Научная статья на тему 'Налоговый процесс как форма правоприменительной деятельности'

Налоговый процесс как форма правоприменительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1579
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС / НАЛОГОВОЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ / НОРМА / ПРОЦЕДУРА / TAX PROCESS / TAX ENFORCEMENT OF LAW / TAX INSTITUTE / NORM / FORMALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глазунова Ирина Васильевна

В рамках статьи, посвящённой процессуальным нормам налогового права, даётся определение налогового процесса, его места в системе финансово-правовых категорий, раскрываются его содержание и специфические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax process as a form of law enforcement

This article is devoted to procedural rules of tax law. The definition of tax process, it's place among other financial-law categories are given in the article. The substance and specific characteristics of tax process are disclosed too.

Текст научной работы на тему «Налоговый процесс как форма правоприменительной деятельности»

УДК 347.73

НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС КАК ФОРМА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TAX PROCESS AS A FORM OF LAW ENFORCEMENT

И.В. ГЛАЗУНОВА (I.W. GLAZUNOVA)

В рамках статьи, посвящённой процессуальным нормам налогового права, даётся определение налогового процесса, его места в системе финансово-правовых категорий, раскрываются его содержание и специфические особенности.

Ключевые слова: налоговый процесс, налоговое правоприменение, налоговый институт, норма, процедура.

This article is devoted to procedural rules of tax law. The definition of tax process, it's place among other financial-law categories are given in the article. The substance and specific characteristics of tax process are disclosed too.

Key words: tax process, tax enforcement of law, tax institute, norm, formality.

Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права процессуальна «по определению», поскольку в рамках всех отраслей, подотраслей и институтов права жестко регламентирована правовыми нормами, служащими юридическими гарантиями законного и справедливого разрешения юридического дела [1].

Она является разновидностью организационной деятельности и обладает всеми её признаками: правоприменение служит средством реализации общественного отношения, урегулированного материальной нормой права, оно носит государственно-властный характер, производно от целей материальноправового регулирования. Без правоприменительного процесса норма материального права останется мертвой «буквой» закона [2].

Основным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим правоприменительную деятельность в налоговой сфере, является Федеральная налоговая служба и её территориальные органы (в предусмотренных законом случаях - иные уполномоченные органы). Правоприменительная деятельность налоговых органов, осуществляемая с целью реализации материальных налоговых

правоотношений (т. е. достижения заложенного в материальной норме юридического результата) происходит в определённом порядке, а сам порядок представляет собой юридическую процедуру [3]. Наличие процессуальной формы необходимо, поскольку субъект применения права является носителем властных полномочий, а следовательно, способен ими злоупотреблять (что, к сожалению, особенно часто происходит в налоговом правоприменении). В ходе данной правоприменительной деятельности, упорядоченной процессуальными нормами налогового права, собственно и складываются налоговые процессуальные отношения. Осуществляя правоприменительную деятельность, налоговые органы реализуют свои полномочия с целью реализации прав и обязанностей субъектов, испытывающих на себе властноуправленческое воздействие (налогопла-

тельщиков, плательщиков сборов, иных субъектов).

Развернутая процессуально-правовая

регламентация деятельности налоговых органов не только вызвала к жизни потребность в развитии и законодательном закреплении процессуальных налогово-правовых

© Глазунова И.В., 2011

норм (они широко представлены как в первой, так и во второй частях Налогового кодекса РФ), но и привела к тому, что в российский научный оборот вполне обоснованно введен и активно разрабатывается термин «налоговый процесс». Как отмечает О. А. Ногина, образование в структуре налогового права блока процессуальных норм предопределило возникновение и развитие научных взглядов на существование налогового процесса и изучение его основных признаков [4]. Тем более, что за рубежом проблемам правового регулирования порядка применения налоговоправовых норм уделяется большое внимание. Так, в результате возросшего внимания к юридической защите налогоплательщиков, а также стремления к детальной регламентации их отношений с налоговой администрацией во Франции, например, появился Свод фискальных процедур, вступивший в силу с 1 декабря 1982 г., в США - Подтитул Б Кодекса внутренних доходов, именуемый «Процедура и администрация», гл. 76 которого регламентирует судебный процесс; в ФРГ определённые налоговые процедурные нормы сосредоточены в Положении о налогах и сборах 1977 г., а также в специальном Законе о финансовых судах от 6 октября 1965 г. [5].

