МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY
(CC) ]
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-117-127 УДК 336.2+336.228+338.23(045) JEL С12, E62, H3, O53, Z1
Налоговые льготы и субсидии как инструменты развития экономики впечатлений: китайский опыт
ДАЙ Сяофэн
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия АННОТАЦИЯ
Объект исследования - экономика впечатлений Китая. Предмет исследования - влияние налоговых льгот и прямых государственных субсидий на размер инвестиций в научно-исследовательскую деятельность предприятий в экономике впечатлений Китая. Цель работы - на основе выявления оптимального способа государственной поддержки развития экономики впечатлений в условиях тесной интеграции культуры и технологий в современной экономике предложить фискальные инструменты, направленные на оптимизацию деятельности в сфере экономики впечатлений в Китае. В статье анализируются современные меры фискальной поддержки развития экономики впечатлений в Китае, а также проверяется оправданность стимулирования научно-исследовательской деятельности предприятий экономики впечатлений КНР исходя из перспектив их роста посредством направления прямых государственных субсидий и предоставления налоговых льгот. При этом оценивается сила воздействия соответствующих фискальных инструментов поддержки экономики впечатлений. Установлено, что налоговые льготы могут способствовать активизации научно-исследовательской деятельности китайских предприятий в секторе экономики впечатлений и их эффект от налоговых льгот может быть более значительным, чем от прямых государственных субсидий. В целях исследования используется модель множественной линейной регрессии. Анализируются факторы, способствующие эффективной научно-исследовательской деятельности предприятий и организаций. Делается вывод о необходимости дальнейшего усиления налоговых стимулов для предприятий в китайской экономике в постпандемийное время. Предлагаются фискальные меры, направленные на развитие экономики впечатлений в Китае. Ключевые слова: экономика впечатлений; Китай; меры фискальной поддержки; налоговые льготы; прямые государственные субсидии; научно-исследовательская деятельность
Для цитирования: ДАЙ Сяофэн. Налоговые льготы и субсидии как инструменты развития экономики впечатлений: китайский опыт. Экономика. Налоги.Право. 2022;15(2):117-127. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-15-2-117-127
ORiGiNAL PAPER
Tax incentives and Subsidies as Tools for Developing the impression Economy: Chinese Experience
DAI Xiaofeng
St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia
BY 4.0
ABSTRACT
The object of the study is the economy of impressions of China. The subject of the study is the impact of tax incentives and direct government subsidies on the amount of investment in research activities of enterprises in the impression economy of China. The purpose of the work is to propose fiscal instruments aimed at optimizing activities in the field of the impression economy in China based on identifying the optimal way of state support for the development of the impression economy in conditions of close integration of culture and technology in the modern economy. The article analyzes modern measures of fiscal support for the development of the impression economy in China, and also checks the justification for stimulating the research activities of enterprises of the impression economy of the People's Republic of China based on the prospects for their growth through direct government subsidies and the provision of tax benefits. At the same time, the impact of the relevant fiscal instruments to support the impression economy is assessed. It has been established that tax incentives can contribute to the activation of research activities of Chinese enterprises in the impressions economy sector and their effect from tax incentives may be more significant than from direct government
© ДАЙ Сяофэн, 2022
www.etl.fa.ru
subsidies. For the purposes of the study, a model of multiple Linear regression is used. The factors contributing to the effective research activities of enterprises and organizations are analyzed. It is concluded that it is necessary to further strengthen tax incentives for enterprises in the Chinese economy in the post-pandemic period. Fiscal measures aimed at developing the impression economy in China are proposed.
Keywords: impression economy; China; fiscal support measures; tax incentives; direct government subsidies; research activities
For citation: Xiaofeng DAi. Tax incentives and subsidies as tools for developing the impression economy: the Chinese experience. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(2):117-127. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2022-15-2-117-127
ВВЕДЕНИЕ
В книге Д. Пайна (Joseph Pine) и Д. Гилмора (James Gilmore) «Экономика впечатлений» впервые предложена академическая концепция экономики впечатлений. Ее сущность заключается в том, что субъект вовлекается в деятельность, создающую у его окружения незабываемые впечатления, которые представляют собой психологические ощущения, отражающие качества материального мира в зависимости от его восприятия органами чувств и влияющие на поведение людей. В фигуральном смысле это хозяйственная деятельность предприятий, при которой оказываемые услуги выступают в роли сцены, а товары — реквизитов для создания у зрителей (потребителей) запоминающихся впечатлений. Согласно Д. Пайну и Д. Гилмору ощущения подразделяются на четыре группы: развлекательные впечатления, образовательные впечатления, впечатления от повседневности и эстетические впечатления [1].
