ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ
УДК 630.624
Формы, виды и объемы использования лесов Российской Федерации
А. А. Дерюгин, к. с.-х. н. - Институт лесоведения РАН, Успенское, Московская обл., da45@mail.ru А. Н. Филипчук д-р с.-х. н; М. А. Медведева, аспирант -Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, Пушкино, Московская область, afilipchuk@yandex.ru
Рассмотрены формы и виды использования лесов. Приведены объемы использования лесов в 2012 г. Дан анализ эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в вопросе организации использования лесов.
Ключевые слова: использование лесов, аренда, постоянное бессрочное и безвозмездное срочное пользование, купля-продажа насаждений, виды и объемы использования
В Российской Федерации земли, занятые лесами, подразделяются на земли лесного фонда, земли обороны и безопасности, земли населённых пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли иных категорий. Основная часть лесов (97% площади) расположена на землях лесного фонда. Леса на этих землях - главный объект многостороннего использования, которое осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24 Лесного кодекса РФ). Использование лесов осуществляется при условии обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного пользования и соблюдения их целевого назначения.
На землях лесного фонда, как и на землях остальных категорий, формы и виды разрешенного использования устанавливаются лесохозяйст-венными регламентами. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
К видам использования лесов относится:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с Лесным кодексом РФ в настоящее время действуют следующие формы использования лесов: аренда лесных участков, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Кроме того, Кодексом предусмотрена такая форма использования лесов, как купля-продажа лесных насаждений.
Доминирующая форма использования лесов - аренда лесных участков. Доля площади арендованных участков составляет около 97,4% общей площади земель лесного фонда, находящейся в пользовании. Вторая по значимости форма (2,2%) - постоянное (бессрочное) пользование. Другие формы использования земель лесного фонда представлены небольшими площадями (менее 1%).
Аренда лесных участков
Лесной кодекс РФ предусматривает сдачу в аренду лесных участков практически для всех видов использования лесов.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муни-
ципальной собственности, осуществляется в соответствии со ст. 74 Лесного кодекса РФ по результатам аукционов по продаже права на заключение договоров. Аукционы проводятся в соответствии с положениями ст. 80 Лесного кодекса РФ. При составлении договора аренды лесного участка учитывают положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Лесные участки, сдаваемые в аренду, должны быть поставлены на государственный кадастровый учет (ст. 72 Лесного кодекса РФ) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости». В процессе кадастрового учета вместо кадастрового плана земельного участка составляют кадастровый паспорт. Федеральным законом от 04.12.2006 № 201 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (с изменениями согласно Федеральному закону от 12.12.2011 № 427 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации») до 01.01.2015 предусмотрена возможность вместо государственного кадастрового учета осуществлять в рамках ведения государственного лесного реестра государственный учет лесных участков, т. е. вместо кадастрового плана и кадастрового паспорта можно использовать план лесного участка, подготовленный при лесоустройстве
и заверенный органом государственной власти, уполномоченным вести государственный лесной реестр.
Аренда участков - динамично развивающаяся форма использования земель лесного фонда. За 2008-2012 гг. число заключенных договоров аренды увеличилось в 2,3 раза (с 25,8 тыс. до 60,2 тыс. шт.), площадь арендованных участков возросла почти в 1,2 раза (со 182 млн до 228 млн га). В 2012 г. в Северо-Западном, Центральном и Поволжском федеральных округах доля площади арендованных участков составила около 50% площади лесов округа (табл. 1). В общей площади земель лесного фонда основная часть арендованных площадей приходилась на СевероЗападный (23,8%), Сибирский (29,9%) и Дальневосточный (23,0%) федеральные округа. Среди субъектов Российской Федерации наибольшие площади были арендованы в Архангельской (16,9 млн га) и Магаданской (17,4 млн га) областях, в Красноярском (26,5 млн га) и Хабаровском (15,6 млн га) краях. На эти субъекты Российской Федерации приходится 33% площади всех арендованных лесных участков.
Доля площади арендованных участков в целом по Российской Федерации составила 19,9% площади земель лесного фонда. Это превышает значение соответствующего показателя (19,5%), намеченное на 2013 г. государственной программой «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 гг.
