Научная статья на тему 'Направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Армения'

Направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГАРАНТИИ ПО КРЕДИТАМ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ВЕЛИЧИНА АКТИВОВ / ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ENTREPRENEURSHIP / LOAN GUARANTEES / FINANCIAL INSTRUMENTS / ASSETS / PROPERTY SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даллакян Светлана Аркадьевна, Саргсян Саргис Арутюнович

В статье рассматриваются теоретические и практические основы функционирования малого и среднего предпринимательства, его сущность и роль в экономическом и социальном развитии. Обосновываются тезисы о том, что развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является основным условием укрепления экономической конкурентоспособности РА, а также рассмотрены возникающие перед малыми и средними предприятиями проблемы, которые условно разделены на несколько групп. Выявлены системы и меры государственной поддержки МСП в мире, Европейском Союзе (ЕС) и Республике Армения (РА). Для повышения эффективности системы комплексной поддержки и стимулирования МСП в РА, автором статьи разработан и предложен ряд мер по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки субъектов МСП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даллакян Светлана Аркадьевна, Саргсян Саргис Арутюнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of state regulation of small and medium entrepreneurship in the Republic of Armenia

Theoretical and practical bases of functioning of small and medium business, its nature and role in economic and social development are discussed in the article. The thesis is justified that the development of small and medium enterprises (SMEs) is the main condition for strengthening the economic competitiveness of Armenia and also examined the problems facing SMEs that are conditionally divided into several groups. Systems and measures of state support for SMEs in the world, the European Union (EU) and the Republic of Armenia (RA) have been mentioned in the article. To improve the effectiveness of the system of integrated support and stimulation of SMEs in the RA, the author of the article developed and proposed a number of measures.

Текст научной работы на тему «Направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Армения»

ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1664

Leadership and Management

>

Креативная экономика

издательство

Направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Армения

Даллакян С.А. 1, Саргсян С.А. 2

1 Институт экономики им. М. Котаняна Национальной академии наук, Ереван, Армения

2 ЗАО АКБА Лизинг кредитная организация, Ереван, Армения

В статье рассматриваются теоретические и практические основы функционирования малого и среднего предпринимательства, его сущность и роль в экономическом и социальном развитии. Обосновываются тезисы о том, что развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является основным условием укрепления экономической конкурентоспособности РА, а также рассмотрены возникающие перед малыми и средними предприятиями проблемы, которые условно разделены на несколько групп. Выявлены системы и меры государственной поддержки МСП в мире, Европейском Союзе (ЕС) и Республике Армения (РА). Для повышения эффективности системы комплексной поддержки и стимулирования МСП в РА, автором статьи разработан и предложен ряд мер по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки субъектов МСП.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательство, гарантии по кредитам, финансовые инструменты, величина активов, имущественная поддержка.

Directions of state regulation of small and medium entrepreneurship in the Republic of Armenia

Dallakyan S.A. 1, Sargsyan S.A. 2

1 M. Kotanyan Institute of Economics (National Academy of Sciences of Armenia), Armenia

2 AKBA CREDIT AGRICOL BANC JSC., Armenia

Цель исследования - определить современное состояние и проблемы государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Армении (РА), рассмотреть направления, принципы и основные мероприятия системы поддержки предпринимательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

АННОТАЦИЯ:

Введение

- выявить проблемы, которые возникают перед малыми и средними предприятиями в РА;

- рассмотреть особенности государственной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства в РА;

- рассмотреть основные направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в РА на современном этапе развития.

Развитие малого бизнеса является важным элементом развития национальной экономики государства. Основной его целью является повышение экономического уровня страны за счет создания эффективной конкурентной экономики, которая сможет обеспечивать высокий уровень и качество жизни населения. Именно малый бизнес в состоянии решить такие насущные вопросы государства, как:

- обеспечение рынка необходимыми товарами и услугами;

- создание благоприятной конкурентной среды;

- борьба с безработицей;

- улучшение качества жизни населения государства;

- формирование «среднего класса» общества.

В Республике Армения малый и средний бизнес занимает ведущий сектор экономики. Он определяет экономические показатели развития страны, показывает уровень занятости граждан и самый главный фактор для экономики - качество ВВП.

