6. Егорова Е.Н. Актуальные вопросы налогового регулирования в современных условиях (теоретический аспект) // Сервис plus. 2011. № 4. С. 64-70.
УДК 336.22
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ TAX RISKS IN BANKING
Амбросьева Татьяна Георгиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса,
г. Москва.
В статье рассматриваются понятие и сущность налоговых рисков, особенности их проявления в банковской деятельности с учетом ее специфичности.
Ключевые слова: налоговый риск, банк, специфика банковской деятельности, участник налоговых правоотношений, налогоплательщик.
The article considers the concept and the essence of tax risks, their expression particularities in banking taking into consideration its specificity.
Key words: tax risk, bank, banking specificity, the party to tax legal relationship, tax
payer.
В условиях рыночной экономики риск - важнейший элемент предпринимательства. Содержание предпринимательского риска и управление им зависит от сферы предпринимательства: производственное или финансовое.
Если обобщить определения рисков, приведенные в большинстве словарей и справочников, то коротко суть их состоит в возможности материальных, трудовых, финансовых потерь, потерь времени, специальных видов потерь. Риск - это гипотетическая возможность (вероятность) опасности, неудачи, принятие решения, результат которого неизвестен.
В системе предпринимательских рисков важнейшее место занимают налоговые риски. В настоящее время понятие «налоговые риски» широко применяется в научной литературе и в практическом аспекте. Однако сегодня теоретическая разработанность проблемы налоговых рисков недостаточна, поскольку отсутствует единство мнений ученых и практиков относительно сущности налоговых рисков, их видов, причин возникновения, возможностей устранения или минимизации. Важно также, что в Налоговом кодексе РФ, являющемся основополагающим законом, регулирующим налоговые отношения, понятие «налоговый риск» также отсутствует.
Несмотря на многообразие различных суждений о налоговых рисках, практически все исследователи говорят о финансовом характере налоговых рисков и, соответственно, их неблагоприятных последствиях [3; 5; 6].
Важно отметить, что налоговый риск следует рассматривать в разрезе различных участников налоговых правоотношений, поскольку в процессе налогообложения их интересы не совпадают. Так, государство в лице налоговых органов заинтересовано в увеличении налоговых поступлений в бюджет как в рамках действующего законодательства, так и путем законодательного повышения налоговой нагрузки. Налогоплательщик же, напротив, стремится минимизировать суммы налоговых платежей. Таким образом, интересы государства и налогоплательщика не просто различны, они прямо противоположны [3; 6].
Государство, для которого налоги являются основным источником доходов его бюджета, может нести налоговые риски в виде уменьшения налоговых доходов в результате несоблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами налогового законодательства.
Налоговый риск налогоплательщика - это возможность возникновения потерь ожидаемого дохода или имущества, вероятность ослабления его финансово-
экономического потенциала.
То обстоятельство, что налоговые платежи имеют денежное выражение,
обусловливает финансовый характер рисков, связанных с их уплатой.
Виды и величина предпринимательских рисков определены спецификой
конкретного бизнеса. Надежное функционирование механизма управления налоговыми рисками во многом зависит от того, является или не является данное предприятие профессиональным участником финансового рынка. Понятно, что производственное и финансовое предпринимательство различаются по своей сути. Так, предприятия, не относящиеся к финансовой сфере, могут нести финансовые, в том числе налоговые риски, любой из которых - это угроза денежных потерь вообще.
Для предприятий - профессиональных участников финансового рынка финансовый риск - это одна из разновидностей рисков соответствующего вида деятельности; для банковской системы - разновидность банковского риска.
Особенность банковского риска состоит в том, что он, отображая как процесс производства, так и обращение общественного продукта, проявляется и в сфере обмена, в платежном обороте. В деятельности коммерческого банка существует огромное количество рисков, имеющих достаточно сложную структуру и связанных со спецификой
банковской деятельности. Выделяют: кредитный риск, валютный, операционный,
правовой, процентный, страновой и др.
Финансовые институты в целом и банковские учреждения в частности имеют системные отличия от нефинансовых организаций. Банковская деятельность весьма специфична, прежде всего, в силу чрезвычайно высокой зависимости от внешней среды. Это объясняется тем, что поставщиками ресурсов и потребителями банковских услуг являются практически все субъекты экономики. В этих условиях на деятельность банков влияют не только системные проблемы в экономике в целом и на региональных рынках, но и проблемы в финансово-хозяйственной деятельности как поставщиков ресурсов, так и покупателей (потребителей банковских услуг).