Таблица 1. Сведения об арендованных в 2012 г. участках земель лесного фонда
Федеральный округ Число договоров аренды, шт. Площадь арендованных Доля площади земель лесного фонда, переданных в аренду, %
участков, тыс. га в общей площади арендованных участков в общей площади лесов в федеральном округе
Северо-Западный 6 858 54 416,7 23,8 48,2
Центральный 6 804 11 535,4 5,1 51,0
Приволжский 8 753 20 079,7 8,8 51,5
Южный 3 112 663,7 0,3 24,1
Северо-Кавказский 1 901 82,5 0,0 4,8
Уральский 17 156 21 029,3 9,2 18,8
Сибирский 9 310 67 976,0 29,8 19,0
Дальневосточный 6 314 52 544,5 23,0 10,6
Всего 60 208 228 327,8 100,0 19,9
Хозяйственная деятельность на арендованных лесных участках осуществляется по всему спектру видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом РФ. Как правило, арендованные участки используют для осуществления одного вида деятельности (96% площади).
Основная часть площади участков арендуется для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства. Долевое участие этих видов аренды в общей площади арендованных участков за последние 4 года (2009-2012 гг.) оставалось практически на одном уровне (рис. 1).
При этом площади лесных участков, арендованных с целью заготовки древесины, с 2008 г. по 2012 г. возросли с 129,9 млн до 177,4 млн га, или на 36% (в среднем - 11,9 млн га /год). В 2012 г. на арендованных участках было вырублено 73% всей древесины, заготовленной на землях лесного фонда.
Площадь участков, арендованных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в последние 10 лет варьировала от 26,5 млн га в 2009 г. до 49,5 млн га в 2008 г. В настоящее время наметилась тенденция к увеличению площади - в 2012 г. она составила 37,1 млн га, что почти на 4 млн га больше, чем в 2011 г.
Особенностью динамики арендной формы использования лесов за последние 5 лет является
более интенсивный рост числа договоров (в 2,3 раза), чем рост площади арендованных участков (в 1,2 раза). Это свидетельствует об уменьшении средней площади участков, передаваемых в аренду. За 2008-2012 гг. она сократилась почти в 2 раза (с 7,1 до 3,8 тыс. га).
В соответствии с лесным законодательством арендаторы, наряду с целевым использованием участков, проводят работы по уходу за лесом, охране, защите и воспроизводству лесов, семеноводству и выращиванию посадочного материала, лесоустройству, таксации и отводу лесосек за счет собственных средств. Общая сумма расходов на проведение всех видов работ на землях лесного фонда в 2012 г. составила около 4,09 млрд руб., или в пересчете на площадь арендованных участков - 18 руб./га, в том числе на работы по воспроизводству леса и уходу за ним -5 руб./га. Из-за недостаточного выделения средств арендаторами на крайне низком уровне остаются объемы работ по лесовосстановлению, уходу за лесом и другим лесохозяйственным мероприятиям.
Государственные органы управления лесами в субъектах Российской Федерации регулярно осуществляют контроль за использованием арендованных участков. Нарушение финансовой дисциплины и правил использования лесных участков в ряде случаев приводит к расторжению ранее заключенных договоров. Так, в 2012 г. было прекращено действие около 5,9 тыс. договоров, из них принудительно - около 0,6 тыс. договоров. Основная причина этого (52% случаев) - систематическое в течение года невнесение платежей за использование лесных участков. В 2012 г. при использовании арендованных участков был допущен ряд нарушений. К наиболее распространенным нарушениям относятся:
а) оставление деревьев, предназначенных для рубки, недорубов (за исключением установленных Правилами заготовки древесины), а также расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках -20% суммы ущерба;
б) оставление (хранение) в весенне-летний период в лесах заготовленной (срубленной) дре-
весины более 30 сут. без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами - 24%;
в) неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков - 39%.
Допущенные нарушения стали основанием для начисления штрафных санкций. Сумма начисленного ущерба составила 8,4 млрд руб., что на 78% больше, чем в 2011 г.
Таким образом, можно констатировать, что аренда лесных участков - динамично развивающаяся форма использования лесов Российской Федерации. Однако её развитие происходит, главным образом, за счет увеличения площадей для заготовки древесины. Другие виды использования арендованных участков находят существенно меньшее распространение.
В сложившейся структуре видов использования арендуемых участков в ближайшей перспективе вряд ли произойдут существенные изменения. Сохранится тенденция уменьшения средней площади арендуемых участков, обусловленная деконцентрацией доступных площадей, экономически целесообразных для освоения.
