Научная статья на тему '«НАМ НАДО БЫЛО ВО ВСЕ КОЛОКОЛА БИТЬ ТРЕВОГУ» Тральные силы Краснознамённого Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны'

«НАМ НАДО БЫЛО ВО ВСЕ КОЛОКОЛА БИТЬ ТРЕВОГУ» Тральные силы Краснознамённого Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
523
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Краснознамённый Балтийский флот / противоминная оборона / тральные силы / тральщики. / Great Patriotic War / Baltic Fleet of the Red Banner / anti-mine defense / mine-sweeping forces / mine-sweepers.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедев Александр Владимирович, Рудой Владимир Викторович

В статье представлены результаты анализа структуры и состава тральных сил Краснознамённого Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

􏰀WE SHOULD HAVE BEEN SOUNDING ALARM WITH ALL OUR MIGHT􏰁 The mine-sweeping forces of the Red Banner Baltic Fleet on the eve of the Great Patriotic War

The paper offers results of analyzing the makeup and composition of mine-sweeping forces in the Baltic Fleet of the Red Banner on the eve of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему ««НАМ НАДО БЫЛО ВО ВСЕ КОЛОКОЛА БИТЬ ТРЕВОГУ» Тральные силы Краснознамённого Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны»

A.В. ЛЕБЕДЕВ, A.V. LEBEDEV,

B.В. РУДОЙ V.V. RUDOY

«НАМ НАДО БЫЛО ВО ВСЕ КОЛОКОЛА БИТЬ ТРЕВОГУ»

Тральные силы Краснознамённого Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны

«WE SHOULD HAVE BEEN SOUNDING ALARM WITH ALL OUR MIGHT»

The mine-sweeping forces of the Red Banner Baltic Fleet on the eve of the Great Patriotic War

Сведения об авторах. Лебедев Александр Владимирович — доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 1 ранга в отставке, кандидат исторических наук, доцент (г. Калининград. E-mail: lebedev.45@mail.ru);

Рудой Владимир Викторович — доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук (г. Калининград. E-mail: k-497@mail.ru).

Аннотация. В статье представлены результаты анализа структуры и состава тральных сил Краснознамённого Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Краснознамённый Балтийский флот; противоминная оборона; тральные силы; тральщики.

Information about authors. Aleksandr Lebedev — Assistant Professor of the Humanities and Socio-economics Department at the Navy MESC «Naval Academy named after Admiral of the Soviet Navy N.G. Kuznetsov», Captain 1st Rank (ret.), Cand. Sc. (Hist.), Assistant Professor (city of Kaliningrad. E-mail: lebedev.45@mail.ru);

Vladimir Rudoy — Assistant Professor of the Humanities and Socio-economics Department at the Navy MESC «Naval Academy named after Admiral of the Soviet Navy N.G. Kuznetsov», Captain 1st Rank (ret.), Cand. Sc. (Mil.) (city of Kaliningrad. E-mail: k-497@mail.ru).

Summary. The paper offers results of analyzing the makeup and composition of mine-sweeping forces in the Baltic Fleet of the Red Banner on the eve of the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War; Baltic Fleet of the Red Banner; anti-mine defense; mine-sweeping forces; mine-sweepers.

ВАЖНОСТЬ задач противоминной обороны (ПМО) в предстоявшей войне, к выполнению которых накануне нападения Германии на СССР готовились тральные силы Краснознамённого Балтийского флота (КБФ), определял характер действий немецко-фашистских захватчиков. Гитлеровское командование, учтя, что во время Первой мировой войны главной опасностью на Балтике была минная, намеревалось применить там все свои минные заградители1 и планировало минные постановки.

О том, как А. Гитлер и его стратеги оценивали значение Краснознамённого Балтийского флота и борьбы против

него, свидетельствует подписанная им 18 декабря 1940 года директива верховного командования вермахта (ОКВ от нем. OKW — Oberkommando der Wehrmacht) № 21 «План "Барбаросса"»2. В ней упомянута единственная из всех группировок советского Военно-морского флота — КБФ. Причём трижды. И ещё дважды — Балтийское море. Поставив цель разгромить Советский Союз кратковременной кампанией, в ходе которой лишить её военно-морских баз (ВМБ) на Балтике действиями вермахта на суше, Гитлер рассчитывал, что «русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, неспособным

продолжать борьбу»3. В двух кратких абзацах директивы № 21 о задачах кригсмарине (нем. Kriegsmarine — военный флот, ВМФ, ВМС) в войне против СССР фюрер и его стратеги указали только Балтику и борьбу против КБФ — прикрытие своего побережья и предотвращение прорыва советских военно-морских сил из Балтийского моря4.

Широкому и эффективному использованию противником минного оружия благоприятствовали особенности Балтийского морского театра военных действий — малые глубины, множество островов, узость фарватеров, а также мины, оставшиеся после Советско-финляндской

войны 1939—1940 гг., знание немцами системы наших морских коммуникаций мирного времени, внезапность применения врагом минного оружия и неготовность КБФ к борьбе с новыми неконтактными5 видами мин.

Задачи Краснознамённого Балтийского флота усложнили изменения военно-стратегической обстановки на Балтике, вызванные развязыванием Германией Второй мировой войны и германской оккупацией Польши, выходом вермахта к границам Советского Союза и угрозой превращения в плацдарм для нападения на СССР Прибалтики, оккупацию и аннексию которой («до границы старой Курляндии»6) по завершении войны с Польшей предусматривали германские планы. Большой объём задач балтийцев был связан с участием в реализации ответных мер Советского Союза на военную угрозу размещением советских войск и военно-морских баз в Латвии, Литве и Эстонии на основании заключённых осенью 1939 года договоров о взаимопомощи между СССР и каждой из этих стран.

5 июля 1940 года народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов приказом № 00168 объявил новую организацию и состав Краснознамённого Балтийского флота, отразившие качественные изменения его состояния в результате крупномасштабного перебазирования соединений в прибалтийские порты7.

