Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ'

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожанчиков Олег Игоревич, Шалаев Илья Андреевич

Целью исследования является изучение содержания и направлений развития налогового контроля как фактора повышения эффективности налогового администрирования. На современном этапе налогового администрирования особое внимание уделено организации государственного налогового контроля в условиях формирования налоговых доходов бюджета региона. Авторы обосновывают значимость своевременного выявления проблем собираемости налогов и организации контроля за налоговыми доходами бюджета. Методология исследования: методической и теоретической основой данного исследования являются труды как российских, так и зарубежных исследователей, посвященные проблемам изучения налогового контроля. В результате установлено, что в ходе проведённого исследования выполнен качественный анализ динамики налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в консолидированный бюджет, на примере УФНС России по Орловской области, выявлены основные проблемы собираемости налогов и организации контроля за налоговыми доходами бюджета и представлены направления оптимизации работы УФНС России по сбору и администрированию налогов с целью достижения плановых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожанчиков Олег Игоревич, Шалаев Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL IN THE TAX ADMINISTRATION SYSTEM AND THE DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT

The purpose of the article is to study the content and directions of the tax control development to improve the efficiency of tax administration. A special attention is paid to the organization of state tax control in the context of the formation of tax revenues of the regional budget. The authors substantiate the importance of timely identification of tax collection problems and organization of control over tax revenues of the budget. The research methodology is based on both Russian and foreign researchers’ works devoted to the problems of tax control studying. As a result, the authors come to the conclusion that a qualitative analysis of the dynamics of taxes paid by taxpayers to the consolidated budget is carried out. The example of the Federal Tax Service of Russia in the Oryol Region, the main problems of tax collection and organization of control over tax revenues of the budget and directions for optimizing the work of the Federal Tax Service of Russia in collecting and administering taxes in order to achieve planned new indicators are presented.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ»

УДК336.225.673 001: 10.22394/2071-2367-2023-18-1-159-178

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

КОЖАНЧИКОВ Олег Игоревич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл,ул. Октябрьская, д. 12, е-mai¡: okozhanchikov@yandex.ru ШАЛАЕВ Илья Андреевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, ул. Октябрьская, д. 12, е-таП: viper18111988@yandex.ru

Аннотация. Целью исследования является изучение содержания и направлений развития налогового контроля как фактора повышения эффективности налогового администрирования. На современном этапе налогового администрирования особое внимание уделено организации государственного налогового контроля в условиях формирования налоговых доходов бюджета региона. Авторы обосновывают значимость своевременного выявления проблем собираемости налогов и организации контроля за налоговыми доходами бюджета.

Методология исследования: методической и теоретической основой данного исследования являются труды как российских, так и зарубежных исследователей, посвященные проблемам изучения налогового контроля. В результате установлено, что в ходе проведённого исследования выполнен качественный анализ динамики налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в консолидированный бюджет, на примере УФНСРоссии по Орловской области, выявлены основные проблемы собираемости налогов и организации контроля за налоговыми доходами бюджета и представлены направления оптимизации работы УФНС России по сбору и администрированию налогов с целью достижения плановых показателей.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, информационно-аналитическое обеспечение контрольной деятельности, налоговый потенциал

Цит.: Кожанчиков О.И., Шалаев И.А. Налоговый контроль как основа повышения качества налогового администрирования// Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Том 18. - №1. - С.159-178.

TAX CONTROL IN THE TAX ADMINISTRATION SYSTEM AND THE DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT

KOZHANCHIKOVO. I., Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management, branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: okozhanchikov@yandex.ru

SHALAEVI. A., Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management, branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: viper18111988@yandex.ru

Abstract. The purpose of the article is to study the content and directions of the tax control development to improve the efficiency of tax administration. A special attention is paid to the organization of state tax control in the context of the formation of tax revenues of the regional budget. The authors substantiate the importance of timely identification of tax collection problems and organization of control over tax revenues of the budget.

The research methodology is based on both Russian and foreign researchers' works devoted to the problems of tax control studying.

As a result, the authors come to the conclusion that a qualitative analysis of the dynamics of taxes paid by taxpayers to the consolidated budget is carried out. The example of the Federal Tax Service of Russia in the Oryol Region, the main problems of tax collection and organization of control over tax revenues of the budget and directions for optimizing the work of the Federal Tax Service of Russia in collecting and administering taxes in order to achieve planned new indicators are presented.

Keywords: tax administration, tax control, information and analytical support of control activities, tax potential

For citations: Kozhanchikov, O. I., Shalaev, I. A. (2023) Tax control in the tax administration system and the directions of its development // Central Russian Journal of Social Sciences. -Volume 18, Issue 1. - P.159-178.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность налогового администрирования в России в современных условиях является крайне важным вопросом. Снижение экономической активности населения и ограничение предпринимательской инициативы, вызванные пандемией, крайне негативно сказываются как на прибыльности бизнеса, так и на налоговых отчислениях в бюджеты разных уровней. Именно от эффективности работы налоговых органов зависит получение доходов в бюджетную сферу, а, следовательно, и благосостояние населения. В связи с данным аспектом, одной из приоритетных государственных задач является повышение эффективности налогового контроля в области администрирования и своевременного поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней регулирования.