Следует отметить, что говорить о существовании налогового процесса позволяет не только наличие процессуально-правовой регламентации правоприменительной деятельности налоговых органов, но и осуществление данной деятельности в процессуальной форме, представляющей собой совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение какого-то определённого результата [6].

Однако, как справедливо отмечает Д.В. Винницкий, специфика российской правовой системы не позволяет непосредственно при разработке категории налогового процесса и совершенствовании правового регулирования налоговых процессуальных отношений базироваться на иностранном опыте, тем более что чёткие критерии для построения системы налоговых процедур и налогового процесса пока не разработаны и за рубежом. В связи с этим целесообразно проанализировать сложившееся в российском праве понятие «налоговый процесс» [7].

В отечественной науке существуют различные мнения по поводу содержания понятия «налоговый процесс»: налоговый процесс рассматривается в узком и широком смысле слова. В узком смысле содержание понятия «налоговый процесс» определяется как процедура особенного характера, призванная урегулировать отношения по применению мер налогово-правового принуждения и разрешению налогово-правовых споров. Характерной особенностью рассматриваемой концепции является то, что она признаёт тождественность понятия «налоговый процесс» понятиям «гражданский процесс» и «уголовный процесс». В широком понимании смыслом налогового процесса является достижение предусмотренного законом юридического результата, модель которого заложена в соответствующей материальной норме, оформленного в виде соответствующего юридического акта - закона, постановления, решения, акта органа исполнительной власти. Существует мнение, что налоговый процесс включает в себя налоговый правотворческий и налоговый правоохранительный процесс [8]. Высказываются мнения и о том, что в рамках процедурной концепции есть возможность найти компромисс между «широким» и «узким» подходами к пониманию юридического процесса вообще и налогового процесса в частности [9].

Не считая себя вправе формулировать «истину в последней инстанции», полагаем, что существование налогового процесса в его управленческом понимании, т. е. с точки зрения управленческой концепции, является объективной реальностью, причём налоговому процессу как форме правоприменительной деятельности присущи все признаки процесса юридического: властный характер деятельности лидирующего субъекта; регламентирование деятельности процессуальными нормами; всегда связан с реализацией закреплённых в материальных нормах прав и обязанностей; деятельность целевая, сознательная, ориентирована на достижение определённого юридического результата; имеет стадийный характер; его промежуточные и окончательные результаты всегда оформляются специальными процессуальными актами.

Таким образом, можно сказать, что налоговый процесс представляет собой урегу-

лированную процессуальными правовыми нормами деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти, состоящую в исследовании обстоятельств и решении индивидуально-конкретных дел в налоговой сфере, в ходе которой возникают, изменяются и прекращаются налогово-процессуальные правоотношения,

связанные с обеспечением субъективных прав и законных интересов налогоплательщиков (иных налогообязанных лиц) по информированию налогоплательщиков, исчислению и уплате налогов и сборов, контролю за данной деятельностью, обжалованию актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц, принудительным обеспечением исполнения ими налоговых обязанностей, а также привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый процесс по своей сущности наиболее сходен с административным процессом. Ведь правовое регулирование налоговых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения [10]. Видимо, поэтому и в советский период, и в настоящее время некоторые специалисты рассматривают налоговый процесс как составляющее административного процесса [11]. По нашему мнению, отождествление налогового процесса с частью административного процесса недопустимо.

Без сомнения, и это отмечается многими учёными [12], налоговый процесс обладает многими важнейшими признаками административного. Здесь и властный характер деятельности, и её жесткая регламентация правовыми нормами, наличие определённой цели и документальное оформление. Однако налоговый процесс отличается от административного по предметной характеристике регулируемых правоотношений: посредством налогового процесса обеспечивается реализация материальных налоговых отношений, являющихся исключительно имущественными по своему содержанию. В предмет регулирования налогово-процессуальных норм включается группа отношений, которая непосредственно закрепляет первичный этап формирования государственных и муниципальных денежных фондов за счёт налоговых

платежей, а также производные от них контрольные правоотношения и правоотношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Имущественный характер проявляется в том, что отношения складываются по поводу имущества - денежных средств в виде налогов. При этом налоговый процесс обеспечивает реализацию не просто имущественных налоговых правоотношений, но и обязательственных налоговых, каковыми являются правоотношения между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных органов по уплате налогов в добровольном порядке [13].

