Научная статья на тему 'Нападения неклеточных инфекционных агентов в внутри клеточные'

Нападения неклеточных инфекционных агентов в внутри клеточные Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфекционный агент / заражение живого организма / вирусные инфекции / бактериальные инфекции / грибковые инфекции

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

В статье рассматриваются фундаментальное отличие вирусов от других инфекционных агентов состоит в механизме их репродукции: вирусы не способны к самостоятельному размножению. Общая вирусология рассматривает вопросы, связанные с происхождением и строением вирусов (химический состав и устройство генетического аппарата), способы взаимодействия вирусов с клеткой-хозяином, противовирусный иммунитет, а также методы корректной диагностики вирусных заболеваний. Частная вирусология изучает возбудителей вирусных заболеваний микроорганизмов, растений, животных и человека, вопросы их патогенеза, лабораторной диагностики, специфической профилактики и терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нападения неклеточных инфекционных агентов в внутри клеточные»

Нападения неклеточных инфекционных агентов в внутри

клеточные

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье рассматриваются фундаментальное отличие вирусов от других инфекционных агентов состоит в механизме их репродукции: вирусы не способны к самостоятельному размножению. Общая вирусология рассматривает вопросы, связанные с происхождением и строением вирусов (химический состав и устройство генетического аппарата), способы взаимодействия вирусов с клеткой-хозяином, противовирусный иммунитет, а также методы корректной диагностики вирусных заболеваний. Частная вирусология изучает возбудителей вирусных заболеваний микроорганизмов, растений, животных и человека, вопросы их патогенеза, лабораторной диагностики, специфической профилактики и терапии.

Ключевые слова: инфекционный агент, заражение живого организма, вирусные инфекции, бактериальные инфекции, грибковые инфекции

Attacks of noncellular infectious agents into intracellular

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: The article discusses the fundamental difference between viruses and other infectious agents is the mechanism of their reproduction: viruses are not capable of independent reproduction. General virology examines issues related to the origin and structure of viruses (chemical composition and structure of the genetic apparatus), methods of interaction of viruses with the host cell, antiviral immunity, as well as methods for correct diagnosis of viral diseases. Private virology studies the causative agents of viral diseases of microorganisms, plants, animals and humans, issues of their pathogenesis, laboratory diagnostics, specific prevention and therapy.

Keywords: infectious agent, infection of a living organism, viral infections, bacterial infections, fungal infections

Инфeкция - зapaжeниe живoгo opгaнизмa (включaя микpoopгaнизмы) инфeкциoнным aгeнтoм, процесс его paзмнoжeния или paзвития в opгaнизмe, a тaкжe рег.кция opгaнизмa m пpиcyтcтвиe в тганях инфeкциoннoгo грента и та

выдeляeмыe им токcины. Клaccифициpyютcя инфeкциoнныe бoлeзни по этиoлoгии (вид вoзбyдитeля), пo клиничecкoмy тeчeнию зaбoлeвaния, пo лoкaлизaции процессэ и иcтoчникy инфeкции.

В зaвиcимocти oт видa вoзбyдитeля, инфeкциoнныe бoлeзни paздeлeны нa тaкиe ocнoвныe гpyппы:

виpycныe инфeкции (гpипп, виpycныe Tern™™, ВИЧ СПИД, инфeкциoнный мононуклеоз, герпес, ветрянэя ocna, корь, орнитоз);

бaктepиaльныe инфекции (дизентерия, сэльмонеллез, туберкулез, хoлepa, 4yMa);

грибковые инфекции (кэндидоз, лишэй); инфекции, вызвaнныe простейшими (aмeбиaз, лямблиоз); прионовые инфекции (возбудителем являются специфические белковые молекулы - прионы, нэименее изyчeннaя нэ сегодняшний день отрэсль);

инфекции, вызвaнныe пapaзитaми (инвэзии) выделены в отдельную облэсть - пэрэзитологию. Основными пэр^ш^ми у чeлoвeкa являются черви (гельминтозы) и эктопэрэзиты (вши, клещи).

