кластеры воронежской области и инструментарий их государственной поддержки
и. е. рисин,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления E-mail: risin@mail. ru
Е. В. бородкина,
аспирант кафедры региональной экономики и территориального управления Тел.: 8 (4732) 20-87-72
Воронежский государственный университет
В данной статье авторы, основываясь на оценке перспектив кластеризации социально-экономического пространства Воронежской области и результатах компаративного анализа современной зарубежной практики, обосновывают предпочтительный для данного субъекта РФ состав кластеров и инструментарий их государственной поддержки на региональном уровне.
Ключевые слова: стратегия, кластер, регион, государство, поддержка, инструмент.
В разработанных и реализуемых ныне Стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ повышение конкурентоспособности регионов обоснованно связывается с кластеризацией их социально-экономического пространства. Так, в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу до 2020 г., разработанной Центром стратегических разработок «Северо-Запад», предусмотрено формирование конкурентоспособных кластеров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности [1, с. 35].
Однако перевод стратегических установок в плоскость практических действий в существенной мере сдерживается отсутствием обоснования необходимого и достаточного состава инструментов, посредством которых региональные власти способны оказать продуктивное воздействие на процессы формирования и развития кластеров.
Определенную роль в решении такой задачи способен сыграть бенчмаркинг, ориентированный на селекцию продуктивных компонентов современного зарубежного опыта. В их позиционировании обратим внимание на следующие моменты.
1. Кластерная политика, проводимая государством, не является неизменной. Исследователи отмечают, что если первоначально в ее фокусе были меры, связанные с идентификацией кластера, определением поля деятельности формирующих его фирм, институционализацией органов поддержки кластера, осуществлением общей политики стимулирования всех кластеров в стране, то ныне заметно проявление индивидуального подхода к проблемам развития каждого кластера в отдельности, так как государство может выступать как менеджер, заказчик, инициатор производственного процесса, источник финансирования для фирм, работающих в кластере [2, с. 362]. На наш взгляд, потребность в избирательном подходе к организации институциональной поддержки кластера диктуется не только разнообразием ролей, которые может играть государство, но и особенностями конкретного кластера.
2. Границы кластеров редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации. Обычно кластеры включают предприятия различных отраслей, выпускающих готовый продукт, машины и оборудование для производства, сырье
- 21
и материалы, фирмы, выполняющие сервисное обслуживание и др. [3, с. 212].
3. В качестве основных объектов воздействия государства на процессы кластеризации могут быть выделены: трудовой, инновационный и инфраструктурный потенциалы территории. Показательным в этом контексте является опыт Ирландии, где региональные кластеры основываются на отраслях, как традиционной специализации этой страны, так и новейшей отрасли — инновационно-телекоммуникационных технологий [4, с. 53].
Выбор сектора информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК) в качестве точки экономического роста государство обеспечивает посредством комплекса взаимосвязанных действий. Так, для формирования необходимого кадрового ресурса сектора ИТК государство выделило значительные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также в создание инфраструктуры, необходимой информационным компаниям (прежде всего современных систем связи).
4. Государственная поддержка кластеров обеспечивается посредством инструментария, удовлетворяющего требованию необходимого и достаточного разнообразия. К наиболее продуктивным инструментам относятся: предоставление участникам кластеров земельных участков, находящихся в собственности государства, гранты на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки, долевое финансирование, капитальные субсидии на покрытие расходов на приобретение технологического оборудования, налоговые льготы и др.
Очевидно, что эти уроки современной зарубежной практики полезны для изучения и практического применения.
Предварим определение необходимого инструментария государственной поддержки кластеров Воронежской области рядом выводов и предложений.
1. Полагаем, что предложенный в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу до 2020 года состав кластеров является достаточно избирательным и не в полной мере учитывает потенциал конкурентных преимуществ диверсифицированной структуры социально-экономической системы региона.