Административный процесс упорядочивает иные отношения, связанные с иными функциями государства [14]. В административном процессе всегда есть управомоченный орган или должностное лицо и обязанное лицо, соответственно. При этом ни о каком бы то ни было обязательственном характере административных правоотношений речи не идёт: отношения строятся на основе принципа власти-подчинения. В то время как взаимоотношения между налоговыми и иными уполномоченными органами и их должностными лицами, с одной стороны, и налогоплательщиками, налоговыми агентами, иными обязанными лицами - с другой, строятся на основе сочетания императивного и диспозитивного начал [15].

Отличие налогового процесса от административного наиболее ярко прослеживается в юрисдикционном (негативном) налоговом процессе. Различие проявляется в первую очередь по субъекту, уполномоченному её осуществлять во внесудебном порядке. В налоговой юрисдикции таким субъектом является только один орган государственной исполнительной власти - налоговый (его должностные лица) и в отдельных случаях таможенные органы (их должностные лица). В административной юрисдикции - это целая система исполнительных и правоохранительных органов (их должностных лиц). Административная юрисдикция как процессуальная категория служит в конечном итоге целям правоохраны, обеспечения стабильного правопорядка в сфере государственного управления [16]. Результатом административной юрисдикции является соответствую-

щее властное одностороннее воздействие в интересах защиты правопорядка, носящее принудительный карательный характер [17]. Что же касается целей и задач налогового процесса, то они гораздо шире включают в себя, наряду с защитой правопорядка, установленного законодательством о налогах и сборах, восстановление нарушенного права государства на часть имущества налогоплательщика в форме образовавшейся недоимки по платежу.

Ещё одной отличительной особенностью налогового процесса является его целостность и направленность на обеспечение исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности [18]. Что касается административного процесса, то он весьма неоднороден и направлен либо на организацию повседневной работы исполнительного аппарата, либо на обеспечение законных интересов юридических и физических лиц [19]. В связи с этим, в силу неоднородности, административный процесс может быть подразделен на управленческий процесс, административно-юрисдикционный процесс и административный процесс как форму осуществления правосудия [20].

Основное содержание налогового процесса составляют налогово-процессуальные нормы, налогово-процессуальные правоотношения и налогово-процессуальные факты, к которым относятся и сроки, и некоторые материальные нормы, не говоря уже о деяниях и актах, поскольку именно эти составляющие позволяют идентифицировать налоговый процесс и раскрыть его содержание [21].

Основные особенности налогово-процессуальных норм: высокая степень процес-суализации, выражающаяся в том, что в процессуальных нормах описываются не только порядок осуществления действий, способы их осуществления, но также и форма закрепления результатов этих действий; закрепление налогово-процессуальных норм в тех же источниках, что и материальных, а не в отдельном законе или кодифицированном акте; высокая степень их объективизации; категоричный характер и форма их реализации, поскольку предписания адресуются в основном органам налогового администрирования; они являются одной из гарантий соблюдения за-

конности и защиты имущественных прав налогоплательщиков в налоговых правоотношениях, отличающихся высокой степенью конфликтности в связи с тем, что в процессе их реализации происходит отчуждение части собственности налогоплательщика в пользу государства.

Анализ норм налогового права позволяет сказать, что налогово-процессуальные нормы регулируют две группы правоотношений:

- во-первых, - отношения в области налогового управления, возникающие между налогоплательщиками, иными налогообязанными субъектами и соответствующим органом исполнительной власти РФ - Федеральной налоговой службой в связи с исполнением первыми налоговой обязанности;

- во-вторых, - отношения в области налоговой юрисдикции, возникающие между налогоплательщиками, иными налогообязанными лицами и соответствующим органом исполнительной власти РФ, связанные с привлечением виновных к ответственности за совершение налогового правонарушения и обжалованием действий и бездействий налоговых органов и актов [22].

