Научная статья на тему 'Налоговые риски: понятие, идентификация и методика оценки'

Налоговые риски: понятие, идентификация и методика оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1804
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК / НАЛОГОВЫЙ РИСК / НАЛОГ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКА / RISK / TAX RISK / THE TAX / THE TAX BEARER / RISK IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заика В. С.

В статье рассматриваются вопросы определения понятия «налоговый риск», идентификации и оценки налоговых рисков. Приведены источники возникновения налоговых рисков, исходя из которых проведена их квалификация. Предложена методика количественной оценки налогового риска по отдельной хозяйственной операции и риска оказаться в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок и последующих мероприятий налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the definition of "tax risk, identification and assessment of tax risks. Shows the sources of tax risk on the basis of which held their qualifications. The method of quantifying the tax risk in a single business operation and risk to be as an object for field tax audits and followup of tax control.

Текст научной работы на тему «Налоговые риски: понятие, идентификация и методика оценки»

, дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Заика В.С., аспирант,

ГОУ ВПО Сургутский государственный

университет Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

г. Сургут, Россия

налоговые риски: понятие,

идентификация и методика оценки

В настоящее время понятие «налоговый риск» широко применяется в практическом аспекте как государственными органами, участвующими в процессе налогообложения, так и учеными-экономистами, специалистами компаний, оказывающих консультационные услуги в сфере налогообложения, а также рядовыми налогоплательщиками.

Широкое использование термина «налоговый риск» в научном лексиконе, учитывая неиспользование данного термина в законодательстве о налогах и сборах, делает необходимым его строгое определение. При этом необходимо учитывать, что для российских компаний основным налоговым риском является риск предъявления налоговых претензий, в отличие от западного бизнеса, для которого это неэффективное налогообложение, т.е. риск переплаты налогов [1].

Для определения понятия «налоговый риск» вначале рассмотрим само понятие «риск». В экономической литературе понятие «риск» определяется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода и имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами [2].

Учитывая, что в определении понятия «налог», представленном в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации

(НК РФ), отсутствуют выделенные отечественной финансовой наукой признаки законности и регулярности уплаты налога, спорность термина «отчуждение», а также некорректность формулировки порядка уплаты налога как «взимаемого государством», можно согласиться с И.А. Майбу-ровым [3], что на сегодняшний день наиболее адекватным видится определение налога, данное В.Г. Пансковым: «Налог -это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [4].

Исходя из взаимосвязанного содержания указанных понятий, получаем понятие «налоговый риск», под которым, по нашему мнению, подразумевается опасность возникновения непредвиденных финансовых потерь для налогоплательщика из-за действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления.

Можно трактовать налоговый риск не только с финансовой, но и с правовой точки зрения, говоря о возможном наступлении неблагоприятных правовых последствий (например, риски выемки документов, ареста имущества налогоплательщика, принятия налоговым органом обеспечительных мер для вынесения решения и т.д.) [5].

№8 ОКТЯБРЬ 2010 ДИСКУССИЯ

журнал научных публикации X

Рис. 1. Источники возникновения налоговых рисков

Определившись с тем, что такое налоговый риск, рассмотрим особенности его идентификации.

Идентификация риска - это процесс выявления субъектов, объектов и ситуаций, несущих риск, факторов риска и классификации риска по видам. Основной целью идентификации рисков является создание условий для возможности их последующего измерения и снижения.

Для идентификации источников возникновения налоговых рисков, риски, вызванные действиями (бездействием) государственных органов, можно подразделить на:

• риски, вызванные действиями (бездействием) законодательных (представительных) органов;

• риски, вызванные действиями (бездействием) органов исполнительной власти;

• риски, вызванные действиями (бездействием) судебных органов.

Кроме того, действия (бездействие) налогоплательщика могут провоцировать возникновение налогового риска (рис. 1).

Таким образом, для идентификации и оценки налоговых рисков необходимо результаты действий (бездействия) нало-

гоплательщика соотнести с результатами действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления. Данные результаты могут носить как реализованный, так и планируемый (предполагаемый) характер.

При этом, исходя из указанных источников возникновения, можно предложить условную шкалу оценки экспертами возможных налоговых рисков в результате действий (бездействия) налогоплательщика, квалифицируя их как высокие, средние или низкие (рис. 2), в соответствии со следующими критериями:

• высокий риск - требования налогового законодательства, по мнению экспертов, нарушены, а позиция Минфина России и (или) налоговых органов достаточно обоснованна и неблагоприятна для налогоплательщика (отрезок 3); арбитражная практика отсутствует (отрезок 5) либо сложилась не в пользу налогоплательщика (отрезок 6);

• средний риск - требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены, но позиция Минфина России и (или) налоговых органов неблагоприятна для налогоплательщи-

, дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАуКИ

Рис. 2. Квалификация налоговых рисков -*-

6 высокий риск

средний риск 5

1 2 3

низкий риск 4

ка (отрезок 2); арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна (отрезок 5).

• низкий риск - требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены (отрезки 1 и 2); позиция Минфина России и (или) налоговых органов неблагоприятна для налогоплательщика (отрезок 2), неоднозначна или отсутствует (отрезок 1), но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика (отрезок 4). Для количественной оценки налогового риска можно использовать по аналогии методику, предложенную для примерной оценки вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности (приложение к Положению по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденному приказом Минфина России от 29.11.2001 № 96н), в соответствии с которой малая вероятность оценивается как 0-5%, средняя - 5-50%, высокая 50-95%.

Существуют и другие критерии оценки уровня налогового риска. Например, Е.Е. Смирнова [6] использует следующие критерии:

• высокий уровень налогового риска -свыше 30%;

• средний уровень налогового риска - от

более 15% до 30%;

• низкий уровень налогового риска - в

интервале 1-15%.

Количественным выражением налогового риска будет произведение ожидаемых финансовых потерь при наступлении вероятностного события и процента вероятности потерь:

R = S * Р,

где R - налоговый риск; S - возможные финансовые потери при наступлении вероятностного события; Р - вероятность потерь.

Предложенная методика оценки налоговых рисков предназначена для оценки рисков по отдельным хозяйственным операциям.

Для оценки уровня налоговых рисков по организации в целом представляется целесообразным воспользоваться Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»):

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

№8 ОКТЯБРЬ 2010

дискуссия .

журнал научных публикаций X

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Система критериев налогового риска должна оцениваться во взаимосвязи. Если рассматривать всю совокупность критериев, имеющую значение 100%, то каждый из составляющих ее критериев будет иметь удельный вес, определенный путем экспертной оценки, исходя из значимости для отдельных категорий налогоплательщиков и с учетом отраслевой специфики.

В данном случае полученный сложением процентов по каждому из имеющих место в деятельности налогоплательщика критериев процент будет характеризовать условную вероятность оказаться в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок и последующих мероприятий налогового контроля, а также общий уровень налогового риска налого-плателыцика. 1

1. Родионов И. Можно ли снизить налоговые риски? // Консультант. 2010. № 1. С. 60-64.

2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 358.

3. Майбуров И.А. Теория и история налогообложении: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 212-213.

4. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 16.

5. См.: Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития Налогового права / под ред. С.Г.Пепеляева. М.: Статут, 2007. 236 с.

6. Смирнова Е.Е. Оценка налоговых рисков при планировании выездных налоговых проверок // Финансы. 2008. № 12. С.39-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.