В условиях нестабильной экономики возникает вопрос как об особенностях осуществления налогового контроля, так и о его реформе, связанной с введением временного моратория на его проведение. Особое значение приобретает внедрение в практику администрирования прогрессивных технологий налогового контроля. Выполнение данной задачи возложено на Федеральную налоговую службу и ее региональные подразделения.

Налоговый контроль выступает важным инструментом поддержки финансовой безопасности государства, в частности, в сфере налогового администрирования. Анализ последних исследований и публикаций по теме актуальных вопросов налогового контроля, как фактора эффективности налогового администрирования, находится в постоянном внимании ведущих отечественных и зарубежных ученых. Более того, современные задачи, поставленные перед налоговым контролем, гораздо масштабнее, чем фиксация фактов несоблюдения налогового законодательства, и включают в себя построение такой модели налогового администрирования, которая минимизирует возможность плательщика нарушать нормы Налогового кодекса России.

Проблемы собираемости налогов и организации налогового контроля

Стратегией устойчивого развития России до 2030 года предусмотрено повышение эффективности налоговой системы путем усовершенствования как системы налогообложения, так и обеспечения улучшения условий для ведения бизнеса. Актуальными проблемами на сегодня являются: повышение эффективности проведения налоговых проверок, снижение количества ошибок при их проведении и принятия мотивированных решений по их результатам; совершенствование существующих и разработка новых показателей оценки результатов налогового

контроля.

Ключевыми дестабилизирующими факторами, влияющими на эффективность налогового контроля, являются:

- отсутствие комплексных методов оценки и системного мониторинга контрольно-проверочной работы налоговых органов;

- несовершенное методическое обеспечение процедурных вопросов налогового контроля, низкий уровень его автоматизации;

- отсутствие подходов к гармонизации взаимоотношений участников контрольно-проверочного процесса;

- институциональные деформации и перекосы в отношении налоговой культуры, дисциплины и сознания налогоплательщиков вследствие роста налоговой нагрузки и транзакционных расходов в системе администрирования налогов.

Выявим основные проблемы собираемости налогов и организации контроля за налоговым потенциалом. В целях обеспечения стабильности и доходности бюджета необходимо достичь максимально возможного уровня налоговых поступлений, так как именно они составляют большую часть от всех доходов, поступающих в бюджетную сферу нашей страны. Между тем в практике взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов возникает большое количество проблем, которые приводят к уклонению налогоплательщиков от уплаты налогов в бюджет, к несвоевременному и неполному перечислению средств. Выявление данных фактов нарушения норм налогового законодательства приводит к необходимости реализации мер налогового контроля в отношении данных налогоплательщиков [2]. Представленные на рисунке 1 проблемы встречаются в контрольно-проверочной деятельности УФНС России по Орловской области и оказывают значительное влияние на объем поступающих в бюджеты налоговых доходов.

Основным глобальным недостатком действующей налоговой системы является то, что она носит преимущественно фискальный характер, что во многом усложняет реализацию регулирующей и стимулирующей функций налогообложения. Организация контрольно-проверочной деятельности со стороны налоговых органов развита недостаточно эффективно, что проявляется в большом проценте сокрытия доходов действующих экономических субъектов. При этом существующие налоговые льготы являются малоэффективными, а постоянно изменяющиеся нормы налогового законодательства не содействуют долгосрочным вложениям капитала и не приводят к росту экономических показателей [10]. В связи с этим вопрос повышения собираемости налогов в России носит открытый характер.

Рисунок 1 - Проблемы формирования налоговых доходов бюжетной системы

Figure 1 - Problems of formation of tax revenues of the budget system

Обозначенные проблемы формирования налоговых доходов бюджетной системы доказывают необходимость дальнейшего совершенствования действующей системы налогового контроля, ключевыми задачами которого должны стать: повышение бюджетной сбалансированности между доходами и расходами, развитие мер фискального федерализма и повышение справедливости и эффективности применяемых контрольно-проверочных налоговых методов.

Оценка организации государственного налогового контроля в условиях формирования налогового потенциала

Для более чёткого понимания раскроем организацию государственного налогового контроля в условиях формирования налогового потенциала. Организация налогового контроля представляет собой непрерывный

процесс применения налоговым органом контрольно-проверочных действий и методов, которые имеют определённый набор критериев, разные стадии и этапы проведения. По мнению Г. Н. Карташова, появляющиеся нормативно-правовые нормы в области регулирования взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков порождают новые формы организации и проведения контрольно-проверочной деятельности [5].

