Научная статья на тему 'Практика применения Федерального закона от 28. 12. 2013 № 442-ФЗ (ред. От 07. 03. 2018) "об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. И доп. , вступ. В силу с 01. 05. 2018)'

Практика применения Федерального закона от 28. 12. 2013 № 442-ФЗ (ред. От 07. 03. 2018) "об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. И доп. , вступ. В силу с 01. 05. 2018) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
950
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SOCIAL SERVICE / SYSTEM OF SOCIAL SERVICES / SOCIAL SECURITY LAW / SUBJECTS OF SOCIAL SERVICE / KINDS OF SOCIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мосина А.В.

В данной статье представлены основные этапы формирования современной системы социального обеспечения граждан в Российской Федерации. Рассматриваются положения Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018), его цели, задачи и практическая значимость. Описаны виды и краткое содержание предоставляемых различным категориям населения социальных услуг. Обозначены права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Представлена информация о проведении ознакомительных и разъясняющих 442-ФЗ и другие нормативные акты о его реализации семинаров и методических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the main stages of the formation of the modern system of social security of citizens in the Russian Federation. The provisions of the Federal Law № 442-ФЗ dated December 28, 2013 “On the basis of social services for citizens in the Russian Federation”, its goals, objectives and practical significance are considered. The types and summary of social services provided to various categories of the population are described. The rights and obligations of recipients and providers of social services are indicated. Information is provided on conducting fact-finding and explanatory laws № 442 and other regulatory acts on its implementation of seminars and methodological exercises.

Текст научной работы на тему «Практика применения Федерального закона от 28. 12. 2013 № 442-ФЗ (ред. От 07. 03. 2018) "об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. И доп. , вступ. В силу с 01. 05. 2018)»

УДК 342.734:351.84(470.23-25)

А. В. Мосина

Практика применения Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)

В данной статье представлены основные этапы формирования современной системы социального обеспечения граждан в Российской Федерации. Рассматриваются положения Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018), его цели, задачи и практическая значимость. Описаны виды и краткое содержание предоставляемых различным категориям населения социальных услуг. Обозначены права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Представлена информация о проведении ознакомительных и разъясняющих 442-ФЗ и другие нормативные акты о его реализации семинаров и методических занятиях.

This article presents the main stages of the formation of the modern system of social security of citizens in the Russian Federation. The provisions of the Federal Law № 442-ФЗ dated December 28, 2013 "On the basis of social services for citizens in the Russian Federation", its goals, objectives and practical significance are considered. The types and summary of social services provided to various categories of the population are described. The rights and obligations of recipients and providers of social services are indicated.

Information is provided on conducting fact-finding and explanatory laws № 442 and other regulatory acts on its implementation of seminars and methodological exercises.

Ключевые слова: социальное обслуживание, система социального обслуживания, право социального обеспечения, субъекты социального обслуживания, виды социального обслуживания.

Key words: social service, system of social services, social security law, subjects of social service, kinds of social service.

© Мосина А. В., 2018

Социальные услуги в Санкт-Петербурге начали формироваться с 1987 г. Так, было создано отделение социальной помощи пожилым и инвалидам, открылись филиалы центра социальной помощи в Ленинградской области. В 2005 г. опубликовано распоряжение главы администрации Санкт-Петербурга о создании Центра социальной службы населения (далее - Центр). Именно с этой даты началась деятельность Центра, его активная работа по расширению сфер социальной помощи и категорий граждан, получающих эту необходимую помощь. В Центре созданы отделы, которые взаимодействуют с пожилыми людьми, семьями, детьми, детьми-инвалидами и людьми, не имеющими постоянного места жительства.

После утверждения «Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы», в Центральном районе была произведена реорганизация действующей системы обслуживания граждан района.

В 2008 г. отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, было реорганизовано во вновь создаваемый Центр по работе с семьей и детьми. А в 2009 г. Центр сформировал учреждение для социальной реабилитации инвалидов.

Социальные услуги предоставляются Центром в Ленинградской области в различных областях: на дому, срочные, консультативные. Пожилые граждане, проживающие в регионе, получают социальные и реабилитационные услуги, а также работают над организацией досуга. Каждое направление имеет свои особенности и специфику бухгалтерских услуг и обслуживаемых граждан.

