Научная статья на тему 'Малый инновационный бизнес: особенности, проблемы и перспективы развития'

Малый инновационный бизнес: особенности, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕД ПРИЯТИЯ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / NEW TECHNO-LOGIES / SMALL BUSINESS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Виктория Геннадиевна, Кубракова Александра Александровна

В статье рассмотрены особенности функционирования малых иннова ционных предприятий, их влияние на развитие постиндустриальной экономики. Проанализированы факторы, ограничивающие инноваци онное развитие малых организаций в России, и определены направления перспективного решения существующих проблем в данном виде бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL INNOVATIVE BUSINESS: PECULIARITIES, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article deals with the functioning peculiarities of small innovative enterprises and their impact on post-industrial economy development. It analyses factors limiting small enterprises innovative development in Russia and it shows tendencies of prospective solutions to the problems in this type of business.

Текст научной работы на тему «Малый инновационный бизнес: особенности, проблемы и перспективы развития»

МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫМ БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

SMALL INNOVATIVE BUSINESS: PECULIARITIES, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

УДК 001.895 : 658.155

АНТОНОВА Виктория Геннадиевна

старший преподаватель кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, [email protected]

ANTONOVA Victoria Gennadievna

Senior Lecturer, Department of Economics, Saint-Petersburg State University of Film and Television, [email protected]

КУБРАКОВА Александра Александровна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, [email protected]

KUBRAKOVA Aleksandra Aleksandrovna

Post-graduate student, Saint-Petersburg State University of Film and Television, [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности функционирования малых инновационных предприятий, их влияние на развитие постиндустриальной экономики. Проанализированы факторы, ограничивающие инновационное развитие малых организаций в России, и определены направления перспективного решения существующих проблем в данном виде бизнеса.

Ключевые слова: инновационное развитие, малые инновационные предприятия, новые технологии, малый бизнес, инновации.

Abstract.

The article deals with the functioning peculiarities of small innovative enterprises and their impact on post-industrial economy development. It analyses factors limiting small enterprises innovative development in Russia and it shows tendencies of prospective solutions to the problems in this type of business.

Key words: innovative development, small innovative enterprises, new technologies, small business, innovations.

Инновационное развитие страны в настоящее время способствует укреплению позиций на международном рынке товаров и услуг, повышению их конкурентоспособности, улучшению баланса по торговле услугами, диверсификации экономики и поддержанию мирового уровня научно-технического прогресса.

Именно инновационное развитие позволяет удовлетворять все возрастающие потребности населения, создавая новые секторы экономики и развивая уже существующие посредством постоянного внедрения технологических нововведений. За последние годы экономика России достигла определенных успехов, однако по качественным показателям ее развития мы существенно отстаем от промышленно развитых стран.

Зарубежные страны с рыночной экономикой разработали различные инновационные экономические и административные механизмы, которые основываются на следующих принципах:

• динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что считать инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период;

• исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;

• автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям и независимо от воли государственных чиновников.

Методами экономического регулирования при этом являются: целевое, предметно-ориентированное и проблемно-направленное государственное инвестирование; лизинг; кредитование; программирование и планирование; государственное предпринимательство.

Преодоление сложившегося экономического отставания России от более развитых государств возможно только при ориентации на всемерное повышение производительности труда, укрепление конкурентоспособности страны в международном обмене товарами и

услугами с использованием новейших достижений научно-технического прогресса в процессе формирования динамично-развивающейся постиндустриальной экономики.

Как показывает опыт прогрессивно-развитых стран, такая экономика неоднородна. Она включает в себя крупные компании, которые создают технологические нововведения и меняют структуру производства в отраслях, а также средний и малый бизнес, который обеспечивает широкое поле предпринимательской активности широким массам населения. Малый бизнес в современной экономике приобрел новые черты, расширил свое влияние и стал непременным элементом инновационных процессов.

Ориентированный на разработку, производство и внедрение на рынок нового товара малый инновационный бизнес всегда являлся важным элементом в области предпринимательства. Инновационный бизнес по-своему уникален и сложен, так как затрагивает все возможные виды предпринимательской деятельности, в частности: производство, продажа товара, менеджмент, маркетинг. Охватывая все самые сложные стороны данных сфер, он становится достаточно проблематичным, но тем не менее по многим причинам остается привлекательным для большинства бизнесменов [1].

Преимущества данного вида бизнеса заключаются в его значительной роли в инновационном развитии: необходимости совершенствования деятельности иных сфер предпринимательства и ориентированности на определенные потребности покупателей, гибкость и оперативность в действиях, адаптация к местным условиям, эффективность, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала, организационная мобильность.

Малый инновационный бизнес интересен ещё тем, что он имеет «соревновательный» характер, потому как всегда есть к чему стремиться в процессе борьбы с конкурентами.

Оценивая инновационный потенциал малого бизнеса, следует отметить его следующие характеристики:

• малое предпринимательство способствует подвижности и динамическому развитию экономической системы в целом, обеспечивает коммерциализацию результатов деятельности, быструю адаптацию к изменяющимся условиям всех сфер деятельности;

• современные информационные технологии меняют модель функционирования различных структур, что обеспечивает доступ малых предприятий к новым видам деятельности и увеличивает их долю на мировом рынке товаров и услуг;

• малые предприятия повышают свою конкурентоспособность за счет снижения издержек производства посредством внедрения новых информационных технологий.

