Научная статья на тему 'Налоговый контроль. Изучение зарубежного опыта'

Налоговый контроль. Изучение зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОРРУПЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

В данной статье отмечается, что на пути развития финансовой системы, органичной составляющей которой является налоговая система, имеется достаточно много проблем, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, разрешить которые в полном объеме пока не удается. В настоящее время как никогда актуальна проблема обеспечения стабильности налоговой системы, кроме того, первостепенное значение имеет совершенствование налогового администрирования, составной частью которого является налоговый контроль, реализуемый в различных формах и с помощью достаточно разнообразных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль. Изучение зарубежного опыта»

УДК 338.43

Абакарова Рабият Шамсудиновна

преподаватель кафедры налогов и налогообложения

Дагестанского государственного института

народного хозяйства

abakarovarabiyat@mail. ru

Rabiyat Sh. Abakarova

Lecturer of the Taxes and Taxation Department,

Dagestan State Institute of National Economy

abakarovarabiyat@mail. ru

Налоговый контроль. Изучение зарубежного опыта Tax control. Studying foreign experience

Аннотация. В данной статье отмечается, что на пути развития финансовой системы, органичной составляющей которой является налоговая система, имеется достаточно много проблем, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, разрешить которые в полном объеме пока не удается. В настоящее время как никогда актуальна проблема обеспечения стабильности налоговой системы, кроме того, первостепенное значение имеет совершенствование налогового администрирования, составной частью которого является налоговый контроль, реализуемый в различных формах и с помощью достаточно разнообразных методов.

Ключевые слова: налоговый контроль, коррупция, налоговые органы, налоговая политика, безопасность, налоговая система, администрирование, финансы

Annotation. During the development of financial system whose main component is tax system, thake are many problems arisen as internal and external factors which don' t manage to solve now. Nowadays is very actual the problem of securiting the stability of tax system, also the improving tax edmi nistrating, has a paramount meaning, its main composition is tax control, realiring in different forms and with helping of various methods.

Key-words: tax control, corruption, tax organs, tax policy, security, tax system, administration, finance.

Организация эффективной системы налогового контроля является важным фактором успешности модернизации российской экономики, что объясняется значимостью налогов для формирования денежных фондов, обеспечивающих функционирование публичной власти. Налоговый контроль следует рассматривать как органическую составляющую государственного финансового контроля, который является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием

успешного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. При этом специфика налогового контроля состоит в том, что сфера его применения более узкая. Если объектом государственного финансового контроля являются денежные отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов на всех уровнях материального производства и нематериальной сферы в различных звеньях финансовой системы, то объектом налогового контроля являются налоговые отношения, их экономическая и правовая основа.

Налоговый контроль, как составной элемент системы управления, является необходимым условием достижения общественной эффективности налоговых отношений, обеспечивая обратную связь налогоплательщиков как с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администрациями), так и с государственными органами, принимающими решения по вопросу установления новых и изменения условий взимания действующих налогов. При этом налоговый контроль - не только завершающая стадия управления налогообложением, его результаты следует рассматривать и как отправную точку очередного цикла распределительных отношений по поводу формирования централизованных денежных фондов, и как один из факторов устойчивости бюджета, достигаемой за счет стабильного прироста налоговых доходов [4].

Налоговый контроль характеризуется двойственностью содержания. Она обусловлена тем, что налоговый контроль, с одной стороны, является способом реализации присущего налогам априорно (как ведущей форме распределительных отношений) контрольного содержания, т. е. возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги - это принудительные денежные отношения. Налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов. Налоговый контроль функционирует в жестких правовых рамках и носит государственно-властный характер, что вызвано особыми отношениями с юридическими и физическими лицами по поводу уплаты налогов в государственную казну, их императивной, принудительной направленностью.

Цели, определяемые при осуществлении налогового контроля, должны соответствовать тем задачам, которые ставит государство перед всей налоговой системой. О важности развития налоговой системы говорить не стоит. В современном обществе государство берет на себя обязанность осуществлять комплекс многосторонних мер, которые направлены на достижение максимального уровня государственных финансов [1]. В этой связи следует признать, что развитие налоговой системы предполагает активизацию налогового контроля и повышение его результативности, сосредоточение ресурсов налоговых органов на ключевых сферах потенциальных налоговых нарушений. Однако развитие налогового контроля

само по себе не может дать того эффекта, который ожидает государство в области увеличения налоговых доходов. Без решения проблемы взаимной ответственности налогоплательщика и государства, без согласования их интересов, усилия налогового администрирования будут безрезультатны. Эффективность налогового контроля может быть обеспечена соблюдением базовых принципов налогообложения, а также осуществлением налоговой политики с учетом бюджетных приоритетов и упорядочения государственных расходов.

Налоги без контроля - ничто. Поэтому во всех странах власти неустанно заботятся об укреплении налогового контроля.

В развитых странах давно создана и успешно функционирует тщательно продуманная система фискального контроля за доходами и приростом состояний физических лиц, которая позволяет поддерживать налоговую дисциплину не прибегая к карательным мерам [2].

Налоговые органы должны адаптироваться к меняющейся экономике, повышать эффективность налогового контроля и совершенствовать его процедуры, выявлять резервы увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшать налоговую дисциплину.

