Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: возможности совершенствования'

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: возможности совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3933
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашников А. А.

В условиях модернизации экономики стимулирование инвестиций посредством налоговых инструментов (налоговые льготы и преференции) является актуальным. В статье рассмотрены основные налоговые инструменты стимулирования инвестиционной деятельности, дана их характеристика, рассмотрены возможности применения и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: возможности совершенствования»

УДК 336.22

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

TAX STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY: POSSIBILITIES OF IMPROVEMENT

Алексей Александрович КАЛАШНИКОВ,

соискатель кафедры корпоративных финансов

и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, генеральный директор ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей» E-mail: [email protected]

В условиях модернизации экономики стимулирование инвестиций посредством налоговых инструментов (налоговые льготы и преференции) является актуальным. В статье рассмотрены основные налоговые инструменты стимулирования инвестиционной деятельности, дана их характеристика, рассмотрены возможности применения и совершенствования.

Ключевые слова: инвестиции, налогообложение, налоговое стимулирование, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговый инвестиционный кредит.

В настоящее время, несмотря на неустойчивость приоритетов государства в развитии сфер экономики, финансово-экономический базис остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

Налоговое стимулирование является неотъемлемым элементом экономической политики государства.

В начале XX в. наиболее четкое определение роли налогов в системе мер государственного воздействия на функционирование национального рынка предложил итальянский экономист Фран-ческо Нитти: «Имеются неделимые общественные услуги, как, например, внутреннее спокойствие и

AlekseiA. KALASHNIKOV,

Applicant of the Department of Corporate Finance and Bank Activity, Volgograd State University, Director General « Volgograd Plant of Tractor Details and Normals» JSC E-mail: [email protected]

In the conditions of economy modernization stimulation of investments by means of tax tools (tax privileges and preference) is actual. In the article the main tax instruments of stimulation of investment activity are considered, their characteristic is given, possibilities of application and improvement are considered. The analysis of the tax privileges applied abroad, allowed concluding on possibility of their application in Russia.

Keywords: investments, investment activity, taxation, tax incentives, tax rates, tax privileges, tax investment credit.

внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как в этом случае неприемлемы пошлины, т. е. вознаграждение за специальные делимые услуги, то необходимо, чтобы общие расходы покрывались налогами». Он также ввел понятие коллективных потребностией, платой за удовлетворение которых являются налоги: «Налог есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей» [5, с. 241].

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

56

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и чеМКЮехА

средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». А в ст. 17 говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементы налогообложения бывают: обязательные, факультативные, вспомогательные. В случае неустановления хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии со ст. 23, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги [2]. Элементы налога представлены на рисунке.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью факультативных элементов, которые дополняют обязательные элементы, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков. Вспомогательные элементы налога не являются обязательными или факультативными при установлении налога, но в той или иной форме применяются при разработке конструкции налога и, что самое главное, используются при установлении налогового обязательства налогоплательщика.

Налоговые льготы в налоговой системе Российской Федерации не являются обязательным элементом налога. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налога или сбора либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для

ется посредством функций налогообложения (фискальной, распределительной, контрольной, регулирующей).

В последние годы совершенствование налоговой системы является основой государственной политики. Однако доминирующей функцией остается фискальная функция налогообложения, направленная на изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета для создания материальной основы реализации государством своих функциональных обязанностей.

Не менее важной является регулирующая функция налога. С помощью различных ставок налогов, условий расчета и уплаты государство может влиять на конечную доходность и привлекательность той или иной сферы деятельности для хозяйствующих субъектов. Налоговые льготы могут повысить норму рентабельности, иные показатели эффективности по проектам, которые без таких льгот компании рассматривали как не целесообразные к осуществлению (например, по соотношению риск/доходность).

Через механизм налоговых льгот государство может устранять так называемые провалы рынка, когда коммерческая эффективность проектов недостаточна для их реализации субъектами экономики, а социальная или общественная эффективность, напротив, требует внедрения.

Роль инвестиционной активности в реальном секторе экономики способствует повышению производственного потенциала страны. Это возможно посредством льготного налогообложения инвестиционной деятельности, стимулирующей приток инвестиций, формируя и увеличивая при этом налоговые поступления доходной базы бюджета.

