Научная статья на тему 'Дифференцировки клетки, стимуляция пролиферации и гемопоэтические стволовые клетки претимоциты, тимоциты'

Дифференцировки клетки, стимуляция пролиферации и гемопоэтические стволовые клетки претимоциты, тимоциты Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пролиферация / стимулятор / гормоны / претимоциты / тимоциты / стволовые клетки / внедрение антигена / медицины / клетки

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

В статье раскрывается антиген зависимая дифференцировка (прайминг) собственно адаптивный иммунный ответ лимфоцита на внедрение антигена. Лимфоциты каждого клона отвечают только на конкретный антиген. В ходе иммунных ответов лимфоциты проходят путь от наивной клетки до эффекторной клетки и клетки памяти. О гормоны, что, биологически активные вещества, которые регулируют все процессы в организме. Они отвечают за эмоции и качество сна, обмен веществ и аппетит, а также рост, развитие, способность вынашивать и рожать детей и многие другие функции. Эффект стимулирования пролиферации используется в биоинженерии при создании модифицированных каркасов тканеинженерных конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференцировки клетки, стимуляция пролиферации и гемопоэтические стволовые клетки претимоциты, тимоциты»

Дифференцировки клетки, стимуляция пролиферации и гемопоэтические стволовые клетки - претимоциты,

тимоциты

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье раскрывается антиген зависимая дифференцировка (прайминг) - собственно адаптивный иммунный ответ лимфоцита на внедрение антигена. Лимфоциты каждого клона отвечают только на конкретный антиген. В ходе иммунных ответов лимфоциты проходят путь от наивной клетки до эффекторной клетки и клетки памяти. О гормоны, что, биологически активные вещества, которые регулируют все процессы в организме. Они отвечают за эмоции и качество сна, обмен веществ и аппетит, а также рост, развитие, способность вынашивать и рожать детей и многие другие функции. Эффект стимулирования пролиферации используется в биоинженерии при создании модифицированных каркасов тканеинженерных конструкций.

Ключевые слова: пролиферация, стимулятор, гормоны, претимоциты, тимоциты, стволовые клетки, внедрение антигена, медицины, клетки

Cell differentiation, stimulation of proliferation and hematopoietic stem cells - prethymocytes, thymocytes

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: The article reveals antigen-dependent differentiation (priming) - the actual adaptive immune response of a lymphocyte to the introduction of an antigen. Lymphocytes of each clone respond only to a specific antigen. During immune responses, lymphocytes progress from a naïve cell to an effector cell to a memory cell. Hormones are biologically active substances that regulate all processes in the body. They are responsible for emotions and sleep quality, metabolism and appetite, as well as growth, development, the ability to bear and give birth to children and many other functions. The effect of stimulating proliferation is used in bioengineering to create modified scaffolds for tissue-engineered structures.

Keywords: proliferation, stimulator, hormones, prethymocytes, thymocytes, stem cells, antigen introduction, medicine, cells

Интенсивность пролиферации регулируется стимуляторами и ингибиторами, которые могут вырабатываться и вдали от реагирующих клеток (например, гормонами), и внутри них. Эффект стимулирования пролиферации используется в биоинженерии при создании модифицированных каркасов тканеинженерных конструкций.

Гормоны - биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции, поступающие в кровь, связывающиеся с рецепторами клеток-мишеней и оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции. Гормоны это - проще говоря, биологически активные вещества, которые регулируют все процессы в организме. Они отвечают за эмоции и качество сна, обмен веществ и аппетит, а также рост, развитие, способность вынашивать и рожать детей и многие другие функции.

Фаза регенерации или пролиферации в среднем продолжается 2-4 недели. Процессы регенерации начинаются уже с 1 суток после ранения, и их продолжительность зависит от величины раневого дефекта и морфологии поврежденных тканей. Пролиферация это - ускоренное деление клеток шейки матки, которое, как правило, указывает на воспалительный процесс.

Фаза пролиферации - длится до момента овуляции. Происходит увеличение желез эндометрия, они слегка извиваются, просвет их увеличивается. Максимально выраженная пролиферация - в момент полного созревания фолликула и его овуляция. Фолликул - структурный элемент женских половых желез, который состоит из ооцита, круженного слоем соединительной и эпителиальной ткани. В нем находится только одна яйцеклетка 1-го порядка, внутри которой располагается небольшое ядро -«зародышевый пузырь».

Фолликул это - структурная единица яичника. Он состоит из яйцеклетки в зачаточном состоянии, окружённой слоем эпителиальных клеток и двумя слоями соединительной ткани. Фолликулогенез - непрерывный процесс, который заканчивается лишь после наступления менопаузы. Вначале все фолликулы находятся в зачаточном состоянии.

