Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ'

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная деятельность / государственная поддержка / технологии / хозяйствующие субъекты / регулирование / innovations / innovative activity / state support / technologies / business entities / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саенко Виктор Борисович, Бонцевич Анна Павловна

Повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке в полной мере зависит от эффективного функционирования научно-технической и инновационной сферы экономики страны. В условиях экономической нестабильности и санкционного давления государство должно взять на себя ключевую роль в поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих НИОКР и внедряющих инновации в производство продукции. В рамках данной статьи рассматриваются основные направления и проблемы государственной поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саенко Виктор Борисович, Бонцевич Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF BUSINESS ENTITIES

Increasing the competitiveness of the Russian Federation in the global market fully depends on the effective functioning of the scientific, technical and innovative spheres of the country's economy. In conditions of economic instability and sanctions pressure, the state must assume a key role in supporting economic entities engaged in R&D and introducing innovations into production. Within the framework of this article, the main directions and problems of state support for innovative activities of economic entities in the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

Научная статья УДК 338.222:001.895

ВИКТОР БОРИСОВИЧ САЕНКО

Кандидат наук по государственному управлению, доцент, декан финансово-экономического факультета, ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы», г. Донецк e-mail: viktor.saenko@gmail.com

АННА ПАВЛОВНА БОНЦЕВИЧ

Старший преподаватель кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления

и государственной службы», г. Донецк e-mail: rudek37@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация. Повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке в полной мере зависит от эффективного функционирования научно-технической и инновационной сферы экономики страны. В условиях экономической нестабильности и санкционного давления государство должно взять на себя ключевую роль в поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих НИОКР и внедряющих инновации в производство продукции. В рамках данной статьи рассматриваются основные направления и проблемы государственной поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственная поддержка, технологии, хозяйствующие субъекты, регулирование

Тематический рубрикатор e-Library: 06.56.31

VIKTOR B. SAENKO

Candidate of Sciences in Public Administration, Associate Professor, Dean of the Faculty of Finance and Economics, Donetsk Academy of Management and Public Administration, Donetsk

ANNA P. BONTSEVICH

Senior Lecturer at the Department of Finance, Donetsk Academy of Management and Public Administration, Donetsk

DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF BUSINESS ENTITIES

Abstract. Increasing the competitiveness of the Russian Federation in the global market fully depends on the effective functioning of the scientific, technical and innovative spheres of the country's economy. In conditions of economic instability and sanctions pressure, the state must assume a key role in supporting economic entities engaged in R&D and introducing innovations into production. Within the framework of this article, the main directions and problems of state support for innovative activities of economic entities in the Russian Federation are considered.

Keywords: innovations, innovative activity, state support, technologies, business entities, regulation

Направления государственного регулирования Эффективное и своевременное преодоление эко-инновационной деятельности субъектов номического кризиса в рамках современности воз-хозяйствования имеют высокую актуальность можно только в случае качественного преобразовав современном обществе. В условиях быстро меняю- ния производственного потенциала страны, ядро ко-щегося экономического и технологического развития торого в настоящее время - оперативное и эффектив-мир сталкивается с острыми вызовами, требующими ное внедрение и распространение научно-техничес-постоянного совершенствования и развития отраслей ких достижений, чем и обусловлена актуальность экономики. Быстрое внедрение инноваций становит- выбранной темы. Инновации - это так называемая ся неотъемлемым фактором успеха как для отдель- «материальная основа», благодаря которой возможно ных предприятий, так и для всей страны в целом. повышение эффективности производства, качества и

Цель данного исследования заключается в изучении конкурентоспособности продукции, снижение

направлений государственного регулирования иннова- издержек [1]. ционной деятельности субъектов хозяйствования.

© В.Б. Саенко, 2024 © А.П. Бонцевич, 2024

Инновации и новые технологии являются своего рода движущей силой, способствующей экономическому росту в странах. Переход к инновационной модели развития становится приоритетом для многих стран, поскольку возможен на основе формирования национальной инновационной системы, которая способна перевести национальную экономику в режим интенсивного инновационного развития [2].

Инновационная деятельность в России сопряжена с большим риском, поскольку нет гарантии успешного результата. Каждый предприниматель, занимаю -щийся инновациями, несет ответственность за этот риск, но не все новшества оправдывают его. Кроме того, на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций, такие как политические, кредитные, инвестиционные и другие. Для того чтобы успешно заниматься инновациями, необходимо минимизировать все виды рисков. Предприятия в РФ должны работать над снижением рисков и создавать условия для инновационной деятельности. Инновации могут принести огромную выгоду, поэтому необходимо продолжать инвестировать в эту область и поддерживать инновационных предпринимателей [3].

Однако для успешной инновационной деятель -ности необходимо эффективное государственное регулирование. Государство играет ключевую роль в создании благоприятной инновационной среды, обеспечении поддержки инновационных проектов, а также в стимулировании инновационной активности субъектов хозяйствования.