Однако применение льгот часто способствует уклонению от налогообложения, поэтому, для того

отсрочки или рассрочки платежа.

Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Реализация практического назначения

налогов осуществля-

Элементы налога

чтобы ограничить возможности уклонения, в законодательстве предусматриваются ограничения, связанные с их применением. Ограничения, как правило, различным образом воздействуют на налогообложение доходов от инвестиций в разных отраслях, разные активы, при разных источниках финансирования, для предприятий в различных ситуациях. Это приводит к дополнительным искажениям, когда одним создаются преимущества за счет других, причем нет никакой гарантии, что преференции получат именно социально значимые инвестиции.

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности зачастую используют в странах с развитой экономикой. Существуют страны, которые активизировали свое развитие в инновационном направлении посредством создания условий и мер льготного налогообложения.

Налоговые ставки являются одним из важных инструментов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующего субъекта. Так, рост ставок налогов приводит к сокращению применения капиталоемких производственных процессов, что способствует замедлению темпа технического роста производства. Снижение налоговой ставки у участников инвестиционного процесса приводит к росту капитальных вложений и увеличению объемов производства, становясь дополнительным стимулом развития инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Поскольку, по теории Лаффера, снижение налоговой ставки активизирует предпринимательство, следовательно, ведет к росту базы налогообложения и общего объема налоговых поступлений в бюджет, вопрос о необходимости снижения ставки налога на прибыль предприятий в настоящее время широко обсуждается в экономической литературе.

Вместе с тем нет никакой гарантии, что финансовые ресурсы, дополнительно высвободившиеся вследствие снижения налоговой нагрузки, будут направлены субъектами хозяйствования именно на развитие и модернизацию производства, обновление технологий и научные исследования. Как показывает мировой опыт, в подобных случаях налогоплательщики на цели экономического развития расходуют не более трети таких ресурсов [6, с. 8]. При этом уменьшение ставки налога на прибыль на 10 % обеспечивает рост инвестиций всего на 1-2 % в год.

Наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и

направления инвестиционной деятельности имеет уровень налога на прибыль. В мировой практике предоставление льгот или снижение ставки налога на прибыль является традиционным инструментом регулирования налоговой нагрузки.

В налоговом регулировании инвестиционных процессов особое значение имеет установление оптимальной ставки налога на прибыль. Налоговая ставка в зависимости от ее вида (равного, прогрессивного или регрессивного) позволяет осуществлять дифференцированный подход к субъектам хозяйствования, поддерживать отдельные отрасли, предприятия, виды деятельности. Однако стимулирующее воздействие ставки эффективно лишь в динамике, поэтому для продления стимулирующего влияния на экономику снижение налоговой ставки по налогу на прибыль следовало бы проводить постепенно.

Зарубежный опыт показывает, что именно процесс поэтапного снижения ставки налога на прибыль оказывает стимулирующее воздействие на инвестиционные процессы, а стабилизация ставки на одном (даже низком) уровне уменьшает этот эффект.

Снижение ставки налога на прибыль на фоне роста бюджетного дефицита и инфляции негативно сказывается на инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Чтобы добиться положительного эффекта от снижения налоговой нагрузки на прибыль хозяйствующего субъекта, по расчетам отечественных специалистов, необходимо более чем в два раза повысить рентабельность большинства отраслей промышленности, что в условиях кризиса пока что нереально [3, с. 210].

Кроме того, в условиях коррупции, несовершенства институтов уровень налоговых ставок является не самым важным фактором, влияющим на принятие решений налогоплательщика о вложении финансовых ресурсов. Поэтому маловероятно, чтобы незначительное снижение могло иметь существенное значение для повышения инвестиционной активности.

Опыт развитых налоговых систем европейских государств свидетельствует о том, что важным и все более распространенным инструментом регулирования налоговой нагрузки становятся налоговые льготы по инвестиционной и инновационной деятельности.

Как показывает зарубежный опыт, налоговые льготы по налогу на прибыль являются важнейшим

58

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

налоговым рычагом и дают возможность уменьшить ставку корпоративного налога в отдельных случаях более чем на 20 % [4, с. 9]. При этом в отличие от стимулирования путем снижения ставок предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически стопроцентное использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели, которые оно преследует [6, с. 8].

