Инструменты, формы и направления ведения бизнеса стремительно развиваются, поэтому актуальным становится вопрос адаптации маркетинговой деятельности к рыночным изменениям. Реалии современного бизнеса состоят в том, что эффективное использование информационных технологий позволяет перейти к модели построения бизнеса «от клиента», когда товар производится по запросу потребителя в соответствии с его пожеланиями. Позиция авторов заключается в обосновании необходимости использования информационных ресурсов для обеспечения эффективного функционирования системы товарного обращения. Тренды, определяющие дальнейшее развитие современного бизнеса: информатизация бизнес-процессов, разделение функций в бизнес-экосистемах, применение процессного подхода, -создают условия для реализации концепции устойчивого маркетинга.
Ключевые слова: информационные ресурсы торговли; инновационный маркетинг; цифровизация; информационное общество; система товарного обращения.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Красюк Ирина Анатольевна,
профессор, доктор экономических наук, профессор высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 ¡[email protected]
Кольган Мария Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и инженерной экономики, Донской государственный технический университет; 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 [email protected]
Современное состояние экономической системы,закономерности ее развития зависят от уровня проработанности и востребованности инновационных и информационных ресурсов. Инновационные ресурсы торговли создаются при использовании результатов научных исследований, они направлены на совершенствование функционирования сферы товарного обращения. Функционирование инновационных ресурсов предполагает взаимодействие с информационными ресурсами. Совершенствование системы товарного обращения требует не только внедрения современных технологий товародвижения, но и обеспечение современными методами информационного ориентирования участников рынка.
Характеристика информационных ресурсов, используемых
в сфере товарного обращения, представлена на рисунке 1 [1].
В настоящее время применение информационных технологий оказывает большое влияние на ре-
зультативность коммерческой деятельности. Автоматизация и информатизация способствуют: ♦ сокращению трудоемкости торгово-технологических операций,
I
Информационные ресурсы торговли
Рис. 1. Информационные ресурсы торговли Разработан авторами по материалам [1].
Источники информационных ресурсов: умственный капитал и интеллектуальные способности человека, теоретические знания, квалификация персонала
♦ упрощению документооборота,
♦ оптимизации торговой площади,
♦ сокращению затрат на хранение
товаров и товарных потерь,
♦ повышению качества управленческих решений.
Увеличение потребности в информационных ресурсах создает условия для цифровизации. М. Ка-стельс дает определение инфор-мациональной экономики, он считает, что конкурентоспособность во многом определяется способностью экономических агентов генерировать и эффективно обрабатывать информацию [2].
На развитие инновационной экономики оказывает влияние реализация государственной программы «Информационное общество (201 1-2020»). В основе Программы клиенто-ориентирован-ный подход, каждый результат подкрепляется доступными сервисами для граждан, в итоге улучшается качество жизни. На рисунке 2 представлены основные направления реализации Программы.
Цифровизация товарного обращения способствует увеличению количества обрабатываемой информации рыночных субъектов, внедрению цифровых технологий.
Ф. Котлер вводит понятие «новой экономики», которая базируется на цифровых технологиях; управлении информацией о клиентах, конкурентах, товарах и других составляющих маркетинговой деятельности [3]. Предприятия, которые в своей деятельности ориентируются на внедрение информационных технологий, используют инструментарий маркетинга. Инновационный маркетинг — это комплекс маркетинговых технологий, направленных на создание, расширение
и удержание рынков новых товаров и услуг [4].
В современных условиях предприятия торговли активно применяют инструментарий цифрового маркетинга для привлечения и удержания клиентов. Распространение смартфонов и других устройств с возможностью выхода в Интернет в любой точке мира расширяют территориальную доступность товара и торговых услуг. Поисковые системы, социальные сети, разнообразные специализированные программные продукты позволяют потребителю получить информацию о товаре и торговых услугах. Цифровая трансформация улучшает организацию бизнес-процессов торговли, обеспечивая их стандартизацию и модернизацию [5].
Цифровые каналы оказывают влияние на мотивацию покупок, жизненный цикл товаров. Цифровой канал — это способ взаимодействия с потребителями и с субъектами цепочки создания стоимости. Актуализация вопросов, связанных с применением
инструментария цифрового маркетинга, обусловлена постепенной виртуализацией сферы товарного обращения. Анализ цифровых технологий, используемых в бизнесе, позволяет определить следующие концептуальные группы.