Процедура проведения государственного налогового контроля состоит из ряда последовательных этапов, которые носят характер цикличности и решают определённый круг задач, поставленных регулирующим органом.

В ходе проведённого исследования согласимся с мнением В. В. Тишаева, который выделяет следующие критерии, в соответствии с которыми формируются этапы реализации процедур налогового контроля:

- характерные принципы цикличности контрольно-проверочной деятельности;

- комплекс ежегодно изменяющихся нормативно-правовых норм, регулирующих вопросы налогового законодательства;

- изменение форм и применяемых методов налогового контроля;

- выполнение круга заданных конкретных задач и функций, которые присущи каждой стадии проверки;

- наличие взаимосвязей между этапами контрольно-проверочной деятельности [6].

В соответствии с выделенными критериями формируются следующие четыре этапа организации налогового контроля: процесс налогового консультирования налогоплательщиков - информационно-разъяснительная работа, направленная на повышение налоговой культуры; учётный этап, который заключается в подготовке необходимых форм отчётности для фиксирования полученных данных, формировании плана проверок, а также в поиске информации относительно постановки налогоплательщика на учёт в налоговые органы; информационно-аналитический этап включает в себя сбор данных о налогоплательщике с целью последующей проверки [9]; этап проверки (применение методов и способов контроля, проведение инвентаризации, выемка документов налогоплательщика и т. д.).

Среди дополнительных этапов часто реализуются: оперативно-разыскная работа; процедуры взыскания доначисленной задолженности по налогам и сборам; апелляционные и судебные разбирательства. Выделенные этапы проведения налогового контроля могут носить последовательный характер, а могут проводиться параллельно, что обусловлено непрерывностью контрольно-проверочной деятельности. Следует отметить,

что представленные этапы находятся в тесном взаимодействии с вспомогательными, так как оперативно-разыскная деятельность может быть реализована на каждом этапе: в рамках информационно-аналитического этапа проверяется информация о возможности осуществления налогоплательщиками незаконной предпринимательской деятельности, оцениваются факты уклонения от уплаты налогов; в рамках учётного этапа проводится работа по поиску данных о постановке на учёт по месту регистрации налогоплательщика; при непосредственной реализации проверочной деятельности могут быть выявлены факты криминального происхождения.

Грамотная организация системы налогового контроля формирует необходимые условия для устранения налоговых неточностей и ошибок, которые могут допускаться налогоплательщиками, что позволит произвести доначисления налогов в бюджетную сферу страны. Алгоритм осуществления налогового администрирования наглядно отражена на рис. 2.

Оценка динамики поступления налогов и сборов за предыдущие аналогичные периоды с учётом изменений налогового законодательства

Рисунок 2 - Алгоритм осуществления налогового администрирования Figure 2 - The algorithm of tax administration

Важнейшая цель налогового контроля на региональном уровне состоит в определении реальных объёмов изъятия на безвозмездной основе части ВРП в бюджетную сферу в разрезе ключевых налогов и сбо-

ров. Между тем организация процедуры налогового контроля на региональном уровне направлена на восполнение бюджетных средств за счёт выявления недоначисленных сумм налога в разрезе основных налогоплательщиков, а также на определение дальнейших путей совершенствования налогового механизма проверки. На одном из этапов налогового контроля производится проверка налоговых баз, с которых производилось исчисление сумм налогов.

Данная процедура включает в себя проверку на региональном и на федеральном уровне, что обусловлено разной направленностью уплаты платежей.

Назначение дополнительных проверочных процедур осуществляется по результатам полученного анализа фактического исполнения текущих налоговых обязательств, действующими налогоплательщиками оценивается потенциальная сумма следующих начислений в бюджет. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности получают ориентиры для среднесрочного налогового планирования.

По мнению В. А. Ильиной и А. И. Поваровой, проведение налогового контроля даёт обоснованную оценку потенциала региональных поступлений налогов в бюджетную сферу, при этом именно региональный бюджет выступает важнейшим звеном территориальной структуры, формирующей последующий бюджетный уровень [7]. Наибольшее значение имеет организация налоговых выездных проверок. Согласно ежегодно формируемой концепции планирования выездных налоговых проверок отбор потенциальных налогоплательщиков, попадающих под контроль, осуществляется на основании критериев риска, характеризующего вероятность наступления налогового правонарушения. В ходе планирования выездной налоговой проверки проверяющим органом осуществляется следующий комплекс мероприятий:

- формирование перечня налогоплательщиков, в отношении которых планируется проведение выездной налоговой проверки;

- конкретизация сроков реализации проверочных мероприятий;

- установление перечня налогов, в разрезе которых следует провести проверку;

- формирование перечня лиц, участвующих в выездной проверке налогоплательщика.

Все обозначенные процедуры преследуют достижение общей цели проверки, которая сводится к наиболее точному выявлению правонарушений в сфере налогообложения, что позволит доначислить в бюджет суммы налогов. Ежегодно в Федеральной налоговой службе формируется план выездных налоговых проверок.

