Хапилин А.Ф.,
кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры международной торговли и таможенного дела РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected] Хапилин С.А.,
доктор экономических наук, доцент кафедры международной торговли и таможенного дела РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ -
ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В статье анализируются аспекты валютно-финансовой конвергенции стран Евразийского экономического союза и перспективы создания валютного союза. Определено, что валютно-финансовая конвергенция является неотъемлемой частью общеэкономической конвергенции, она активно влияет на сближение воспроизводственных условий в странах объединения, а также позволяет скоординированно противодействовать внешним шокам.
Ключевые слова: валютная интеграция; экономическая конвергенция; оптимальные валютные зоны; критерии конвергенции; монетарная политика; ЕАЭС; внешние шоки; процентная политика; центральные банки; вывоз капитала.
Khapilin A.F., Khapilin S.A.
PROSPECTS OF CURRENCY-FINANCIAL INTEGRA TION OF MEMBER-STA TES OF EURASIAN ECONOMIC UNION
The article reveals the questions of monetary convergence of the Eurasian economic Union and the prospects of establishing a currency Union. Determined,
that monetary convergence is an integral part of overall economic convergence, has a significant impact on the convergence of reproductive conditions in BRICS countries, and also allows in a coordinated manner to withstand external shocks.
Keywords: integration; economical convergence; optimum currency area; harmonization criteria; monetary policy; EEU; external shocks; interest rate policy; central bank; capital outflow.
На современном этапе развития мировой экономики происходит кардинальная трансформация мировой финансовой системы. Финансовая глобализация становится основным двигателем мировой экономики и механизмом возрастающего влияния финансового сектора на глобальную экономическую деятельность. Тенденции преобладания финансового сектора над производственным сектором экономики, ликвидации валютных барьеров и ограничений на движение капитала в глобальном масштабе, экспансии транснациональных финансовых корпораций на рынки развивающихся государств, увеличения доли спекулятивных операций на мировых финансовых рынках, усиления роли доллара в качестве доминирующей валюты, расширения санкционного характера взаимодействия развивающихся и развитых стран в финансово-экономической сфере становятся источником инфляционных процессов и финансового дисбаланса в мировой экономике и финансах.
Качественно меняются функции денег. Традиционное представление о деньгах как инструменте измерения стоимости, обслуживающем «реальный» товарооборот, сменяется их рассмотрением в качестве товара, цена которого определяется рынком, а также долговых обязательств государства. В дополнение к наличным и безналичным деньгам появляются виртуальные электронные деньги, а функции национальной валюты
на международных рынках наряду с национальными деньгами выполняют национальные ценные бумаги, финансовые активы национальных компаний. В этих условиях банковская система в целом постепенно становится ядром денежной системы нового типа, основанной на отрыве денег от материальных активов, постоянном расширении денежной массы за счет включения в денежный оборот новых финансовых активов, превращения нематериальных активов в финансовые, развития производных финансовых инструментов. При этом принципиально изменяется роль центральных банков, которые трансформируются в международных операторов транснациональной электронной системы платежей, расчетов и финансового обеспечения за счет расширения круга регулятивных полномочий и охвата практически всех сегментов финансового рынка. Опыт стран, успешно реализовавших потенциал технологического рывка, свидетельствует также о том, что центральные банки на этот период становятся банками развития, эмитируя необходимое количество денег для реализации государственных инвестиционных проектов и программ [1].
В условиях неустойчивости финансовых рынков все большую значимость в вопросах обеспечения конкурентоспособности национальных экономик, укрепления валютно-финансовой системы и обеспечения экономического роста приобретает участие в региональных интеграционных группировках. Высшей стадией экономической интеграции выступает валютная интеграция, включающая процессы координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных финансовых и ва-лютно-кредитных организаций и национальных валют, нацеленная на обеспечение валютной стабилизации при либерализации движения товаров, капиталов,
рабочей силы, создание региональной зоны валютной стабильности для решения интеграционных задач. В настоящее время, помимо успешно реализованного проекта построения европейского валютного союза (расширение которого до 2020 г. планируется за счет включения в зону евро Чехии и Польши), сближение в валютной сфере наблюдается в странах Африки (Центральноафриканское валют-но-экономическое сообщество, Западноафриканский экономический и валютный союз, выпускающие привязанный к евро франк КФА), Азии (проект создания странами АСЕАН национальной расчетной единицы Asian currency unit).