С 1 января 2015 г. вступил в силу новый Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)». В нем затрагиваются важные аспекты жизни граждан, и для проведения разъяснительной работы по основным положениям данного закона, Центр утвердил план действий, который включает в себя полный объем мер, необходимых мероприятий для реализации закона сотрудниками Центра, получателям социальных услуг, а также населению, потенциальным получателям социальных услуг.

Основными преимуществами вышеуказанного закона являются: - выбор поставщика социальных услуг (государственных или негосударственных социально ориентированных предприятий);

- широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг наличие сайта со списком услуг, содержащих все необходимые лицензии);

- точное определение обстоятельств, при установлении которых будет установлено, что граждане нуждаются в социальных услугах;

- закрепление принципа осуществления социальных услуг на основе индивидуальных потребностей в социальных услугах;

- социальная поддержка малоимущих, а именно: содействие в оказании медицинской, психолого-педагогической, правовой, социальной и социальной поддержки, межведомственное взаимодействие структур и организаций;

- государственный контроль и надзор в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля (осуществляется гражданами, общественными и другими организациями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей).

Федеральный закон № 442 предусматривает переходные моменты, согласно которому перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем, который действовал до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Целью нового закона является разработка системы социальных услуг для граждан нашей страны, в том числе Ленинградской области, для повышения ее уровня, качества и эффективности.

Социальные услуги делятся на следующие виды:

- социально-бытовые (услуги поддерживающие бюджетную жизнь);

- социальные и медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг посредством организации ухода, помощи в проведении досуга, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);

- социально-психологическое (предусматривают оказание помощи в исправлении психологического состояния получателей услуг для адаптации к социальной среде, включая предоставление психологической помощи анонимно с использованием телефонной линии доверия);

- социально-педагогические (направлены на профилактику с целью предотвращения отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование положительных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их свободного времени, поддержку семьи в воспитании детей);

- социально-трудовые (направлены на оказание помощи в поиске работы и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);

- социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);

- в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов);

- срочные социальные услуги (предоставление бесплатного горячего питания или наборов продуктов, предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости, помощь в получении временного жилья, оказание правовой помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг, содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе специалистов по психологии и духовенству, и священнослужителей; иные услуги);

- социальное сопровождение (помощь в оказании врачебной, психолого-педагогической, правовой и социальной помощи, не связанной с оказанием социальных услуг, осуществляемыми организациями, оказывающими такую помощь, на основе взаимозависимого сотрудничества).

Права получателей социальных услуг:

- гуманное и уважительное отношение к получателю социальных

услуг;

- получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

- право выбора поставщика социальных услуг (граждане имеют право на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации);

- право отказать в предоставлении услуг;

- право защиты своих прав и интересов;

- участие в подготовке и составлении индивидуальных программ. Такое участие предполагает индивидуальный подход к созданию получателей необходимых социальных услуг на основе потребности гражданина в социальных услугах. Индивидуальная программа представляет собой до-

237

кумент, который определяет форму социальных услуг, типы, объем, частоту, условия, условия социальных услуг, список рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальной поддержке;

- обеспечение условий пребывания в социальных учреждениях, отвечающих требованиям, и надлежащий уход. Сотрудники соответствующего учреждения должны обеспечивать своим клиентам условия проживания, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, уход, первичную медико-санитарную помощь и т. д.;

- свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

- право на социальную поддержку.

Обязанности поставщиков социальных услуг:

- представители социальных услуг обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством и договором оказания социальных услуг;

- бесплатно в доступной форме предоставлять получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости или возможности получать их бесплатно;

- использовать индивидуальную информацию в соответствии с действующим законодательством;

- предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей;

- применять полное социальное сопровождение;

- обеспечивать содействие в прохождении медико-социальной экспертизы получателям социальных услуг;

- предоставлять получателям услуг возможность пользоваться коммуникационными услугами связи, сетью Интернет и почтовыми услугами связи при получении услуг;

- супругам, проживающим в организации социального обслуживания, выделять изолированное жилое помещение для совместного проживания;

- обеспечивать получателям услуг возможность свободно посещать своих законных представителей, адвокатов, нотариусов, представителей общественных и (или) иных организаций, священнослужителей, а также членов семьи и других лиц в течения дня и вечером;

- обеспечивать безопасность личных вещей и ценностей получателей

услуг;

- выполнять другие обязанности, связанные с осуществлением прав получателей социальных услуг на социальные услуги.

