НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
Евгения КАДЫКОВА
Научный сотрудник РАНХГиС при Президенте Российской Федерации; аспирант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Инвестиции в экономику являются важной составляющей экономического роста. Ограничения в экономическом развитии могут быть сняты за счет перераспределения средств, сберегаемых домохозяйства-ми, в финансовый сектор, одним из сегментов которого являются институты пенсионного страхования. Изучение стимулов инвестирования в пенсионные фонды может быть полезно как один из возможных путей преодоления кризиса пенсионной системы в России и содействия экономическому росту. В настоящей статье представлены результаты исследования системы налоговых стимулов в ряде стран ОЭСР и проанализирована взаимосвязь этих стимулов с инвестиционным профилем домохозяйств. Автором были изучены теоретические исследования и на основе открытых данных установлена взаимосвязь между наличием налоговых стимулов для инвестирования и высокой долей вложений средств населения в пенсионные фонды.
Ключевые слова: инвестиции домохозяйств, налоговые стимулы, налоговые системы, пенсионные сбережения, пенсионные системы.
Введение
Многие государства пытаются преодолеть ограничения в экономическом росте путем привлечения в экономику долгосрочных инвестиций населения, увеличения горизонта инвестирования и оптимизации структуры сбережений домохозяйств. При этом одним из механизмов государственной политики, направленных на преодоление данных ограничений, может являться налоговое стимулирование. Налоговые стимулы инвестирования домохозяйств оказывают значимое влияние на экономику в целом, поскольку могут напрямую воздействовать на перераспределение сбережений населения. Такое стимулирование применяется правительствами практически всех развитых стран и большинством развивающихся.
Безусловно, на объем инвестиций могут существенным образом влиять институциональные факторы, такие как качество судебной системы, защита прав собственности и развитость инфраструктуры, поэтому для стимулирования инвестиций нельзя ограничиваться исключительно мерами налогового стимулирования. Изучение зарубежного опыта привлечения долгосрочных инвестиций населения в экономику может быть полезным в условиях наблюдаемого в России
кризиса пенсионной системы. На сегодня вложения в пенсионные фонды не являются в стране приоритетным направлением инвестирования домохозяйств, несмотря на то что такие возможности существуют - отказаться от накопительной части пенсии в Пенсионном фонде России и направить взносы в негосударственные пенсионные организации с более высокой доходностью. Усиление стимулов к таким вложениям могло бы, с одной стороны, содействовать экономическому росту, а с другой - повышать благосостояние домохозяйств.
Существенная доля долгосрочных инвестиций домохозяйств в странах ОЭСР представлена инвестициями в пенсионное страхование. В настоящей статье мы рассмотрим структуру сбережений в ряде стран ОЭСР и проанализируем, какие методы налогового стимулирования применяются в них для увеличения доли вложений именно в данный сегмент инвестиционного профиля домохозяйств.
Теоретические основания налогового стимулирования инвестиций в пенсионное страхование
Вследствие эндогенности большого количества факторов, в том числе ненаблюдаемых пере-
менных, влияющих на инвестиционный профиль домохозяйств, влияние налоговых льгот на пенсионные сбережения, являющиеся важным источником долгосрочных инвестиций, оценить достаточно трудно. Поэтому зачастую оценки исследователей относительно эффективности налоговых стимулов для сбережений расходятся.
В США широко применяется практика стимулирования пенсионных накоплений через налоговые льготы - населению с низким уровнем доходов предоставляется возможность открыть сберегательный счет с отложенным платежом налогов. С 1974 г. в США были введены индивидуальные пенсионные счета (Individual Retirement Accounts - IRA) с налоговыми льготами для лиц, не имеющих пенсий. C 1981 г. такая возможность была распространена на всех без исключения работников, а размер максимального вклада на счет был повышен с 1500 долл. в месяц до 2000 долл. для отдельного лица и 2250 долл. для семейной пары. Данные меры способствовали значительному притоку средств на такие счета. При этом сложно оценить, являлись ли подобные сбережения новыми, либо население предпочло перевести уже имевшиеся на счетах средства на вновь введенные с более выгодными условиями.