Информационно-аналитическое обеспечение контроля в системе налогового администрирования Орловской области

Проводя анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона, необходимо раскрыть проблему информационно-аналитического обеспечения контроля за формированием налогового потенциала. Контрольная и надзорная деятельность УФНС России по Орловской области реализуется согласно утверждённой ФНС России стратегической карте 2020-2024 гг. [7]. На рисунке 3 отражена стратегическая карта УФНС России по Орловской области, сформированная исходя из базовых положений общей стратегической карты по осуществлению программы проведения государственного налогового контроля.

Стратегическая карта работы УФНС России по Орловской области

Направление Цель Задачи Мероприятия

тг XL л.

1. Контроль исполнения норм действующего законодательства Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах Активное противодействие фактам уклонения от уплаты налогов - Применение аналитических ин- струментов контроля; - передача данных между налоговыми органами в режиме онлайн

2. Контроль за работой системы досудебного урегулирования споров 0беспечение законности и обоснованности решения вопросов в досудебном порядке Повышение межведомственного взаимодействия - Повышение качества наличия доказательной базы; - работа по управлению с за- долженностью

3. Регулирование деятельности инспекции

Обеспечение законности в проведении внутреннего контроля и аудита

Профилактика нарушений в деятельности инспекции

4. Взаимоотношения инспекции и налогоплательщиков

5. Формирование открытого диалога между инспекцией и налогоплательщиками

1. Создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками обязательств по уплате

2. Формирование системы активного взаимодействия УФНС и налогоплательщиков

Расширение перечня сервисных услуг и повышение качества обслуживания

Повышение уровня электронного взаимодействия и удаленного доступа к сервису инспекции

Снижение административной нагрузки и упрощение процедур

Проведение комплекса рискориентированных мероприятий с учетом оценки надежности

- Действие сервиса интеллектуального виртуального помощника;

- работа механизма оценки качества обслуживания

- Разработка и утверждение новых форм электронной отчётности,

представляемой в УФНС;

- налаживание системы электрон-

ного документооборота

Совершенствование процедур государственной регистрации

Оптимизация управленческого процесса учёта и регистрации налогоплательщиков, повышение информационной открытости

Рисунок 3 - Блок-схема «Стратегическая карта контрольно-проверочной работы УФНС России по Орловской области»

Figure 3 - Block diagram of the Strategic map of the control and verification work of the Federal Tax Service of Russia for the Orel region

Анализ динамики налогов, уплачиваемых в консолидированный бюджет налогоплательщиками УФНС России по Орловской области

Налоговая политика конкретного региона является одним из элементов, входящих в общую систему государственной налоговой политики, которая заключается в соблюдении всех правил и норм федерального и регионального законодательства в области налогообложения. Сам процесс реализации налоговой политики на региональном уровне определяет механизмы управления налоговой системой и способы организации контрольно-проверочной деятельности налоговых органов. При формировании налоговой политики региона в целях реализации мероприятий налогового контроля необходимо учитывать два стратегически важных момента: суть первого сводится к стремлению сохранить величину номинальной налоговой нагрузки при установлении сбалансированности бюджетной сферы; суть второго заключается в повышении результативности и эффективности функционирования системы налогообложения через формирование единообразного характера налоговых ставок и совершенствование механизма предоставления субсидий и налоговых льгот хозяйствующим экономическим субъектам. В усложняющихся экономических условиях, обусловленных различными внешними вызовами, возросла необходимость и целесообразность выстраивания налоговой политики в направлении решения возникших проблем в области повышения экономического роста, среди которых можно обозначить: снижение производственной и предпринимательской активности, сокращение инвестиционной активности в регионах РФ и ослабление развития инновационного производства. Обозначенные аспекты позволяют сформировать стратегическую цель региональной налоговой политики - повышение финансово-хозяйственного регионального потенциала за счёт повышения доходов функционирующих экономических субъектов при условии сохранения темпов экономического роста и стимулирование инвестиционной активности посредством реализации налоговых мероприятий [8].

Основные направления разработки и использования инструментов региональной налоговой политики выстраиваются в соответствии с действующими положениями и принципами функционирования системы налогообложения на уровне субъектов РФ.

Формирование налоговой политики на региональном уровне ориентировано на поддержание достаточного уровня налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с расчётом на среднесрочную перспективу дальнейшего развития с учётом поддержания сбалансированности регионального бюджета.

Шохин С.О., Шашкова А.В. и Кудряшова Е.В. поясняют, так как налоги выступают одним из важнейших составляющих доходов бюджета, особое внимание со стороны специалистов и налоговых работников должно уделяться выстраиванию грамотной политики администрирования и применению налоговых льгот [10].

