Научная статья на тему 'Направления государственного регулирования инновационной активности в условиях формирования информационной экономики'

Направления государственного регулирования инновационной активности в условиях формирования информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / STATE REGULATION / INNOVATION ACTIVITY / ECONOMIC AGENTS / INFORMATIONAL ECONOMY / VENTURE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Енжаев Андрей Алексеевич

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования инновационной деятельности экономических агентов в условиях формирования постиндустриальной экономики. Значительное внимание уделено основным характеристикам постиндустриальной информационной экономики. Рассмотрены направления и механизмы государственной поддержки венчурного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation directions of innovation activities during informational economy formation

The paper considers problems of state regulation of economic agents' innovation activity during informational economy formation. Large attention is paid to the main postindustrial informational economy characteristics. Directions and mechanisms of the venture business state support are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Направления государственного регулирования инновационной активности в условиях формирования информационной экономики»

ЭКОНОМИКА

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

А.А. Енжаев

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования инновационной деятельности экономических агентов в условиях формирования постиндустриальной экономики. Значительное внимание уделено основным характеристикам постиндустриальной информационной экономики. Рассмотрены направления и механизмы государственной поддержки венчурного предпринимательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, инновационная активность, экономические агенты, информационная экономика, венчурное предпринимательство.

Неоднородность в той или иной степени, характерна всем национальным экономическим системам. В экономике России также сосуществуют индустриальный и постиндустриальный уклады. Многоукладность обусловливает неустойчивость экономики, она во многом определяет и доминирующее направление ее экономической динамики.

Одним из атрибутов и критериев развития структуры постиндустриальной информационной экономики является сокращение доли массового процессингового производства вещей (Bulk Production) в структуре национального выпуска продукции. Производство услуг и высокотехнологичной продукции, господство высоких технологий, развитие технологий дизайна, деятельность по созданию и применению информации выступают решающими факторами экономического роста общества, прошедшего период индустриализации.

Для постиндустриального информационного общества характерен особый тип экономики, в котором информация выступает определяющим производственным ресурсом, производство услуг - главной сферой занятости, а научное знание и методы его рационального использования - главной формой общественного богатства. При этом услуги могут быть реализованы как рыночным, так и нерыночным способом. В первом случае формируется рынок научно-технической продукции и информации - особый,

наиболее крупный и значимый рынок информационной экономики, во втором - осуществляется распределение общественных услуг, непосредственно регулируемое государством и институтами гражданского общества.

К числу основных характеристик информационной постиндустриальной экономики следует отнести:

1) превращение в процессе научной революции новых знаний, информации, методов их рационального и эффективного использования в основную форму общественного богатства;

2) технологическую революцию, связанную с переходом к новому технологическому укладу, комплексно-автоматизированному и компьютеризованному производству;

3) возрастание роли человеческого капитала, всестороннего развития способностей и инициативы работников, их отношения к труду в качестве главного производственного ресурса;

4) непрерывное обновление ассортимента продукции, технологии, организации производства, труда и управления;

5) структурные сдвиги, связанные с превращением сферы услуг и наукоемких отраслей производства в главную сферу занятости и производства ВВП;

6) глобализацию и интернационализацию производства, создание мирового рынка товаров, услуг, капиталов, информации и

технологий, рабочей силы, а также выбросов в окружающую среду.

В условиях становления постиндустриальной информационной экономики можно выделить три основные группы инноваций:

- научно-технические нововведения, имеющие целью создание или совершенствование новых технологий, товаров и услуг;

- управленческие нововведения, направленные на разработку и совершенствование процессов управления производством и обменом продукции;

- социально-экономические нововведения, изменяющие социально-экономические условия жизни людей.

Изменения в технологии производства вследствие научно-технического нововведения вызывают адекватные им изменения в системе управления (обслуживают управленческие нововведения). Прослеживается и обратное влияние. Любые изменения факторов производства и их комбинаций сказываются на характере социально-экономических отношений (социально-экономические нововведения). Таким образом, реализацию нововведения необходимо рассматривать как инновационный экономический процесс.

Инновационная экономическая деятельность, осуществляясь в рамках конкретной экономической системы, оказывает на нее определенное воздействие, направление и сила которого зависят от состояния, в котором находится сама экономическая система. Большинство современных экономических систем пребывают в переходном состоянии. Экономические системы наиболее развитых индустриальных стран находятся в состоянии перехода от индустриального общества к новому, постиндустриальному, информационному, с учетом нового качественного состояния факторов производства и их комбинаций - к инновационному обществу, где доминирует инновационная экономика.