1. Альтернативные модели организации бизнеса в информационном обществе Выделим три модели:
♦ «Американская модель», т. е. развитие информационного общества, при котором существует неразрывная взаимосвязь между либеральной экономикой, основанной на невмешательстве государства в деятельность корпораций, и высоким уровнем технологического развития;
♦ «Сингапурская модель», т. е. развитие информационного общества при отсутствии демократических механизмов, но с присутствием рыночных основ;
♦ «Финская модель», т. е. развитие информационного общества,
Рис. 2. Направления реализации Программы «Информационное общество
(2011-2020)»
Источник. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, Утв. Президентом Российской Федерации. 7 февраля 2008 г., № Пр.-212. [Электронный ресурс] :URL: minkomsvjаz. Ru (дата обращения 01. 06. 2019).
основанное на балансе контроля государства и рыночных сил — открытое социально ориентированное информационное общество.
Для формирования в России своей модели информационного общества на сегодняшний день существуют благоприятные условия, связанные с необратимыми процессами внедрения информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности, в том числе и товарообращение. Это стало возможным за счет увеличения доли активной аудитории интернет-пользователей, которая в начале 2018 года составила 63,8% от всех россиян (74,7 миллионов человек)*. Представляется, что российская модель в настоящее время развивается по пути синтеза американской и финской моделей с перспективами приоритетов социализации сообщества.
2.Мобильный бизнес в товарообращении
Технологии мобильной коммерции рассматриваются как важные технологические тенденции в бизнесе. Уже сегодня мобильными телефонами пользуются более 32 миллионов россиян. Мобильные приложения — это эффективный способ продвижения для любого бизнеса. Сейчас пока еще небольшое количество компаний на российском рынке имеют свои приложения. Но мобильный бизнес способен охватывать буквально каждую сферу товаров и услуг. Практически любая организация, имеющая клиентскую базу, может использовать мобильные приложения для работы с ней. Это мощный маркетинговый инструмент,
а также средство, повышающее статус компании в глазах клиентов. Применение мобильных приложений позволяет привлекать новых и удерживать существующих клиентов, формируя их лояльность и создавая для них удобное информационное поле. За счет получения клиентами новой информации при использовании мобильных устройств возможно улучшение диалога с ними, что не может не отразиться на интересах коммерческого предприятия. С помощью интеграции мобильных приложений торговые предприятия могут создавать для себя дополнительную прибавочную стоимость, которая будет выражаться во вновь приобретенной гибкости, улучшении взаимоотношений с клиентами и повышении эффективности коммерческой деятельности.
В целом мобильные устройства играют важную роль, как в жизни клиентов, так и в деятельности сотрудников предприятия. С одной стороны, торговый персонал должен иметь оперативный доступ к служебной информации, передаваемой по разным каналам (о наличии ассортиментныхпози-ций, текущих ценах (в т. ч. конкурентов), характеристиках товаров и пр.). С другой — необходимо консультировать клиентов и предоставлять им возможность заказывать товары с помощью мобильных устройств. Симметрично клиенты, принимая решение о покупке, пользуются смартфонами и планшетами для получения информации о товаре/ услуге или о ценах конкурентов, а также для изучения отзывов других покупателей. В том числе им предоставляется возможность
для стационарной оплаты покупки с помощью мобильного устройства.
3. Облачные технологии в товарообращении
По мере накопления опыта и данных по управлению торговлей и прибылью с помощью информационных технологий, все большее значение приобретает быстрая обработка больших объемов данных. В этой связи получают развитие так называемые «облачные технологии», реализуемые в коммерции. Основными элементами данной технологии обработки информации являются виртуализация, управление /7-ин-фраструктурой и услугами (заказ, поддержка, биллинг).
Облачные вычисления
^¡оибсотри^пд) — это модель обеспечения сетевого доступа по требованию к общему центру обработки данных с установленными на нем конфигурируемыми вычислительными ресурсами, к которым относятся сети передачи данных, серверы, устройства хранения данных, приложения и сервисы. Они могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами при обращении к провайдеру.
