Инвестиционный потенциал
УДК 336.027
НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
Е.И. КОМАРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: [email protected] Ю.И. БУЛАТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: [email protected] Оренбургский государственный университет
В статье отмечается, что системное решение задачи по переориентации отечественной экономики, которой предстоит ускоренными темпами перейти к современному, социально ориентированному инновационному типу развития, предполагает поиск источников финансовых ресурсов, в том числе для интенсификации инвестиционной деятельности на уровне страны и регионов. Управление этим процессом является одним из основных способов обеспечения его эффективности, так как наличие финансовых ресурсов не означает их автоматического использования в целях инвестирования. Подчеркивается, что в условиях финансово-экономического кризиса и нехватки финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов важнейшим финансовым инструментом, в полной мере не задействованном на инвестиционном рынке, становятся средства населения.
Проанализированы практика применения различных форм стимулирования инвестиционной активности населения в зарубежных странах и в России, а также факторы, оказывающие влияние на инвестиционный потенциал населения.
Рассмотрены перспективные направления активизации использования инвестиционного потенциала населения Российской Федерации и создания стимулов долгосрочного инвестирования на финансовых рынках.
Выявлены основные проблемы, связанные с использованием свободных финансовых ресурсов населения для развития сберегательных процессов в России. Исследован зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности тех или иных сфер экономики. Предложены меры по расширению действующих налоговых стимулов и введению новых для повышения заинтересованности граждан в долгосрочных организованных формах накопления капитала.
Сделан вывод о том, что в условиях нехватки финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционной деятельности использование предлагаемых налоговых инструментов создаст условия для стимулирования долгосрочного накопления финансовых ресурсов населением Российской Федерации и направления их на инвестирование.
Ключевые слова: финансовый потенциал, финансовые ресурсы, инвестиционный потенциал населения, налоговые инструменты
Сбалансированное социально-экономическое развитие Российской Федерации, соответствующее статусу страны как ведущей мировой державы, предполагает качественные изменения в структуре
российской экономики, в которой инвестиции будут одними из ключевых факторов, обеспечивающих глобальные конкурентные преимущества и повышение качества жизни населения. Достижение стратегических целей может быть обеспечено посредством формирования необходимых институциональных условий, дающих возможность аккумулировать финансовые ресурсы, объем и структура которых были бы достаточными для финансирования инвестиционной деятельности.
Особую сложность при активизации инвестиционных процессов создают пространственные характеристики российской экономики и значительная дифференциация уровня финансового обеспечения регионов страны. Отклонения в величине инвестиций на душу населения в 2013 г. в отдельных субъектах РФ составляют более чем 50 раз. Достаточное финансовое обеспечение инвестиционной деятельности в России выступает одним из основных факторов ее ускоренного экономического развития. Решение задачи повышения инвестиционной активности обеспечивается эффективным управлением финансовым потенциалом инвестиционной деятельности через механизм регулирующего воздействия государства на инвестиционный процесс. Вмешательство государства в этот процесс обусловлено:
— необходимостью преломления неблагоприятных тенденций экономического развития;
— инвестиционной непривлекательностью ряда регионов и отраслей;
— пассивностью населения и хозяйствующих субъектов в сфере инвестиционной деятельности.
Дисбаланс между необходимостью осуществления инвестиционных проектов и наличием источников их финансового обеспечения приводит к осознанию важности формирования действенного механизма финансирования инвестиционной деятельности. Это предполагает определение источников, методов и принципов финансирования инвестиционного процесса, увязывающих интересы всех участников. В научном и практическом смысле важными являются разработки, связанные с управлением инвестированием, направленные на реализацию мероприятий по наращиванию финансового потенциала инвестиционной деятельности и повышению эффективности его использования, обеспечивающие решение проблемы ограниченности финансовых ресурсов для инвестирования.
Финансовый потенциал населения, т.е. временно свободные средства домашних хозяйств, явля-
ется одним из важнейших финансовых ресурсов, в настоящее время полностью не задействованным на инвестиционном рынке. Поэтому аккумулирование сбережений населения и последующее их привлечение в экономику для финансирования инвестиционной деятельности представляют собой приоритетные направления стимулирования инвестиционного процесса в Российской Федерации.