В мировой практике государственного регулирования налоговой нагрузки в целях активизации инвестиций и развития приоритетных видов экономической деятельности широко используются система льготного налогообложения прибыли по схеме ускоренной амортизации, освобождение части прибыли в форме налогового кредита для обеспечения мероприятий по инновационному развитию, уменьшение налогообложения прибыли на сумму погашения убытков прошлых лет, налоговые кредиты на капитальные вложения, на НИОКР.

В зарубежных странах активно используется ускоренная амортизация (максимальная норма отчислений составляет двукратный размер по сравнению с обычной), данная льгота нацелена на стимулирование роста инвестиций и внедрение новой техники. Основные виды льгот представлены в таблице.

Ценность ускоренной амортизации для хозяйствующих субъектов состоит в снижении налогооблагаемой прибыли и сокращении процесса возврата ранее авансированного капитала для замены старого

Льготы по налогу на прибыль, используемые в странах - членах Европейского союза

Инвести- Инвести-

Страна Ускоренная ционная ционный

амортизация налоговая скидка налоговый кредит

Австрия + - -

Бельгия + + -

Великобри- + + -

тания

Греция + - -

Дания + + -

Италия + + -

Испания + + +

Люксембург + - +

Нидерланды + + -

Германия + - -

Франция + - +

Швеция + - -

Источник: [1, с. 121].

оборудования новым. При этом используются разные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50 %. Однако самые распространенные ставки составляют в среднем 15-18 % [7, с. 111].

Механизм влияния ускоренной амортизации на снижение налоговой нагрузки состоит в том, что повышение норм и сокращение (в сравнении с обычным порядком) периода амортизации позволяет плательщикам увеличивать в каждом налоговом периоде использование таких основных фондов начисленной суммы амортизации, что уменьшает объект налогообложения. При этом, уменьшая налогооблагаемый доход на сумму амортизации, государство может оказывать стимулирующее воздействие на инвестиционную деятельность предприятий.

Следующим распространенным видом налоговых льгот, которые применяются в целях повышения инвестиционной активности в зарубежных странах является инвестиционная налоговая скидка, обеспечивающая снижение налоговой нагрузки на предприятия путем исключения из налогооблагаемой базы определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога.

Право на получение инвестиционной налоговой скидки во многих странах закреплено законодательно и наступает автоматически после ввода новой техники в эксплуатацию. Принципиальным моментом является установление периода, в течение которого сохраняется право на скидку, когда сумма, которая подлежит вычету из налогооблагаемой прибыли в соответствующем налоговом периоде, меньше размера такой прибыли. Наиболее либеральным в этом плате является законодательство Бельгии, где этот период не ограничен [7, с. 112].

Инвестиционный налоговый кредит также является видом налоговой льготы, который применяется в инвестиционной политике многих стран и предполагает государственную поддержку инициативы предприятий в осуществлении определенных видов инвестиционной деятельности и последующее реинвестирование освобожденных от налогообложения денежных средств в производство (расширение производства). Понятие налогового инвестиционного кредита закреплено в ст. 66 и 67 Налогового кодекса РФ [2].

С помощью инвестиционного налогового кредита можно уменьшить налоговую нагрузку за счет снижения налоговых обязательств по налогу на

прибыль. Получая такой кредит, плательщик имеет возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои текущие платежи по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит представляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет, если организация проводит НИОКР; создает новые виды сырья или материалов и т. д. Эта льгота играет важную роль в развитии инвестиционной деятельности, но ее дальнейшее применение сдерживается высоким банковским процентом за предоставление кредита.

Рассмотрим последствия ее применения.- Прежде всего можно выделить несколько различных положений, при которых будут различными последствия льготы.