После подписания 12 марта 1940 года мирного договора с Финляндией, принятия 21—24 июля парламентами Эстонии, Латвии, Литвы деклараций о провозглашении советской власти, обращений с просьбами о принятии в состав нашей страны и их удовлетворении Верховным Советом СССР 3—5 августа8 протяжённость морской границы СССР увеличилась на 1740 км, операционная зона Краснознамённого Балтийского флота — более чем в 10

раз9. Усложнились его задачи. Требовалось ускоренно освоить западные районы базирования. Были сформированы главная база кБф в Таллине, ВМБ — Ханко, Прибалтийская (в Риге и в её составе Либав-ская ВМБ)10, а также Выборгский и Гогландский секторы береговой обороны Кронштадтской военно-морской базы11, переформированной в ВМБ после перевода оттуда в Таллин главной базы флота12. Новые военно-морские базы оказались неприспособленными для базирования сил КБФ. Следовало в сжатые сроки выполнить огромный объём строительных работ для создания инфраструктур баз флота13.

В связи с нарастанием угрозы войны нарком ВМФ директивой от 26 февраля 1941 года поставил Краснознамённому Балтийскому флоту основные задачи на военное время. В той сложной обстановке был упущен из виду один из важнейших вопросов — подготовка к борьбе с минно-тральными силами противника14.

Требования к борьбе с минной опасностью были изложены главным образом в Боевом уставе Морских сил РККА

(БУМС-37) и Наставлении по боевой деятельности тралящих кораблей (НТЩ-40). В соответствии с ними оборона ВМБ15 с моря, в т.ч. задачи противоминной обороны, возлагалась на соединения охраны водного района (ОВР) или рейдов (ОХР) военно-морских баз16. В состав этих сил входили дивизионы тральщиков17. Их действиями управляли штабы ОВР или ВМБ.

Основным видом борьбы с минной опасностью считали траление. К нему предъявляли требования: быстрота и скрытность, своевременное боевое и материальное обеспечение тральщиков. Для предотвращения подрывов на минах организовывали проводку боевых кораблей поодиночке или группами, кораблей и судов, сведённых в конвои, за тралами в системе противоминного охранения18. Уделялось внимание взаимодействию тральных сил с кораблями обеспечения(силами непосредственного охранения, специальным отрядом поддержки), воздушным прикрытием.

Взгляды на противоминную оборону в основном правильно отражали тенденции развития тральных сил и средств, орга-

(

I

Базовый тральщик Т-206 «Верп», сфотографированный финской разведкой накануне войны

низацию и тактику траления, способы уничтожения мин. Вместе с тем отсутствовали разработки и рекомендации по борьбе с донными19 минами, мало внимания уделяли организации противоминного наблюдения и разведки, противодействию минным постановкам противника, индивидуальной защите кораблей, а также уничтожению антенных20 и якорных неконтактных мин21.

Разброс оценок численности тральщиков в составе КБФ к началу Великой Отечественной войны в литературе и СМИ велик: 1422, 2423, 3024, 3325 и 3426. Как ни парадоксально, все эти числа точны, но неполны и в ряде источников приведены без пояснений, поэтому могут ввести читателей в заблуждение. Восполним этот пробел. Но прежде, чтобы избежать путаницы и упрёков знатоков, заметим: организация соединений минно-тральных сил на КБФ не раз менялась,

и вместе с ней менялись ли-терно-цифровые или цифровые наименования кораблей. Все в них так запутались, что по отношению к призванным кораблям повсеместно стали неофициально употреблять их прежние «гражданские» наименования27 — имена собственные. То же касалось вошедших в состав КБФ бывших латвийских тральщиков: Т-298 — прежде «Виестурс», Т-299 — ранее «Иманта». А тральщику Т-297 и вовсе 25 июля 1941 года вернули прежнее латвийское название «Вирсайтис»28. В современной литературе и СМИ тральщики КБФ, переоборудованные из гражданских судов, и бывшие латвийские тоже зачастую упоминают не с литерно-цифровыми наименованиями, а с предшествовавшими им именами собственными. Чтобы не запутать читателей, эти тральщики в данной статье названы так, как в большинстве современных источников.

Поясним приведённые оценки численности кораблей тральных сил КБФ накануне Великой Отечественной войны. 14 — число тральщиков в составе не всего КБФ, а одной ВМБ — Кронштадтской. 24 — сумма советских тральщиков специальной постройки на Балтике — тихоходных (ТТЩ) и базовых (БТЩ) с учётом ещё одного БТЩ — Т-217, который завершал испытания и вступил в строй после начала войны29. 30 — вместе с бывшими судами, переоборудованными в ТТЩ без четырёх буксиров типа «Ижо-рец», переоборудованных в тральщики. 33 — с четырьмя «Ижорцами», но без Т-217, не вступившего в строй к началу войны. А вместе с ним — 3430. Но и это число почти на треть меньше количества тральщиков КБФ31. В него не вошли малые корабли32 — катера-траль-щики33 (КАТЩ) балтийцев.

Всего к 22 июня 1941 года на Балтике находились 49 советских тральщиков — 15 катерных и 34 более крупных, из них 18 базовых (17 в строю и один завершавший испытания), которые в то время чаще именовали быстроходными. В их числе 4 БТЩ проекта 3 и 13 (14 с учётом Т-217) проекта 53у34. Из шести тихоходных тральщиков специальной постройки 2 вступили в строй в 1926 году, 3 — в период Первой мировой войны и один до неё, в 1912 году,

— ТТЩ «Запал» (он в 1940 г. стал в капремонт и простоял на хранении до конца войны)35. 10 ТТЩ балтийцев были переоборудованы из судов различного назначения.

