Научная статья на тему 'Налоговые стимулы расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в пенсионной сфере'

Налоговые стимулы расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в пенсионной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ / ФИНАНСЫ НАСЕЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННЫЙ КАПИТАЛ / НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ / "НАЛОГОВЫЙ ЩИТ" / FINANCE AND CREDIT / FINANCE OF THE POPULATION / INVESTMENT-SAVINGS POTENTIAL / NON-STATE PENSION PROVISION / PENSION ASSETS / TAX INCENTIVES / TAX SHIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Любовь Владимировна

Цель: выявление способов влияния налоговых стимулов на активизацию инвестиционно-сберегательного потенциала финансов россиян в пенсионной сфере.Методы: в работе применялся системный подход к рассмотрению финансовых и налоговых факторов, обработка и обобщение информации через статистические, графические и аналитические методы анализа.Результаты: на основе анализа действующей пенсионной системы выявлены особенности финансовых взаимоотношений участников системы негосударственного пенсионного обеспечения при формировании инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения. Проведен анализ положений налогового законодательства, статистической информации, на основании которого рассчитан эффект «налогового щита» при использовании инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в структуре системы негосударственного пенсионного обеспечения. Рассмотрены варианты расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения за счет создания налоговых стимулов.Научная новизна: в работе впервые рассматривается возможность применения налоговых стимулов для расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в рамках пенсионной системы. Также определена и обоснована необходимость увеличения действия «налогового щита», используемого при формировании пенсионного капитала граждан в системе негосударственного пенсионного обеспечения, который, расширяя действующие ограничения налоговых льгот, позволит увеличить формируемый пенсионный капитал населения.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы при обосновании и реализации направлений совершенствования пенсионной системы России, а также ее налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES TO BROADEN THE INVESTMENT-SAVING POTENTIAL OF THE FINANCE OF THE POPULATION IN THE PENSION SPHERE

Objective: to identify the impact of tax incentives on enhancing the investment-savings potential of the finance of the Russians in the pension sphere. Methods: in this work, a systematic approach was applied to the consideration of the financial and tax factors, processing and synthesis of information using statistical, graphical and analytical analysis methods.Results: basing on the analysis of the current pension system, the major participants of pension relations are identified, as well as their financial relations in the non-state pension provision system when forming the investment-savings potential of the finance of the population. The provisions of the tax legislation are analyzed, as well as the statistical information, on the basis of which the effect of "tax shield" is calculated using the investment-savings potential of the finance of the population in the structure of the non-state pension provision system. The options for broadening the investment-savings potential of finance of the population by creating tax incentives are considered.Scientific novelty: in the work, for the first time the possibility is considered of using tax incentives to increase investment and savings capacity of the population to finance the pension system. Also the need is identified and justified to increase the "tax shield" used in the formation of the pension capital of citizens in the non-state pension provision system, which, extending the limits of tax incentives, will increase the pension capital of the population. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the justification and implementation of directions of the Russian pension system improvement, as well as its tax legislation.

Текст научной работы на тему «Налоговые стимулы расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в пенсионной сфере»

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

УДК 336.22:369.5:330.322 URL: http://hdl.handle.net/11435/2260

Как цитировать статью: Григорьева Л. В. Налоговые стимулы расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в пенсионной сфере // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 79-88.

Л. В. ГРИГОРЬЕВА1

1 Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия

НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ РАСШИРЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИНАНСОВ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕНСИОННОЙ СФЕРЕ

Цель: выявление способов влияния налоговых стимулов на активизацию инвестиционно-сберегательного потенциала финансов россиян в пенсионной сфере.

Методы: в работе применялся системный подход к рассмотрению финансовых и налоговых факторов, обработка и обобщение информации через статистические, графические и аналитические методы анализа. Результаты: на основе анализа действующей пенсионной системы выявлены особенности финансовых взаимоотношений участников системы негосударственного пенсионного обеспечения при формировании инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения. Проведен анализ положений налогового законодательства, статистической информации, на основании которого рассчитан эффект «налогового щита» при использовании инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в структуре системы негосударственного пенсионного обеспечения. Рассмотрены варианты расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения за счет создания налоговых стимулов.

Научная новизна: в работе впервые рассматривается возможность применения налоговых стимулов для расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в рамках пенсионной системы. Также определена и обоснована необходимость увеличения действия «налогового щита», используемого при формировании пенсионного капитала граждан в системе негосударственного пенсионного обеспечения, который, расширяя действующие ограничения налоговых льгот, позволит увеличить формируемый пенсионный капитал населения. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы при обосновании и реализации направлений совершенствования пенсионной системы России, а также ее налогового законодательства.

Ключевые слова: финансы и кредит; финансы населения; инвестиционно-сберегательный потенциал; негосударственное пенсионное обеспечение; пенсионный капитал; налоговые стимулы; «налоговый щит».