Благодаря использованию самой современной архитектуры многоядерных процессоров и преобразованию данных в сжатый, оптимальный для оперативного запоминающего устройства формат, повторный расчет любого показателя настолько ускоряется, что не требуется резервирование в журналах транзакций, так как они могут быть мгновенно пересчитаны.
* Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017-2018 гг. [Электронный ресурс] // Социологические исследования и коммуникационные решения. - URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13999. (дата обращения: 10.06.2018); О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. №203 [Электронный ресурс]. -URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 10.06.2018).
Наиболее успешным примером таких технологий выступает технология In-Memory. Ключевое преимущество технологии InMemory проявляется в обеспечении мгновенного вычисления релевантных показателей на основе большого объема данных. Следствием использования технологии является интеграция систем создания отчетов, планирования и оптимизации, функционировавших ранее отдельно друг от друга систем. Так, приложения, основанные на технологии In-Memory, обеспечивают недосягаемый ранее уровень интерактивности и оперативности. Это способ, с помощью которого пользователь может осуществлять взаимодействие с базой данных предприятия в формате современного онлайн-общения.
Другой формой применения облачных технологий является виртуальная сеть свободно взаимодействующих контрагентов. Они объединены в виртуальные сети независимых участников и представляют собой группы людей, совместно занимающихся общим бизнесом (либо совершающих иные действия, например, совместные покупки), независимо от их фактического места работы, проживания или местонахождения [6].
4. Социальные технологии в бизнесе
Говоря о социальных технологиях в бизнесе, нельзя не отметить, что социальные инновации, сами по себе, не нацелены на получение прибыли и, в основном, связаны с некоммерческими проектами. Социальное предпринимательство реализует проекты, направленные на решение проблем занятости, экологии, медицины, спорта, культуры и т. д.
Однако сегодня информатизация ломает традиционные представления о взаимодействии субъектов экономики, и предприниматель может с помощью информационных технологий воспользоваться «социальной отдачей», для того чтобы анализировать и улучшать свою деятельность. Предоставление потребителю возможности участвовать в производстве товаров и услуг, в принятии решений с помощью различных информационных средств позволяет менять и развивать рынки. Таким образом, непрямые точки контакта с потребителем раскрывают новый функционал сбыта, расширяя при этом сферу он-лайн-инфраструктуры.
Необходимость использования социальных технологий в бизнесе вызвана следующими причинами:
♦ омниканальность ведения бизнеса, возможность воздействия на потребителя через использование непрямого контакта (через третьих лиц, друзей, отзови-ков), а также возможность лично отождествлять себя с клиентом через аккаунты в социальных сетях;
♦ потребители «цифрового» поколения стремятся быть полностью информированными о товаре или услуге, сравнивают и совершают покупки преимущественно цифровым способом;
♦ «контекстно-зависимый» потребитель (в связи с неограниченным наличием продуктов и сервисов), для которого материальные выгоды не имеют особого значения; поэтому торговля для него должна создавать символические связи с другими сферами жизни, обладая при этом справедливыми и этическими принципами.
5. Информационные технологии для реинжиниринга бизнеса Одним из существенных трендов, влияющих на развитие и эффективное функционирование компаний на современном этапе, является отказ от иерархических структур в пользу неформальных сетей с оптимизацией бизнес-процессов для сотрудников [7, 8]. Работники, генерируя огромное количество документации, расход-ников, отчетов, вплоть до пересылки платежек, усложняют бизнес-процесс, в то время как бот для мессенджера разнесет нужную информацию в информационную систему предприятия [9]. Изначально процесс реинжиниринга получил большую популярность на больших промышленных предприятиях, которые хотели перестроить свои «закостенелые» системы управления на принципах процессно-ориентированного управления. Так, например, широко используемые РАМ-системы (Ргобис{^есус1еМападетеп{ — управление жизненным циклом продукции) представляет собой методологию комплексного применения современных информационных технологий для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, причем упор делается на управление данными об изделии. Хотя торговое предприятие не эксплуатирует продаваемую им продукцию, тем не менее, и к ней возможно применение интегрированных моделей, данных об изделии и бизнес-процессов предприятия. Использование радиочипов позволит предприятиям, наряду с характеристиками товаров и данными об их жизненном цикле, отслеживать информацию об их транспортировке, хранении, качестве и контроле. Подобная база данных может использоваться продавцом
совместно с производителями, логистическими компаниями и сервисами для быстрой идентификации и отслеживания товаров.
