Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SOCIAL SERVICES / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICING / ПОСТАВЩИКИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / SOCIAL SERVICE PROVIDERS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН / THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Геворкьян Д.П.

В статье рассматриваются вопросы формирования новой нормативно-правовой основы социального обслуживания населения в Республике Дагестан, которая вступила в силу с 1 января 2015 года и направлена на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Важнейшим нововведением является ведение в субъектах РФ реестра поставщиков социальных услуг, в который могут вноситься как юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. В целях реализации этих положений в Республике Дагестан были приняты три закона «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Республике Дагестан», «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Республике Дагестан» и «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Дагестан». Реализуя свои полномочия, Правительство республики и Министерство труда и социального развития Дагестана приняли ряд подзаконных актов. На основе обзора данного законодательства делается вывод о том, что правовые гарантии реализации права на социальное обслуживание получили свое надлежащее закрепление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT the LEGISLATION of The Republic of Dagestan On Social servicing

The article deals with the formation of a new legal framework for social servicing in the Republic of Dagestan, which comes into force on 1 January 2015 and focused on the development of social servicing to citizens in the Russian Federation, improvement of its level, quality and efficiency. The most important innovation is conducting in the subjects of the Russian Federation registry of social services providers, which may be introduced as corporate entity regardless of their organizational and legal forms and individual entrepreneurs engaged in social servicing. In order to implement these provisions in the Republic of Dagestan it has been adopted three Laws: "On some issues of social services to citizens in the Republic of Dagestan", "On the Establishment of the marginal value of per capita income for the provision of free social services in the Republic of Dagestan" and "On approving the registry of social services provided providers of social servicing in the Republic of Dagestan". Exercising their powers, the Government of the Republic and the Ministry of Labour and Social Development of Dagestan took a number of subordinate legislation. Based on a review of the legislation concludes that the legal guarantees of the right to social servicing have received the proper binding.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ»

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 349.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О

СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Геворкьян Д.П., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, art-vin2@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования новой нормативно-правовой основы социального обслуживания населения в Республике Дагестан, которая вступила в силу с 1 января 2015 года и направлена на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Важнейшим нововведением является ведение в субъектах РФ реестра поставщиков социальных услуг, в который могут вноситься как юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. В целях реализации этих положений в Республике Дагестан были приняты три закона «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Республике Дагестан», «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Республике Дагестан» и «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Дагестан». Реализуя свои полномочия, Правительство республики и Министерство труда и социального развития Дагестана приняли ряд подзаконных актов. На основе обзора данного законодательства делается вывод о том, что правовые гарантии реализации права на социальное обслуживание получили свое надлежащее закрепление.

Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, поставщики социальных услуг, законодательство Республики Дагестан.

ШК 349.3

IMPROVEMENT THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN ON SOCIAL

SERVICING

Ghevork'yan D.P., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, artvin2@mail.ru

The article deals with the formation of a new legal framework for social servicing in the Republic of Dagestan, which comes into force on 1 January 2015 and focused on the development of social servicing to citizens in the Russian Federation, improvement of its level, quality and efficiency. The most important innovation is conducting in the subjects of the Russian Federation registry of social services providers, which may be introduced as corporate entity regardless of their organizational and legal forms and individual entrepreneurs engaged in social servicing. In order to implement these provisions in the Republic of Dagestan it has been adopted three Laws: "On some issues of social services to citizens in the Republic of Dagestan", "On the Establishment of the marginal value of per capita income for the provision of free social services in the Republic of Dagestan" and "On approving the registry of social services provided providers of social servicing in the Republic of Dagestan". Exercising their powers, the Government of the Republic and the Ministry of Labour and Social Development of Dagestan took a number of subordinate legislation. Based on a review of the legislation concludes that the legal guarantees of the right to social servicing have received the proper binding.

Key words: social servicing, social services, social service providers, the legislation of the Republic of Dagestan.

С 1 января 2015 года началось реформирование такого правового института права социального обеспечения, как социальное обслуживание населения. Поскольку правоотношения, регулируемые данной отраслью, согласно Конституции

РФ относятся к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов (п. «ж» ст. 72), правовое обеспечение реформы осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.

Проблемы правового регулирования социального обеспечения в последние годы неоднократно становились предметом рассмотрения в научной литературе [1, 2, 3]. Подвергались правовому анализу принятые еще в 1995 г. федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», которые заложили правовую базу в этой сфере, но с 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», с этой же даты утратили силу два вышеназванных закона.