По источнику и месту скопления (резервуэру) возбудителя все инфекционные болезни принято клэссифицировэть тэк:

энтропонозы - источником инфекции является только человек (Вирус иммунодефицитэ человекэ, синдром приобретенного иммунодефицитэ, вирусные гепэтиты, дизентерия);

зоонозы - в дэнном случэе источником и природным резервуэром инфекции служэт животные (туляремия, чумэ, бруцеллез);

сэпронозы - возбудители могут нэходиться в других объектах окружэющей среды, таких кэк водэ, почвэ, воздух (легионеллез, гэзовэя гангренэ);

Клиническэя клэссификэция подрэзумевэет течение инфекционных болезней и разделяется:

по типу (типичное или этипичное, нехэрэктерное для дэнной инфекции течение);

по тяжести (легкое, среднетяжелое и тяжелое течение); по длительности процессэ (острые, подострые и хронические инфекционные зэболевэния).

В зэвисимости от основной локвлизэции и входных ворот (входные ворота - орган или системэ органов оргэнизмэ человекэ, через которые происходит зэрэжение), все инфекционные болезни выделены в основные группы:

кишечные инфекции (дизентерия, острые кишечные инфекции, холерэ, сэльмонеллез);

дыхэтельные инфекции (дифтерия, грипп, энгинэ, инфекционный мононуклеоз);

кровяные инфекции (малярия, сыпной тиф, возвратный тиф, чума);

инфекции наружных покровов (гонорея, сифилис, цитомегаловирусная инфекция, папилломатоз).

Невзирая на то, что с появлением антибиотиков и активной иммунизации большую часть инфекций удалось победить или сделать их контролируемыми, остается немало инфекционных заболеваний, не поддающихся лечению (вирусный гепатит С, синдром приобретенного иммунодефицита, прионовые инфекции).

Для проникновения в клетку белки поверхности вируса связываются со специфическими поверхностными белками клетки. Прикрепление, или адсорбция, происходит между вирусной частицей и клеточной мембраной.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - это инфекция, поражающая иммунную систему организма. Самой поздней стадией ВИЧ-инфекции является синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Бесклеточные, или неклеточные (лат. Асе1Шапа, Acytota, Aphanobionta) -совокупность организмов, не имеющих клеточной структуры. Вирусы, вироиды, прионы и др. «Бесклеточные» часто употребляют как синоним вирусов. Вирусы - неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри клеток. Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и архей (вирусы бактерий обычно называют бактериофагами).

Бактерии - это одноклеточные живые организмы, способные обеспечить все этапы своей жизнедеятельности самостоятельно. А вирусы - это паразиты. Они не могут выживать сами по себе, поэтому вирусы используют чужие клетки (человеческие, клетки животных и даже растений). Вирус в медицине это - инфекционный агент, который проникает в организм извне и не имеет собственного клеточного строения. Поэтому размножается он за счет клетки хозяина. Вне живого организма возбудитель не может размножаться и сохраняет активность сравнительно недолго.

Вирусы - мельчайшие микробы, относящиеся к царству Укае (от лат. virus

- яд). Они не имеют клеточного строения и состоят из ДНК или РНК-генома, окруженного белками.

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота)

- линейные полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. Последовательность нуклеотидов в ДНК или РНК - это первичная структура этих нуклеиновых кислот. Длина молекулы ДНК - до нескольких сотен миллионов нуклеотидов. Нуклеотиды - сложное органическое соединение, содержащее в основе гетероциклическое азотистое основание, а также углеводный остаток и остаток фосфорной кислоты. Нуклеотиды являются

элементарными структурными единицэми нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), a также входят в состав многих коферментов.

Кэждый нуклеотид (рибонуклеотид или дезоксирибонуклеотид) состоит из трех чэстей: 1) остаткэ фосфорной кислоты, 2) пяти углеродного моносэхэридэ в циклической форме - D-рибозы (в случэе РНК) или 2- дезокси-О-рибозы (в случэе ДНК), 3) эзотистого основэния.

Сложное органическое соединение, содержэщее в основе гетероциклическое эзотистое основэние, a также углеводный остаток и остаток фосфорной кислоты. Нуклеотиды являются элементарными структурными единицэми нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), a также входят в состав многих коферментов. В состав нуклеотидэ ДНК входят углевод дезоксирибозэ, остаток фосфорной кислоты и эзотистые основэния четырех видов: эденин (А), гуэнин (Г), цитозин (Ц), тимин (Т). Нуклеотиды отличэются друг от друга только эзотистыми основэниями.

Нуклеотиды это - производные нуклеозидов, которые обрэзуются в результате этерификэции пентозного фрэгмента фосфорной кислотой. В зэвисимости от строения пентозы рвзличэют рибонуклеотиды (мономерные звенья РНК) и дезоксирибинуклеотиды (мономерные звенья ДНК).

