Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ TAX BENEFITS IN THE SYSTEM OF STIMULATING INVESTMENT PROCESSES'

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ TAX BENEFITS IN THE SYSTEM OF STIMULATING INVESTMENT PROCESSES Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая система / налоговые льготы / инвестиционный налоговый кредит / инвестиции / налоговое стимулирование / tax system / tax benefits / investment tax credit / investments / tax incentives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

В складывающихся непростых условиях в мировой экономике и повышенной неопределенности на уровне национальных экономик, перед Россией актуализировался вопрос противодействия санкциям и стимулирования национальной экономики. К числу эффективных инструментов, при умелом их применении, относятся налоговые льготы. В статье про-веден сравнительный анализ категориального аппарата налоговых льгот и предложен оптимальный институт налоговых льгот для применения в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX BENEFITS IN THE SYSTEM OF STIMULATING INVESTMENT PROCESSES

In the current difficult conditions in the global economy and the increased uncertainty at the level of national economies, the issue of countering sanctions and stimulating the national economy has become relevant for Rus-sia. Effective tools, when used skillfully, include tax incentives. The article provides a comparative analysis of the categorical apparatus of tax benefits and suggests the optimal institution of tax benefits for use in Russian practice.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ TAX BENEFITS IN THE SYSTEM OF STIMULATING INVESTMENT PROCESSES»

7. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

8. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014года №172-ФЗ.

УДК 336.02 ББК 65.01

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-37-46

Гираев Везирхан Камалиевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; доцент кафедры экономической безопасности и таможенного дела, Дагестанский государственный технический университет

Giraev Vezirkhan Kamalievich - PhD in Economics, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Associate Professor of the Department of Economic Security and Customs Affairs, Dagestan State Technical University

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

TAX BENEFITS IN THE SYSTEM OF STIMULATING INVESTMENT PROCESSES

В складывающихся непростых условиях в мировой экономике и повышенной неопределенности на уровне национальных экономик, перед Россией актуализировался вопрос противодействия санкциям и стимулирования национальной экономики. К числу эффективных инструментов, при умелом их применении, относятся налоговые льготы. В статье проведен сравнительный анализ категориального аппарата налоговых льгот и предложен оптимальный институт налоговых льгот для применения в российской практике.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, инвестиции, налоговое стимулирование.

In the current difficult conditions in the global economy and the increased uncertainty at the level of national economies, the issue of countering sanctions and stimulating the national economy has become relevant for Russia. Effective tools, when used skillfully, include tax incentives. The article provides a comparative analysis of the categorical apparatus of tax benefits and suggests the optimal institution of tax benefits for use in Russian practice.

Keywords: tax system, tax benefits, investment tax credit, investments, tax incentives.

Кардинальные изменения, происходящие в мировой экономической системе, и нарастающая геополитическая напряженность диктуют необходимость выработки антикризисных мер на уровне национальных экономик. Беспрецедентное санкционное давление западных стран, введенные эмбарго на российские углеводороды и другие факторы диктуют необходимость ориентации России на восточно-азиатские рынки, а во внутренней экономической политике актуализируются проблемы бюджетного дефицита и эффективного использования финансовых ресурсов. В этой связи, необходимо стимулирование внутренних инвестиций, эффективное импортозамещение и региональное развитие. К числу эффективных инструментов решения указанных задач относятся бюджетно-налоговые инструменты, а именно - налоговые льготы. Эффективно используя налоговые льготы, государство может, во-первых, расширить налогооблагаемую базу экономики и, во-вторых, стимулировать развитие отраслей и регионов, которые в целом повысят занятость и расширят потребительский спрос.

Традиционный механизм регулирования налогового влияния на финансовые результаты предприятий в целях финансового обеспечения их инвестиционной деятельности - льготирование. Применение системы льгот с учетом основной цели субъектов предпринимательской деятельности - повышение прибыльности - следует признать важным фактором обеспечения стабильных темпов экономического роста с одновременным увеличением доходов государства.

