Экономический и институциональный потенциал регионов - основа эффективного функционирования региональных кластеров (на примере Воронежской области)
Ю.В. Джавадова, А.Н. Г амов
Сценарий долгосрочного развития экономики России предполагает сохранение тенденций, направленных на повышение ее конкурентоспособности, как в традиционных, так и новых наукоемких секторах, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, в опережающем развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста подход [1]. Решение этих задач потребует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, которая составляет экономический и институциональный потенциал эффективного развития региональных кластеров.
Как показывает мировая практика, кластеры значительно отличаются друг от друга. Объясняется это национальными особенностями экономики стран и регионов.
В результате анализа процесса кластеризации были определены следующие особенности развития кластеров в России:
• неравномерное формирование кластеров в регионах, определяющееся региональными диспропорциями, специализацией и многопрофильной экономикой регионов России;
• зарождающееся становление кластерной бизнес-среды: развитие конкуренции, кооперации, малого и среднего бизнеса, инфраструктурное развитие регионов, улучшение инвестиционного климата;
• ведущая роль государства и кластерной политики в создании и поддержке финансовых и организационных условий для развития кластеров;
• низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга.
Анализ влияния экономических факторов на развитие кластеров федеральных округов России, представленный в таблице 1, позволяет сделать вывод о том, что наиболее сильно на процесс кластеризации регионов влияют количество экономически активных предприятий и организаций, включая предприятия малого бизнеса, формирующие каркас участников кластеров, а также транспортная инфраструктура, определяющая основу экономических взаимосвязей регионов в связи с географическими особенностями территории Российской Федерации. Регионы, которые имеют больший ВРП, являются катализаторами кластерной активности страны.
Таблица 1 Зависимость кластерного развития федеральных округов России от внешних факторов региональной экономики[5]____________________________________________________________
Округ Число класте ров ВРП, млн. р. Число предприятий и организаций Инвестиции в основной капитал, млн.р. Грузооборот железнодорожного транспорта, млн.т. Грузооборот автотранспорта, млн.т.
Центральный 32 11 445 215 1 870 987 1 890 966 197,5 31086
Дальневосточный 2 1 730 885 186 654 725 659 68 5586
Приволжский 22 4919 924 740 454 1 323 384 191,2 29095
Северо-Западный 11 3 405 654 631 766 1 049 637 153,3 18155
Сибирский 18 3 390 224 545 920 889 719 406,5 16054
Уральский 6 4 396 560 406 210 1 431 313 131,1 15515
Южный 9 1 988 637 311 626 794 412 101,6 13418
Коэффициент корреляции 0,850172766 0,900537486 0,716727443 0,511165149 0,912550825
Анализ перспектив развития кластеров как инструмента повышения конкурентоспособности России показал ведущую роль Центрального федерального
округа (ЦФО) в процессе кластеризации Российской экономики. На долю Центрального федерального округа приходится 37,7 % суммарного валового регионального продукта (ВРП), 21,6 % сельскохозяйственной и 26,5 % промышленной продукции страны.
Структура валового регионального продукта ЦФО как одного из основных экономических факторов, определяющих развитие кластеров в регионе, определяет достаточно мощный потенциал оптимизации и развития кластерных образований и совершенствования механизмов управления процессом кластеризации в основных сегментах экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство).
Структура валового регионального продукта ЦФО, %
2,3
■ Сельское хозяйство
■ Промышленность
■ Строительство
■ Транспорти связь
■ Рыночные услуги
■ Нерыночные услуги
Рис. 1 Структура ВРП ЦФО по отраслям[2]
Кроме того, наличие развитой инфраструктуры и значительная доля ВРП, приходящаяся на транспорт и связь, позволяет определить значительный институциональный компонент в развитии кластеров, позволяющий обеспечить дальнейшее расширение кооперации и взаимодействия кластеров и предприятий внутри кластерных образований (рис. 1).