Введение

Со становлением новой системы пенсионных отношений в России значительно расширился круг ее участников. При этом специфической особенностью современного этапа эволюции указанных отношений стала возрастающая роль финансовых посредников. Благодаря становлению и развитию института финансового посредничества в пенсионной сфере становится возможным эффективно использовать заложенный в финансах населения инвестиционно-сберегательный потенциал [1].

Инвестиционно-сберегательный потенциал финансов населения формируется в сфере финансовых

отношений между населением и посредниками (финансово-кредитными организациями, а именно банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями, управляющими компаниями и др.) в процессе потребления населением их финансовых услуг (банковских, страховых и пенсионных, купли-продажи ценных бумаг), а также с коммерческими организациями путем участия населения в формировании капитала таких организаций. В пенсионной сфере инвестиционно-сберегательный потенциал финансов населения раскрывается при взаимодействии граждан и финансово-кредитных организаций при формировании и использовании пенсионного капитала [2, с. 20].

В рыночных условиях, когда государство имеет ряд ограничений для прямого воздействия на деятельность экономических субъектов, ключевым инструментом становится система налогообложения. Создавая налоговые стимулы для участников рассматриваемых финансовых отношений, государство активизирует инвестиционно-сберегательный потенциал финансов населения.

Налоговое стимулирование участников пенсионных отношений является актуальным вопросом во всем мире. Ряд исследователей (например, J. Ayuso, J. F. Jimeno, E. Villanueva [3], J. Banyar [4], A. Börsch-Supan [5], J. Rutecka [6], K.-Y. Yoo, A. Serres [7], П. Даймонд [8]) уделяют внимание изучению вариантов создания эффективной системы налоговых стимулов при формировании пенсионного капитала, вопросам налоговых льгот и выгод при применении корпоративных пенсионных программ (S. Goto и N. Yanase [9]). В России проблеме выработки оптимального набора налоговых стимулов для участников пенсионных отношений и формирования пенсионного капитала посвящены работы С. С. Быкова [10], О. Ко-лобаева [11], Л. А. Мытаревой [12], Д. Ю. Федотова [13] и других исследователей.

В представленной статье будет рассмотрено, каким образом налоговые стимулы способствуют активизации инвестиционно-сберегательного потенциала финансов россиян в пенсионной сфере.

Результаты исследования

Реализация инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в пенсионной сфере наиболее четко выражается при формировании пенсионного капитала населения в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО). Участниками пенсионных отношений в таком случае выступают специализированные финансово-кредитные институты (негосударственные пенсионные фонды, страховые, управляющие компании, специализированный депозитарий), население и организации.

Пенсионный капитал населения в представленной статье понимается как совокупность финансовых средств граждан и их работодателей, сформированных в рамках пенсионной системы государства, размещенных на персональных счетах граждан в финансово-кредитных учреждениях с целью получения инвестиционного дохода после наступления пенсионных

оснований согласно действующему законодательству и персональным пенсионным программам. Следовательно, инвестиционно-сберегательный потенциал финансов населения в пенсионной сфере формирует приращение пенсионного капитала граждан.

На протяжении всего периода формирования пенсионный капитал населения в той или иной мере подлежит налогообложению. Проследить этот процесс возможно, проанализировав весь путь от начала формирования пенсионного капитала до его последующей выплаты.

Пенсионный капитал граждан формируется в процессе финансовых взаимодействий участников пенсионных отношений (рис. 1). На каждом из шести этапов финансовых взаимодействий налогообложение оказывает влияние на конечный результат. Для специализированных участников это обложение прибыли, а также стоимость оказанных услуг по доверительному управлению, включающая налоговые издержки управляющей компании и специализированного депозитария. А для населения это обложение пенсионного капитала.

Население является центральным звеном при формировании пенсионного капитала в системе НПО, следовательно, от расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения зависит вся система НПО. При этом важно отметить, что приращение инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в первую очередь направлено на реализацию положений, изложенных в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. (далее - Стратегия-2020), а именно повышение уровня пенсионного обеспечения граждан посредством реализации страховых принципов, заложенных в действующей пенсионной системе. Упор в Стратегии-2020 делается на формирование дополнительных добровольных пенсий посредством негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования.

Данные мероприятия невозможны без эффективной системы налогового стимулирования. При этом происходит отдельно стимулирование специализированных участников пенсионных отношений, страхователей (юридические и физические лица) и застрахованных (физические лица). Практика использования налоговых стимулов при формировании пенсионного капитала является достаточно распространенной во многих странах. В табл. 1 представлены варианты политики государства при налогообложении пенсионных накоплений.