По нашему мнению, в основе информационной экономики лежат: во-первых, смена комбинации компонентов в системе производительных сил (переход к комплексноавтоматизированному производству, развитие наукоемкой продукции); во-вторых, повышение невещественных форм богатства, когда наряду со средствами производства первостепенную роль играют и средства их обновления, аккумулирующие новые знания

(открытия, изобретения, рационализация); в-третьих, возрастание роли человеческого фактора. Изучение динамики и конкретных характеристик этих и других инновационных процессов дает возможность правильно понять основные закономерности и направления развития переходного состояния экономической системы.

Как показывает опыт индустриально развитых стран, резкое усиление инновационной активности - характерный признак переходного состояния экономической системы. Вместе с тем в современной российской экономической системе подобный признак четко не прослеживается. Это обусловлено, прежде всего, особенностью самого транзита, в котором она пребывает. Во-первых, переход к рыночным отношениям Россия осуществила от той экономики, где преобладали административно-командные

методы хозяйствования, в т. ч. и нерыночное обеспечение инновационной деятельности; во-вторых, в российском обществе достаточно устойчивы коллективистские начала; в-третьих, в отечественной экономике преобладали вертикальные (государство - индивид), а не горизонтальные (индивид - индивид) связи; в-четвертых, в отечественной экономике отсутствовали традиции частной собственности, в т. ч. и на объекты интеллектуального продукта и процесса. Отсюда особые, дополнительные, трудности, возникающие в построении российской инновационной экономики в процессе перехода к рынку.

Важнейшим направлением формирования постиндустриальной информационной экономики является развитие системы венчурного инвестирования. К системе венчурного инвестирования, в первую очередь, следует относить инновационные корпорации. Такие корпорации практически превращаются во многих случаях в научно-инновационные концерны, представляющие собой корпорацию с развитой инновационной хозяйственной зоной, состоящей из совокупности хозяйствующих субъектов из числа малых инновационных предприятий, научно-исследовательских учреждении и инвестиционных фирм венчурного капитала. Одной из разновидностей подобного концерна можно считать структуры в форме интегрированной организации бизнеса, предложенные некоторыми исследователями, а также учебно-науч-

но-инновационные комплексы системы высшего образования, где основу научно-технического потенциала составляют вузы [1].

Составной частью системы венчурного инвестирования следует считать инфраструктурно-институциональный блок. Данный тезис вытекает из анализа наиболее успешно работающих рынков венчурного капитала США, Великобритании, Канады, Германии. Одним из основных элементов данного блока является система государственного регулирования, которая функционирует в форме законодательного регулирования, совокупности нормативно-правовых актов. Не во всех странах есть специальное законодательство по венчурному бизнесу, но во всех странах другие элементы гражданского, финансового законодательства позволяют венчурному бизнесу успешно развиваться.

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования с точки зрения соответствия запросам экономики, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. С учетом интересов и при активном участии бизнеса необходимо активизировать деятельность, направленную на поддержку инноваций и социальной сферы, стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста.

С точки зрения создания наиболее благоприятных условий для интенсивного экономического роста важно оценить состояние институциональной системы, прежде всего в сфере инвестиций.

Следует отметить, что государство может оказывать прямую и косвенную поддержку венчурного предпринимательства. Учитывая дефицит федерального бюджета, нереальным представляется выделение значительных средств на содействие инновационной деятельности, в частности венчурному бизнесу. Здесь немаловажно обозначить по-

зицию, отношение государства к вопросу венчурного финансирования.

К возможным формам прямой поддержки государством венчурного предпринимательства следует отнести следующие.

1. Прямые инвестиции, предоставляемые венчурным инновационным предприятиям. Такое инвестирование может осуществляться, в частности, посредством приобретения акций как непосредственно венчурных предприятий, так и фирм - инвесторов венчурного капитала.

Государство само может играть роль венчурного капиталиста. Государство, вкладывая средства в развитие венчурного бизнеса, преследует, как правило, иные цели, чем частные инвесторы. Основными целями финансирования из бюджета является, как подтверждается практикой, создание новых рабочих мест, освоение новых важных для развития национальной экономики технологий, а также создание новых предприятий. Доходность бизнеса становится вторичной, зависимой целью. Для венчурных компаний привлекательным в государственном финансировании является то, что эти вложения недороги и не ориентированы на получение значительных прибылей. Тем не менее эти средства могут оказаться полезными для инвестирования в компании на ранней стадии развития.

2. Предоставление государственных кредиторов либо непосредственно венчурным предприятиям, либо фирмам - инвесторам венчурного капитала.