Воронежская область имеет достаточно серьезный потенциал для внедрения инновационных и интеграционных инструментов кластеризации в Центральном федеральном округе. По данным «Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года» прогноз валового регионального продукта до 2020 года для Воронежской области имеет устойчивый тренд к повышению, определяя тем самым перспективу совершенствования и развития процесса формирования кластеров.
Регрессионный анализ, выполненный на основании данных статистики развития региона, показал, что основные факторы, влияющие на процесс развития кластеров в Воронежской области, имеют тенденцию к росту (рис. 2-3).
Инвестиции в основной капитал(в фактически действовавших ценах), млн. руб.
Инвестиции в основной капитал{вфактически цейсівовавших ценах), млн. руб (1990,1995 гг. -млрд. руб,}
1980 1990 2000 2010 2020
иииии
100000
50000
у= Ох90 и2 = 0,4 0,5 61
Рис. 3 Тенденции развития экономического потенциала Воронежской области: фактор объема инвестиций[5]
В связи с этим, развитие кластеризации в области является перспективным направлением региональной экономики, позволяющей в рамках существующего положительного тренда основных экономических параметров регионального развития увеличить производительность и максимально развить кластерную инфраструктуру, которая определяет институциональный потенциал эффективности кластеров.
Государственная поддержка развития кластеров Воронежской области осуществляется в рамках реализации «Концепции кластерной политики Воронежской области» с применением следующих механизмов[3] (рис.4):
Рис. 4 Меры государственной поддержки кластеров Воронежской области
Таким образом, в регионе реализуется полный спектр мер административной поддержки развития кластеров в рамках стратегии государства, что позволит в полной мере раскрыть экономический потенциал области и обеспечить перспективное создание и
функционирование кластерных образований. Такой же широкий спектр носят в Воронежской области меры государственной поддержки инновационного развития.
Воронежская область имеет развитую инфраструктуру, обеспечивающую перспективность дальнейшего развития региональных кластеров [4].
На территории области действуют такие специализированные институты, как банки, фонды, консалтинговые и страховые компании. Банковская сеть Воронежской области включает в себя 60 кредитных организаций - 56 региональных филиалов российских банков и 4 самостоятельных воронежских банка.
Инженерная инфраструктура представлена широкой сетью транспортной инфраструктуры и сетью энергетической инфраструктуры. Энергетическая инфраструктура Воронежской области включает в себя атомные станции и трубопроводы, обеспечивающие область энергоресурсами.
По территории области проходят трассы магистральных трубопроводов: нефтепровод «Никольское - Вербиловка - Долгие Буды - Кременчуг - Одесса»; нефтепродуктопровод «Никольское - Воронеж», «Воронеж - Белгород», «Воронеж -Лиски»; аммиакопровод «Тольятти - Одесса». Общее протяжение магистральных нефтепродуктопроводов составляет порядка 250 км.
Кластерная инфраструктура представлена центрами технологической компетенции, субконтрактации, коллективного пользования и центром кластерного развития Воронежской области.
Инновационная инфраструктура Воронежской области складывается из совокупности пяти технопарков, трех бизнес - инкубаторов, ОГУ «Агентство по инновациям и развитию», шести крупных вузов, занимающихся научными разработками, десяти информационно-консультационных центров по инновациям, трех инновационно -технологических центров.
Таким образом, Воронежская область имеет экономический и институциональный потенциал, определяющий долгосрочные перспективы развития кластеров, расширения механизмов субконтрактации и аутсорсинга, особенно значимым из которых является кластер строительной индустрии.
Литература:
1. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития
России. - Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1928-klasternyj-podxod-v-
strategii-innovacionnogo-razvitiya-zarubezhnyx-stran.html
2. «Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года». (Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 N 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года»).
3. «Концепция кластерной политики в промышленном секторе экономике». (Приказ Департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской обл. от 25.04.2012 № 67 «Об утверждении концепции кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики»).
4. Макаров Е. И., Ярославцева Ю.И. Социально-экономическая эффективность формирования Воронежской региональной транспортно-логистической системы /Инженерный вестник Дона, 2011. - №4. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ magazine/archive/n4y2011/557/.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollectio
1138623506156.