Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПАНДЕМИИ COVID-2019'

НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПАНДЕМИИ COVID-2019 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / ЛЬГОТЫ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Е.Л., Павлова Н.Н., Чугуевская А.В.

Пандемия вируса COVID-19 внесла новые коррективы в социальную и экономическую жизнь общества. Многие предприятия малого и среднего бизнеса временно закрылись или вовсе объявили о банкротстве. Данная ситуация привела к социально-экономической нестабильности общества, которая включает в себя рост уровня безработицы, снижение платежной и покупательной способности населения, снижение уровня жизни. Для решения вышеуказанных проблем государство вводит меры поддержки населения и экономики, одними из которых являются налоговые льготы и послабления. В данной статье рассматриваются основные налоговые меры в РФ и их эффективность в условиях пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-2019 PANDEMIC TAX MEASURES

The COVID-19 virus pandemic has made new adjustments to the social and economic life of society. Many small and medium-sized businesses have temporarily closed or declared bankruptcy. This situation has led to socioeconomic instability of society, which includes the growth of unemployment, reduction of payment and purchasing power of the population, reducing standard of living. To solve the above-mentioned problems, the state introduces measures to support the population and the economy, one of which is tax incentives and allowances. This article discusses the main tax measures in the Russian Federation and their effectiveness in the context of a new coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПАНДЕМИИ COVID-2019»

УДК 33

Власова Е.Л., канд. педаг. наук

доцент

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия

Россия, г. Иркутск Павлова Н.Н. студент

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия

Россия, г. Иркутск Чугуевская А.В. студент

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия

Россия, г. Иркутск

НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПАНДЕМИИ

COVID-2019

Аннотация: Пандемия вируса COVID-19 внесла новые коррективы в социальную и экономическую жизнь общества. Многие предприятия малого и среднего бизнеса временно закрылись или вовсе объявили о банкротстве. Данная ситуация привела к социально-экономической нестабильности общества, которая включает в себя рост уровня безработицы, снижение платежной и покупательной способности населения, снижение уровня жизни. Для решения вышеуказанных проблем государство вводит меры поддержки населения и экономики, одними из которых являются налоговые льготы и послабления. В данной статье рассматриваются основные налоговые меры в РФ и их эффективность в условиях пандемии COVID-19.

Ключевые слова: пандемия, налоговые каникулы, льготы, консолидированный бюджет РФ, малый и средний бизнес.

Vlasova E.L. cand. teacher. sci. associate professor

East Siberian Branch of the Russian State University of Justice

Russia, Irkutsk Pavlova N.N. student

East Siberian Branch of the Russian State University of Justice

Russia, Irkutsk Chuguevskaya A. V.

student

East Siberian Branch of the Russian State University of Justice

Russia, Irkutsk

COVID-2019 PANDEMIC TAX MEASURES

Annotation: The COVID-19 virus pandemic has made new adjustments to the social and economic life of society. Many small and medium-sized businesses have temporarily closed or declared bankruptcy. This situation has led to socioeconomic instability of society, which includes the growth of unemployment, reduction of payment and purchasing power of the population, reducing standard of living. To solve the above-mentioned problems, the state introduces measures to support the population and the economy, one of which is tax incentives and allowances. This article discusses the main tax measures in the Russian Federation and their effectiveness in the context of a new coronavirus pandemic.

Key words: pandemic, tax holidays, benefits, consolidated budget of the Russian Federation, small and mediumsized businesses.

Пандемия COVID-19 - это новая глобальная проблема человечества, которая помогла людям обнаружить недостатки во многих сферах, а именно: медицины, экономики, социального обеспечения. Нехватка медикаментов, неспособность медицинской, социальной и экономической среды противостоять новому вирусу предоставило возможность обществу задуматься об небольших, а местами и глобальных изменениях в наиболее важных сферах человеческой жизни.

В условиях пандемии COVID-19 в мире произошли изменения в системе бизнеса и экономических отношений. Множество предприятий по всему миру после объявления карантина закрылись или объявили о банкротстве. В связи с этим, начался рост числа безработных граждан, снизился уровня жизни населения, а также данные обстоятельства привели к кризису социально-экономической системы. Все эти события значительно нарушают социально-экономическую стабильность любого государства. По данной причине правительства стран с развитой экономической системой оказали различные меры экономической поддержки гражданами бизнесу.