Для более детального анализа проблем в области налоговой политики разберем пробелы, которые возникают на практике при организации налогового контроля. На первом этапе целесообразно провести анализ налоговых поступлений и особенности учёта налогоплательщиков в Орловской области. Для анализа налоговых поступлений и особенностей учёта налогоплательщиков в Орловской области на первом этапе необходимо:

- определить долю налоговых доходов в ВРП Орловской области;

- изучить динамику объёма поступлений налогов и сборов региона в бюджетную систему РФ, структуру налоговых поступлений;

- более детально проанализировать объём и структуру уплаченных налогов в связи с применением специальных режимов в Орловской области.

Выявление доли налоговых налогов в связи с применением специальных налоговых режимов в общем объёме налоговых доходов позволит сделать вывод о деятельности и активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализ динамики количества функционирующих и прекративших свою деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе КФХ, позволит определить уровень развития хозяйствующих субъектов и темпов экономики в регионе. В целом анализ финансовых результатов организации региона позволит выявить тенденции, сложившиеся в рамках деятельности налогоплательщиков, и возможности по-полняемости бюджетной системы РФ. На основании данных об объёме ВРП Орловской области и объёме налоговых поступлений рассчитаем долю налоговых поступлений в ВРП региона, результаты представим в табл.1.

Таблица 1 - Динамика доли налоговых поступлений в ВРП Орловской области в 2019-2021 гг.

Table 1 - Dynamics of the share of tax revenues in the GRP of the Orel region in 2019 - 2021

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

2020 г./ 2019 г. 2021 г./ 2020 г.

ВРП, млн руб. 266 655,6 284 470 284 510 106,7 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговые доходы, тыс. руб. 27 120 291 30 113 863 39 974 138 111,0 132,7

Доля налоговых поступлений в ВРП Орловской области, % 10,2 10,6 14,1 104,1 132,7

Источник: Орловская область в цифрах. 2010, 2015, 2019-2021: краткий стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. - Орёл, 2022. - 155 с

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что при имеющейся постоянной положительной динамике роста как налоговых доходов, так и ВРП региона доля налоговых поступлений в нём увеличивается. Это свидетельствует о росте налогового потенциала Орловской области и повышении значимости эффективной работы налоговых органов для формирования бюджетной системы страны в целом.

Основываясь на отчётах о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (форма №1-НМ) за 2019-2021 гг., опубликованных на официальном сайте Федеральной налоговой службы, можно провести анализ объёма поступлений налогов и сборов Орловской области в бюджетную систему РФ (табл.2).

Таблица 2 - Динамика объема поступлений налогов и сборов Орловской области в бюджетную систему РФ в 2019-2021 гг.

Table 2 - Dynamics of the volume of taxes and fees of the Orel region to the budget system of the Russian Federation in 2019 - 2021

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

2020 г./ 2019 г. 2021 г./ 2020 г.

Налоговые доходы, всего 27 090 935 30 092 754 39 922 214 111,1 132,7

Налоги на прибыль, доходы, в т. ч. 15 579 813 16 127 698 22 000 921 103,5 136,4

- налог на прибыль организаций 5 337 683 5 066 271 9 448 649 94,9 186,5

- НДФЛ 10 242 130 11 061 427 12 552 272 108,0 113,5

НДС 5325009 7 395 953 9 973 923 138,9 134,9

Акцизы на подакцизным товарам, производимым 52 603 45 337 58 009 86,2 128,0

Налоги на продукцию, ввозимую на территорию РФ 441 779 486 784 715 536 110,2 147,0

Налоги на имущество 3 499 666 3 810 583 4 172 818 108,9 109,5

НДПИ 40 971 41 952 50 089 102,4 119,4

Налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам 1 993885 2 039 249 2817385 102,3 138,2

Прочие 157 209 145 198 133 533 92,4 92,0

Источник: Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области - http://www.r57.nalog.ru

Согласно данным таблицы 2 общая сумма налоговых доходов ежегодно увеличивается: в 2020 г. по сравнению с 2019 г. они увеличились всего на 11,1 %, а в 2021 г. - еще на 32,7 %.

Таким образом, налоговые доходы Орловской области увеличились с уровня 27 090 935 тыс. руб. до уровня 39 922 214 тыс. руб. На это повлияло изменение объемов уплаченных налогов. При этом в 2020 г. значительно увеличились суммы налога на прибыль, акцизов и налогов, относящихся к специальным налоговым режимам.

Однако в 2020 г. отмечается сокращение поступлений налогов на прибыль налогоплательщиков и акцизов.

Равномерный рост в течение всего анализируемого периода отмечается по налогам на имущество, НДФЛ и НДС.

Отдельного внимания заслуживает динамика по налогам, относящимся к специальным налоговым режимам.