Условные обозначения / Legend:

1 - перечисление взносов в страховую компанию в рамках договоров пенсионного страхования (НДФЛ был уже удержан при получении дохода гражданами для самостоятельного внесения взносов) / transferring contributions to the insurance company under pension insurance contract (the physical person income has already been taxed when the citizens get income for individual inpayments);

2 - перечисление взносов в НПФ в рамках договоров пенсионного страхования (НДФЛ был уже удержан при получении дохода гражданами для самостоятельного внесения взносов) / transferring the non-state pension contributions under pension insurance contract (the physical person income has already been taxed when the citizens get income for individual inpayments);

3 - передача части средств компании в доверительное управление / transferring a part of company funds to trust managing;

4 - передача средств пенсионных накоплений для инвестирования / transferring pension savings for investment;

5 - передача инвестиционного дохода (удержаны налог на инвестиционный доход, стоимость оказанных услуг по доверительному управлению, включающая налоговые издержки управляющей компании и специализированного депозитария) / transferring the investment income (the investment income is taxed, as well as the cost of the services for trust managing, including the taxes of the management company and the specialized depositary);

6 - выплата средств при наступлении оснований по договору пенсионного страхования (удержание НДФЛ по некоторым видам негосударственных пенсий согласно НК РФ) / paying the funds under pension insurance contract (taxation of the physical person income from some kinds of non-state pensions according to the Taxation Code of the Russian Federation).

Рис. 1. Финансовые взаимодействия населения и финансово-кредитных учреждений в пенсионной сфере в рамках системы НПО при формировании и выплате пенсионного капитала*

* Источник: составлено автором по [2, 10].

Fig. 1. Financial interaction of the population and finance-credit establishments in the non-state pension sphere

when forming and paying the pension capital*

* Source: compiled by the author by [2, 10].

Таблица 1

Варианты политики для налогообложения пенсионных накоплений* / Table 1. Variants of policy for pension savings taxation*

Модель налогообложения / Taxation model Пенсионные взносы / Pension contributions Инвестиционный доход / Investment income Пенсионные выплаты / Pension payouts

ЕЕТ** Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation Облагается налогом / Taxed

ТЕЕ** Облагается налогом / Taxed Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation

ТТЕ** Облагается налогом / Taxed Облагается налогом / Taxed Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation

ЕТТ** Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation Облагается налогом / Taxed Облагается налогом / Taxed

ТЕТ** Облагается налогом / Taxed Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation Облагается налогом / Taxed

ТТТ** Облагается налогом / Taxed Облагается налогом / Taxed Облагается налогом / Taxed

ЕЕЕ** Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation Освобождено от налогообложения / Exempt from taxation

* Источник: [6].

* Source: [6].

** Аббревиатура образуется в зависимости от того, облагаются налогом или нет пенсионные взносы, инвестиционный доход и пенсионные выплаты. Например: ЕЕТ - Exempt from taxation, Exempt from taxation, Taxed.

** Abbreviation depends on whether the pension inpayments, investment income and pension payouts are taxed or not, for example: Exempt from taxation, Exempt from taxation, Taxed.

Практическая реализация различных подходов государства к налоговому льготированию при формировании пенсионного капитала в странах Латинской Америки выражается в предоставлении налоговых льгот в форме вычета взносов из налогооблагаемой прибыли. При этом применяется процентное ограничение и/или квоты в отношении взносов, уплаченных работником и работодателем [6, 14]. В Испании формирование пенсионного капитала в частных пенсионных фондах освобождено от подоходного налогообложения (до определенного предела - величина взносов менее 15 % совокупного дохода, при превышении установленного предела на 15 %, но менее 4,507.59 евро дает право на налоговый вычет) [3, 7]. В Германии существует практика зависимости суммы налоговых льгот от семейного положения и дохода физического лица. В соответствии со схемой «Ристер-ренте» формирование пенсионного капитала основано на системе государственного софинансирования, а именно больший размер государственной дотации (выраженной в процентах от суммы взносов) получают семьи с как минимум двумя детьми и одним кормильцем семьи. Это пособие также значительно выше для групп населения с самыми низкими доходами [5].

Ориентация политики разных стран на создание налоговых стимулов для формирования пенсионного капитала, как правило, направлена на категорию граждан с низким уровнем доходов. Применяя налоговые освобождения, дотации из государственных бюджетов и налоговые вычеты, правительства стран пытаются стимулировать программы добровольного пенсионного страхования, однако до сих пор остается открытым вопрос об эффективности применяемых стимулов.

В России основные налоговые обязательства физических лиц, возникающие в процессе формирования пенсионного капитала в системе НПО, а также при получении негосударственной пенсии, выражаются в уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Данные отношения, в зависимости от выбора физическим лицом финансового посредника (например, негосударственного пенсионного фонда или страховой компании), регулируются ст. 213 и 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

При формировании пенсионного капитала посредством негосударственного пенсионного фонда обязательства по уплате НДФЛ возникают только в отношении доходов, полученных в виде пенсий по договорам НПО

и выкупных сумм. При этом не все указанные пенсии подлежат налогообложению, а только те, которые были сформированы посредством уплаты страховых взносов работодателями в НПФ после 01.01.2005, а также пенсии, выплачиваемые по договорам НПО, заключенным физическими лицами с НПФ в пользу других лиц.