Самые распространенные виды налогового стимулирования инвестиционной деятельности в современной фискальной практике - снижение стандартной (базовой) ставки налогообложения, налоговые каникулы и налоговые льготы на инвестиции. Использование любого из вышеперечисленных видов налогового стимулирования инвестиционной активности предприятий имеет свои позитивные и негативные стороны и пределы применения. Позитивное и негативное влияние факторов налогового стимулирования инвестиционных процессов представлено ниже (см. табл. 1).

Несмотря на определенные недостатки, которые проявляются при внедрении налогового стимулирования инвестиций через механизм налоговых льгот, данный инструмент остается высокоэффективным элементом политики поощрения инвестиций. С точки зрения стран, где широко используются налоговые стимулы, основным аргументом в их пользу является то, что в каком бы виде они не существовали, налоговые стимулы -это наикратчайший и самый дешевый способ поощрения инвестиций [3].

Снижение ставки налогообложения прибыли на современном этапе - самый распространенный вид налогового стимулирования и направление налоговой политики. Его реализуют путем пересмотра стандартной ставки налога или введения дифференциации ставок в зависимости от вида деятельности и выпуска отдельных видов продукции, а также по территориальному принципу.

Главный недостаток указанного стимула - это то, что он приводит к определенным (во времени) потерям доходов бюджета, что при-

нуждает государство к расширению налогооблагаемой базы по другим налогам или поиску новых источников доходов бюджета.

Таблица 1

Позитивные и негативные факторы влияния налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий

Позитивные факторы Негативные факторы

— повышение заинтересованности предприятий в инвестировании; — увеличение инвестиций в экономику за счет привлечения внутренних резервов и иностранных инвестиций; — сдерживание вывоза капитала из страны — снижение доходов бюджета в краткосрочном периоде; — усложнение системы налогообложения предприятий; — рост расходов на контроль за целевым использованием средств; — возможны проявления уклонения от уплаты налогов; — низкий уровень адресности; — возможно неоптимальное (экономически необоснованное) перераспределение финансовых ресурсов между отраслями экономики

Однако, несмотря на отмеченный недостаток, вышеупомянутый способ стимулирования предприятий получил наибольшее распространение на практике. Так, в налоговых реформах, проведенных в странах Западной Европы в 80-90-х гг. ХХ в., центральное место занимали проблемы налогообложения прибыли корпораций. Как следствие, в большинстве западноевропейских государств за 2000-2020 гг. ставка налога на прибыль корпораций была снижена: в Испании - с 35 до 25%, в Дании

- с 34 до 22%, в Австрии- с 34 до 25%, в Швеции - с 28 до 22%, в Ирландии - с 32 до 25%. Снижение налоговых ставок произошло и в других странах мира: в США - с 34 до 21% (+налог штатов), в Японии - с 37,5 до 30,62%.

Снижение ставок налогообложения корпораций привело к росту прибыльности инвестиций до 20 - 25%. Эти мероприятия были оценены положительно, поскольку они привели к увеличению объемов инвестиций, а их рост положительно повлиял на совокупный спрос, что благодаря мультипликационному эффекту стало реальным источником увеличения объемов национального производства и занятости [5, с. 66-67].

В России ставка налога на прибыль с 1 января 2009 г. установлена в размере 20%. В сравнении с базовой ставкой налогообложения прибыли, которая действовала до конца 2008 г., она снижена на 4 процентных пункта.

Еще один вид налогового стимулирования инвестиционной активности предприятий - налоговые каникулы. Они предусматривают освобождение предприятий от уплаты налога на прибыль на протяжении установленного срока (как правило, на 5 лет, однако возможный вариант

- на срок возмещения предприятием расходов на капитальные инвестиции) с целью привлечения инвестиций. Предоставление налоговых каникул практикуется преимущественно в развивающихся странах.

Эффективность указанного стимула в значительной мере зависит от уровня рентабельности предприятий. Она обеспечивает высокую доходность инвестиций для рентабельных предприятий, поскольку освобождает прибыль от налогообложения. Для нерентабельных предприятий эффекта от такого стимула практически нет, поскольку, не получая прибыль, они и так не платят налог.

