Научная статья на тему 'Наполнение новостных выпусков на радиостанции «Маяк»: проблемы и удачные решения'

Наполнение новостных выпусков на радиостанции «Маяк»: проблемы и удачные решения Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
34
3
Поделиться

Текст научной работы на тему «Наполнение новостных выпусков на радиостанции «Маяк»: проблемы и удачные решения»

© 2007 г. А.В. Карелова

НАПОЛНЕНИЕ НОВОСТНЫХ ВЫПУСКОВ НА РАДИОСТАНЦИИ «МАЯК»:

ПРОБЛЕМЫ И УДАЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Первая отечественная круглосуточная информационно-музыкальная радиостанция «Маяк» всегда поддерживала самые высокие стандарты новостного вещания - его оперативность, достоверность и полноту. Однако с появлением коммерческих радиостанций понимание задач новостной службы как таковой резко изменилось. Объективность уступила место развлекательности, основными критериями в подборе новостей стали взгляды руководства станцией и ее формат. Отразилась ли эта философия на работе первой отечественной круглосуточной информационно-музыкальной радиостанции? Для ответа на этот вопрос на материале 30 новостных выпусков одного вещательного дня, 18 апреля, отобранного методом случайных чисел, мы постарались изучить тематику, проблематику, локальность, характер и жанр материалов, их оперативность, определить героя и особенности отношения журналиста к сообщаемому. Полученные результаты были также сопоставлены с итогами исследования, проведенного 35 лет назад [1].

Нами проверялись следующие гипотезы:

1. В выпусках преобладает абсолютно-оперативная и оперативная информация.

2. В выпусках соразмерно представлена информация обо всех сферах жизни общества.

3. Наиболее распространенный жанр - информация.

Контент-анализ новостных материалов дал следующие результаты:

1. Оперативность. Абсолютно-оперативная и оперативная информация представлены в проанализированных выпусках в равных долях (по 13 %), что соответственно в 26 и 16 раз больше, чем в 1966 г. Причины - совершенствование технической стороны деятельности журналистов, наработке особых механизмов работы на «Маяке». Техническое оснащение ре-

дакции является одной из причин лидерства жанра развернутой информации в прочтении корреспондента («войсера») - 13 % от общего числа новостных материалов. Лидером в категории стали сообщения о событиях, «которые произошли или произойдут сегодня», - 34 % (рис. 1). Нами отмечены два временных пика, когда удельный вес названной группы возрастает - 11.00 (6 сообщ.) и 18.00 (14 сообщ.): в первом случае события, как правило, анонсируются, в вечернем выпуске «Панорама дня» информация носит резюмирующий характер.

Анализ сообщений, из которых «не ясно, когда произошло событие» (18 %) показало, что в действительности 3/4 из них оперативны, но слово «сегодня» исключалось из текста (рис. 1). Причин появления неоперативных новостей (11 %) две: неудачный подбор информационного повода (напр., о проекте закона, разработанном в МВД), а также развлекательный характер самих новостей (которые в этом случае попадают в финальную часть выпуска).

2. Локальность. Окружающая действительность по своей географии представлена в новостных материалах пропорциональными долями: 55 % составили сообщения о внутренней жизни страны, в 45 % - международная информация. Это, во-первых, подтверждает статус «Маяка» как федеральной радиостанции, а во-вторых, говорит о высоком уровне группы журналистов-международников. Картина дня получается целостной.

3. Тематическое соотношение сообщений, герои новостей. Наиболее популярными темами (рис. 2) являются политика (16 %) и экономика (15 %) - подобные акценты характерны для современного информационного вещания в целом.

Рис. 1. Уровни оперативности, %

Как показал анализ, недостаточно освещаются вопросы сельского хозяйства (1 %), промышленности (2 %), общественных движений (1 %), в новостях не упоминались пенсионеры, инвалиды, ветераны; лишь 1 % героев составили работники сельского хозяйства и военные, люди, связанные с образованием и наукой, фигурируют в 2 % сообщений. Это кажется тем более

неуместным, если сопоставить данные о героях эфира и слушателях радиопрограммы: почти половина ее аудитории (47 %) - люди старше 60 лет, 39 % слушателей - пенсионеры [2]. Скорее всего, тему маленького человека здесь отдают местному вещанию (рис. 3).

Однако увлечение политикой привело к тому, что госслужащие всех уровней упоминаются в два раза

чаще представителей негосударственных организаций - 37 против 15 % соответственно. Нам видится, что причина диспропорции - в принадлежности радиокомпании к госсектору. Отметим, что информаци-

онная политика, проводимая медиа в этом ключе, не способствует развитию в России демократии и гражданского общества, общественных институтов в целом.