В состав тральных сил КБФ входили 5 дивизионов. Главной базы флота (Таллин) — 2-й дивизион БТЩ (командир капитан-лейтенант И.С. Сидоров) — 8 базовых тральщиков (Т-208, Т-209, Т-211 — Т-214, Т-216, Т-218). Кроме того, 2 БТЩ находились в распоряжении: Т-202 — Военно-морской академии, Т-215

— одного из НИИ ВМФ. А базовый тральщик Т-210 гото-

вился в Ленинграде к переходу по Беломорканалу на Северный флот, но с началом войны остался в составе КБФ. В Прибалтийской ВМБ базировались 9 тральщиков. Из них в Риге — 3 ТТЩ (бывшие латвийские, вступившие в строй: «Вирсайтис» — в 1917 г., «Вие-стурс» и «Иманта» — в 1926 г.). В Либаве (ныне Лиепая, в Ли-бавской ВМБ, входившей в Прибалтийскую36) — 6 БТЩ (Т-201, Т-203 — Т-207), составляя 1-й дивизион базовых тральщиков (капитан-лейтенант П.Т. Резванцев). В Кронштадтскую ВМБ входили 3 дивизиона тральных сил: один — катерных тральщиков (15 КАТЩ) и два — ТТЩ. 5-й дивизион тихоходных тральщиков (капитан 3 ранга А.К. Момот) объединял 8 ТТЩ, в т.ч. 2 тральщика специальной постройки «Клюз» и «Ударник», построенных в годы Первой мировой войны, а также 6 переоборудованных из судов различного назначения — «Змей», «Краб», «Буёк», «Мороз», «Сом» и «Барометр»37. В 3-м дивизионе ТТЩ (капитан-лейтенант Д.М. Белков) были отмобилизованные в тральщики 4 буксира типа «Ижо-рец». Они проходили мобилизационную предподготовку и после её окончания должны были вернуться к прежним владельцам38.

Тактико-технические эле-менты39 тральщиков балтийцев, кроме простоявшего всю войну на хранении ТТЩ «Запал» и шести переоборудованных из судов различного назначения, отражены в таблице 1.

БТЩ проектов 3 и 53у были оснащены дизелями, КАТЩ типа «Р» — бензиновыми двигателями, остальные — паровыми машинами.

Головные корабли проекта 3 «Фугас» в Ленинграде и «Трал» в Севастополе были сданы в 1 936 году, по нем у же построены 4 БТЩ в Ленинграде для КБФ и 4 в Севастополе. По изменённому проекту 53 построили ещё 4 БТЩ в Ленинграде. Все они в 1939 году

через Панамский канал ушли на Дальний Восток. Головной корабль усовершенствованного проекта 53у «Верп» был сдан в 1939 году40. До начала Великой Отечественной войны КБФ получил 13 БТЩ проекта 53у, ещё один проходил испытания.

Базовые (быстроходные) тральщики проектов 3 и 53у с высокими скоростями хода обладали мощным тральным и хорошим артиллерийским вооружением41. Конструкция корпуса обеспечивала большую живучесть. Переход БТЩ на Дальний Восток в 1939 году подтвердил их высокие мореходные качества. Недостатками были сравнительно

большая осадка, увеличивавшая опасность подрыва на минах, и отсутствие трального вооружения для уничтожения донных мин42. Значительный район плавания и высокая мореходность были характерны для тихоходных тральщиков специальной постройки «Ударник», «Клюз», «Вирсай-тис», «Иманта» и «Виестурс».

Переоборудованные в тральщики (вооружённые) буксиры «Ижорец» с районом плавания до 350 миль и малой скоростью хода отличались значительной парусностью борта и надстройки, ограниченным запасом котельной воды (для паровой машины) и большой дымностью.

Трал Шульца. 1 — минреп, 2 — мина, 3 — оттяжка, 4 — буй, 5 — тралящая часть, 6 — трёхлапная кошка (трёхлапый крюк), 7 — груз, 8 — цепочка груза, 9 — буксир

Таблица 1

Тактико-технические элементы тральщиков, входивших в состав Краснознамённого Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны

Проекты, наименования, годы постройки или сдачи ф s х 1 1 У Ii Наибольшие Осадка Типы и мощности двигателей Скорость Дальность плавания ходом Вооружение Экипаж

ш х S а X и а и 3 ¡5 н олн с 2 трал С м ы н олн с Экономическим (при скорости) овое ало раТ Артиллерийское ы н и 2 Глубинные бомбы

т м л.с. узлы мили (узлы) ед./ вид ед./мм ед. чел.

БТЩ пр. 3 «Фугас» 1936-1938 494* 446** 62 7,2 2,03 дизели 2х1400 1818,5 1414,9 1900 16302900 (14-16) 1/ТШ 2/ПТ, 2/зм. 2/п-н 1/100, 1/45, 2/12,7 31 40 4256

БТЩ пр. 53у «Верп» 1939-1946 480490 62 7,47,62 2,162,37 дизели 2х1450 1818,2 13,914,5 16301785 23602840 (14) 1-2/ ТШ 2/ПТ зм. 3/п-н 28 48 60

ТТЩ «Ударник» 1917 210 43,7 6,1 2,5 паров. 2 х 250 11 500 (8) ТШ, Щ 2/зм. 1/п-н 1/76, 1/45 36 37

ТТЩ «Клюз» 1917 210220 43,6 6,2 1,7 паров. 2 х 250 12,7 10,2 570 (10,2) ТШ, Щ, 2/зм. 1/76, 1/45 2/7,62 36 37

ТТЩ «Вирсайтис» 1917 норм. 525 56,1 7,3 2,4 паров. 2 х 800 15 1000 (10-12) ТШ, зм. 2/76, 2/45, 4/7,62 40 57

ТТЩ «Виестурс» 1926 310 48,8 6,4 1,8 паров. 2 х 365 14 451 (13) 672 (7) ТШ, зм. 1/76, 1/45, 3/12,7 30 49

ТТЩ «Иманта» 1926 норм. 255 46 6,45 1,7 паров. 2 х 365 14 400 (13) 700 (7) ТШ, зм. 1/76, 4/12,7 29

ТТЩ (тип «Ижорец») 1935-1941 165 24,72 5,84 2,3 паров. 200 9 4 522 (9) 560 (6) ТШ, зм. 1/45 2/7,62 6 3132

КАТЩ (тип «Р») 1937-1938 26,5 28 3,3 1,06 бензин. 2 х 68 9,3 7 890 (7) ОТШ КАТ ОЗТ КПТ 1/7,62 4 12

Сокращения.