В Российской Федерации ограничительные меры по борьбе с инфекцией ввели во второй половине марта 2020г. после объявления эпидемии COVID-19 пандемией. Эти ограничения включали в себя: закрытие баров и ресторанов, точек общественного питания (только работа на вынос или доставка), ночных клубов, магазинов непродовольственного назначения, введение обязанности граждан носить средства индивидуальной защиты (маски, перчатки). Также ограничения обязывали работодателей перевести большинство сотрудников, входящих в группу риска (лица старше 65 лет, люди, обладающие хроническими заболеваниями). Введение двухнедельных оплачиваемых выходных подкосило и те организации, которые старались оставаться на плаву. Однако ограничительные меры сильно ударили не только

по сфере торговли и развлечений: туристическая отрасль после закрытия границ понесла огромные убытки. Туроператоры, туристические фирмы, даже аэрокомпании подверглись банкротству. Данные события повлекли за собой снижение социально-экономической стабильности государства, увеличение уровня безработицы с 4.6% (январь 2020) до 8,4 % (август 2020).

Для того, чтобы обеспечить стабильность социально-экономической ситуации в стране на первых этапах борьбы с пандемией Правительство РФ ввело меры поддержки населения, малого и среднего бизнеса, которые заключаются в:

• Льготном кредитовании населения и предпринимательства;

• Отсрочке платежей по кредитам и налогам;

• Выплате пособий и субсидий по безработице;

• Финансирование медицинской сферы;

• Финансовой поддержки отраслей, наиболее пострадавших от ограничительных мер по борьбе с вирусом СОУГО-19.

Однако стоит отметить, что основным источником средств государственного бюджета всегда были налоговые поступления. Рассмотрим, как повлияло на государственный бюджет сокращение налоговых поступлений.

Налоговые каникулы - определенный временной промежуток, на протяжении которого физические и юридические лица, соответствующие определенным критериям, освобождаются от уплаты налогов.

В соответствии с налоговым кодексом РФ (НК РФ) рассчитывать на налоговые каникулы могут индивидуальные предприниматели, которые были впервые зарегистрированы, которые применяют упрощенную или патентную систему налогообложения. Данные организации должны осуществлять свою деятельность в сфере производственной, социальной и научно-технической деятельности, а также в сфере бытовых услуг населению и в сфере услуг, предоставляющих места для временного проживания граждан.

Из-за негативных экономических последствий ограничений, связанных с распространением СОУГО-19, были введены следующие налоговые меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые обозначены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409:

• Отсрочка для вышеуказанных лиц в погашении следующих обязательных платежей: налога на прибыль организаций, единого сельскохозяйственного налога, налогов, уплачиваемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период до конца 2019 года, - на 6 месяцев; НДФЛ за 2019 год- 3 месяца;

• налоги (без НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовые платежи по налогам за март и первый квартал 2020 г. - 6 месяцев, за второй квартал и первое полугодие 2020 г. - на 4 месяца; налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, срок уплаты которого приходится на второй квартал 2020 г., - на 4 месяца;

• увеличить сроки уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для организаций и индивидуальных предпринимателей - 6 месяцев;

• на 3 месяца удлинить срок действия налоговых деклараций, налоговых расчетов о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г.;

• до 31.05.2020 прекратить проведение налоговых инспекций, рейд для выявления полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; осуществление налоговой инспекцией контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации; принятие налоговыми органами в соответствии с пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Кодекса постановлений о приостановки ведения операций по счетам в банках и электронных переводов денежных средств;

• Ввести запрет на налоговые санкции за вышеуказанные правонарушения.2

Таким образом, с одной стороны, правительство Российской Федерации дает организациям и индивидуальным предпринимателям достаточное количество времени на финансовое восстановление предприятия и предоставляет возможность отсрочить налоговые выплаты без угрозы санкционирования. С другой стороны, данные меры распространяются на организации, которые были зарегистрированы менее двух лет и находятся в отраслях, наиболее подверженных воздействию ограничительных мер, а также которые работают по УНС или ПНС. Данное обстоятельство позволяет государству поддержать новых предпринимателей на рынке и не сильно снизить налогооблагаемую базу. Однако меры защиты не предназначены для крупного бизнеса или фирм, которые находятся на рынке более двух лет.

Применение налоговых льгот в настоящее время не показало желаемой эффективности: большинство предприятий продолжают закрываться, не имея возможности оформления процедуры банкротства, так как в рамках экономической поддержки бизнеса введён запрет на признание организации банкротом. В результате чего, фирмы и ИП остаются в отрасли и накапливают задолженности по налогам и сборам, что может привести к кризису системы налогообложения в целом.

Если сравнить сумму поступления налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018-2020 годах, то можно заметить заметное снижение данных доходов. (таблица 1):

Исходя из данных таблицы 1 можно определить,

Поступление налоговых и неналоговых доходов сократилось на 9% (401 млрд. рублей), составив 4 256 млрд. рублей.

Поступление налога на прибыль снизилось на 16% (-264 млрд. рублей) по сравнению с 2019 годом, объем которого составил 1 409 млрд. рублей.