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности чаще всего осуществляется через инвестиционные налоговые льготы. Первые два налоговых стимула в большей степени направлены на активизацию предпринимательской деятельности вообще и создание благоприятного налогового режима для инвестиций. Что касается реальных инвестиций, то их стимулирование происходит опосредованно. В отличие от них, инвестиционные налоговые льготы больше направлены на стимулирование реальных инвестиций в реальный сектор экономики. Само целевое назначение указанных льгот для стимулирования расширенного воспроизводства наиболее ценно для государственного влияния на экономические процессы.

Различают два основных вида налоговых льгот:

а) льготы, направленные на общее стимулирование производственной и инвестиционной деятельности;

б) льготы, направленные на решение отдельных социальных задач.

Льготы первого вида, прежде всего, относятся к налогообложению прибыли. Льготы второго вида распространяются на прямые и косвенные налоги, что, в конечном счете, уплачиваются населением.

К основным формам льгот, которые применяются при налогообложении прибыли корпораций во всех странах Запада, относятся [5, с. 44]: ускоренная амортизация, налоговые скидки на инвестиционные расходы, инвестиционный налоговый кредит [9, с. 25].

Эти льготы дают идентичные результаты при их применении -увеличение прибыли предприятия после уплаты налога. Отличие между ними заключается во времени распределения экономии налогов для фирмы.

Ускоренная амортизация - самая распространенная налоговая льгота. Экономическое содержание ускоренной амортизации заключается в том, чтобы в первые годы эксплуатации объекта амортизации списать большую часть его стоимости и, таким образом, уменьшить базу налогообложения больше, чем при использовании налоговых методов амортизации. Таким образом, происходит «разрыв» между начисленной по нормам амортизацией и экономически обоснованной амортизацией (в соответствии с реальным износом активов), которая уменьшает величину облагаемой налогом прибыли. Этого достигают за счет использования методов ускоренной амортизации и повышенных норм, дифференцированных по срокам эксплуатации и видам активов.

Практически одинаковы по применимости налоговые льготы в форме инвестиционной налоговой скидки и инвестиционного налогового кредита.

Налоговая скидка на инвестиции дает возможность предприятиям списывать определенный процент инвестиционных расходов из облагаемого налогом дохода. Иначе говоря, предприятию, которое осуществило инвестиции капитального характера, предоставляют срочную налоговую скидку (льготу). Она предусматривает прямое уменьшение облагаемой налогом прибыли на полный или частичный объем расходов компаний на инвестиции и НИОКР. В практике стимулирования инвестиционной деятельности корпораций используют два метода расчета суммы налоговой скидки: объемный метод и метод прироста.

Объемный метод предусматривает льготную скидку, которую устанавливают пропорционально объему осуществленных расходов. Иначе говоря, сумму льготы, которую получает предприятие, выражают как сумму расходов на инвестиции, умноженную на ставку скидки (льготы). Преимущественно ставку устанавливают в законодательном порядке на определенные виды расходов: объем финансирования, фонд заработной платы работников, занятых в НИОКР. Полученную сумму скидки высчитывают из налогооблагаемой прибыли. Таким образом, расчет можно представить в виде формулы:

I L = С х I INVt, (1)

где: L - инвестиционная налоговая скидка;

С - ставка льготы, %;

I INVt - сумма инвестиционных затрат в отчетном периоде.

При применении объемного метода расчета инвестиционной скидки при ее установленном размере, например, 25%, корпорация сможет вычесть из общей суммы прибыли до налогообложения 25 единиц с каждых 100 единиц, потраченных на капитальные инвестиции или инвестиции в сферу НИОКР.

Метод прироста - списание расходов на капитальные расходы и НИОКР - осуществляют в зависимости от их прироста по сравнению с базовым годом (или средней за определенный период). Таким образом предприятие получает льготу в случае достижения прироста указанных расходов по сравнению с предыдущим или базовым периодом. Сумму льготы определяют как разницу объема фактических расходов и расходов, достигнутых в базовом периоде, умноженную на утвержденную ставку отчисления. Ее можно представить в виде формулы:

IL = С х (IINVt - IINVb), (2)

где: IINVb - сумма инвестиционных расходов в базовом периоде.