ABSTRACT:_

Theoretical and practical bases of functioning of small and medium business, its nature and role in economic and social development are discussed in the article. The thesis is justified that the development of small and medium enterprises (SMEs) is the main condition for strengthening the economic competitiveness of Armenia and also examined the problems facing SMEs that are conditionally divided into several groups. Systems and measures of state support for SMEs in the world, the European Union (EU) and the Republic of Armenia (RA) have been mentioned in the article. To improve the effectiveness of the system of integrated support and stimulation of SMEs in the RA, the author of the article developed and proposed a number of measures.

KEYWORDS: entrepreneurship, loan guarantees, financial instruments, assets, property support. JEL Classification: D47, H25, H32 Received: 21.03.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dallakyan S.A. ( svetdal@mail.ru)

CITATION:_

Dallakyan S.A., Sargsyan S.A. (2018) Napravleniya gosudarstvennogo regulirovaniya malogo i srednego predprinimatelstva v Respublike Armeniya [Directions of state regulation of small and medium entrepreneurship in the Republic of Armenia]. Liderstvo i menedzhment. 5. (2). - 77-83. doi: 10.18334/ lim.5.2.39082

Рисунок 1. Вклад МСП в ВВП Рисунок 2. Число МСП в 2014-2016 гг. Источник: составлено авторами на основе [4, с. 5-6]

Надо отметить, что в РА в 2016 г. существовало 77163 МСП [4, с. 5]. Из рисунка 2 очевидно, что число МСП возросло от 74365 до 77163. Вклад МСП в ВВП тоже вырос по сравнению с 2014 годом и в настоящий момент составляет 33,1 % [4, с. 6] (рис. 1). Важно отметить, что в РА в 2016 г. 101003 активных налогоплательщика, из которых 76 % считаются активными налогоплательщиками МСП [4, с. 5]. Это означает, что в Армении МСП является одним из приоритетных направлений экономики. В 2016 году в МСП были заняты около 238311 человек (64,8 % от общей численности занятого населения). Основная часть сотрудников МСП приходится на микропредприятия -116722, или 31,5 % [4, с. 7] . Для сравнения надо отметить, что в странах ОЭСР этот показатель колеблется в среднем от 35 % [ 5].

Однако малый бизнес, как и любая экономическая категория, имеет свои недостатки. В наше время предпринимательство упирается в немалое количество проблем, которые тормозят развитие, и поэтому предпринимательство нуждается во внимании государства и постоянной поддержке. В ходе исследования выявлено большое количество проблем, которые мешают полноценно развиваться предпринимательству на тер-

ОБ АВТОРАХ:_

Даллакян Светлана Аркадьевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник, преподаватель АГПУ кафедры "Экономика и менеджмент" (svetda10mai1.ru)

Саргсян СаргисАрутюнович, заместитель генерального директора, член АССА (s_sargsyan01ist.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Даллакян С.А., Саргсян С.А. Направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Армения // Лидерство и менеджмент. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 77-83. doi: 10.18334/Ит.5.2.39082

ритории Армении, эти проблемы характерны почти для всех субъектов МП и СП. На современном этапе развития предпринимательства в Армении перед малыми и средними предприятиями возникают следующие проблемы, которые условно можно разделить на группы:

Общие проблемы (не до конца проработанные налоговые системы, которые оказывают негативное воздействие на МСП; безопасность деятельности МСП).

Проблемы, возникающие на стадии организации малых и средних предприятий (нахождение свободной ниши на рынке, привлечение партнеров, финансовые проблемы, несовершенство процедуры сертификации).

Проблемы, возникающие на стадии старта деятельности МСП (недостаток оборотных средств, высокая арендная плата, трудности с поиском канала по сбыту продукции или услуг, недостаток квалифицированных кадров, высокие цены на качественную рекламу).

На стадии становления развития МСП (проблемы осведомления об информационном рынке, жесткая конкуренция, недостаток мероприятий для повышения профессиональных навыков).

Для эффективного, прогрессирующего и стабильного развития экономики страны малое предпринимательство играет очень важную роль, это и обусловливает необходимость использования механизмов государственной поддержки данного сектора. Основной целью государственной поддержки малого бизнеса является создание равноправных условий для его развития и функционирования. Можно выделить основные составляющие системы государственной поддержки малого бизнеса:

- государственные нормативно-правовые акты, которые направлены на поддержку и развитие малого предпринимательства;

- государственный аппарат, состоящий из определенных институциональных структур, отвечающий за должную и грамотную реализацию политику в сфере поддержки и развития;

- коммерческие и некоммерческие организации, инициатором деятельности которых выступает само государство для реализации системы поддержки малого бизнеса.