Что касается отраслевой классификации экономики впечатлений1, то ученые, например Ф. Крис-тенсен (F. Christensen) в книге «Глобальная индустрия впечатлений», выделяют такие отрасли индустрии2, интегрированные в экономику впечатлений (далее — культурные индустрии), как музыка, интернет, издательское дело, туризм, кино, спорт, реклама и дизайн [3]. Иными словами, экономика впечатле-
1 Экономика впечатлений является современным продуктом развития сферы культуры, поскольку именно впечатления чаще всего выступают основой культурной индустрии и сферы развлечений.
2 Под индустрией культуры или культурной индустрией понимается промышленный аппарат по производству единообразных, стандартизированных новинок в сферах искусства, живописи, литературы, кино и др., являющихся разновидностями товара, у которого есть производитель и потребитель. В качестве потребителя выступают люди, которые посредством стандартизированного искусства являются объектом манипулирования в обществе.
ний является важной составляющей современных культурных индустрий.
В начале XXI в. правительство Китая включило развитие культурных индустрий в свою национальную политику и приняло для их поддержки фискальные меры, включая осуществление прямых государственных субсидий и предоставление налоговых льгот. В июне 2021 г. Министерство культуры и туризма КНР опубликовало XIV пятилетний план развития культурных индустрий, где говорится о необходимости осуществления инноваций, способствующих внедрению в китайскую культуру идей, ценностей, норм, оригинальных продуктов творческой деятельности, создающих предпосылки для прогрессивных социокультурных изменений общества. Отмечается также потребность в совершенствовании системы мер фискальной поддержки культуры посредством реализации соответствующей политики снижения размеров налогов и сборов, усиления поддержки развития культурных индустрий [4]. По мере роста потребительского спроса китайское правительство пытается регулировать развитие предприятий экономики впечатлений, особенно тех из них, которые объединяют культуру и экономику впечатлений.
Интеграция культуры и технологий является важным движителем повышения конкурентоспособности отрасли. Развитие экономики впечатлений в информационную эпоху требует от предприятий постоянного акцента в своей деятельности на новые технологии и творческую энергию для удовлетворения растущих духовных и культурных потребностей людей. В последние годы китайское правительство начало использовать фискальные и налоговые стимулы, являющиеся важной составляющей макроэкономической политики, для содействия инновационному развитию экономики впечатлений посредством осуществления прямых
государственных субсидий и предоставления налоговых льгот.
В связи с вышеизложенным возникают следующие вопросы:
• способны ли прямые государственные субсидии и налоговые льготы стимулировать инвестиции предприятий культурных индустрий в научно-технические исследования и разработки;
• какой из этих двух типов фискальных мер поддержки является наиболее эффективным?
Для ответов на данные вопросы нами использовалась модель множественной линейной регрессии на примере выборки китайских компаний с акциями класса А в период 2012-2020 гг.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно теории эндогенного роста технологические инновации являются одними из внутренне присущих частей накопления капитала. При преодолении закона убывающей отдачи от факторов производства, согласно которому непрерывное увеличение одного ресурса на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от ресурса, а затем и к его сокращению по мере того, как увеличиваются масштабы вовлечения данного ресурса в производство, необходимо решать внешние проблемы, такие как обеспечение доступности технологий и человеческих ресурсов [5]. Прямые государственные субсидии представляют собой, по сути, прямые денежные гранты, выделяемые государством, которые могут способствовать перераспределению финансовых ресурсов, улучшению инфраструктуры экономики впечатления, обеспечению предварительного финансирования и увеличению инвестиций предприятий в научно-исследовательские разработки с целью улучшения их операционных возможностей.