Налогово-процессуальные правоотно-

шения имеют все признаки, характерные для правоотношений вообще: они возникают, изменяются или прекращаются на основании правовых норм; представляют собой юридическую связь между конкретными субъектами, которая устанавливается через их субъективные права и обязанности; носят волевой характер; охраняются мерами государственного воздействия [23]. При этом материальные и процессуальные отношения находятся в неразрывной связи друг с другом, поскольку последние не могут существовать без первых и процессуальные правоотношения выступают служебными по отношению к материальным.

В то же время при сравнении материальных и процессуальных налоговых правоотношений выявляются следующие особенности: для возникновения процессуальных налоговых правоотношений необходимо одновременное наличие как материальных, так и процессуальных налогово-правовых норм; процессуальные налоговые правоотношения могут изменяться от стадии к стадии; нало-

гово-процессуальные отношения выступают как средство осуществления определённых материальных налоговых отношений; им характерно наличие особого субъективного состава и сложной структуры; они являются правовым механизмом правоприменительной деятельности налоговых органов; результатом процессуального налогового правоотношения выступает соответствующий акт налогового органа [24].

В теории права под юридическим фактом принято понимать конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В налоговых процессуальных отношениях в качестве юридических фактов выступают: соответствующее материальное налоговое отношение, юридически значимые процессуальные действия, юридические события, юридические состояния, процессуальные акты - документы. Однако для возникновения (изменения, прекращения) многих правоотношений необходимо наличие не одного, а нескольких взаимосвязанных юридических фактов -фактического состава, он же и определяет динамику налогово-процессуальных отношений [25].

В структуре любого юридического процесса, любой процессуальной формы принято выделять однородные требования, признаки, проявляющиеся во всех процессуальных формах деятельности органов государства. Данные требования отражаются понятиями процессуальные стадии и процессуальные производства, которые являются элементами процесса, охватывающими его содержание.

В теоретическом плане наиболее полную и глубокую научную разработку понятие «процессуальное производство получило в трудах В.М. Горшенева [26], Ю.И. Мельникова, С.Н. Олейникова [27], И.М. Погребного [28], В.И. Лайтмана [29]. Обобщая сформулированные указанными авторами точки зрения, под процессуальным производством следует понимать главный элемент юридического процесса, представляющий собой системное образование, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий, которые: а) образуют определённую совокупность процессу-

альных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязанностью с соответствующими материальными правоотношениями; б) вызывают потребности установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела; в) обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах - документах.

Среди учёных в области налогового права понятие «налоговое производство» базируется на тех наработках, которые были сделаны в области административного и юридических процессов. Существует несколько мнений относительно понятия «налоговое производство» [30].

По нашему мнению, налоговое производство - это урегулированная процессуальными нормами налогового права совокупность процессуальных действий, совершаемых в определённой последовательности уполномоченными государственными органами исполнительной власти с целью разрешения индивидуально-конкретного дела организации либо физического лица в налоговой сфере и образующих определённую совокупность налоговых процессуальных отношений, отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязью с соответствующими правоотношениями, юридический результат которого закрепляется в соответствующем процессуальном акте.

В налоговый процесс в основном включаются следующие производства:

- производство по налоговому контролю;

- производство по рассмотрению дел о налоговых правонарушениях и привлечении к налоговой ответственности;

- производство по спорам налогоплательщиков и жалобам на действия (бездействие) должностных лиц.

Так, например, в учебнике под редакцией А.Н. Козырина приводятся следующие налоговые производства, составляющие налоговый процесс:

- производства по налоговому контролю;

- производства по делам о налоговых правонарушениях;

- производство по жалобам и спорам в сфере налогообложения [31].

И.И. Кучеров, О.Ю. Судаков, И.А. Ореш-

кин выделяют следующие налоговые производства:

- производство по исполнению и обеспечению обязанностей по уплате налогов и сборов;

- налогово-контрольное производство;

- производство по делам о налоговых правонарушениях;

- производство по жалобам граждан на незаконные действия органов налогового администрирования и их должностных лиц [32].

Другим важным элементом налогового процесса являются процессуальные стадии, характеризующие его динамичность.