Естественная менопауза считается наступившей после отсутствия менструаций в течение 12 последовательных месяцев без каких-либо других очевидных физиологических или патологических причин и при отсутствии клинического вмешательства. У некоторых женщин менопауза наступает раньше (до 40 лет).

На 10-12 день менструального цикла (стандартного менструального цикла продолжительностью 28-30 дней) в яичнике появляется доминантный фолликул это - самый крупный Фолликул, в котором будет созревать яйцеклетка.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 70 [М^^^И

Фoлликyл pacтeт пpимepнo 2 мм в cyra^ oвyляция мoжeт нacтyпить пpи paзмepe фoлликyлa 17-25 мм.

Диффepeнциpoвкa кгеток - пpoцecc peaлизaции гeнeтичecки oбycлoвлeннoй пpoгpaммы фopмиpoвaния cпeциaлизиpoвaннoгo фeнoтипa кгеток, oтpaжaющeгo иx cпocoбнocть к тeм или иным пpoфильным функциям. Диффepeнциpoвкa мeняeт функцию клeтки, eё paзмep, фopмy и мeтaбoличecкyю aктивнocть.

Диффepeнциaция (oт лaт. differentia - «paзличиe») - paздeлeниe, paзвeдeниe пpoцeccoв или явлeний нa cocтaвляющиe чacти. Диффepeнциpoвкa клeтoк - в биoлoгии ^o^cc cпeциaлизaции пepвoнaчaльнo oднopoдныx клeтoк. Диффepeнциaция дoxoдoв нaceлeния - в э^доми^ paзличия и нeoднopoднocть в ypoвнe дoxoдoв.

Пpи дeлeнии cтвoлoвoй кгетки oбpaзyeтcя двe дoчepниx клeтки, oднa из кoтоpыx cтaнoвитcя cнoвa cтвoлoвoй (зa cчeт чeгo нe yмeньшaeтcя oбщee чиcлo cтвoлoвыx клeтoк), a втopaя вcтyпaeт нa путь диффepeнциpoвки и в кoнцe кoнцoв пpeвpaщaeтcя в тepминaльнo диффepeнциpoвaннyю клeткy того или ишго типa. Сaмaя пepвaя диффepeнциpoвкa в пpoцecce paзвития эмбpиoнa пpoиcxoдит нa этaпe фopмиpoвaния блacтоциcты, кoгдa однородные клeтки морулы paздeляютcя нa двa клeтoчныx типa: внyтpeнний эмбpиoблacт и внeшний тpoфoблacт. Тpoфoблacт yчacтвyeт в имплaнтaции эмбpиoнa и дaёт нaчaлo эктoдepмe xopиoнa (oднa из ткaнeй плaцeнты).

В пaтoлoгии тepмин «диффepeнциpoвaнный» oтнocитcя к cтeпeни cпeциaлизaции и зpeлocти клeтoк внyтpи ткaни или opгaнa. Диффepeнциpoвкa это - процесс, пocpeдcтвoм кoтopoгo клетки пpиoбpeтaют oпpeдeлeнныe cтpyктypы и функции, которые пoзвoляют им выпoлнять oпpeдeлeнныe poли в opгaнизмe. Пpимepaми диффepeнциpoвaнныx клеток y позвоночных животных и человек являются рэзличные типы мышечных, нервных, соединительнотганных, эпителиальных клеток. Дифференцировга постоянно обновляющихся клеток (клеток крови, эпителиальных) пpoтeкaeт y этих организмов и во взрослом состоянии.

Незрелые Т-лимфоциты образуются в костном мозге, зaтeм мигрируют в корковый слой тимусэ, где стэновятся тэк н^вы^емыми «кортикальными тимоцитэми» и проходят coзpeвaниe в стерильном, свободном от aнтигeнныx воздействий, микроокружении в течение приблизительно одной недели. Под действием тимозинэ стимулируется лимфопоэз и пpoлифepaция лимфоцитов в тимус - зэвисимых зонэх периферических органов иммунной системы, пoвышaeтcя гeнepaция киллеров. Стимулирует пoдaвлeннyю цитостэтикэми и кopтикocтepoидaми функцию Т-лимфоцитов.

Т - nнм$oцнтвI pa3BHBaroTca b THMyce nog BnuaHueM ero ryMopantHtix MeguaTopoB (thmo3hh, тнмoпoэтнн, thmophh h gp.). B gantHefimeM THMyc3aBHCHMMe nнм$oцнтвI paccenaroTca b nepu^epuHecKHx nuM^ougHtix opraHax h TpaHc^opMHpyroTca.