Проведенный Джонсоном1 опрос среди владельцев льготных пенсионных счетов продемонстрировал, что 50% опрошенных изъявили готовность откладывать сбережения на данных счетах и без наличия льгот, 10% опрошенных в отсутствие льгот потратили бы все сбережения, имеющиеся на льготном счете, а 40% - предпочли бы потратить часть этих накоплений. Та-
ким образом, приблизительно 32% средств на льготных счетах составляют деньги, которые в отсутствие льгот были бы перенаправлены владельцами счетов на потребление. При этом задававшиеся Джонсоном вопросы носили гипотетический характер, т.е. в реальности владельцы счетов могли бы повести себя не так, как они отвечали на вопросы.
Чтобы определить, чем именно вызван рост сбережений в виде льготных пенсионных счетов - переносом накоплений с других сберегательных счетов или притоком новых сбережений, - можно рассчитать корреляции между сбережениями на индивидуальных пенсионных счетах IRA и прочими сбережениями. Данный подход был использован в работе Финберга и Скинера2, а также Венти и Уайза (19863, 19904, 19915, 19926). Проведенные исследования показали, что существуют положительная условная корреляция общих сбережений и сбережений на льготных пенсионных счетах IRA и неотрицательная корреляция между сбережениями на счетах IRA и остальными сбережениями. Если предположить, что основной приток денежных средств на счета IRA был вызван переносом накоплений с других счетов, то корреляция при этом должна быть отрицательной. Данный факт может не являться исчерпывающим доказательством эффективности стимулирования сбережений через льготы по пенсионным счетам, но является весомым аргументом в пользу предположения, что налоговые льготы для пенсионных счетов способны стимулировать рост сбережений в экономике за счет сокращения потребления.
1 Johnson, A. P. Individual Retirement Accounts Help Boost Saving in the U.S., testimony to the Committee on Finance, U.S. Senate, in Tax Reform Proposals (99-246, part XIII). 1985. Pp. 129-149.
2 Feenberg, D. R. and J. Skinner. Sources of IRA Saving // Tax Policy and the Economy. 1989. No. 3. Pp. 25-46.
3 Venti, S. F., and D. A. Wise. Tax-Deferred Accounts, Constrained Choice, and Estimation of Individual Saving // Review of Economic Studies. 1986. No. 53. Pp. 579-601.
4 Venti, S. F., and D. A. Wise. Have IRAs Increased U.S. Saving: Evidence from Consumer Expenditure Surveys // Quarterly Journal of Economic. August 1990. No. 105. Pp. 661-698.
5 Venti, S. F., and D. A. Wise. The Saving Effect of Tax-Deferred Retirement Accounts: Evidence for SIPP, in B. Douglas Bernheim and John B. Shoven, eds. National Saving and Economic Performance. Chicago: University of Chicago Press, 1991.
6 Venti, S. F., and D. A. Wise. Government Policy and Personal Retirement Saving // Tax Policy and the Economy. 1992. No. 6. Pp. 1-41.
В исследовании Аттанасио и Де Леира7 оценивается выбор новых участников системы счетов IRA, при этом в качестве контрольной группы берутся старые ее участники. Предположение авторов заключается в том, что предпочтения обеих групп аналогичны. В таком случае, если новые участники IRA финансируют свои накопления, отказываясь от потребления в пользу новых сбережений, а не за счет перевода накоплений с других счетов, то их потребление должно расти медленнее, чем потребление контрольной группы, а вложения в другие активы должны расти с тем же темпом, что и у контрольной группы. В результате исследования авторы обнаруживают обратную ситуацию, что позволяет им опровергнуть гипотезу о том, что сбережения на льготных пенсионных счетах финансируются за счет притока новых средств и существенно стимулируют общий рост сбережений.
В работе Джойнса и Менеголда8 рассматриваются изменения в выборе работников, связанные с изменениями условий льгот в 1981 и 1986 гг. Исследователи приходят к выводу, что введение IRA увеличило общий объем сбережений незначительно - новые сбережения, связанные с отказом от потребления, составляют менее трети средств на льготных пенсионных счетах.
