Научная статья на тему 'Налоговые преступления и налоговая преступность'

Налоговые преступления и налоговая преступность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1424
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые преступления и налоговая преступность»

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ"

Д.Г. КОРОВЯКОВСКИЙ, кандидат юридических науку доцент

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЛАТЕНТНОСТИ

Обосновывая необходимость выделения налоговой преступности в качестве самостоятельного вида, автор опирается на позицию, в соответствии с которой преступления отличаются друг от друга по многим криминологическим параметрам. Не учитывать этого — значит заведомо не иметь возможности целенаправленно и дифференцированно вести борьбу с различными проявлениями преступности. Ведь неоднородность преступлений требует и различных подходов в борьбе с ними.

К числу основных характеристик налоговой преступности большинство авторов относит состояние, динамику, уровень, латентность и структуру1.

Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 г. по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 чел. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения2.

* Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтер и закон». - 2005. - №9 (81).

1 Понятия советской криминологии А.И.Долгова, Б.В. Коробейников, В.Н. Кудрявцев, В В. Панкратов - М., 1985. - С. 15.

2 Потапов С.Н. Налоговая преступность как угроза экономической безопасности России //Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 8-9 апреля 2003 г. - Воронеж; Изд-во Воронеж, ин-та МВД России, 2003. - С. 127- 128.

С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.

Судить об истинном состоянии налоговой преступности возможно при помощи методов экономи-ко-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации. О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:

значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения; очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;

• скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

• рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями, при оплате труда);

обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных

операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная оплата); снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет; увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки; повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом)3.

Следует отметить, что в последнее время специалистами предпринимаются успешные попытки использования специальных научных методик для определения масштабов уклонения от уплаты налогов. Например, достигнуть указанного результата предлагается посредством сопоставления предполагаемой базы взимания НДС с фактическими поступлениями по данному налогу. Авторы этой методики предпочли не использовать данные по налогу на прибыль, поскольку у экономических субъектов существуют прямые стимулы скрывать ее (т. е. занижать базу налогообложения), а получение независимых показателей прибыли (помимо тех, которые сообщают организации) практически невозможно4.

Суть ее заключается в том, что базой взимания НДС на соответствующей территории является совокупный объем добавленной стоимости, оцениваемый органами статистики как валовой региональный продукт (он примерно равен валовому внутреннему продукту, произведенному в рассматриваемом регионе). Однако для определения реальной налоговой базы из валового регионального продукта необходимо вычесть добавленную стоимость в сфере производства благ, освобожденных от налогообложения. База взимания НДС оценивается путем деления поступлений от этого налога и официально регистрируемой задолженности по его уплате на ставку налога (10 - 20 %) за анализируемый период. По окончании расчетов, произведенных на основе данной методики, уровень уклонения от уплаты налогов на территории РФ равен показателю 36,7 % (в г.Москве - 41,8 %). По всей видимости, эти результаты имеют достаточно высокую степень достоверности, поэтому позволяют оценить реальные размеры налоговой преступности. Однако можно с большой долей уверенности утверждать, что аналогичные расчеты по налогу на прибыль своим итогом

3 Александров И.В. Налоговые преступления: Криминалистические проблемы расследования. - СПб: Юрид. центр Пресс, 2002. - С. 85.

4 Николаенко С., Лиссоволик Я., Мак Фаркар Р. Специальный

доклад «Теневая экономика в российских регионах» // Обзор эко-

номики России. Основные тенденции развития: Пер. с англ. - М.,

1998.-С. 238-240.

имели бы более высокий показатель, так как данный налог в этом смысле является более уязвимым.

Среди основных причин высокой латентности, выделяемых специалистами применительно к экономическим преступлениям5, на счет преступлений в сфере налогообложения следует отнести отсутствие потерпевших и иных лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении. Налоговые преступления, прежде всего, затрагивают интересы государства. Население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно и не только не оказывает содействия государственным контролирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но и способствует совершению преступлений. Зачастую работники предприятия знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей предприятий, но тем не менее крайне редко предпринимают какие-либо действия, чтобы воспрепятствовать этому. Повсеместное распространение получила практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенной денежной наличности и без надлежащего оформления в бухгалтерских документах.