Налоговые льготы в основном приводят к снижению конкретных налоговых ставок для уменьшения налогового бремени предприятий, т. е. к предоставлению компенсации задним числом за осуществление научно-исследовательских и про-ектно-конструкторских работ, а также к поощрению предприятий к инновациям и повышению их конкурентоспособности для последующего роста. Основная роль налоговых льгот заключается в том, чтобы хеджировать неопределенность и риски, связанные с инновациями в сфере исследований и разработок, и стимулировать корпоративные
инвестиции в исследования и разработки. Снижение налогового бремени оказывает значительное положительное влияние на реализацию добавленной стоимости предприятиями, а налоговые льготы в большей степени выгодны для отрасли услуг [6].
Многочисленные исследования показали, что, согласно теории инноваций существует положительная связь между инвестициями в научно-исследовательские работы и эффективностью работы предприятия [7, 8], а политика государственной финансовой поддержки может улучшать деятельность предприятий [9, 10]. Прямые государственные субсидии могут оказывать положительное влияние на развитие предприятия в краткосрочной перспективе, но в долгосрочном плане они могут нарушать первоначально установленную стратегию развития предприятий и даже оказать эффект вытеснения, что не может помочь предприятиям в улучшении собственных возможностей роста в долгосрочной перспективе [11]. На основе этих выводов нами построена схема анализа теорий передачи сигналов, эндогенного роста и аннотаций, представленная на рис. 1.
Нами выдвигаются следующие гипотезы.
Гипотеза 1. Прямые государственные субсидии стимулируют научно-исследовательскую деятельность в культурных индустриях экономики впечатлений.
Гипотеза 2. Налоговые льготы стимулируют научно-исследовательскую деятельность в культурных индустриях экономики впечатлений.
Гипотеза 3. По сравнению с прямыми государственными субсидиями налоговые льготы с большей вероятностью будут стимулировать инвестиции в научно-исследовательскую деятельность в культурные индустрии экономики впечатлений.
ДАННЫЕ, ПЕРЕМЕННЫЕ И МОДЕЛИ
1. ОТБОР ВЫБОРКИ И ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ
На основании руководства по отраслевой классификации листинговых компаний Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая в качестве первоначальной выборки были отобраны компании, зарегистрированные на бирже акций класса А в индустрии экономики впечатлений, а именно культуры, спорта и развлечений в период 2012-2020 гг., с учетом полноты и из-
предварительное финансирование
Прямые го сударственные субсидии
Налоговые льготы
ТЕОРИЯ ПЕРЕДАЧИ СИГНАЛОВ
Усилить конкурентоспособность предприятия и увеличить прибыль
Рис. 1 / Fig. 1. Теоретическая схема анализа / Theoretical framework for the analysis
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
меримости источников данных. Компании ST3 и *ST4 были исключены из выборки, чтобы не принимать во внимание предприятия, подверженные таким, например, рискам делистинга, как плохие операционные условия на финансовом уровне. Кроме того, учитывая качество расчета эмпирических данных, из исследования исключены листинговые компании, которые не пользуются налоговыми льготами и прямыми государственными субсидиями. Исходя из вышеуказанных принципов были отобраны 34 котирующиеся на бирже компании в индустрии культуры, спорта и развлечений, данные о деятельности которых получены из годовых отчетов предприятий и базы данных CSMAR (China Stock Market & Accounting Research Databases).
2. ВЫБОР ПЕРЕМЕННЫХ
При рассмотрении факторов влияния налоговых льгот и прямых государственных субсидий на инвестиции предприятий в научно-исследовательские разработки, принимая во внимание
3 22 апреля 1998 г. Шанхайская и Шэньчжэньская фондовые биржи объявили, что в соответствии с правилами листинга акций будет применяться особый режим торговли акциями зарегистрированных на бирже компаний с необычными финансовыми или другими условиями. Англоязычным термином «особый режим» является special treatment (сокращенно ST). Соответственно компании, вовлеченные в торговлю акциями в рамках особого режима, называются компаниями «ST».
4 Компании, на которые распространяется «специальный режим предупреждения о риске прекращения листинга».
актуальность и значимость переменных, а также основываясь на соответствующих теориях и существующих эмпирических моделях, в данной работе в качестве переменных приняты следующие показатели.