Безусловно, регион имеет заметные конкурентные позиции в АПК (преобладающими в структуре почвенного покрова являются высокоплодородные черноземные почвы, доля Воронежской области в производстве продовольствия в ЦФО заметна: почти треть валового сбора сахарной свеклы, по-
22 -
ловина — семян подсолнечника и др.). Однако, являясь индустриально-аграрным регионом, область имеет и другие производства (в т. ч. в ракетно-космическом, авиастроительном комплексах), конкурентоспособные ныне, или в перспективе на национальном и мировом рынках товаров гражданского и военного назначения. К тому же и кадровое, и научное обеспечение, имеющееся в регионе, способно охватить более широкий спектр базовых видов экономической деятельности.
2. Реальный сектор экономики региона не является единственной сферой действия процессов кластеризации. Перспективной, на наш взгляд, является и система высшего образования, достаточно привлекательная не только для российских, но и иностранных организаций и граждан в силу, во-первых, своих масштабов (по числу высших учебных заведений, величине контингента обучающихся в них студентов область занимает второе место в ЦФО, уступая только Москве, в ее вузах обучается почти 45 % студентов Центрально-Черноземного района), во-вторых, высокого уровня разнообразия вузов и, главное, качества образования). Можно выделить в этой отрасли два ключевых объекта инвестирования: образовательные услуги, научные исследования и разработки.
3. На территории области, исходя из ее конкурентных преимуществ, можно выделить две группы кластеров.
Первую группу образуют кластеры, связанные с уже выявившимися векторами регионального развития. Их ядро уже определилось, и главным для региональных властей является содействие формированию устойчивых долговременных связей между ключевыми участниками бизнес-групп, а также между ними и инфраструктурой.
Вторая группа представлена кластерами, состав которых отражает прогнозируемые в перспективе точки роста. Задача региональных властей состоит в первую очередь в институциональном обеспечении процессов формирования ядра бизнес-групп.
Рассмотрим представителей названных групп и определим для каждого кластера предпочтительный состав инструментов его государственной поддержки.
К первой группе могут быть отнесены следующие кластеры.
1. Кластеры, ядро которых образуют предприятия ОПК, функционирующие в ракетно-космическом и электронном комплексах, производстве систем и средств связи. Базовая функция таких кластеров — реализация научно-технического и экспортного потенциалов региона.
Государственная поддержка предприятий, образующих ядро кластеров, может включать следующие формы и инструменты:
• налоговые льготы, инвестиционные налоговые кредиты, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков, дополняющие финансовые ресурсы, поступающие по федеральной целевой программе «Реформирование оборонно-промышленного комплекса РФ»;
• гранты на научно-технические разработки, финансируемые из бюджета развития субъекта РФ;
• бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, сопряженные с частными инвестициями;
• PR-компания инвестиционной привлекательности кластеров (проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям, организация участия в международных выставках и др.).
Важное направление деятельности региональных властей — инициирование процессов формирования долгосрочных хозяйственных связей между ядром кластера и субъектами, представляющими его инфраструктурное обеспечение: кадровое, научное, финансовое.
Заметим, что такие связи устойчиво воспроизводились в прежней системе хозяйствования и получают импульс к развитию в современных условиях. Их активными участниками со стороны высшей школы становятся, в т. ч. Воронежский государственный университет, Воронежский государственный технический университет.
2. Кластеры, ядро которых образуют предприятия растениеводства (производство семян подсолнечника, сахарной свеклы), животноводства и пищевой промышленности. Базовая функция кластера — обеспечение продовольственной безопасности региона и страны в целом.
Конкурентное преимущество, реализуемое данным кластером, — благоприятные природно-климатические условия и имеющиеся культурные традиции населения. В числе участников кластера — предприятия сельскохозяйственного машиностроения, торговли и общественного питания, научно-исследовательские институты аграрного профиля (НИИСХ ЦЧР им. В. В. Докучаева, Научно-исследовательский институт экономики и организации АПК ЦЧР РФ, Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара им. А. Л. Мазлумова, Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений, Всероссийский научно-исследовательский ветери-
нарный институт патологии, фармакологии и терапии), широкий круг воронежских вузов, связанных с деятельностью АПК (государственный аграрный университет, государственная технологическая академия, государственная лесотехническая академия, государственный университет).
Перспективы кластера в области производства и переработки семян подсолнечника в значительной степени связаны с вводом компанией БУНГЕ нового малоэкстракционного завода мощностью 500 тыс. т в год. Поскольку сырьевая база является в настоящее время ограниченной, то появление нового мощного предприятия обусловит потребность в расширении посевных площадей, в том числе в соседних регионах. Поэтому кластер изначально определяется как межрегиональный.