3. Предоставление связанного кредита, по которому предприниматель выплачивает проценты, если проект оказался успешным, и возмещает только часть суммы кредита, если проект не удался.

4. Лизинг.

5. Факторинг.

6. Предоставление грантов венчурным предприятиям, реализующим высокотехнологичные проекты. Чрезвычайно важным является оказание такой поддержки на первом, начальном, этапе реализации венчурного проекта. Как показывает практика, предоставление грантов оправдано на операционные расходы, на оценку проекта, на прямую поддержку управления венчурным предприятием.

Как показывает зарубежная практика, особенно эффективной является поддержка, оказываемая государством в экспертизе инновационных проектов, а также в развитии консультационных услуг для малых предприятий научно-технической сферы. Такая акция увеличивает число проектов, выполненных на уровне требований, общепринятых в среде венчурных инвесторов.

Однако существует и противоположная точка зрения. Так, некоторые специалисты ставят под сомнение целесообразность государственной поддержки службы обеспечения т. н. «предфинансовой поддержки». По их мнению, достаточно высокие расходы на экспертизу не являются определяющими, поскольку стоимость длительного менеджмента управления становится проблематичной уже после внесения инвестиций, а потенциальный инвестор осуществляет свою собственную оценку до инвестирования. Потенциальные инвесторы предпочли бы иметь достаточно полную информацию о представляющих для них интерес предложениях. Предложение представляется привлекательным при наличии достаточно сильной команды со значительным опытом в бизнесе, ориентированной на достижение существенного роста и потенциально большой рынок. При этом важно определить, насколько реалистична стратегия маркетинга, рассчитанная на обеспечение ощутимой ниши, а возможно и мирового рынка, для начинающей малой фирмы.

К мерам косвенной поддержки государством венчурного инвестирования следует отнести следующие.

1. Предоставление государственных гарантий венчурного инвестирования, т. е. гарантий венчурному инвестору покрытия части венчурных инвестиций, вносимых им в высокотехнологичные венчурные проекты. Так, в Нидерландах в рамках правительственного постановления о кредитных гарантиях для малого и среднего бизнеса разработана специальная программа предоставления долгосрочных банковских гарантий для инновационных компаний второго этапа роста под государственные гарантии.

2. Налоговые стимулы, в частности предоставление инвестиционных налоговых кредитов венчурным предприятиям, снижение налоговых ставок на прирост капитала и

на инвестиции от пенсионных фондов. В современных экономических условиях применение инструментов налогового стимулирования должно быть ориентировано на минимизацию дополнительной нагрузки на федеральный бюджет и носить компенсационный характер.

3. Льготы по таможенным пошлинам, которые следует распространить, в частности, на импорт венчурными предприятиями оборудования и комплектующих изделий.

4. Недопущение двойного налогообложения венчурного капитала и доходов от него.

Необходимо стимулировать повышение ликвидности венчурных предприятий, их выход на фондовый рынок. Актуальной становится проблема организации вторичного фондового рынка, рынка капиталов венчурных предприятий с целью генерирования более быстрых доходов от инвестиций. Это потребует создания информационной системы рыночных сделок и профессиональной дилерской системы. Формирование такого рынка будет способствовать возможности венчурных предприятий, ориентированных на инновационную деятельность, оценивать свой потенциал, а также вовлечению в производство свободных средств малого, среднего и крупного бизнеса.

В случае финансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов возможно использование схемы партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемой, в частности, посредством создания специального фонда. Этот фонд мог бы быть образован на паритетных началах за счет равных по сумме средств, с одной стороны, бюджетных, а с другой - банков, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов.

Как показывает мировой опыт, диапазон конкретных инструментов, которые могут быть использованы для формирования системы стимулов, необходимых для реализации модели интенсивного экономического роста, сильно варьирует в зависимости от ситуации и даже от субъективного опыта наделенных соответствующими полномочиями чиновников. Применяемые меры могут носить и косвенный, и жесткий административный характер.

Начиная с 2001 г. отраслевая структура отечественной экономики серьезно меняется,

устойчивой стала тенденция доминирующего роста сферы услуг. Данную траекторию постиндустриального движения поддерживает государство.

В современных условиях под влиянием научных исследований, инновационных процессов, развития сферы образования и информационно-компьютерных технологий

экономика, государство и общество приобретают принципиально новые характеристики и механизмы функционирования. Наращивание научно-технического потенциала и его укрепление, содействие созданию новых товаров и услуг становятся важнейшими стратегическими задачами экономической политики любого государства в начале XXI в.