Стоит отметить, что по всему миру существует широкий перечень планов пенсионного страхования, аналогичных IRA, на каждый из которых распространяется свой набор налоговых льгот. В работе Бернхайма9 приводится подробный анализ сберегательных планов различного назначения - в США (401(k)), в Великобритании (Tax-exempt Special Savings Accounts - TESSA, Personal Equity Plans - PEP), Германии (Vermцgensbildungsgesetz, Bqusparkassen), Ита-
лии (treatment of life insurance), Канаде (Registered Retirement Savings Plans - RRSP, Registered Home Ownership Savings Plans - RHOSP), Франции (Plan d'Epargne Populaire - PEP, Compte d'Epargne Longement - CEL, Plan d'Epargne Logement - PEL) и в Японии (Maruyu).
Еще одним методом оценки влияния налогов на сбережения являются межстрановые сравнения. Керролл и Саммерс10, проанализировав нормы сбережений в США и Канаде, пришли к выводу, что, когда Канада расширила свою систему пенсионных сберегательных планов (RRSP) в середине 1970-х годов, норма сбережений в стране выросла по отношению к норме сбережений в США и, следовательно, данный результат можно рассматривать как косвенное подтверждение эффективности налогового стимула сбережений в Канаде.
Структура сбережений домохозяйств в странах ОЭСР
Государство может проводить стимулирующую фискальную политику и обладает инструментами влияния на уровень сбережений и их структуру, создавая, например, налоговые стимулы для сбережений. Такие стимулы действуют во многих странах, лидирующих по доле вложений населения в финансовые активы. Помимо политики создания налоговых стимулов для сбережений немаловажную роль в увеличении последних играют развитость финансового рынка, создание условий для его эффективного развития и функционирования, формирование нормативной правовой базы организации его работы, законодательная, правовая защита инвестиционных вложений граждан. Достаточно сильным стимулом для повышения сберегательной активности является также развитие системы сбережений, характеризующихся вы-
7 Attanasio, O. P., and T. De Leire. IRAs and Household Saving Revisited: Some New Evidence // Working Paper. No. 4900, National Bureau of Economic Research, October 1994.
8 Joines, D. H., and J. G. Manegold. IRA and Saving: Evidence from a Panel of Taxpayers, mimeo. University of Southern California, February 1995.
9 Bernheim, D.B. Taxation and Saving // NBER Working Paper. No. 7061. P. 99.
10 Carroll, C., and L. H. Summers. Why Have Private Savings Rates in the U.S. and Canada Diverged? // Journal of Monetary Economics. September 1987. No. 20. Pp. 249-280.
сокой надежностью и доходностью, минимальными затратами при инвестировании. В большинстве стран ОЭСР такими параметрами обладает инвестирование в пенсионные фонды, которые предлагают широкий набор пенсионных планов для населения.
Структура сбережений домохозяйств в странах ОЭСР значительно варьируется. (См. табл. 1.)