Только в том случае, когда желаемые инвестиции предприятия за вычетом начисленной амортизации не превышают половины налоговой прибыли вместе с прочими льготами, льгота применяется в максимальном объеме, и инвестиции осуществляются на уровне, который был бы в отсутствие налогообложения. Однако ситуация меняется, если разность инвестиций и начисленной амортизации больше половины налоговой прибыли. В этом случае применение льготы эквивалентно применению налога с половинной ставкой. Это тоже увеличивает посленалоговую доходность инвестиций, но для таких предприятий снижение ставки дает тот же эффект. Если рассматривается проект, до принятия которого инвестиции за вычетом амортизации составляют половину прибыли, а после принятия больше половины, тогда налоги в результате принятия проекта резко возрастают, поскольку на этот добавочный проект льгота не распространяется. Если этот проект все же будет принят, это означает, что тот же объем инвестиций был бы осуществлен и в отсутствие льготы. То есть льгота в этом случае применяется не к предельным, а к допредельным (и только к ним) инвестициям, т. е. потери бюджета возникают без какого-либо стимулирующего эффекта. Если амортизация за период превышает половину прибыли, льготу применить вообще нельзя. Дополнительные проблемы возникают, если предприятие в текущем периоде убыточно или было убыточно в прошлом и имеет непогашенный убыток. Но в некоторых отраслях временное снижение

прибыли или получение убытка вполне возможно даже при эффективном управлении предприятием просто в силу специфики деятельности. В этих случаях инвестиции сопряжены с дополнительными издержками в сравнении с теми, кто может применить льготу, и особенно в сравнении с теми, кто применяет ее в максимальном объеме. Льготу нельзя применить при финансировании из заемных средств.

На применимость инвестиционного налогового кредита, а значит, и на чистую приведенную стоимость будущего потока доходов от проекта, влияют не только ожидаемые будущие доходы, цена активов и норма дисконтирования, но и результаты прошлой деятельности и прошлой конъюнктуры.

Неблагоприятный результат возможен в результате ошибки в планировании, но даже в этом случае наказывать, снижая будущую отдачу от инвестиций, нет никаких причин. Вторые уже выиграли в полученных доходах. Но наказываются и те, кто не совершал ошибок, просто для них неблагоприятным образом сложились обстоятельства. Кроме того, в относительно худшее положение при таких условиях применения льготы попадают те, чьи предприятия нуждаются в масштабных преобразованиях, обновлении технологии и значительных связанных с этим закупках современного дорогостоящего оборудования.

Применить льготу в полном объеме могут также крупные предприятия, имеющие в каждом периоде большой объем прибыли. Если для осуществления деятельности требуются значительные по объему инвестиции дискретного характера (возможно, раз в несколько лет), то даже при высокой их доходности половины текущей прибыли за вычетом амортизации может быть недостаточно. В случае, когда абсолютное значение текущей прибыли велико, спланировать инвестиции так, чтобы использовать льготу, проще.

Важно отметить, что организации, применяющие льготу в максимальном объеме, осуществляют чистые инвестиции (инвестиции за вычетом амортизации) в объеме, меньшем, чем половина прибыли. Высока вероятность, что это крупные высокодоходные предприятия, возможно, обладающие рыночной властью. При этом остаток средств мог быть либо распределен в виде дивидендов, либо использован на приобретение других производств. Дивиденды в свою очередь используются либо на потребление, либо на приобретение иных активов в других отрас-

60

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

лях или странах. Здесь важно то, что если средства тратятся на потребление, то перераспределительный трансферт осуществляется в пользу тех, у кого потребление возросло в наибольшей степени, а это вряд ли может быть целью стимулирования. Если же средства расходуются на приобретение активов в других отраслях, то это приводит к концентрации богатства в руках узкого круга лиц, что в конечном счете может иметь неблагоприятные социальные последствия.

В силу названных причин у ряда налогоплательщиков данная льгота хоть и не увеличивает абсолютных налоговых обязательств, а в ряде случаев даже и снижает, тем не менее вызывает увеличение относительных налоговых обязательств в сравнении с налоговыми обязательствами тех лиц, чьи желаемые чистые инвестиции не превышали половины прибыли. Это может приводить даже к уменьшению инвестиций в такие дискриминируемые виды деятельности или на таких предприятиях. Суммарные инвестиции при этом также могут быть ниже в сравнении с ситуацией, которая могла бы возникнуть, если бы инвестиционный налоговый кредит не применялся.

Таким образом, не совсем корректно говорить о том, что применение инвестиционного налогового кредита стимулирует именно те инвестиции, которые могли бы диверсифицировать экономику, способствовать повышению ее конкурентности и стабильному экономическому росту.