1. Объяснительные переменные — виды переменных, состояние которых зависит от изменения независимых переменных и влияет на зависимые переменные. Для выбора показателей инновационного вклада большинство ученых используют показатели расходов на научно-исследовательские работы или обеспечение интенсивности научно-исследовательских работ для измерения технологического инновационного вклада предприятия, а небольшое количество ученых также пользуются показателем численности персонала научно-исследовательских работ для измерения. Учитывая операционные характеристики культурных индустрий экономики впечатлений и доступность данных, в качестве показателей для измерения инвестиций предприятий в научно-исследовательскую деятельность нами были выбраны два показателя — расходы на научно-исследовательскую деятельность и численность персонала. Что касается обработки данных, то, учитывая большие различия в размерах и доходах предприятий, в качестве исходных данных в работе взяты значения после реализации натурального логарифма, чтобы уменьшить погрешность оценки из-за неоднородности деятельности предприятий.
2. Объясняющие переменные, описывающие условия функционирования реальной экономической
Таблица 1 / Table 1
Определение и описание переменных / Définition and description of variables
Переменные/ Variables Названия переменных / Variable names Символы переменных/ Variable symbols Определение переменных / Defining variables
Зависимая переменная / Dependent variable Расходы на научно-исследовательскую деятельность RDS Натуральный логарифм расходов на научно-исследовательскую деятельность
Количество сотрудников научно-исследовательского отдела RDP Натуральный логарифм количества сотрудников научно-исследовательского отдела
Независимые переменные / Independent variables Прямые государственные субсидии X1 Натуральный логарифм прямой государственной субсидии
Налоговые льготы X2 Натуральный логарифм налоговой льготы
Контрольные переменные / Control variables Коэффициент пассива капитала Z1 Обязательства / общие активы
Капиталоемкость Z2 Чистые основные средства / всего активов
Рентабельность чистых активов Z3 Чистые активы / доход акционеров
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
системы, такие как прямые государственные субсидии и налоговые льготы. Оба показателя оценки заменены на натуральные логарифмы.
3. Контрольные переменные, которые включают:
• коэффициент пассива капитала, означающий показатель способности компании погашать свои долги. Чем выше коэффициент пассива, тем больше долгов берет на себя компания, тем меньше она способна управлять своим капиталом и в долгосрочной перспективе будет меньше инвестировать в научные исследования и разработки;
• капиталоемкость, которая пропорциональна выпуску инноваций;
• рентабельность чистых активов, отражающая уровень прибыльности предприятия. Чем выше уровень его прибыльности и чем большим капиталом предприятие располагает, тем больше рентабельность чистых активов будет способствовать инвестиционной деятельности в сфере научно-исследовательских работ.
Таким образом, нами в качестве контрольных переменных используются коэффициент пассива капитала ^1), капиталоемкость ^2) и рентабельность чистых активов (23). Названия, обозначения и определения вышеуказанных переменных приведены в табл. 1.
3. НАСТРОЙКА МОДЕЛИ
LnRDS.t = р0 + p1LnX1.t + p2LnX2.t + p3Controlit + pit (1) LnRDPit = во + PiLnXl-t + p2LnX2tt + p3Controlt + p, (2)
где Control — набор контрольных переменных, включая коэффициент пассива капитала, капиталоемкость и рентабельность чистых активов.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Нами использовалось программное обеспечение stata15.0 для обобщения данных по соответствующим переменным за период 2012-2020 гг. для 34 отобранных компаний, зарегистрированных на бирже в индустриях экономики впечатлений. Результаты представлены в табл. 2.
