Научная статья на тему 'Экономический анализ как инструмент управления налоговыми рисками'

Экономический анализ как инструмент управления налоговыми рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / РИСК / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРИЗНАК / ПОТЕРЯ / КРИТЕРИЙ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеглакова С. Г., Бозина О. П.

В статье дано авторское определение налогового риска. Для выявления природы образования налоговых рисков предложено исследовать их на основе классификационных признаков. Обоснованы основные положения методики анализа налогового риска, которая базируется на проверке качества формирования налоговой отчетности, оценке налогового риска и факторов, влияющих на величину финансовых потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ как инструмент управления налоговыми рисками»

Налогообложение

УДК 631.254

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ

С. Г. ЧЕГЛАКОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа и учета E-mail: [email protected]

О. П. БОЗИНА,

старший преподаватель кафедры экономического анализа и учета E-mail: [email protected] Рязанский государственный радиотехнический университет

В статье дано авторское определение налогового риска. Для выявления природы образования налоговых рисков предложено исследовать их на основе классификационных признаков. Обоснованы основные положения методики анализа налогового риска, которая базируется на проверке качества формирования налоговой отчетности, оценке налогового риска и факторов, влияющих на величину финансовых потерь.

Ключевые слова: налог, риск, классификация, признак, потеря, критерий, оценка.

Ведение предпринимательской деятельности всегда сопровождается разными видами рисков. Это может быть риск неликвидности, убыточности, риск утечки информации, наконец, риск банкротства или даже потери бизнеса. В последнее время особую опасность для предпринимательства приобретают налоговые риски, связанные с финансовыми потерями. Налоговый риск связан с налоговыми правонарушениями, в которых присутствуют по

крайней мере два участника: налогоплательщик и государство в лице уполномоченных органов власти. И если налогоплательщик стремится минимизировать налоговые платежи, то интересы государства направлены как раз на полноту сбора налогов. В этом противоречии и заложен риск государства в недополучении налоговых доходов в бюджет.

Некоторые ученые-экономисты считают, что налоговый риск - это возможные доначисления налогов, штрафы, пени и иные санкции налоговых органов в случае проведения ими выездной документальной проверки. В частности, Л. И. Гончаренко считает, что налоговый риск - это возможное наступление неблагоприятных материальных (прежде всего финансовых) и иных последствий для налогоплательщика или государства в результате действий (бездействия) участников налоговых правоотношений [1].

По мнению авторов, налоговый риск - это финансовые потери, связанные с налоговыми правонарушениями, предпосылками которых явились, с одной стороны, несовершенство налогового законодательства,

36

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

с другой стороны, нарушение налогоплательщиком существующих норм налогового законодательства.

Чтобы снизить налоговый риск, необходимо выявить природу его образования, исследовав классификационные признаки.

В экономической литературе [4-6] существуют различные классификации налоговых рисков. Предлагается классифицировать риски по следующим признакам:

- по источнику возникновения;

- по времени возникновения;

- по степени реальности;

- по экономическим негативным последствиям;

- по иным неблагоприятным последствиям. По источнику возникновения риски можно

подразделить на внешние (вызванные действиями/ бездействием законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти и/или органов местного самоуправления) и внутренние (вызванные действиями/бездействием хозяйствующего субъекта, связанными с конкретными методами оптимизации налоговых обязательств).

По времени возникновения риски подразделяются на риски прошлого (ограничиваются сроками давности налогового контроля), риски текущего периода (прогнозирование тех проблем, которые могут возникнуть из-за решений, принятых в настоящее время), риски будущего (пересмотр судебной практики, а также риск перепроверки).

