64
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 3(33)
УДК 336.22
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
П.В. Пенкин
Данная статья посвящена особенностям управления налоговыми рисками хозяйствующих субъектов, типизации и возможным вариантам минимизации различных разновидностей налоговых угроз; содержит подробные сведения о факторах, инициирующих возникновение или обуславливающих существенный рост вероятности таких угроз. В статье, помимо подробного описания системы типизационных признаков, предоставляющей возможность определения принадлежности той или иной фискальной угрозы к конкретному типу, отраженному в общей теории управления рисками, рассмотрены основные аспекты организации и обеспечения деятельности системы ранней диагностики тенденций к росту вероятности реализации налоговых рисков и описаны методические приемы, позволяющие такую систему сформировать. Особенности практической реализации описанных в статье теоретических аспектов процедуры управления рисками показаны на примере описания услуги «Карта налоговых рисков» от компании «Рыков групп» (г Москва). Системы критериев и классификаций, использованных в решении задачи практической реализации «карты налоговых рисков», связаны с соответствующими им критериями оценки рисков, что позволило унифицировать применяемый в соответствующих случаях алгоритм, сделав его пригодным для любых возникающих на практике ситуаций.
Ключевые слова: налоговые риски; виды налоговых угроз; оценка риска налоговой проверки; риск-менеджмент.
P.V. Penkin. TAX RISKS AND OPPORTUNITIES FOR MANAGING THEM
The article is devoted to special aspects of tax risk management of businesses, typification and possible variants of minimization of various tax threats; contains detailed information about the factors leading to an occurrence or causing a significant increase in the likelihood of such threats. In addition to a detailed description of the system of typing features that helps to determine the specific type of a particular fiscal threat, reflected in the general theory of risk management, the article looks into the main aspects of organizing and ensuring the activity of the system for early diagnosis of trends increasing the likelihood of realizing tax risks and describes methodology procedures that allow such a system to be formed. The practical implementation of the theoretical aspects of the risk management procedure described in the article is shown here on the example of the description of the «tax risks map» service from Rykov Group (Moscow). The system of criteria and classifications used in the practical implementation of the «tax risks map» is associated with their corresponding risk assessment criteria, which allowed to standardize the algorithm applied in particular cases, making it suitable for any situations which may arise in practice.
Keywords: tax risks; types of tax threats; risk assessment of tax audit; risk management.
Осуществление предпринимательской деятельности представляет собой, по сути, совокупность направленных на извлечение прибыли взаимодействий хозяйствующего субъекта с внешней социально-экономической средой; она сопряжена со множеством рисков, связанных с возможностью наступления негативных последствий влияния, постоянно оказываемого различными факторами этой среды как на саму предпринимательскую структуру, так и на значимые для достижения целей бизнеса элементы окружающего ее пространства. Данное обстоятельство ставит решение задачи оценки таких рисков в разряд наиважнейших условий устойчивого функционирования субъекта хозяйствования, а также обеспечивает прямую зависимость его эффективности от своевре-
менности получения соответствующих оценочных показателей и их реалистичности.
Существует достаточное количество подходов к классификации указанных факторов и их типизации по различным морфологически, функционально и структурно-ориентированным признакам, приводящим в конечном счете к дифференциации всего объема возможных влияний среды на бизнес-процессы, на те или иные контекстуально обусловленные группы и их ранжированию по степени значимости. Следует отметить, что последняя для факторов, относящихся к взаимодействию предпринимательской структуры с различными государственными механизмами, как правило, принимает максимальные значения, что вполне закономерно, ведь работа именно этих механизмов
обеспечивает формирование и функционирование национального правового поля, которое не только включает в себя существенную часть отмеченных факторов, но и опосредованно определяет технически все остальные из них.
К таким факторам, играющим важную роль как на бюджетно-государственном, так и на корпоративных уровнях, и в этой связи справедливо считающимися базовыми для успешности деятельности не только отдельно взятой организации, но и практически всех участников производственных, финансово-правовых и социальных отношений, принадлежит и группа так называемых фискальных (налоговых) рисков, понятие которых, несмотря на их основополагающий характер, в нашей стране законодательно не закреплено и зачастую трактуется достаточно произвольно.