Рассмотрев вышеперечисленные меры государственной поддержки, определим направление поддержки малого и среднего предпринимательства в РА [1, с. 57-68] (Blyumenfeld, 2007).

1. Общесистемные меры поддержки.

1.1. Налогообложение. Специальные налоговые режимы.

2.2. Снижение административных барьеров.

2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на стадии начала бизнеса.

2.1. Грантовая поддержка начинающих предпринимателей.

2.2. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства.

2.3. Создание микрофинансовых организаций.

3. Поддержка субъектов малого и среднего предпинимательства на стадии становления и развития бизнеса.

3.1. Поддержка лизинга субъектов МСП.

3.2. Система гарантийного кредитования.

3.3. Поддержка банковского кредитования.

4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих или ориентированных на внешнеэкономическую деятельность.

4.1. Поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП.

5. Поддержка инновационного предпринимательства, меры поддержки предпринимательства в социально значимых сферах.

5.1. Поддержка женского предпринимательства.

Выводы

Для качественного изменения сложившейся ситуации в Армении целесообразно разработать эффективную систему комплексной поддержки и стимулирования МСП, используя передовой международный опыт развитых европейских, азиатских стран и США, а не продолжать акцентировать внимание на прямую поддержку или различное льготирование как можно более широкой массы субъектов МСП. Необходимо создание специализированных инфраструктурных институтов целевого содействия сектору МСП, а также институтов инновационного развития экономики в целом [2, с. 48] (ВыккуаЫ, 2014).

Таким образом, несмотря на то, что государство приняло ряд мер по поддержанию предприятий в секторе малого и среднего предпринимательства, ситуация на данный момент не соответствует положительному результату. Для решения этих проблем автор предлагает осуществить изменения по следующим направлениям:

1. Меры имущественной поддержки субъектов МСП-передачи в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования; применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей; отчуждения находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено законодательными актами.

2. Доступ к государственному заказу - установление особенностей участия субъ-

ектов МСП в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) . Для этих целей законодательством могут предусматриваться:

2.1. резервирование для субъектов МСП не менее 10 % общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;

2.2. привлечение субъектов МСП к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов МСП определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).

3. Грантовая поддержка начинающих предпринимателей, ориентированная на привлечение в бизнес инвестиций трудовых мигрантов: каждый вложенный 1 млн драм из средств, заработанных трудовым мигрантом за рубежом, дополняется 1 млн драмов в виде гранта из бюджета программы. Предельная сумма гранта составляет 2 млн драмов.

4. Внедрение дополнительных финансовых инструментов (через принцип софи-нансирования), с помощью которых будет оказана помощь МСП для участия в выставках и ярмарках и других мероприятиях делового сотрудничества за рубежом.

5. Обеспечение государственной политики в сфере поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау.

ИСТОЧНИКИ:

1. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса // Экономика. - 2007. - № 7. - с.

57-68.

2. Бухвальд Е.М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки

малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - № 1. - с. 45-52.

3. Информационно-аналитический обзор "O состоянии малого и среднего предприни-

мательства в государствах - участниках СНГ".- Москва, 2015. - 170 с.

4. Reasearch on SME taxiation field 2016, EBRD Business support office. - Erevan, 2017. -

15 p.

5. Экономический обзор ОЭСР: Российская Федерация. Oecd.org. [Электронный ре-

сурс]. URL: http://www.oecd.org/eco/surveys/0verview_RUSSIARus_2013.pdf .

REFERENCES:

Informatsionno-analiticheskiy obzor "O sostoyanii malogo i srednego predprinimatelstva v gosudarstvakh - uchastnikakh SNG" [Information-analytical review "O the status of small and medium enterprises in the States-participants of the CIS"] (2015). Moscow. (in Russian).

Blyumenfeld V. (2007). Bolshie problemy malogo biznesa [Big problems of small business]. Economics. (7). 57-68. (in Russian).

Bukhvald E.M. (2014). Modernizatsiya ekonomiki i novye podkhody k politike podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva [Economy modernization and new approaches to small and medium businesses support]. Society: politics, economics, law. (1). 45-52. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.