Норм. — нормальное водоизмещение ТТЩ «Вирсайтис» и «Иманта» (для всех других в таблице указано полное водоизмещение). Паров. — паровая машина. Бензин. — бензиновые двигатели.

П-н — параван (охранитель корабельный), буксируемый подводный аппарат для защиты корабля (судна) от якорных контактных мин —обтекаемый металлический корпус с отводящим крылом, стабилизатором глубины, рулевым устройством и резаком. Буксируется на стальном тросе (тралящая часть), коренной конец которого закреплён в подводной части корабля у форштевня (прочная балка по контуру носового образования корабля, продолжение киля). Параваны устанавливаются с обоих бортов корабля. При его движении параван отходит в сторону от бортов на расстояние до 30 м и натягивает трос. При встрече с миной её минреп (трос или цепь между миной и её якорем) скользит по тралящей части в сторону от борта корабля и подсекается резаком, после чего мина всплывает. Её уничтожают. С развитием неконтактных (донных) мин после Второй мировой войны параваны сняли с вооружения. См.: Параван // Военно-морской словарь (В-МС). М.: Воениздат, 1990. С. 304. Тралы:

ТШ - трал Шульца — контактный парный буксирующего действия. Кошки на тральной части удерживали минреп (трос или цепь между миной и якорем). Мина вместе с якорем буксировалась в район с глубинами, меньшими глубины места постановки, где мина всплывала. Её уничтожали. Глубина хода тральной части регулировалась грузами и величиной оттяжек к поддерживающим буям. Попадание мины в трал фиксировалось по поведению буёв и измеряемому динамометром натяжению тральной части. В-МС. С. 434). ОТШ — облегчённый Шульца.

Щ — щитовой (щитовой трал получил название от щитов-углубителей — связанных стальными угольниками толстых деревянных досок. Один конец щита был срезан под острым углом и окован железом. Щит держался в воде острым концом вниз. К щитам-углубителям крепились шпрюйты (троссовые оттяжки) так, чтобы при буксировке щиты работали на углубление. При скорости хода до 10 узлов трал работал в буксирующем режиме (буксировал мины), при большей — в подсекающем. Минрепы (трос или цепь между миной и якорем) обрывались. Буксировался парой тральщиков. Состоял на вооружении с Первой мировой войны до 1944 г. В некоторых источниках — трал Сомова по имени разработчика старшего лейтенанта В.Н. Сомова, принят на вооружение Российского флота в 1907 г.). ПТ — параванный.

зм. — змейковый (змейковый трал получил название от его отводящего аппарата (для разведения тралящих частей) в виде плоской пластины, по внешнему виду и принципу действия напоминавшего воздушного змея. См.: ПлатоновА.В. Трагедии Финского залива. С. 604).

КАТ — катерный.

ОЗТ — односторонний змейковый.

КПТ — катерный параванный (принят на вооружение в начале Великой Отечественной войны).

Составлена по: Базовые тральщики типа «Фугас» (пр. 3), «Стрела» (пр. 53), «Верп» (пр. 53у) и «Параван» (пр. 58)//Сайт ПАО «НПКБ»: http://npkb.ru; Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910—1990) /Под общ. ред. В.М. Пашина. СПб.: ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, 2003. С. 24—26, 41—50, 56—77. Интернет-ресурс: http://bookfi.net; Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941—1945. СПб.: Полигон, 2002. С. 312—335. Интернет-ресурс: https://ship. bsu.by; Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 535—589; Аммон Г.А., Бережной С.С. Героические корабли российского и советского Военно-морского флота. М.: Воениздат, 1981. С. 155; Тральщики типа «Вирсайтис»//Интернет-ресурс: http:// war-russia.info; Тральщики СССР// Интернет-ресурс: https://wwii.space.

* По данным разработчика — Центрального конструкторского бюро спецсудостроения № 1 (ЦКБС-1), с 1937 г. — ЦКБ—17, ныне ПАО «Невское проектно-конструкторское бюро» («НПКБ»). ** Скороход Ю.В. Указ. соч. С. 42.

Головной из катеров типа «Р» («Рыбинец»), заказанных как учебные для курсантов военно-морских училищ, был сдан в 1937 году. В 1939 году их передали КБФ и использовали как сторожевые до окончания Советско-финляндской войны, после которой эти катера начали переоборудовать в тральщики43. Оснащённые тралом для борьбы с якорными минами КАТЩ типа «Р» со стальным корпусом, разделённым водонепроницаемыми переборками, обладали сравнительно хорошей остойчивостью, позволявшей использовать их при состоянии (волнении) моря44 до трёх баллов45.

Количество и боевые возможности тральщиков Краснознамённого Балтийского флота не могли обеспечить его надёжную противоминную оборону. Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов вспоминал, что в начале войны КБФ по самым скромным подсчётам были необходимы не менее 100 БТЩ46. По оценке одного из исследователей, «для обеспечения ПМО на всём протяжении обороняемой зоны КБФ от Лиепаи до Кронштадта» требовались «не менее 160 тралящих кораблей»47. Он также отметил, что «ни одно государство не имеет в мирное время столько кораблей этого класса,сколько может понадобиться с началом военных действий... По этой причине в мирное время обычно строят наиболее дорогие и конструктивно сложные тральщики, предназначенные для обеспечения действий группировок надводных сил»,

а противоминные действия у своего побережья,на внутренних коммуникациях, как правило, надеялись вести «за счёт мобилизованных гражданских судов и дешёвых тральщиков массовой постройки, развёрнутой уже в ходе войны. Ситуация для советского ВМФ осложнялась тем, что... мобилизация могла прибавить не более 100 единиц с учётом Дальневосточного региона». Причём, только количество тральщиков проблему ПМО не решало. Она заключалась и в том, что «советский ВМФ располагал только контактными тралами устаревших образцов для борьбы с якорными минами. В это же время Германия приняла на вооружение и применяла донные мины с неконтактными взрывателями»48.