Как отмечается в информационном материале, подготовленном в целях реализации положений Федерального закона № 442-ФЗ [4], новый закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности, он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции. В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, но, вместо этого, четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15). Таким образом, установлены критерии, при которых граждане попадают под особую опеку, что, безусловно, составляет признак современного социального государства [5, с. 23].

Важнейшим нововведением является ведение в субъектах РФ реестра поставщиков социальных услуг, в который могут вноситься как юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. В юридической литературе длительное время считалось, что сфера социального обслуживания является зоной государственных, публичных интересов, не приемлющей частноправовых элементов [6, с. 28]. Однако сегодня уже теоретически обосновано разграничение социального обслуживание на государственные и негосударственные формы, то есть делегирование полномочий по оказанию публичных услуг частным лицам [7, с. 119-120].

Новый Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступает в силу по истечении года после принятия,

такой срок был необходим для реформирования всей законодательной базы, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, целый ряд статей федерального закона прямо предусматривает регулирование того или иного вопроса на уровне субъекта РФ.

В целях реализации этих положений в Республике Дагестан были приняты два закона: от 29 сентября 2014 года № 72 «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Республике Дагестан» и от 11 ноября 2014 года № 83 «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Республике Дагестан, которые также вступают в силу с 1 января 2015 года.

В статье 4 Закона от 29 сентября 2014 года № 72 определены полномочия органов государственной власти Республики Дагестан в сфере социального обслуживания граждан, в том числе Народного Собрания РД, Правительства РД и уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в сфере социального обслуживания, которым является Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. Также определены меры социальной поддержки и стимулирования социальных работников организаций социального обслуживания Республики Дагестан.

Закон Республики Дагестан от 11 ноября 2014 года № 83 в соответствии с требованиями части 5 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает, что размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Республике Дагестан равен полуторной величине прожиточного минимума, установленной в соответствии с Законом Республики Дагестан от 6 июля 2005 года № 28 «О прожиточном минимуме в Республике Дагестан».

25 декабря 2014 года Народное Собрание Республики Дагестан приняло проект Закона РД «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Дагестан» [8]. Перечень включает восемь видов услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

Д.П. ГЕВОРКЬЯН

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Реализуя полномочия, предоставленные Законом от 29 сентября 2014 года № 72 «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Республике Дагестан», Правительство Республики Дагестан приняло следующие нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания:

1. Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) Республике Дагестан сфере социального обслуживания граждан (постановление от 26 ноября 2014 года, № 571).

2. Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан в связи с реализацией полномочий Республики Дагестан сфере социального обслуживания (постановление от 26 ноября 2014 года № 575).

3. Порядок принятия граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор, и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания граждан со специальным социальным обслуживанием (постановление от 4 декабря 2014 года № 590).

4. Порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (постановление от 4 декабря 2014 года № 591).

5. Порядок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся социальным услугам (социальном сопровождении) (постановление от 4 декабря 2014 года № 592).

6. Порядок определения размера выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Дагестан, но

не участвуют выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг (постановление от 4 декабря 2014 года № 593).

Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Дагестан (постановление от 4 декабря 2014 года №594). В приложении к вышеназванному Порядку утверждены стандарты, предоставляемые поставщиками социальных услуг в Республике Дагестан.

Правовое понятие стандартов социальных услуг определяется в статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: это - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг. На основе стандартного обслуживания обоснованно определяется цена (тариф) социальной услуги, осуществляется контроль качества социальной услуги (помощи), объем финансирования различных видов государственной социальной услуги, обеспечивается защита права клиентов социальных служб и повышение профессиональной и персональной ответственности социальных служб [9].

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (Минтруд РД) также провело правотворческую работу, направленную на нормативно-правовое обеспечение реформирования системы социального обслуживания граждан, постоянно проживающих в республике.

Среди наиболее важных вопросов, охваченных правовым регулированием на уровне Минтруда РД, следует назвать:

1. Порядок расходования государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания населения, находящимися в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг (приказ от 24 июня 2014 года).

2. Номенклатура организаций социального обслуживания в Республике Дагестан (приказ от 11 августа 2014 года).

3. Порядки формирования и ведения реестров поставщиков и получателей социальных услуг (приказ от 9 сентября 2014 года).

4. Положение о порядке и условиях направления работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (поставщиков социальных услуг), для прохождения профессионального обучения, получения профессионального образования и дополнительного профессионального образования (приказ от 12 сентября 2014 года).

