Научная статья на тему 'Направления экономико-правовой деятельности в области лесных отношений в субъектах Российской Федерации'

Направления экономико-правовой деятельности в области лесных отношений в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ / ЭКОНОМИКА / FOREST / LEGAL ACTIVITIES / DIRECTION / ACTORS / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лосев М. В.

Лосев М.В. НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Вступление в силу с 1 января 2007 г. нового Лесного кодекса Российской Федерации ознаменовало начало формирования нового этапа развития государственной системы управления лесами в Российской Федерации. Впервые в истории Российской Федерации за основу взят курс на децентрализацию лесных отношений, имея в виду передачу значительной части полномочий в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на уровень субъектов Российской Федерации. Наряду с этим, в соответствии с новой концепцией лесного законодательства, закрепленной в Лесном кодексе Российской Федерации, предусматривается расширение перечня видов использования лесов, закреплен заявительный принцип использования лесов (на основании лесных деклараций, подаваемых на основе утвержденных в установленном порядке проектов освоения лесов) вместо действовавшего ранее разрешительного принципа использования лесов на основании лесорубочного билета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Losev M.V. DIRECTIONS OF ECONOMIC-LEGAL ACTIVITY IN THE FIELD OF WOOD RELATIONS IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The Russian Federation has marked the beginning of formation of a new stage of development of the state control system of woods in the Russian Federation. For the first time in history the Russian Federation for a basis the course on decentralization of wood relations is taken, meaning transfer of a considerable part of powers in the field of use, protection, protection, reproduction of woods on level of subjects of the Russian Federation. Along with it, according to the new concept of the wood legislation fixed in the Wood code of the Russian Federation, expansion of the list of kinds of use of woods is provided, is fixed заявительный a principle of use of woods (on the basis of the wood declarations submitted on the basis of projects confirmed when due hereunder of development of woods) instead of use operating before an allowing principle of woods on the basis of the logging ticket.

Текст научной работы на тему «Направления экономико-правовой деятельности в области лесных отношений в субъектах Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА

Для работы с получаемой информацией на предприятии необходимо создать единую информационную среду (хранилище данных), которая позволяет производить анализ, учитывая все необходимые факторы.

Хранилище данных ПАС - это логически интегрированная база данных. Данные из оперативных систем и внешних источников посредством интеграционного информационного потока загружаются в хранилище данных ПАС.

Для целей управления KPI организации на кафедре менеджмента и маркетинга МГУЛ разработан инструментальный программный комплекс «Аналитический мониторинг» 3.0 (IntellSoft Vision - ISV 3.0).

Библиографический список

1. Акофф, Р. Искусство решения проблем / Р. Акофф. - М.: Мир, 1982. - 290 с.

2. Акофф, Р О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. - М.: Сов. радио, 1974. - 272 с.

3. Алекперов, В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России: методология формирования и реализация / В.Ю. Алекперов. - М.: АУ-ТОПАН, 1996. - 294 с.

4. Алгоритмы оптимизации проектных решений. / А.И. Половинкина. - М.: Энергия, 1976. - 264 с.

5. Антонюк, Б.Д. Информационные системы в управлении / Б.Д. Антонюк. - М.: Радио и связь, 1986.

- 382 с.

6. Арнольд, В.И. Теория катастроф / В.И. Арнольд.

- М.: УРСС, 2004. - 128 с.

7. Атре, Ш. Структурный подход к организации баз данных / Ш. Атре. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 317 с.

8. Ахманов, С.А. Введение в статистическую радиофизику и оптику / С.А. Ахманов, Ю.Е. Дьяков, А.С. Чиркин. - М.: Наука,1981. - 640 с.

9. Базилевич, Л.А. Моделирование организационных структур / Л.А. Базилевич. - Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1978. - 159 с.

10. Баззел, З. Информация и риск в маркетинге / З. Баз-зел., Д. Кокс, Р. Браун. - М.: Финстатинформ, 1993.