В этом случае при ставке скидки 25% предприятие получит право вычесть из общей суммы прибыли до налогообложения 25 единиц с каждых 100 единиц прироста затрат на инвестиции в соответствующем году по сравнению с базовым годом.

После определения суммы инвестиционной налоговой скидки ее учитывают при расчете суммы налога так:

T = U х (REV - CST - INT - DEP - L), (3)

где: T - сумма налога на прибыль;

U - базовая ставка налога на прибыль;

REV - валовые доходы предприятия;

CST - расходы на оплату труда, материальные и прочие расходы;

INT - расходы на уплату процентов;

DEP - амортизация.

Особенность использования этой льготы - возможность установления стоимостных ограничений на суммы инвестиций, которые подпадают под действие указанной льготы. Таким способом осуществляют защиту от возможных злоупотреблений больших компаний для получения незаконной льготы.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) предусматривает уменьшение суммы налогового обязательства по налогу на прибыль на определенную сумму или процент инвестиционных затрат. Его суть заключается в отсрочке уплаты части налога на прибыль и предоставлении ее на неопределенный срок для увеличения собственных финансовых ресурсов и дальнейшего развития деятельности компании. Экономическую выгоду для государства от такой льготы видят в том, что корпорация после осуществления инвестиций увеличит размер прибыли до налогообложения.

ИНК как инструмент стимулирования инвестиций «...в странах Европы используется достаточно широко, при этом практика применения налогового кредита за рубежом в последние годы расширяется» [6]. Примечательно, что происходит переход на полнообъемные возмещаемые налоговые кредиты на НИОКР, которые более востребованы малыми и средними компаниями.

Сумму кредита определяют через применение установленной ставки кредита к сумме осуществленных инвестиций в капитальные активы в отчетном периоде. При определении суммы инвестиционного кредита аналогично к инвестиционной налоговой скидке можно применять объемный метод расчета и метод прироста. Относительно учета этой льготы при расчете налога на прибыль его можно представить в виде такой формулы:

T = U х ((REV - CST - INT - DEP - L) - ТС (4)

где: T - сумма налога на прибыль;

U % - базовая ставка налога на прибыль;

REV - валовые доходы предприятия;

CST - расходы на оплату труда, материальные и прочие расходы;

INT - расходы на уплату процентов;

DEP - амортизация;

ТС - инвестиционный налоговый кредит.

Существенное отличие между инвестиционной налоговой скидкой и инвестиционным налоговым кредитом заключается в том, что скидка уменьшает налогооблагаемую базу, тогда как кредит непосредственно влияет на уменьшение суммы налога.

Как было отмечено, при использовании средств налогового стимулирования в краткосрочной перспективе возможно сокращение доходов бюджета, тогда как в среднесрочной перспективе они увеличатся за счет расширения налоговой базы. Отличие при применении

налоговых стимулов в странах - членах ЕС, США и России заключается в фискальном значении налога на прибыль. Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблется от 5,5% во Франции и Германии, до 10-11% в Великобритании [10]. В 2020 году доля поступлений в бюджетную систему по налогу на прибыль в США составила 7% [8].

Все вышеупомянутое дает возможность развитым странам активно использовать разные виды и комбинации налогового стимулирования национальных экономик или пути решения конкретных задач соответствующего периода и в то же время рассчитывать на компенсацию потерянных доходов.

Учитывая позитивный опыт использования налоговых льгот в развитых странах, считаем, что использование этого вида стимулирования в России является целесообразным и востребованным в условиях санкционной политики западных стран, пытающихся отсечь Россию от иностранных инвестиций и лишить экспортных доходов от углеводородов, вводя эмбарго.

Отечественная практика традиционно ориентируется на стимулирование предприятий отдельных отраслей экономики за счет снижения налогооблагаемой базы или уменьшения абсолютной суммы налога на прибыль. При этом она не имеет целью увеличение собственных ресурсов предприятий, которые являются источником финансового обеспечения их текущей и инвестиционной деятельности, относительно капитальных вложений. Как правило, такие льготы предоставлялись и предоставляются предприятиям приоритетных отраслей экономики и зарегистрированным на территориях опережающего развития (ТОР).