При этом согласно п. 1 ст. 213.1 НК РФ не подлежат обложению: суммы пенсий, выплачиваемых по договорам НПО, заключенным физическими лицами с НПФ в свою пользу; суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам НПО, заключенным работодателями с НПФ, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ; суммы пенсионных взносов по договорам НПО, заключенным работодателями с НПФ; суммы пенсионных взносов по договорам НПО, заключенным физическими лицами с НПФ в пользу других лиц.

При формировании пенсионного капитала через пенсионные программы, предлагаемые страховыми компаниями, согласно пп. 4 п. 1. ст. 213 НК РФ, не облагаются НДФЛ доходы физических лиц, полученные ими по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований.

При этом следует отметить, что физические лица при формировании пенсионного капитала через указанных посредников имеют право на социальный налоговый вычет (пп. 4. п. 1 ст. 219 НК РФ), который может быть получен физическим лицом в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору(ам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному(ным) налогоплательщиком с НПФ в свою пользу и (или) в пользу членов семьи/ близких родственников, и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору(ам) добровольного пенсионного страхования, заключенному(ным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов. При этом сумма налогового вычета не может превышать 120 000 рублей в год.

По нашему мнению, данный социальный налоговый вычет условно является «налоговым щитом», так как затраты населения на участие в НПО вычитаются из налогооблагаемого дохода, а следовательно, «защищают» эквивалентную им сумму дохода от налогообложения за счет сокращения величины налогооблагаемого дохода.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Оценить эффективность применения «налогового на эмпирически доказанную способность населения, щита» при участии в системе НПО граждан с различ- безболезненно для своего бюджета сберегать около ным уровнем ежемесячного дохода возможно, опираясь 10-20 % своего ежемесячного дохода [12] (табл. 2).

Таблица 2

Потенциально возможные инвестиции россиян в НПФ с позиции максимизации эффекта «налогового щита»

(рассчитано по данным за 2014 г.)* Table 2. Potentially possible investments of the Russian citizens into the non-state pension funds from the viewpoint of the "taxation shield" effect maximization (calculated by the data of 2014)*

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов / Distribution of the population by the size of per capita monetary incomes 10 % от дохода (макс. сумма по строке) / 10% of the income (maximal sum in a line) 20 % от дохода (макс. сумма по строке) / 20 % of the income (maximal sum in a line) Без наличия на иждивении ребенка / Without a dependent child При наличии на иждивении одного ребенка / With one dependent child

В месяц, руб. / A month, rubles Все население, % / All population, % Остаток для потенциального участия в НПО / Remains for potential participation in non-state pension funds Остаток для потенциального участия в НПО с учетом затрат на образование и здравоохранение / Remains for potential participation in non-state pension funds, taking into account the expenditures on healthcare and education Сумма вычета, за год / Sum of reduction, a year Остаток для потенциального участия в НПО / Remains for potential participation in non-state pension funds Остаток для потенциального участия в НПО с учетом затрат на образование и здравоохранение / Remains for potential participation in non-state pension funds, taking into account the expenditures on healthcare and education Сумма вычета за год / Sum of reduction, a year

ж ж 2 3 8 С 1 '■n * * * ,8 2, 7 ю 1 5 0 0 3 X Ö е S 2 X 5 Г- + * * * 29 m сл 88 w 2 ^ g 8 ж ж ж ,8 2, 7 6 X 2 8 0 0 X. 3 X о е s 2 X 8 0

1 до 5 000,0 3,3 500 1 000 0 0 0 0 0 0

2 от 5 000,1 до 7 000,0 4,8 700 1 400 0 0 0 0 0 0

3 от 7 000,1 до 9 000,0 6,1 900 1 800 766 93 1 195 0 0 0

4 от 9 000,1 до 12 000,0 10,0 1 200 2 400 3 766 3 093 5 875 0 0 0

5 от 12 000,1 до 15 000,0 9,9 1 500 3 000 6 766 6 093 10 555 0 0 0

6 от 15 000,1 до 20 000,0 14,4 2 000 4 000 11 766 11 093 15 600 3 867 3 194,2 2 521

7 от 20 000,1 до 25 000,0 11,4 2 500 5 000 16 766 16 093 15 600 8 867 8 194,2 7 521

8 от 25 000,1 до 30 000,0 8,8 3 000 6 000 21 766 21 093 15 600 13 867 13 194,2 12 521

9 от 30 000,1 до 35 000,0 6,7 3 500 7 000 26 766 26 093 15 600 18 867 18 194,2 15 600

10 от 35 000,1 до 40 000,0 5,1 4 000 8 000 31 766 31 093 15 600 23 867 23 194,2 15 600

1 от 40 000,1 до 50 000,0 7,0 5 000 10 000 41 766 41 093 15 600 33 867 33 194,2 15 600

12 от 50 000,1 до 60 000,0 4,2 6 000 12 000 51 766 51 093 15 600 43 867 43 194,2 15 600

13 свыше 60 000,0 8,3 7 000 14 000 61 766 61 093 15 600 53 867 53 194,2 15 600

* Источник: рассчитано автором по данным Росстата. Примечание:

** Величина прожиточного минимума в IV квартале 2014 г.

*** В среднем на члена домохозяйства тратится на здравоохранение 525,6 руб. в месяц, на образование - 147,2 руб. в месяц [15].