Хотя развитие средств борьбы с неконтактными минами в нашей стране началось в годы Гражданской войны и продолжалось в межвоенный

период, до нападения Германии на СССР на вооружение были приняты только речной электромагнитный трал РЭМТ в 1937-м и 21 мая 1941 года его улучшенный вариант РЭМТ-1. Остальные проходили испытания49. По этой причине установленные на глубине до 50 м немецкие неконтактные донные50 мины, которые взрывались без соприкосновения (контакта) с кораблём под воздействием магнитного поля, звуковых колебаний, изменений гидродинамического давления, представляли особую опасность. Их невозможно было обезвредить контактными тралами51 советского ВМФ.

Перед нападением Германии на СССР тральное вооружение балтийцев состояло в основном из усовершенствованных образцов конца Первой мировой войны52 (см. табл. 2).

В 1925 году приняли на вооружение гайдропный53 при-

Змейковый трал. 1 — буй, 2 — оттяжка, 3 — «змей», 4 и 8 — щиты углубления, 5 — мина, 6 — минреп, 7 — тралящая часть, 9 — буксир, 10 — подрывные патроны

Таблица 2

Тактико-технические характеристики контактных тралов, состоявших на вооружении Краснознамённого Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны

Тралы Число ТЩ* Углубление Ширина захвата Скорость буксировки Принцип воздействия на мину

мин. макс.

м узлы

Морской Шульца одинарный 2 6,5-7 25-27 180 до 7 Буксирующий****

двойной 320

Облегчённый Шульца-1 (ОТШ-1) 3,5-4 22-24 100 до 5

Облегчённый Шульца-11 (ОТШ-2) 0,5 9 50 до 5

Морской придонный (МПТ) от грунта 146 3-5

7,5 4,5

Морской щитовой трал-2 (МЩТ-2) 10 20 160-170 8-15 Подсекающий*****

Морской змейковый с режущими кошками 1 5 27-30 75 4-8

Параван К-1 6 18 60-64 9-12

Параванный (К-1)** 6 18 180 12-22

Катерный с подрывным патроном (ПКТ-2) 5-7 10-12 46 4-6

Катерный параванный (КПТ)*** 6 20 60 4-9

Составлена по: Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 608—614; Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 595, 596; Скороход Ю.В. Указ. соч. С. 38.

* Число кораблей, буксировавших трал. Буксируемые одним назвали одинарными, двумя — парными тралами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** В параванном трале (К-1) в качестве отводителя использовался параван К-1 (отводитель — устройство в контактном трале и параване-охранителе для отвода тралящих частей и создания необходимой ширины захвата. На заданной глубине удерживается с помощью оттяжки и буя. См.: Отводитель. В-МС. С. 296).

*** КПТ — катерный параванный трал был принят на вооружение в начале Великой Отечественной войны.

**** Буксирующие тралы захватывают минреп (трос или цепь между миной и её якорем) и доставляют мину вместе с якорем на мелкое место для уничтожения. См.: Трал // Советская военная энциклопедия (СВЭ) в 8 т. Т. 8. М.: Воениздат, 1976. С. 87.

***** Подсекающие тралы — перебивающие минреп подрывными патронами или резаками. См.: Трал // Там же.

донный54 трал для борьбы с якорными противолодочными минами, выставленными с небольшим отстоянием от грунта. В нём тралящая часть шла на постоянном расстоянии от дна. Но боевое траление в 1939—1940 гг. на Балтике показало его ненадёжность в условиях каменистого грунта. В 1925—1926 гг. создали пара-ванные тралы для сторожевых кораблей с параванно-траль-ными лебёдками. В 1931 году разработали механические резаки для змейкового трала и приняли на вооружение взамен подрывных патронов. Устранение дефектов, выявленных в 1938 году контрольными морскими испытаниями всех образцов тралов, состоявших на вооружении, и конструктивные улучшения позволили сделать их более надёжными. Облегчённый трал Шульца, модернизированный в 1939 году, был принят на вооружение как ОТШ-1 и предназначен для использования на море и на глу-

боких реках. Старый вариант этого облегчённого трала стал именоваться ОТШ-11 и служил для траления мин на мелководных реках. Модернизированному в 1941 году щитовому тралу присвоили новое обозначение МЩТ-255.

В 1939—1940 гг. разрабатывали новые тралы: катерный параванный (КПТ), сетевой56 (СТ) и поверхностный сетевой (ПСТ), каменистого грунта (ТКГ), глубоководный параванный (ГПТ-1), быстроходный параван-охранитель, тихоходный охранитель кораблей (ТОК-1), неконтактные разомкнутые и петлевые электромагнитные. Но до нападения Германии на СССР флот не получил тралов этих новых образцов57. Они стали поступать после начала Великой Отечественной войны.

У нашего ВМФ не было приспособлений для ночного траления. Состоявшие на вооружении тралы позволяли тралить только якорные мины

в светлое время суток. Скорости траления были малыми (ОТШ-1, ОТШ-2 и придонным — до 5 узлов58; ПКТ-2 — до 6, тралом Шульца — до 7, змейковым — до 8). Проводка за подсекающими тралами (щитовым, змейковым, пара-ванным, катерными) сопровождалась риском всплытия подсечённых мин перед проводимыми кораблями, возможности которых уклониться от всплывших мин были ограниченными. Глубина хода тралов не позволяла вытраливать противолодочные мины, поставленные с большим углублением. У тихоходных кораблей за редким исключением не было охранителей (параванов). Трала многократного действия для борьбы против мин с противотраль-ными устройствами и цепными минрепами59 на флоте тоже не было60.

КБФ испытывал значительную нехватку контактных тралов, вступил в войну обеспечен-

ным ими примерно на 40 проц. штатного количества61 (см. табл. 3).

На готовность тральных сил к выполнению боевых задач и эффективность их применения влияли уровни образования, профессиональной квалификации командных кадров и укомплектованность ими62. У многих командиров, призванных из запаса, не было военно-морской подготовки. КБФ не хватало 29 командиров тральщиков и их помощников63.