Увеличение начисляемых сумм ущерба, связанного с нарушением договорных обязательств по использованию участков аренды, указывает на необходимость усиления контроля со стороны государственных органов управления лесами в субъектах Российской Федерации.
Постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ (ст. 71).
В постоянном (бессрочном) пользовании находится менее 1% площади земель лесного фонда, изменяясь по федеральным округам от 0,2 до 1,5% (табл. 2). В 2012 г. наибольшие площади данной формы использования лесов приходились на Северо-Западный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округи.
Только в четырех субъектах Российской Федерации (Республика Саха - Якутия, Красноярский край, Иркутская обл., Республика Коми) почти 71% площади участков находится в постоянном (бессрочном) и безвозмездном срочном пользовании.
За 2010-2012 гг. произошло существенное увеличение числа (в 1,8 раза) и площади (в 2,2 раза) участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании. Основные виды деятель-
Таблица 2. Сведения об участках земель лесного фонда, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование в 2012 г.
Федеральный округ Число договоров, шт. Площадь участков, тыс. га Доля площади участков, %, в
общей площади, переданной в пользование общей площади лесов в федеральном округе
Северо-Западный 169 925,45 18,0 0,8
Центральный 129 55,81 1,1 0,2
Приволжский 352 584,38 11,4 1,5
Южный 83 17,91 0,4 0,7
Северо-Кавказский 39 20,64 0,4 1,2
Уральский 201 213,05 4,1 0,2
Сибирский 392 1702,58 33,1 0,5
Дальневосточный 89 1626,56 31,5 0,3
Всего 1454 5146,38 100,0 0,4
ности на таких участках - заготовка древесины, осуществление рекреационной, научно-исследовательской и образовательной деятельности (рис. 2).
В 2012 г. на лесных участках, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, было заготовлено 1,6 млн м3 ликвидной древесины, или около 1% всего объема древесины, заготовленной на землях лесного фонда. В 2012 г. структура использования таких участков, по сравнению с 2011 г., несколько изменилась: уменьшилась доля площади участков, используемых для заготов-
Таблица 3. Количество договоров и площадь лесных участков, переданных в безвозмездное срочное пользование
Федеральный округ Число договоров, шт. Площадь лесных участков, тыс. га
Северо-Западный 71 15.5
Центральный 116 3,1
Приволжский 328 0.7
Южный 11 0.1
Северо-Кавказский 14 0.2
Уральский 89 11,8
Сибирский 479 395.2
Дальневосточный 223 3.0
Всего 1331 429.6
ки древесины, существенно (почти на 20%) увеличилась доля площади рекреационного использования.
На участках, арендованных для постоянного (бессрочного) пользования, проводятся работы по охране, защите и воспроизводству лесов, отводу лесосек. Общие расходы на проведение данных работ составили около 18 млн руб., или около 4 руб./га.
В 2012 г. сумма начисленного ущерба за нарушение договоров по использованию участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, составила 133,0 млн руб. Наиболее распространены нарушения, связанные с неудовлетворительной очисткой мест рубок от порубочных остатков (96% общей суммы начисленного ущерба).
Одна из форм использования земель лесного фонда, получившая ограниченное распространение в Российской Федерации, - передача лесных участков в безвозмездное срочное пользование. В 2012 г. был заключен 1331 договор на участки общей площадью 429,6 тыс. га. Данная форма использования распространена, главным образом, в Сибирском федеральном округе, здесь сосредоточено около 92% площади таких участков (табл. 3). Практически все эти участки (91% площади) расположены в Забайкальском крае.
Основная часть переданных в безвозмездное срочное пользование участков (почти 96% площади) используется для ведения сельского хозяйства.
Анализ данных за последние 5 лет (2008-2012 гг.) показал, что такие формы использования земель лесного фонда, как постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование, не получили широкого распространения. Тем не менее, наблюдаемое в последние годы увеличение площади участков постоянного (бессрочного) пользования свидетельствует об интересе потенциальных организаций-лесопользователей к этой форме использования лесов, особенно в рекреационных целях.
Данные формы пользования требуют от владельцев вложения больших материальных ресурсов и финансовых средств для сохранения
и воспроизводства лесов, ухода за ними. В настоящее время расходы владельцев участков постоянного (бессрочного) пользования на эти цели крайне малы - 4 руб./га. При таких затратах невозможно обеспечить эффективное ведение лесного хозяйства.
