Научная статья на тему 'Развитие системы социального обслуживания населения в Республике Бурятия'

Развитие системы социального обслуживания населения в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
415
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТАРШИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волошина Валерия Сергеевна,

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы социального обслуживания населения Республики Бурятия. Для преодоления трудной жизненной ситуации в отношении каждого получателя социальных услуг предложены рекомендации по внесению изменений в систему социального обслуживания, кроме того для граждан предложены услуги, которые усовершенствуют социальную работу с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы социального обслуживания населения в Республике Бурятия»

Развитие системы социального обслуживания населения в республике Бурятия Development of social service of population in the republic of Buryatia

Волошина Валерия Сергеевна

Студент 3 курса Факультет Институт экономики и управления «Бурятский Государственный Университет имени Доржи Банзарова»

Республика Бурятия, г. Улан-Удэ e-mail: vololer@mail.ru

Voloshina Valeriya Sergeevna

Student 3 term

Faculty of Institute of economics and management Banzarov Buryat State University Ulan-Ude, Russia e-mail: vololer@mail.ru

Научный руководитель Тулохонов Олег Сергеевич

Кандидат экономических наук, доцент «Бурятский Государственный Университет имени Доржи Банзарова»

Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Scientific adviser Tulohonov Oleg Sergeevich

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Banzarov Buryat State University Ulan-Ude, Russia

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы социального обслуживания населения Республики Бурятия. Для преодоления трудной жизненной ситуации в отношении каждого получателя социальных услуг предложены рекомендации по внесению изменений в систему социального обслуживания, кроме того для граждан предложены услуги, которые усовершенствуют социальную работу с населением.

Annotation.

The article deals with the issues of improving the system of social services for the population of the Republic of Buryatia. In order to overcome the difficult life situation in relation to each recipient of social services, recommendations have been made on introducing changes in the social services system, besides, services have been offered to citizens that will improve social work with the population.

Ключевые слова: регион, старший возраст, социальная политика, социальное обслуживание, система социального обслуживания населения, социальные услуги.

Key words: region; older age; social politics; social services; social service system; social services.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определил основные векторы реформирования и развития социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Установлен минимальный доход в размере полутора величин прожиточного минимума, что привело к увеличению числа пожилых граждан и инвалидов, получающих социальные услуги в пределах установленных государственных стандартов бесплатно.

Для преодоления трудной жизненной ситуации в отношении каждого получателя социальных услуг разрабатывается индивидуальная программа с указанием видов, объемов необходимых социальных услуг.

В Российской Федерации, по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 по 2025 гг. с 24,6 процента до 27

процентов и составит 39,9 млн. человек. По Республике Бурятия удельный вес граждан старше трудоспособного возраста - 16,3% или около 157 тыс. человек. Поэтому вопросы социального обслуживания граждан занимают одно из важных мест в системе социальной защиты и социальное обслуживание является существенным дополнением к материальному обеспечению и гарантированным выплатам гражданам и является самостоятельным звеном системы социальной защиты населения. Социальные выплаты обеспечивают удовлетворение основных потребностей человека, социальные услуги удовлетворяют специфичные услуги пожилых граждан и инвалидов. Основная цель социального обслуживания - помощь гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации.

Развитие системы социального обслуживания направлено на повышение качества оказания социальных услуг и их доступности, на развитие рынка социальных услуг, расширение участия в социальном обслуживании бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, с возникающей конкуренцией поставщиков социальных услуг.

В качестве научного исследования использованы данные мониторинга, проведенного во 2 квартале 2018 г. Было исследовано социально-экономическое положения пожилых людей в Республике Бурятия, охвачено 978 пожилых человек, в том числе опрошено 665 (68 %) женщин, и 313 (или 32%) мужчин.

180 респондентов в возрасте до 60 лет, 412 в возрасте от 60 до 70 лет, 263 респондента в возрасте от 70 до 80 лет, 98 в возрасте от 80 до 90 и 25 респондентов старше 90 лет.

235 гражданина проживают одни (или 24%), остальные проживают в семье. 899 опрошенных имеют

детей.

215 пожилых граждан работают (или 22%), 29 желают трудоустроиться.

По состоянию здоровья - 626 имеют удовлетворительное состояние здоровья, 19 гражданина имеют инвалидность 1 группы, 156 установлена инвалидность 2 группы и 177 - инвалиды 3 группы.