8 мая 1941 года базовые тральщики балтийцев начали траление в Финском заливе от полуострова Ханко к острову Гогланд, затем к Кронштадту. С осложнением обстановки они привлекались к дозорной службе в районе острова Се-скар в восточной части залива (ныне Кингисеппский район Ленинградской области) и острова Бьёркё (ныне остров Большой Берёзовый — архипелаг Берёзовые острова, Выборгский район Ленинградской области, рядом с Карельским перешейком, недалеко от города Приморск) и к северу от острова Хийумаа (Эстония). С 18 по 21 июня 1941 года тральщики провели линейные корабли «Октябрьская революция» — из Кронштадта в Таллин и «Марат» — из Таллина в Кронштадт64.

Гитлеровцы с 16 по 21 июня поставили 1120 мин в нейтральных водах Балтийского моря65. Кроме того, в зоне ответственности Краснознамённого Балтийского флота враг начал ставить мины в ночь на

21 июня 1941 года. 6 минных заградителей оборудовали 4 минных заграждения из 400 якорных гальваноударных66 мин и 700 минных защитни-ков67 севернее и северо-западнее острова Найссаар.

22 июня между половиной второго ночи и пятью часами утра выставили 5 линий заграждения протяжённостью 40 миль (580 якорных гальваноударных и 620 минных защитников) в устье Финского залива между мысом Тахкуна (северо-за-

падная оконечность острова Хийумаа) и финским портом Турку. В ту же ночь гитлеровцы поставили ещё 240 якорных и донных мин. Самолёты противника сбросили 16 мин в районе Кронштадта68.

К сожалению, командование ВМФ и Краснознамённого Балтийского флота недооценило минную опасность. Ускоренное перебазирование КБФ не позволило завершить развёртывание военно-морских баз и добиться их полноценного функционирования. Острейшая нехватка тральщиков, прежде всего базовых (быстроходных), не позволила своевременно обнаружить постановку врагом минных заграждений накануне войны и затрудняла борьбу с ними во время боевых действий. Ограниченный запас контактных тралов и отсутствие неконтактных уменьшали боевые возможности тральных

Таблица 3

Количество тралов на КБФ в 1941 году

Наименование Кол-во

Параванные 120

Змейковые 62

Шульца 158

Облегчённые Шульца 33

Катерные 190

Щитовые 112

Придонные 86

Всего тралов 761

Источник: Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 607.

сил КБФ. Эффективность их действий снижали недостатки подготовки командиров. Это значительно усложнило выполнение боевых задач надводными кораблями и подлодками, привело к тяжёлым неоправданным потерям КБФ

Параванный трал. 1 — тралящая часть, 2 — параваны с резаками, 3 — ведущий аппарат, 4 — буксир

в ходе Великой Отечественной войны.

Оценивая её итоги, Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов писал: «Очень болезненно, особенно на Балтийском флоте, сказалась нехватка тральщиков и тральных средств. Все мы, руководители флота, понимали, что в условиях балтийского мелководья мины явятся большой опасностью, что без тральщиков немыслим ни один выход кораблей. Если бы спросить любого из нас, что требуется в первую очередь для Балтийского морского театра, мы бы не задумываясь ответили: строить тральщики, создавать тралы,дать современные

мины для борьбы с противником. На деле же получилось иначе. Это нужно признать.

Уделяя внимание крупным кораблям, мы медленно строили новые быстроходные тральщики (БТЩ), к тому же строили их мало. Также непростительно, что после начала войны в Европе, когда возросла опасность нападения фашистской Германии на Советский Союз, мы не пополнили флот кораблями торгового флота, способными действовать в качестве тральщиков... Такое положение с тральщиками снизило эффективность использования боевых кораблей и вызвало лишние потери при прорыве флота

из Таллина в Кронштадт. Подводя итоги первого месяца войны, военный совет флота оценил минную опасность как главную. Острота вопроса вынудила его распорядиться "подобрать в Ленинграде всё, что может оказаться пригодным", а если не будет этой возможности, то "подобрать 15—20 морских или речных буксиров, вплоть до колёсных". Так велика была нужда в тральщиках.

Это, очевидно, знали и немцы. Недаром, не рискуя крупными кораблями, Гитлер по плану "Барбаросса" уже в феврале 1941 года решил с началом войны широко использовать на Балтийском море все минные заградители, торпедные катера и часть своих лёгких сил. Теоретически мы ожидали этого, а практически к борьбе с вражескими минами не подготовились. Нам надо было во все колокола бить тревогу уже после первых сведений о появлении новых немецких электромагнитных мин и о больших потерях, которые несли от них англичане в 1939—1941 годах»69.

Вместе с тем состояние тральных сил и ВМФ в целом определяли возможности экономики СССР. А они были не безграничны. В предвоенные годы наша страна укрепляла свой Военно-морской флот, активно строила современные боевые корабли, в т.ч. тральщики. Но было ясно: исход предстоявшей войны определит противоборство на суше. Поэтому в распределении ресурсов, которые СССР мог выделить и направлял на укрепление своей обороны, нельзя было допустить перекоса в сторону флотских нужд, военного кораблестроения в ущерб укреплению Красной армии и производству вооружений для неё. В этих условиях у нашей страны не было возможности выделить ресурсы, необходимые и достаточные для того, чтобы после восстановления народного хозяйства, разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами, в ходе форсированной

Парный придонный трал. 1 — буксир; 2 — шкентель (трос) углубителя; 3 — углубитель; 4, 7, 9 — гайдропы (тросы, соединяющие тралящую часть с ползунами); 5, 8, 10 — ползуны (каждый из нескольких звеньев якорной цепи, волочащихся по грунту); 6 — тралящая часть; 11, 12, 15 — буи; 13 — резак; 14 — буйреп (трос) буя

индустриализации за короткий срок решить все предвоенные кораблестроительные и другие проблемы укрепления ВМФ.

Тем не менее Краснознамённый Балтийский флот в тяжелейшей обстановке начала Великой Отечественной войны сумел прикрыть подступы к Ленинграду с моря. Военные моряки вместе с другими его защитниками в кольце блокады отстояли Невскую твердыню и на протяжении всей войны самоотверженно сражались с врагом, приближая Великую Победу70.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ачкасов В.И., Басов А.В., Сумин А.И. и др. Боевой путь Советского Военно-морского флота. 4-е изд. М.: Воениздат, 1988. С. 239.