Зависимость банков от внешней среды усиливается на фоне высокой мобильности финансовых ресурсов, практически не ограниченной во времени и пространстве, а также общемировой тенденции усиления конкуренции банков с небанковскими финансовыми институтами в различных сегментах финансового посредничества.
Банковская деятельность специфична по функциональному назначению и продуктовому ряду. Современный коммерческий банк - это сложный субъект хозяйственной деятельности, совершающий большое количество различных операций и имеющий широкий круг клиентов, партнеров и контрагентов. Минимальный круг операций, выполняемых банками, определен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». По сути, основной функцией банков является оказание услуг финансового посредничества. Посредническая деятельность банков состоит в том, чтобы привлечь и аккумулировать свободные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и физических лиц с целью передачи их во временное пользование на возмездной основе другим институциональным единицам, т.е. банки - это посредники между субъектами, которые сберегают, и субъектами, которые инвестируют.
Специфика налоговых рисков как направления исследования, с одной стороны, и банка как объекта исследования, с другой стороны, требуют рассмотреть и определить место банков в налоговых отношениях исходя из специфики банковской деятельности.
Для идентификации и последующего анализа налоговых рисков в банковском секторе следует исходить из того, что в налоговой системе и процедурах налогообложения банки занимают особое положение. В частности во взаимоотношениях с другими участниками налоговых правоотношений банки выступают в трех ипостасях:
1) как налогоплательщик - юридическое лицо;
2) как посредник между государством и другими налогоплательщиками;
3) как налоговый агент.
В связи с выполнением каждой из перечисленных ролей коммерческие банки наделены соответствующими правами, на них возложены определенные обязанности, для них установлен специфичный состав налоговых правонарушений, за совершение которых в соответствии с действующим налоговым законодательством к банкам предъявляются штрафные санкции.
Каждая из перечисленных ролей коммерческого банка предполагает свои особенности, специфику в организации процедур налогообложения, что обусловливает свой состав налоговых рисков.
В первом случае, когда банк выступает в качестве налогоплательщика, состав его возможных налоговых рисков ничем не отличается от налоговых рисков, которым подвержена деятельность любого другого налогоплательщика, в любой сфере экономики. Налоговые риски в данном случае определяются факторами, которые можно подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы для налогоплательщиков - это их собственная деятельность по налоговому планированию, добросовестность выполнения налоговых обязательств. Ошибочно думать, что налоговые риски в данном случае сводятся только к угрозе привлечения к налоговой (вплоть до уголовной) ответственности, которая возникает при грубом уклонении от уплаты налогов. Налоговые риски состоят еще и в том, что могут быть упущены возможности грамотного построения сделки с использованием легитимных методов налогового планирования. К таким рискам относятся:
- стратегические ошибки налогоплательщика при планировании бизнеса: выбор договорной, учетной, амортизационной политики;
- получение необоснованной налоговой выгоды в результате уменьшения налоговой базы, неправомерного использования налоговых льгот и т.п.;
- ошибки компетенции, технические, умышленные ошибки (игнорирование законодательных ограничений), плохое документальное подтверждение сделок, неправильная расстановка приоритетов ответственности;
- непредумышленные нарушения налогового законодательства со стороны добросовестного налогоплательщика, выявленные в результате контрольных действий налоговых органов.
Внешние факторы для налогоплательщиков - это изменение государственной налоговой политики, изменение условий налогообложения. Так, внесение изменений в
налоговое законодательство, направленных на повышение уровня налоговой нагрузки на налогоплательщиков (увеличение количества налогов, рост налоговых ставок), ужесточение штрафных санкций за нарушения налогового законодательства может нести в себе налоговые риски. В таких случаях стремление налогоплательщика (банка) минимизировать налоговые платежи как реакция на увеличение налогового гнета может спровоцировать применение им схем уклонения от уплаты налогов. Налоговым риском является также опасность привлечения к налоговой ответственности, возможный рост судебных или адвокатских расходов, вызванные нечеткостью и высокой динамикой законодательства и судебной практики, неточностью и неопределенностью
законодательных норм. Неопределенности в налоговой сфере могут привести к опасности нежелательной для налогоплательщика переквалификации налоговыми органами хозяйственных сделок, т.е. неизбежному проявлению налоговых рисков.