6. Информационные технологии оценки бизнеса
В настоящее время информационные технологии активно применяются при оценке результативности функционирования бизнеса. Различные аналитические программы представляют собой комплексный пакет обобщения информации, проведения аналитических процедур, заключения о результативности и значимости проведенных расчетов.
Сегодня цифровизация затронула все направления маркетинга, рассмотрим моменты, в которых это выражается наиболее ярко.
Во-первых, цифровизация маркетинга выражается в увеличении доли бюджетных средств компаний в расходах на цифровые каналы коммуникаций в общих расходах на маркетинг. На некоторых рынках ее доля доходит до 50%, и этот факт нельзя проигнорировать. Основная задача этих процессов — повышение качества обслуживания покупателей, обеспечение эффективности функционирования процессов товародвижения [10].
Второй момент, выражающий цифровизацию маркетинга, определяется через точки взаимодействия потребителя и участников рынка, которые очень часто связаны с цифровыми технологиями. Так, например, ОЯ-коды или двумерные штрих-коды соединяют обладателя с информационным миром, позволяя через сканирование выйти на сайт или другую интернет-страничку. так же разнообразные метки товаров и торговых зон, позволяющие сделать товары видимыми для электрон-
ного управления каналами распределения и поддерживать коммуникации с потребителем после совершения покупки.
В-третьих, информационные технологии накладываются «цифровым слоем» на традиционные индустрии — ретейл, логистику, транспорт, медиа, финансовые услуги и, постепенно интег-рируясь в них, создают новые индустриальные модели ведения бизнеса.
В-четвертых, ввиду того, что формирование общественного мнения о продукции, деятельности, бренде и др. постепенно утрачивает значимость в офлайне и уходит в онлайн, не все, что предприятие делает для маркетинга, отражается на потенциальных покупателях. Можно тратить много средств и времени на рекламу по телевидению, но любая критика в социальных сетях обнулит эффект от нее, если заказчик не уделяет должного внимания мнениям в цифровой среде. Инструментарий маркетинга определяет состав и структуру торгового предложения, стратегию регионального развития, формы концентрации торгового капитала, методы управления потребительской лояльностью [11].
И последний, немаловажный момент связан с цифровыми инструментами маркетинга, так необходимыми маркетологам для осуществления их основного вида деятельности, связанного с маркетинговыми исследованиями. Современные специалисты в области маркетинга используют различные специализированные программы для аналитики, управления рекламными компаниями, управления контентом,взаимоотношениями с клиентами и др. С помощью информационных технологий данные о поведении потре-
бителей отслеживаются, собираются, анализируются, в результате чего они превращаются в так называемые «большие данные» (^¡дйо{а) [12]. У цифровых технологий, формирующих маркетинговые инструменты,есть потенциал для обеспечения эффективности проведения маркетинговых мероприятий в цифровой бизнес-среде, увеличения скорости этих действий, масштабов, адаптивности и точности бизнес-процессов предприятия. Цифровизация экономики оказала влияние на изменения маркетинговой деятельности, которые были обобщены проф. Ю.Н. Соловьевой и представлены в таблице [13].
Нематериальные активы, на базе которых строится цифровая экономика, создаются так называемыми «работниками знании?», важность которых в структуре занятости значительно выросла за последние десятилетия.
Возрастает значение развития концепции устойчивого маркетинга, направленного на достижение высокого качества жизни в контексте сохранения социально-экологического благополучия [14].
Таким образом, систематизируя направления адаптации маркетинговой деятельности предприятий к новым условиям цифровой экономики, можно сделать следующие выводы:
1. Динамичное развитие информационно-технологичного влияния обусловило переход предприятий на новый цифровой уровень. Цифровая экономика способствует быстрому возникновению инновационных технологий, используемых во всех отраслях и сферах жизни, требует адаптации торгово-промышленной политики предприятия к элементам цифровой среды.
