Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РФ'

НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный проект / налоговые льготы / преференции / государственная поддержка / national project / tax incentives / preferences / government support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Л. Кисиева

Формат реализуемых в настоящее время национальных проектов доказал свою эффективность. Каждое из направлений реализации этих проектов работает на достижение различных целей, которые в итоге обеспечат прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, повысят уровень жизни каждого отдельного гражданина, создадут возможности для его самореализации. Реализация утвержденных национальных проектов предусматривает наличие таких инструментов как налоговые льготы и преференции. Преференция – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям организаций и физических лиц для поддержки определенных видов деятельности. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Довольно часто налоговые преференции не рассматриваются в рамках системы налогового регулирования, однако и налоговые льготы, и преференции имеют общую цель снижение итоговой налоговой нагрузки налогоплательщика, и как следствие стимулируют развитие тех или иных видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX PREFERENCES AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTING NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The format of the currently implemented national projects has proven its effectiveness. Each of the directions for the implementation of these projects works to achieve various goals, which will ultimately provide breakthroughs in the scientific, technological and socio-economic development of Russia, raise the standard of living of each individual citizen, and create opportunities for his self-realization. The implementation of approved national projects provides for the availability of such instruments as tax incentives and preferences. Preference is the benefits provided to certain categories of organizations and individuals to support certain types of activities. Preferences are carried out in the form of tax cuts, discounts on customs duties, exemptions from payments, and the provision of profitable loans. Quite often, tax preferences are not considered within the framework of the tax regulation system, however, both tax benefits and preferences have the common goal of reducing the final tax burden of the taxpayer, and, as a result, stimulate the development of certain types of activity.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РФ»

3. Каталог объектов сельского туризма - 2019. - Краснодар: Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия, 2019. - 112 с. References

1. Resort and tourist complex of the Krasnodar Territory. Statistical compendium. - Krasnodar: Krasnodar, 2020. - 120 pages.

2. Resort and tourist complex of the Krasnodar Territory. Statistical compendium. - Krasnodar: Krasnodar, 2019. - 88 pages.

3. Catalogue of rural tourism facilities - 2019. - Krasnodar: Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage, 2019. -112 pages.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11139

Р.Л. Кисиева - аспирант 2 курса кафедры экономики, направленность программы «Экономическая теория», ФГБОУВО «Северо-Осетинский государственныйуниверситет имени К.Л. Хетагу-рова»,

R.L. Kisieva - 2nd year postgraduate studen t of the Departmen t of Economics, focus of the program "Economic Theory", Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov ".

НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РФ TAX PREFERENCES AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTING NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Формат реализуемых в настоящее время национальных проектов доказал свою эффективность. Каждое из направлений реализации этих проектов работает на достижение различных целей, которые в итоге обеспечат прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, повысят уровень жизни каждого отдельного гражданина, создадут возможности для его самореализации.

Реализация утвержденных национальных проектов предусматривает наличие таких инструментов как налоговые льготы и преференции. Преференция - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям организаций и физических лиц для поддержки определенных видов деятельности. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Довольно часто налоговые преференции не рассматриваются в рамках системы налогового регулирования, однако и налоговые льготы, и преференции имеют общую цель снижение итоговой налоговой нагрузки налогоплательщика, и как следствие стимулируют развитие тех или иных видов деятельности.

Abstract. The format of the currently implemented national projects has proven its effectiveness. Each of the directions for the implementation ofthese projects works to achieve various goals, which will ultimately provide breakthroughs in the scientific, technological and socio-economic development of Russia, raise the standard of living of each individual citizen, and create opportunities for his self-realization.

The implementation of approved national projects provides for the availability of such instruments as tax incentives and preferences. Preference is the benefits provided to certain categories of organizations and individuals to support certain types of activities. Preferences are carried out in the form of tax cuts, discounts on customs duties, exemptions from payments, and the provision ofprofitable loans. Quite often, taxpreferences are not considered within the framework of the tax regulation system, however, both taxbenefits and preferences have the common goal ofreducing the final tax burden of the taxpayer, and, as a result, stimulate the development of certain types of activity.

Ключевые слова: национальный проект, налоговые льготы, преференции, государственная поддержка.

Keywords: national project, tax incentives, preferences, government support.

Как следует из нормативной-правовой базы Российской Федерации, определяющей основы существования национальных и иных проектов в нашей стране, под национальный проектом понимается проект (программа), обеспечивающий достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также при необходимости достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета и подлежащий разработке в соответствии с Указом. Цель национального проекта определяется Указом, она отражает социальный, экономический и (или) иной общественно значимый и понятный эффект от реализации национального проекта, в которой отсутствует количественно измеримая характеристика.

Изначально термин «национальный проект» появился в 2005 г., на этом этапе была начата разработка четырех комплексных программ модернизации страны, а именно «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье» и «Эффективное сельское хозяйство». В последующие годы формат национальных проектов вполне доказал свою эффективность, в рамкахуказанных национальных проектов были построены новые больницы, школы, детские сады, созданы федеральные научные центры, снизилась смертность

и повысилась продолжительность жизни, ипотечное кредитование стало доступным для широких слоев населения, мощный рывок сделало сельское хозяйство.