Договоры и аукционы купли-продажи лесных насаждений
По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ (ст. 75).
За 2008-2012 гг. число заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений достигло максимального значения в 2010 г. (более 686 тыс. шт.). В течение последующих двух лет оно сократилось примерно на 12% и в 2012 г. составило около 606 тыс. шт. Площадь участков после снижения в 2008-2010 гг. (на 63 тыс. га) в последующие 2 года увеличилась и стабилизировалась на уровне около 550 тыс. га (рис. 3). Изменение площади участков и объема заготовленной на них древесины происходило почти синхронно.
га 600
и
¡£ 580
| 560
о
= 540
480
60
50
40
- 30
Е
2008
2009
2012 Год
( ] Площадь участков — — Объем заготовки древесины
Рис. 3. Динамика площади участков, переданных по договорам купли-продажи насаждений, и объема заготовленной на них древесины (без договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов)
В 2012 г. площадь участков, предоставленных по договорам купли-продажи насаждений, составила 552 тыс. га; на них было заготовлено (без учета древесины, полученной при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов) около 33 млн м3 древесины. По отношению к 2008 г. эти значения составляют соответственно 93 и 67%.
Данные о результатах аукционов 2012 г. по купле-продаже лесных насаждений в федеральных округах приведены в табл. 4.
Показатели 2012 г. ниже показателей 2011 г.: по количеству договоров - на 7,7%, пло-
Таблица 4. Сведения о договорах купли-продажи насаждений в 2012 г.
0
2010
2011
Федеральный округ Количество заключенных договоров купли-продажи Площадь лесосек, тыс. га Объем древесины, указанный в договорах, тыс. м3 Цена по итогам аукциона, млн руб.
Северо-Западный 83 310 69,66 8 216,13 3 177,60
Центральный 55 408 43,83 4 720,71 9 231,05
Приволжский 130 822 120,4 8 587,55 147,93
Южный 13 539 16,94 628,97 35,18
Северо-Кавказский 1 025 3,57 159,76 10,03
Уральский 91 956 45,14 2 865,05 38,07
Сибирский 173 225 134,2 9 346,01 113,08
Дальневосточный 57 107 43,67 1 687,38 16,71
Всего 606 392 477,41 36 211,56 12 769,65
щади участков - на 1,5%, объему древесины - на 6,1%, цене продаж - на 70%. Существенное снижение цен по итогам аукционов при небольшом изменении объема заготовленной древесины произошло в Центральном и Южном федеральных округах. В Северо-Западном округе результаты аукционов были значительно выше уровня 2011 г. (в 7,4 раза). Основная часть площади уча-
а 1400
и 1200
ты
ь, д 1000
а
щ о 800
л
П
600
400
200
0
1 130,2 О
р
127,3
О
О
О
О
Е
150
100 ш
а ч
Е
ш ^
\о О
50
2008
2009
2012 Год
( ) Площадь сплошных рубок [ ] Площадь выборочных рубок — — Объем древесины, заготовленной при сплошных рубках
Объем древесины, заготовленной при выборочных рубках
Рис. 4. Динамика площади и объемов сплошных и выборочных рубок
250
л
м200
150
ае зв м рев 2 ^ 100 б О
50
167,4
196,7
с>
20,23 ггл
136,0
35
25
15
2008
2009
2012 Год
Заготовлено древесины - всего
В том числе заготовлено древесины в спелых и перестойных древостоях
— — Отношение объема всей заготовленной древесины к допустимому объему (расчетной лесосеке)
Отношение объема заготовленной древесины в спелых и перестойных древостоях к допустимому объему (расчетной лесосеке)
Рис. 5. Динамика объема рубок и использования расчетной лесосеки
стков, переданных по договорам для заготовки древесины, расположена в Сибирском (28%) и Приволжском (25%) федеральных округах.
Объемы данной формы использования лесов регламентируются, главным образом, заготовкой древесины для собственных нужд. В связи с этим в перспективе не следует ожидать существенных изменений этой формы использования лесов.
