Научная статья на тему 'Платежи за лесопользование в доходах бюджета республики Татарстан'

Платежи за лесопользование в доходах бюджета республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛЕСНОЙ ФОНД / ЛЕСНЫЕ ПЛАТЕЖИ / АРЕНДА ЛЕСОВ / КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ / FOREST MANAGEMENT / FOREST RESERVE / PURCHASE AND SALE OF FOREST STANDS / THE BUDGET REVENUES FROM FORESTS / FOREST LEASE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Дюдина М. П.

За лесопользование в Российской Федерации установлены арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Эти платежи поступают в федеральный бюджет и частично в бюджеты субъектов Российской Федерации. Во многих региональных бюджетах, в том числе в бюджете Республики Татарстан, их доля незначительна. В статье приведены данные по поступлениям платежей за лесопользование в бюджет Республики Татарстан и отмечены возможные резервы по их увеличению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAYMENTS FOR FOREST MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN BUDGET REVENUES

In the forest of the Russian Federation establishes rent and the contract of sale of forest plantations. These payments to the federal budget and the budgets of some of the Russian Federation. Many regional budgets, including the budget of the Republic of Tatarstan, their share is negligible. The article presents data on income payments for forest management in the budget of the Republic of Tatarstan and possible reserves are marked by their increase.

Текст научной работы на тему «Платежи за лесопользование в доходах бюджета республики Татарстан»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 336.232.2

М.П. Дюдина

ст. преподаватель, кафедра финансов, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

Институт экономики и финансов

ПЛАТЕЖИ ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Аннотация. За лесопользование в Российской Федерации установлены арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Эти платежи поступают в федеральный бюджет и частично в бюджеты субъектов Российской Федерации. Во многих региональных бюджетах, в том числе в бюджете Республики Татарстан, их доля незначительна. В статье приведены данные по поступлениям платежей за лесопользование в бюджет Республики Татарстан и отмечены возможные резервы по их увеличению.

Ключевые слова: лесопользование, лесной фонд, лесные платежи, аренда лесов, купля-продажа лесных насаждений, доходы бюджета от использования лесов.

M.P. Dyudina, senior Lecturer, Department of Finance, Federal Kazan (Volga region) University

PAYMENTS FOR FOREST MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN BUDGET REVENUES

Abstract. In the forest of the Russian Federation establishes rent and the contract of sale of forest plantations. These payments to the federal budget and the budgets of some of the Russian Federation. Many regional budgets, including the budget of the Republic of Tatarstan, their share is negligible. The article presents data on income payments for forest management in the budget of the Republic of Tatarstan and possible reserves are marked by their increase.

Keywords: forest management, forest reserve. forest payments, forest lease, purchase and sale of forest stands, the budget revenues from forests.

Лесные ресурсы относятся к возобновляемым природным ресурсам. Важной проблемой сохранения лесных богатств является их рациональное использование. Сложившаяся в нашей стране платность лесопользования не обеспечивает воспроизводство лесов.

Создание эффективной системы платежей за пользование лесами и развитие лесоперерабатывающей отрасли промышленности способны обеспечить значительный рост доходов не только федерального бюджета, но и региональных бюджетов [3]. В бюджете Республики Татарстан платежи за лесопользование незначительны. Это объясняется рядом причин. Во-первых, Республика Татарстан относится к малолесным регионам России. Леса занимают 17,4 процента общей территории республики. Во-вторых, несмотря на то, что породный состав лесных насаждений республики разнообразен, заметно преобладание низкосортных мягколиственных лесов и кустарников, на которые приходится 59 процентов лесов республики. В-третьих, около четверти лесов республики приходится на перестойные насаждения. В-четвертых, сама система платежей и их распределение между бюджетами нуждаются в совершенствовании.

За лесопользование установлено два вида платежей - арендная плата и плата по

№ 3 (19) - 2013

25

Проблемы экономики и менеджмента

договору купли-продажи лесных насаждений.

В аренду леса предоставляются физическим лицам и организациям для заготовки древесины, лекарственных растений, ягод, живицы и других целей.

Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, рассчитанной исходя из ставок, установленных Правительством Российской Федерации. В 2013 году ставки применяются с коэффициентом 1,13, они неизменны, начиная с 2010 года. Решение о сохранении размера ставок платы направлено на поддержку лесопромышленного комплекса.