Между тем понятие налогового риска, являющегося одной из форм рисков, способных затронуть такие обладающие противоположной направленностью интересы участников налогового процесса, как налогоплательщики и налоговые органы, может быть выведено из базового определения рисков как таковых и представлено в виде ряда вероятностей наступления негативных последствий принятия субъектом налоговых отношений тех или иных решений в области налогообложения. К негативным последствиям, реализуемым в результате осуществления налоговых рисков в зависимости от того, с позиции какого полюса налогового процесса они рассматриваются, могут быть отнесены недополучение или утрата финансовых ресурсов и ожидаемых выгод, а также возникновение дополнительных материальных и (или) имиджевых издержек.
Налоговые риски обладают некоторыми специфическими чертами, которые необходимо учитывать при реализации процедур их оценки и формировании эффективных механизмов риск-менеджмента. Среди таковых следует особенно выделить:
1) существенный период времени реализации причинно-следственной связи «принятие решения - осуществление рискового события»;
2) нулевая вероятность благоприятного разрешения рискового события в случае его наступления;
3) значительная доля субъективного компонента в оценке риска;
4) высокая изменчивость состава факторов, определяющих вероятность наступления рискового события и веса каждого из таких факторов в ее решающем значении;
5) существенная вероятность ветвления оцениваемого рискового события на сложно-формализуемые и поэтому сложнопредсказуе-
мые на этапе оценки исходного риска негативные фискальные сценарии.
Представляется, что перечисленные особенности налоговых рисков естественным образом указывают не только на весьма значительный уровень ответственности, связанной с своевременностью и реалистичностью их прогнозирования, но также свидетельствуют о том, что важным условием эффективности процедур оценки вероятности реализации негативных налоговых событий является оперативность принятия в ходе налогового процесса соответствующих управленческих решений.
В целом все множество сценариев взаимоотношений налогоплательщиков с государством можно описать, используя одну из трех базовых поведенческих моделей, каждая из которых характеризуется различной степенью законопослушности хозяйствующего субъекта и предполагает возникновение различных видов налоговых рисков.
В первой из этих моделей все без исключения требования законодательства в сфере налогообложения налогоплательщиком исполняются в полном объеме. Данный подход, очевидно, предполагает минимизацию вероятности наступления неблагоприятных налоговых последствий, однако полностью их не исключает. В качестве примеров рисков, актуальных для указанной модели, можно привести риски, обусловленные различными антропогенными факторами и связанные с принятием неверных решений сотрудниками соответствующих служб организации. Кроме того, для законопослушного подхода к организации фискальных взаимодействий налогоплательщика с государством весьма актуальным представляется риск низкой эффективности существующей в организации системы налогообложения.
Второй, как показывает отечественная практика, наиболее распространенный подход к принятию налоговых решений предполагает их формальное соответствие нормам действующего в финансово-налоговой сфере законодательства. Такие решения, в этом случае формируемые с использованием существующих между различными отраслями права противоречий, внутриотраслевого несовершенства, так называемых «дыр» в законодательстве и различной прецедентной практике (в том числе судебной), номинально указанным нормам соответствуют и, как правило, позволяют налогоплательщикам существенно снизить уровень налоговой нагрузки, оставаясь при этом в рамках легитимности. Для данной поведенческой модели, включающей налоговые риски, вероятные в предыдущем описанном случае, число рисков, порождаемых
действиями менеджеров организации, может обнаружить тенденцию к существенному повышению (что с учетом высокой потенциальной стоимости решений, принимаемых «на грани» правового поля, вполне естественно). Здесь также актуализируется значимость так называемых налоговых рисков, не связанных с действиями менеджмента организации.
Третий, также достаточно широко используемый в России путь принятия налогоплательщиками налоговых решений, связан с применением разнообразных схем незаконной минимизации объема уплачиваемых налогов. Данный подход, при всей его привлекательности, характеризуется максим^ьным уровнем вероятности наступления неблагоприятных налоговые пcмлтдcзиий, в том числе влекущих уголовное преследование.
Каждый из отраженных на рис. 1 типизаци-онных критериев порождает различные виды классификации налоговых рисков и, соответственно, системы критериев, согласно которым конкретный налоговый риск может быть отнесен к той или иной категории. К системе таких критериев, используемых, например, для типизации рисков по значению вероятности их реализации (или, говоря другими словами, оценки такой вероятности), могут быть причислены: наличие или отсутствие выявленных фактов нарушения налогоплательщиком законодательства в сфере налогов и сборов; мнение (позиция) налоговой службы относительно на-лотового решение, привыт()roннIOгоплстeыь-щиком; сформировавшаяся по данному поводу судебная и (или) прецедентная практика и т.д. При этом именно от правильности выбора кри-
Налоговые риски
Рис. 1. Основные типизационные признаки налоговых рисков [4]
териев оценки налоговых рисков, а также присвоенных им в рамках процесса управления рисками весовых и качественных значений нередко зависит и реалистичность построенной с помощью таких критериев модели прогнозирования рисков.