Следует отметить, что значительная часть сбережений российских граждан накапливается в виде наличности, оставаясь незадействованной ни на финансовом рынке, ни в реальном секторе экономики. И это при том, что за рубежом домашние хозяйства (население) выступают важнейшими поставщиками инвестиционных ресурсов. Например, почти 100 млн американцев являются акционерами американских компаний (это более 33% всего населения США). Участие накоплений граждан в акционерных капиталах по разным оценкам колеблется в пределах от 36,4 до 48% суммарных акционерных капиталов предприятий страны. В Великобритании участие розничных инвесторов в акционерных капиталах составляет около 30%, в Японии — 22-24%, во Франции — 19,4%, в Германии — 16-17%. Фондовый рынок Китая, действующий с 1986 г., помимо многочисленных инвестиционных фондов включает более 125 млн частных инвесторов. В Индии доля населения, инвестирующего в акции, в 6 раз выше, чем в России.
Проблема активизации использования всех видов свободных финансовых ресурсов населения в качестве одного из главных источников финансового обеспечения инвестиционной деятельности связана с рядом объективных факторов. В их числе:
— низкий уровень денежных доходов домашних хозяйств (табл. 1);
— склонность граждан хранить средства в наличной форме как реакция на финансовый кризис и нестабильность финансово-кредитной системы;
— слабая развитость и низкая эффективность инструментов фондового рынка и др.
В результате финансовый потенциал инвестиционной деятельности Российской Федерации практически лишен важнейшего источника инвестиционных ресурсов (в отличие от зарубежных стран, где он активно используется). В свою очередь процесс преобразования сбережений в инвестиции характеризуется пассивностью, ограничивающей возможности роста экономики.
Инвестиционный потенциал Investment potential - 33 -
Таблица 1
Динамика доходов населения Российской Федерации в 2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Реальная начисленная заработная плата, в процентах 110,7 96,5 105,2 102,8 104,2
к предыдущему году
Среднедушевые доходы населения, руб. 14 864 16 895 18 958 20 780 22 880
Темп прироста, % - 13,7 12,2 9,6 10,1
Реальные денежные доходы населения, в процентах 102,4 103,0 105,9 100,5 104,4
к предыдущему году
Темп инфляции, % 13,3 8,8 8,8 6,1 6,6
Сбережения населения по своему экономическому содержанию являются отложенным потреблением, т.е. средствами, которые в будущем граждане предполагают израсходовать на решение конкретных задач. При этом поведение сберегательных субъектов будет являться целесообразным и рациональным с экономической точки зрения в том случае, если отложенная сумма приносит доход, что становится возможным при организованных формах сбережений.
Инвестиционный потенциал населения характеризует вероятность осуществления организованных форм вложений населения в финансовую систему. Решить проблему недостаточного обеспечения инвестиционными ресурсами возможно с помощью экономических методов и инструментов, позволяющих привлечь свободные денежные средства населения на долгосрочной основе и инвестировать их в экономику.
Результаты анализа сберегательного поведения населения большинства субъектов Российской Федерации позволяют сделать вывод, что в регионах инвестиционные возможности населения используются только на 40-45%. Проведенные социологические исследования свидетельствуют:
— граждане, имеющие возможность делать накопления, в среднем направляют в организованные формы сбережений только 10-12% своего дохода;
— только 35% населения испытывают доверие к финансовым инструментам и институтам России и готово вкладывать свои сбережения на срок более года, но не более трех лет;
— 60-65% всех сбережений хранятся на рублевых банковских депозитах, при этом оптимальный срок размещений средств во вкладах для 80% населения составляет до одного года. Только 15% населения готовы вкладывать средства на срок более трех лет при условии повышения доходности по вкладам;
— 30-35% сбережений хранятся в наличной форме, т.е. эти средства являются неиспользуемым финансовым потенциалом.
Для полного использования инвестиционного потенциала населения требуется создание институциональной инфраструктуры рынка сбережений, соответствующей современным потребностям финансового рынка и способной обеспечить аккумулирование сбережений населения, направление их в инвестиции.