На сегодняшний день налоговые органы не могут обеспечивать всесторонний контроль правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налоговых платежей в бюджет, к тому же существуют лазейки для уклонения от уплаты налогов, поэтому необходимо:

- усовершенствовать нормативно-правовую базу налогообложения и налогового контроля для оперативного перекрытия возможных источников возникновения налоговых нарушений;

- внедрить новые информационные и образовательные технологии в процесс подготовки кадров инспекций ФНС;

- ввести соответствующую систему поощрений для сохранения качественного состава инспекций и повышения заинтересованности ее сотрудников в результатах своего труда.

Данные мероприятия по совершенствованию налогового контроля будут способствовать стабильному поступлению налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также выполнению своей работы налоговыми органами на более высоком уровне [3].

В своей работе налоговые органы всех развитых стран полагаются не только на свои возможности, но и на активное содействие со стороны населения. Обратимся опять же к опыту США. Если там у кого-то есть подозрения, или кому-то стало известно о каких-либо нарушениях налогового законодательства, то об этом сообщают налоговым органам.

Некоторые добровольные информаторы могут при этом рассчитывать на премию, составляющую до 10% от суммы доначисленного налога.

Еще одно обстоятельство связано с тем, что именно налоговые органы, благодаря уникальной системе сбора финансовой информации о налогоплательщиках, превратились в эффективный инструмент борьбы вообще против всякой преступности. Действительно, подавляющее

большинство всех серьезных преступлений совершается из-за экономической выгоды, а получение выгоды в любом ее виде, и ее недекларирование перед налоговыми органами (не говоря уже о неуплате положенного налога) само по себе является серьезным налоговым правонарушением.

Практически все развитые страны широко и последовательно применяют любые меры по выявлению в налоговых целях реальных доходов и иных активов своих налогоплательщиков. Кроме того, активно развивается международное сотрудничество между налоговыми органами, в том числе благодаря многостороннему соглашению об обмене информацией между ними. Что характерно, к таким информационным обменам подключаются и страны с особыми «строгостями» в отношении охраны банковской тайны и финансовых активов нерезидентов (страны с «офшорными режимами»).

На основании выше изложенного можно сделать выводы: в современных условиях развития экономики в качестве основных направлений совершенствования налоговой политики России является повышение эффективности контрольной работы налоговых органов, на которых возложена основная нагрузка по исполнению законодательства о налогах и сборах. В целях обеспечения выполнения контроля за соблюдением налогового законодательства налоговые инспекции целенаправленно на постоянной основе должны осуществлять мероприятия по усилению налогового контроля в системе налогового администрирования.

Зарубежный опыт государственного налогового контроля широко изучался законодателями нашей страны, специалистами Минфина РФ и Федеральной налоговой службой с целью его использования в законотворчестве и практического применения.

В России полномочия налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок были серьезно ограничены (в частности ограничена возможность истребования документов у налогоплательщика при проведении камеральных налоговых проверок, запрещено повторное истребование документов и др.).

У налоговых администраций ряда стран - участниц ОЭСР имеются значительные полномочия, позволяющие им проводить камеральные налоговые проверки эффективно. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций (органов статистики, монопольных перевозчиков и пр.), обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Швеции, Норвегии при проведении камеральных проверок любых деклараций у налогоплательщика можно истребовать первичные документы (в Российской Федерации - только в случае, если сумма вычетов по декларации по НДС превысила сумму исчисленного налога). В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов

налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок.

В США, Великобритании, Германии, Канаде налоговые органы могут проводить оперативно-розыскную деятельность.

Наличие в российском законодательстве подобных мер контроля позволит снизить объем получаемых от налогоплательщиков документов в бумажном виде, уменьшить число мошеннических схем и в конечном итоге приведет к своевременному поступлению платежей в бюджетную систему и повышению эффективности налогового

администрирования. Необходимо соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, необходимо снижать давление на добросовестных налогоплательщиков, с другой - не допускать сознательного уклонения от уплаты налогов. Поэтому сегодня налоговые органы выходят на проверки к налогоплательщикам только в том случае, если в их действиях просматриваются признаки схем уклонения от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств [5].

Литература:

1. Абакарова Р.Ш. Роль налогового администрирования в обеспечении налоговой безопасности // Теория и практика общественного развития. 2013. №12. - С. 126-127

2. Кашин В.А. Совершенствование налогового контроля: опыт развитых стран // Финансы. №11. 2012. - С. 27-30

3. Куранова Н.Н., Линькова И.В. Анализ и контроль налоговых поступлений в РФ // Государственный университет Минфина России, Финансовый журнал. № 4. 2012. - С. 123 -130

4. Поролло Е.В. Налоговый контроль сущность и место в системе государственного финансового контроля // 2013. №3. - С.84-88

5. Савин Д.А. Зарубежный опыт организации служб налогового контроля // Сервис в России и за рубежом. № 7-34. 2012.- С. 138 - 144.

Literature:

1 . Abakarova R. Sh. Rol of tax administration in ensuring tax safety//the Theory and practice of social development. 2013 . No. 12. - Page 126-127

2 . Kashin V.A. Improvement of tax control: experience of the developed countries//Finance. No. 11. 2012 . - Page 27-30

3 . Kuranova N. N., Linkov I.V. The analysis and control of tax revenues in the Russian Federation//the State university of the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Financial magazine. No. 4. 2012 . - Page 123 - 130

4 . Lashed E.V. tax control essence and a place in system of the state financial control//2013. No. 3. - Page 84-88

5 . Savin D. A. Foreign experience of the organization of services of tax control//Service in Russia and abroad. No. 7-34. 2012 . - Рage 138 -144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.