В процессе формирования и развития экономических и валютных союзов как в теоретической, так и практической плоскости возникают сложные методологические проблемы, от решения которых во многом зависит успех интеграции. К наиболее значимым проблемам в данной области исследований следует отнести: правильный выбор позиционирования страны при решении вопроса об участии в формировании международного интеграционного процесса; обеспечение согласованности различных интересов государств -участников интеграционного процесса; достижение согласованности работы участвующих в этом процессе национальных хозяйственных систем; создание единой системы институтов и механизмов, ориентирующих этот процесс на достижение поставленных целей и задач.
Согласно теории оптимальных валютных зон выгоды и издержки от создания валютного союза напрямую зависят от уровня интеграции участников союза. Согласно исследованиям основоположника данной теории Р. Манделла и его последователей проведение единой валютной политики в наибольшей степени выгодно тесно интегрированным посредством международной торговли и перемещения факторов про-
изводства странам, что связано со снижением трансакционных издержек и колебания уровней цен, более эффективным размещением материальных и трудовых ресурсов, сближением стоимости капитала [2-5]. Принципиально значимым для создания валютного союза, согласно исследованиям нобелевского лауреата П. Кругмана, является отсутствие глубоких асимметричных шоковых воздействий на экономику стран объединения [6].
Положения теории оптимальных валютных зон имеют непосредственное отношение к вопросу формирования валютного объединения в рамках Евразийского экономического союза. Договор о Евразийском экономическом союзе не содержит положений, прямо предусматривающих создание валютного союза и введение единой валюты. Вместе с тем XIV разделом «Договора о Евразийском экономическом союзе» предусмотрены меры, направленные на обеспечение возможности создания валютного союза (разработка и проведение согласованной валютной политики, поэтапная гармонизация и сближение подходов к формированию и внедрению методов валютной политики, неприменение действий в валютной сфере), которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам государств-членов как на внутреннем валютном рынке каждого из них, так и на международных валютных рынках. Для координации курсовой политики предусмотрено формирование отдельного органа, в состав которого должны войти руководители центральных национальных банков государств-членов.
Также в Договор о ЕАЭС заложены ключевые индикаторы обеспечения макроэкономической стабильности государств - членов ЕАЭС, без соблюдения которых существенно снижается вероят-
ность формирования валютного союза: 1) годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления не должен превышать 3% ВВП; 2) долг сектора государственного управления не должен превышать 50% ВВП; 3) уровень инфляции не должен превышать более чем на 5 п.п. уровень инфляции государства-члена, имеющего наименьший рост цен.
Вместе с тем формирование Евразийского экономического союза на современном этапе осуществляется на фоне обострения социально-экономических противоречий между его участниками. Механизмы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в странах ядра ЕАЭС на текущий момент имеют значительные различия, что выражается в различном объеме валютных ограничений, различной денежно-кредитной политике, проводимой центральными банками, принципиально различных методах установления курса национальных валют.
Денежно-кредитная политика Республики Казахстан предусматривает переход к стратегии таргетирования инфляции лишь как к элементу общей цели обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, для реализации которой на перспективу до 2020 г. нормативно предусмотрено использование различных инструментов курсовой политики -режим валютного коридора, проведение прямых валютных интервенций, осуществление операций на открытом рынке, использование механизма минимальных резервных требований, в том числе в зависимости от вида валют - на основе принципов публичности и подотчетности (презюмируется персональная ответственность председателя Национального Банка за достижение прогнозных значений инфляции) [7].
В Республике Беларусь, несмотря на определенную либерализацию денежно-кредитной политики с 2015 г.