5. Порядок ведения учета предоставления социальных услуг (приказ от 17 октября 2014 года).

По данным Минтруда Дагестана, ежегодно комплексные центры социального обслуживания

населения в муниципальных районах и городских поддержке государства, должны получить правовые

округах оказывают социальные услуги около 200 гарантии при реализации своего права на социальное

тысячам человек из числа одиноких пожилых гра- обслуживание.

ждан и инвалидов, а учреждения социального об- Новая нормативно-правовая база Россий-служивания семьи, женщин и детей предоставляют ской Федерации и Республики Дагестан в сфере социальные услуги, в том числе непосредственно на социального обслуживания, которая с 1 января дому, более чем 130 тысячам человек, включая де- 2015 года вступила в силу, призвана закрепить татей, находящихся в социально опасном положении кие гарантии со стороны государства. [10]. Именно эти категории населения, нуждаясь в

Литература

1. Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект: монография. М.: ООО «Издательство Проспект», 2002.

2. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография. Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т, 2011.

3. Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М.: ИД «Юриспруденция», 2007.

4. Аналитическая информация министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/75 (дата обращения: 01.09.2014).

5. Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретическая конструкция современной модели социального государства // Юридический вестник ДГУ. 2011. № 3.

6. Барков Л.В. Договор в сфере социального обслуживания // Социальное и пенсионное право. 2006. № 3.

7. Зуева Н.Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование. Воронеж: Изд-во Воронежского госуниверситета, 2013.

8. Информация Информационно-аналитического отдела Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан от 25 декабря 2014 года. URL: http://nsrd.ru/pub/novosti/sorok_chetvertaya_sessiya_ narodnogo_sobraniya_25_12_2014 (дата обращения: 26.12.2014).

9. Назаров Е.Г. Стандартизация услуг в сфере социального обслуживания населения: гарантии реализации прав граждан. URL: http://chinovnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2006/06/15/ (дата обращения: 06.07.2014).

10. Баглиев М.Д. Об итогах деятельности органов труда, занятости и социальной защиты населения Республики Дагестан за 2013 год и о задачах на 2014 год. URL: http://www.dagmintrud.ru/ documents/doklady/ (дата обращения: 06.05.2014).

Reference

1. Bujanova M.O. Social'noe obsluzhivanie grazhdan Rossii v uslovijah rynochnoj jekonomiki. Teoretiko-pravovoj aspekt: monografija. M.: OOO «Izdatel'stvo Prospekt», 2002.

2. Guseva T.S. Social'noe obespechenie sem'i, materinstva, otcovstva i detstva v Rossii: teore-ticheskie i prakticheskie problemy: monografija. Penza: Penz. gos. ped. un-t., 2011.

3. Putilo N. V. Social'nye prava grazhdan: istorija i sovremennost'. M.: ID «Jurispruden-cija», 2007.

4. Analiticheskaja informacija ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 5 fevralja 2014 g. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/75 (date of access: 01.09.2014).

5. Magomedov Sh.B., Butaev G.R. The theoretical construction of the modern model of the social state // Law herald of Dagestan State University. 2011. № 3.

6. BarkovL.V. Dogovor v sfere social'nogo obsluzhivanija // Social'noe i pensionnoe pravo. 2006. № 3.

7. Zueva N.L. Social'noe obsluzhivanie naselenija: administrativno-pravovoe regulirovanie. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo gosuniversiteta, 2013.

8. Informacija Informacionno-analiticheskogo otdela Apparata Narodnogo Sobranija Respubliki Dagestan ot 25 dekabrja 2014 goda. URL: http://nsrd.ru/pub/novosti/sorok_chetvertaya_sessiya_narodnogo_ sobraniya_25_12_2014 (date of access: 26.12.2014).

9. Nazarov E.G. Standartizacija uslug v sfere social'nogo obsluzhivanija naselenija: garantii realizacii prav grazhdan. URL: http://chinovnik.uapa.ru/ru-ru/issue /2006/06/15/ (date of access: 06.07.2014).

10. Bagliev M.D. Ob itogah dejatel'nosti organov truda, zanjatosti i social'noj zashhity nasele-nija Respubliki Dagestan za 2013 god i o zadachah na 2014 god. URL: http://www.dagmintrud.ru/documents/doklady/ (date of access: 06.05.2014).

Поступила в редакцию 19 декабря 2014 г.

Received 19 December 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.