- 96 с.

11. Кукшин, А.И. Методы управления финансовыми рисками / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 1999. - 97 с.

12. Кукшин, А.И. Развитие лесного комплекса на основе формирования электронного рынка товаров и услуг и совершенствования арендных отношений / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2003 - 150 с.

13. Кукшин, А.И. Формирование электронного рынка природных ресурсов / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 150 с.

14. Кукшин, А.И. Статистический синтез плановоаналитических систем / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 218 с.

15. Кукшин, А.И. Электронные маркетинговые технологии / А.И. Кукшин. - М.: МГУЛ, 2004. - 236 с.

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в области лесных отношений в субъектах российской федерации

М.В. ЛОСЕВ, проф. каф. экономики и организации на предприятиях деревообрабатывающей и лесохимической промышленности МГУЛ, д-р экон. наук

losev@mgul.ac.ru

Вступление в силу с 1 января 2007 г. нового Лесного кодекса Российской Федерации ознаменовало начало формирования нового этапа развития государственной системы управления лесами в Российской Федерации. Впервые в истории Российской Федерации за основу взят курс на децентрализацию лесных отношений, имея в виду передачу значительной части полномочий в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на уровень субъектов Российской Федерации. Наряду с этим, в соответствии с новой концепцией лесного законодательства, закрепленной

в Лесном кодексе Российской Федерации, предусматривается расширение перечня видов использования лесов, закреплен заявительный принцип использования лесов (на основании лесных деклараций, подаваемых на основе утвержденных в установленном порядке проектов освоения лесов) вместо действовавшего ранее разрешительного принципа использования лесов на основании лесорубочного билета. Разработана принципиально новая система лесного планирования, предполагающая формирование долгосрочного (сроком действия до 10 лет) лесного плана субъекта Российской

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

65

ЭКОНОМИКА

Федерации и подготавливаемых на его основе лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков). Составной частью модернизации системы управления лесами Российской Федерации стало реформирование системы территориального управления. В рамках данных реформ вместо 2300 лесхозов было создано 1500 лесничеств. К настоящему времени все субъекты Российской Федерации в полном объеме приняли полномочия Российской Федерации по использованию, охране, защите воспроизводству лесов, за исключением Московской области, в которой соответствующие полномочия переданы не были и реализуются Федеральным агентством лесного хозяйства.

Использование лесов в основном осуществляется арендаторами лесных участков, которые также наделяются обязанностями по осуществлению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемых участках. В отношении лесных участков, которые не переданы в аренду, постоянное бессрочное пользование или безвозмездное срочное пользование, выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в по статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом на основе принципов свободного рынка.

В соответствии с подпунктом к) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 2 Лесного кодекса Российской Федерации определяет состав лесного законодательства. С учетом базового принципа регулирования вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливается, что лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1). Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоре-

чить Лесному кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам.

Согласно части 3 статьи 2 Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий. Частью 4 данной статьи предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. С учетом данного правового предписания Лесной кодекс Российской Федерации в вопросах правового регулирования лесных отношений значительное число нормативных правовых актов относит к сфере компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

На основе проведенного анализа нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации можно сделать вывод, что в 80 % субъектов Российской Федерации принят весь пакет нормативных правовых актов в соответствии с переданными им полномочиями в области лесных отношений. Было изучено 1281 нормативный правовой акт в области лесных отношений и практики их применения. Большинство документов были разработаны и вступили в действие, в некоторые из них вносились изменения и дополнения в соответствии с меняющимся федеральным законодательством.

Большая часть правовых актов субъектов противоречий федеральному законодательству в региональных нормативных правовых актах, выявленных в результате проведенного анализа, обусловлена многочисленными изме-

66

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

нениями федеральных норм в области лесного законодательства и отставанием региональной нормотворческой деятельности при реализации полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Например, был принят Федеральный закон от 14.03.2009 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым статья 29 «Заготовка древесины» была дополнена частью 8.2., устанавливающей, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений; статья 32 «Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов» - частью 4.1.: в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков; а также часть 6 статьи 75 (Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации) была признана утратившей силу.