(переход к монетарному таргетирова-нию, более гибкой системе курсообра-зования, предусматривающей минимизацию участия Национального банка в формировании курса, отмена большинства валютных ограничений) Правительством и Национальным банком проводится последовательная политика по дедолларизации экономики (включая устранение практики формирования тарифов и номинирования платежей в иностранной валюте, шаги по отказу от привязки к доллару США и евро при определении цен, ставок по арендной плате и иных платежей), минимизации влияния спекулятивных операций населения на ресурсную базу (сокращение на депозитном рынке доли краткосрочных вкладов, сокращение процентных ставок по инструментам предоставления ликвидности банков, установлены дополнительные отчисления в специальные резервы для банков, осуществляющих рискованные операции по завышенным ставкам), осуществления контроля над денежным предложением исходя из складывающихся макроэкономических условий [8].
Анализ финансовой политики, проводимой Правительством и Центральным банком России, свидетельствует о ее осуществлении в русле рекомендаций Международного валютного фонда, в т.ч. подтвержденных по результатам визита сотрудников МВФ в Россию в сентябре 2014 г. [9]. Ключевые направления валютной политики, реализуемые Центральным банком и Правительством России в рамках рекомендаций МВФ в 2014-2016 гг., можно сгруппировать по следующим глобальным блокам:
- проведение курса на ужесточение денежно-кредитной и фискальной политики (повышение процентных ставок, строгое следование «бюджетному правилу») при сохранении операционной независимости Банка России;
- повышение процентных ставок с целью снижения инфляции;
- переход к политике «таргетиро-вания» инфляции с опорой на режим полностью гибкого обменного курса;
- сокращение объемов бюджетных расходов и государственных инвестиций;
- отсутствие ограничений на трансграничное движение капитала.
Таким образом, в условиях существенного ухудшения макроэкономического положения в России и усиления санкционного давления из инструментария финансового регулирования исключены общепринятые в мировой практике инструменты валютного регулирования и контроля за трансграничным движением капитала, применяемые для стабилизации курса валюты, денежно-кредитная политика «тар-гетирования» инфляции ограничена манипулированием лишь одним инструментом - ключевой ставкой. Остается неиспользуемым обширный арсенал инструментов современной денежно-кредитной политики, в том числе активно используемый другими государствами - членами ЕАЭС: введение нормативов обязательного резервирования, достаточности капитала; формирование резервов по ссудам и ценным бумагам, а также операции на открытом рынке с гособлигациями и валютные интервенции.
Недопустимость введения ограничительных мер на трансграничное движение капитала, отказ от установления целевых ориентиров по обменному курсу национальной валюты и в целом актуальность сохранения стратегии Вашингтонского консенсуса для России в современных кризисных реалиях обосновывается и исследователями либерального направления экономической мысли, и непосредственными ее разработчиками и исполнителями макроэкономической и финансовой политики [10-12].
Вместе с тем результаты реализации данных мер в условиях санкцион-ной политики стран Запада, сверхвысокой импортозависимости по ключевым товарам народного потребления и долларизации сбережений населения свидетельствуют о полной неэффективности политики «таргетирования» инфляции и реализуемой финансовой политики. По итогам 2015 г. зафиксировано сокращение валового внутреннего продукта на 3,7 %. Инфляция составила на конец 2015 года 12,9%, что значительно выше как установленной в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2015-2017 гг.» среднесрочной цели (4%), так и установленного «Договором о ЕАЭС» порогового для обеспечения макроэкономической стабильности союза значения (превышение 7,9 процентных пункта) [13]. Чистый отток капитала в 2015 г. превысил 50 млрд долл., курс национальной валюты снизился по отношению к доллару США на
Таким образом, в результате неэффективности финансово-экономической политики России, несогласованности в проведении макроэкономической и финансовой политики государств - членов ЕАЭС наблюдаются признаки макроэкономической неустойчивости, сокращаются финансовые источники для осуществления взаимных инвестиций, происходит стагнация интеграционного процесса - усиление центробежных тенденций, активизация использования протекционист-
37,4%, величина международных резервных активов России сократилась на 4,4% (17,1 млрд долл.). Денежная база в широком выражении, несмотря на расходование средств Резервного фонда и проводимые валютные интервенции, также последовательно снижалась: в 2014 г. - на 7,9%, в 2015 г. - на 2,5% [14]. Одновременно, по данным Всемирного банка, в 2015 году уровень бедности в России повысился с 11,2% до 13,4%, численность бедного населения увеличилась на 3,1 млн человек, достигнув в общей сложности 19,2 млн человек [15].