К числу иных причин высокого уровня латентности налоговой преступности следует отнести: изобретательность налоговых преступников; тщательную маскировку совершаемых ими налоговых преступлений;

отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений; наличие большого промежутка времени (от одного года и более) между моментом совершения и моментом выявления налогового преступления. Отдельные авторы в качестве искусственных причин латентности называют недостатки в деятельности органов, в обязанности которых входит раскрытие налоговых преступлений6.

Приведенные выше показатели позволяют получить общее представление об уровне налоговой преступности. Однако анализ распространенности преступности предполагает также определение ее интенсивности. Основываясь на данных о зарегистрированных фактах налоговых преступлений, можно определить коэффициент налоговой преступности. Коэффициент преступности рассчитывается как отношение числа фактов преступлений и числа лиц, совершивших преступления, к численности населения возраста уголовной ответственности7.

*Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Норма, 1997. - С. 259.

• Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - С. 64.

7 Методика анализа преступности: Метод, пособие / Под ред. О.В. Сороки. - М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1986. - С. 21.

Если в 1992 г. в РФ в расчете на 100 тыс. чел., имеющих возраст уголовной ответственности, коэффициент налоговой преступности составлял в среднем чуть более 0,1 преступления, то в 1996 г. - уже 5,7. Доля налоговой преступности в общей структуре преступлений экономической направленности, имевшая первоначально незначительные показатели, за этот же период возросла до 2,3 % и стала сопоставима с такими преступными проявлениями, как фальшивомонетничество (3,6 %), незаконное предпринимательство (3,8 %) или незаконные сделки с валютными ценностями (6,3 %).

Априори, преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последним относится структура преступности. Обратившись к показателям 1996 г., можно убедиться в высоком удельном весе в налоговой преступности (73,5 %) сокрытий доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. При этом более 55 % преступлений данного вида совершалось в особо крупных размерах. Это обстоятельство дополнительно указывает на значительно возросшее число крупных собственников, не желающих по различным причинам платить налоги в государственный бюджет и использующих для этих целей различные ухищрения и маскировки, надеясь избежать разоблачения. Преступления, заключающиеся в противодействии или неисполнении требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, составляют 21,8 %, уклонение от подачи декларации о доходах - 3,2 %, иные - менее 0,8 %. Приведенные данные свидетельствуют о том, что лиц, считающих возможным оказать открытое противодействие органам налогового контроля, гораздо меньше, чем тех, которые склонны использовать различные ухищрения для уклонения от исполнения своих налоговых обязательств. Небольшое количество преступлений, связанных с порядком декларирования доходов физическими лицами, объясняется тем, что неудачная диспозиция соответствующей статьи УК РФ делала ее практически неприменимой. Ответственность же за иные преступления против порядка налогообложения предусматривалась непродолжительное время. Данные 1997 - 1998 гт. свидетельствуют о некоторых изменениях в структуре налоговой преступности, происшедших за последнее время. На уклонение от уплаты налогов с организаций пришлось уже 79,3 % всех преступлений в сфере налогообложения. При этом доля преступлений, совершаемых неоднократно, впервые составила за год более 5 %. Последний показатель свидетельствует о наличии так называемого специального рецидива, характеризующего степень корыстной направленности налоговых преступников, а следовательно, и

о высокой устойчивости налоговой преступности.

Основную налоговую нагрузку в РФ несут организации, поэтому наибольшее распространение получили преступления, связанные с исчислением и уплатой налогов с юридических лиц. Из общего числа числившихся на учете юридических лиц лишь 436 тыс. (16,6 %) вносят платежи регулярно, 1 млн 307 тыс. (49,8 %) имеют задолженность перед бюджетом и около 787 тыс. (29,9 %) не представляют бухгалтерскую отчетность, не платят налоги или находятся в налоговом розыске8. Практика показывает, что налоговые преступления совершаются в различных хозяйствующих субъектах независимо от форм их собственности. Однако следует отметить, что в организациях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется более 80 % таких преступлений. Такая закономерность определяется тем, что право управления на предприятиях, основанных на частной форме собственности, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно руководящие органы на таких предприятиях возглавляются их фактическими владельцами, а должный внутренний финансовый контроль отсутствует.

Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности налогоплательщиков. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 23,8 % налоговых правонарушений; торгующих товарами народного потребления — 15,9 %; занимающихся оказанием услуг - 12,1 %; осуществляющих финансово-кредит-ные операции — 9,3 %; торгующих недвижимостью - 7,9%; производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 7,2 %; осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 5,1 %; предприятий металлургии -1,8%; производителей химической и нефтехимической продукции - 1,5 %; производителей электроэнергии - 0,7 %9. Таким образом, приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Владельцы предприятий торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, а это позволяет им использовать денежную наличность во внебанковском обороте, что в свою очередь значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию денежных средств от налогообложения. Проанализируем состояние налоговой дисциплины в различных сферах предпринимательской деятельности.

Огромные налоговые потери несет государс-

8 Варнавская Н. Хороший налогоплательщик - живой налогоплательщик // Коммерсантъ Daily. - 2003. - 17 октября.

9 Федеральные органы налоговой полиции России: итоги 2001 года // Налоговая полиция. - 2002. - N9 3. - С. 2.

тво на рынке алкогольной продукции. Несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по восстановлению государственной монополии на оборот спирта и алкогольной продукции, взять его под должный налоговый контроль до сих пор не удается. Согласно опубликованным данным с 1989 по 2001 гг. общая сумма недополученных бюджетом средств по этой статье составила около 70 трлн руб. В настоящее время доля налоговых поступлений от оборота алкоголя составляет всего 3 — 5 %10.

Необходимо проследить и территориальную распространенность налоговой преступности. В 2000 г. ее наивысшие показатели отмечались в Центральном регионе, где было зарегистрировано 614 налоговых преступлений, Сибирском - 613, Северо-Кавказском - 605 и Уральском - 544. В других регионах соответствующие значения оказались ниже: в Поволжском и Волго-Вятском регионах выявлено 424 преступления в сфере налогообложения, в Северном и Северо-Западном — 325, Дальневосточном - 293, Центрально-Черноземном - 262м.

Таким образом, тема криминологического анализа налоговой преступности актуальна еще и в связи с имеющимися проблемами совокупности налоговых преступлений и незаконного предпринимательства. Эта тема затронута также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.1997 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов».

ТИПОЛОГИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПНИКОВ

Важным аспектом криминологической характеристики налоговых преступлений является изучение личности налогового преступника, его типологии. При этом весьма важную роль играют критерии, по которым определяются параметры исследования. От того, какие источники положены в основу составляемой типологии, зависит и ее достоверность.

Поскольку преступником любого человека может назвать только суд, то и для изучения типологии преступников должны использоваться материалы оконченных обвинительным приговором уголовных дел.

В то же время В. Ларичев в своей работе «Типология налоговых преступников» отмечает, что типы

10 Состояние законности в Российской Федерации (2000

- 2001 годы): Аналитический доклад / Отв. ред. А.Я. Сухарев.

- М., 2002.-С. 15.

11 Федеральные органы налоговой полиции России: итоги 2001

года // Налоговая полиция. - 2002. - № 3. - С. 3.

преступников определялись с помощью «обобщения материалов проверок налогоплательщиков налоговыми инспекциями, административного и гражданско-правового производства о нарушении налогового законодательства, уголовных дел...»12.

Первый тип преступников, предлагаемый В. Ларичевым, — «систематически, умышленно нарушающие налоговое законодательство в расчете на то, что налоговые и правоохранительные органы не смогут этого выяснить, - руководители коммерческих банков, солидных фирм, в том числе иностранных, которые заботятся о своей репутации и избегают огласки за допущенные правонарушения. При обнаружении этого факта они без всякого конфликта погашают задолженность перед бюджетом»13.