* Source: calculated by the author by the data of the Russian Statistical Agency.

** Size of subsistence level in the 4th quarter of 2014.

*** On average, each member of a household spends 525.6 rubles a month on healthcare, 147.2 rubles a month on education [15].

Финансы, денежное обращение и кредит IIТТ1ГТ Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1

Finances, currency and credit Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Так как социальный налоговый вычет не может быть предоставлен на сумму более чем 120 000 рублей, следовательно, максимальная сумма, на которую распространяется вычет и которую гражданин может перечислить в НПФ в рамках НПО, - это 10 000 руб. в месяц.

Анализ приведенных в табл. 2 данных показал, что эффективность применения «налогового щита» варьируется от показателей уровня доходов и наличия на иждивении несовершеннолетних детей. На рис. 2 представлена графическая интерпретация полученных в табл. 2 расчетов, которая наглядно демонстрирует, что категории граждан с доходами менее 7 000 руб., а также при наличии на иждивении одного ребенка - до 15 000 руб. не в состоянии участвовать в системе НПО ввиду недостаточности финансовых

ресурсов на текущее потребление. А значит, как таковой необходимости использования социального налогового вычета за участие в НПО не возникает.

При этом у граждан с высоким уровнем дохода «налоговый щит» не приносит значимого эффекта, так как установлен предельный лимит на предоставление налогового вычета (не более 120 000 руб. в год).

Следовательно, наибольшую выгоду имеет население с уровнем дохода от 7 000 до 20 000 руб., а при наличии на иждивении одного ребенка - от 15 000 до 35 000 руб.

Значит, согласно табл. 2, только 40,4 % россиян потенциально выгоден социальный налоговый вычет на участие в НПО. При этом важно отметить, что мы не располагаем данными, каково соотношение в каждой группе населения с детьми и без.

Наиболее положительный эффект от налогового щита / The most positive effect of the tax shield

Остаток для потенциального участия в НПО / Remains for potential participation in non-state pension funds

Остаток для потенциального участия в НПО с учетом затрат на образование и здравоохранение / Remains for potential participation in non-state pension funds, taking into account the expenditures on healthcare and education

Сумма максимально возможного вычета, за год / Sum of the maximal possible reduction, a year

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее положительный эффект от налогового щита / The most positive effect of the tax shield

Остаток для потенциального участия в НПО (при наличии 1 ребенка) / Remains for potential participation in non-state pension funds (with one dependent child)

Остаток для потенциального участия в НПО с учетом затрат на образование и здравоохранение (при наличии 1 ребенка) / Remains for potential participation in non-state pension funds, taking into account the expenditures on healthcare and education (with one dependent child)

Сумма максимально возможного вычета, за год (при наличии 1 ребенка) / Sum of the maximal possible reduction, a year (with one dependent child)

70000

20000 10000 0

LTl Г^ CTl (N LTl

(N (N ПО ПО ^t LD tD

Размер ежемесячного дохода, руб. Size of annual income, rubles

IQ &

60000

50000

40000

30000

20000

10000

о о о

СЛ (N Ln

(N (N ПО ПО

Размер ежемесячного дохода, руб. / Size of annual income, rubles

Рис. 2. Оценка эффективности «налогового щита» при участии россиян в НПО*

* Источник: составлено автором по табл. 2.

Fig. 2. Estimation of efficacy of "taxation shield" of the Russian citizens participating in non-state pension funds*

* Source: compiled by the author by Table 2.

0

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Таким образом, в настоящее время формирование пенсионного капитала в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения формально является выгодным только для небольшой части россиян. Создание и совершенствование государством налоговых стимулов видится как инструмент активизации вовлечения россиян в систему НПО. Однако многофакторное влияние на поведенческие настроения населения в процессе формирования пенсионного капитала не позволяет в полной мере использовать все возможности и предлагаемые налоговые стимулы при формировании пенсионного капитала. Что подтверждают данные о численности участников системы НПО в НПФ, которая демонстрирует ежегодное снижение количества граждан, участвующих в системе НПО (по данным Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, в 2012 г. их количество составляло 6,78 млн чел., в 2013 г. - 6,77 млн, а в 2014 г. - 6,11 млн).