Таблица 1
Структура сбережений в странах ОЭСР (2015 г.), домохозяйств
Как видно из таблицы, странами, лидирующими по вложениям домохозяйств в валюту и депозиты, являются Греция (66,3%), Словакия (62,3%), Чехия (50,4%), Словения (50%), Люксембург (49,8%). Наибольшая доля вложений в облигации и деривативы отмечена в Италии (10,7%), Венгрии (9,7%), Люксембурге (6,7%), США (6,2%) и Австрии (6,2%). Страны, лидирующие по вложениям
в % от совокупных сбережений
Страна Валюта и депозиты Ценные бумаги, кроме акций Акции и иные вложения в капитал Страхование жизни Пенсионные фонды Акции паевых фондов
Австралия 22,6 0,2 17,9 0,0 56,1 0,0
Австрия 40,6 6,2 21,4 11,7 6,5 8,7
Бельгия 29,4 5,3 28,0 14,1 6,3 14,0
Канада 21,7 2,1 17,1 - - 18,0
Чили 14,7 0,0 16,9 12,9 49,7 5,2
Чехия 50,4 3,7 21,9 5,3 6,9 6,5
Дания 15,5 1,3 26,6 26,6 20,5 7,4
Эстония 29,3 0,3 51,2 2,2 12,0 1,0
Финляндия 30,1 1,6 37,4 9,3 7,9 9,1
Франция 28,5 1,4 20,9 34,4 0,0 7,0
Германия 39,0 3,2 10,4 16,8 14,2 9,9
Греция 66,3 1,3 18,7 2,2 1,2 4,5
Венгрия 28,6 9,7 29,9 4,4 3,5 10,0
Исландия 14,1 4,0 - - - -
Ирландия 37,2 0,1 14,1 12,2 31,9 0,0
Италия 30,9 10,7 23,3 13,9 6,1 11,1
Южная Корея 42,8 5,2 16,5 20,8 4,0 3,5
Латвия 37,2 0,9 21,4 0,7 10,2 0,9
Люксембург 49,8 6,7 12,5 13,1 3,4 12,8
Нидерланды 18,7 0,4 8,1 6,3 60,0 3,4
Норвегия 28,6 0,4 23,3 3,2 27,1 4,2
Польша 47,9 0,3 19,5 4,5 9,0 6,1
Португалия 44,2 2,7 22,0 12,4 5,9 4,0
Словакия 62,3 2,5 0,2 5,9 12,7 8,4
Словения 50,0 0,3 22,3 7,5 7,7 3,9
Испания 42,2 1,9 24,7 7,4 8,2 12,5
Швеция 14,0 1,3 36,3 8,8 29,7 7,8
Швейцария 32,2 4,1 12,1 4,3 34,8 9,7
Великобритания 24,3 1,6 8,6 10,0 48,7 2,9
США 13,6 6,2 35,1 1,8 30,6 10,6
Источник: составлено автором на основе данных National Accounts at a Glance, OECD National Accounts Statistics Database: https://data.oecd.org/hha/household-financial-assets.htm
в акции, - Эстония (51,2%), Финляндия (37,4%), Швеция (36,3%), США (35,1%), Венгрия (29,9%). Лидерами по вложениям в страховые продукты являются Франция (34,4%), Дания (26,6%), Южная Корея (20,8%), Германия (16,8%) и Бельгия (14,1%). Наибольшую долю вложений в пенсионные фонды демонстрируют Нидерланды (60,0%), Австралия (56,1%), Чили (49,7%), Великобритания (48,7%) и Швейцария (34,8%). Вложения в коллективные инвестиции преобладают в Канаде (18%), Бельгии (14%), Люксембурге (12,8%), Испании (12,5%) и Италии (11,1%).
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в большинстве стран ОЭСР доля инвестиций в пенсионные продукты в настоящее время является довольно значимой. Достаточно сильным драйвером для такого инвестирования выступает налоговое стимулирование, существующее в ряде стран.
Необходимо отметить, что в странах ОЭСР участие в корпоративных пенсионных программах различается - этим также отчасти могут объясняться и имеющиеся различия в доле сбережений в пенсионных фондах. Так, в Южной Корее, Нидерландах, Великобритании и Швеции участие работодателей в пенсион-
ных программах является обязательным, в Германии, Польше, Словакии и Франции - добровольным. Что касается индивидуальных накопительных планов, то они являются обязательными в Чили, добровольными - в Чехии, а в Австралии -добровольными для работника, но обязательными для работодателя. Кроме того, некоторые страны вводят софинан-сирование индивидуальных пенсионных накоплений в качестве стимула к участию в них граждан, а также такой нефинансовый стимул, как автоподписка - включение работника в число участников индивидуального плана с возможностью отказаться от такого участия (автоподписка применяется, например, в Великобритании, Италии, США).
Налоговое стимулирование инвестиций в пенсионное страхование в странах ОЭСР
Рассмотрим ряд стран ОЭСР с наиболее высокой долей вложений в пенсионные фонды, которые демонстрируют на протяжении последних шести лет стабильную динамику инвестиций в такие фонды, с точки зрения существования налоговых льгот. (Страны-лидеры по инвестициям в пенсионные фонды представлены в табл. 2.)
