3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.02.2015).
4. Виноградова, А. Н., Кузбагарова, Е. В. Осмотр документов при расследовании преступлений на рынке ценных бумаг // Журнал правовых и экономических исследований. - 2010. - № 1. - С. 46-53.
5. Гражданский процесс : учебник / 5-е изд. перераб. и доп.; под ред. М.К. Треушникова. - М.: Статут, 2014. - 960 с.
6. Дело № 23/6 - 2014 г. // Архив Красносельского районного суда Санкт-Петербурга.
7. Жижина, М. В. Допрос свидетелей в гражданском (арбитражном) процессе: тактика и практика // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - № 6. - С. 23-29.
8. Жижина, М. В. Основы криминалистической тактики судебного допроса в гражданском (арбитражном) процессе : научно-практическое пособие / под ред. Е.П. Ищенко. - М.: Юстицинформ, 2012. - 96 с.
9. Жижина, М. В. Особенности тактики допроса эксперта (специалиста) в гражданском и арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - № 2. - С. 14-19.
10. Жижина, М. В., Ищенко, Е. П. История развития и современные представления об объекте и предмете криминалистики // Библиотека криминалиста. - 2012. - № 3. - С. 16-21.
11. Зинин, А. М. Участие специалиста в процессуальных действиях : учебник. - М.: Проспект, 2011. - 256 с.
12. Ищенко, Е. П., Кручинина, Н. В. Криминалистика - необходимый структурный элемент системы высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 34-42.
13. Кузбагаров, М. Н. Отличие судебной экспертизы от иных форм использования специальных знаний в гражданском судопроизводстве // Журнал правовых и экономических исследований. - 2009. - № 1. - С. 56-64.
14. Мохов, А. А. Институту сведущих лиц - надлежащее правовое регулирование // Арбитражный и гражданский процесс. - 2002. - № 12. - С. 19-28.
15. Рожков, А. Ю. Криминалистическое обеспечение гражданского и арбитражного судопроизводства : дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2003.
16. Россинская, Е. Р. Общие проблемы использования специальных знаний в гражданском, арбитражном и уголовном процессе // Lex Russica. - 2006. - № 5. - С. 968-973.
17. Россинская, Е. Р. Проблемы криминалистического обеспечения гражданского судопроизводства // Проблемы гражданского судопроизводства : материалы Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. - М., 1994. - С. 56-60.
18. Россинская, Е. Р. Проблемы современной криминалистики и направления ее развития // Эксперт-криминалист. - 2013. - № 1. - С. 2-6.
19. Россинская, Е. Р., Галяшина, Е. И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. - М.: Проспект. - 2011. - 464 с.
20. Тихиня, В. Г. Применение криминалистической тактики в гражданском процессе. - Минск, 1976. - 160 с.
21. Тихиня, В. Г. Теоретические проблемы применения данных криминалистики в гражданском судопроизводстве. - Минск: Выш. шк., 1983. - 159 с.
22. Ульянова, М. В. Заключение эксперта-полиграфолога как средство доказывания в гражданском судопроизводстве // Юридическая антропология: современные пути развития знаний о человеке. - Саратов, 2007. - С. 181-185.
23. Яблоков, Н. П. Некоторые взгляды на криминалистику как науку и учебную дисциплину XXI века // Криминалистика XXI столетия. - Харьков, 2010. - С. 72-79.
УКД 343.791 А.В. Тимофеев*
Некоторые критерии оценки лиц,
причастных к преступлениям в сфере налогообложения
В статье рассмотрены некоторые вопросы обеспечения оперативно-розыскного выявления и раскрытия оперативными подразделениями ОВД преступлений в сфере налогообложения. Автор уделяет особое внимание такому элементу оперативно-розыскной характеристики, как личность преступника.
Ключевые слова: преступления в сфере налогообложения, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, личность преступника.
* Тимофеев, Александр Владимирович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, дом 1. Тел. (812)744-96-37. E-mail: [email protected].
* Timofeyev, Alexander Vladimirovich, the candidate of jurisprudence, Senior Lecturer at "The Operative Investigation Activity Department of the Internal Affairs Bodies" in Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The address: Russia, 198026, Saint-Petersburg Letchika Pilutova street, 1 Tel.: (812) 744-96-37, E-mail: [email protected].
© Тимофеев А.В., 2015
Криминалистика, криминология, ОРД
A.V. Timofeev*. Some of the criteria for identifying individuals involved in tax crimes. The article gives consideration to some issues of securing of operational-search identification and revealing of tax crimes in the sphere of taxation by operational units of the Internal Affairs Department. The author pays particular attention to the elements of operational-search features such as identity of criminal.
