «Социальная геронтология»;

- программы по обучению граждан пожилого возраста основам компьютерной грамотности;

- танцевальные клубы и музыкальные салоны для пожилых;

- активно внедрять модели оказания услуг соцобслуживания с использованием телекоммуникационных технологий (Skype и пр.).

Таким образом, развитие системы соцобслуживания населения продолжается, процесс совершенствования должен иметь непрерывный характер. Несмотря на относительную молодость этой системы в нашей республике, она в достаточной степени продемонстрировала свою эффективность и способность реагировать на изменяющиеся условия и требования времени. Постепенно возрастают ее возможности своевременно подстраиваться под индивиду-

Литература

1. Волошина В.С., Развитие системы социального обслуживания населения в Республике Бурятия // Скиф. 2019. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-v-respublike-buryatiya (дата обращения: 02.11.2022).

2. Геворкьян Д.П. Совершенствование Законодательства Республики Дагестан о социальном обслуживании //Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2015. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-zakonodatelstva-respubliki-dagestan-o-sotsialnom-obsluzhivanii (дата обращения: 02.11.2022).

3. Золотов А.С., Зубец А.Ж. Социальная защита населения //Инновации и инвестиции. 2018. №11. URL: https://cyberleninka.ru/articleM/sotsialnaya-zaschita-naseleniya (дата обращения: 02.11.2022).

4. Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретическая конструкция современной модели социального государства //Юридический вестник ДГУ. 2011. № 3.

5. Урусова А.Б. Основные принципы социальной защиты населения // Московский экономический журнал. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/articleM/osnovnye-printsipy-sotsialnoy-zaschity-naseleniya (дата обращения: 02.11.2022).

6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"//Российская газета от 30 декабря 2013 г. № 6271. URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102170561 (дата обращения: 02.11.2022).

7. Фейфер А.А., Иванова О.В. Определение содержания и инструментария социальной политики государства // Системные технологии. 2018. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/articleM/opredelenie-soderzhaniya-i-instrumentariya-sotsialnoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 02.11.2022).

References:

1. Voloshina V.S., Razvitie sistemy social'nogo obsluzhivaniya naseleniya v Respublike Buryatiya // Skif. 2019. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/articleM/razvitie-sistemy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-v-respublike-buryatiya (data obrashcheniya: 02.11.2022).

2. Gevork'yan D.P. Sovershenstvovanie Zakonodatel'stva Respubliki Dagestan o social'nom obsluzhivanii // YUridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovershenstvovanie-zakonodatelstva-respubliki-dagestan-o-sotsialnom-obsluzhivanii (data obrashcheniya: 02.11.2022).

3. Zolotov A.S., Zubec A.ZH. Social'naya zashchita naseleniya // Innovacii i investicii. 2018. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-naseleniya (data obrashcheniya: 02.11.2022).

4. Magomedov SH.B., Butaev G.R. Teoreticheskaya konstrukciya sovremennoj modeli social'nogo gosudarst-va // YUridicheskij vestnikDGU. 2011. № 3.

5. Urusova A.B. Osnovnye principy social'noj zashchity naseleniya // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-sotsialnoy-zaschity-naseleniya (data obrashcheniya: 02.11.2022).

6. Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 N 442-FZ (red. ot 21.07.2014) Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya gra-zhdan v Rossijskoj Federacii"//Rossijskaya gazeta ot 30 dekabrya 2013 g. № 6271. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102170561 (data obrashcheniya: 02.11.2022).

7. Fejfer A.A., Ivanova O.V. Opredelenie soderzhaniya i instrumentariya social'noj politiki gosudarstva // Sis-temnye tekhnologii. 2018. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-soderzhaniya-i-instrumentariya-sotsialnoy-politiki-gosudarstva (data obrashcheniya: 02.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.