2 См.: Директива № 21. План «Барбаросса», 18 декабря 1940 г. // Интернет-ресурс «100(0) ключевых документов по германской истории в 20 веке»: https:// www.1000dokumente.de.

3 Там же.

4 Там же.

5 Неконтактные мины — оснащённые неконтактными взрывателями, срабатывающими под воздействием различных физических полей цели — акустических, электромагнитных, гидродинамических и др. См.: Взрыватель // Военно-морской словарь. (В-МС) М.: Воениздат, 1990. С. 75.

6 Подробнее см.: Пакты о взаимопомощи 1939 // Большая российская энциклопедия: электронная версия (БРЭ ЭВ).

7 Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. Р. 1678. Оп. 1. Д. 69. Л. 170.

8 Пакты о взаимопомощи 1939 // БРЭ ЭВ.

9 Нечитайло Б.П., Егоров В.Г., Аму-син Б.М. и др. Моряки-балтийцы в боях за Родину (1941—1945). Калининград: Янтарный сказ. 2005. С. 7.

10 Балтийский флот // Военная энциклопедия (ВЭ) в 8 т. Т. 1. М.: Воениздат, 1997. С. 361.

11 Там же. С. 8.

12 Военно-морские базы // ВЭ. Т. 1. С. 361.

13 Чернышев А.А. Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941 г. М.: Вече, 2014. С. 22.

14 Боевая летопись Военно-морского флота 1941—1942. М.: Воениз-дат, 1992. С. 11.

15 Балтийский флот // ВЭ. Т. 1. С. 361.

16 Нечитайло Б.П., Егоров В.Г., Аму-син Б.М. и др. Указ. соч. С. 13.

17 Тральщик — боевой корабль, предназначенный для поиска и уничтожения морских мин и проводки кораблей (судов) за тралами через взрывоопасные районы. Относится к классу минно-тральных кораблей, в зависимости от водоизмещения, вооружения, мореходности, автономности и других тактико-технических элементов различают тральщики: базовые, предназначенные для борьбы с минами в прибрежных районах; морские — в удалённых районах моря; рейдовые — на внутренних рейдах, в гаванях и бухтах (могут привлекаться к действиям в мелководных районах моря); речные — в гаванях, на реках и водохранилищах; катера-тральщики — в гаванях, на рейдах. До Второй мировой войны также строили эскадренные тральщики для противоминного обеспечения эскадр боевых кораблей в удалённых от побережья районах. См. Тральщик // В-МС. С. 435.

18 Йолтуховский В.М. Противоминная оборона в годы Великой Отечественной войны // Морской сборник. 1987. № 6. С. 36, 37.

19 Донная мина — неконтактная с отрицательной плавучестью. Ставится на дне моря (океана). Глубина постановки, как правило, не превышает 50—70 м. Специальные донные мины, предназначенные для борьбы с подлодками, могут устанавливаться и на больших глубинах. См.: Мина морская // В-МС. С. 247, 248.

20 Антенная мина — якорная контактная, имеющая нижние и верхние (на буйке) антенны длиной до 30 м каждая. Применяются против подводных лодок. При соприкосновении стального корпуса подлодки с металлической антенной мины, находящейся в морской воде, возникает электрический ток, под действием которого срабатывает взрыватель мины. См.: Там же. С. 247.

21 Попернацкий Е.Н. Тральные силы Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны // Очерки из истории Балтийского флота в 6 кн. Кн. 3. Калининград: Янтарный сказ, 2000. С. 114, 115.

22 Дословно: «В состав Балтийского флота к началу войны входили: ...тральщики БТЩ и других типов — 14». См.: Балтийский флот Великой Отечественной войны // Интернет-ресурс: Ы^рз:// cpacibodedu.ru.

23 Балтийский флот перед Великой Отечественной войной // Интернет-ресурс: http://armedman.ru.

24 Ачкасов В.И., Басов А.В., Сумин А.И. и др. Указ. соч. С. 239.

25 Например: Балтийский флот // В-МС. С. 37; Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941—1945. СПб.: Полигон, 2002. С. 312; Гречанюк Н.М., Дмитриев В.И., Корниенко А.И. и др. Дважды Краснознамённый Балтийский флот. 3-е изд. М.: Воениздат, 1990. С. 172.

26 Например: Балтийский флот // ВЭ. Т. 1. С. 361; Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 536, 537.

27 Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 591.

28 Он же. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 314, 315, 317.

29 Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910— 1990) / Под общ. ред. В.М. Пашина. СПб.: ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, 2003. С. 51; Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 332.

30 Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 536, 537, 577, 578., 591, 592; он же. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 324, 332.

31 Минно-тральные корабли: минные заградители, тральщики (с подклассами: тральщики, базовые тральщики, рейдовые тральщики, катера-тральщики и др.). См.: Классификация кораблей и судов ВМФ // В-МС. С. 183, 184.

32 Катер — общее название малых кораблей (судов) водоизмещением менее 500 т. В ВМФ по предназначению подразделяются на катера боевые (артиллерийские, десантные, ракетные, торпедные и др.) и катера обеспечения (мишени, опы-товые, водолазные, спасательные и др.). Катер-тральщик, рейдовый или речной тральщик, предназначенный для поиска и уничтожения морских мин на рейдах, в гаванях, на реках, каналах и в узкостях. Водоизмещение 10—100 т, скорость до 18 узлов (33 км/ч). Вооружение: противоминное — тралы, подрывные заряды; артиллерийское — малокалиберные автоматические орудия и пулемёты для самообороны и расстрела плавающих мин. См.: Катер // В-МС. С. 178.

33 Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 537.

34 Там же.

35 Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР, 1928—1945: справочник. М.: Воениздат, 1988. С. 319; Скороход Ю.В. Указ. соч. С. 15; Пла-

тонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 313.

36 Балтийский флот // ВЭ. Т. 1. С. 361.

37 Там же.

38 Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 536, 537, 577, 578, 591, 592; он же. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 324, 332.

