Научная статья на тему 'Направления и инструменты поддержки реального сектора экономики Воронежской области в аспекте повышения ее конкурентоспособности'

Направления и инструменты поддержки реального сектора экономики Воронежской области в аспекте повышения ее конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трещевский Ю.И., Щекина Е.В.

В работе рассматриваются аспекты «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу», связанные с повышением конкурентоспособности региональной экономики. Поднимается проблема выработки инструментария, обеспечивающего достижение высоких конкурентных позиций в конкретных российских условиях. Для привлечения крупных инвесторов в Воронежскую область целесообразен комплекс инструментов гарантирования безопасности инвестиций и их эффективного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers Strategy of long-term socio-economic development of Voronezh region aspects, related to enhancement of competitiveness of the regional economy. The author raises the problem of developing tools providing achievement of high competitive position at specific Russian conditions. In order to attract major investors to Voronezh region, complex tool is reasonable to guarantee the investment security of and its effective application.

Текст научной работы на тему «Направления и инструменты поддержки реального сектора экономики Воронежской области в аспекте повышения ее конкурентоспособности»

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В АСПЕКТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Ю .И. Трещевский , Е .В . Щекина1

Проблема конкурентоспособности регионов и их подсистем находит в настоящее время отражение в различных теоретических исследованиях и нормативных документах федерального и регионального уровней. В «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» в качестве одной из целей провозглашено повышение конкурентоспособности региона [1]. В данном документе представлен также ряд предложений, направленных на решение данной проблемы. В частности, применительно к России сказано, что необходимо перейти от эксплуатации доступных ресурсов (слабого рубля, дешевой рабочей силы, низких тарифов на услуги естественных монополий и цен на сырье, минимизации социальных обязательств бюджета и хозяйствующих субъектов) к конкуренции на основе роста производительности труда и капитала, а также реализации программ и проектов повышения качества управления и развития человеческого потенциала [1, с. 3]. Полагаем, что в региональных документах нет смысла давать рекомендации для органов власти общегосударственного уровня. Необходимо выработать инструментарий, обеспечивающий достижение высоких конкурентных позиций в конкретных российских условиях.

Значительное внимание в «Стратегии» уделено производственному блоку, однако инструментарий воздействия на него проблематичен. Промышленность,

1 Трещевский Юрий Игоревич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями Воронежского государственного университета. Эл. почта: eppd@econ.vsu.ru

Щекина Екатерина Вячеславовна - аспирантка кафедры экономики и управления организациями Воронежского государственного университета. Эл. почта: eppd@econ.vsu.ru

НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА...

ведущая в прошлом отрасль в Воронежской области, утрачивает конкурентоспособность.

На наш взгляд, применение предлагаемых инструментов управления конкурентоспособностью региона не учитывает необратимости процессов, происходящих на различных стадиях жизненного цикла социально-экономических систем и нацеливает на стратегии, малоприменимые в изменившихся условиях. Для ряда старых промышленных регионов, в том числе и Воронежской области, часто рекомендуются стратегии и инструменты, соответствующие виолентному типу стратегий. Между тем опорную базу для такой стратегии многие регионы утратили. Так, в Воронежской области она сформировалась в 1930-х - 1960-х гг. как комплекс крупных машиностроительных предприятий, ориентированных на производство продукции для ВПК, который можно охарактеризовать как виолента-льва. В 1960-х - 1970-х гг. он представлял собой виолента-слона, а в 1980-х гг. превратился в виолента-бегемота.

В настоящее время применение инструментария поддержки реального сектора экономики, ориентированного на ведущие в прошлом отрасли, вряд ли оправдано. Для повышения конкурентоспособности в текущий момент принципиальное значение имеет способность региона не только сохранить прежние конкурентные преимущества, но и приобрети новые, отвечающие современным экономическим реалиям. Исходя из новых потребностей внешней среды, считаем необходимой реструктуризацию промышленности и в целом региональной экономики.

Вполне приемлемы для данных целей инструменты, обеспечивающие ком-плексирование традиционных и новых производств. Это будет способствовать реализации стратегии диверсифицированного роста, позволяющей сохранить конкурентоспособные элементы старых отраслей и создать условия для развития новых.

Следует в этой связи отказаться от попыток разработки и реализации на региональном уровне технико-технологических проектов, направленных на сохранение и воспроизводство отраслей, утративших конкурентоспособность, и предоставить такую возможность частному бизнесу. Проблема для региональных органов власти и управления заключается в создании для развития частного бизнеса лучших условий, чем в соседних регионах.

Для этого целесообразно отказаться от отраслевого подхода к поддержке региональной экономики и перейти к территориальному. Следовательно, необходимо проведение тщательного мониторинга, позволяющего выявить спонтанное перераспределение потоков капитала и населения по территории области. Особое внимание следует уделять тем территориям, которые имеют положительную динамику по численности населения и концентрации капитала. Производственная специализация не должна приниматься во внимание: какая отрасль (или какие отрасли) станет новым виолентом - решит рынок.