Виды использования лесов
Наиболее распространенным видом использования лесов остается заготовка древесины. В 2012 г. рубками было пройдено около 2,2 млн га, в том числе сплошными - около 1 млн га, что составляет 46% площади всех рубок. В течение последних пяти лет наблюдается тенденция к сокращению соотношения между площадью сплошных и выборочных рубок (рис. 4). Однако основной объем древесины заготавливается в ходе проведения сплошных рубок. Его доля с 2008 по 2012 г. оставалась примерно на одном уровне (80-83%). При этом доля древесины, заготовленной в процессе выборочных рубок, составила 20,6% общего объема заготовок, что несколько выше значения (20,4%), предусмотренного государственной программой «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 гг.
По состоянию на 1 января 2012 г., расчетная лесосека (допустимый объем изъятия древесины) составила 672 млн м3. Объем заготовки древесины по итогам 2012 г. - 192 млн м3, что почти на 4,8 млн м3 меньше, чем в 2011 г. (табл. 5). Расчетная лесосека по всем видам рубок использована на 28,4%, по рубкам спелых и перестойных древостоев - на 20,2%. Эти значения несколько меньше значений 2011 г. (рис. 5).
В большинстве федеральных округов использование расчетной лесосеки в целом по всем формам пользования осталось на уровне 2011 г. Некоторое увеличение значений данного показателя наблюдалось в Южном (на 8%) и СевероКавказском (на 1%) федеральных округах (рис. 6).
200
1241
1205
1199
1190
1017
1013
923
804
814
0
2010
2011
0
5
2010
2011
Таблица 5. Виды и объемы использования лесов Российской Федерации
Объем использования лесов по годам
Вид использования лесов
2011 2012 2012 г. к 2011 г., %
Заготовка древесины - всего, млн м3 196,88 192,06 98
в том числе по хозяйствам:
хвойное 131,99 128,22 97
твердолиственное 2,47 2,46 100
мягколиственное 62,41 61,38 98
Из всего общий объем заготовки древесины арендаторами, млн м3 142,00 141,62 100
в том числе по хозяйствам:
хвойное 96,17 96,13 100
твердолиственное 1,11 1,17 105
мягколиственное 44,12 44,31 100
Из всего общий объем заготовки древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений, млн м3 51,80 49,16 95
в том числе по хозяйствам:
хвойное 33,59 31,43 94
твердолиственное 1,31 1,22 93
мягколиственное 16,90 16,50 98
Заготовка живицы, тыс. т 0,25 0,34 136
Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, тыс. га 14,71 423,56 2879
Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, тыс. га 1069,80 1120,28 105
Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, тыс. га 45901,59 47239,84 103
Ведение сельского хозяйства, тыс. га 11917,27 17352,87 146
Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, тыс. га 803,34 961,03 120
Осуществление рекреационной деятельности, тыс. га 629,32 2021,61 321
Создание лесных плантаций и их эксплуатация, тыс. га 0,32 0,32 100
Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, тыс. га 1,11 1,06 95
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка 533,31 597,59 112
месторождений полезных ископаемых, тыс. га
Строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных
водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специали- 22,30 42,85 192
зированных портов, тыс. га
Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропереда-
чи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, 284,40 334,32 118
тыс. га
Переработка древесины и иных лесных ресурсов, тыс. га 0,42 4,13 983
Осуществление религиозной деятельности, тыс. га 7,73 7,98 103
Осуществление иных видов использования лесов, тыс. га 500,96 542,47 108
На арендованных лесных участках было заготовлено 142 млн м3 (74% общего объема заготовленной древесины), что почти соответствует уровню этого показателя в 2011 г. (табл. 5). Для этих участков характерна более высокая интенсивность освоения расчетной лесосеки: почти в 2
раза превышает значения, характеризующие в целом земли лесного фонда (рис. 7).
Низкая интенсивность освоения расчетной лесосеки объясняется, прежде всего, включением в неё древостоев, освоение которых в настоящее время невозможно из-за транспортной недо-
ступности. На участках аренды такие ограничения проявляются в меньшей степени.
В 2012 г. увеличились площади, используемые для ведения сельского хозяйства (почти в 1,5 раза), осуществления рекреации (в 3 раза), переработки древесины и иных лесных ресурсов (почти в 10 раз). Только площадь участков, используемых для создания плантаций и выращивания лесных плодовых и других растений, осталась на уровне 2011 г. (см. табл. 5).