С учетом изложенного выше можно заключить, что работа с налоговыми рисками субъекта хозяйствования представляет собой совокупность последовательно реализуемых процессов, направленных на выявление, качественную и количественную оценку налоговых угроз, а также разработку системы мер по их нейтрализации и минимизации негативных последствий. В связи с этим обобщенный алгоритм такой работы, как правило, включает в себя следующие шаги (рис. 2).
Реализация большинства из приведенных шагов требует всесторонней оценки множества факторов, действующих как внутри хозяйствующего субъекта, так и в окружающем его социально-экономическом пространстве, и определяющих возможности возникновения и уровень вероятности различных налоговых рисков (рис. 3).
Успешное решение задачи систематического мониторинга и анализа этих факторов в их совокупности во-многом определяет эффективность действующей в организации системы управления рисками, а нередко и достижение ее главных (стратегических) целей.
Практически все используемые в настоящее время методики оценки таких факторов основаны на понимании позиции, занимаемой в данном вопросе Федеральной налоговой службой России. Система критериев, отражающая данную позицию, является общедоступной и достаточно ясно отражена в ряде нормативных документов налоговой службы, а именно в приказах ФНС России от 30.05.2007 г № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», от 14.10.2008 г. № ММ-3-2/467@, от 22.09.2010 г. № ММВ-7-2/297@, от 08.04.2011 г. № ММВ-7-2/258@, от 10.05.2012 г. № ММВ-7-2/297@. Важнейшие из таких критериев, позволяющих налогоплательщику самостоятельно оценить вероятность реализации целого ряда налоговых рисков, приведены на рис. 4.
Следует отметить, что находящийся в ведении налогоплательщиков спектр методов, позволяющих обеспечить снижение налоговых рисков, в текущем десятилетии существенно сузился, а аппроксимация ряда фактов, отражающих состояние данной сферы в динамике, позволяет с высокой степенью вероятности ожидать его дальнейшую редукцию. При этом уровень компетентности и профессионализма, необходимый для уменьшения вероятности реализации налоговых угроз до приемлемых значений, напротив, показал столь существенный рост, что сделал эту сферу деятельности
Анализ норм действующего в финансово-налоговой сфере законодательства, перспектив их развития
*
Анализ перспектив хозяйственной деятельности организации с точки зрения налоговой базы
*
Выявление и оценка основных факторов риска *
Анализ налоговых рисков *
Выработка решений по минимизации налоговых рисков
*
Реализация принятых решений, внесение изменений в учетную, налоговую и кредитную политику организации
Мониторинг реализации принятых решений, контроль над полнотой их осуществления и конечной эффективностью
Рис. 2. Блок-схема алгоритма управления налоговыми рисками
Появление новых видов налогов и сборов
Изменение ставок действующих налогов
Ошибки, допущенные при налоговом планировании
Изменение порядка определения налоговых баз
Двоякая трактовка положений налогового законодательства
Отмена налоговых льгот
Налоговые ошибки технического характера
( Изменение сроков и порядка уплаты налогов и сборов Намеренное нарушение налогового законодательства
Рис. 3. Источники возникновения налоговых угроз в организации
пр тически нерентабельной для малого и среднего бизнеса.
Данное обстоятельство привело к появлению спроса на услуги риск-менеджмента в области налогообложения и закономерному развитию соответствующего сектора рынка консалтинговых услуг и аутсорсинга.
К числу лидеров данного направления консалтинга, очевидно, можно отнести компанию «Рыков групп», действующую на территории более чем 50 регионов Российской Федерации и осуществляющую высокопрофессиональную всестороннюю оценку структуры актуальных для каждого конкретного заказчика множества налоговых угроз и их вероятностей. Современные подходы к решению рассматриваемого круга задач могут быть продемонстрированы на примере представляемого данной компанией пакета услуг «карта налоговых рисков».
Выявление текущих и прогнозных значений налоговых рисков в ходе оказания отмеченной услуги производится с помощью параллельной оценки значимой в данном контексте информации, предоставленной заказчиком, различными методами (рис. 5).