Под стадией процесса одни понимают динамическую, относительно замкнутую совокупность процессуальных действий или отношений, объединенных ближайшей целью; другие - порядок движения дела, установленный законом; третьи - поочередно сменяющие друг друга самостоятельные этапы, имеющие конкретные цели и задачи [33].

Для любой стадии юридического процесса обязательными являются следующие компоненты:

1) относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены действия участников процесса, объединяемые в той или иной стадии;

2) специфический состав действий, непременно включающий установление или анализ фактических обстоятельств, реализацию соответствующей юридической нормы для решения вопроса, дела и т. д.;

3) юридические документы, в которых отражаются и закрепляются итоги совершённых в данной стадии юридических действий [34].

Критериями отличия стадий друг от друга являются:

1) характер и формы процессуальной деятельности;

2) цели и задачи;

3) субъекты осуществления;

4) правовые последствия, конечные результаты процессуальной деятельности [35].

Таким образом, рассматривая стадийность налогового процесса, основываясь на приведённых позициях, можно определить стадию налогового процесса как относительно самостоятельную часть соответст-

вующего налогового производства, необходимую для достижения общего юридического результата. Для каждой стадии характерна своя особая цель, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели налогового производства. Процессуальные стадии следуют одна за другой; как правило, предыдущая подготавливает последующую. На каждой стадии специфичны состав субъектов налоговых правоотношений и их правовой статус, характер совершаемых действий и порождаемые ими юридические последствия, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения.

Подводя своеобразный итог всему вышеизложенному, можно сказать, что налоговый процесс характеризуется следующими признаками: 1) является самостоятельным видом юридического процесса, выступая как форма налогового правоприменения; 2) деятельность регламентирована процессуальными нормами налогового права; 3) служит реализации закреплённых в материальных нормах налогового права прав и обязанностей, направлен на достижение определённого юридического результата, заложенного в материальной налогово-правовой норме; промежуточные и окончательные результаты всегда оформляются процессуальными актами, предусмотренными нормами налогового права; складывается из системы налоговых производств.

Конфликтность налоговых правоотношений, связанных с односторонним перемещением доходов от налогоплательщика к государству, диктует повышенные требования к детальной формализации налогового процесса, их нормативной фиксации, строгому соблюдению на практике. Смысл существования налоговых законов состоит в их практическом воплощении, а эффективность осуществления материальных норм налогового права напрямую зависит от качества процессуальных норм [36].

1. См.: Малько А. В. Теория государства и права. - М. : Юристъ, 2005. - С. 224.

2. См.: Процессуальные нормы и отношения в советском праве (в «непроцессуальных» отраслях) / под ред. И. А. Галагана. - Воронеж, 1985. - С. 111.

3. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003. С. 133.

4. Ногина О. А. О налоговом и бюджетном процессах // Правоведение. Известия ВУЗов. -

2000. - № 5. - С. 88.

5. См.: Винницкий Д. В. Проблемы правового регулирования процедурных и процессуальных отношений в российском налоговом праве // Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права России: теория и практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции (17-18 апреля 2003 года). - Ч. 1. - Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 2004. - С. 92-93.

6. См.: Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 1972. -С. 190-191.

7. Винницкий Д. В. Налоговое процедурное право и налоговый процесс: проблемы становления // Законодательство. - 2003. - № 2.

8. Кузнеченкова В. Е. Налоговый процесс: теория и проблемы правоприменения. - М., 2002.

9. См.: Демин А. В. Налоговый процесс и налоговые процедуры: в поисках компромисса // Налоги (журнал). - 2010. - № 3. - С. 6-9.

10. См.: Ковалевская М. Ю. Административно -правовое регулирование налогообложения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. : РАГС, 2000. - С. 11.

11. См., напр.: Салищева Н. Г. К вопросу об административном процессе в СССР // Вопросы административного права на современном этапе. - М., 1963. - С. 136; Бахрах Д. Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. - 2000. - № 9. - С. 14.

12. См., напр.: Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / под ред. И. И. Кучерова. -М. : АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. - С. 95; Налоги и налоговое право : учебное пособие / под ред. А. В. Брызгалина. - М. : Аналитика-Пресс, 1997. - С. 262.

13. Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право

России (политический аспект). - М. :

Юристъ, 2003. - С. 153.