В условиях доминирующей роли российской экономики в ЕАЭС результаты проводимой политики отразились не только на состоянии российской экономики, но и на экономиках партнеров по ЕАЭС. Большая часть макроэкономических показателей ЕАЭС в 2015 г. демонстрировала негативную динамику (табл. 1).
ских инструментов, в том числе изъятий, ограничений и барьеров между государствами - членами ЕАЭС, формирование барьеров для введения единой валюты.
Изложенное актуализирует необходимость реализации практических действий по формированию единых правил валютного регулирования и платежно-расчетных операций, скоординированной монетарной и фискальной политики в целях обеспечения экономического роста, финансово-экономической
Таблица 1 - Показатели социально-экономического развития ЕАЭС [16]
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Темп прироста физического объема ВВП (%) 4,9 4,6 3,6 1,8 1,1 -3,1
Темп прироста физического 7,7 5,1 3,2 0,5 1,6 -3,0
объема промышленного про-
изводства (%)
Темп прироста инвестиций в 5,8 10,2 5,9 1,7 -2,0 -4,7
основной капитал
Инфляция (в среднем за год, 107,0 110,4 107,3 107,1 108,1 113,9
в %)
стабилизации и повышения конкурентоспособности ЕАЭС в мировой экономике. В связи с этим, основываясь на экспертных оценках и исследованиях ведущих ученых, в целях дальнейшего развития евразийской экономической интеграции, формирования валютного союза представляется необходимым приоритетное решение комплекса задач как в рамках российской экономики, так и на наднациональном уровне ЕАЭС.
Принципиальным аспектом, без решения которого невозможно обеспечение макроэкономической стабильности ЕАЭС, является изменение денежно-кредитной политики, проводимой Банком России. В большинстве стран, уже признавших необходимость поддержания финансовой стабильности функцией государства, ответственным органом стал центральный банк (к 2014 г. примерно треть центральных банков мира признали своей новой целью поддержание финансовой стабильности). В исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых [1719] констатируется, что в связи с новой функцией центробанкам необходимо перейти к существенно более широкому пониманию таргетирования инфляции, измеряемой не только индексом потребительских цен (ценовая стабильность), но и индексами цен на основные группы активов, что предотвращает формирование ценовых пузырей на ипотечном, фондовом или других рынках финансовых активов.
Переход к данной модели обеспечения экономической и финансовой стабильности неизбежно приведет к противоречиям между проводимой Банком России денежно-кредитной политикой и используемыми инструментами. В связи с этим в качестве конкретных практических мер, направленных на содействие денежно-кредитной политики Банка России, обеспечение финансовой стабильности и экономического роста, следует назвать:
- переход к многоцелевой денежно-кредитной политике путем установления на законодательном уровне в качестве целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России, создания условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости, а также закрепления обязанности Банка России по системному управлению процентными ставками, обменным курсом, валютной позицией банков, объемом денежной эмиссии по всем каналам и другими параметрами денежного обращения для реализации указанных целей;
- формирование многоканальной системы рефинансирования коммерческих банков под спрос на кредиты со стороны промышленного сектора экономики для развития и модернизации производственных мощностей при одновременном контроле за целевым использованием предоставляемых ресурсов посредством соответствующих норм банковского надзора, а также целевому кредитованию производственных предприятий, сбыт продукции которых гарантирован госзаказами, а также одобренных государством инвестиционных проектов за счет кредитов Банка России институтам развития. В данном контексте С.Ю. Глазьевым обосновывается необходимость рефинансирования коммерческих банков под кредиты предприятиям военно-промышленного комплекса и на проектное финансирование по нулевой ставке, на проекты импорто-замещения - по ставке 2%, на цели жилищного строительства - по ставке 3%, на цели поддержания ликвидности - по ключевой ставке при исключении возможности использования данных ресурсов для спекулятивных операций на валютном рынке [20];
- нормативное ограничение зарубежных заимствований контролируемых государством корпораций с одновременной заменой займов в иностранной валюте рублевыми кредитами госу-
дарственных коммерческих банков за счет их целевого рефинансирования со стороны Банка России;
- расширение ломбардного списка Банка России за счет включения в него векселей и облигаций платежеспособных предприятий, функционирующих в приоритетных отраслях экономики, институтов развития при одновременном исключении возможности приема иностранных ценных бумаг и иностранных активов российских банков в качестве обеспечения ломбардных и иных кредитов Банка России;
- установление ключевой ставки на уровне ниже инфляции в целях выравнивания условий деятельности российских предприятий по сравнению с иностранными конкурентами по стоимости финансовых ресурсов, срокам их предоставления, уровню рисков, а также замещения иностранных заимствований внутренними источниками кредита.