Судить о количестве участников в системе НПО в разрезе страховых компаний не представляется возможным в связи с отсутствием статистической информации. Однако мы можем оценить рынок пенсионного страхования посредством изучения количества привлеченных средств страховыми компаниями по данному виду страхования (рис. 3).

Рынок пенсионного страхования не показывает ярко выраженную положительную динамику, что также говорит в пользу малой эффективности предлагаемых налоговых стимулов для населения, а также низкой эффективности применяемого «налогового щита» в связи с текущей ситуацией.

Выводы

Таким образом, для полноценной реализации инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения наиболее целесообразным, по нашему мнению, является расширение «налогового щита» по отношению к финансовым средствам, направленным на формирование негосударственной пенсии. А именно применять вместо социального налогового вычета инвестиционный.

В настоящее время применение инвестиционного налогового вычета возможно только по отношению к индивидуальному инвестиционному счету гражданина, открытому у брокера или доверительного управляющего. Максимальное ограничение данного вычета - не более 400 000 руб. в год, и воспользоваться им можно, если в течение трех лет гражданин не выводил деньги со своего индивидуального инвестиционного счета.

2000,0 1500,0 1000,0 500,0 0,0

2010

2011

2012

2013

1368,1 1585,1 1587,3

■ 1010,5 1077,1

100,14

2014 год / year

Поступления (млн руб.) /

Inpayments (mln rubles)

% от показателя предыдущего года / % of the previous year indicator

Рис. 3. Динамика сборов страховых компаний по пенсионному страхованию*

* Источник: составлено автором по данным профессионального страхового портала «Страхование сегодня». URL: http://www.insur-info.ru/ (дата обращения: 10.09.15).

Fig. 3. Dynamics of the inpayments of insurance companies for pension insurance*

* Source: compiled by the author by the data of Professional insurance portal "Insurance today", available at: http://www.insur-info.ru/ (accessed date: 10.09.15).

С учетом вышеизложенного для более эффективного использования инвестиционного налогового вычета необходимо внести поправки в действующее законодательство для расширения «налогового щита» с учетом ряда требований:

- применять налоговый вычет по отношению к индивидуальным пенсионным счетам (ИПС) в НПФ и программам добровольного пенсионного страхования в страховых компаниях;

- ИПС может быть открыт на срок до момента достижения пенсионного возраста. Средства могут быть изъяты с ИПС лишь в следующих случаях: достижение пенсионного возраста, признание гражданина нетрудоспособным, в случае его смерти, когда средства на ИПС возвращаются наследникам;

- в иных случаях, если средства на ИПС досрочно изымаются их владельцем, помимо обычного подоходного налога они облагаются дополнительным налогом по ставке 10 % от суммы досрочно выводимых со счета средств [16].

Таким образом, расширение «налогового щита» является основным налоговым стимулом, позволяющим увеличить инвестиционно-сберегательный потенциал финансов населения в пенсионной сфере.

При этом следует отдельно отметить, что хорошая пенсионная система не должна существенным образом изменяться слишком часто (за исключением ее автоматической индексации), чтобы работающие люди имели время и возможность корректировать свои добровольные пенсионные сбережения [8]. Поэтому реализация предложенных мероприятий налогового стимулирования должна происходить с одновременной реализацией стабильной и последовательной политики в области пенсионного обеспечения и страхования.

Только тогда предложенные мероприятия позволят гражданам использовать весь потенциал своих финансов для формирования достойного дохода после наступления пенсионных оснований.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Потенциал финансов населения региона как инновационный фактор сбалансированного регионального развития (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34026/15.

Список литературы

1. Мытарева Л. А., Григорьева Л. В. Финансы населения как инновационный фактор сбалансированного развития региона: методологический аспект // Управление экономическими системами. 2014. № 10. URL: http://www. uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items& id=3109:2014-10-24-09-52-17 (дата обращения: 12.09.15).

2. Григорьева Л. В. Пенсионный аспект формирования инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения Волгоградской области // Экономические науки. Теоретический и практический взгляд: сб-к статей Между-нар. научно-практ. конференции (1 октября 2014 г, г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 20.

3. Ayuso J., Jimeno J. F., Villanueva E. The effects of the introduction of tax incentives on retirement savings // Banco de España, Documentos de Trabajo. 2007. №. 0724.

4. Banyár J., Nagy K., Szebelédi F., Windisch L., Zubor Z. Background to the pension insurance recommendation1 // MNB bulletin. July, 2014. Pp. 23-35.

5. Borsch-Supan A. Mind the Gap: The Effectiveness of Incentives to Boost Retirement Savings in Europe // OECD Economic Studies. 2004/2. No. 39.

6. Rutecka J. Realokacja czy nowe oszcz^dnosci? O efektach zach^t podatkowych w dodatkowym oszcz^dzaniu na starosc w Polsce // Rozprawy ubezpieczeniowe zeszyt. 1/2015. No. 18.