Насколько корректно относить к данному типу руководителей солидных иностранных фирм. Во-первых, как показывает криминологический анализ, проведенный на основе изучения практики работы территориальных органов, в сферу деятельности которых входит раскрытие налоговых преступлений, иностранные фирмы, осуществляющие свою деятельность на территории России, можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся приблизительно 10 - 13 % от общего количества иностранных фирм из стран, где развита налоговая и правовая культура, а также существует неотвратимость ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений (США, европейские страны и др.). Говоря об этой группе, необходимо отметить достаточно глубокое знание российских нормативно-правовых актов в области налогообложения и ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений. Представители данной группы являются, как правило, наемными работниками иностранных юридических лиц со 100-процент-ным иностранным капиталом и самостоятельной предпринимательской деятельности на территории России не осуществляют. Нарушения налогового законодательства носят здесь немассовый характер. Политикой в области налогообложения у таких фирм является лозунг «Быть белее белого», т. е. максимально прозрачными для российских налоговых и правоохранительных органов даже в том случае, если это приносит убытки самой компании. К слову сказать, деятельность большинства известных западных компаний на российском рынке до последнего времени не приносила большой прибыли, а в некоторых случаях была убыточной. Подавляющее большинство этих фирм отказывается также и от участия в различных легальных схемах оптимизации

12 Ларичев В. Типология налоговых преступников. // Вестник Академии налоговой полиции России. - Вып. 1. - С. 92 - 94.

° Там же.

налогообложения, так популярных у российских налогоплательщиков14. Сомнительно и утверждение, что в случае выявления налогового правонарушения иностранные компании, боясь огласки, добровольно погашают задолженность. В случае когда иностранная компания уверена в своей правоте, так как сотрудники налоговых органов довольно часто занимаются самостоятельным трактованием налогового законодательства, а крупная иностранная компания с ее огромными оборотами является, как правило, удобным объектом проверки, к делу подключаются опытные юристы, с которыми налоговым органам приходится вступать в единоборство в суде. И нередко такие дела налоговые органы проигрывают. Было бы неправильно предполагать, что в крупных западных компаниях отсутствуют налоговые правонарушения. Другое дело, что мотивация правонарушений и преступлений здесь может быть иная (например, желание сотрудника всеми силами поднять доходы компании в расчете на повышение, а также на то, что все возможные неприятности достанутся его последователю). Однако криминально настроенные личности есть в любой стране, а уж если их таланты объединяются с талантами отечественных правонарушителей, то здесь получается весьма «гремучая смесь».

Ко второй группе относятся приблизительно 87 - 90 % иностранных налогоплательщиков - юридических лиц. Их руководителями являются граждане государств Юго-Восточной Азии и стран СНГ. Они характеризуются низкой правовой культурой, полным или частичным игнорированием обязанности платить налоги. В случае выявления налоговых правонарушений и преступлений они также добровольно не расплачиваются с российским бюджетом, а предпочитают скрываться от возможных санкций за рубежом15.

Второй тип преступников, по мнению В. Ларичева, «в основном, законопослушные налогоплательщики, не согласные с существующим «губительным для них» налоговым законодательством и постоянно конфликтующие по этому поводу. Они постоянно не согласны с начислениями на них, сделанными налоговыми органами, поэтому отправляют протоколы разногласий, обращаются в вышестоящие налоговые органы, арбитраж. В основном это государственные предприятия или бедные акционерные общества, возникающие на базе прежних министерств, или частные фирмы, обосновавшиеся на российском рынке.

14 Александров И. Налоговая преступность как часть организованной преступности // Уголовное право. - М.; Интел-Синтез, 2002.-№4.-С.98- 100.

15 Волковский В.И. Налоговая преступность - это не просто

уклонение от налогов // Прокурорская и следственная практика.

-М., 1998. - № I. - С. 55-59.

В отдельных случаях им удается добиться полного или частичного удовлетворения своих исковых заявлений либо отсрочки платежей»16.

В большинстве случаев налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащие к уплате налоги и сборы. Начисления делаются в основном в случаях несвоевременного или неправильного внесения налоговых платежей.