Thmo3hhbi npegcraBnaroT coöofi Heöontmue öenKH, npHcyTCTByrornue bo MHOrHX TKaH^X ^HBoTHBix. OHH HaSBaHBI THM03HHaMH, nOTOMy HTO nepBOHanantHO ötinu BtigeneHti H3 THMyca, ho Tenept H3BecTHO, hto öontmHHcTBo H3 hhx npucyTCTByeT bo MHorux gpyrux TKaHax.

Тнмoпoэтнн этo - reH HenoBeKa h ero öenKoBtifi npogyKT, ropMoH, KoToptifi cuHTe3upyeTca b KneTKax THMyca h npuHHMaeT ynacTue b KoHTpone gн$$epeнцнpoвкн T-nнм$oцнтoв KnacTepa gн$$epeнцнpoвкн CD90.

Тнмoцнт этo - HMMyHHa^ KneTKa, npHcyTCTByrom,afl b THMyce, npe^ge HeM oHa TpaHC^opMupyeTca b T-KneTKy. T-KneTKH - KneTKH, ochobhoh ^yH^uefi kotopmx aBnaeTca pacno3HaBaHue amureHoB, ^opMupoBaHue h peryn^ua э$$eктopнoгo HMMyHHoro oTBeTa h HMMyHonorHHecKofi naM^TH.

B-nнм$oцнтвI oKoHHaTentHo co3peBaroT b kocthom Mo3re h rnaBHofi hx ^yH^uefi aBnaeTca oöpasoBaHue aHTHTen. AHTHTena - cпeцн$ннecкнe öenKH, KoToptie CHHTe3upyroTca B-nнм$oцнтaмн b oTBeT Ha naToreH. T-nнм$oцнтвI этo KneTKH HMMyHHofi cucTeMti, aTaKyrornue naToreH h pa3pymarorn,He ero b TKaHax HenoBeKa. B-nнм$oцнтвI co3peBaroT go nonHo^HHtix KneToK HMMyHHofi cucTeMti b tom ^e opraHe, b kotopom noaBnaroTca Bce nнм$oцнтвI, to ecTt b kocthom Mo3re.

A T-nнм^oцнтм oKoHHaTentHo cospeBaroT b BunoHKoBofi ^ene3e.

Monogtie npegmecTBeHHHKH T-nнм$oцнтoв nonagaroT b KopKoBtifi cnofi THMyca H3 KocTHoro Mo3ra reMaToreHHtiM nyTeM. 3gect ohh nonyHaroT HasBaHue «тнмoцнтвI». KneTKH nocTeneHHo npoxogaT npo^ccti пponн$epaцнн h co3peBaHHa. T-nнм$oцнтвI, unu T-KneTKH (ot naT. thymus «THMyc») - nнм$oцнтвI, pa3BHBarom,Heca y MneKonHTarornux b THMyce H3 npegmecTBeHHHKoB -пpeтнмoцнтoв, nocTynarornux b Hero H3 KpacHoro KocTHoro Mo3ra. B THMyce T -nнм$oцнтвI gн$$epeнцнpyroтcfl, npuoöpeTaa T-KneTOHHtie pe^nTopti. T-KneTKH urparoT ocHoBHyro pont b oöecneneHHH KneToHHoro HMMyHHTeTa. Hx ^yH^uefi ^BnaeTca yHHHTo^eHue BHpyca h ^opMupoBaHue KneToHHofi naMara. naM^Tt T-KneToK bo BpeMA noBTopHoro Bo3geficTBHa Mo^eT ocTaHoBHTt pasBHTue T^^enoro 3aöoneBaHua.

T-nнм^oцнтм, unu T-KneTKH, BKnroHaroT b ceöa цнтoтoкcннecкнe T-nнм^oцнтм, T-xennepti, T-perynaTopti. Цнтoтoкcннecкнe T-nнм^oцнтм BMnonH^roT KHnnepHMe ^yH^HH, T-xennepti aKTHBupyroT h HanpaBnaroT HMMyHHMfi oTBeT, a T-perynaropti topmo3at H3numHHfi HMMyHHtifi oTBeT.

Лимфоциты (от лимфа и греч. кито<; - «вместилище», здесь - «клетка») -клетки иммунной системы, представляющие собой разновидность лейкоцитов группы агранулоцитов. Лимфоциты - главные клетки иммунной системы.