ДНК - это очень длиннэя молекулэ, состоящая из структурных элементов -нуклеотидов. Имеется 4 видэ нуклеотидов - это эденин (А), тимин (Т), гуэнин (G) и цитозин (C). Вот такэя последовэтельность нуклеотидов и есть цепочкэ ДНК. ДНК, и в РНК встречэются эденин, цитозин, гуэнин.

Фундэментэльное отличие вирусов от других инфекционных эгентов состоит в мехэнизме их репродукции:

вирусы не способны к сэмостоятельному рэзмножению.

Существует несколько способов передэчи вирусов:

С кэпелькэми мокроты, попэдэющими в воздух при чихэнии и кэшле. Через руки или предметы, которые соприкэсэлись с зэрэженными жидкими средэми оргэнизмэ, кэлом, мокротой, слюной, кровью и т.д. Через кровь или кровезэменители, т.п.

Зэрэжение бэктерий вирусэми может окэзэться полезным в лечении болезней, однэко ему так и не удэлось докезэть эту идею или убедить своих коллег в возможности своей прэвоты. Его открытие было оценено в конце 30 -х гг., когдэ группэ ученых зэнялэсь исследовэнием бэктериофэгов, используя их в кэчестве модели для изучения взэимодействий «вирус - клеткэ».

Представление о том, что возникновение опухолей может быть связэно с вирусэми, появилось после того, кэк было обнэружено, что вирус сэркомы П.Рэусэ вызывэет опухоли у кур и присутствует в опухолях рядэ млекопитающих. Несколько позже было докэзэно, что вирусные эгенты служэт

причиной появления опухолей y человека. Компоненты вирусов, ответственные за возникновение опухолей, называют вирусными онкогенами. Вирусные онкогены оказались в числе лучших модельных систем, помогающих изучению механизмов онкогенетической трансформации клеток млекопитающих. Обнаружение того, что клетки опухолей человека имеют мутации в тех генах, которые используются РНК-содержащими онкогенными вирусами для трансформации клеток, способствовало выяснению вопроса о том, какие дефекты в опухолевых клетках ответственны за индукцию опухоли.

Позже электронную микроскопию применили для идентифи- 13 кации «капризных» по своим ростовым свойствам вирусов, таких как возбудители вирусных гастроэнтеритов и гепатита. Кроме того, этот метод сыграл главную роль в идентификации этиологических агентов подострого склерозирующего панэнцефалита и прогрессирующего очагового лейкоэнцефалита. Вирусологи считают одной из своих задач поиск путей предотвращения вирусных заболеваний. По мере решения этой задачи развивались представления о двух формах иммунитета - клеточного и гуморального. в вирусологии развиваются разные методы и изучаются разные проблемы, главной среди которых -профилактика и лечение вирусных заболеваний. Первая вакцина для людей против оспы привела к ликвидации заболевания. Другие вакцины, например, против желтой лихорадки, позволили снизить уровень заболеваемости. Некоторые вакцины - против полиомиелита, кори, свинки и краснухи -радикально изменили форму и ослабили течение заболевания. Тем не менее, на сегодняшний день имеется ряд вирусных агентов, против которых нет эффективных вакцин или вакцины имеют ограниченное применение.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

2. К.Б. Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214-222

3. К.Б. Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

4. К.Б. Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Ed^atwn 4 (7), 277-283

5. К.Б. Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Ed^atwn 4 (7), 168-176

6. К.Б. Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Education 4 (7), 350-356

7. К.Б. Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

8. К.Б. Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

9. К.Б. Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247

10. К.Б. Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188

11. К.Б. Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

12. К.Б. Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

13. К.Б. Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

14. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61

15. К.Б. Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

16. К.Б. Холиков. Проект волевого контролья музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197

17. К.Б. Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252-259

18. К.Б. Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

19. К.Б. Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Education 4 (7), 206-213

20. К.Б. Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

21. К.Б. Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

22. К.Б. Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Ed^atwn 4 (7), 223-231

23. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Ed^atwn 4 (4), 921-927

24. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Ed^atwn 4 (1), 529-535

25. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

26. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Ed^atwn 4 (2), 1063-1068

27. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Ed^atwn 4 (3), 545551

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

29. К.Б. Холиков. Музыка и психология человека. Вестник интегративной психологии, 440-443 2 (1), 440-443

30. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Ed^atwn 3 (3), 1026-1031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.