Активизация использования финансового потенциала населения предполагает последовательную и целенаправленную реализацию следующих мероприятий.
1. Создание благоприятных социально-экономических условий, способствующих развитию организованных форм сбережений населения:
а) формирование положительного общественного мнения по отношению к сбережениям. С учетом острой потребности российской экономики в инвестициях это должно стать частью государственной финансовой политики. В результате население способно осознать, что размещение своих свободных средств — это благо для общества и гражданина;
б) проведение мероприятий для повышения образовательного уровня населения. Невысокий уровень финансовой грамотности российского населения не позволяет в полной мере использовать потенциал социально-экономических, политических и психологических факторов в развитии сберегательных процессов и ограничивает возможность инвестиционного использования сбережений населения. Меры, предпринимаемые в настоящее время на федеральном и региональном уровнях для повышения финансовой грамотности граждан, в большей степени носят разовый, несистематический характер, что снижает их эффективность;
в) гарантированная защита инвестированных на долгосрочной основе средств населения.
2. Применение налоговых инструментов для активизации долгосрочных сбережений. Правильно построенная налоговая политика в условиях
стабильной экономики дает государству реальную возможность принимать умеренное участие в регулировании финансового рынка. Мировой опыт демонстрирует наличие трех форм стимулирования инвестиционной активности населения через подоходное налогообложение:
— выведение из-под обложения подоходным налогом доходов от прироста инвестированного капитала (Великобритания, Япония, Мальта, Казахстан, Латвия);
— включение в сумму вычета по подоходному налогу убытков, полученных от пассивных инвестиций (США);
— включение в сумму вычета по подоходному налогу величины издержек (или их часть), связанных с осуществлением инвестиций (например, расходов на покупку ценных бумаг).
В целях стимулирования инвестиционной активности населения необходимо расширить действующие налоговые приемы путем введения новых для повышения заинтересованности граждан в долгосрочном накоплении капитала.
В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ доходы населения от часто используемых видов долгосрочных инвестиций, которые не относятся к вложениям в финансовые инструменты, освобождены от налогообложения. Например, налог на доходы физических лиц не уплачивается, если физическое лицо получило доходы от реализации жилой недвижимости, находившейся более трех лет в его собственности. Налогом на доходы физических лиц также не облагаются доходы в виде процентов по вкладам в рублях, если процентная ставка на дату заключения либо продления депозитного договора была установлена в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 5%. Кроме того, должно выполняться условие, в соответствии с которым в течение периода начисления процентов ставка по вкладу не повышалась, а с момента, когда она превысила ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 5%, прошло не более трех лет.
Таким образом, с налоговой точки зрения инвестиции в финансовые инструменты (включая паи ПИФ) являются менее привлекательными, чем другие виды инвестиций (даже менее рискованных, чем инвестиции в ценные бумаги).
Решению задачи выравнивания налоговых условий для инвестирования в ценные бумаги и
банковские депозиты уделяется особо пристальное внимание в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Для создания стимулов долгосрочного инвестирования на финансовых рынках необходимо предусмотреть равные или сопоставимые налоговые условия для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц, в некоторых случаях, вводя новые льготы, а в других — ужесточая применяемые в настоящее время ограничения.
В целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов предлагаются следующие меры:
— введение налогового вычета в инвестиционных целях в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг и находятся в собственности налогоплательщика более трех лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;
— освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам;
— законодательное закрепление понятия «индивидуальный инвестиционный счет», а также требований к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанных с ведением индивидуальных инвестиционных счетов.
На взгляд авторов, для стимулирования привлечения средств населения в разного рода активы целесообразно сочетать различные налоговые инструменты и подходы. Практика применения специального сберегательного счета, не облагаемого налогом, закреплена в Великобритании. Начисленные проценты по вкладу не облагаются налогом при условии, что вклады остаются на счете в течение пяти лет. При досрочном изъятии основной суммы вклада налоговая льгота не действует. Подобный подход к налоговому стимулированию увеличения сбережений возможно применить и в нашей стране (табл. 2).