В некоторых нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации установлены как исключительные следующие случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений: заготовка древесины при создании в лесах объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; заготовка древесины при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов; проведение срочных рубок в результате лесных пожаров, ветровалов, буреломов, повреждения леса вредителями и болезнями, других негативных явлений, при которых происходит полная или частичная потеря товарного качества древесины в насаждениях; заготовка древесины гражданами для

собственных нужд; рубка деревьев при угрозе их падения на провода линий связи, электропередачи и автоблокировки, при ликвидации аварий, произошедших на этих линиях, а также деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, целостности зданий, строений и сооружений на участках лесного фонда и другие. Указанные случаи не являются исключительными, поскольку эти правоотношения урегулированы статьями 13, 14, 16, 19, 21, 55, 64, 77, 88 Лесного кодекса Российской Федерации и не требуют дополнительной правовой регламентации со стороны субъектов Российской Федерации.

Недостатком многих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, является их излишняя краткость (Закон Брянской области от 15.06.2007 № 90-З «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Брянской области гражданами для собственных нужд» (ред. от 14.03.2008), Закон Ивановской области от 08.12.2008 № 152-ОЗ «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд» (ред. от 07.04.2009), Закон Кировской области от 05.07.2007 № 140-ЗО «О порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд», Закон Республики Марий Эл от 31.05.2007 № 26-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений» (ред. от 08.06.2009) и др.). Законодательное регулирование вопросов, отнесенных Лесным кодексом Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации, подразумевает их детальную регламентацию. Успешность правоприменительной практики, касающейся заготовки гражданами лесных ресурсов, обус-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2011

67

ЭКОНОМИКА

ловлена грамотной детализацией нормативных правовых актов и отражением региональных аспектов регулируемой сферы деятельности.

В регионах, где проводится заготовка кедровых шишек гражданами для собственных нужд (Республики Алтай, Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Томская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономных округ-Югра), целесообразно принять нормативно-правовые акты, содержащие подробное изложение условий и требований по заготовке кедровых орехов, предусматривающие охрану и защиту кедровников от незаконной и варварской заготовки кедровых шишек, информирование населения о начале заготовки орехов, проведении специальных мероприятий.

Нормативные правовые акты, принятые по реализации переданных полномочий в части установления порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, неодинаковы по форме, составу, структуре, степени проработки отдельных положений.

Большинство нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих заготовку пищевых лесных и недревесных ресурсов, а также сбор лекарственных растений, содержат положения, запрещающие некоторые действия при осуществлении использования лесов для указанных целей: запрещается вырывать грибы вместе с грибницей, переворачивать при сборе грибов мох и лесную подстилку, уничтожать старые грибы, при сборе плодов и орехов запрещается рубка ветвей, деревьев и кустарников, а также применение иных способов, приводящих к их повреждению, однако отследить нарушителей, а тем более их привлечь их к ответственности очень сложно и практически нереально.

Субъекты Российской Федерации, стремясь ликвидировать пробел федерального законодательства и устранить неопределенность толкования Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливают собственные понятия «заготовка для собственных нужд».

«Уточнение» субъектами Российской Федерации понятия «заготовка для собственных нужд» приводит к различному понима-

нию и применению норм федерального законодательства в отдельных регионах.

Принятые согласно пункту 3 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, устанавливающие ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности» (последняя редакция от 15.04.2009 № 330). Приняты нормативные правовые акты в 36 субъектах Российской Федерации. В остальных субъектах Российской Федерации полномочие не реализовано, в основном по причине отсутствия в собственности субъекта Российской Федерации лесных участков. В 18 субъектах Российской Федерации не внесены необходимые изменения в нормативные правовые акты, принятые в 2007 г., обусловленные требованиями федерального законодательства, в том числе касающиеся коэффициентов, которые применяются к ставкам платы в последующие после их утверждения годы.