Перед государством встают задачи по созданию экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности. Государственная инновационная политика может быть определена как совокупность методов и инструментария органов государственной власти, субъектов федерации и муниципалитетов, нацеленная на активизацию инновационной деятельности субъектов экономики. В

настоящее время одним из основных факторов успешной предпринимательской деятельности выступает инновационная политика. Появление новых видов товаров и услуг делает предприятие более конкурентоспособным в условиях рыночных отношений. Для того чтобы быть замеченным в условиях рынка, предприятию необходимо разнообразие производимых продуктов, внедрение инноваций во всех сферах деятельности [4]. На рис.1 представлены цель и задачи государственной инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности является важной составляющей развития экономики и науки. Ставя перед собой целью содействовать созданию и развитию инноваций, государство устанавливает ряд задач, направленных на стимулирование их развития.

Одной из ключевых целей государственной поддержки инновационной деятельности является создание условий для роста научно-технического потенциала страны. Путем финансирования научных исследований и разработок государство способствует развитию и совершенствованию новых технологий, а также повышению качества научных исследований. Такие меры позволяют научным исследователям и инновационным компаниям воплотить свои идеи в жизнь, разрабатывая новые продукты, услуги или процессы.

Другой важной задачей государственной поддержки инновационной деятельности является предоставление доступа к финансовым ресурсам. Для этого государство создает различные инструменты финансирования, такие как гранты, кредиты, стипендии и субсидии. Это позволяет предпринимателям, исследователям и инновационным стартапам получить необходимые средства для реализации своих проектов, разработки и внедрения инноваций. Также государство может предоставлять налоговые льготы и преференции для инновационных компаний, что способствует их развитию и привлечению инвестиций.

я

а

н

н

о

и

ц

а

в о н ь т с

н о

и н

5 н н ь л е т я

е е

в т д

с

р

а

д

у

с

о

и

Цель инновационной деятельности государства заключается в обеспечении активизации наукоемкой деятельности

Задачи инновационной политики государства: сформировать инфраструктуру на рынке инноваций для целей содействия инновационному развитию; содействовать развитию малого инновационного предпринимательства;

сформировать результативную систему нормативно-правового регулирования для целей обеспечения благоприятного поля развития инноваций

Рис. 1. Цель и задачи государственной поддержки инновационной деятельности

Создание и развитие инфраструктуры инновационной сферы - еще одна важная цель государственной поддержки. Это может включать в себя развитие и обновление научно-исследовательских центров, технопарков, инкубаторов и акселераторов, которые предоставляют необходимые условия для работы и развития инновационных проектов. Также государство может осуществлять образовательные программы, направленные на повышение квалификации и подготовку специалистов в области инноваций.

Однако государственная поддержка инновационной деятельности не ограничивается только финансовой и инфраструктурной помощью. Важной задачей является также создание благоприятного правового и регуляторного окружения. Государство должно принимать законы и нормативные акты, которые обеспечивают защиту интеллектуальных прав и инновационных разработок, а также упрощают процедуры и условия для внедрения инноваций на рынок.

Государственная поддержка эффективных предпринимательских структур - неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом. Основные направления государственной поддержки инновационно-ориентированных субъектов предпринимательства в Российской Федерации представлены на рис. 2.

Таблица 1

Факторы государственного регулирования инновационной деятельности_

№ Факторы Характеристика фактора

1 2 3

1 Организационные Государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности; содействие повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; моральное стимулирование инновационной деятельности; информационная поддержка инновационной деятельности; содействие интеграционным процессам в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества; защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях

2 Экономические Развитие рыночных отношений; проведение налоговой политики и политики ценообразования; создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами; обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере; расширение спроса на инновации; предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям; содействие модернизации техники, развитие лизинга наукоемкой продукции, активизация предпринимательства, пресечение недобросовестной конкуренции; поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке; развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере

3 Правовые Установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности; нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности

Направления государственной поддержки

инновационной деятельности

Финансовая поддержка

Имущественная поддержка

Информационная поддержка

Консультационная поддержка

Поддержка в сфере образования

— Поддержка в области инноваций и промышленного производства

-► Поддержка в области внешнеэкономической деятельности

Рис. 2. Направления государственной поддержки инновационной деятельности

Государство создает организационные, экономические и правовые условия для регулирования инновационной деятельности (табл. 1).

Обобщив всё вышесказанное, следует отметить основные направления государственного регулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования:

1. Разработка и реализация государственных программ поддержки инноваций и инновационной деятельности субъектов хозяйствования.

2. Формирование и поддержка инфраструктуры для развития инновационной деятельности, включая научные и исследовательские центры, техно -парки, инкубаторы и акселераторы.

3. Предоставление финансовой поддержки для инновационных проектов, в том числе через государственные программы грантов и субсидий.

4. Содействие взаимодействию между бизнесом, наукой и государственными органами для создания благоприятных условий для инноваций.

5. Регулирование интеллектуальной собственности и защита прав на инновационные разработки.