14. См.: Бахрах Д. Н. Административное право. -М., 1996. - С. 153-156; Козлов Ю. М. Сущность и виды административного процесса // Административное право : учебник / под ред. Ю. М. Коздова, Л. Л. Попова. - М., 1999. -С. 381; Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. - М., 1970. -С. 20; Сорокин В. В. Проблемы административного процесса. - М., 1968. - С. 71-72; Старилов Ю. Н. Административное принуж-

дение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный про-

цесс : учебное пособие. - Воронеж, 1993. -С. 65.

15. Подробнее см.: Гудимов В. И. Налоговый процесс // Финансовое право. - 2003. - № 5. -С. 24-25.

16. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1 Учебник. - М. : ТЕИС, 1995. - С. 261.

17. Иванова В. Н. Соотношение правовых категорий «налоговый процесс» и «налоговое производство» и особенности их реализации в Налоговом кодексе РФ // Юрист. - 2001. -№ 2. - С. 67.

18. Карасева М. В. Указ соч. - С. 153.

19. См.: Административное право : учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. - М., 2000.

- С. 393.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. См.: Махина С. Н. Административный процесс. - Воронеж, 2000. - С. 7-37.

21. См.: Копина А. А. Содержание налогового процесса // Финансовое право. - 2009. - № 1.

22. См.: Сухов М. В. Налоговый правоприменительный процесс в механизме реализации налогового законодательства (административно-правовое исследование) : дис. . канд. юрид. наук. - СПб., 2005. - С. 43-46.

23. См., например: Сорокин В. Д. Административно-процессуальные отношения. - Л., 1968.

- С. 3-7; Пауль А. Г. Процессуальные нормы бюджетного права. - СПб., 2003. - С. 134 и др.

24. См.: Сухов М. В. Налоговый правоприменительный процесс в механизме реализации налогового законодательства (административно-правовое исследование) : дис. . канд. юрид. наук. - СПб., 2005. - С. 47-49.

25. См.: Копина А. А. Содержание налогового процесса // Финансовое право. - 2009. - № 1; Сухов М. В. Налоговый правоприменительный процесс в механизме реализации налогового законодательства (административно -правовое исследование) : дис. . канд. юрид. наук. - СПб., 2005. - С. 60.

26. См.: Теория юридического процесса / под ред. В. М. Горшенева. - Харьков, 1985. -С. 90.

27. См.: Олейников С. Н. Общетеоретические

проблемы юридической формы : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Харьков, 1986. -С. 21.

28. Погребной И. М. Общетеоретические проблемы производств в юридическом процессе : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Харьков, 1982. - С. 8.

29. Лайтман В. И. Процедурно-процессуальнавя форма в деятельности общественных организаций СССР : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Харьков, 1982. - С. 7.

30. См.: Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Ореш-кин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / под ред. И. И. Кучерова. - М., 2001. - С. 94-95; Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). - М., 2003. - С. 149-151; Кикин А. Ю. Понятие и виды мер налогово-процессуального принуждения // Финансовое право. -2004. - № 5. - С. 40; Налоговые процедуры : учебное пособие / под ред. А. Н. Козырина. -М. : Норма, 2008. - С. 17; Макаренко Т. Н. Налоговый процесс и налоговое производство // Финансовое право. - 2002. - № 1. - С. 9.

31. См.: Налоговые процедуры : учебное пособие / под ред. А. Н. Козырина. - М. : Норма, 2008.

- С. 17.

32. См.: Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Ореш-кин И. А. Налоговый контроль и ответствен-

ность за нарушения законодательства о налогах и сборах / под ред. И. И. Кучерова. - М.,

2001. - С. 95.

33. См.: Панова И. В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации : дис. . д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 41.

34. См.: Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. - М., 1987.

- С. 165-166.

35. Галаган И. А. Сущность и общее назначение процессуальных норм и отношений в советском праве // Процессуальные нормы и отношения в советском праве (в «непроцессуальных» отраслях) / под ред. И. А. Галагана. -Воронеж, 1985. - С. 67.

36. Демин А. В. Налоговый процесс и налоговые процедуры: в поисках компромисса // Налоги (журнал). - 2010. - № 3. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.