Keywords: tax crimes, economic security units and anti-corruption activities, personality of criminal.
Значимый элемент оперативно-розыскной характеристики, объект оперативного внимания
- личность преступника. Несмотря на относительно непродолжительное время существования налоговой преступности как криминального явления в современной России, накопленная информация позволяет провести исследование и сформировать обобщенную характеристику специфических групп лиц, вовлеченных в совершение указанных преступлений.
При описании личности налоговых преступников и включении полученных данных в оперативно-розыскную характеристику преступлений в сфере налогообложения, необходимо выделить те особые признаки, которые позволят решать задачи противодействия совершению рассматриваемой категории преступлений - решать не только используя негласные методы и средства, но и привлекая оперативно-розыскные силы. В связи с этим, полагаю, необходимо первоначально оценить различные категории лиц, причастных к совершению налоговых преступлений, с позиции потенциальных конфиденциальных источников информации.
Опыт выявления и раскрытия преступлений в сфере налогообложения оперативными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (далее ЭБ и ПК) органов внутренних дел показывает, что невозможно обеспечить эффективное противодействие вышеуказанным преступлениям без противопоставления их криминальной деятельности целенаправленному комплексу оперативно-розыскных мер, без привлечения граждан к содействию в этом противодействии.
В связи с этим в оперативно-розыскной характеристике преступлений в сфере налогообложения особое место занимает характеристика лиц, вовлеченных в подготовку и совершение таких преступлений, их мотивация, личностная психологическая установка, уровень информированности, возможность их привлечения к конфиденциальному сотрудничеству. Отдельные категории лиц могут рассматриваться в качестве потенциальных источников оперативно-значимой информации в зависимости от их ролевых функций, корыстной или иной заинтересованности в совершении вышеуказанных преступлений.
При изучении личности налоговых преступников необходимо учитывать особый характер налоговых правоотношений. С одной стороны, уплата обязательных платежей, т.е. налогов
- есть законное изъятие части имущества, вытекающее из публично-правовой обязанности налогоплательщика. Но, с другой стороны, взыскание налога - это лишение собственника его имущества, приобретенного собственным трудом. Именно данная особенность налогового права -принудительный характер изъятия части дохода - и вызывает противодействие налогоплательщиков в ответ на налоговые санкции государства, выражающееся в уклонении от уплаты налогов.
Российские налогоплательщики давно и активно используют различные способы снижения налоговой нагрузки, что в результате и привело к противостоянию бизнеса и государства [1, с. 10]. Подобное противостояние связано с рядом факторов, влияющих на сознание налогоплательщиков:
- принудительный характер изъятия части материальных ценностей, полученных лицом как результат трудовой деятельности;
- непродуманная и непоследовательная налоговая политика;
- незначительный уровень ответственности за допущенные правонарушения;
- широкая практика минимизации обязательных выплат и даже в определенной степени соревновательность в умении использовать наиболее изощренные схемы сокрытия доходов.
Многие ученые, в т.ч. А.П. Бембетов, И.И. Кучеров, В.Д. Ларичев, И.Н. Соловьев [2; 3; 4; 5; 8], при исследовании личности налоговых преступников отмечают, что данные преступники не отождествляют себя с преступным миром. Своему противоправному поведению, как правило, ищут соответствующее оправдание (несовершенство законов, массовость уклонения, непрозрачность распределения налоговых доходов государства, действие в соответствие со сложившейся в данный момент социально-экономической ситуацией в обществе и т.д.). Подобное самооправдание приводит к формированию у налоговых преступников убежденности в правоте своих действий, что, в свою очередь, позволяет им действовать хладнокровно и расчетливо.
В связи с этим личность преступника, действующего в сфере налогообложения, формируется под воздействием определенных ложных представлений и иллюзий. «Эти иллюзии касаются, прежде всего, неверного представления о том, что умный человек способен пройти по грани, отделяющей закон и преступление, удовлетворив при этом определенные личные потребности. Человек, который попытался реализовать эту иллюзию, рассматривается как герой, достойный уважения и почитания» [7, с. 31].
При подготовке и проведении проверочных оперативно-розыскных мероприятий и подборе лиц для конфиденциального сотрудничества необходимо учитывать и другую характерную черту личности налоговых преступников, которая обеспечивает высокий уровень латентности налоговых преступлений,
- наличие специальных знаний и криминальный профессионализм лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. В связи с этим сотрудники правоохранительных органов относят налоговых преступников к представителям так называемой «беловоротничковой» преступности, подчеркивая тем самым их более высокий интеллектуальный уровень, чем у представителей общеуголовной преступности.