В 2020 году в целом во всех регионах страны наблюдалась кризисная ситуация в связи с распространением коронавирусной инфекции: были введены ограничения на осуществление деятельности торговых организаций, культурно-развлекательных центров и т. д. Однако данная ситуация не привела к снижению налоговых поступлений в бюджет, что было обусловлено продолжением функционирования организаций в удалённом режиме. В целом в данный период времени наблюдался рост цен на продовольственные товары, товары первой необходимости и на медицинские лекарства и обслуживание. Таким образом, по итогам завершения 2020 года в консолидированный бюджет РФ поступило около 13 млрд рублей, перечисленных налогоплательщиками города Орла и Орловской области.

Значительный рост налоговых поступлений от предприятий и организаций, находящихся на УСН, обусловлен повышением спроса на потребительском рынке, а также в сфере услуг, транспорта и связи. Среди отраслей области наиболее крупными налогоплательщиками остаются предприятия промышленного сектора, торговли, строительные организации и агентства недвижимости, финансовые организации и банки, а также организации по транспортным перевозкам и связям [7].

В связи с представленными данными можно сделать общий вывод о том, что региональный продукт города Орла и Орловской области в большей степени формируется за счёт обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли и транспортной сети.

На территории города Орла наибольшая часть зарегистрированных налогоплательщиков приходится на предприятия и организации частной

формы собственности, остальная часть включает в себя социальную инфраструктуру города и сферу услуг. При этом следует отметить, что контроль над зарегистрированными на территории города налогоплательщиками (в большей степени это организации, относящиеся к торговой и обслуживающей сфере деятельности, индивидуальные предприниматели) осуществляет УФНС по Орловской области, в которой они стоят на учёте.

По официальным данным, представленным на сайте УФНС по Орловской области, в апреле 2021 года число зарегистрированных российских организаций достигло 7614, индивидуальных предпринимателей - 7849 и физических лиц - 385 545 человек. Рост числа индивидуальных предпринимателей обусловлен распространением действия социального контракта, который включает в себя поддержку начинающих предпринимателей в виде выделения дополнительных субсидий и льгот на развитие.

Следует отметить сокращение суммы поступившего НДС, что было связано с применением налогоплательщиками разнообразных налоговых вычетов. Повышение суммы НДФЛ обусловлено рядом проведённых налоговой инспекцией камеральных проверок, в результате которых были начислены к уплате дополнительные суммы НДФЛ. Также следует отметить увеличение суммы поступлений по УСН, что было связано с переходом многих организаций на специальный режим налогообложения.

Одной из приоритетных задач, стоящих на сегодняшний день перед контролирующим налоговым органом, является повышение эффективности проведения процедур налогового администрирования и повышение качества работы аналитического отдела, а также координация усиленного взаимодействия аналитического и контрольного отделов. В связи с ухудшением экономической ситуации применяемые методы организации аналитической работы инспекции не позволяют в полной степени оценить реальную налоговую базу и спрогнозировать будущую сумму налоговых доходов бюджета. При этом адекватная оценка налоговых обязательств, возложенных на зарегистрированных налогоплательщиков, позволяет выстроить дальнейший сценарий развития и планирования контрольных мероприятий в части усиления процедур налогового администрирования. Направления оптимизации работы УФНС России по Орловской области по сбору и администрированию налогов с целью достижения плановых показателей

Раскроем направления оптимизации работы УФНС России по Орловской области по сбору и администрированию налогов с целью достижения плановых показателей. Одной и основных функций органов государственного налогового контроля является реализация мероприятий

налогового контроля и надзора за соблюдением требований налогового законодательства. Среди основных налоговых принципов по сбору и администрированию налогов необходимо выделить такие, как справедливость, предсказуемость и эффективность. Принцип справедливости заключается в соблюдении равенства всех участников налогового процесса перед законом. Принцип предсказуемости основан на своевременной и достоверной оценке реакции налогоплательщика на разнообразные налоговые модели. Принцип эффективности направлен на получение максимально возможных результатов при минимальных затратах. Таким образом, прирост налоговых поступлений в государственную бюджетную систему должен обеспечиваться за счёт увеличения числа налогоплательщиков, которые добросовестно и в полном объёме погашают исчисленные налоговые обязательства. Этому должно способствовать повышение налоговой культуры налогоплательщиков.

Рассмотренные принципы по сбору и администрированию налогов определяют основные направления контрольно-проверочной работы налоговых органов. Оценка проделанной работы контролирующих органов ФНС производится по итогам прошедшего отчётного периода. Отдельное внимание отводится сравнению фактически поступивших налоговых платежей с планируемыми значениями поступлений. Это доказывает необходимость дальнейшего совершенствования налогового планирования на региональном уровне регулирования, которое должно быть направлено на сокращение потенциальных потерь из бюджета. При этом обязательной частью налогового планирования выступают процессы анализа, мониторинга и прогнозирования основных налоговых показателей [1; 4].

Эффективность проводимых процедур налогового анализа должна базироваться на использовании определённых налоговых инструментов, среди которых наиболее распространёнными являются комплексы программно-информационной направленности [9]. На сегодняшний день происходят дальнейшие процессы совершенствования действующей автоматизированной информационной системы «Налог-3».