39 Тактико-технические элементы (ТТЭ), данные (ТТД), характеристики (ТТХ) — совокупность характеристик образца (комплекса) военной техники, определяющих его свойства (боевые возможности). ТТД — свойства (возможности) самолётов и вертолётов; ТТХ — огнестрельного оружия, бронетанковой техники, РЛС, ЭВМ и др.; ТТЭ — надводных кораблей и подлодок. Наиболее общие ТТЭ — водоизмещение, основные размерения (совокупность конструктивных, расчётных наибольших и габаритных линейных размеров: длины, ширины, осадки и высоты борта), скорость хода, дальность плавания, для ПЛ — предельная глубина погружения, автономность, тип и мощность энергетической установки, состав вооружения. См.: Тактико-технические данные // В-МС. С. 420; Главные размерения корабля // Там же. С. 107, 108.

40 Скороход Ю.В. Указ. соч. С. 41— 51; Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 319—336.

41 См.: Иванушкин П.Г. Роль базовых тральщиков на Балтике в период войны // Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941—1945. М.: Наука, 1981. С.183, 184; Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. С. 299—361.

42 Иванушкин П.Г. Указ. соч. С. 183, 184.

43 Скороход Ю.В. Указ. соч. С. 77.

44 См.: Шкала состояния поверхности моря // В-МС. С. 475.

45 Попернацкий Е.Н. Указ. соч. С. 114, 115.

46 Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. М.: Голос, 2000. С. 41.

47 Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 26.

48 Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 312.

49 В 1919 г. против установленных англичанами на Северной Двине магнитных мин использовали электромагнитный трал В.Я. Павли-нова — петлю из кабеля, питаемую током от аккумуляторных батарей, установленных на берегу. В 1928 г. разрабатывали одинарный электро-

магнитный трал. В 1928—1929 гг. — электромагнитный плотиковый трал. В 1932—1933 гг. испытывали на канонерской лодке электромагнитный трал, но её генераторы не обеспечивали нужной мощности, поэтому трал создавал недостаточное магнитное поле, магнитные и индукционные мины взрывались слишком близко от корабля. В 1937 г. приняли на вооружение речной электромагнитный трал РЭМТ, 21 мая 1941 г. — РЭМТ-1. В том же году изготовили катерный электромагнитный трал КЭМТ. Его доработанный вариант КЭМТ-2 приняли на вооружение в 1942 г. и продолжали совершенствовать эти средства. В августе 1941 г. для экстренного удовлетворения потребностей в них пришлось заказать в Великобритании акустические (29 комплектов) и петлевые электромагнитные тралы типа ЛЛ. Их вскоре доставили в СССР и стали применять. Подробнее см.: Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей. С. 597—602.

50 Там же. С. 147, 148.

51 Брон О.Б. Борьба с немецкими неконтактными минами и самонаводящимися торпедами // Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941—1945. С. 452, 453.

52 Попернацкий Е.Н. Указ. соч. С. 153.

53 Гайдроп: 1) тросовая снасть, соединяющая тралящую часть придонного трала с ползуном (несколькими звеньями якорной цепи, волочащимися по грунту), который с помощью этой снасти удерживает при тралении тралящую часть на заданном расстоянии от грунта. Изготовлялся из 12—17 мм стального троса длиной от 5 до 50 м; 2) трос, выпускаемый из гондолы аэростата в момент приземления. См.: В-МС. С. 95.

54 Придонный трал — контактный, как правило, парный, у которого тральная часть идёт на заданном расстоянии от дна, что достигается изменением длины гайдропов и ползунами, волочащимися по дну. См. Трал // В-МС. С. 434.

55 Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 604—607.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 Сетевые тралы — закреплённые на каркасе сети для вытрали-вания плавающих (дрейфующих) и сорвавшихся с якорей мин, а также донных мин на твёрдом грунте. См.: Трал // СВЭ. Т. 8. С. 87.

57 Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 606; Йолтухов-ский В.М. Становление и развитие

тральных сил отечественного Военно-морского флота // Морской сборник. 2014. № 4. С. 63.

58 Узел — внесистемная единица скорости корабля (судна), равная одной морской миле в час (1,852 км/ч, или 0,514 м/с). См.: В-МС. С. 443.

59 Минреп — трос или цепь, соединяющие якорную мину (минный защитник) и якорь для её удержания на определённом расстоянии (углублении) от поверхности воды. См. ВМ-С. С. 250.

60 Платонов А.В. Трагедии Финского залива. С. 608.

61 Там же. С. 607.

62 Подробнее см.: Комал Ф.Б. Военные кадры накануне войны // Воен.-истор. журнал. 1990. № 2. С. 28.

63 Там же. С. 356.

64 Иванушкин П.Г. Указ. соч. С. 183, 184.

65 Бюллетень Военно-научного общества при ЦДСА имени М.Ф. Фрунзе. 1967. № 1. С. 98, 99.

66 Гальваноударная морская мина — якорная или плавающая контактная с взрывателем, основная часть которого — гальванические элементы в выступающих из корпуса колпаках. При ударе корабля о мину и смятии одного из колпаков срабатывает гальванический элемент, образовавшаяся электродвижущая сила вызывает ток в цепи запала и взрыв мины. См.: Мина морская // В-МС. С. 247.

67 Минный защитник — автономное устройство для защиты выставленных морских якорных мин от вытраливания контактными тралами. Ставятся в линию перед минным заграждением. Бывают одно- и многократного действия. Часть трала, скользящая по тросу минного защитника, перерезается резаком или перебивается подрывным патроном. Изобретён в 1914 г. русским морским офицером П.П. Киткиным (впоследствии советский контр-адмирал). См.: Минный защитник // Там же. С. 250.

68 Ладинский Ю.В. На фарватерах Балтики. М.: Воениздат, 1973. С. 8.

69 Кузнецов Н.Г. Указ. соч. С. 41.

70 Косов А.М. Управление силами КБФ в ходе войны // Моряки балтийцы на защите Родины 1941—1945. М.: Наука, 1986. С. 261, 262. ■

Иллюстрации из кн.: Платонов А.В. Трагедии Финского залива; с сайтов: http://test. waralbum.ru; http://npkb.ru; http://bastion-opk.ш; https:// fleetphoto. ш; https://gendocs. ш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.