Таблица
Направления изменения маркетинговой деятельности, обусловленные распространением цифровой экономики
Рыночные условия/инструменты маркетинга Перемены в маркетинговой деятельности в условиях цифровизации
Усиление конкуренции на различных рынках Рост важности маркетинга на рынке человеческих ресурсов, а не только рынке покупателей
Изменение образа жизни людей Появление новых потребностей и новых рынков
Брендинг Переход к ко-брендинговым стратегиям в сотрудничестве с покупателями
Маркетинговые исследования Возможность сбора больших массивов информации о поведении покупателей
Сегментация Больше возможностей превентивного выявления сегментов с низкой маржинальностью и отказа от их обслуживания; повышение важности психографической сегментации
Товарная политика Ускорение обновления ассортимента; расширение ассортимента; часто - снижение качества товаров в связи с ускорением их создания и сокращением их жизненного цикла
Ценовая политика Повышение важности цен в условиях высокой прозрачности рынков и быстрого копирования инноваций; возможность дифференциации цен при условии существенно отличающегося уровня сервиса / программной составляющей
Коммуникативная политика Возрастание важности РР в социальных сетях по сравнению с традиционной рекламой; изменение структуры рекламных бюджетов в пользу Интернета и мобильного маркетинга
Распределительная политика Развитие интернет-канала продаж; организация обслуживания 24/7
Организация маркетинга Децентрализация управления, передача полномочий принятия решений специалистам, компетентным в знании локальных рынков
2. Современный маркетинг невозможно представить без множества инструментов (программ, сервисов, платформ), позволяющих решать спектр задач, стоящих перед системой товарного обращения. Развивая собственную инфраструктуру, автоматизируя бизнес-процессы, создавая базы хранения для значимой информа-
ции и данных, субъекты системы товарного обращения получают максимальную отдачу от маркетинговых инвестиций. Благодаря правильной комбинации инструментов можно построить маркетинговую стратегию, которая будет постоянно развиваться, позволяя выстраивать и углублять многоканальную коммуникацию как с
потребителем, так и с партнерами, что, в свою очередь будет способствовать реализации концепции устойчивого маркетинга.
3. Формируется концепция устойчивого маркетинга и устойчивого потребления как основа развития экономики и общества в глобальном масштабе и с учетом российской специфики.
ИСТОЧНИКИ
1. Шакланова Р.И., Юсова В.В. Экономика торговой отрасли. — М.: Юрайт, 2014. — 468 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкарата-на. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. /Пер. с англ. Под. ред. Божук С.Г. — СПб.: Питер., 2006. — 464 с.
4. Кубахов П.С. Маркетинг инновации? или новых продуктов? // Маркетинг. — 2004. — N0 6. — С. 41—50.
5. Булавкина Л.В. Цифровая трансформация: быстрые изменения в бизнесе без неприятных последствий // Интернет-Маркетинг. — 2017. — №04 (100). — С. 250—256.
6. КольганМ.В., МедведеваЮ.Ю. Инновационные аспекты организации товарного обращения: эффективные маркетинговые и торговые технологии: монография. Ростов-на-Дону: ДГТУ-Принт, 2017. — 148 с.
7. Крымов С.М., Дудакова И.А, Резванов А.А. Маркетинговые аспекты управления продукцией и организации гармоничного производства ООО «Отражение» // Современные проблемы организации производства, маркетинга и рынка недвижимости: монография. — Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2010. — 196 с.
8. Глухов В.В., Федоров Е.А. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности; монография. — Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2010. — 190 с.
9. Крапивин И.В. Роль департамента маркетинга в процессе цифровой трансформации // Интернет-Маркетинг. — 2018. — № 02 (102). — С. 90—94.
10. Красюк И.А., Барбарук А.И., Шейнина М.А Инновационные маркетинговые технологии в организации розничной торговли // Практический маркетинг. — 2018. — № 11 (261). — С. 25—30.
11. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 9-2. — С. 879—883.
12. СкоробогатыхИ.И., НевоструевП.Ю., МусатоваЖ.Б., ИвашковаН.И. Маркетинг в условиях развития цифровой экономики // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2018. — № 3. — С. 170 — 179.