7. Yoo K.-Y., Serres A. Tax Treatment of Private Pension Savings in OECD Countries and the Net Tax Cost Per Unit of Contribution to Tax-Favoured Schemes // OECD Economics Departament Working Papers. No. 406.

8. Даймонд П. Налоги и пенсионные выплаты // Экономическая политика. 2010. № 6. С. 59-74.

9. Goto Sh., Yanase N. Financial Flexibility and Tax Incentives: Evidence from Defined Benefit Corporate Pension Plans in Japan // Geneva papers on risk and insurance / Issues and Practice. 2013. No. 38 (4). Pp. 753-775.

10. Быков С. С. Налогообложение операций по негосударственному пенсионному обеспечению: планы, реальность, перспективы // Baikal Research Journal. 2012. № 5. С. 2.

11. Колобаев О. Налоговые барьеры // Пенсионное обеспечение. 2004. № 11. С. 24.

12. Мытарева Л. А., Григорьева Л. В. Управление личными финансами: тетрадь-практикум / общ. ред. и предисл. канд. экон. наук, доц. Л. А. Мытарева; Федер. гос. авт. об-разоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т», Ин-т мировой экономики и финансов, каф. теории финансов, кредита и налогообложения. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. 192 с.

13. Федотов Д. Ю. Развитие финансов пенсионного страхования России. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 296 с.

14. Уайтхауз Э. Пенсионная панорама. Пенсионные системы 53 стран / пер. с англ. М.: Весь Мир, 2008. 224 с.

15. Располагаемые ресурсы и расходы на конечное потребление домашних хозяйств. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b14_102/Mam.htm (дата обращения: 12.09.15).

16. Концепция ИИПС (разработана НАУФОР в 2011 r. в рамках предложений по налоговому стимулированию долгосрочных инвесторов на российском фондовом рынке для обсуждения в проектной группе по налогообложению рабочей группы по созданию МФЦ под руководством А. С. Волошина). URL: http://www.naufor.ru/tree. asp?n=9565&hk=20120405 (дата обращения: 12.09.15).

В редакцию материал поступил 29.09.15

© Григорьева Л. В., 2016. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 16.02.2016; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом до ступе и распро страняется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.Org/licenses/by/2.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.

Информация об авторе

Григорьева Любовь Владимировна, аспирант кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет

Адрес: 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100, тел.: (8442) 40-55-18 E-mail: grigoryeva.lyubov@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5276-6505 Researcher ID: P-6042-2015 (http://www.researcherid.com)

L. V. GRIGORYEVA1

1 Volgograd State University, Volgograd, Russia TAX INCENTIVES TO BROADEN THE INVESTMENT-SAVING POTENTIAL OF THE FINANCE OF THE POPULATION IN THE PENSION SPHERE

Objective: to identify the impact of tax incentives on enhancing the investment-savings potential of the finance of the Russians in the pension sphere. Methods: in this work, a systematic approach was applied to the consideration of the financial and tax factors, processing and synthesis of information using statistical, graphical and analytical analysis methods.

Results: basing on the analysis of the current pension system, the major participants of pension relations are identified, as well as their financial relations in the non-state pension provision system when forming the investment-savings potential of the finance of the population. The provisions of the tax legislation are analyzed, as well as the statistical information, on the basis of which the effect of "tax shield" is calculated using the investment-savings potential of the finance of the population in the structure of the non-state pension provision system. The options for broadening the investment-savings potential of finance of the population by creating tax incentives are considered.

Scientific novelty: in the work, for the first time the possibility is considered of using tax incentives to increase investment and savings capacity of the population to finance the pension system. Also the need is identified and justified to increase the "tax shield" used in the formation of the pension capital of citizens in the non-state pension provision system, which, extending the limits of tax incentives, will increase the pension capital of the population. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the justification and implementation of directions of the Russian pension system improvement, as well as its tax legislation.

Keywords: Finance and credit; Finance of the population; Investment-savings potential; Non-state pension provision; Pension assets; Tax incentives; Tax shield.

Financing. The research is made with the financial support ofthe Russian Research Fund for Humanities and Administration ofthe Volgograd region within the scientific-research project "Potential the finance of the region population as an innovative factor of balanced regional development (by the example of Volgograd region)" No. 14-12-34026/15.

Финансы, денежное обращение и кредит IIТТ1ГТ Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1

Finances, currency and credit Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

References

1. Mytareva, L. A., Grigor'eva, L. V. Finansy naseleniya kak innovatsionnyi faktor sbalansirovannogo razvitiya regiona: metodologicheskii aspect (Finance of the population as an innovative factor of the balanced development of a region: methodological aspect), Upravlenie ekonomiches-kimi sistemami, 2014, No. 10, available at: http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=3109:2014-10-24-09-52-17 (accessed date: 12.09.15) (in Russ.).