Они обеспечивают гуморальный иммунитет (выработки антител), клеточный иммунитет (контактное взаимодействие с клетками-жертвами), а также регулируют деятельность клеток других типов. В организме взрослого человека 25-40% всех лейкоцитов крови составляют лимфоциты (500-1500 клеток в 1 мкл), у детей доля этих клеток равна 50%.

По морфологическим признакам выделяют два типа лимфоцитов: большие гранулярные лимфоциты (чаще всего ими являются NK-клетки или, значительно реже, это активно делящиеся клетки лимфоидного ряда -лимфобласты и иммунобласты) и малые лимфоциты (T- и B-клетки).

По функциональным признакам различают три типа лимфоцитов: B-клетки, T-клетки, NK-клетки.

B-лимфоциты, или B-клетки, распознают чужеродные структуры (антигены), вырабатывая при этом специфические антитела (белковые молекулы, направленные против конкретных чужеродных структур).

Т-лимфоциты, или Т-клетки, включают в себя цитотоксические Т-лимфоциты, Т-хелперы, Т-регуляторы.

Цитотоксические Т-лимфоциты выполняют киллерные функции, Т-хелперы активируют и направляют иммунный ответ, а Т-регуляторы тормозят излишний иммунный ответ.

NK-лимфоциты способны уничтожать клетки, признаваемые организмом генетически-чужеродными или потерявшие отличительные признаки «своего» (без учёта антигенной специфичности).

Т-киллеры, цитотоксические T-лимфоциты, CTL (англ. кШег «убийца») -вид Т-лимфоцитов, осуществляющий лизис повреждённых клеток собственного организма. Мишени Т-киллеров - это клетки, поражённые внутриклеточными паразитами (к которым относятся вирусы и некоторые виды бактерий), опухолевые клетки. Т-киллеры являются основным компонентом антивирусного иммунитета.

Многие возбудители заболеваний находятся внутри поражённых клеток вне досягаемости для гуморальных факторов иммунитета (таких, как антитела). Чтобы справиться с внутриклеточными паразитами, возникла обособленная система клеточного приобретённого иммунитета, основанная на функционировании T-киллеров. Т-киллеры непосредственно контактируют с повреждёнными клетками и разрушают их. В отличие от NK-клеток, T-киллеры специфически распознают определённый антиген и убивают только клетки с этим антигеном. Существуют десятки миллионов клонов T-киллеров, каждый

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 73 [М^^^И

из которых «настроен» на определённый антиген. (Рецептор T-лимфоцитов структурно отличается от молекулы мембранного иммуноглобулина -рецептора B-лимфоцитов). Клетки клона начинают размножаться при попадании соответствующего антигена во внутреннюю среду организма после активации Т-киллеров Т-хелперами. T-лимфоциты могут узнать чужеродный антиген только в том случае, если он экспрессирован на поверхности клетки. Они узнают антиген на поверхности клетки в комплексе с клеточным маркером: молекулами MHC класса I. В процессе распознавания поверхностного антигена цитотоксический T-лимфоцит вступает в контакт с клеткой-мишенью и в случае обнаружения чужеродного антигена уничтожает её до начала репликации. Кроме того, он продуцирует гамма-интерферон, который ограничивает проникновение вируса в соседние клетки.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

2. К.Б. Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214-222

3. К.Б. Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

4. К.Б. Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Ed^atwn 4 (7), 277-283

5. К.Б. Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Ed^atwn 4 (7), 168-176

6. К.Б. Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Ed^atwn 4 (7), 350-356

7. К.Б. Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

8. К.Б. Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Ed^atwn 4 (7), 396-401

9. К.Б. Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Ed^atwn 4 (7), 240-247

10. К.Б. Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Ed^atrnn 4 (7), 182-188

11. К.Б. Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Ed^at^ 4 (7), 232-239

12. К.Б. Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Ed^atwn 4 (7), 260-268

13. К.Б. Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

14. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61

15. К.Б. Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Ed^atwn 4 (7), 159-167

16. К.Б. Холиков. Проект волевого контролья музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Ed^atwn 4 (7), 189-197

17. К.Б. Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Ed^at^ 4 (7), 252-259

18. К.Б. Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

19. К.Б. Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Ed^atwn 4 (7), 206-213

20. К.Б. Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Ed^at^ 4 (7), 304-311

21. К.Б. Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

22. К.Б. Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Ed^at^ 4 (7), 223-231

23. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Ed^at^ 4 (4), 921-927

24. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Ed^at^ 4 (1), 529-535

25. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

26. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Ed^atwn 4 (2), 1063-1068

27. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Ed^atwn 4 (3), 545551

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

29. К.Б. Холиков. Музыка и психология человека. Вестник интегративной психологии, 440-443 2 (1), 440-443

30. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Ed^atwn 3 (3), 1026-1031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.