Научная статья на тему 'Направления адресной помощи дошкольнику на этапе его подготовки к обучению в школе'

Направления адресной помощи дошкольнику на этапе его подготовки к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Н. В.

В представленной статье показано авторское видение новых ценностей адресной помощи дошкольнику в процессе формирования у него необходимых стартовых возможностей, которые должны обеспечить ему успешное обучение в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления адресной помощи дошкольнику на этапе его подготовки к обучению в школе»

НАПРАВЛЕНИЯ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКУ НА ЭТАПЕ ЕГО ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

© Борисова Н.В.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В представленной статье показано авторское видение новых ценностей адресной помощи дошкольнику в процессе формирования у него необходимых стартовых возможностей, которые должны обеспечить ему успешное обучение в школе.

В контексте решения доминирующей проблемы современности -«создание равных возможностей для людей» [4] главным условием эффективности достижения намеченных целей становятся региональные и муниципальные стратегии, связанные не столько с изменением содержания образования и пересмотром или дополнением существующих стандартов, сколько с изменением целевых установок в их продуктивной интерпретации в зависимости от решаемых задач на микро- и мезорегио-нальном уровне.

Реальная цель региональной системы образования сегодня (ее одна из доминирующих макродидактических задач) - создание условий на элементарно достаточном уровне для равного старта саморазвития личности, в том числе, и с помощью средств предметного познания мира, себя и других людей в нем. Именно поэтому, на наш взгляд, региональная образовательная система становится сегодня главным механизмом создания условий равных стартовых возможностей дошкольникам при подготовке к школе.

Под региональной образовательной системой мы понимаем специально создаваемое пространство социокультурных практик (совокупность взаимодействующих образовательных структур и детско-взрослых объединений), реализующих единую генеральную стратегическую социально значимую для субъектов совместного проживания и деятельности цель -быть успешными в жизнедеятельности. А под регионализацией - процесс адресной помощи человеку по развитию условий личностной самореализации за счет мобилизации ее внутренних ресурсов на уровнях микро-, мезо-, экзо-, макросистем [1].

Анализ состояния системы адресной помощи ребенку в период дошкольного детства в контексте развития у него школьно значимых функций, проведенный нами в течение 2005 года в естественных условиях функционирования образовательной системы города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югра исходя из нашего понимания регионального

* Директор МОУ СОШ № 1 г. Покачи, соискатель ученой степени

образования как многоаспектного социально-педагогического явления, требующего согласованности всех позиций и действий при организации педагогической практики, выявил ряд существующих проблем, а именно:

1. обедненность образовательной среды для развития детей;

2. фрагментарность системы семейного образования;

3. разбалансированность управления гармоничным развитием детей;

4. нарушение иерархической зависимости между субъектами помощи ребенку;

5. отсутствие четких ориентиров, связанных с осознанием того на основе какого инфраструктурного построения муниципальной системы образования только и возможно говорить о качестве образования, о качестве образовательных услуг;

6. неадекватность ценностных ориентиров между или внутри образовательной среды выступающая в качестве барьеров в развитии ребёнка, обрекая его на «движение в тумане»;

7. превалирование материального над нравственно-этическим.

Неопределенность и непредсказуемость социальной ситуации, связанной с дошкольником и его успешностью в дальнейшей школьной жизнедеятельности, на наш взгляд, может быть компенсирована за счет качественно иного оперирования знаниями во взаимосвязанных и взаимозависимых образовательных средах семьи, социума и учреждений образования. Опираясь на это предположение, мы сформулировали основную цель создания новой региональной модели дошкольного образования как наиболее полное использование региональных возможностей для полноценного, всестороннего и гармоничного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей с тем, чтобы способствовать развитию самых важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения на основе изменений характера взаимодействия субъектов адресной помощи ребенку, изменений характера организации обучения и деятельности детей.

Поскольку для дошкольников смысловым центром выделения и решения возрастных задач является взрослый и совместная с ним деятельность [2], а системообразующим фактором при моделировании региональной образовательной системы - сбалансированность образовательных сред, то каждый блок нашей модели является подсистемой общей системы создания равных стартовых возможностей детей 5-6 лет при подготовке к школе и их успешной жизнедеятельности.

Блок 1. Функционально-содержательный элемент системы, стратегической задачей которого является обеспечение сбалансированности образовательных сред на территории муниципального образования.

Блок 2. Поисково-деятельностный элемент системы, стратегической задачей которого является обеспечение осмысленного внедрения достижений науки и созидающего, позитивного эмпирического опыта в практику.

Блок 3. Продуктивно-развивающий элемент системы, стратегической задачей которого является структурирование взаимодействия внутри педагогического сообщества.

Блок 4. Операционально-деятельностный элемент системы, стратегической задачей которого является создание комплексной интегрированной среды развития ребенка и психолого-педагогическое управление развитием ребенка проживающего в микрорайоне ДОУ.

Блок 5. Коррекционно-развивающий и диагностико-рефлексивный элемент системы, стратегической задачей которого является создание условий для доступного и увлекательного для ребенка взаимодействия и общения со взрослыми и детьми.