Таблица 2
Динамика вложений в пенсионные фонды в некоторых странах ОЭСР в 2010-2015 гг., в % от совокупных сбережений домохозяйств
Страна 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Страны-лидеры no вложениям в пенсионные фонды
Австралия 54,1 54 55,3 55,6 55,9 56
Нидерланды 49 53,1 55 54,5 58,6 60
Чили 43,7 42,1 42,2 42,2 42,4 42,4
Великобритания 41,8 47,2 47,8 46 0,2 8,7
Швейцария 34 34,3 34,2 34 34,1 34,8
США 32,9 33,2 32,5 31,1 30,6 30,6
Ирландия 24,2 23 25,3 28 30,4 31,9
Страны со средним уровнем вложений в пенсионные фонды
Германия 13,5 14 14 14,1 14,3 14,3
Польша 19,2 19 19,8 20,2 10 9
Источник: составлено автором на основе данных National Accounts at a Glance, OECD National Accounts Statistics Database: https://data.oecd.org/hha/household-flnanclal-assets.htm
В США, которые являются одной из десяти стран-лидеров по вложениям в пенсионные фонды, существует пенсионный план 401(k) -наиболее популярный накопительный пенсионный счет частной пенсионной системы в стране. Свое название он получил в соответствии с главой Налогового кодекса США, которая позволяет работникам вносить часть заработной платы на свои личные накопительные пенсионные счета до уплаты подоходного налога; эта глава также позволяет работодателям вносить на данные счета средства, которые аналогичным образом освобождаются от налогообложения.
Отметим, что помимо накопительной функции пенсионные планы, действующие в США, позволяют увеличивать сумму на счете благодаря возможности получить инвестиционный доход - в зависимости от схемы плана до 9% годовых. Такие схемы привлекательны для домохозяйств, чем и обусловлена высокая доля вложений в различные пенсионные планы в стране.
В Великобритании, являющейся, наряду с США, одной из стран-лидеров по объемам сбережений населения, аккумулированных в пенсионных фондах, работодатель в рамках существующих пенсионных планов взимает пенсионные выплаты из заработной платы работника до вычета налогов (но после взносов в фонд социального страхования - National Insurance Contributions, NICs), а прирост страховых взносов в зарегистрированных налоговой службой пенсионных фондах не облагается налогом. Кроме того, существует годовой вычет в размере 40 тыс. ф. ст., которым можно воспользоваться в том случае, если работник хочет внести в пенсионный план дополнительный взнос (помимо взносов работодателя). Любая неиспользованная сумма вычета за последние три года может быть перенесена на будущее. Поскольку население Великобритании имеет возможность участвовать в нескольких пенсионных планах, то налоговый вычет применяется к сумме всех пенсионных взносов, которые производились ра-
ботником и работодателем по всем пенсионным планам, в которых участвует индивид.
В Чили, наряду с введением системы софи-нансирования пенсий государством в размере 20% - до 1825 евро в год и снижением комиссионных сборов с пенсионных фондов и управляющих компаний, существуют налоговые вычеты для взносов работников в пенсионные фонды. То есть работник вправе исключать из налогооблагаемого дохода часть индивидуального дохода, направляемого на индивидуальные пенсионные накопления, в размере до 7300 евро в год. Учитывая, что ставка подоходного налога является в стране прогрессивной и может достигать 40%, такая льгота существенна для работника. Выплаты по пенсионным планам освобождаются от налогообложения.
В Нидерландах для взносов в различные пенсионные планы существуют налоговые вычеты в размере до 7300 евро в год. При этом выплаты по пенсионным планам также освобождаются от налогообложения. Такие льготы распространяются на квалифицированные планы с фиксированными взносами, квалифицированные планы с фиксированными выплатами, а также на персональные планы.