В дальнейшем результаты, полученные в ходе анализа множества входных данных каждым из отмеченных на рисунке методов, сопоставляются и оцениваются в совокупности, что
приводит к формированию итогового, обладающего достаточной степенью реалистичности, мнения об отсутствии или наличии тех или иных фискальных угроз, вероятности их реализации и тенденциях последующего развития.
Каждый из параллельно выполняемых процессов оценки сведений, полученных от заказчика данной услуги, во многом автоматизирован: все эти процессы, за исключением статистического исследования, реализованы на базе предварительно обученной системы искусственного интеллекта, имеющей возможность немедленного доступа к необходимым в настоящем контексте информационным базам. Такая архитектура алгоритма обеспечивает достаточную оперативность получения результирующей оценки факторов, порождающих налоговые угрозы, и, на наш взгляд, является оптимальной.
Еще одним из реализованных компанией «Рыков групп» в авторской методике анализа налоговых рисков путей повышения объективности моделирования этой области деятельности субъектов хозяйствования является использование в каждой из выделенных выше оценочных процедур как систем критериев, включающих в себя разнородные показатели такой деятельности, так и различных подхо-
Рис. 4. Рекомендуемые ФНС России критерии оценки налоговых рисков
Рис. 5. Блок-схема алгоритма реализации услуги «Карта налоговых рисков» компании «Рыков групп»
дов к типизации налоговых угроз. Данные, из показанных на рис. 5 аналитических класте-отражающие указанные особенности каждого ров, приведены в таблице.
Системы критериев и классификаций налоговых рисков, применяемые при их оценке, согласно методике компании «Рыков групп» [1]
Аналитический кластер Критерии оценки рисков Типологическая схема Результирующая
Оценка на основании критериев приказа ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ Налоговая нагрузка; доля вычетов по НДС; средний размер заработной платы; соотношение доходов и расходов в 3-НДФЛ; использование в деятельности посредников и перекупщиков; взаимоотношения с налоговой инспекцией; частая смена адреса; признаки схем уклонения от уплаты налогов Риски нарушений в бухгалтерском и налоговом учете, дисциплины по уплате налогов и сборов; риски, связанные с неоднократным снятием и постановкой на учет в различных налоговых органах; риск налоговых ошибок; риск увеличения налоговых баз и налоговых ставок; риск отмены налоговых льгот; риск необеспечения финансовой устойчивости; риск нерентабельности хозяйственной деятельности Матрица, содержащая ранжированные по степени вероятности и весовым значениям (значимости для организации) показатели рисков, включенных в типологическую схему
Статистическая оценка Соотношение объемов выручки и расходов, связанных с реализацией товаров; уровень налоговой нагрузки; изменение уровня налоговой нагрузки по сравнению с предыдущими периодами; коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, автономии; рентабельность продаж Риски, связанные с тем, что суммы расходов максимально приближены к сумме доходов, полученных за календарный год; риск нерентабельности хозяйственной деятельности; риск падения показателей финансовой устойчивости ниже нормативных значений; риск увеличения налоговых баз, налоговых ставок и отмены налоговых льгот Матрица, содержащая ранжированные по степени вероятности и весовым значениям (значимости для организации) показатели рисков, включенных в типологическую схему
Экспертная оценка Система критериев, состоящая из подмножества критериев приказа ФНС России от 30.05.2007 г № ММ-3-06/333@ и подмножества критериев статистической оценки Риски, оцениваемые в двух предыдущих аналитических кластерах Таблица, включающая в себя средневзвешенные вероятности наступления налоговых рисков, отмеченных в типологической схеме, найденные на основании результатов нескольких экспертных оценок
Анализ перспективных значений налоговых рисков, составление карты налоговых рисков Изменения в налоговом законодательстве; изменение вида хозяйственной деятельности; открытие более налогоемкого вида хозяйственной деятельности; несвоевременность расчетов с бюджетом; уровень квалификации сотрудников бухгалтерии; показатели финансового состояния организации; наличие устойчивого убытка в течение календарного года Риски налогового контроля; риски увеличения налоговой нагрузки; риски нарушений в бухгалтерском и налоговом учете, расчетно-платежной дисциплине; риски налоговых ошибок (антропогенный фактор); риски ухудшения финансового состояния организации Матрица, содержащая ранжированные по степени вероятности, значимости налоговые потери организации, а также список описаний перспективных последствий наступления каждого из налоговых рисков (карта налоговых рисков)
Оценка прогнозных значений вероятности наступления неблагоприятных налоговых последствий в данном случае производится путем применения указанного выше алгоритма к нескольким предыдущим отчетным периодам (как правило, глубина ретроспективы здесь составляет от 3 до 7 лет), последующему расчету коэффициентов вариации, средних квадратичных отклонений и ситуационного анализа полученных результатов.
