Научная статья на тему 'Направление развития долгосрочного кредитования в российской Федерации'

Направление развития долгосрочного кредитования в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ДОЛГОСРОЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направление развития долгосрочного кредитования в российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

следующего дня. Правила осуществления межрегиональных платежей едины для всех регионов. В каждом регионе одно учреждение ЦБ РФ выступает головным участником расчетов, на которое возложены функции учета и контроля межрегиональных электронных расчетов.

Организация ЦБ РФ эффективного регулирования платежной системы сегодня невозможна без управления банковскими рисками, в том числе расчетными, к которым относятся:

- риски неплатежа или нарушения сроков платежа;

- риски несоответствия формы расчетов, способов платежа и документооборота, характеру сделки и содержанию расчетной операции;

- операционные или технологические риски, связанные с качеством работы всех подразделений, участвующих в расчетных операциях;

- риски несоблюдения и нарушения законодательных и нормативных требований к организации расчетов;

- риски межбанковских расчетных технологий.

В целом, регулирование ЦБ РФ за участниками платежной системы страны предполагает деятельность по следующим направлениям:

- надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков;

- надзор и контроль за частными платежными системами. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (в ред. от 18.07.2005 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

3. Положение Банка России от 3 октября 2002 года №2-П «О безналичных расчетах в РФ» с посл. изм. и доп.

4. Положение Банка России и Минфина РФ от 13 декабря 2006 г. №298-173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства».

5. Казимагомедов А.А. Банковское дело: организация и регулирование: учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

6. Казимагомедов А.А. Современная платежная система Дагестана. «Современные проблемы водного хозяйства, инженерно коммуникационных систем и экологии»/Материалы Международной научно-практической конференции. Баку,14-15 апреля 2014 г.-С. 540-543.

7. Казимагомедов А.А. Развитие национальной платежной системы. «Экономика и банковская система: теория и практика» / Материалы заочной научно-практической конференции 11-12 мая 2016 г. - Махачкала: НИЦ «Апробация», 2016. С.203-207.

8. Казимагомедов А.А. Формы международных расчетов и правила определения признаков подлинности денежных знаков и платежных документов в иностранной валюте. Электронный журнал «Бюллетень науки и практики» №8 (август) 2016. С.163-167.

© Казимагомедов А.А., 2017

УДК 2964

Анна Сергеевна Киричёк

студент группы ФК/м-11-о, СевГУ, г. Севастополь, РФ

E-mail: Anich.net@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова

Реальные инвестиции, основной капитал, долгосрочное кредитование.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Ведущую позицию среди наиболее острых и трудноразрешимых задач переходной экономики занимает активизация инвестиционной деятельности, так как общество должно непрерывно возобновлять производство материальных и духовных благ для того, чтобы не погибнуть.

Данная тема является актуальной в силу того, что в России около половины основного капитала является физически изношенным и морально устаревшим, и если не изменять такое положение дел, то в скором времени Россию ждет волна техногенных аварий и катастроф, что повлечет колоссальные убытки на ликвидацию разрушительных последствий. Кроме того, изношенное оборудование не обеспечивает даже простое производство, не говоря уже о расширенном, в связи с чем снижается качество производимой продукции и предоставляемых услуг на фоне постоянного роста цен. А это, в свою очередь, ведет к падению уровня жизни основной массы населения и углублению кризисных последствий.

Цель работы: обозначить направление политики долгосрочного кредитования реального сектора экономики России с целью активизации процессов обновления основного капитала.

Активизация инвестиционных процессов в реальном секторе экономики невыполнима без системы продуманных, долгосрочных и целенаправленных мер, обеспечивающих воспроизводство и накопление капитала, как важнейшего фактора производства, на качественно новом уровне.