По степени реальности риски подразделяются (классификация, предложенная А. В. Брызгалиным [3]) на:

- явные - заключаются в том, что налогоплательщик умышленно допускает в своей деятельности нарушения законодательства;

- вероятные - обусловлены возможностью двойного толкования действующего налогового законодательства. У налоговых органов появляется свое, фискальное, толкование норм. Параллельно существует еще судебное толкование, которое не всегда однородно по содержанию. Есть толкование неофициальное, которое приводят юристы, представители науки, специалисты в области налогообложения;

- скрытые - риски, о которых налогоплательщик не подозревает. Типичным является пример с фирмами-однодневками, когда во время налоговой проверки инспектор обнаруживает, что из множества контрагентов проверяемого налогоплательщика несколько обладают признаками

фирм-однодневок. Проверяемый налогоплательщик об этом мог не знать, так как получал от них товарно-материальные ценности. По экономическим негативным последствиям риски делятся на:

- риск доначисления недоимки;

- риск санкций и штрафов;

- риск увеличения налогового бремени;

- риск снижения или потери платежеспособности;

- риск банкротства.

По иным неблагоприятным последствиям риски подразделяются на:

- риск налогового контроля;

- риск ареста активов;

- риск приостановления деятельности компании;

- риск уголовного преследования;

- риск потери репутации.

Управление налоговыми рисками и обязательствами может стать одним из значительных источников повышения эффективности бизнеса и дополнительной ликвидности, которые так необходимы всем компаниям, потому что размер налоговых обязательств существенно влияет на формирование денежных потоков, объем чистой прибыли компаний и, как следствие, на величину собственного капитала. Поэтому для успешного управления налоговыми рисками и устранения налоговой неэффективности необходим комплексный подход к построению системы управления налоговыми обязательствами в компании, базирующийся на принципах и методах экономического анализа. Предлагается методика анализа риска финансовых потерь, базирующаяся на определении степени риска и факторов, способствующих его проявлению, которая состоит из нескольких этапов.

Предварительный этап. Чтение и проверка налоговой отчетности на предмет выявления достоверности ее формирования. На этом этапе выявляются возможные факты вуалирования и фальсификации в налоговой отчетности.

На первом этапе необходимо оценить налоговый риск в стоимостной и качественной оценках.

Качественно его можно оценить, используя ряд критериев (см. таблицу).

В стоимостной оценке рисков нужно, во-первых, определить вероятность наступления того или иного неблагоприятного события. Это можно сделать с помощью экспертных оценок, привлекая как независимых налоговых консультантов, так и

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

37

Критерии оценки налогового риска

Степень риска Требования налогового законодательства Письма Минфина России и ФНС России Правоприменительная практика

Низкий Не нарушены Не в пользу налогоплательщика В пользу налогоплательщика

Средний Не нарушены Не в пользу налогоплательщика Позиция судов неоднозначна

Высокий Нарушены Не в пользу налогоплательщика Не в пользу налогоплательщика

специалистов организации. Следует отметить, что этот метод очень субъективен и зависит от опыта, знаний и профессионального суждения экспертов. Во-вторых, необходимо оценить финансовые потери в каждой неблагоприятной ситуации - суммы доначисленных налогов, штрафов и пеней, а также судебные издержки, если компания планирует отстаивать свои интересы в суде. Затем пересчитать денежную оценку того или иного риска R по формуле R = 3 ТФП,

где 3 - вероятность наступления события (от 0 до 1);

^ФП - сумма финансовых потерь.

На втором этапе необходимо выявить факторы, повлекшие за собой возникновение налоговых рисков, и рассчитать их влияние на сумму финансовых потерь. Своевременный и регулярный контроль за факторами риска может позволить предотвратить кризис в бизнесе, обеспечить его надежное и уверенное развитие.

Факторы налогового риска могут быть внешними и внутренними.

Внешние факторы возникают из-за неопределенности в трактовке положений законодательства о налогах и сборах; сложившейся правоприменительной практики; разъяснений Минфина России, противоречащих позициям налоговых органов; многочисленных и частых изменений в законодательстве о налогах и сборах.