В части данных по инвестициям в научно-исследовательскую деятельность максимальное значение расходов на научно-исследовательскую деятельность (LnRDS) вышеуказанных предприятий в индустриях экономики впечатлений составляет 20,67756, а минимальное значение — 1 со стандартным отклонением 7,874044. Максимальное значение показателя научно-исследовательского персонала (LnRDP)
Таблица 2 / Table 2
Описательная статистика / Descriptive statistics
Variable Obs Mean Std. Dev. Min Max
LnRDS 306 11,09653 7,874044 1 20,67756
LnRDP 306 0,9856701 2,06246 0 6,918695
LnX1 306 12,14862 6,93413 0 19,71346
LnX2 306 12,71192 6,884097 0 19,90726
Z1 306 0,3457388 0,2108113 0,0332041 1,798856
Z2 306 3,732037 4,921808 0,530972 54,23335
Z3 306 0,0376547 0,2015766 -1,500742 0,533996
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
Таблица 3 / Table 3
Корреляционный тест / Correlation test
LnRDS LnRDP LnXl LnX2 Z1 Z2 Z3
LnRDS 1,0000
LnRDP 0,3821* (0,0000) 1,0000
LnX1 -0,0691 (0,2284) -0,1084* (0,0583) 1,0000
LnX2 0,1954* (0,0006) 0,1067* (0,0623) 0,1401* (0,0142) 1,0000
Z1 -0,1277* (0,0255) -0,0960* (0,0935) 0,0144 (0,8018) 0,1959* (0,0006) 1,0000
Z2 -0,365 (0,5246) 0,0147 (0,7976) -0,2844* (0,0000) -0,2979* (0,0000) -0,0207 (0,7190) 1,0000
Z3 -0,0109 (0,8489) -0,0014 (0,9811) 0,2738* (0,0000) 0,0987* (0,0847) -0,2203* (0,0001) -0,1111* (0,0522) 1,0000
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
составляет 6,918695, минимальное значение — 0, а стандартное отклонение — 2,06246, что свидетельствует о больших различиях в инвестициях на проведение научно-исследовательских работ и оплату научно-исследовательского персонала компаний, зарегистрированных на бирже, в различных индустриях впечатлений. По показателям прямых государственных субсидий (LnX1) и налоговых льгот (LnX2) средние значения LnX1 и LnX2 составляют 12,14862 и 12,71192 соответственно со стандартными отклонениями 6,93413 и 6,884097 соответственно, и лишь немногие предприятия
имеют нулевые прямые государственные субсидии и налоговые льготы. Это указывает на то, что, хотя объемы государственной поддержки перечисленных компаний в индустриях экономики впечатлений варьируется, разница в них не является значительной, и большинство перечисленных компаний в сфере культуры, относящихся к экономике впечатлений, пользуются прямыми государственными субсидиями и налоговыми льготами. Как следует из контрольных переменных, капиталоемкость (22) листинговых компаний в индустрии впечатлений значительно различается, при этом стандартное
Таблица 4 / Table 4
Фактор инфляции дисперсии / Variance inflation factor
Variable LnXl LnX2 Z1 Z2 Z3
VIF 1,17 1,16 1,11 1,18 1,16
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
Таблица 5 / Table 5
Результаты регрессии по общей выборке / total sample regression results
LnRDS Coef. Std. Err. t P>|t| [95% Conf. interval]
LnX1 -0,0974725 0,0680456 -1,43246 0,153 -0,2313797 0,0364347
LnX2 0,2864683 0,0682506 4,1973 0,000 0,1521577 0,4207789
Z1 -6,989265 2,181453 -3,20395 0,002 -11,28215 -2,696377
Z2 0,00632 0,0962351 0,065672 0,948 -0,1830614 0,1957014
Z3 -2,068564 2,329286 -0,888068 0,375 -6,652373 2,515244
_cons 11,10996 1,483423 7,48941 0,000 8,190725 14,02919
LnRDP Coef. Std. Err. t P>|t| [95% Conf. Interval]
LnX1 -0,03542 0,0181789 -1,94841 0,052 -0,0711944 0,0003543
LnX2 0,0467893 0,0182337 2,5661 0,011 0,0109072 0,0826714
Z1 -1,237704 0,5827917 -2,12375 0,035 -2,384581 -0,0908262
Z2 0,0099518 0,0257099 0,387079 0,699 -0,0406429 0,0605465
Z3 -0,0963735 0,6222864 -0,15487 0,877 -1,320973 1,128226
_cons 1,215707 0,3963078 3,06758 0,002 0,4358118 1,995602
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
отклонение заемного капитала (Z1) и рентабельность чистых активов (Z3) варьируются от 0,2 до 2,21 с небольшой разницей.
В табл. 3 представлены коэффициенты корреляции между переменными, из которых следует, что объясняющие переменные имеют относительно высокую корреляцию с объясняемыми переменными. При этом налоговые стимулы значительно в положительную сторону коррелируют с RDS и RDP (соответственно на 10%-ном уровне).
Дальнейшее тестирование на мультиколлинеар-ность5 методом коэффициента инфляции дисперсии показало, что среднее значение коэффициента инфляции дисперсии VIF составило 1,16 (табл. 4),
5 Мультиколлинеарность — в эконометрике наличие линейной зависимости между объясняющими переменными (факторами) регрессионной модели.