Изменения, претерпеваемые рынком в процессе формирования постиндустриальной информационной экономики, сказываются на степени и масштабах государственного регулирования, эволюции его форм и методов. Важным аспектом информационной экономики становится направленность регулирования в инновационной сфере на обеспечение не только производства и распространения знания, но и на стимулирование процесса усвоения знания, поддержку развития рынков знания. Необходимость государственного воздействия обоснована с позиций разных подходов, используемых в экономической теории инноваций. К ним относятся как неоклассический, так и эволюционный подходы, а также их разновидности, представленные марксистской, шумпетерианской и постшумпетерианской парадигмами.

В экономической теории и практике ХХ-ХХ1 вв. можно выделить следующие основные концепции соотношения рыночного и государственного регулирования: классическую (либерально-монетарную), марксистскую, ди-рижистскую и институциональную [2].

Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, устойчивый инновационный экономический рост. В этих условиях роль государства ограничивается поддержанием конкурентной системы, покупательной способности денег и сбалансиро-

ванности госбюджета. Даже изменение денежной массы в обращении, налогообложения и системы государственных закупок в обычных условиях не оказывает существенного воздействия на равновесный уровень национального дохода и занятости, изменяя лишь общий уровень цен.

При соблюдении равных условий конкуренции государственное предпринимательство имеет такое же право на жизнь, как и частное предпринимательство.

Проблема состоит не в размере государственных расходов, а в их структуре и эффективности использования, а также в развитии негосударственных финансовых институтов, способных инвестировать науку, образование и здравоохранение, модернизацию инфраструктуры, внешнеэкономическую экспансию и международную кооперацию, массовое предпринимательство и социальные услуги.

Планомерность (сознательно поддерживаемая пропорциональность) реализуется на основе хозяйственных контрактов, защищаемых и регулируемых с помощью государства. Объектом планирования являются не только материально-вещественные пропорции, но прежде всего, социально-институциональные условия воспроизводства: его субъектами - все независимые хозяйственные субъекты, вступающие друг с другом в договорные отношения. Наряду с договорным планированием со стороны собственника ресурсов особое значение приобретают такие формы планирования, как маркетинг, прогнозирование и программирование.

В итоге без развитой системы институтов, защищающих права производителей, населения и государства, современный рынок не может эффективно функционировать. Директивное регулирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является, тем не менее, антиподом рынку, а является его продуктом и важным конституирующим элементом.

Особое значение приобретает система научно-технических приоритетов, при выборе которых исходной базой должны быть технологические потребности, удовлетворение которых может способствовать оживлению экономики. Решение этой проблемы невозможно без государственной поддержки. Необходимыми этапами ее осуществления

могут стать формирование государственных научных, научно-технических и инновационных программ, обеспечивающих осуществление выбранных приоритетов; ресурсное обеспечение ключевых приоритетов путем целевого выделения средств; создание венчурных и инновационных фондов. В условиях формирования информационной экономики конкуренция мощи государств проявляется в конкуренции уровней знания.

Государство продолжает использовать широкий арсенал прямых и косвенных мер по расширению новаторской работы, особенно в мелких и средних фирмах, сочетание которых определяется национальной спецификой.

Основными направлениями государственной инновационной политики западных стран в условиях формирования постиндустриальной информационной экономики являются:

- улучшение инновационной среды путем усиления новаторской составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

- стимулирование рыночного спроса на нововведения и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к новшествам;

- стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

- усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.

В данной ориентации государственного воздействия на инновационную сферу про-

является важная тенденция, характеризующая общие исторические перспективы функций государства в рыночной экономике: чем масштабнее и глубже достижения в науке и технике, в технологии и информационном обеспечении, тем больше полномочий бизнес и общество возлагают на государство, его ресурсы и институты. Роль государственного фактора повышается, происходит его оптимизация в ряду других составляющих прогресса. Таким образом, осуществление государственных научно-технических программ, создание новой технологии являются приоритетами экономической стратегии государства, опирающейся на мощный государственный аппарат, развитую государственноправовую систему.

1. Галица В.И. Инновационный концерн как интегральная форма организации бизнеса // Экономист. 2001. № 11. С. 27-34.

2. Шакуров И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. 2006. № 1 (17).

Поступила в редакцию 4.07.2008 г.

Enzhaev A.A. State regulation directions of innovation activities during informational economy formation. The paper considers problems of state regulation of economic agents’ innovation activity during informational economy formation. Large attention is paid to the main postindustrial informational economy characteristics. Directions and mechanisms of the venture business state support are presented in the article.

Key words: state regulation, innovation activity, economic agents, informational economy, venture business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.