Важным резервом минимизации налоговых рисков всех участников налоговых правоотношений является совершенствование налогового законодательства, которое направлено на гармонизацию интересов государства и налогоплательщиков. Итогом этого будет создание объективных условий повышения финансовой устойчивости компаний и роста налоговых поступлений в бюджетную систему государства.

Внутренние факторы возникновения налоговых рисков связаны с деятельностью хозяйствующих субъектов. Это могут быть ошибки в экономическом управлении и планировании; прямое нарушение налогоплательщиком, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах; некорректное оформление подтверждающей документации, отсутствие систем

контроля за документооборотом; некомпетентность собственных работников; ошибки при ведении бухгалтерского и налогового учетов; непрофессиональное понимание норм законодательства.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок [2]. Концепцией определены общедоступные критерии, согласно которым налогоплательщик может оценить налоговые риски при ведении предпринимательской деятельности, которые неизбежно повлекут риск выездной налоговой проверки. При анализе этого документа можно выделить критерии, которые могут носить формализованный и неформализованный характер.

Формализованные критерии могут служить факторами, влияющими на величину налогового риска R, которые можно представить в виде мультипликативной (факторной) модели оценки налоговых рисков:

R = НН • У • Внттг • ТР • ЗП • Р,

НДС ср '

где НН - налоговая нагрузка;

У - убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности;

ВНдС - доля вычетов по НДС; ТР - темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг); ЗПср - среднемесячная заработная плата на одного работника; Р - уровень рентабельности. Влияние факторов в модели рассматривается в случае, если:

- убытки отражаются в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов;

- доля вычетов по НДС равна либо превышает 89 % за 12 мес., при обнаружении в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

- темп роста расходов существенно опережает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по

38

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА

виду экономической деятельности в субъекте Федерации;

- выявлено значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

К неформализованным критериям можно отнести:

- неоднократное приближение к предельным значениям установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (миграция между налоговыми органами).

Их влияние на величину налогового риска можно оценить при помощи экспертных оценок.

Заключительный этап - разработка мероприятий по управлению рисками, направленных на снижение или полное устранение налоговых рисков. Они, по мнению авторов, могут включать следующие составляющие:

Список литературы

- разработка учетной политики, отражающей один из наиболее подходящих вариантов учета активов, обязательств, доходов и расходов, разрешенных действующим законодательством;

- разработка системы документооборота, так как одной из частых причин возникновения негативных налоговых последствий является недостаточное документальное подтверждение сделки;

- разработка мероприятий пошагового внутреннего контроля при проведении конкретной сделки. Могут присутствовать риски возникновения технических или фактических ошибок в процессе исчисления налогов и/или просрочки их уплаты. Опасность таких рисков выражается и в том, что каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если организация имеет обширную и разветвленную сеть филиалов и дочерних компаний;

- разработка и согласование методов оценки рисков внутри организации;

- проявление разумного консерватизма при проведении налогового планирования и должной осмотрительности при выборе контрагентов;

- планомерная работа с квалифицированными юристами, аудиторами для оспаривания решений налоговых органов по результатам проверки, если рискованные, нестандартные операции все-таки привели к налоговому спору. Таким образом, предлагаемая методика выявления возможного налогового риска позволит контролировать налоговые обязательства, у организации появится практическая возможность управлять факторами воздействия на налоговую нагрузку, что в перспективе будет способствовать недопущению снижения финансового результата хозяйственной деятельности организаций.

1. Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теоретический взгляд на содержание понятия и факторы возникновения // Налоги и налогообложение. 2009. № 1.

2. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

3. Тезисы выступлений участников Второго Всероссийского налогового конгресса (18-19.11.2008, г. Москва) // Налоги и налогообложение. 2009. № 1.

4. Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

5. Филин С. А. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений // Финансы и кредит. 2002. № 4.

6. ЦыркуноваГ.А., МигуноваМ. И. Налоговые риски: сущность и классификация // Финансы и кредит. 2005. № 33.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жгеЪ4

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.