Дополнение существующих имущественных налоговых вычетов (табл. 3) приведет к увеличению фактической доходности по вкладам и, следова-
Инвестиционный потенциал Investment potential - 35 -
Таблица 2
Инструменты налогового стимулирования инвестиционной активности населения России
Инструменты Характеристика
Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц I этап — снижение действующего ограничения, устанавливающего лимит на величину освобождаемых процентов по вкладам в рублях, до величины ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 3 п.п., а по вкладам в иностранной валюте — до 6%. II этап — освобождение от уплаты НДФЛ доходов в виде процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам, независимо от размера процентной ставки по депозиту
Дополнительные имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц инвестиционного характера I этап — введение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере определенной доли вклада, размещенного на срок более одного года в финансово-кредитных учреждениях. II этап — введение налоговой льготы в виде вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком от реализации или погашения ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет
Таблица 3
Размер предлагаемых к введению налоговых вычетов по НДФЛ инвестиционного характера в России, %
Срок привлечения депозита, лет Доля депозита, относимая на имущественный налоговый вычет по НДФЛ Дополнительная доходность по депозиту с учетом налогового вычета Фактическая доходность с учетом средневзвешенной процентной ставки по вкладам Целевой диапазон инфляции
1 10 1,3 7,28 5-6
1-3 30 3,9 11,25
3-4 50 6,5 13,69
4-5 60 7,8 14,99
5-7 80 10,4 17,59
Свыше 7 100 13 20,19
тельно, повысит привлекательность долгосрочных вкладов для населения.
Применение предлагаемых авторами налоговых инструментов создаст условия для стимулирования долгосрочного накопления денежных средств населения и направления их на инвестирование. В современных условиях механизм финансового регулирования инвестиционной деятельности направлен на создание благоприятного инвестиционного климата российской экономики, а его эффективное использование возможно только при условии практического применения адекватных форм и методов налогового стимулирования сберегательного поведения населения.
Список литературы
1. Айрапетян С.И. Налоговые механизмы регулирования инвестиционной деятельности в РФ // Банковские услуги. 2007. № 9. С. 26-29.
2. АносоваЛ.А., КабирЛ.С. Российская система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности и поддержку
инвестиций: структурные элементы // Экономика и управление. 2013. № 10. С. 3-25.
3. Байков С.В., Жирнихин А.С., Смирнова К.А. Потребительское поведение на финансовых рынках России. М.: Экономика, 2007. 271 с.
4. Басов А.И. Финансово-кредитное регулирование инвестиционного процесса в России. М.: Финансы и статистика, 2002. 208 с.
5. Бельтюкова С.М. Анализ основных инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2013. № 1. С. 136-139.
6. Булатова Ю.И. Финансовое регулирование инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации // Экономические науки. 2011. № 3. С.309-314.
7. Варакса Н.Г. Моделирование налоговой политики и налогового механизма в рамках стратегии экономического развития государства // Управленческий учет. 2013. № 8. С. 75-84.
8. Геронина Н.Р. Повышение эффективности процессов инвестирования на основе развития
механизмов привлечения сбережений населения // Финансовый бизнес. 2005. № 6. С. 59-71.
9. Гираев В.К. Региональная налоговая политика в контексте стимулирования инвестиций // Налоги и налогообложение. 2014. № 2. С. 124-137.
10. Егорова Е.Н., Лапицкая Н.В. Стратегические ориентиры современной налоговой политики России // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 9. С. 5-14.
11. Исаев Э.А. Финансовый потенциал крупного экономического региона. М.: Экономика, 2007. 206 с.
12. Калашников А.А. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: возможности совершенствования // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 47. С. 56-62.
13. Комарова Е.И., Пивоварова Н.В., Стеба Н. Д. Финансовая поддержка инновационной деятельности: мировой опыт и российская практика // Экономические науки. 2011. № 9. С. 195-198.
14. Литягин Н.Н. Актуальные проблемы государственного регулирования инвестиций. Правовые предпосылки активизации инвестиционной деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 4. С. 24-27.
15. Маковецкий М.Ю. Инвестиционное обеспечение экономического роста: теоретические проблемы, финансовые инструменты, тенденции развития. М.: АНКИЛ, 2005. 312 с.