К данному типу, очевидно, должен быть отнесен «недовольный спорщик». Однако, как показывает практика, количество юридических лиц, постоянно судящихся с налоговыми органами, измеряется единицами, в то время как количество физических лиц

- налогоплательщиков, отстаивающих свои права в судах общей юрисдикции, гораздо больше. Да и любому здравомыслящему представителю фирмы вряд ли захочется еще раз испытывать на себе все стадии спора с налоговыми органами.

Практически любому налогоплательщику иногда удается добиться полного или частичного удовлетворения своих требований17.

К третьему типу преступников относятся руководители юридических лиц, с которых скрытая прибыль или иные платежи, а также штрафные санкции взыскиваются только в безакцептном порядке путем выставления инкассовых поручений. Но это возможно, если у предприятий на банковских счетах есть деньги18.

Здесь речь идет о тех руководителях, которые отказываются выплачивать штрафные санкции, начисленные по результатам проверок налоговых органов или органов налоговой полиции. От предыдущей категории данные лица отличаются тем, что не предъявляют иски в суд, а просто отказываются платить.

Четвертый тип преступников - это руководители предприятий, основанных на частной форме собственности (организационно-правовая форма

- ООО), осуществляющих торгово-посредничес-кие операции и существующих только формально. На их счетах средств нет, в балансовых отчетах, поступающих в ИМ НС, говорится об отсутствии предпринимательской деятельности и, соответственно, прибыли. Ликвидационный же баланс не представляется. Руководителем такого предприятия, как правило, является мужчина в возрасте 40 лет, с высшим образованием, ранее не судимый, состящий в браке. Зачастую такой руководитель успел создать новые предприятия, так и не отчитавшись по старым долгам. Самый криминальный

14 Ларичев В. Типология налоговых преступников. // Вестник Академии налоговой полиции России. - Вып. I. - С. 92 - 94.

17 Кальман А.Г. Налоговая преступность: криминологическая характеристика и проблемы противодействия // Право и политика.

- 2000. - № 12. — С. 89-94.

11 Ларичев В.. Типология налоговых преступников. // Вестник Академии налоговой полиции России. - Вып. 1. - С. 92 - 94.

вариант, когда руководство этого предприятия при выявлении фактов уклонения от налогообложения «подается в бега19. Речь в данном случае идет о брошенных фирмах, не прошедших установленную законом процедуру ликвидации. Однако, как показывает практика, бросают не только ООО, но и ЗАО. К слову сказать, данная организационно-правовая форма является лишь ненамного менее популярной, чем общество с ограниченной ответственностью. Непонятно также, чем четвертая группа преступников отличается от пятой.

Пятый тип преступников - это руководство так называемой «фирмы-однодневки», работающей, как правило, в интересах третьего лица. Такое предприятие имеет не более одного-двух оборотов капитала. «Сорвав желаемый куш», руководитель исчезает из поля зрения налоговых и правоохранительных органов20. В данном случае имеется в виду, что такие фирмы проводят один или два раза обналичивание. Однако здесь действуют несколько иные характеристики фирм-однодневок. К тому же, чтобы исчезнуть из поля зрения налоговых и правоохранительных органов, надо сначала попасть в него. Как показывает практика, найти таких хозяев удается не всегда. А те, кто попадаются, ведут себя нагло и дерзко, все отрицают, используют услуги высокооплачиваемых юристов и, к сожалению, нередко остаются безнаказанными. Анализ деятельности обналичивающих организаций позволяет выделить характерные особенности их регистрации и функционирования:

по своим юридическим адресам они никогда не располагаются и связи с юридическими адресами не имеют;

руководителями фирм являются подставные лица (бомжи, пенсионеры, студенты) либо первые лица фирм оформляются по похищенному (потерянному) паспорту; бухгалтерский учет не ведется; офисы фирм имеют сильную охрану, состоящую из вооруженных людей, в том числе в милицейской форме одежды; организаторы обналичивания с целью уклонения от налогообложения используют фирмы в течение 1 - 2 мес;

- суточный оборот каждой фирмы в среднем составляет 500 - 900 тыс. руб. и, как правило, увеличивается к концу недели; • - фиктивные договоры, сметы и акты приемки подписываются не руководителем фирмы, а исполнителями. Указанные документы выдаются клиентам в незаполненном виде21.