а VIF каждой переменной не превысил 2. Это свидетельствует об отсутствии значительной мульти-коллинеарности между переменными и о том, что регрессия может перейти к следующему шагу.
Для проверки влияния прямых государственных субсидий и налоговых льгот на научно-исследовательскую деятельность предприятий регрессии уравнений (1) и (2) были подвергнуты оценке после добавления индивидуальных фиксированных эффектов, результаты которой представлены в табл. 5.
Таким образом, налоговые стимулы значительно и положительно коррелируют с RDS на 1%-ном уровне и с RDP — на 5%-ном уровне, указывая на то, что налоговые стимулы способствуют увеличению инвестиций предприятий в научно-исследовательскую деятельность в соответствии с гипотезой 2. В то же время коэффициент регрессии прямых финансовых субсидий с RDP составляет -0,03542, который
Таблица 6 / Table 6
Финансовая поддержка 34 зарегистрированных на бирже компаний в секторе культуры, спорта и развлечений (2012-2020) / Financial support for 34 listed companies in the culture, sport and
entertainment sector (2012-2020)
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Расходы на научно-исследовательскую деятельность (млн юаней) / Research expenses (million yuan) 434,75 489,13 712,69 1166,85 1719,03 2184,52 2095,22 1471,05 1283,79
Темпы роста (%) / Growth rate (%) - 12,5 45,7 63,7 47,3 27 -4 -30 -13
Прямые государственные субсидии (млн юаней) / Direct government subsidies (million yuan) 1076,38 1165,90 1436,97 1646,49 1830 214,70 112,19 85,66 53,89
Темпы роста (%) / Growth rate (%) - 8 23 15 11 -88 -48 -23 -37
Корпоративный подоходный налог (млн юаней) / Corporate income tax (million yuan) 1922,73 2827,72 3312,67 2974,13 4153,67 3195,41 4987,35 3981,02 943,65
Налоговая компенсация (млн юаней) / Tax compensation (million yuan) 1150,50 976,18 2218,13 2066,67 1514,28 1154,99 1318,09 769,06 944,44
Темпы роста (%) / Growth rate (%) - -15 127 -6,8 -27 -24 14 -42 23
Общий операционный доход (млн юаней) / Total operating income (million yuan) 64620,31 73696,76 85869,012 104857,48 121305,21 122436,73 122907,33 112113,08 103695,63
Источник/Source: база данных CSMAR / China Stock Market & Accounting Research Databases).
значим на 10%-ном уровне, но не проходит тест на значимость для RDS, что свидетельствует о том, что текущая политика прямых государственных финансовых субсидий не имеет прямого стимулирующего эффекта на инвестиции предприятий в научно-исследовательскую деятельность, не согласуясь с гипотезой 1. Можно также утверждать, что роль налоговых льгот более выражена, чем прямых субсидий, в мотивации предприятий к инвестированию в научно-исследовательскую деятельность, что подтверждает гипотезу 3.
ОБСУЖДЕНИЕ
После вышеприведенного эмпирического анализа нами проверены гипотезы 2 и 3, чтобы убедиться в том, что налоговые льготы оказывают стимулирующее воздействие на предприятия индустрии культурного впечатления для инвестирования
в научно-исследовательскую деятельность. Однако результаты регрессии данных показывают, что прямые государственные субсидии не стимулируют предприятия инвестировать в научно-исследовательскую деятельность в силу нижеприведенных причин.
В последние годы культурные индустрии экономики впечатлений быстро развиваются, привлекая к себе большое внимание на национальном уровне и увеличивая размер рынка, постепенно становясь новой точкой роста для национальной экономики. Обзор государственных субсидий в экономике впечатлений показывает, что государственные субсидии в культурные индустрии в основном представлены в виде специальных фондов прямого субсидирования выдающихся культурных произведений.