Сельское Промышленность; 2 хозяйство; 1 I Спорт;

Экономика; 15

Война; 11

Религия; 0 Общество; 1

—-Досуг; 1

Социальные; 6

ЧС; 14

Политика; 16

Культура;8

Криминал; -12 - Наука; 5 ^Медицина; 7

Рис. 2. Тематика сообщений, %

Статус неизвестен; 1

Дети; 2

Криминалитет; 19 Домохозяйки; 3

Коммерсанты; 4

Военные; 1

Учащиеся; 2

Деятели культуры; 10

Госслужащие; 37

Представители общественных организаций; 15

Сельское хозяйство; 1

Наука; 2

Рис. 3. Герои

Тем интереснее, что 19 % героев информации каким-либо образом связаны с криминалитетом. Большое число материалов, очевидно, объясняется повесткой дня - в выпусках звучала информация о проекте закона по надзору за бывшими заключенными, Цифры, однако, свидетельствуют о негативной тенденции к криминализации новостей, что характерно для всего отечественного радиовещания.

Внешними факторами мы склонны объяснять и обилие материалов на темы чрезвычайных ситуаций (14 %) и войны (11 %), высокий процент героев из криминальной среды (19 %) - накануне произошел крупный теракт в Тель-Авиве, в эфире звучали сообщения о неполадках с самолетом Д. Медведева, о наводнении на Дунае, говорилось о переводе М. Ходор -ковского в штрафной изолятор.

4. Соотношение жанров в информационных сообщениях. В палитре проанализированных выпусков основное место принадлежит устной информации (72 %) как жанру со своим лаконизмом и повышенной оперативностью, наиболее полно отвечающему темпо-ритму «Маяка». Она обрамляет материалы других жанров, выступает в качестве подводки, сообщает дополнительные

сообщений

сведения. Вторым по частоте использования стал жанр развернутой информации в прочтении журналиста (вой-сер) (13 %). Это основная форма работы в эфире специальных корреспондентов с мест событий. Жанр динамичнее устной информации, отличается эффектом непосредственности, делает эфир полифоничным.

Группа репортажей в новостях «Маяка» немногочисленна (6 %), но в то же время отличается качеством исполнения. Проблемы освещаются в «пленках» подробно, журналист использует комментарии нескольких экспертов, а высокий технический уровень исполнения облегчает прослушивание.

5. Оценка событий журналистами. Как показало исследование, не высказывать свое мнение по поводу освещаемого события - правило журналистов радиостанции. Оценка отсутствует в 94 % сообщений - показатель профессионализма редакции. Исключение составляют случаи, когда информационный повод позволяет им показать, что они гордятся своей радиостанцией. Пример - объявление претендентов национальной премии «Радиомания-2006», где «Маяк» стал лидером по числу номинаций. В этом случае журналисты не пожалели ни положительных эмоций, ни

эфирного времени - 4 минуты 30 секунд за один вещательный день, причем 4 из них представляли собой прямые включения.

Подводя итоги, можно сказать, что в ходе исследования были полностью подтверждены гипотезы о преобладании оперативной и абсолютно-оперативной информации, о ведущей роли жанра устной информации. Частично подтвердилось предположение о со-размеренности в подаче различных тем на «Маяке». Можно с уверенностью утверждать, что в наполнении информационных выпусков, с одной стороны, отразились как тенденции, характерные для государственного радиовещания в целом - стремление к подаче информации в «проправительственном» свете, большой удельный вес сообщений на криминальные темы, о вооруженных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, недостаточное внимание к «маленькому человеку»,

Ростовский государственный университет

так и качества, ставшие фирменными для «Маяка» -пропорциональность в освещении жизни в России и за рубежом, широкий тематический спектр, объективность в подаче фактов, что выгодно отличает «Маяк» от коммерческих информационно-музыкальных станций. Сравнительный анализ показал, что за последние 35 лет оперативность материалов здесь резко возросла, что связано, прежде всего, с техническим прогрессом в области радиовещания.

Данный анализ представляет собой лишь первую попытку исследования контента новостных программ «Маяка» и предполагает дальнейшее развитие темы.

Литература

1. Ярошенко В. Изучение радиоаудитории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Журналистика. 1996. № 1. С. 27-39.

2. http://www.brandmedia.ru/serv_idP_52_idPl_1972_idP2_19 80.html

4 декабря 2006 г.