Исходя из п. 20, ст. 4 Федерального закона № 135-Ф3 от 26 июля 2006 г. (ред. от 17.02.2021) « О защите конкуренции», под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Разработка каждого конкретного национального проекта осуществляется с учетом соответствующих подходов (рисунок 1).

Детализация значений целевых показателей по годам реализации национального проекта

Включение в национальный проект дополнительных показателей, позволяющих однозначно оценить достижение цели национального проекта, и детализация значений . таких показателей по годам реализации национального проекта

Дополнение национального проекта в случае необходимости задачами,

обеспечивающими достижение его целей и целевых показателей

Детализация задач до результатов

г Отражение в национальных проектах ключевых параметров национальных проектов, утвержденных решением совета при президенте российской федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, в виде целевых показателей, „ допо лните льных показателей и результатов

Определение в национальных проектах перечня федеральных проектов с детализацией в

них задач до результатов

Участие в реализации национальных проектов органов государственной власти ^ российской федерации, субъектов российской федерации с учетом законодательного разграничения полномочий между уровнями государственного управления в российской федерации, а также юридических лиц А

Определение должностных лиц, несущих персональную ответственность за достижение

целей, целевых и дополнительных показателей, решение задач, достижение результатов

Рисунок 1 - Подходы к разработке национальных проектов

Реализация утвержденных национальных проектов предусматривает наличие таких инструментов как налоговые льготы и преференции.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать ихв меньшем размере (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Однако перечень видов налоговых льгот в Налоговом кодексе отсутствует.

Преференция - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям организаций и физических лиц для поддержки определенных видов деятельности. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенныхпошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Иными словами, налоговую преференцию можно рассматривать как мероприятие со стороны государства, обязательное к исполнению, результатом которого является снижение налоговой нагрузки для определенной категории налогоплательщиков с целью достижения определенных целей государства.

Довольно часто налоговые преференции не рассматриваются в рамках системы налогового регулирования, однако и налоговые льготы, и преференции имеют общую цель снижение итоговой налоговой нагрузки

налогоплательщика, и как следствие стимулируют развитие тех или иных видов деятельности. При этом следует сказать о том, что механизм действия у них несколько отличатся.

Налоговые льготы и преференции являются одним из главных инструментов реализации такой функции налогообложения как регулирующая. Сущность регулирующей функции налогообложения состоит в том, что государство как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на во спро-изводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы и преференции выступают важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности как крупных субъектов бизнеса, так и малых предпринимательских структур, частного бизнеса и фактических доходов физических лиц. Являясь элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы и преференции могут существенным образом влиять на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. Такой инструмент как налоговые льготы и преференции дает возможность решать важные социальные задачи, а именно:

- регулировать доходы разных групп населения;

- освобождать от излишнего налогового бремени лиц, находящихся за чертой бедности;

- учитываются потребности демографической политики.

Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

В настоящее определены регионы, в которых будут реализованы пилотные проекты по предоставлению налоговых преференций для предприятий-участников национального проекта. В частности, пилотные проекты действуют в Удмуртской Республике, Ростовской, Кемеровской, Самарской, Тамбовской, Челябинской областях а также Краснодарском крае и в других регионах

Предприятиям-участникам национального проекта предоставляется инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на осуществление инвестиций в основные средства, отнесенные к третьей - седьмой амортизационным группам, в размере и на условиях, предусмотренных ст. 286.1 Налогового Кодекса Российской Федерации:

- размер инвестиционного налогового вычета составляет 90% расходов на инвестиции в основные средства;

- размер ставки налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета составляет 10%.

Дополнительно предлагается применение ст. 380 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налоговая ставка» главы 30 «Налог на имущество организаций» в части установления налоговой ставки «ноль» по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов недвижимого имущества с 1 января 2020 года. Действие пониженной ставки распространить до 31.12.2024.

Еще в начале кризиса остро стоял вопрос о сокращении программы нацпроектов из -за снижения налоговых поступлений. Решением стал переход к активным заимствованиям на фоне резкого снижения процентных ставок, что обеспечивает защиту существенной части проектов на сегодняшний день, а ожидаемые сокращения в рамках бюджетной оптимизации связаны в первую очередь с замедлением экономической активности. Однако, снижение расходов этого года и их перераспределение между направлениями позволят сохранить вектор деятельности в дальнейшем развитии национальных проектов.

Источники

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.05.2021). - URL: http://www.consultant.ru.

2. О защите конкуренции: федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135 -ФЗ (ред. от 17.02.2021). - URL: http://www.consultant.ru.

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. - URL: http://www.consultant.ru.

4. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31октября 2018 г. № 1288 (ред. от 26.05.2021). - URL: http://www.consultant.ru.

5. Адаменко А.А. Государственная поддержка как инструмент развития малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хо-рольская, Д.В. Петров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2020. - Т.13. - № 3. - С. 57-67.