16. Мандрощенко О.В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: проблемы и пути решения // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 25. С. 43-47.
17. Мигунова М.И., Елгина Е.А. Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в региональном секторе экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 41. С. 47-52.
18. РозановаЛ.И., МорошкинаМ.В. Дифференциация регионального развития и уровень инвестиций // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 24. С. 20-27.
19. ТереховаЕ.В. О мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности: финансово-правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2014. № 4. С. 55-62.
20. Шабунова А.А. Инвестиционное будущее сбережений // ЭКО. 2014. № 2. С. 165-178.
21. Шеховцова Ю.А. Использование налоговых инструментов обеспечения инвестиционной безопасности в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2013. № 3. С. 165-178.
Finance and credit Investment potential
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
TAX INSTRUMENTS TO STIMULATE INVESTMENT ACTIVITY OF THE RUSSIAN POPULATION
Elena I. KOMAROVA, Yuliya I. BULATOVA
Abstract
The article states that a system solution of the task related to refocusing the domestic economy on modern, socially oriented and innovation type of development implies searching for financial resources, including for the purpose of intensification of investment activity at the level of the country and regions. Managing this process is one of the main ways of ensuring its efficiency as financial resource availability does not mean their automatic use for investment purposes. The authors emphasize that in
the conditions of financial and economic crisis and shortage of financial resources, the funds of the population are a major financial instrument of economic entities, which is not fully utilized in the investment market. The authors have analyzed the practice of applying various forms of stimulation of investment activity of the public in foreign countries and in Russia and the factors influencing the investment potential of the population. The study considers perspective areas of promoting the use of investment potential of the Russian population and creating incen-
tives for long-term investment in financial markets. The study reveals the main problems connected with the use of free financial resources of the population for savings process development in Russia; analyzes foreign experience related to increasing investment appeal of certain sectors of economy; includes measures to expand the existing tax incentives and introduce new ones in order to increase the interest of citizens in long-term organized forms of capital accumulation. The authors conclude that under conditions of scarce financial resources to ensure investment activity, the use of the offered tax tools will create conditions for boosting long-term accumulation of financial resources and their investment by the population of the Russian Federation.
Keywords: financial, potential, resources, investment potential, population, tax, tools
References
1. Airapetyan S.I. Nalogovye mekhanizmy reguli-rovaniya investitsionnoi deyatel'nosti v RF [Tax mechanisms of investment activity regulation in the Russian Federation]. Bankovskie uslugi — Banking services, 2007, no. 9, pp. 26-29.
2. Anosova L.A., Kabir L.S. Rossiiskaya sistema nalogovykh l'got, napravlennykh na stimulirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti i podderzhku investit-sii: strukturnye elementy [The Russian system of tax incentives aimed at innovation stimulation and investment support: structural elements]. Ekonomika i upravlenie — Economics and management, 2013, no. 10, pp. 3-25.
3. Baikov S.V., Zhirnikhin A.S., Smirnova K.A. Potrebitel'skoe povedenie na finansovykh rynkakh Rossii [Consumer behavior in the financial markets of Russia]. Moscow, Ekonomika Publ., 2007, 271 p.
4. Basov A.I. Finansovo-kreditnoe regulirovanie investitsionnogo protsessa v Rossii [Financial and credit regulation of investment process in Russia]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2002, 208 p.
5. Bel'tyukova S.M. Analiz osnovnykh instru-mentov nalogovogo stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii [The analysis of the main tools of tax incentives for innovation activity in the Russian Federation]. Voprosy ekonomiki i prava — Problems of Economics and Law, 2013, no. 1, pp. 136-139.
6. Bulatova Yu.I. Finansovoe regulirovanie investitsionnoi deyatel'nosti sub"ekta Rossiiskoi Federatsii [Financial regulation of investment activity of the sub-
ject of the Russian Federation]. Ekonomicheskie nau-ki — Economic sciences, 2011, no. 3, pp. 309-314.