Задача органов власти и управления заключается в том, чтобы создать условия для укоренения нового виолента на территории области. Поэтому поддержка бизнеса должна осуществляться в точках роста не по отраслевому, а по территориальному признаку.

Целесообразно использовать для этих целей программы развития кластеров как территориальных, а не отраслевых структур. Отсюда - необходимость принципиально иного инструментария поддержки производственного сектора. Он должен работать не избирательно, как в случае отраслевого подхода, а универсально, способствуя активизации бизнеса в территориально локализованных точках роста. Общая направленность инструментов поддержки кластеров со стороны региональных органов - организация пространства, обеспечивающая функционирование любых видов бизнеса.

Важно учитывать при этом характер распределения населения по территории региона. Например, Воронежская область характеризуется высокой степенью урбанизации: в 15 городах, 2 поселках городского типа и 19 рабочих поселках проживает 1457,6 тыс. чел. (62,5 %) [1, с. 3]. Города могут стать опорными конструкциями для формирования кадрового состава вновь формируемого производственного комплекса региона: с одной стороны, в них проживает население, в принципе способное к освоению новых технологий, с другой - имеется возможность воссоздания сети общеобразовательных и специальных средних учебных заведений. В силу слабых позиций области в развитии образовательной инфраструктуры это потребует совместных усилий региональных органов власти и управления, воронежских вузов, привлечения отечественных и зарубежных фирм, заинтересованных в развитии производства в регионе.

На наш взгляд, механизмы гарантирования инвестиций и подготовки кадров для реального сектора могут стать эффективной формой реализации государственно-частного партнерства как нового для России института. Естественно, что при этом придется преодолевать традиционное, сформировавшееся столетия назад, закрепившееся в социалистический период развития страны и получившее новые направления развития в период современных реформ недоверие между органами государственной власти и частным бизнесом.

Весьма важна диверсификация производства в сельской местности. Как и в случае с промышленностью, речь должна идти об инструментах, обеспечивающих территориальное, а не отраслевое развитие. Проблема заключается не в сохранении сельскохозяйственного производства, базирующегося на архаичных технико-технологических и организационно-экономических решениях, а в территориальной диверсификации производства. В целом ее решение будет способствовать комплексному развитию небольших поселений городского

НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА.

типа, сельских поселений, диверсификации производства и формированию на этой базе новой структуры рабочей силы собственно в сельском хозяйстве.

Для восстановления утраченных позиций в традиционных для регионов отраслях большинство авторов рекомендуют расширение инвестиционной деятельности. Часто недостаточную эффективность инвестиций связывают с недостатком финансовых ресурсов. Однако, на наш взгляд, это не главное, важно, что органы власти и управления предлагают инвестиционные программы, свойственные скорее специализированной корпорации, чем региону. В программах находит отражение институт завышенных ожиданий от государственного патернализма. В результате в проигрыше оказываются все - и частный бизнес, не получивший ожидаемой поддержки, и органы власти и управления, взявшие на себя не свойственные государству функции.

Неудачи государственных программ, на наш взгляд, связаны с тем, что органы власти и управления могут ошибиться, задав нерациональное направление инвестиционным процессам, и не столько способствовать, сколько препятствовать дальнейшим частным инвестициям. Поэтому капиталовложения, осуществляемые региональными органами власти и управления, должны носить универсальный характер. Из объектов инвестиций такой универсальностью обладают коммуникации различного рода: транспортные, электронные, финансовые и др. Задача региональных органов власти заключается не в дублировании частного бизнеса, а в его дополнении на основе формирования социально-экономических программ, достаточно универсальных с отраслевой точки зрения и сфокусированных на определенных территориальных сегментах.

Нормативные документы региональных органов (в том числе и в Воронежской области) содержат инструменты активизации инвестиционной деятельности в основном индикативного и информационно-аналитического свойства. Можно согласиться с необходимостью применения инструментов информационно-аналитического и индикативного свойства, особенно если включить их в информационные потоки РИ. Однако информационно-аналитической деятельности для эффективного привлечения крупных инвестиций в большинство регионов страны, в том числе и Воронежскую область, недостаточно.

Для привлечения крупных инвесторов в Воронежскую область, имеющую высокий инвестиционный риск и слабо выраженные международные связи, целесообразен комплекс инструментов гарантирования безопасности инвестиций и их эффективного использования. В их числе: подготовка кадров совместными усилиями органов власти, вузов и зарубежных инвесторов; создание совместного с федеральным Правительством фонда гарантирования инвестиций на основе солидарной и субсидиарной ответственности; создание промп-лощадок с развитой инженерной инфраструктурой для передачи инвесторам в долгосрочную аренду. Создание промплощадок должно быть привязано к

точкам роста населения и развития бизнеса, объединенным своего рода инвестиционными коммуникациями (дорогами с улучшенным покрытием, современными линиями электропередачи и т.п.), территориально привязанными к имеющимся или вновь создаваемым крупным транспортным магистралям.

Библиографический список

1. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области: приложение к Постановлению администрации области от 02.07.2007 г. № 612 // Молодой коммунар. 2007. № 84 (12280).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.