В составе форм и инструментов государственной поддержки кластера необходимо выделить следующие:
• государственный заказ на формирование продовольственного фонда, размещаемый на конкурсной основе;
• бюджетные ссуды, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам;
• финансирование из бюджета определенных направлений деятельности объектов инфраструктуры (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, научно-технические разработки);
• разнообразные формы лизинга (оперативный, возвратный, раздельный и др.), используемые государственными ими смешанными компаниями.
3. Кластеры, ядро которых образуют организации, формирующие образовательный и креативный потенциал региона. Их базовая функция — развитие инновационного компонента социальной сферы региона, интеграция ее ведущих организаций в национальное и мировое научное и образовательное пространство.
Основные направления специализации кластеров:
• разработка и внедрение 1Т-технологий;
• экспорт образовательных услуг, переподготовка и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов для инновационной экономики;
• разработка и апробация новых методов лечения, медицинской аппаратуры.
В обосновании кластера, одним из направлений деятельности которого является экспорт образовательных услуг, мы учитываем ряд моментов. Во-первых, сильные стороны системы высшего об- 23
разования Воронежской области. К ним следует отнести: фундаментальность образования, обеспечиваемая интеграцией ведущих научных школ региона и учебной деятельности; наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научных школ ведущих вузов; накопленный опыт международного сотрудничества в сфере образования; наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг: при ВГУ действует межрегиональный центр международного сотрудничества и академической мобильности; значительный педагогический и научный потенциал (по численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области в Центральном федеральном округе (ЦФО) составляет 4,3 %, и 10 % без учета Москвы. Доля докторов наук в численности профессорско-преподавательского состава ЦФО оставляет 2,9 %, без учета Москвы — 9,7 %. Доля докторов наук, преподающих в высших учебных заведениях Воронежской области, в общей численности докторов наук — преподавателей вузов ЦЧЭР составляет 47,7 %).
Во-вторых, объективную тенденцию роста спроса на образовательные услуги со стороны зарубежных потребителей. Учитывая, что количество иностранных студентов в мире заметно растет, и в условиях глобализации, интеграционных процессов этот рост будет продолжаться: по прогнозу ЮНЕСКО, к 2025 г. численность иностранных студентов в мире достигнет 5 — 7 млн, причем две трети из них составят выходцы из Азии.
Учитывая сложившиеся международные связи высшей школы Воронежской области, можно выделить следующие приоритетные группы рынков, значимые для нее:
1) страны Азии: Китай, Вьетнам, Пакистан, Афганистан;
2) страны Африки: Замбия, Нигерия, Конго;
3) страны Ближнего Востока и Северной Африки: Сирия, Ирак, Палестина.
Такой выбор обоснован наибольшим спросом на образовательные услуги со стороны данных регионов и стран. Однако, безусловно, необходимо инициировать активизацию спроса со стороны стран СНГ.
В обосновании кластера, ориентированного на разработку и апробацию новых методов лечения, медицинской аппаратуры, обратим внимание на следующее. При наличии в регионе предприятий и вузов, занимающихся производством современной медицинской техники, новых лекарственных препаратов, разработкой новых методов лечения, мощных кардиологического и диагностического центров
24 -
перспективным является вариант создания кластера по разработке и апробации новых медицинской аппаратуры (стоматологического оборудования и материалов, инструментов для биполярной электрохирургии, эндоскопического оборудования, серии приборов на базе ультразвукового скальпеля, оборудования для инвалидов и др.), методов лечения.
Такой кластер может быть ориентирован не только на удовлетворение потребностей лечебно-профилактических учреждений Воронежской области, но и соседних (в частности, Липецкой области с ее мощным индустриальным блоком, более высоким уровнем доходов населения, но не имеющей собственного медицинского вуза, традиций производства медицинской техники, лекарственных препаратов, разработки новых методов лечения).
Одним из этапов формирования такого кластера могло бы стать вхождение предприятий, занимающихся производством медицинской техники, а также вузов (Воронежского государственного университета, Воронежского государственного технического университета, Воронежской государственной медицинской академии и др.) в действующие в городе Воронеже технопарки для отработки форм экономического и организационного взаимодействия в решении задач совершенствования материально-технического обеспечения здравоохранения региона.