Вторая роль банков - посредник между государством и налогоплательщиками. Здесь речь идет о том, что через банки предприятия, организации, граждане осуществляют финансово-хозяйственные операции. В силу этого банк может (должен согласно НК РФ) предоставить налоговым органам необходимую информацию для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов в бюджет [4; 9]. Расчетные (текущие и другие) счета, открываемые клиентам в банках, должны быть доступны (прозрачны) для налоговых органов. В целях обеспечения данного требования расчетные (текущие, корреспондентские) и иные счета открываются налогоплательщикам банками только при предъявлении свидетельства о постановке их на учет в налоговом органе [1; ст. 86]. Наличие заверенной копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в юридическом деле клиента по открытию расчетного и других счетов обязательно.
Банк обязан в течение пяти дней после открытия (закрытия) счета налогоплательщику направить в налоговый орган соответствующую информацию (извещение).
Свою основную конституционную обязанность по уплате налога налогоплательщики осуществляют через банки. Так налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно до наступления срока платежа сдать в банк или иные кредитные организации платежные поручения на перечисление налогов в бюджет. Банк не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и использовать неперечисленные средства в качестве кредитных ресурсов [1; ст. 45]. Налоговые органы могут взыскивать платежи в бюджет в случае неуплаты или неполной
уплаты налога в установленный срок, а также пени за несвоевременную уплату налогов в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на их расчетных (текущих) счетах в банках. Взыскания налога осуществляется путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков.
Одним из существенных вопросов, имеющих отношение как к деятельности банков, так и к интересам их клиентов, является предоставление налоговым органам информации о налогоплательщике, имеющейся в банках для осуществления мероприятий налогового контроля.
В перечень сведений, которые могут потребовать налоговые органы, входит следующая информация:
- о наличии и движении средств (дебетовых и кредитовых оборотах на расчетном (текущем), ссудном, валютном и других счетах с указанием юридических лиц получателей;
- о кредитах, их погашении и процентах по кредитам;
- о движении наличных средств и лимите кассовой наличности;
- выписки из лицевых счетов клиентов и др.
И, наконец, третья ипостась банков - налоговый агент. Налоговые агенты - это лица, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы и на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет [1; ст.24, ст. 226]. Итак, банк является налоговым агентом по отношению:
- к своим наемным работникам (речь идет о доходах, получаемых сотрудниками банков за выполнение ими трудовых и приравненных к ним обязанностей в денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды);
- к клиентам банка (в данном случае имеются в виду, во-первых, доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от банков, и, во-вторых, доходы в виде процентов, получаемых по вкладам в банках [1; ст.212, ст. 214.2]).
Выполнение функций налогового агента также может приводить к возникновению у банков налоговых рисков. Если исходить из того, что, выступая в качестве налогового агента, банк имеет те же права и практически те же обязанности, что и банк как налогоплательщик, то можно предположить, что и состав налоговых рисков здесь тот же,
что и в первом случае. На самом деле это не так. Поскольку риск любых нарушений налогового законодательства при выполнении банком функций налогового агента не принесет ему (банку) «личной» выгоды, сознательно идти на такие действия для банка не имеет смысла.
То же самое можно сказать о возможности возникновения налоговых рисков при исполнении многочисленных функций банка как посредника между государством и налогоплательщиками.
Поэтому, по нашему мнению, налоговый риск в данных случаях может быть связан лишь с человеческим фактором (ошибки компетенции, технические ошибки). Другое дело, что причины возникновения налогового риска - это не только некомпетентность работников соответствующих служб, но и существующие неопределенности в налоговой сфере, несовершенство налогового законодательства, его высокий динамизм, противоречивость, наличие «белых пятен», несоответствие между правовой базой и реально существующей ситуацией. Всё это провоцирует возникновение соответствующих спорных ситуаций и разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Безусловно, свести на «нет» налоговые риски не удастся, но правильная идентификация налоговых рисков и их последующий анализ могут способствовать эффективному управлению налоговыми рисками с целью их минимизации и снижения их негативных последствий.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (действующая редакция).
3. Амбросьева Т.Г. Экономическая природа и проявление налоговых рисков: сб. статей «Проблемы и опыт менеджмента, финансов, учета и налогообложения предприятий, отраслей, комплексов» / под ред. А.А. Ларионовой, Л.И. Черниковой, О.В. Кауровой. М.: Издатель Степаненко, 2012. С. 5-8.
4. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Семёнова О.С. К вопросу о природе налоговых рисков // Финансы. 2010. № 7. С. 36-42.
6. Шальнёва М.С. Управление налоговыми рисками предприятия в современных экономических условиях. // Финансы. 2011. № 4. С. 32-38.