Заготовка древесины по договорам купли-продажи осуществляется лишь в особых случаях, предусмотренных законодательством и для личных нужд населения. Поэтому соотношение доходов, прогнозируемых к получению федеральным бюджетом в 2013 году от арендной платы (15 185,4 млн руб.) к доходам по договору купли-продажи (1 185,8 млн руб.), составляет 13 к 1. Для сравнения, в 2012 году это соотношение составляло 11 к 1, в 2011 году - 7 к 1, в 2010 году - 5 к 1. Тем самым законодатель закрепил преимущество института аренды при лесопользовании.

В большей части лесные платежи зачисляются в доходы федерального бюджета. В региональные бюджеты поступают:

- платежи за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений;

- платежи по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных

нужд;

- штрафы за нарушение лесного законодательства на леса, принадлежащие субъектам Российской Федерации.

В бюджет Республики Татарстан в 2010-2012 годах арендная плата не поступала, так как все договоры аренды заключались по стартовой цене, то есть они полностью зачислялись в доход федерального бюджета. Ситуация с трудностями сдачи лесных участков в аренду связана с низким качеством лесов и с преимуществом таких пород деревьев как береза, осина, дуб, которые не пользуются спросом в лесопромышленной отрасли.

Однако, именно в арендных отношениях, по нашему мнению, стоит искать резервы поступлений в бюджеты регионов. Поэтому рассмотрим эту проблему подробнее.

По данным на 31.12.2011 года в Республике Татарстан в аренду передано 732 лесных участка общей площадью 213,1 тыс. гектаров [1].

Из представленных в таблице 1 данных видно, что договоры аренды заключены в отношении почти 22 процентов лесов республики. Наибольшее количество договоров заключено на ведение рекреационной деятельности, но площадь лесов, приходящихся на один договор небольшая - менее 5 гектаров. Ведение рекреационной деятельности возможно во всех лесах республики. Причем здесь имеется большой потенциал для существенного повышения объемов доходов как федерального, так и региональных бюджетов. Следует принять во внимание предложения экономистов о необходимости уве-

26

№ 3 (19) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

личения ставок за предоставление лесных площадей для отдыха, спорта, туризма с учетом высокой рыночной стоимости лесных участков.

Таблица 1 - Сведения о лесных участках в Республике Татарстан,

переданных в аренду

Вид лесопользования Кол-во договоров, ед. Площадь, арендованного участка, тыс. га Соотношение арендованной площади к площади лесов в РТ, %

Ведение рекреационной деятельности 390 1,9 0,15

Ведение охотничьего хозяйства 15 157,2 12,37

Осуществление сельского хозяйства 70 0,2 0,016

Геологическое изучение недр 101 6 0,47

Строительство, реконструкция, эксплуатация линий связи и электропередачи 138 5,1 0,40

Строительство и эксплуатация водохранилищ 11 0,03 0,002

Осуществление научной деятельности 3 62,7 4,93

Заготовка древесины 3 42,6 3,35

Выращивание ягод, декоративных, лекарственных растений 1 0,01 0,0008

ИТОГО 732 275,74 21,69

Важнейшим направлением дальнейшего развития арендных отношений является заключение договоров на заготовку древесины для развития деревообрабатывающей промышленности. В Татарстане два крупных перерабатывающих предприятия используют в своем производстве только 1 процент местного сырья, остальное, более качественное, ввозят из республики Марий-Эл, Кировской области и других соседних регионов. Это явление неблагоприятно сказывается на качественном состоянии лесов в Республике Татарстан, снижает спрос на их использование.

Если леса не используются и не возобновляются, то происходит их старение. Преобладание перестойных насаждений приводит к снижению товарности древостоя, увеличению пожарной опасности, потерям санитарных, а также защитных свойств лесов. Поэтому необходимо увеличивать объемы заготовки и переработки древесины. Для решения этой проблемы в республике началось строительство современного завода древесных плит в Особой экономической зоне «Алабуга». Новое предприятие позволит полностью перерабатывать местное древесное сырье, а это создаст предпосылки возобновления лесов.

Для сохранения подроста в переспелых насаждениях важно применять выбороч-

№ 3 (19) - 2013

27

Проблемы экономики и менеджмента

ные рубки с применением новейших современных технологий. Это повысит качество древесины даже из мягколиственных пород.