К преимуществам малого бизнеса можно отнести:

1. Создает благоприятные условия для творчества.

2. Малые предприятия отличает их узкая специализация, что позволяет сконцентрировать средства и усилия на заключительных стадиях создания новшества и на начальных стадиях его распространения.

3. Современные информационные технологии создают для малого бизнеса благоприятные условия функционирования.

4. Из-за ограниченности трудовых ресурсов малых предприятий исследователям приходится работать в областях, которые не являются для них хорошо изученными, а это способствует возникновению нового подхода к решению проблем и оригинальных идей.

В странах Евросоюза малое предприятие должно удовлетворять четырем критериям [2]:

1. Занятость (10-49 человек).

2. Оборот (до 10 млн евро).

3. Годовой итог баланса (не более 10 млн евро).

4. В собственности крупного предприятия должно находиться не более 25% капитала малого предприятия.

В Российской Федерации критерии малого бизнеса следующие [3]:

1. Занятость (16-100 человек, включая совместителей и в зависимости от направления деятельности).

2. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

3. В собственности крупного предприятия должно находиться не более 25% капитала малого предприятия.

По некоторым статистическим данным, инновационный бизнес в общей структуре малого бизнеса России составляет всего около 1,5-3%. И только 15% из всех зарегистрированных предприятий малого инновационного бизнеса в России могут считаться действительно инновационными. Они постоянно проводят научные исследования, охраняют интеллектуальную собственность и занимаются коммерциализацией новшеств на рынке. Остальные предприятия свою инновационную составляющую давно утратили. И этому способствовал ряд причин: высокий уровень экономического риска, высокая стоимость инноваций, дефицит собственных денежных средств и финансовой поддержки со стороны государства, неготовность организаций к нововведениям, недостаток квалифицированного персонала, несовершенство правовой базы, недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта, отсутствие спроса на инновационную продукцию и ряд других.

Прежде всего, следует сказать, что до сих пор не существует конкретной правовой основы инновационной деятельности. Не имея четкого понятийного аппарата, статистики, мониторинга, объективной оценки потенциала инновационных предприятий, говорить о развитии малого инновационного бизнеса крайне сложно [1].

Вместе с тем, как известно, малый бизнес имеет небольшой первоначальный капитал, соответственно - незначительные организационно-технические возможности. Это обусловливает длительные сроки развития, связано со сложностью получения кредита, невысокой квалификацией менеджмента, относительно большими рисками, трудностя-

ми привлечения высококвалифицированных кадров и др. Малые предприятия организационно независимы, что дает им полную свободу выбора, но препятствует созданию значительных инноваций, совместному участию в крупных проектах и программах [4].

Одним из главных источников финансирования малого предпринимательства остаются прямые инвестиции, в частности, венчурный капитал.

Венчурное инвестирование представляет собой экономический механизм финансирования развития компании, выкупа инвестором прав собственности. Инвестор вкладывает денежные средства в уставный капитал предприятия и (или) выделяет кредит, за что получает определенную долю в уставном фонде компании, которая остается за ним до тех пор, пока он ее не продаст и не получит причитающуюся ему прибыль.

В венчурном финансировании можно выделить четыре формы вложений:

• стартовые инвестиции;

• инвестиции в период развития компании;

• инвестирование при реализации определенной операции;

• прочие (спасательное финансирование; замещающее финансирование; финансирование, связанное с выходом на рынок ценных бумаг).

Индустрия венчурного капитала в России находится на очень ранней стадии. Подавляющее большинство работающих в России и с Россией фондов созданы непосредственно либо международными организациями (региональные венчурные фонды и фонды долевого участия в малых предприятиях Европейского банка реконструкции и развития), либо национальными в рамках межправительственных соглашений (US-Russia Defense Fund, The US-Russia Investment Fund TUSRIF). Частные венчурные фонды пока еще слабо представлены на российском рынке.

Инновации в малом бизнесе пока недостаточно востребованы, что объясняется отсутствием мотивации у предпринимателей, ведь в данной сфере нет гарантии на получение дохода: новый разработанный товар может

совершенно не заинтересовать потребителей. Для развития инновационной деятельности не хватает опытных специалистов, особенно ощутима нехватка менеджеров и маркетологов, которые способны продвигать товар на рынке. Зачастую сами исследователи и научные сотрудники не видят перспектив плодотворного союза бизнеса и инноваций. Малый инновационный бизнес требует вложения существенных финансовых средств, которых у предпринимателей попросту нет. Существует государственный фонд, оказывающий финансовую помощь инновационным предприятиям, но ее, к сожалению, недостаточно [1].