" Ларичев В.. Типология налоговых преступников. // Вестник Академии налоговой полиции России. - Вып. 1. - С. 92 - 94.

20 Там же.

В подавляющем большинстве случаев прослеживается тесная связь некоторых банков с обналичивающими фирмами, нередко они создаются по инициативе самих банков. Этим объясняется тот факт, что после блокировки счета сразу прекращается поступление на него денежных средств. Задерживается представление банковских документов по запросам, не указываются в течение нескольких дней остатки на расчетных счетах. Практически все обналичивающие фирмы после блокировки счетов нанимают аудиторов, юристов, адвокатов и других специалистов высокой квалификации с целью противодействия правоохранительным органам22.

В составленную типологию не попали следующие лица, участие которых в налоговых преступлениях, как показывает практика работы органов налоговой полиции, встречается все чаще:

• главные бухгалтеры и работники бухгалтерии организаций;

• руководители и бухгалтеры некоммерческих организаций;

руководители и бухгалтеры государственных организаций;

• лица, которые после выявления налогового преступления продолжают противоправную деятельность, пытаясь не загладить причиненный преступлением вред, а повлиять на предварительное следствие и «договориться» с должностным лицом;

иные лица, служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо ложные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения;

• лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением, либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих данной организации, или содействовавшие совершению преступления своими советами и указаниями23. Следует отметить, что одной из особенностей

типологии налоговых преступников, предложенной В. Ларичевым, является то, что в ней характеризуется не личность самого преступника, а особенности деятельности юридических лиц, в которых субъект может быть руководителем.

При этом часто должностные лица организа-

21 Изосимов С.В., Кузнецов А.П. Криминологические проблемы налоговой преступности в России // Российский следователь. -2001.-№7.-С. 25- 33.

22 Там же.

23Соловьев И. О типологии налоговых преступников// Российская юстиция. - № 8, - 2001. - С. 41 -43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции, такие как главные бухгалтеры, действуют не из корыстных соображений, а по императивному распоряжению руководителя организации. Это связано с наличием конкуренции на рынке труда и боязнью потерять работу. В этом случае, как правило, они даже не получают зарплату, адекватную риску, который присутствует в работе главного бухгалтера. В последнее время такая ситуация вызвала всевозрас-

тающую ротацию главных бухгалтеров по фирмам. Даже в городах, в которых население превышает миллион жителей, лицам бухгалтерской профессии известны такого рода фирмы и особенности их криминальной деятельности. Поэтому в таких фирмах главные бухгалтеры меняются по несколько раз за год и место главного бухгалтера на протяжении продолжительного времени остается вакантным.

ДНИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ

Пршгаашаем Вас принять участке в

Федеральной выставке-ярмарке продукции предприятий малого и среднего бизнеса

15-18 ноября 2005 п, Москва, ВВЦ, павильон №69

Орган доктор ы:

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Торгово - промышленная палата Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Правительство Москвы

ОАО *ТАО "Всероссийский выставочный центр" В программе Дней малого и среднего бизнеса Россия:

• Экспозиции о развитии малого предпринимательства по Федеральным округам и регионам России

- Федеральная выставка-ярмарка продукции предприятий малого и среднего бизнеса

- Специализированные выставки: "Оборудование для малого и среднего бизнеса", "Лизинг - 2005м, "Бизнес-сервис", "Лучшие товары малых предприятий Турции"

- Подведение итогов конкурсов: "Лучшийрегион (субъект) Российской Федерации", "Лучшие в России"

- Конференции, семинары, "круглые столы", консультации по различным вопросам предпринимательской деятельности

За дополнительной информацией просьба обращаться: Выставочный комплекс ВВЦ "Наука ■ образование" тел, (095) 974-61-44, тел./факс (095) 974-71-96 Http ://www. fair». Л1,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.