Таблица 2 - Объемы заготавливаемой древесины в Республике Татарстан [2]

Вид древесины Объем, тыс. куб. м

2012 год 2013 год 2014 год

Хвойная 43,7 45,9 48,2

Твердолиственная 66,3 72,0 78,1

Мягколиственная 749,1 832,8 927,7

Итого 859,1 950,7 1054,0

Из данных таблицы 2 видно, что в Республике Татарстан планируют ежегодное увеличение объемов заготавливаемой древесины, причем за эти годы на четверть будет увеличена заготовка древесины их мягколиственных пород деревьев, на которые приходится около 90 процентов всех заготовок.

Многие лесные насаждения не пользуются спросом из-за плохого доступа к ним. Поэтому для повышения конкурентной привлекательности лесных участков не обойтись без строительства дорог, рассчитанных не только на летний, но и на зимний период времени.

Реализация данных мероприятий повысит заинтересованность лесопользователей к региональным лесным ресурсам.

В экономической литературе своевременно поднимается вопрос о необходимости гарантированного финансирования лесного хозяйства в субъектах федерации, а для этого целесообразно передать часть минимальной арендной платы в региональные бюджеты, что позволит субъектам Российской Федерации формировать региональные программы развития лесов со стабильным ресурсным обеспечением.

Что касается заготовки древесины по договорам купли-продажи, то она разрешена лишь в исключительных особых случаях и для реализации лесных насаждений физическим лицам для личных нужд. К исключительным особым случаям относится заготовка древесины при проведении сезонных и санитарных рубок леса, охрана лесов от пожаров, а также заготовка хвойных деревьев для новогодних праздников. На 20112012 годы в бюджет Республики Татарстан были запланированы ежегодные поступления от лесопользования в сумме 4911 тыс. рублей. Фактически за 2011 год в бюджет Республики Татарстан за лесопользование поступило 6560 тыс. рублей, причем 6544 тыс. рублей получено за счет реализации древесины населению для строительства домов и отопления и, только, 16,7 тыс. рублей от реализации хвойных насаждений в новогодний период.

Законом Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годы» поступления платежей за пользование лесами предусмотрены в суммах 4 991 тыс. рублей, 5552,3 тыс. рублей, 6523 тыс. рублей соответственно. Таким образом, прослеживается тенденция их ежегодного небольшого увели-

28

№ 3 (19) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

чения. Однако все они ожидаются по договорам купли-продажи древесины населению.

Вследствие того, что основные поступления в бюджет Республики Татарстан за лесопользование приходятся на договоры купли-продажи населению, следует уделить более пристальное внимание повышению их администрирования. Однако в этом направлении необходимо повысить работу по информированности граждан об их законных возможностях приобретения определенного объема лесных угодий для строительства и ремонта домов, для отопления помещений, что снизит количество незаконных рубок. В лесничествах следует применять информационные технологии по учету лесных массивов и насаждений, по регистрации заявлений граждан на приобретение древесины. Следует строго соблюдать положение о необходимости освидетельствования заготовленной древесины перед ее вывозом. Все это положительно скажется на поступлениях в доходы бюджета Республики Татарстан платежей за лесопользование.

Механизмы, касающиеся платности пользования лесами, должны способствовать их рациональному использованию и возобновлению.

Список литературы:

1. Постановление КМ РТ от 10.02.2010 № 61 (ред. от 09.02.2012) «Об утверждении Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2010. - № 10. - Ст. 0341.

2. Постановление КМ РТ от 29.04.2011 № 355 (ред. от 09.02.2012) «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2011-2014 годы» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2011. - № 26. - Ст. 1154.

3. Зозуля В.В. Методология формирования системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами: автореф. дис. ...д-ра экон. наук. - М., 2011. - 328 с.

List of references:

1. Resolution of the RT from 10.02.2010 № 61 (as amended on 02.09.2012) «On the Strategy of Development of Forestry of the Republic of Tatarstan for the period up to 2018» // Collection of the decisions and orders of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan and the regulations of national enforcement authorities. - 2010. - № 10. - Art. 0341.

2. Resolution of the RT from 29.04.2011 № 355 (as amended on 09.02.2012) «On approval of longterm target program» Development of Forestry of the Republic of Tatarstan for 2011-2014» // Collection of the decisions and orders of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan and the regulations of national authorities executive. - 2011. - № 26. - Art. 1154.

3. Zozulya V.V. Methodology of the system of taxes and other charges for the use of the forest resource: author. dis. ... Dr. econ. science. - M., 2011. - 328 p.

№ 3 (19) - 2013

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.