Основополагающее значение имеют, на наш взгляд, и базовые принципы взаимодействия ребенка, семьи и общества, принятые Россией в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

А именно: социально-ориентированные учреждения различных ведомств должны быть [3]:

- развернуты, в первую очередь, к семье, к ее микросоциуму;

- открыты для активного обращения родителей и детей с их проблемами;

- способны активно взаимодействовать друг с другом при решении ключевых проблем ребенка и семьи;

- способны отступать при необходимости от ведомственных интересов ради интересов ребенка.

Научное обоснование целей, содержания, выбора средств, методов и форм адресной помощи ребенку и семье в период дошкольного детства дает дидактика. Дидактические теории всех времен (Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, К. Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Н.А. Менчинской, М.Н. Скаткина и других ученых), несмотря на различия точек зрения на процессы обучения, объединяла общепедагогическая позиция, системообразующими факторами которой являлись ключевые вопросы - проблемы: для чего учить? Чему учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах?

Все основные концепции совершенствования дошкольного образования исходят из того, что оно должно создавать благоприятные условия для развития личности ребенка. Такая постановка уже сама по себе предполагает не только адресность помощи ему, но и характер этой помощи, напоминающей стиль, «конфигурацию деятельностей садовника в жестко задаваемых временных рамках» [3]. Несвоевременность, бессистемность, некомплексность адресной помощи приводят к обедненности психосоциального развития ребенка, что, в свою очередь, приводит к безуспешности при решении последующих как возрастных, так и жизненно важных задач.

Исходя из этого, мы считаем, что региональная система образования сегодня должна на элементарно достаточном уровне создавать условия для равного старта саморазвития дошкольника, в том числе, и с помощью средств предметного познания мира, себя и других людей в нем. А ее педагогический (воспитательный) потенциал должен определяться наличием объективных возможностей для включения дошкольников в разнообразную жизнедеятельность, постепенное приобщение ребенка к социальной жизни и поэтапное расширение его кругозора, а также сформирован-ностью предпосылок, обеспечивающих успешное развитие ребенка (совокупность факторов, гарантирующих тот или иной уровень воспитания).

Среди факторов, гарантирующих эффективность личностно-ориентированного подхода (адресной помощи ребенку и семье) ведущими, на наш взгляд, являются:

- эмоциональный, интимный характер семейного воспитания (родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям;

- социально-культурные факторы - гражданская позиция субъектов помощи семье и ребенку: насколько они осознают ответственность за воспитание дошкольников как важнейшей социальной обязанности члена общества;

- социально-экономический фактор - обеспечение полноценного (гармоничного) развития ребенка требует серьезных материальных затрат и рационального эффективного использования имеющегося ресурса;

- технико-гигиенический фактор - удобная и красивая среда обитания, способствующая игре воображения, пробуждению фантазии, образного мышления.

Условиями эффективности адресной помощи ребенку и семье в период дошкольного детства в контексте региональной образовательной политики (модели региональной образовательной системы) выступают:

- постоянство и длительность воспитательных воздействий в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость;

- обеспечение всесторонней деятельности детей, разнообразие форм общения и многообразие игрового пространства;

- наличие подготовленных кадров с гуманистическим мировоззрением.

Опираясь на концептуальное положение педагогики о том, что требования к результатам определяются его целями [2], а также учитывая проблемы функционирования и развития системы дошкольного образования, выявленные нами в ходе анализа статистических и аналитических материалов, эмпирического опыта различных типов и видов учреждений, мы смогли выделить основные причины низкой эффективности региональной образовательной системы:

1. Отсутствие опыта проведения декомпозиции целей и дидактических задач, стоящих перед субъектами помощи ребенку дошкольнику.

2. Нарушение взаимосвязи и взаимозависимости между различными средами.

3. Отсутствие системы управления интеграционными связями между различными субъектами помощи ребенку и семье.

4. Слабая выраженность целеориентированной работы по наращиванию личностного потенциала субъектов помощи ребенку и семье в контексте исследуемой стратегии.

Первичный анализ (констатирующий эксперимент) состояния функционирования региональной образовательной системы подтвердил нашу гипотезу о необходимости перестройки (качественной трансформации) системы регионального образования за счет мобилизации, в первую очередь, внутренних ресурсов при решении организационных, управленческих, правовых, экономических проблем и позволил выделить ключевые задачи ее развития.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что система принципов, комплекс форм содеятельности, система организационных форм и условий формирования равных стартовых возможностей детям в период дошкольного детства, должны позволить понимать каждого ребенка и помогать ему расти, развиваться, жить, мыслить, творить и изменяться в направлении успешной жизнедеятельности при поступлении в школу.

Список литературы:

1. Калиновский Ю.И. Психолого-педагогические основы проектирования, организации и развития региональной системы образования / Ю.И. Калиновский: автореф. ... канд. дисс. - М., 1994. - 22 с.

2. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя / В.Н. Козиев: автореф. ... канд. дис. - Л., 1980. - 19 с.

3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М., 1999. - 224 с.

4. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года, Москва, Кремль / Опубликовано на официальном сайте «Президент России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.