В Швейцарии используется система налоговых льгот, аналогичная нидерландской. На персональные пенсионные планы и обязательные квалифицированные планы распространяются налоговые вычеты в размере до 73 00 евро в год, и выплаты по ним освобождаются от налогообложения.
В Австралии по взносам в концессионные пенсионные планы применяется 20%-ный налоговый вычет в размере до 7300 евро в год, а выплаты по ним облагаются по фиксированной ставке в 15%, которая ниже стандартной. Досрочные изъятия средств по таким планам налогом не облагаются. На выплаты по неконцессионным планам также распространяется плоская налоговая ставка в размере 15%, досрочные изъятия не облагаются налогом и существует система софинан-сирования таких планов в размере 20% - до 1825 евро в год.
В Ирландии на взносы по всем без исключения пенсионным планам существуют налоговые вычеты в размере до 73 00 евро в год. При этом выплаты по ним освобождаются от налогообложения.
Таким образом, мы можем наблюдать наличие существенных налоговых льгот в странах, лидирующих по доле вложений домохо-зяйств в систему пенсионного страхования. Между тем некоторые налоговые льготы характерны и для стран, где сбережения в пенсионных фондах занимают меньшую часть в инвестиционном профиле домохозяйств, -например, для Германии и Польши.
В Германии существует ряд планов формирования пенсионных сбережений, в том числе государственных и корпоративных. По государственным планам взносы, производимые работником, вычитаются из его базы подоходного налога (с ограничениями или без -в зависимости от плана). По корпоративным планам взносы работника и работодателя могут уменьшать их налоговые базы. Прирост пенсионных накоплений налогом не облагается. Пенсионные выплаты в зависимости от плана могут облагаться налогом полностью, частично (причем в этом случае освобождаемая сумма уменьшается каждый год) или освобождаться от налогообложения.
В Польше профессиональные пенсионные фонды дают возможность накапливать пенсионные сбережения для работника. Взносы в такие фонды вносит работодатель, и они вычитаются из его налоговой базы (с ограничением максимальной суммы). Работник при желании также может вносить дополнительные взносы, но они не уменьшают его налоговую базу. Пенсионные выплаты не подлежат налогообложению. Кроме того, физические лица имеют возможность вносить средства на специальные счета, предназначенные для формирования пенсионных накоплений. Такие взносы уменьшают налоговую базу физического лица, а выплаты по ним (по достижении индивидом определенного возраста) не облагаются подоходным налогом.
Заключение
Таким образом, мы можем констатировать, что развитие системы пенсионного страхования началось в странах ОЭСР давно и до настоящего времени сбережения на пенсионных счетах занимают в них значительную долю инвестиционного портфеля домохозяйств. Существенная доля сбережений в пенсионных фондах может отчасти быть объяснена широким перечнем применяемых налоговых льгот. В странах ОЭСР вводятся налоговые и иные финансовые стимулы в целях активизации вложения населением средств в пенсионные фонды и тем самым для увеличения совокупных инвестиций в финансовый сектор.
Зарубежный опыт привлечения долгосрочных инвестиций населения в пенсионные фонды может быть полезен для России в условиях замедлившегося в стране экономического роста и кризиса, переживаемого национальной пенсионной системой. Вложения в пенсионные фонды, несмотря на возможность отказаться от накопительной части пенсии в Пенсионном фонде России и направить взносы в негосударственные пенсионные организации - при большой доходности от этих вложений, не являются приоритетным направлением инвестирования домохозяйств в России. Между тем усиление стимулов к таким вложениям могло бы и повысить благосостояние населения, и одновременно содействовать экономическому росту.
Представляются целесообразными следующие меры по стимулированию вложений в российские пенсионные фонды:
1) расширение спектра налоговых вычетов;
2) предоставление возможности вносить часть заработной платы на свои личные накопительные пенсионные счета до уплаты подоходного налога;
3) частичное освобождение от налогообложения средств, досрочно изымаемых со сберегательных пенсионных счетов.
Как показывает опыт стран ОЭСР, эти меры могут быть эффективными для увеличения инвестиций домохозяйств в пенсионные институты. ■