13. Соловьева Ю.Н. Направления развития маркетинговой компетентности в условиях цифровой экономики // Маркетинг-менеджмент в цифровой экономике. — 2015. — № 2. — С. 20—29.
14. Юлдашева О.У., Соловьева Ю.Н. и др. Устойчивый маркетинг: теория и практика устойчивого потребления. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. — 113 с.
Directions and Forms of Marketing Organization in Terms of Digitalization Krasyuk Irina Anatolyevna,
Professor, doctor of Economics, Professor of higher school of service and trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Polytechnic st. 29, St. Petersburg, 195251, Russia ([email protected])
Kolgan Maria Vladimirovna,
Ph.D., Associate Professor of the Department of Marketing and Engineering Economics, Don State Technical University; Gagarin sq. 1, Rostov-on-Don, 344000, Russia ([email protected])
Tools, forms and directions of business are developing rapidly, so the issue of adaptation of marketing activities to market changes becomes urgent. The reality of modern business is that the effective use of information technology allows you to move to the model of building a business «from the client», when the goods are produced at the request of the consumer in accordance with his wishes. The position of the authors is to justify the need for the use of information resources to ensure the effective functioning of the system of commodity circulation. Trends that determine the further development of modern business: Informatization of business processes, division of functions in business ecosystems, the use of the process approach - create conditions for the implementation of the concept of sustainable marketing.
Keywords: information resources of trade; innovative marketing; digitalization; information society; commodity circulation system.
REFERENCES
1. Shaklanova, R.I.; Yusova, V.V. (2014) Economy of trade industry. Moscow: Publishing Yurayt, 2014, 468 p.
2. Castells, M. (2000) Information Age: Economy, Society and Culture. (In Russian) Trans. from English Under the scientific ed. O.I. Shkaratan. Moscow: State University Higher School of Economics Publ., 2000, 608 p.
3. Kotler, Ph. (2006) Marketing Management. Express course. 2nd ed. (In Russian) Trans. from English under ed. Bozhuk S.G. Saint Petersburg: Peter Publ., 2006, 464 p.
4. Kubakhov, P.S. (2004) Marketing of innovations or new products? Marketing, 2004, No 6, pp. 41-50.
5. Bulavkina, L.V. (2017) Digital Transformation: Rapid Changes in Business without Unpleasant Consequences. Internet Marketing, 2017, No 4, pp. 250-256.
6. Kolgan, M.V.; Medvedeva, Yu.Yu. (2017) Innovative aspects of the organization of commodity circulation: effective marketing and trading technologies. Rostov-on-Don: DGTU-Print, 2017, 148 p.
7. Krymov, S.M.; Dudakova, I.A.; Rezvanov, A.A. (2010) Marketing aspects of product management and the organization of a harmonious production of «Reflection» comp. Modern problems of the organization of production, marketing and real estate market. Rostov-on-Don: DGTU Publishing Center, 2010, 196 p.
8. Glukhov, V.V.; Fedorov, E.A. (2010) Industrial policy as a mechanism to stimulate innovation. Saint Petersburg: Polytechnic University Publishing House, 2010, 190 p.
9. Krapivin, I.V. (2018) The role of the marketing department in the process of digital transformation. Internet Marketing, 2018, No 2, pp. 90-94.
10. Krasyuk, I.A.; Barbaruk, A.I.; Sheinina, M.A. (2018) Innovative marketing technologies in retail trade. Practical marketing, 2018, No. 11, pp. 25-30.
11. Krasyuk, I.A. (2015) Competitive relations in retail trade. Economy andEntrepreneurship, 2015, No 9-2, pp. 879-883.
12. Skorobogatykh, I.I.; Nevostruev, P.Yu.; Musatova, Zh.B.; Ivashkova, N.I. (2018) Marketing in the conditions of development of the digital economy. Marketing and marketing research, 2018, No. 3, pp. 170-179.
13. Solovyova, Yu.N. (2015) Directions of development of marketing competence in the digital economy. Marketing management in the digital economy, 2015, No 2, pp. 20-29.
14. Yuldasheva, O.U.; Solovyova, Yu.N.; and others (2017) Sustainable marketing: theory and practice of sustainable consumption. Saint Petersburg: St. Petersburg State University of Economics, 2017, 113 p.