В основном утвержденные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации в целях его аренды, дифференцированы по видам использования лесов согласно установленным федеральным законодательством видам использования лесов. Однако в отдельных актах эта норма нарушена, ставки платы за единицу площади лесного участка установлены без дифференциации по видам использования лесов.

Нормативные правовые акты, касающиеся порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, принятые в ряде субъектов Российской Федерации, содержат требования к освидетельствованию мест рубок и заготовленной древесины, применяемые при отпуске древесины с учетом количества заготовленной древесины.

68

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

При этом вывозка заготовленной древесины разрешается только после окончания ее заготовки и проведения освидетельствования мест рубок и фактически заготовленной древесины. Конкретные сроки, в которые представитель лесничества должен произвести освидетельствование после соответствующего обращения гражданина, в региональных нормативных правовых актах не устанавливаются.

В нормативных правовых актах, принятых некоторыми субъектами Российской Федерации, содержатся статьи, устанавливающие требования, касающиеся предоставления гражданами документов, не предусмотренных федеральным законодательством. Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 26.06.2007 № 406, установлен исчерпывающий перечень необходимых для заключения договора купли-продажи лесных насаждений сведений: фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность; наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; цели использования, требуемый объем древесины и ее качественные показатели (деловая или дровяная древесина).

В некоторых субъектах Российской Федерации введена практика контроля за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, и законодательно предусмотрен порядок его организации, что не предусмотрено федеральным законодательством.

Противоречия в системе нормативных правовых актов появляются, в частности, в тех случаях, когда органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают конкретные нормативные правовые акты изолированно от других актов, порой плохо представляя себе цели, программу действий, направленных на их достижение. Кроме того, в настоящее время все еще нет федерального закона о нормативных правовых актах, в котором бы определялись основные принципы подготовки и принятия нормативных правовых актов и в первую очередь, соотношение видов актов с компетенцией принимающих их государственных органов.

В субъектах Российской Федерации достаточно хорошо регулируется законодательная процедура. Во многих субъектах Российской Федерации приняты законы о нормативных правовых актах, определяющие систему нормативных правовых актов региона, их виды, порядок принятия и вступления в силу. Однако универсальных актов, регламентирующих порядок подготовки законов и других нормативных актов, в субъектах Российской Федерации нет, что является существенным пробелом в праве и снижает эффективность развития всей системы нормативных правовых актов, нарушая ее целостность и упорядоченность.

Положительной тенденцией в развитии законодательной системы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, проявившейся в 2009-2011 гг., следует признать своего рода «расчистку» законодательного пространства путем исключения из него устаревших правовых норм и положений, в применении которых уже нет необходимости, отказ при разработке и принятии новых окружных законодательных актов (в том числе и поправочных) от механического заимствования (путем «копирования») норм и положений, содержащихся в федеральных нормативных правовых актах и аналогичных законах, принятых в других субъектах Российской Федерации. Несмотря на то, что само по себе использование зарубежного и общегосударственного опыта, а также опыта законодательной деятельности других субъектов Российской Федерации - момент положительный, однако «копирование» в любом случае не может расцениваться как правотворчество, а потому, заимствуя положения того или иного закона, необходимо критически относиться к его формулировкам, структуре и правилам законодательной техники, оценивать возможность применения таких заимствований в условиях жизни и деятельности на территории своего региона.

Библиографический список

1. Лесной сектор экономики России за 30 лет, аналитический ежегодник « Россия в окружающем мире». - М.: МНЭПУ, 2007.

2. Смушкин, З.Д. Концепция стратегии развития ЛПК РФ до 2020 года / З.Д. Смушкин. - Сыктывкар, 2008.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.