Это обстоятельство связано прежде всего с достаточно высоким общеобразовательным уровнем лиц, вовлеченных в совершение налоговых преступлений (высшее, либо среднее специальное образование). Занимаемое социальное или служебное положение предусматривает наличие у них длительного срока работы как в определенной сфере экономики, так и в занимаемой должности и, как следствие, наличие специальных познаний и большого профессионального опыта, обширных связей, в т.ч. в контролирующих и правоохранительных органах.
Необходимо учитывать, что наличие специальных познаний, жизненного и профессионального опыта позволяет лицам, вовлеченным в совершение налоговых преступлений, располагать и определенным уровнем знаний, в т.ч. о способах сбора оперативно-значимой информации и возможных негласных источниках такой информации. Обладание подобными, даже незначительными, знаниями приводит к тому, что руководители предприятий и организаций принимают меры по ограничению распространения деловой информации как внутри фирмы, так и за ее пределами, вплоть до создания специализированных охранных структур информационной безопасности.
При подготовке и проведении поисковых оперативно-розыскных мероприятий оперативным работникам также необходимо учитывать, что специальные познания налоговых преступников позволяют им не только совершать налоговые преступления, но и тщательно скрывать следы совершаемых и совершенных преступлений. В данном случае уровень криминального профессионализма обуславливается не только умением уклониться от уплаты налогов, но и способностью скрыть следы преступления, представить свое преступное поведение как правомерное (например, как направленное на минимизацию налогового бремени или на перевод его из сферы действия уголовного закона в сферу действия гражданских и налоговых правоотношений) [9, с. 273].
Преступления в сфере налогообложения в силу специфики способов их совершения, имеют групповой характер и в них вовлечены различные категории сотрудников предприятия. Как правило, это его учредители, исполнительные директора, руководители финансовой службы и бухгалтерии, а также материально-ответственные лица и кладовщики. В менее значимой степени вовлечены работники, осуществляющие экспедицию и продажу продукции.
К субъектам преступлений в сфере налогообложения может быть отнесен не только руководитель организации-налогоплательщика и главный бухгалтер или бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), но и финансовый директор. В обязанности этих лиц входит подписание отчетной документации (например, налоговой декларации), представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов. К субъектам вышеуказанных преступлений могут быть также отнесены иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение вышеизложенных действий, т.е. лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации-плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета или материально ответственные лица являются пособниками данного преступления, умышленно содействующие его совершению.
Групповой характер преступлений в сфере налогообложения усиливает степень их общественной опасности. При этом следует отметить, что большинство вышеуказанных преступлений, в силу сложности способов их совершения, могут быть совершены исключительно организованными группами. Учредители, основные акционеры и топ-менеджеры хозяйствующих субъектов вынуждены вовлекать в преступную деятельность бухгалтеров, материально-ответственных лиц и работников других категорий.
Оперативным работникам необходимо учитывать тот факт, что у членов такой преступной группы различные цели и мотивы совершения преступления. Владельцы и топ-менеджеры предприятий совершают преступные действия из личной корыстной заинтересованности, с целью получить сверхприбыль. У другой категории наемных работников такой заинтересованности нет. Более того, они испытывают психологический дискомфорт и даже страх из-за того, что вынуждены участвовать в подготовке и совершении налоговых преступлений в силу своего служебного положения.
Таким образом, учитывая групповой характер преступлений в сфере налогообложения, при изучении лиц, вовлеченных в подготовку и совершение рассматриваемых преступлений, мы предлагаем использовать критерий - наличие прямой корыстной заинтересованности лица в совершении вышеуказанных преступлений. Данный критерий позволяет выделить круг лиц из числа работающего персонала как потенциальных источников оперативно-значимой информации. С учетом их информационного потенциала и личной мотивации сотрудникам ЭБ и ПК органов внутренних дел целесообразно изучить возможность установления с ними конфиденциальных отношений.
В соответствии с принятым критерием к первой подгруппе относятся лица, имеющие прямую корыстную заинтересованность в получении сверхприбыли от деятельности предприятия путем уклонении от уплаты налоговых платежей либо других преступлений в сфере налогообложения (например, незаконного возмещения НДС из бюджета). В эту подгруппу входят учредители предприятия-налогоплательщика, исполнительные директора (генеральный директор, руководитель финансовой службы и главный бухгалтер).