Среди привлеченных средств одним из крупнейших источников финансирования инвестиций в основной капитал российских предприятий являются кредиты, причем российских банков. Главным препятствием в получении такого кредита является ключевая ставка Центрального Банка РФ. В 2014 году произошел резкий скачок ключевой ставки процента до уровня 17% (Рис.6) (и сейчас она остается на высоком уровне (10%)[1]), что в свою очередь повлияло на динамику объема банковского кредита как источника финансирования инвестиций: резко снизилась доля кредитов российских банков в общем объеме кредитов до 8%. То есть, по нашему мнению, отечественные банки не хотят кредитовать реальный сектор, поскольку норма доходности в финансовом секторе намного выше и срок окупаемости в разы меньше.

Источник: Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] : <http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?fíle=30012015_133122dkp2015-01-30t13_15_49.htm>.

Реализация Центральным Банком РФ денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции, привела к удорожанию национальных кредитных ресурсов, что создало условия, при которых российский бизнес вынужден был в меньшей степени использовать кредиты российских банков как дополнительные источники инвестиционных поступлений. Однако, в 2014 году были введены политические санкции против России, которые ограничивали кредитование иностранными банками российских предприятий. В результате этих событий, национальные производители были поставлены в такую ситуацию, при которой, с одной стороны, имело место резкое возрастание цен на кредиты и, с другой стороны, ограничение кредитования за рубежом. Такая ситуация является причиной того, что продолжается снижение темпов привлечения инвестиций в основной капитал в российской экономике.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Очень важный факт, на который стоит обратить внимание - это то, что финансовые инвестиции организаций преобладают над инвестициями в основной капитал (78 604,4 млрд. руб. и 13 527,7 млрд. руб. в 2014 году соответственно)[2, с.46]. Кроме того, среди финансовых вложений краткосрочные превосходят долгосрочные (9 805,4 млрд. руб. и 68 799 млрд. руб. в 2014 году соответственно)^, с.47].

Срок окупаемости основного капитала, как и инвестиционного проекта в целом может достигать несколько десятков лет, поэтому для преодоления инвестиционной паузы, необходимо наличие «длинных» ресурсов в экономике. Но, несмотря на это, в России охотнее всего банки выдают краткосрочные кредиты до 1 года (более 70% в начале 2016 г.)[1], хотя средняя долгосрочная процентная ставка по кредитам для нефинансовых организаций принципиально не отличается от краткосрочной (13,32% и 13,41% соответственно). В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно создать такие условия, при которых банки бы начали более активно кредитовать предприятия для цели обновления основного капитала и совершенствования технической базы. Достигнуть необходимого результата можно, к примеру, путем нормативно-правового регулирования, а именно ввести определенные нормативы на некоторый срок действия, где предложить льготные условия кредитования Центральным Банком для тех коммерческих банков, которые кредитуют реальный сектор экономики.

В настоящее время Центральным Банком разработаны основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, в соответствии с которой, планируется снижение ключевой ставки процента до 4% в 2017 году. Это позволит сделать кредитование более доступным и привлекательным инвестиционным ресурсом.

Эффективное применение перечисленных мер невозможно без государственного регулирования и поддержки. Мы считаем, что более целесообразно переходить от непосредственного выделения бюджетных средств на финансирование процессов обновления основного каптала к более широкому использованию мер косвенного регулирования, таких как субсидирование процентных ставок, использование механизма государственных гарантий по кредитам и страхование предпринимательских рисков.

Список использованной литературы:

1. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] : <http://www.cbr.ru>.

2. Россия'2015. Статистический справочник. М. 2015 С. 46. [Электронный ресурс] : <http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rus 15.pdf>.

© Киричёк А.С., 2017

УДК 519.865

Б.Р. Клепфиш, канд.ф.-м.наук, доцент РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: klepfish@bk.ru И.С. Лапшина, магистрант РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: innessalis888@mail.ru С.В. Рогожин канд.ф.-м.наук, доцент РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: svrogozhin@gmail.com

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОПТИМИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

Аннотация

В работе рассматривается задача анализа чувствительности односекторной макроэкономической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.