50 40 30
4°.7 40,1
44-3 43,7 43,7
22,2 21,7 23,0 21,8
16,4
2
□
□
Рис. 6. Использование расчётной лесосеки в федеральных округах
Критерии оценки эффективности исполнения переданных полномочий
В 2012 г. были утверждены критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений (постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 94). При подготовке данного Постановления был учтен не только практический опыт Рослесхоза по анализу эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных полномочий в области лесных отношений, но и рекомендуемые мировым сообществом критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Европы, умеренной и бореальной зон мира.
Учитывая многообразие природно-климатических, экономических и социальных условий, критерии оценки определяются на основе системы показателей, рассчитываемых в относительных единицах. Критерии оценки эффективности полностью согласуются с требованиями лесного законодательства. Это создает дополнительные стимулы субъектам Российской Федерации для повышения уровня государственного управления лесами.
Одна из групп критериев разработана для оценки эффективности использования лесов, расположенных на землях лесного фонда. Методика их применения пока не разработана, однако нами по федеральным округам сделаны предварительные расчеты этих значений в 2011 и 2012 г. (табл. 6).
Критерий 1. Доля недоимок по плате за использование лесов в федеральный бюджет. В целом по Российской Федерации и в 5 федеральных округах в 2012 г. по сравнению с 2011 г. наблюдалось увеличение доли недоимок. Их значение возросло в Южном федеральном округе, а именно: в Республике Калмыкия (на 26%) и Краснодарском крае (на 16%). Неблагоприятная ситуация сложилась в Республике Ингушетия (СевероКавказский округ), где сумма недоимок в 2012 г.
18,
20
10
0
2011
2012
Таблица 6. Критерии, характеризующие эффективность использования лесов, расположенных на землях лесного фонда
Федеральный округ Критерий 1. Доля недоимок по плате за использование лесов в федеральный бюджет Критерий 2. Соотношение стоимости 1 м3 древесины к ставке за единицу объема древесины Критерий з. Соотношение фактического объема заготовки древесины к допустимому Критерий 4. Доля арендованных площадей земель лесного фонда к общей площади земель
% разница по отношению к 2011 г. % разница по отношению к 2011 г. % разница по отношению к 2011 г. % разница по отношению к 2011 г.
Северо-Западный 24.7 -4.0 1.42 0.03 40.1 -0.6 48.20 -0.31
Центральный 35.1 8.2 1.47 0.02 46.2 -2.3 50.63 2.77
Приволжский 28.3 -0.6 1.67 0.07 43.8 -0.1 51.52 4.57
Южный 80.6 16.0 1.16 0.02 42.7 7.7 24.11 0.51
Северо-Кавказский 95.0 -5.3 0.98 0.02 20.5 1.8 4.80 1.38
Уральский 16.6 0.3 1.28 0.03 21.7 -0.5 18.76 1.31
Сибирский 36.1 4.6 1.42 -0.03 21.8 -1.2 18.97 1.22
Дальневосточный 11.4 0.4 1.12 -0.11 16.5 -0.9 10.58 1.61
Всего 27.1 1.0 1.47 0.02 28.6 -0.9 19.92 1.39
почти в 30 раз превысила платежи в федеральный бюджет.
В Центральном федеральном округе положительная динамика отмечена только в трех субъектах Российской Федерации - Владимирская, Рязанская и Липецкая области, где доля недоимок в 2012 г. снизилась соответственно на 2, 14 и 83%. По сравнению с 2011 г. значительно увеличилась доля недоимок в Воронежской (на 42%) и Ярославской (на 31%) областях.
В Приволжском федеральном округе по большинству субъектов Российской Федерации доля недоимок в 2012 г. несколько уменьшилась или оставалась на уровне 2011 г., только в Чувашской Республике произошло её увеличение на 42%.
Заметный рост доли недоимок в 2012 г. по сравнению с 2011 г. отмечен в Свердловской обл. (на 12%), Республике Алтай (на 12%), в Красноярском (на 14%) и Камчатском (на 14%) краях.
Критерий 2. Соотношение стоимости 1 м3 древесины к ставке за единицу объема древесины. В целом по Рослесхозу и большинству федеральных округов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. зафиксировано некоторое увеличение значений данного критерия. Существенно увеличились значения критерия в Чувашской Республике (на 24%), Республике Татарстан (на 36%), Республике Алтай (на 27%), Ростовской (на 76%), Липецкой (на 25%), Московской (на 50%) и Тамбовской (на
22%) областях. Данное обстоятельство следует признать положительным в деятельности органов лесного хозяйства. В 2012 г. положительные тенденции (увеличение значений критерия) отмечены в большинстве федеральных округов. Только в двух округах - Сибирском и Дальневосточном -значения данного критерия уменьшились. Наиболее существенные снижения значений критерия произошли в Самарской обл. (на 60%), в Ямало-Ненецком национальном округе (на 45%), Амурской (на 26%) и Ивановской (на 25%) областях.