6. Обучение и поддержка кадрового потенциала в области инноваций и технологического предпринимательства.

7. Проведение мониторинга и оценка результативности государственных мер по поддержке инноваций.

В заключение исследования по направлениям государственного регулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования можно сделать следующие выводы. Следует отметить, что инновационная деятельность играет важную роль в экономическом развитии страны, поскольку позво-

ляет повысить конкурентоспособность предприятий и создать новые рабочие места. Однако процесс инноваций может быть сложным и рискованным для субъектов хозяйствования, что требует государственного вмешательства и поддержки.

В современных условиях государство имеет широкий набор инструментов для регулирования инновационной деятельности. Во-первых, стимулирование инноваций может осуществляться путем предо -ставления налоговых льгот и субсидий на исследования и разработки. Это не только помогает компаниям уменьшить свои расходы на инновации, но и стимулирует активное внедрение новых технологий. Кроме того, государство должно обеспечить поддержку в области инфраструктуры и доступа к финансированию для инновационных предприятий. Создание специализированных инновационных центров, инкубаторов и технопарков способствует обмену опытом и знаниями между участниками инновационной среды, а также обеспечивает доступ к необходимым ресурсам.

Большое значение имеют также образование и наука. Развитие сотрудничества между университетами и бизнесом, создание научно-образовательных центров и лабораторий способствуют развитию инноваций и их успешному внедрению. Государственные программы, направленные на поддержку образования и научных исследований, играют существенную роль в формировании инновационной культуры и развитии коммерциализации открытий.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Арчикова Я.О. Инновации и их функции в современном обществе / Я.О. Арчикова, В.Р. Борисенко. - Текст : непосредственный // Методологические и организационные аспекты функционирования и развития социально-экономической системы : тезисы докладов VII Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием, Донецк, 15 ноября 2023 года. - Донецк: Донецкая академия управления и государственной службы, 2023. - С. 161-163. - EDN NPCPZZ.

2. Одинцова Н.А. Финансовое обеспечение инновационной деятельности корпораций / Н.А. Одинцова, Я.В. Сажникова. - Текст : непосредственный // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XXIII Национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 15-16 апреля 2022 года. - Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2022. - С. 149-152. - EDN HKTPJL.

3. Афендикова Е.Ю. Особенности финансовых рисков в инновационной деятельности / Е.Ю. Афендикова,

A.А. Кравцова. - Текст : непосредственный // Серия «Финансы, учет, аудит»: сборник научных работ. -2023. - № 2(30). - С. 5-16. - DOI 10.5281/zenodo.8171456. - EDN SSZYHQ.

4. Петрушевская В.В. Разработка инновационной политики предприятия как элемента финансовой стратегии /

B.В. Петрушевская, К.В. Шарый. - Текст : непосредственный // Серия «Финансы, учет, аудит» : сборник научных работ. - 2021. - № 3(23). - С. 158-171. - DOI 10.5281/zenodo.5782766. - EDN DLVEFY.

REFERENCES

1. Archikova Ya.O., Borisenko. R. Innovacii i ih funkcii v sovremennom obshhestve [Innovations and their functions in modern society]. In: Metodologicheskie i organizacionnye aspekty funkcionirovanija i razvitijasocial'no-jekonomicheskoj sistemy [Methodological and organizational aspects of the functioning and development of the socio-economic system]. Tezisy dokladov VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Doneck, 15 nojabrja 2023 goda. Doneck: Doneckaja akademija upravlenija i gosudarstvennoj sluzhby, 2023, рр. 161-163. EDN NPCPZZ. (In Russ.)

2. Odintsova N.A., Sazhnikova Ya.V. Financial support for innovative activities of corporations. In: Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, issues of law enforcement and personnel training. Proceedings of the XXIII National Scientific Conferences (with international participation), Taganrog, April 15-16, 2022, Taganrog, Taganrog Institute of Management and Economics, 2022, pp. 149-152. EDN HKTPJL. (In Russ.)

3. Afendikova E.Yu. KravtsovaA.A. Osobennosti finansovyh riskov v innovacionnoj dejatel'nosti [Features of financial risks in innovation activities]. In: Sbornik nauchnyh rabot serii «Finansy, uchet, audit», 2023, no. 2(30), pp. 5-16. DOI 10.5281/zenodo.8171456. EDN SSZYHQ. (In Russ.)

4. Petrushevskaja V.V., Sharyj K.V. Razrabotka innovacionnoj politiki predprijatija kak jelementa finansovoj strategii [Development of an enterprise's innovation policy as an element of a financial strategy]. In: Sbornik nauchnyh rabot serii «Finansy, uchet, audit», 2021, no. 3(23), pp. 158-171. DOI 10.5281/zenodo.5782766. EDN DLVEFY. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 21.05.2024; одобрена после рецензирования 29.05.2024; принята к публикации 14.06.2024. The article was submitted 21.05.2024; approved after reviewing 29.05.2024; accepted for publication 14.06.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.