Вышеописанные концептуальные подходы к налоговому стимулированию не лишены некоторых недостатков, особенно в условиях кризисных трансформаций и структурных сдвигов в экономике.

Во-первых, предоставление налоговых льгот имеет выборочный характер, который приуменьшает экономическое значение предприятий тех отраслей экономики, которые в определенный исторический период развития общества не отнесены к приоритетным, но являются не менее значимыми. Такой подход нарушает принцип равных возможностей финансового обеспечения их деятельности.

Во-вторых, размытость целевого назначения льгот не обеспечивает рациональное использование финансовых ресурсов, которые предприятие таким образом получило. Освобожденная от налогообложения часть прибыли не предусматривает ее «отработки» предприятием ни путем наращивания собственных производственных мощностей, ни путем осуществления инвестиций, которые являются важными для общества в целом (создание экологических фондов и экологически безопасного производства, строительство предприятий в дотационных регионах страны и др.).

В-третьих, отсутствие системы мониторинга финансового состояния предприятий и идеологии его деятельности уменьшает эффективность предоставленных налоговых льгот. Они могут дать позитивный эффект лишь тогда, когда предприятие прибыльно и динамически развивается.

Именно таким предприятиям, в первую очередь, необходимы дополнительные средства на инновационные и интеллектуальные инвестиции.

По нашему мнению, в России необходимо внедрить использование одной из вышеназванных целевых инвестиционных налоговых льгот. Их механизм проверен опытом многих стран, а также они более универсальны в сравнении с теми льготами, которые в настоящее время используются.

Таким образом, стимулирование инвестиционной деятельности с помощью инвестиционного кредита реализуемо при условии, если налог на прибыль не имеет существенного фискального значения.

Относительно методов расчета, то привлекательным является объемный метод. Метод прироста более сложен в расчете.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что наиболее оптимальным способом стимулирования инвестиционной деятельности отечественных предприятий может стать инвестиционная налоговая скидка на основе объемного метода.

Учитывая практику налогового стимулирования деятельности в России, внедрение налоговой льготы в форме инвестиционной налоговой скидки целесообразно применить в двух направлениях: стимулирование инвестиций капитального характера; стимулирование инвестиций инновационного характера при выполнении научно-технических разработок.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в России требуется провести модернизацию методического и правового обеспечения положений Налогового кодекса, регулирующих ИНК. В частности, необходимо:

- повысить ответственность налогоплательщиков за нецелевое расходование высвобождаемых средств, в связи с предоставлением ИНК;

- пересмотреть в сторону увеличения сроки предоставления ИНК с привязкой к срокам окупаемости инвестиционных проектов;

- предусмотреть возможность предоставления ИНК не только резидентам, но и нерезидентам (постоянные представительства), индивидуальным предпринимателям;

- расширить перечень внереализационных расходов путем отнесения к ним процентов, начисленных за использование ИНК и уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль;

- указать, что льгота отменяется, а суммы полученной скидки подлежат возмещению в бюджет в случае реализации объектов основных фондов всех групп, стоимость которых полностью не перенесена на стоимость готовой продукции и при приобретении которых была получена инвестиционная налоговая скидка. Сумма льготы, подлежащая возврату в бюджет, определяется как: произведение остаточной стоимости объекта внеоборотных активов, затраты на приобретение которого были учтены при расчете льготы, на ставку льготы, которая действовала на момент введения их в эксплуатацию;

- внедрить отражение инвестиционной налоговой скидки в декларации по налогу на прибыль (исключительно для предприятий, которые получают льготу).

По нашему мнению, внедрение этих методических положений и закрепление их в налоговом законодательстве будет способствовать повышению эффективности налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий.