Обеспечение макроэкономической стабильности и финансово-экономической безопасности Евразийского экономического союза невозможно без осуществления в государствах - членах ЕАЭС контроля за трансграничным движением денежных средств по капитальным операциям. Принципиально значимыми для обеспечения финансово-экономической стабильности экономики государств - членов ЕАЭС должны стать 2 взаимосвязанных блока мер:
1) меры, направленные на обеспечение внешнего контура финансово-экономической безопасности ЕАЭС:
- унификация подходов к применению инструментария валютного регулирования в целях блокирования спекулятивных валютных операций нерезидентов, включая введение валютных ограничений по счету капитала; унификация нормативов обязательной продажи валютной выручки, повышенное налогообложение валютно-финансовых операций, носящих спекулятивный характер;
- гармонизация норм об ответственности за нарушение валютного законодательства в государствах - членах ЕАЭС;
- развитие информационного обмена между органами валютного регулирования и уполномоченными органами валютного контроля государств -членов ЕАЭС;
- формирование независимых надгосударственных рейтинговых агентств ЕАЭС в целях формирования кредитных рейтингов стран ЕАЭС, исследование и анализ страновых рисков, а также рисков как эмитентов, так и отдельных долговых обязательств;
- внедрение независимой системы международных расчетов в ЕАЭС, направленной на устранение критической зависимости от системы SWIFT, путем одновременного создания национальной платежной системы обслуживания банковских карт и системы обмена межбанковской информацией;
2) меры по либерализации валютных правоотношений внутри ЕАЭС и формированию условий для создания единого наднационального финансового регулятора и введения единой валюты ЕАЭС:
- снятие валютных ограничений при проведении между резидентами государств - членов ЕАЭС расчетов, связанных с передачей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, участием в уставном капитале юридических лиц другого государства ЕАЭС, приобретением государственных и других ценных бумаг, обслуживанием кредитов, гарантий и др.
- исключение ограничительных мер, связанных с открытием счетов (вкладов) в иностранной валюте и в национальной валюте в уполномоченных организациях другого государства - члена ЕАЭС и осуществление по ним операций в соответствии с законодательством государства-члена, на
территории которого открыты указанные счета (вклады);
- обеспечение прямых взаимных котировок национальных валют государств - членов ЕАЭС, конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса;
- гармонизация информационных реестров, баз данных, форматов раскрытия информации, ведение которых осуществляется национальными регуляторами, создание информационной базы макропруденциального надзора ЕАЭС, (экономическая динамика, индикаторы финансовой стабильности, макроэкономические индикаторы состояния валютного рынка государств -членов ЕАЭС);
- создание наднациональной расчетной единицы по принципу корзины валют, частично обеспеченной золотовалютными запасами государств -членов ЕАЭС.
На основании изложенного представляется возможным сделать ряд принципиальных выводов и предложений.