Следует отметить большое количество подаваемых налоговых деклараций, введение которых в информационную систему «Налог -3» производится с помощью налогового автомата с применением двухмерного штрихкода.

Налогоплательщики при заполнении налоговых деклараций

должны использовать современные программные средства, которые позволят сформированным налоговым данным встроиться в бухгалтерский комплекс.

Многие эксперты предлагают сократить объём представленных налоговых данных, содержащихся в декларациях. В частности, данный вопрос относится к заполнению налоговой декларации по НДС, который планируется сократить в двойном размере. Это позволит не только решить проблему, связанную с вводом большого количества информации в единую систему, но и оптимизировать работу инспекций.

Одной из первостепенных задач УФНС России по Орловской области является повышение качества предоставляемых налогоплательщикам налоговых услуг.

Большое внимание со стороны налоговых органов уделяется совершенствованию работы в рамках администрирования доходов. На рис.4 представлены направления по улучшению процесса администрирования доходов.

В целях упрощения взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков начал свою работу институт «единого налогового платежа», суть которого сводится к значительному упрощению осуществления расчётов налогоплательщиков с бюджетом: оплата налоговых платежей реализуется через формирование одного платёжного поручения без уточнения таких реквизитов, как вид налога, срок уплаты и принадлежность к бюджетной системе РФ. Перечисленные в бюджет суммы должны будут списываться в зачёт имеющейся у налогоплательщика задолженности, что также позволит создать наиболее комфортные условия для исполнения налоговых обязательств.

Одно из выделенных направлений повышения качества налогового администрирования заключается в развитии налогового мониторинга посредством уменьшения пороговых требований по попаданию налогоплательщиков под данный вид контроля. Это поспособствует расширению перечня потенциальных участников мониторинга, а также позволит расширить сферу информационного взаимодействия между всеми участниками налогового процесса, а также приведёт к снижению административной нагрузки [4; 5].

Дальнейшее развитие электронной системы документооборота предполагает поэтапный переход к электронному формату работы в первую очередь с физическими лицами. Получение налоговых уведом-

лений в электронном формате на сегодняшний день делает контрольно-проверочную деятельность налоговой службы более прозрачной и позволяет сократить временные сроки предоставления налогоплательщиком запрашиваемых документов.

Рисунок 4 - Направления по повышению качества налогового администрирования

Figure 4 - Directions for improving the quality of tax administration

Отдельное внимание следует уделить урегулированию вопросов в сфере налогообложения цифрового формата валюты и проведению налогового контроля в области ее оборачиваемости на рынке [10].

На сегодняшний день в налоговых инспекциях ведется активная информационная работа с налогоплательщиками посредством организации различных семинаров, куда должны привлекаться руководители

экономических субъектов или отдельные их подразделений. Помимо этого, в УНФС России Орловской области используется целый ряд специализированных программных продуктов, которые позволяют оптимизировать работу инспекции вобласти сбора и администрировани налоговых платежей. Среди основных требований к проведению информационной работы в УНФС России по Орловской области следует обозначить такие, как: своевременность предоставления информации для налогоплательщиков городской инспекции, наглядность данных, четкость и актуальность излагаемого материала, а также его качество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы налогового контроля всегда были в эпицентре внимания, поскольку они находятся на стыке интересов Государственной налоговой службы России, которая стремится средствами контроля повлиять на состояние соблюдения налогового законодательства и путем утверждения идеи неотвратимости наказания за налоговые правонарушения влиять на фискальное сознание плательщиков. В то же время, налогоплательщики стремятся минимизировать свои налоговые расходы и всячески используют методы и способы оптимизации налогообложения и налогового маневрирования. В условиях сложной экономической ситуации, органам Государственной налоговой службы России особое внимание следует уделять вопросам налогового контроля, но также важно следить за тем, чтобы налоговый контроль не превратился в фискальный инструмент государства.

Оценка деятельности налоговых органов в Орловской области в рамках работы УФНС Орловской области свидетельствует о том, что объём работы по администрированию налогов в бюджетную систему РФ у налоговых органов региона увеличивается. При этом нельзя не отметить отрицательную динамику общего количества налогоплательщиков действующих в Орловской области, которое привело к финансовому оздоровлению общей бизнес-структуры региона, сокращению доли убыточных организаций и росте прибыльных. Это привело к увеличению налоговых поступлений как в целом в регионе, так и на одного налогоплательщика. Также необходимо отметить эффективность деятельности УФНС по Орловской области в рамках собираемости налогов, результативности контрольной работы, активности налоговых органов в рамках реализации своих направлений деятельности как исполнительного органа государственный власти при реализации налоговой политики как государства целом, так и региона в частности.