Необходимо отметить, что экономическая эффективность от внедрения налоговых льгот зависит не только от их качественного методического и правового обеспечения, но и от степени их доступности для предприятий (наличие бюрократических преград), вмешательства государства в деятельность предприятий, которые пользуются льготами, и контроля за их средствами. О негативном влиянии системы ограничений и избыточного контроля на экономическую эффективность налоговых льгот свидетельствует негативный опыт использования инвестиционного налогового кредита на капитальные расходы.

Таким образом, применение инвестиционной налоговой скидки необходимо согласовывать как с возможным уменьшением налоговых поступлений в бюджет, так и с оптимизацией расходов государственных средств на развитие экономики. Нужно также учитывать расходы по администрированию практики применения льгот предприятиями, проанализировать стимулирующее и дестимулирующее влияние инвестиционной скидки на всех участников инвестиционного процесса.

Список литературы:

1. Артеменко, Д.А., Конц, Т.В. Инструменты льготного налогообложения в России: стимулы или необходимость?// Теоретическая экономика. -2021. - №. 6 (78). - С. 160-169.

2. Баташев, Р.В., Ахмадов Ш.С., Юсупов И.А., Сахабова Х.Ш. Динамика налоговых льгот в России // Экономика и бизнес: теория и практика. -2019. - № 10-1. - С. 37-41. ёо1:10.24411/2411-0450-2019-11209

3. Вылкова, Е.С. Совершенствование налогообложения прибыли в странах ОЭСР и России// Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2018. -№43. - С.134-162.

4. Гончаренко, Л.И., Малкова, Ю.В., Полежарова, Л.В., Тихонова, А.В., Юмаев, М.М. Об Основных направлениях налоговой политики на 2022 год и на период 2023 - 2024 годов // Экономика. Налоги. Право. - 2022. №15(1). - С.23-34. Б01: 10.26794/1999-849Х-2022-15-1-23-34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Караваева, И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Юнити-дана, 2000. - 215 с.

6. Мокина, Л.С., Сумкина, О.В., Шадурская, М.М. Анализ применения инвестиционного налогового кредита как инструмента финансирования инновационной экономики в российской практике // Креативная экономика. - 2018. - №1, Том 12. - С. 59-71.

7. Савина, О.Н. Инвентаризация налоговых льгот как этап оценки их эффективности // Налоги и налогообложение. - 2017. - № 4. - С. 22-38

8. Шарафетдинов, А.Д., Терехова, Т.Б. Формирование федерального бюджета в зарубежных странах. // Образование и право. - 2020. - №.5. -С. 105-110. ёо1: 10.24411/2076-1503-2020-00294

9. Corporate Tax Incentives for Foreign Direct Investments. - Paris.: OECD Tax Policy Studies, OECD Publications Service, 2001. - 125 p.

10. Интернет-ресурс https://lektsii.org/9-83529.html.

УДК 338.984 ББК 65.05

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-46-52

Магомедов Мурад Габибуллаевич - студент 4 курса факультета экономики и управления, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Гаджиев Магомедрасул Магомедович - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Magomedov Murad Gabibullaevich - 4th year student of the Faculty of Economics and Management, Dagestan State University of National Economy. Gadzhiev Magomedrasul Magomedovich - Doctor of Economics, Professor of the Department of Management, Dagestan State University of National Economy

СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ESSENCE OF PLANNING AS THE MAIN MANAGEMENT FUNCTION IN THE ENTERPRISE

В настоящее время жёсткая конкуренция между производственными предприятиями является одной из составляющих современной рыночной среды, что обосновывает их стремление сохранить своё жизненное пространство. Одним из основополагающих инструментов обеспечения эффективности производственного процесса является планирование. Вместе с тем, институт планирования оказывает ключевое влияние на производственно-хозяйственный механизм организации, так как от правильного понимания сути происходящих явлений зависит вопрос принятия верных и эффективных решений в различных ситуациях.

Ключевые слова: планирование, предприятие, экономика, рыночная среда, управление, финансы.

Currently, fierce competition between manufacturing enterprises is one of the components of the modern market environment, which justifies their desire to preserve their living space. One of the fundamental tools for ensuring the efficiency of the production process is planning. At the same time, the institution of planning has a key influence on the production and economic mechanism of the organization, since the issue of making correct and effective decisions in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.