2. Grigor'eva, L. V. Pensionnyi aspekt formirovaniya investitsionno-sberegatel'nogo potentsiala finansov naseleniya Volgogradskoi oblasti, Ekonomicheskie nauki. Teoreticheskii i prakticheskii vzglyad: sb-k statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (1 oktyabrya 2014 g., g. Ufa) (Economic sciences. Theoretical and practical viewpoint: collection of works of the International scientific-practical conference (October 1, 2014, Ufa)), Ufa: Aeterna, 2014, p. 20 (in Russ.).

3. Ayuso, J., Jimeno, J. F., Villanueva, E. The effects of the introduction of tax incentives on retirement savings, Banco de España, Documentos de Trabajo, 2007, No. 0724.

4. Banyár, J., Nagy, K., Szebelédi, F., Windisch, L., Zubor, Z. Background to the pension insurance recommendation1, MNB bulletin, July, 2014, pp. 23-35.

5. Borsch-Supan, A. Mind the Gap: The Effectiveness of Incentives to Boost Retirement Savings in Europe, OECD Economic Studies, 2004/2, No. 39.

6. Rutecka, J. Realokacja czy nowe oszcz^dnosci? O efektach zach^t podatkowych w dodatkowym oszcz^dzaniu na starosc w Polsce, Roz-prawy ubezpieczeniowe zeszyt, 1/2015, No. 18.

7. Yoo, K.-Y., Serres, A. Tax Treatment of Private Pension Savings in OECD Countries and the Net Tax Cost Per Unit of Contribution to Tax-Favoured Schemes, OECD Economics Department Working Papers, No. 406.

8. Daimond, P. Nalogi i pensionnye vyplaty (Taxes and pension payments), Ekonomicheskayapolitika, 2010, No. 6, pp. 59-74 (in Russ.).

9. Goto, Sh., Yanase, N. Financial Flexibility and Tax Incentives: Evidence from Defined Benefit Corporate Pension Plans in Japan, Geneva papers on risk and insurance /Issues andPractice, 2013, No. 38 (4), pp. 753-775.

10. Bykov, S. S. Nalogooblozhenie operatsii po negosudarstvennomu pensionnomu obespecheniyu: plany, real'nost', perspektivy (Taxation of the operations for non-state pension provision: plans, reality, prospects), Baikal Research Journal, 2012, No. 5, p. 2 (in Russ.).

11. Kolobaev, O. Nalogovye bar'ery (Taxation barriers), Pensionnoe obespechenie, 2004, No. 11, pp. 24 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Mytareva, L. A., Grigor'eva, L. V. Upravlenie lichnymifinansami (Personal finance management), Volgograd: Izd-vo VolGU, 2013, 192 p. (in Russ.).

13. Fedotov, D. Yu. Razvitiefinansovpensionnogo strakhovaniyaRossii (Developing the finance of the pension insurance in Russia), Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2007, 296 p. (in Russ.).

14. Uaitkhauz, E. Pensionnayapanorama. Pensionnye sistemy 53 stran (Pension panorama. Pension systems of 53 countries), Moscow: Ves' Mir, 2008, 224 p. (in Russ.).

15. Raspolagaemye resursy i raskhody na konechnoepotreblenie domashnikh khozyaistv (Available resources and expenditures for the final consumption at households), available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_102/Main.htm (accessed date: 12.09.15) (in Russ.).

16. KontseptsiyaIIPS (razrabotanaNAUFOR v 2011 g. v ramkakhpredlozheniipo nalogovomu stimulirovaniyu dolgosrochnykh investorov na rossiiskom fondovom rynke dlya obsuzhdeniya vproektnoi gruppe po nalogooblozheniyu rabochei gruppy po sozdaniyu MFTs pod rukovodstvom A. S. Voloshina) (IIPS concept (elaborated by NAUFOR in 2011 as proposals for tax stimulation of long-term investors in the Russian securities market for discussion of the project team on taxation of the working group for MFTs formation under supervision of A. S. Voloshin)), available at: http://www.naufor.ru/tree.asp?n=9565&hk=20120405 (accessed date: 12.09.15) (in Russ.).

Received 15.10.15

© Grigoryeva L. V., 2016. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml.ru), 16.02.2016; Licensee Tatar Educational Centre "Taglimat". This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/), which permits unrestricted use, distribution and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.

Information about the author

Lyubov' V. Grigoryeva, post-graduate student of the Chair of the Theory of Finance, Credit and Taxation, Volgograd State University

Address: 100 Universitetskiy Prospekt, 400062, Volgograd, tel.: (8442) 40-55-18

E-mail: grigoryeva.lyubov@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5276-6505

Researcher ID: P-6042-2015 (http://www.researcherid.com)

For citation: Grigoryeva L. V. Tax incentives to broaden the investment-saving potential of the finance of the population in the pension sphere, Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1, pp. 79-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.