В этой связи следует отметить, что вопросы исполнения налоговых обязательств — это взаимоотношения двух сторон: с одной стороны государства, с другой - налогоплательщика. Соответственно вопрос налогового контроля нужно также рассматривать с обеих сторон, учитывая интересы всех взаимосвязанных участников налоговых правоотношений. Рассматривая данную функцию только лишь, с одной стороны, нарушаются права налогоплательщиков, без которых в бюджет не получал бы налоговые доходы.

Совершенствование инструментов и техники налогового контроля позволит своевременно принимать управленческие решения, направленные на легальное сокращение налоговых обязательств путем проведения оптимизации налогообложения, что позволит не только контролировать и сокращать налоговые риски, но и находить резервы для легального сокращения налоговых обязательств и отвлечение денежных средств хозяйствующих субъектов из воспроизводственного цикла в форме величины уплачиваемых налогов.

Библиография/References:

1. Rodrigo Orm [eno-Pérez, Lynne Oats (2022) Implementing problematic tax regulation: Hysteresis and bureaucratic revolutionaries within tax administrations // The British Accounting Review DOI.org/10.1016/j.bar.2022.101147.

2. Duccio Gamannossi degl'Innocenti, Rosella Levaggi, Francesco Menoncin (2022) Tax avoidance and evasion in a dynamic setting //Journal of Economic Behavior & Organization. - Vol. 204 P. 443-456 DOI:org/10.1016/j.jebo.2022.10.028

3. Shuya Zhou, Peiyan Zhou, Hannah Ji (2022) Can digital transformation alleviate corporate tax stickiness: The mediation effect of tax avoidance //Tech-nological Forecasting and Social Change. - Vol. 184. DOI:org/10.1016/j.tech-fore.2022.122028.

4. Барановская, А.О. Мониторинг как форма государственного финансового контроля / А.О. Барановская / / Актуальные проблемы управления экономикой региона. - Киров: ООО «Издательство «Аверс», 2019. - С. 339343. - EDN SIQLYA.

5. Карташова Г.Н. К вопросу о разработке методики оценки эффективности работы налоговых органов // Налоговый вестник. - 2017. -№ 11. - С. 12-15. DOI: 10.24891/ea.16.4.746

6. Тишаев, В.В Инновационные технологии в сфере налогового контроля/ В.В. Тишаев//Экономика и предпринимательство. -2020. -№5 (118).- С. 135-142. DOI: 10.34925/EIP.2020.118.5.025

7. Шалаев, И.А. Анализ российской практики информационного обеспечения инновационной деятельности финансово-кредитных организаций вобласти облачных технологий / И.А. Шалаев //Международная экономика. -2021. -№ 3. -С. 219-231. DOI: 10.33920/vne-04-2103-05

8. Ilyin, V.A., Povarova, A.I. Consolidated taxation and its consequences for regional budgets (2019) Economy of Region, 15 (1), pp. 70-83. - DOI: 10.17059/2019-1-6

9. Lyapina, I.R. Priorities of using the new information and communication technologies in modern economy/ I.R Lyapina //Advances in Intelligent Systems and Computing. -2019. -Т. 726. -С. 449-455. DOI: 10.1007/978-3-319-90835-9_53 (Scopus)

10. Shokhin, S., Kudryashova, E., Shashkova, A. Taxing digital economy the end of optimism (2021) Mezhdunarodnye Protsessy, 19 (2), pp. 139-150. DOI: 10.17994/IT.2021.19.2.65.6

4. Baranovskaia, A.O. (2019) Monitoring kak forma gosudarstvennogo fi-nansovogo kontrolia [Monitoring as a form of state financial control] / / Ak-tual'nye problemy upravleniia ekonomikoi regiona [Actual problems of economic management of the region]. - Kirov: OOO «Izdatel'stvo «Avers», 2019. -P. 339-343. - EDN SIQLYA. (In Russ.)

5. Kartashova, G.N. (2017) K voprosu o razrabotke metodiki otsenki effek-tivnosti raboty nalogovykh organov [On the issue of developing a methodology for assessing the effectiveness of the work of tax authorities] / / Nalogovyi vest-nik [Tax Bulletin]. - № 11. - P. 12-15. DOI: 10.24891/ea.16.4.746 (In Russ.)

6. Tishaev, V.V (2020) Innovatsionnye tekhnologii v sfere nalogovogo kontrolia [Innovative technologies in the field of tax control] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Entrepreneurship]. - № 5 (118).- P. 135142. DOI: 10.34925/EIP.2020.118.5.025 (In Russ.)

7. Shalaev, I.A. (2021) Analiz rossiiskoi praktiki informatsionnogo obespecheniia innovatsionnoi deiatel'nosti finansovo-kreditnykh organizatsii voblasti oblachnykh tekhnologii [Analysis of the Russian practice of information support of innovative activities of financial and credit organizations in the field of cloud technologies] // Mezhdunarodnaia ekonomika [International Economics]. -№ 3. - P. 219-231. DOI: 10.33920/vne-04-2103-05 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.