Одним из важных эффектов процесса реа-
лизации описанных аналитических процедур является выявление в финансово-хозяйственной деятельности заказчика услуги проблемных точек, способствующих возникновению отдельных видов налоговых рисков, либо существенно увеличивающих их опасность, что значительно расширяет область применения рассмотренной услуги, позволяя использовать соответствующие рекомендации в стратегическом управлении развитием организации и планировании мероприятий по его оздоровлению.
Список литературы
1. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012 г.).
2. Евтушенко Н.А., Скоромцова Т.А. Налоговые риски: особенности управления // Региональная экономика и управление. 2016. № 4 (11). С. 93-97.
3. Мезенин Н.А. Налоговые риски и управление ими в коммерческих организациях // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 10 (57). С. 232-234.
4. Семенова О.С. О подходах к классификации налоговых рисков // Финансы и кредит. 2011. № 44 (476). С. 71-76
5. Смагина А.Ю. Налоговые риски и способы их минимизации как объект системы внутреннего контроля в коммерческих организациях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 11 (66). С. 124-132.
References
1. Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy' planiro-vaniya vy'ezdny'kh nalogovy'kh proverok: prikaz FNS Rossii ot 30.05.2007 g. № MM-3-06/333@ (red. ot 10.05.2012 g.).
2. EvtushenkoN.A., SkoromtsovaT.A. Nalogovy'e riski: osobennosti upravleniya // Regional'naya e'konomika i upravlenie. 2016. № 4 (11). S. 93-97.
3. Mezenin N.A. Nalogovy'e riski i upravlenie imi v kommercheskikh organizactsyakh // Konkurento-sposobnost' v global'nom mire: e'konomika, nauka, tekhnologii. 2017. № 10 (57). S. 232-234.
4. Semenova O.S. O podkhodakh k klassifikatsii nalogovy'kh riskov // Finansy' i kredit. 2011. № 44 (476). S. 71-76
5. SmaginaA.Yu. Nalogovy'e riski i sposoby' ikh minimizatsii kak ob''ekt sistemy' vnutrennego kon-trolya v kommercheskikh organizactsyakh // Vestnik NGIE'I. 2016. № 11 (66). S. 124-132.
ПЕНКИНПавел Владимирович - антикризисный менеджер, старший партнер «Рыков групп». Россия. Москва. E-mail: [email protected].
PENKIN, Pavel Vladimirovich - Anticrisis Manager, Senior Partner «Rykov group» Ltd. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].
УДК 336.22
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
И.Ю. Рыков
В статье затронуты некоторые аспекты управления дебиторской задолженностью в организациях; показана ведущая роль такого параметра дебиторской задолженности, как вероятность ее взыскания; отражены основные теоретические и методические положения ее оценки; рассмотрены различные подходы к количественной и качественной оценке связанных с взысканием дебиторской задолженности рисков, проведено сравнительное исследование ключевых характеристик таких подходов. Из базового алгоритма достижения цели управления дебиторской задолженностью произведено последовательное выделение прикладной составляющей концепции оценки вероятности ее взыскания - вплоть до использующейся в практике консалтинговой компании «Рыков групп» методики такой оценки; показан алгоритм, согласно которому данная методика реализуется компанией в своей повседневной консультационной деятельности, а также используемые в работе алгоритма структуры данных. В статье также изложено мнение автора о перспективах инновационного совершенствования существующих методов анализа качества дебиторской задолженности, использовании в процессе их реализации нейросетевых технологий.
Ключевые слова: управление дебиторской задолженностью; риски в кредитовании; вероятность взыскания; карта рисков взыскания дебиторской задолженности; нейронные сети.
I.Yu. Rykov. INNOVATIVE APPROACHES TO IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF RECEIVABLES MANAGEMENT IN ORGANIZATIONS
The article touches upon some aspects of receivables management in organizations. The leading role of such a parameter of accounts receivable as the probability of its recovery is shown; the main theoretical