1. Валютно-финансовая интеграция является оправданным и закономерным шагом на пути развития и укрепления евразийской экономической интеграции, позволяющим минимизировать финансово-экономические барьеры внутри союза, обеспечить экономический рост государств - членов ЕАЭС. Модель современного этапа евразийской интеграции сформирована с использованием модели высшего этапа развития европейской интеграции - валютного союза. Вместе с тем в Евразийском экономическом союзе в настоящее время отсутствуют необходимые предпосылки для создания полноценного валютного союза, что проявляется в разновекторной денежно-кредитной политике центральных банков государств - членов ЕАЭС, отсутствии синхронного изменения курсов валют во времени и по масштабу, негативном
влиянии свободно плавающих курсов на макроэкономическую устойчивость применяющих данную политику государств - членов ЕАЭС.
2. В условиях доминирующей роли в Евразийском экономическом союзе российской экономики принципиально значимым направлением обеспечения финансово-экономической устойчивости и экономического роста является кардинальное изменение проводимой Банком России денежно-кредитной политики в направлении нормативного закрепления создания условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости в качестве целей деятельности Банка России, формирования многоканальной системы рефинансирования коммерческих банков в рамках реализации программ стимулирования приоритетных секторов экономики, ограничения зарубежных заимствований контролируемых государством корпораций, расширения ломбардного списка Банка России за счет ценных бумаг стратегически значимых российских промышленных предприятий, установления ключевой ставки на уровне ниже инфляции.
3. Стратегическая задача развития евразийской экономической интеграции и построения государствами - членами ЕАЭС валютного союза предполагает необходимость сближения в валютной сфере в облегченной форме - на базе наднациональной расчетной единицы -при одновременной реализации комплекса мер по унификации валютной политики, расширению практики использования национальных валют во взаимных расчетах, обеспечению внешнего контура финансово-экономической безопасности ЕАЭС, либерализации валютных отношений внутри ЕАЭС и созданию условий для создания единого наднационального финансового регулятора и введения единой валюты ЕАЭС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Финансовые стратегии модернизации экономики. Мировая практика / Под ред. Я. Миркина. - М.: Магистр, 2014. - С. 18-23.
2. Mandell R.A. A Theory of Op-tumum Currency Area // The American Economic Review. - 1961. - Septеmber. -Vol. 51. - № 4. - P. 657-665.
3. Grubel H. The Theory of Optimum Currency Areas // Canadian Journal of Economics. - 1970. - Vol. 3. - Issue 2. - P. 318-324.
4. Ingram J. Comment: The Currency Area Problem // Monetary Problems of the International Economy. - Chicago: University of Chicago Press, 1969.
5. McKinnon R. Optimum Currency Areas and Key Currencies: Mundell I versus Mundell II // Journal of Common Market Studies. - 2004. - Vol. 42(4). - P. 689-715.
6. Krugman P. Policy Problems of a Monetary Union. In: P. De Grauwe and L. Papademos (eds.). The EMS in the 1990's. London: Logman, 1990.
7. Денежно-кредитная политика Республики Казахстан до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nationalbank.kz/cont/publish30 5261_28968.pdf.
8. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2015 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2016 г. // Банковский вестник. - 2016. - Февраль. - С. 3-10.
9. IMF. Russian Federation: Concluding Statement for September 2014 Staff visit [Электронный ресурс]. - URL: http://www.imf.org/external/np/ms/2014/1 00114.htm.
10. Мау В.А., Улюкаев А.В. Глобальный кризис и вызовы экономической политики современной России -М.: Дело, 2015. - 64 с.
11. Улюкаев А.В. Болезненная трансформация мировой экономики. -М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.
12. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации // Вопросы экономики. - 2014. - № 9. - С. 4-12.
13. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31.05.2016 № 5 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016-2017 годы».
14. Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы. - Вып. 37 / Под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева (гл. ред.), А.Д. Радыгина.-М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. -С. 35, 50-59.
15. Доклад Всемирного банка об экономике России [Электронный ресурс] . - URL: http://www.worldbank.org/ eca/ pubs/rer35_RUS.pdf.
16. Годовой доклад за 2015 год «Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств -членов Евразийского экономического союза и мерах, предпринятых государствами - членами в области макроэкономической политики».