Данная категория лиц, безусловно, не заинтересована в распространении информации, создающей угрозу их противозаконной деятельности. Эта категория, как правило, не идет на негласный контакт с сотрудниками оперативных подразделений. Однако в случае возникшего межличностного конфликта внутри коллектива, с целью достижения личных амбициозных планов вышеуказанные лица сами выходят на негласный контакт с оперативными работниками и передают
Криминалистика, криминология, ОРД
достаточный объем значимой информации. Аналогичная ситуация происходит в случае возникновения конфликтной ситуации с контрагентами (организациями-поставщиками сырья или продукции, оптовыми покупателями) или организациями-конкурентами. С целью свести счёты, либо снизить конкурентоспособность противников указанные лица в порядке разовых контактов способны передавать оперативно-значимую информацию о деятельности конкурентов.
В связи с этим сотрудникам подразделений ЭБ и ПК органов внутренних дел на обслуживаемых объектах целесообразно поддерживать контакт с указанной категорией лиц на таком уровне, при котором в случае возникновения конфликтной ситуации руководители организации были бы заинтересованы в передаче информации оперативным сотрудникам, а не представителям организованных преступных формирований.
Ко второй подгруппе относятся лица, не имеющие прямой корыстной заинтересованности в совершении вышеуказанных преступлений, но вовлеченные в подготовку и совершение их ввиду исполнения ими своих служебных обязанностей. Данная подгруппа включает в себя: рядовых работников бухгалтерий, офис-менеджеров, экспедиторов, кассиров, менеджеров торгово-закупочных операций, руководителей складов, а также работников, осуществляющих оптовую продажу продукции. Перечисленные работники организации являются нанятым персоналом и осознают временный характер работы в данной организации. Необходимо учитывать, что относительно высокая заработная плата создает для данной категории лиц определенную мотивацию их участия в преступной деятельности, однако вынужденный характер участия, осознание существующей личной опасности привлечения к уголовной ответственности за совершаемые действия и их противоправный характер выгодно выделяет рассматриваемую подгруппу лиц, как потенциальных источников оперативно-значимой информации.
Подобное вынужденное соучастие работников бухгалтерии, складского и технического персонала должно учитываться сотрудниками оперативных подразделений и использоваться ими при подборе потенциальных источников оперативно-значимой информации. Данная категория работников располагает информацией об используемых схемах уклонения от уплаты налогов, о местах хранения «черновой» бухгалтерской и складской документации, электронных носителей подобной информации. Как правило, они также располагают информацией о наличии так называемых «черных» и «серых» фирм в цепочке контрагентов, а также другой оперативно значимой информацией. В связи с этим сотрудникам подразделений ЭБ и ПК органов внутренних дел при подборе источников оперативно-значимой информации целесообразно ориентироваться на поддержание контакта именно с этой подгруппой лиц.
Список литературы
1. Пархачева, М. А., Беляйкина, Г. В., Шеленков, С. Н. Самые опасные налоговые схемы / под ред. М.А. Пархачевой. - М.: Эксмо, 2008.
2. Кучеров, И. И. Налоги и криминал: историко-правовой анализ. - М., 2000 - 351 с.
3. Кучеров, И. И. Налоговые преступления. - М., 1997.
4. Ларичев, В. Д., Бембетов, А. П. Налоговые преступления. - М.: Экзамен, 2001.
5. Ларичев, В. Д., Трунцевский, Ю. В., Баграев, С. П. Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования) : монография. - М., 2007.
6. Ларичев, В. Д. Преступления в кредитно-денежной сфере и противодействие им. - М.: Инфра-М, 1996.
7. Подольный, Н. А. Криминалистическая характеристика личности мошенника, совершающего преступную деятельность на рынке ценных бумаг // Следователь. - 2002. - № 5.
8. Соловьев, И. Н. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. - М., 2000.
9. Соловьев, И. Н. Налоговые преступления и преступность. - М.: Экзамен, 2006.
УДК 343
В.С. Харламов*
Мотивы поведения агрессора в криминогенной внутрисемейной ситуации
Статья посвящена мотивации преступного насилия в семейной сфере, автор анализирует мотивы внутрисемейных насильственных преступлений, рассматривает гендерные отличия мотивов при совершении криминальной агрессии в семье.
Ключевые слова: преступление, семейные отношения, мотив, конфликт, криминогенная ситуация.
* Харламов, Валентин Станиславович, ведущий научный сотрудник филиала Федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по Северо-Западному федеральному округу, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербург, 12-я Красноармейская ул., 5. Тел. (812) 251-95-54.
* Kharlamov, Valentin Stanislavovich, the leading research assistant of filial branch «All-Russia scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» on North-West federal district, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer. St.-Petersburg, 12-th Krasnoarmeyskaya str., 5. Ph. (812) 251-95-54.
© Харламов В.С., 2015