Анализ среднемесячного дохода показал, что до 10 тыс. рублей в месяц имеют доход 293 человек (или 30%), 499 от 10 до 15 тыс. руб. (или 51%), 186 респондентов (или 19%) имеют среднемесячный доход более 15 тыс. рублей.

Анализ жилищных условий показал, что у 79% опрошенных жилое помещение оформлено в собственность, 37 респондентов проживает в ветхом или аварийном жилье, 169 состоят в очереди на улучшение жилищных условий. 743 или 76% проживают в жилом помещении с печным отоплением, 596 проживают в жилом помещении без централизованного водоснабжения.

В ходе опроса у 45% респондентов расстояние до источника водоснабжения менее 100 метров, у 508 участников опроса указали, расстояние от 100 до 500 метров. У 29 человек источник воды удален на расстояние до 1 км.

Близость инфраструктуры:

- 38 % граждан пожилого возраста проживают в удаленности от аптеки, магазина, амбулаторно-поликлинического учреждения здравоохранения на расстоянии до 500 метров;

- 36% опрошенных проживают в удалении до 1 км;

- 26 % проживают в удалении свыше 1 км.

184 гражданина испытывают затруднения в приобретении лекарственных средств в связи с отдаленностью аптечных пунктов.

Доступна ежедневная транспортная связь с районным центром (доступ к социально-значимым объектам) - 792 гражданам, 88 еженедельно, у 108 (или 11%) проблема с транспортным обеспечением.

Полностью себя самостоятельно обслуживают 743 человека (или 77%), частично 206 (или 21 %), 29 не обслуживают. 15 респондентов передвигается с помощью посторонних лиц, 142 с помощью технических средств, 821 - самостоятельно.

58 граждан (или 6%) состоят на социальном обслуживании на дому.

88 граждан нуждаются в социальном обслуживании на дому, 29 в стационарном, 117 нуждаются в предоставлении социально бытовых услуг.

Анализ анкетирования выявил нуждаемость в следующих услугах:

- в медицинских услугах, содействие в покупке лекарств - 68;

- в уборке территории, влажной уборке, чистке мебели и иные бытовые услуги - 59;

- колка и доставка дров, воды - 65;

- ремонтные, сезонные работы, услуги по выращиванию и уборке урожая - 53;

- содействие в сборе документов по оплате ЖКУ - 6. Не нуждаются в услугах 727 граждан.

23 респондента указали в ответах, что помощь нужна 1 раз в год, 19 человек - 1 раз в месяц, 41 человек - 1-3 раза в неделю, 181 - по мере необходимости.

417 - согласны с тарифами на социальное обслуживание, 561 выразили свое несогласие. Основные предложения по социальному обслуживанию на дому:

- бесплатное обслуживание - 95 (или 10%);

- нужны медицинские работники - 106 (или 11%);

- снизить тарифы на услуги - 276 (или 28%);

- разнообразить услуги - 33 (или 3%);

- больше внимания - 19 (или 2%);

- увеличить заработную плату социальным работникам - 34 (или 3%);

- увеличить количество социальных работников - 15 (или 2%);

- все устраивает - 436 (или 45%); 5 человек нуждаются в услуга сиделки.

700 пожилых гражданина (или 72%) знают о такой форме социального обслуживания как «приемная семья для пожилого гражданина), 7 желают проживать в приемной семье.

90 человек желают получить дополнительно образование, 100 человек получить навыки пользования компьютером и интернетом, 10 человек пройти профессиональную переподготовку и переобучение.

432 респондента указали, что шефство оказывается со стороны ветеранского активам, 180 со стороны трудовых коллективов, 193 со стороны общественных организаций, 144 предприятия и организаций. Занятость в свободное время:

- Культурно-досуговой деятельностью (клубы, кружки, ансамбли) - 154;

- Общественной деятельностью - 169;

- Смотрю телевизор - 622;

- Спортом - 34;

- Туризмом - 30.

Чем хотели бы заниматься в свободное время?

- Культурно-досуговой деятельностью (клубы, кружки, ансамбли и т.п.) - 412;

- Общественной деятельностью - 256;

- Спортом - 91;

- Туризмом - 172.

Информацию о возможности получения социальной помощи получили из следующих источников:

- газеты, телевидение - 589;

- знакомые - 88;

- работники здравоохранения - 38;

- работники социальной защиты - 261;

- радио- 80;

- родственники - 155.