Получатели социальных услуг обязаны:

- предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

- своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

- соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Поставщики социальных услуг имеют право:

- запрашивать - просить соответствующие государственные органы, а также местные органы власти и получать от этих органов информацию, необходимую для организации социальных услуг;

- отказывать в предоставлении социальных услуг получателю социальных услуг в случае нарушения условий соглашения о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном в п. 3 ст. 18 настоящего Федерального закона;

- быть включенным в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

- получать в течение двух рабочих дней информацию об их включении в список рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

- ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе использование лекарственных средств для медицинского использования;

- использовать физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, разрешать их оскорбление, грубое обращение;

239

- размещать детей-инвалидов, которые не страдают психическими расстройствами в стационарных социальных службах для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Во второй половине 2014 г. с сотрудниками Центра по ознакомлению и разъяснению Федерального закона № 442 и другими нормативными актами о его реализации были проведены 24 семинара и методические занятия.

Семинары проводились в несколько этапов: для руководителей отделов; специалистов; социальных работников.

Особое внимание было уделено сравнительному анализу новых, а затем и существующих законов, а также на нововведениях Федерального закона № 442, таких как индивидуальная программа, открытость поставщиков социальных услуг для граждан, определениях, которые используются в новом законе, таких как получатель социальных услуг; поставщик социальных услуг; обстоятельства, которые ухудшают условия жизни граждан и т. д.

Работники социальных служб обязаны проходить курсы повышения квалификации, где должны получать информацию и знания об основных положениях законов, касающихся социального обслуживания, и уметь применять их на практике.

Текст названного закона опубликован на официальном сайте Центра, администрации региона и города Санкт-Петербурга. Соответствующая информация регулярно публиковалась на страницах печатных изданий города и области:

- порядок и условия предоставления социальных услуг с 1 января 2015 г.;

- права и обязанности получателей социальных услуг, поставщиков социальных услуг;

- формы социальных услуг, виды и названия социальных услуг.

Новый федеральный закон также предусматривает создание реестра

получателей социальных услуг. С этой целью от имени Министерства труда Ленинградской области и Санкт-Петербурга был составлен «социальный паспорт», содержащий основную информацию о получателе социальных услуг.

Согласно утвержденному Положению комиссия Центра занимается оценкой индивидуальной потребности граждан в социальных услугах, составлением акта оценки потребности граждан в предоставлении социальных услуг, принятием обоснованного решения об установлении формы, видов, условий и продолжительности предоставления социальных услуг, перечня социальных услуг, а также разработкой индивидуальных программ.

240

Все личные дела получателей социальных услуг приведены в соответствие с Федеральным законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Список литературы

1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный) // СПС Консультант Плюс, 2014.

2. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. -Ст. 4398.

3. Муратова Д.А. Минздравсоцразвития России представило проект нового Закона об основах социального обслуживания населения // СПС Консультант Плюс, 2012.

4. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ // СЗ РФ. - 30.12.2013. - № 52 (ч. I). -Ст. 7007; 2014, № 30 (Ч. I). - Ст. 4257.

5. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федер. закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 11.12.1995. - № 50. -Ст. 4872; 2014. - № 30 (Ч. I). - Ст. 4257.

6. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания: приказ Минтруда России от 31.12.2013 № 792 // Бюл. труд. и социального законодательства РФ. - № 3. - 2014.

7. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 // СЗ РФ. - 25.06.2012. - № 26. - Ст. 3528; 2014. - № 36. - Ст. 4868.

8. Об утверждении примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания: приказ Минтруда России от 30.06.2014 № 425н // Рос. газета. - № 186. - 19.08.2014.

9. Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания: приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н // Рос. газета. - № 124. - 04.06.2014.

10. Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 // СЗ РФ. - 04.12.2000. -№ 49. - Ст. 4822; 2009. - № 12. - Ст. 1427.

11. Социальное законодательство: науч.-практ. пособие / Е.Г. Азарова, В.Н. Зенков, В.В. Лапаева и отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. - 352 с.

12. Чагин К.Г. Новации федерального законодательства в сфере соцобслу-живания // Руководитель бюджетной организации. - 2014. - № 6. - С. 12-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.