Предполагается, что если требуются налоговые меры, стимулирующие инвестиции и рост, то лучшим решением будет устранение ограничения на перенос убытков на будущее, упрощение порядка начисления амортизации, переход к годовому отчетному периоду и упрощение в этом случае учета за счет устранения необходимости корректировать налоговую базу на суммы отчислений в некоторые резервы. К положительному эффекту для инвестиций может привести устранение некоторых налоговых лазеек. Так, уклонение от налогов часто сопряжено с трансфертом иму-

щества в пользу одних собственников и в ущерб другим. И, если в результате таких трансфертов возникает экономия на налогах, это может играть дополнительную стимулирующую роль. Устранение налоговых лазеек может привести не только к увеличению доходов бюджета и нейтральности налогообложения, но и к сокращению описанной практики, что способствовало бы снижению рисков для инвесторов. Борьба с трансфертным ценообразованием, например, могла бы обеспечить инвесторов дополнительной информацией об осуществлении такой практики. Есть также и прямые льготы некоторым формам трансфертов. Рассмотрим право безналоговой передачи имущества между предприятиями, одно из которых владеет более чем 50 % акций другого. Если у предприятия, передающего имущество, есть еще акционеры, то им причиняется ущерб. В этом случае готовность приобретать акции предприятий в качестве долгосрочного вложения денег снижается, значит, снижается и доступность средств для финансирования инвестиций.

Инвестиционный налоговый кредит в том виде, в котором он существует, нуждается в пересмотре. Другие же формы налогового стимулирования можно рассматривать только после устранения помех инвестициям как налогового, так и неналогового характера. Но при этом следует помнить, что льготы могут не привести к желаемому эффекту, а отменить однажды введенные льготы чрезвычайно трудно по политическим соображениям.

Применение налоговых льгот позволит государству решить проблему перелива капитала и неравномерного распределения налоговой нагрузки по видам деятельности, поддержать предприятия приоритетных отраслей и провести структурную перестройку экономики.

Использование инвестиционного налогового кредита как основной формы предоставления льгот по налогу на прибыль поможет снизить налоговую нагрузку предприятий и активизировать инвестиционные процессы.

Список литературы 1. Актуальные проблемы налоговой политики в условиях модернизации экономики. Опыт Украины и Белоруссии: монография / под ред. проф. С. В. Онышко. Ирпень: Национальный университет ГНС Украины, 2007.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2006).

3. Налогообложение: теории, проблемы, решения / под ред. В. П. Вишневского. Донецк: ДонНТУ, ИЭП НАН Украины, 2006.

4. Никитин А., Никитин С. Налог на прибыль: опыт развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2.

5. Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1904.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

List of references

1. Actual problems of tax policy in conditions of economy modernization. Experience of Ukraine and Belarus [Aktual'nye problemy nalogovoi politiki v usloviiakh modernizatsii ekonomiki. Opyt Ukrainy i Belorussii]: monograph, edited by prof. S. V. Onyshko. Irpen': GNS National University of Ukraine, 2007.

2. Tax code of the Russian Federation (part second): The Federal law of 05.08.2000 no. 117-FZ (edition of 03.06.2006).

3. Taxation: theories, problems, decisions [Nalo-gooblozhenie: teorii, problemy, resheniia], under the editorship of V. P. Vishnevsky. Donetsk: DonNTU, IEP NAN of Ukraine, 2006.

4. Nikitin A., Nikitin S. Profit tax: experience of the developed countries [Nalog na pribyl': opyt raz-

6. Пансков В. Г. О налоговой политике // Налоговая политика и практика. 2008. № 6.

7. Яровая Н. В. Регулирование налоговой нагрузки как фактор активизации инвестиционно-инновационной деятельности предприятия // БизнесИнформ. 2009. № 5.

vitykh stran], Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia - World economy and international relations. 1998, no. 2.

5. Nitti F. Main beginnings of financial science [Osnovnye nachala finansovoi nauki], Moscow: Izdanie M. i S. Sabashnikovykh, 1904.

6. Panskov V. G. On tax policy [O nalogovoi politike], Nalogovaia politika i praktika - Tax policy and practice, 2008, no. 6.

7. Iarovaia N. V. Regulation of tax loading as factor of activization of investment and innovative activity of the enterprise [Regulirovanie nalogovoi nagruzki kak faktor aktivizatsii investitsionno-innovatsionnoi deiatel'nosti predpriiatiia], BiznesInform - Business Inform, 2009, no. 5.

62

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ -и ЪРЛКЮехА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.