В качестве еще одного фактора, сдерживающего инновационное развитие, необходимо добавить и такой, как качество самой инновационной сферы. Коммерческий успех инновационного товара на рынке должен соответствовать требованиям потенциальных потребителей, быть пригодным к дальнейшему использованию. В России качество инновационной сферы недостаточно высоко. Причины подобного положения кроются как в отрицательном «опыте работы» некоторых научных организаций во времена хозрасчетной системы, когда бумажные отчеты заменяли собой реальные научные результаты, так и в катастрофическом провале финансирования научной сферы в 1990-е гг. Наши производственные предприятия не в состоянии в современных условиях выпускать конкурентоспособный инновационный продукт. Поэтому потенциальный покупатель предпочитает приобретать инновационный товар иностранного производства в виде готовых технологий или оборудования и не вкладывать деньги в отечественные НИОКР.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период 2020-2030 гг. основной проблемой российского сектора науки и высоких технологий является низкая эффективность использования имеющихся ресурсов (кадрового, технологического, знаний), что в полной мере проявилось после начавшегося в последнее время увеличения финансирования НИОКР. Россия по-прежнему располагает значительным научно-техническим потен-

циалом. По численности занятых в сфере фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государство находится на третьем-четвер-том месте в мире [5].

Россия является одним из лидеров по некоторым важным направлениям исследований: нанотехнологии, охрана окружающей среды, атомная и водородная энергетика, живые системы, разработка прикладных программных средств, энергосберегающие системы и др.

Важно отметить, что малые инновационные предприятия по характеру и масштабу инноваций можно разделить на два вида:

1. Предприятия, нацеленные на создание инноваций как коммерческого продукта.

2. Предприятия, создающие или использующие инновации для внутрифирменного использования.

При этом названные выше факторы, замедляющие инновационное развитие, проявляются в этих группах предприятий по-разному. Для первой группы предприятий на первом месте по значению находится фактор спроса на инновационный продукт, затем - квалификация персонала, информация о новых технологиях и лишь потом - факторы, связанные с финансированием. На предприятиях второго типа формируется ситуация, характерная для российской промышленности в целом. Для них сдерживающие факторы по степени влияния располагаются следующим образом: недостаток денежных средств, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, низкий спрос со стороны потребителей на инновационный продукт [4].

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020-2030 гг. правительство РФ планирует, что до 2020 г. доля инновационного малого бизнеса возрастет до 10% всей сети малых предприятий, а доля занятости в этой сфере - с 25% до 6070% [5].

Сформировавшиеся тенденции инновационного развития в экономике России, имеющиеся риски и проблемы, а также возможности роста дают возможность выделить три варианта научно-технического развития

страны, соответствующие основным сценариям развития экономики, которые в значительной степени будут предопределять стратегическое развитие малого инновационного бизнеса [6]:

1. Инерционное импортоориентированное технологическое развитие.

Характеризуется продолжением ослабления национальной инновационной системы и использованием преимущественно зарубежных технологий и оборудования. Инновационная система распадается на отдельные научно-технические территории, сосредоточенные в оборонном комплексе. Это повлечет за собой технологическое отставание от ведущих стран.

Данный вариант не соответствует целям российской экономики на долгосрочную перспективу.

2. Догоняющее развитие и локальная технологическая конкурентоспособность.

Характеризуется тем, что техническое и технологическое перевооружение будет осуществляться не только за счет импортных технологий, но и частично за счет внедрения отечественных технологий. Спрос на отечественные разработки будет формироваться за счет потребностей как оборонного сектора, так и энерго-сырьевого.

Рассмотренный вариант соответствует ориентирам развития национальной экономики лишь частично.

3. Лидерство в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.

Характеризуется модернизацией отечественного сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, сосредоточением на таких научно-технологических направлениях, которые позволят увеличить сферу применения отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке, что отвечает разработанной программе социально-экономического развития страны.

Инновационная сфера представляет собой ту область, где деятельность малого предприятия должна приносить весьма значительную экономическую отдачу, а преимущества его

организационно-структурной формы могли бы проявиться наиболее отчетливо. Однако для этого необходимо активно развивать систему функционирования инновационного малого бизнеса, преодолевать негативные и даже деструктивные тенденции. Для того чтобы малый инновационный бизнес про-

грессивно развивался, необходимо решить совокупность проблем: создать оптимальные условия для развития бизнеса, сформировать нормативно-правовую базу, подготавливать квалифицированных работников, увеличить источники финансирования, устранять недостатки патентного законодательства.

Список литературы

1. Кредитный портал. Малый инновационный бизнес. URL: http://www.kredit-business.ru/russianbusiness/335-malyjj-innovacionnyjj-biznes.html (дата обращения: 29.10.2013).

2. Рекомендация Комиссии Европейских сообществ 2003/361/ЕС от 6 мая 2003 г. относительно определения микро-, малых и средних предприятий (OJ 2003 L 124/36). URL: http://eeas.europa.eu/ (дата обращения: 03.11.2013).

3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июня 2007г. №209-ФЗ.

4. Тарасенко А. Проблемы малого инновационного бизнеса // Экономист. Вып. № 10. М., 2011. С. 57-62.

5. Министерство экономического развития Российской Федерации URL:http:// www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/ prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 03.11.2013).

6. Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. URL: http://www.osspb.ru/experts/otrasli_MB/problematika_inno-vacii/.html (дата обращения: 03.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.