17. Galati G., Moessnev R. Macro-prudential Policy - A Literature Reviev // BIS Working Papers. - 2011. - № 337. -P. 14-25.
18. Андрюшин С., Кузнецова В. Инструменты макропруденциальной политики центральных банков // Вопросы экономики. - 2012. - № 8. - С. 32-47.
19. Ковалев М., Ковалева А., Па-секо С. Новая цель центробанков - финансовая стабильность, новая функция - макропруденциальное регулирование // Вестник ассоциации белорусских банков. - 2014. - № 5-6 (720721). - С. 14-34.
20. Глазьев С.Ю. О таргетирова-нии инфляции // Вопросы экономики. № 9. 2015. С. 1-12.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The financial strategy of economic modernization. World practice / ed. by J. Mirkin. M.: Magistr, 2014. Р. 18-23.
2. Mandell RA. A Theory of Optu-mum Currency Area // The American Economic Review. - 1961. - September. -Vol. 51. - № 4. - P. 657-665.
3. Grubel H. The Theory of Optimum Currency Areas // Canadian Journal of Economics. - 1970. - Vol. 3. - Issue 2. - P. 318-324.
4. Ingram J. Comment: The Currency Area Problem // Monetary Problems of the International Economy. - Chicago: University of Chicago Press, 1969.
5. McKinnon R. Optimum Currency Areas and Key Currencies: Mundell I versus Mundell II // Journal of Common Market Studies. - 2004. - Vol. 42(4). - P. 689715.
6. Krugman P. Policy Problems of a Monetary Union. In: P. De Grauwe and L. Papademos (eds.). The EMS in the 1990's. London: Logman, 1990.
7. The monetary policy of the Republic of Kazakhstan till 2020 [Electronic resource]. - URL: http://www.national bank.kz/ cont/publish305261_28968.pdf.
8. The results of the implementation of the Main directions of monetary policy of Belarus for 2015 and tasks of the banking system for their implementation in 2016 // Bank Bulletin. - 2016. - February. P. 3-10.
9. IMF. Russian Federation: Concluding Statement for September 2014 Staff visit. [Electronic resource]. - URL: http://www.imf.org/external/np/ms/2014/! 00114.htm.
10. Mau V.A., Belyakov A.V. Global crisis and the challenges for economic policy in modern Russia - M.: Business, 2015. - 64 p.
11. Ulyukaev A.V. Painful transformation of the global economy. M.: Publishing house of the Gaidar Institute, 2014.
12. Yudaeva K. On the possibilities, objectives and mechanisms of the monetary policy under the current conditions // Problems of Economics. - 2014. - №. 9. -P. 4-12.
13. The decision of the Supreme Eurasian economic Council from 31.05.2016 № 5 «On the main orientations of macroeconomic policy States - members of the Eurasian economic Union in 2016 - 2017 years».
14. The Russian economy in 2015. Trends and prospects. (Vol. 37) / Ed. Sinelnikov-Murylev S.G., Radygin A.D. -M.: Gaidar Institute Publishing, 2016. -P. 35, 50-59.
15. The report of the world Bank about economy of Russia [Electronic resource]. - URL: http://www.worldbank. org/eca/ pubs/rer35_RUS.pdf.
16. Annual report for 2015 «On the results and prospects for socio-economic development of the member States of the Eurasian economic Union and the measures taken by member States in the area of macroeconomic policy».
17. Galati G., Moessnev R. Macro-prudential Policy - A Literature Reviev // BIS Working Papers. - 2011. - № 337. -P. 14-25.
18. Andryushin S., Kuznetsova V. Macroprudential policy. Instruments of Central banks // Questions of economy. -2012. - №. 8. - P. 32-47.
19. Kovalev M., Kovaleva A., Pasco S. New goal of Central banks is financial stability, a new function - macro-prudential regulation // Bulletin of the Association of Belarusian banks. - 2014. -№. 5-6 (720-721). - P. 14-34.
20. Glazyev S.Y. On inflation targeting // Questions of economy. - 2015. -№. 9. - P. 1-12.