6. Адаменко А.А. Действующие льготы для субъектов малого бизнеса / А.А. Адаменко, Д.В. Петров // Вестник Академии знаний. - 2019 . - № 30 (1). - С. 194-198.

7. Гончарова Н.А. Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях пандемии короновируса / Н.А. Гончарова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 7(120). - С. 675-679.

8. Нормова Т.А. Влияние COVID-19 на экономику России и меры борьбы с ним / Т.А. Нормова, А.В. Стародубцева, А.А. Нерсесьян // Естественно-гуманитарные исследования, 2020. - № 30(4). - С. 129-131.

References

1. Tax Code ofthe Russian Federation (part two) ofAugust 5, 2000 No. 117-FZ (as amended on 04/20/2021) (as amended and supplemented, entered into force on 05/20/2021). - URL: http://www.consultant.ru.

2. On the protection of competition: Federal Law of the Russian Federation of July 26, 2006 No. 135-FZ (as amended on February 17, 2021). - URL: http://www.consultant.ru.

3. On the national goals and strategic objectives of the development ofthe Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018. - URL: http://www.consultant.ru.

4. On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of October 31, 2018 No. 1288 (as amended on May 26, 2021). - URL: http://www.consultant.ru.

5. Adamenko A.A. State support as a tool for the development of small business / A.A. Adamenko, T .E. Ho-role, D.V. Petrov // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2020. - T.13. - No. 3. - P. 57-67.

6. Adamenko A.A. Existing benefits for small business entities / A.A. Adamenko, D.V. Petrov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 30 (1). - S. 194-198.

7. Goncharova N.A. Support measures for small businesses in the context of the coronavirus pandemic. Goncharova // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 7 (120). - S. 675-679.

8. Normova T.A. Impact of COVID-19 on the Russian economy and measures to combat it / T.A. Normova, A.V. Starodubtseva, A.A. Nersesyan // Natural and humanitarian research, 2020. - № 30 (4). - S. 129-131.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11140

Ф.А. Колоева - к.э.н, доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУВО «Ингушскийгосударственный ун иверситет»,

F.A. Koloeva - Candidate of EconomicScien ces, Associate Professor of the Departmen tof Man agement, Ingush State University;

М.М. Мусаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственныйуниверси-тет»,

М.М. Мусаев - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics an dEcon omic Security of In dustries an dEnterprises, Institute of Economics an dFinan ce, "Ch echen State University".

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК МАЛОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF PEASANT FARMING AS A SMALL BUSINESS STRUCTURE

Аннотация. С начала 90-х годов в России активно начинали развиваться крестьянско -фермерские хозяйства, на тот период предполагалось, что данная форма хозяйствования займет достойную нишу в сельскохозяйственном производстве. Складывающаяся экономическая ситуация в стране показала, что государство не в состоянии помочь в становлении и развитии крестьянско -фермерские хозяйств.

Экономическая эффективность данной формы хозяйствования зависит от многих факторов, которые связаны между собой, а именно от природно-климатическихусловий, организационно-экономических, технико-технологических, инновационных, управленческих и других условий. И только благоприятное сочетание этих факторов даст положительный результат и рост экономического эффекта в хозяйстве. Кроме финансовой поддержки для эффективного развития крестьянско-фермерских хозяйств на рынке и развития предпринимательской деятельности необходима система умелого управления, развитие материально-технической базы и совершенствование современных технологий.

Abstract. From the beginning of the 90s, peasant farms began to actively develop in Rus sia, at that time it was assumed that this form ofmanagement would occupy a worthy niche in agricultural production. The emerging economic situation in the country has shown that the state is unable to help in the formation and development of peasant farms.

The economic efficiency of this form of management depends on many factors that are interconnected, namely on natural and climatic conditions, organizational and economic, technical and technological, innovative, managerial and other conditions. And only a favorable combination of these factors will give a positive result and an increase in the economic effect in the economy. In addition to financial support for the effective development of peasant farms in the market and the development of entrepreneurial activity, a system of skillful management, the development of a material and technical base and the improvement of modern technologies are needed.

Ключевые слова: экономика предпринимательства, крестьянско-фермерские хозяйства, малые формы хозяйствования.

Keywords: business economics, peasant farms, small businesses.

В России на начало 90-х годов активно начинали развиваться крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ). И было мнение, что фермерские хозяйства займут достойную нишу в сельскохозяйственном производстве и смогут накормить всю страну, достаточно дать в собственность или долгосрочную аренду землю и право свободно распоряжаться ею и полученной на ней продукцией. Но затем стало очевидно, что государство не в состоянии помочь в становлении и развитии хозяйств в связи со сложившейся экономической ситуацией. Поэтому число крестьянско-фермерских хозяйства заметно сократилось. Но уже в 1992 году Российское правительство принимает ряд законодательныхактов, которые существенно облегчают становление и развитие крестьянско-фермерских хозяйств. И мы можем наблюдать, как увеличивается с каждым годом число КФХ и объем производимой ими продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.