10 (226) - 2009
Налогообложение
НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
СТАТУСА
Г. А. СЕЛЕЗНЕВА, заместитель главного бухгалтера по методологии, организационной и контролъно-ревизионннойработе Томского государственного университета
Все чаще для выполнения определенного вида работ (чтение лекций, проведение семинаров и т.д.) бюджетными учреждениями приглашаются специалисты — иностранцы1, не являющиеся резидентами Российской Федерации. При выплате вознаграждения таким гражданам, часто возникает вопрос о размере налоговой ставки.
Размер налоговой ставки зависит в первую очередь от того, является ли иностранный гражданин налоговым резидентом Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При каждой выплате вознаграждения организация должна проверять статус физического лица. Если в течение одного налогового периода (в 2009 г.) количество дней пребывания на территории России достигло 183 дней, статус физического лица как налогового резидента в данном налоговом периоде уже измениться не может, поэтому необходимости проверять документы, подтверждающие его статус, до конца налогового периода (года) нет. Такая позиция выражена, в частности, Департаментом налоговой и таможенно-тарифной
1 Исторически сложилось, что довольно часто мы не воспринимаем граждан бывших союзных республик — Казахстана, Узбекистана, Беларуси и т.д. как иностранцев, тем не менее, не являясь гражданами Российской Федерации, они не являются резидентами Российской Федерации и должны подтверждать статус налоговых резидентов наравне с гражданами «дальнего зарубежья».
политики Минфина России в письме от 29.03.2007 № 03-04-06-01/94.
Нормативно-правовыми актами (Налоговым кодексом РФ) не определено, каким образом получатель дохода должен подтверждать свой статус налогового резидента.
Минфином России в ряде писем высказана позиция по этому вопросу. Но поскольку письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами, будет целесообразно утвердить правила подтверждения иностранными гражданами статуса налогового резидента приказом по учреждению.
Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации
Во исполнение положений п. 2ст. 207, п. 1,3 ст. 224 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) в части налогообложения физических лиц, не являющихся гражданами России, определить следующий перечень документов, необходимых для представления в бухгалтерскую службу с целью подтверждения статуса налогового резидента по налогу на доходы физических лиц: Для иностранных физических лиц: а) заявление в произвольной форме с указанием:
• календарного года, за который подтверждается статус налогового резидента Российской Федерации;
соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, обосновывающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др.2
Главному бухгалтеру ГОУ ВПО
(фамилия, имя, отчество)
(адрес места жительства)
(контактный телефон)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу удерживать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13 % с мая 2009 г.,
(указать месяц)
так как проживаю на территории Российской Федерации более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Прилагаю следующие подтверждающие документы:
(копию всех страниц паспорта, справку с места работы, проездные документы)
2009 г._
(подпись)
Приложение к Порядку подтверждения статуса налогового резидента РФ
Таблица расчета времени пребывания на территории Российской Федерации
Дата въезда на территорию Российской Федерации Дата выезда с территории Российской Федерации Количество дней нахождения на территории Российской Федерации
01.08.2008 25.08.2008 24
01.10.2008 25.12.2008 85
15.01.2008 15.03.2009 59
01.04.2009 25.04.2009 24
Итого: 192
Дата: _ _
(подпись) (расшифровка подписи)
2 Перечень документов, которыми иностранный сотрудник может подтвердить свой статус налогового резидента, приведен вт.ч. в письме МинфинаРоссии от 05.02.2008 № 03-04-06-01/31.
• фамилии, имени, отчества заявителя, его адреса и контактного телефона;
б) таблица расчета времени пребывания на территории Российской Федерации по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку.
в) копии всех страниц паспорта;
г) копия документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации;
д) копия вида на жительство (при наличии).
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее
При определении периода в 12 месяцев в расчет следует принимать календарные месяцы. Поэтому расчетный период всегда должен начинаться с первого числа месяца. Выезды за пределы территории России течение 12 месяцев не прерывают. При рассмотрении вопроса о налоговом статусе физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (июнь 2008 г.) и продолжающийся в другом налоговом периоде (май 2009 г.). Такая позиция высказана, в частности, Департаментом налоговой и таможен -но-тарифной политики Минфина России в письме от29.03.2007 № 03-04-06-01/94.
Налоговый статус физического лица не зависит от формы договора — трудовой договор или договор возмездного оказания услуг и не зависит от того, сколько времени длился сам договор или от того, выполнялась работа по договору в одной организации или в нескольких.
В течение первых 183 дней пребывания иностранному физическому лицу в Российской Федерации организация-работодатель обязана произвести расчет налога на выплаченный доход по ставке 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Автор хочет напомнить, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 — 221 НК РФ, не применяются в отношении доходов, облагаемых по ставке 30 % (п. 4ст. 210 НКРФ). Таким образом, профессиональный налоговый вычет может быть предоставлен только в случае, если получатель дохода является налоговым резидентом Российской Федерации.
Кроме того, особое внимание автор хочет обратить на то, что отношения по выплатам лицам, не
являющимся гражданами России, помимо НК РФ регулируются Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О Валютном регулировании и валютном контроле». Положениями этого закона определено, что все выплаты, которые производятся бюджетными учреждениями в адрес физического лица, не являющегося гражданином России, относятся к операциям между организацией-резидентом и физическим лицом — нерезидентом и независимо оттого, в какой валюте производятся выплаты, относятся к валютным операциям (подп. 9 п. 1 ст. 1). При этом положения НК РФ об изменении статуса нерезидента при проживании более 183 дней на территории России на правоотношения, регулируемые законодательством о валютном регулировании, не распространяются. Законом о валютном регулировании (ст. 14) ограничен перечень сделок, при совершении которых может производиться расчет путем использования наличных денежных средств. К таким расходам относится приобретение проездных документов (если в учреждении есть своя авиа-касса, то нерезидент может за наличный расчет приобрести авиа-билет), оплата гостиничных услуг (если в структуру учреждения входит гостиничный комплекс, то оплата за проживание в гостинице от приехавшего нерезидента может быть принята наличными), договоры розничной купли-продажи и оказание услуг населению (химчистка, прачечная, ремонт обуви и т. д.). Заработная плата по трудовому договору или оплата по договору возмездного оказания услуг к таким расчетам не относятся и могут быть произведены только на счет нерезидента, открытый им в установленном порядке в банке, безналичным перечислением с лицевого счета учреждения.