- во время опроса - 10;

- соседи - 45.

66 опрошенных граждан обращаются за помощью в органы социальной защиты населения ежеквартально, 14 ежемесячно, 184 не обращались, 714 - 1 раз в год.

Основные вопросы обращения в органы социальной защиты:

- по вопросам предоставления, назначения (перерегистрация) социальных выплат - 204;

- по вопросам социального обслуживания - 33;

- по вопросам предоставления санаторно-курортного лечения - 140;

- за консультацией - 222;

- жилищные субсидии - 54;

- за материальной помощью - 22.

649 пожилых граждан больше рассчитывают на себя при решении своих вопросов, 37 на органы местного самоуправления, 91 на органы социальной защиты населения, 348 на семью.

По результатам мониторинга органами социальной защиты населения проведена следующая работа:

- приняты на социальное обслуживание на дому -24 чел.;

- направлены в приемные семьи - 2 чел.;

- подготовлены документы и направлены в стационарные учреждения - 15 чел.;

- оказана материальная помощь -103 чел.;

- направлены на санаторно-курортное лечение - 86 чел.;

- привлечены к культурно-дуговой деятельности в рамках деятельности «Университета третьего возраста» - 443 чел.

Кроме того, в ходе мониторинга проводилась разъяснительная работа по всем видам социального обслуживания, включая порядок предоставления социального обслуживания на дому, ознакомление с перечнем и тарифами на социальные услуги.

Развитие системы социального обслуживания направлено на улучшение качества социальных услуг, повышению их доступности и качества, развитию рынка социальных услуг, с возникающей конкуренцией их производителей, реально повышающимся их качеством и снижением издержек производства.

В ходе реформирования системы социального обслуживания возникают проблемы, связанные с недоработками в принимаемых законодательных актах, отсутствием разъяснений по применению методических рекомендаций, недостоверностью отчетных документов о количественной и стоимостной оценке социальных услуг, применяемой для расчета подушевых нормативов и тарифов на социальное обслуживание.

Установление среднего тарифа для разных поставщиков услуг не совсем точно учитывает издержки конкретного поставщика социальных услуг. При проведении исследования получатели социальных услуг отмечали необходимость снижения тарифов на социальные услуги.

Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг только, в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, не урегулированы отказы при обслуживании таким граждан на дому и в полустационарной форме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расширение рынка социальных услуг за счет участия в нем негосударственных поставщиков пока идет слабо, есть вопросы по выплаты компенсации расходов поставщикам, например, при недостаточности лимитов бюджетной обеспеченности, не в полной мере определен объем гарантированно возмещаемых затрат.

Не в полной мере урегулированы вопросы контроля в сфере оказания социального обслуживания, например, достоверности информации о полученных гражданином социальных услугах.

По итогам исследования предложены следующие рекомендации:

- внесение изменений в законодательные акты, разработка методических рекомендаций;

- обобщение эффективного опыта реализации федерального закона № 442-ФЗ (2013 г.) и его тиражирование в субъектах РФ;

- внедрение информационной системы для достоверной отчетности поставщиками услуг об оказании социальных услуг, например, внедрение модуля «Социальное обслуживание» в информационной системе «Социальный регистр населения Республики Бурятия»;

- разработка открытой и прозрачной системы учета оказанных социальных услуг;

- определение в соглашении с негосударственными поставщиками конкретного размера компенсации;

- детализация расходов поставщиков социальных услуг, для дальнейшего определении стоимости социальных услуг;

- проведение разъяснительной работы с населением;

Имеющиеся недостатки развития системы социального обслуживания населения, по мнению автора, имеют временный характер. Необходимо принимать все необходимые меры по дальнейшему совершенствованию системы социального обслуживания.

Таким образом, развитие системы социального обслуживания населения продолжается, процесс совершенствования должен иметь непрерывный характер. Система социального обслуживания населения в Республике Бурятия находится в начале своего развития, ее можно назвать эффективной и гибкой, все в большей степени, ориентированной на индивидуальные потребности и запросы конкретного человека, а нормативно -правовое обеспечение - соответствующим требования нового федерального закона и развивающимся.

Список используемой литературы:

1. Мониторинг от 26 февраля 2016 г. /Документы/Минтруд России/Департамент демографической политики и социальной защиты населения [Электронный ресурс] официальный сайт - URL: http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/294 (дата обращения 03.03.2017).

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета от 30 декабря 2013 г. № 6271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.