7. Varaksa N.G. Modelirovanie nalogovoi poli-tiki i nalogovogo mekhanizma v ramkakh strategii ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva [Modeling a tax policy and a tax mechanism within the strategy of economic development of the State]. Upravlenche-skii uchet — Management accounting, 2013, no. 8, pp.75-84.
8. Geronina N.R. Povyshenie effektivnosti prot-sessov investirovaniya na osnove razvitiya mekhaniz-mov privlecheniya sberezhenii naseleniya [Increasing the efficiency of investment processes based on developing the mechanisms of household savings attraction]. Finansovyi biznes — Financial business, 2005, no. 6, pp. 59-71.
9. Giraev V.K. Regional'naya nalogovaya politika v kontekste stimulirovaniya investitsii [Regional tax policy in the context of investment stimulation]. Nalogi i nalogooblozhenie — Taxes and taxation, 2014, no. 2, pp.124-137.
10. Egorova E.N., Lapitskaya N.V. Strategicheskie orientiry sovremennoi nalogovoi politiki Rossii [Strategic objectives of the modern tax policy of Russia]. Servis v Rossii i za rubezhom — Service in Russia and abroad, 2013, no. 9, pp. 5-14.
11. Isaev E.A. Finansovyi potentsial krupnogo ekonomicheskogo regiona [Financial capacity of a large economic region]. Moscow, Ekonomika Publ., 2007, 206 p.
12. Kalashnikov A.A. Nalogovoe stimulirovanie investitsionnoi deyatel'nosti: vozmozhnosti soversh-enstvovaniya [Tax incentives for investment activity: possibilities of improvement]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 47, pp. 56-62.
13. Komarova E.I., Pivovarova N.V., Steba N.D. Finansovaya podderzhka innovatsionnoi deyatel'nosti: mirovoi opyt i rossiiskaya praktika [Financial support to innovative activity: the world experience and Russian practice]. Ekonomicheskie nauki — Economic sciences, 2011, no. 9, pp. 195-198.
14. Lityagin N.N. Aktual'nye problemy gos-udarstvennogo regulirovaniya investitsii. Pravovye predposylki aktivizatsii investitsionnoi deyatel'nosti [Contemporary issues of State regulation of investments. Legal background of investment activity revi-talization]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samou-pravlenie — State Power and Local Self-government, 2014, no. 4, pp. 24-27.
15. Makovetskii M.Yu. Investitsionnoe obes-pechenie ekonomicheskogo rosta: teoreticheskie problemy, finansovye instrumenty, tendentsii razvitiya [Investment support to economic growth: theoretical problems, financial instruments, development trends]. Moscow, ANKIL Publ., 2005, 312 p.
16. Mandroshchenko O.V. Nalogovoe stimuli-rovanie investitsionnoi deyatel'nosti: problemy i puti resheniya [Tax incentives for investment activity: problems and solutions]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2014, no.25, pp.43-47.
17. Migunova M.I., Elgina E.A. Problemy nal-ogovogo stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v regional'nom sektore ekonomiki [Problems of tax incentives for innovation activity in regional sector of economy]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika —Regional economics: theory and practice, 2013, no. 41, pp. 47-52.
18. Rozanova L.I., Moroshkina M.V. Different-siatsiya regional'nogo razvitiya i uroven' investitsii [Differentiation of regional development and level of investments]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no.24, pp.20-27.
19. Terekhova E.V. O merakh gosudarstvennoi podderzhki investitsionnoi deyatel'nosti: finansovo-pravovye aspekty [On measures of State support to investment activity: financial and legal aspects]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika — Law and State: theory and practice, 2014, no. 4, pp. 55-62.
20. Shabunova A.A. Investitsionnoe budushchee sberezhenii [Investment future of savings]. EKO — ECO, 2014, no. 2, pp. 165-178.
21. Shekhovtsova Yu.A. Ispol'zovanie nalogovykh instrumentov obespecheniya investitsionnoi bezopas-nosti v Rossiiskoi Federatsii [Using tax instruments of ensuring investment safety in the Russian Federation]. Nalogi i nalogooblozhenie — Taxes and taxation, 2013, no.3, pp.165-178.
Elena I. KOMAROVA
Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]
Yuliya I. BULATOVA
Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]