Критерий 3. Соотношение фактического объема заготовки древесины к допустимому. В целом по Российской Федерации и большинству федеральных округов значения данного критерия в 2012 г. остались примерно на уровне 2011 г. - уменьшение не превышает 2,3%. Положительные изменения отмечены в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Существенное увеличение данного соотношения отмечено в Московской обл. (на 48%), Краснодарском крае (на 22%), Ивановской обл. (на 17%), в республиках Дагестан (на 14%) и Башкортостан (на 11%).
Снижение значений данного критерия, по-видимому, связано с увеличением доли экономически недоступных лесов, включаемых в расчет при определении допустимого объема изъятия древесины, накоплением запасов мягколиствен-ной низкотоварной древесины.
Критерий 4. Доля арендованных площадей земель лесного фонда в общей площади земель. Как показывают изменения значений этого критерия, арендные отношения в лесном хозяйстве развиваются достаточно динамично. Об этом свидетельствует увеличение в 2012 г. доли площади арендованных участков на землях лесного фонда в 7 федеральных округах. Только в СевероЗападном округе она незначительно уменьшилась по сравнению с 2011 г.
Положительная динамика наблюдалась в 45 субъектах Российской Федерации. Только в 12 субъектах Российской Федерации в 2012 г. по сравнению с 2011 г. доля площади участков аренды незначительно (на 1-7%) уменьшилась. * *
*
Анализ деятельности в сфере использования лесов показал, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. произошло существенное увеличение
площади лесных участков по большинству видов использования. На уровне 2011 г. остались объемы использования лесов для заготовки древесины, создания плантаций и выращивания лесных плодовых и других растений.
К нежелательным тенденциям следует отнести увеличение по ряду регионов доли недоимок по платежам за использование лесов в федеральный бюджет, уменьшение доли фактического объема заготовок древесины к допустимому объему. Положительным моментом является позитивная динамика в развитии арендных отношений в сфере использования лесов.
Рассмотренные критерии позволяют выявить тенденции («хорошо-плохо») в использовании земель лесного фонда. В настоящее время разработаны целевые значения по двум (критерии 3 и 4) из четырех приведенных критериев (государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 гг.). Целесообразно разработать нормативные (целевые) значения для других критериев, причем эти значения должны носить региональный характер.
Types, patterns and volume of forest utilization in the Russian federation
A. A.Derugin Phd, - RAS Silviculture Institute, Moscow region
A.Filipchuk, PhD; M. Medvedeva, post graduate student- Russian Research Institute for Silviculture and mechanization of Forestry, Moscow region, Russian federation.
Key words: forest utilization, lease holding, permanent unlimited and free terminal utilization, buy\sell of stands. types and volume of utilization
Forests in forest resource lands are a key asset of multiple use that is practiced with or without provision of forest lands, with or without withdrawal of forest resources.
The following types of forest resource lands use are effective: permanent (unlimited) use, free terminal use, buy\sell of stands, provision of lots for geographical survey of mineral resources. Prevailing forest use type - forest land lease holding, it accounts for 97% of the total area in utilization. Land lease holding is a dynamically evolving type of the RF forest resource land use. Leased land area is constantly growing. Its share in the RF forest resource land area is 19.9%.
Management of forest lands leased by organizations or citizens covers the whole range of forest use types. Key forest land use pattern - timber harvesting. In 2012 total timber harvest was 192 million m3 and leased lands accounted for 142 million m3 (74X0. These lands are specified by higher intensity of estimated allowable cut application (53-60%) which is approximately twice higher the specific one in the whole forest sector (25-29%).
In 2012 there was a growth of areas used for: agriculture (almost 1.5 times), recreation (3 times), processing of timber and other forest resources (almost 10 times).
Negative trends in forest use - growing share of forest use default payments, decrease of real timber harvest\allowable harvest ratio. Positive trends - growth of leased forest land share in total forest resource land area.