Поступление налога на имущество организаций сократилось на 8% (-38 млрд. рублей) относительно уровня 2019 года, составив 417 млрд. рублей.

Поступление НДФЛ сократилось на 0,8% (-11 млрд. рублей) относительно уровня 2019 года, составив 1 454 млрд. рублей.

Наиболее сильно страдают средства федерального бюджета, потому что многие налоги, на которые предоставлены отсрочки, пополняют средства федерального бюджета. Федеральный бюджет за период январь-август 2020 по сравнению с тем же периодом 2019 года в сумме потерял свыше 1,4 трлн рублей.

Данная ситуация со снижением средств федерального и региональных бюджетов может привезти к ряду неблагоприятных последствий, таких как:

• Снижение финансирования медицинских учреждений;

• Снижение социально-экономической поддержки населения;

• Нарушение равновесия в бюджете РФ;

• Кризис бюджета и бюджетной политики РФ.

Исходя из этого, государству все же потребуется обеспечить стабильный доход в федеральный и региональные бюджеты, чтобы иметь возможность финансировать другие стратегически важные отрасли страны.

Анализируя негативные результаты введения налоговых льгот, стоит отметить, что данные меры поддержки все-таки помогли многим предприятиям удержаться в своей сфере до введения послаблений в ограничениях. Вышеуказанные льготы позитивно сказались на деятельности малого и среднего бизнеса, который смог приспособиться к ограничениям. Большинство небольших магазинов, кафе и ресторанов смогли адаптироваться к сложившейся ситуации, путем направления освободившихся денежных средств на реализацию доставки их товарного ассортимента. Развивая сеть доставок, предприниматели смогли сохранить часть своих клиентов, обслуживая каждого из них на дому.

Из всего вышесказанного можно сформулировать вывод о том, что меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса за счет налоговых послаблений имеют больше недостатков, чем преимуществ:

• Данные меры снижают поступление денежных средств в федеральный и региональные бюджеты, что влечет за собой дисбаланс государственного бюджета и в следствие этого - бюджетной политики РФ;

• Отсрочки налоговых платежей не освобождают организации и ИП от уплаты налогов, а лишь отсрочивают платежи и накапливают налоговые задолженности перед государством;

• Налоговые каникулы дают возможность бизнесу удержаться на рынке, обеспечивают время и сохраняют ресурсы для приспособления к новым условиям экономической среды, однако если этого не происходит, предприятие останется в долгу перед бюджетом РФ по налогам и сборам.

Наилучшими вариантами обеспечения социально-экономической стабильности в России являются поиск новых источников средств для пополнения консолидированного бюджета РФ или отмена налоговых послаблений и льгот для обеспечения стабильного функционирования и пополнения бюджетных фондов. Новым источником пополнения средств государственного бюджета РФ может оказаться увеличение налога на добавленную стоимость, таможенных активов и пошлин, других косвенных налогов. Данные меры поспособствуют росту налогооблагаемой базы, однако это обеспечит рост цен на товары и услуги, что может привести к сильному сокращению покупательной способности населения страны. Еще одним вариантом пополнения государственного бюджета будет являться постепенное снятие налоговых послаблений и льгот для малого и среднего предпринимательства. Эта мера может, с одной стороны, помочь сохранить стабильность консолидированного бюджета Российской Федерации, а с другой стороны, уничтожить многие организации малого и среднего бизнеса, которые сумели удержаться в это непростое для них время.

Таким образом, перед Правительством РФ стоит трудная задача в балансировании между нуждами населения, экономики и государственного бюджета.

Использованные источники:

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №2 409 (ред. от 07.11.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с "Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов", "Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409") URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349463 (дата обращения 15.03.2021)

[2] Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит» URL: https://pandia.ru/text/77/206/80658.php (дата обращения 15.03.2021)

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.03.2021).

[4] ТАСС/ Какие меры для поддержки экономики вводили в разных странах в связи с коронавирусом. URL: https://tass.ru/info/8088363 (дата обращения: 15.03.2021).

[5] Максимова Е.В., Морозов В.В. Экономический рост и интеграция в новой модели мировой экономики: выводы для России // Инновации и инвестиции. - 2019. - №11. - P. 64-68.

[6] Жбанков В. А., Калиниченко П. А. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование : монография; отв. ред. С. Ю. Кашкин. — М. : Проспект, 2015. — 416 с.

[7] Налоговые меры борьбы с последствиями коронавируса : межстрановой обзор. URL: http ://nalogoved.ru/news/9104.html?fbclid=IwAR0rynIAtHqDymAcD5PDcSH8E KhcGITnGViKphKqZkpHFZNIb8_PZLsFH6E (дата обращения: 15.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.