Региональные власти могут стимулировать процессы развития кооперационных связей между медицинскими организациями и бизнесом, используя разнообразные формы, в том числе: проектное финансирование, система областных грантов на научно-технические разработки, налоговые льготы, предоставляемые участникам внедрения новшеств, пониженные ставки арендной платы участникам технопарка.
В составе форм и инструментов государственной поддержки этих кластеров могут быть, в частности:
• гранты на научно-технические разработки, финансируемые из бюджета развития субъекта РФ;
• PR-компания инвестиционной привлекательности кластера;
• долевое (с участие государства и частного бизнеса) финансирование разработки новых образовательных программ, значимых как для отечественных предпринимательских структур, так и для зарубежных инвесторов;
• государственные стипендии, выделяемые иностранным студентам, для компенсации части стоимости обучения;
• организационное содействие развитию аутсорсинга образовательных услуг для зарубежных компаний, экспансирующихся на российские рынки товаров и услуг.
Ко второй группе кластеров Воронежской области, состав которых отражает прогнозируемые в перспективе «точки экономического роста», могут быть отнесены следующие кластеры.
1. Ядро кластера образуют организации, формирующие туристско-рекреационный потенциал региона. Базовая функция — повышение уровня разнообразия объектов инвестиций, расширение емкости потребительского рынка, диверсификация экспорта. К основным направлениям его деятельности могут быть отнесены: санаторно-курортное обслуживание (по широкому спектру лечения); культурно-познавательный и спортивный туризм; охота и рыболовство.
В составе форм и инструментов государственной поддержки кластера:
• бюджетные субсидии на развитие материально-технической базы учреждений санаторно-курортного обслуживания, восстановление и сохранение памятников культуры;
• долевое (с участие государства и частного бизнеса) финансирование расширения спектра услуг санаторно-курортного обслуживания, восстановления памятников культуры;
• PR-компания инвестиционной привлекательности кластера (проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям и др.).
2. Ядро кластера составят предприятия добывающей промышленности, ориентированные на освоение и эксплуатацию разведанных в области запасов рудных месторождений. Область является перспективной никеленосной территорией.
Базовая функция данного кластера — интеграция экономики области в мирохозяйственные связи. Особенностью кластера является его системообразующий характер. Формы проявления последнего многообразны. Во-первых, его появление инициирует спрос на продукцию разных секторов экономики региона: на оборудование для добычи и транспортировки полезных ископаемых, строительство объектов производственного и жилищного строительства, крупномасштабные объемы грузоперевозок. Во-вто-
рых, он предопределяет качественные изменения в инфраструктурном обеспечении экономики области, прежде всего в системах научного обслуживания и профессионального образования. Речь идет об их ориентации соответственно на научную тематику и подготовку кадров для добывающей и перерабатывающей промышленности.
В числе участников кластера — прежде всего предприятия горнорудной промышленности, железнодорожного и автомобильного транспорта, строительные организации, образовательные и научно-исследовательские учреждения.
В состав форм и инструментов государственной поддержки кластера могут входить:
• концессионные соглашения, в числе участников которых, с одной стороны, федеральные и региональные власти, с другой, крупные российские финансово-промышленные группы, а также транснациональные компании;
• бюджетное финансирование геологоразведочных работ, ориентированных на уточнение объемов рудных месторождений и условий их разработки;
• гранты на реализацию проектов в области НИ-ОКР и профессиональной подготовки кадров;
• PR-компания инвестиционной привлекательности кластера.
Полагаем, что предложенное нами позиционирование перспективных кластеров Воронежской области, становление которых способно расширить состав точек ее экономического роста, может оказаться полезным при разработке программных документов, определяющих стратегические векторы развития региона.
Список литературы
1. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005.
2. Портер М. Конкуренция. Санкт-Петербург, М. , Киев: Изд. дом Вильямс, 2001.
3. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу. Санкт-Петербург, 2006.
4. Innovation Clasters: Drivers of National Innovation Systerms. Enterprise, Industry and Services. OECD, Paris, 2001.