Финансовая поддержка 34 зарегистрированных на бирже компаний в секторе культуры, спорта
(млн юаней)
(%)
щ Расходы на научно-исследовательскую деятельность / © Темпы роста расходов на
Expenses for research activities научно-исследовательскую деятельность / Growth rates
□ Прямые государственные субсидии / Direct of expenditures on research activities
government subsidies О Темпы роста прямых государственных субсидий /
□ Корпоративный подоходный налог / Corporate income Growth rates of direct government subsidies
tax © Темпы роста налоговой компенсации / Growth rates
¡¡g Налоговая компенсация / Tax compensation of tax compensation
Рис. 2 / Fig. 2. Финансовая поддержка 34 зарегистрированных на бирже компаний в секторе культуры, спорта и развлечений (2012-2020) / Financial support for 34 listed companies in the culture, sport and entertainment sector (2012-2020)
Источник/Source: база данных CSMAR / China Stock Market & Accounting Research Databases).
и развлечений в период 2012-2020 гг. отражена в табл. 6. Из рис. 2 следует, что инвестиции в научно-исследовательскую деятельность этих компаний начались с возникновения тенденции к ежегодному росту до 2017 г., когда начала появляться точка перегиба с тенденцией к снижению в период 2017-2020 гг.
Объем прямых государственных субсидий был непостоянен. Он увеличивался из года в год в период 2012-2016 гг., а темпы роста замедлялись в 2014-2016 гг. Это было в основном обусловлено позицией, сформулированной Министерством финансов и Министерством культуры Китая в 2014 г. для содействия развитию специальных творческих индустрий, увеличения их фискальной и финансовой поддержки и создания специальных фондов раз-
вития специальных индустрий6. После 2017 г. объем государственных субсидий значительно снизился вследствие предлагаемой структурной реформы предложения и корректировки внутренней структуры каждой отрасли.
Очевидно, что тенденция к росту прямых государственных субсидий соответствует тенденции к инвестиционным затратам на научно-исследовательскую деятельность рассмотренных нами 34 предприятий культуры, спорта и развлечений. Тем не менее объем прямых государственных субси-
ft^» [Ministry of Culture and Ministry of Finance Issue Guidance on Promoting the Development of Special Cultural Industries(In Chin.)] URL: https://www.mct.gov.cn/whzx/bnsj/ whcys/201408/t20140827_759468.htm.
4331550505054545304986861081942530513910104150
дий резко сократился в период 2017-2020 гг., что повлияло на результаты предыдущего эмпирического анализа.
С точки зрения реализации политики стимулирования научно-исследовательской деятельности в культурных индустриях впечатлений могут проявляться следующие факторы влияния.
Во-первых, предприятия получают прямые государственные субсидии при обращении за ними, в то время как на рынке существуют посредники, которые помогают предприятиям получать финансовые субсидии. В последнем случае возникают информационная асимметрия и моральный риск, приводящие к несправедливому распределению государственных субсидий и, следовательно, затруднению продвижения научно-исследовательской деятельности.
Во-вторых, в случае получения предприятиями государственных субсидий им не вменяется обязанность направления полученных средств на научно-исследовательскую деятельность. Причем сам процесс научно-исследовательской деятельности является рискованным вложением в инновации, поэтому эффект, получаемый от государственных субсидий, которые не все идут на НИР, бывает небольшим.
В-третьих, согласно теории передачи сигналов предприятия при получении соответствующих стимулов на научно-исследовательскую деятельность могут посылать позитивные сигналы банкам, финансовым учреждениям и инвесторам и снижать давление на финансирование предприятий. Однако для получения эффекта от передачи вышеуказанных
сигналов требуется определенное время, поэтому невозможно установить стимулирующий эффект от прямых государственных субсидий.
Таким образом, концепцию экономики впечатлений следует понимать с двух сторон: с одной стороны, как способ реализации основного проекта предприятия, а с другой стороны, как маркетинговый метод продвижения продукции предприятия.
ВЫВОДЫ
В данной статье эмпирически проверено воздействие прямых государственных субсидий и налоговых льгот на инвестиции в научно-исследовательскую деятельность предприятий в экономике впечатлений путем построения панельной модели с фиксированной полезностью. Выяснилось, что налоговые стимулы могут мотивировать предприятия инвестировать больше средств в инновационную научно-исследовательскую деятельность. Прямые государственные субсидии не оказывают непосредственного влияния на инвестиции в научно-исследовательскую деятельность в данном секторе. На основе проведенного исследования предлагается:
1) проводить политику фискального стимулирования экономики впечатлений, основанную на налоговых льготах, дополненных прямыми государственными субсидиями;
2) более осторожно использовать инструмент политики прямого субсидирования, а также оптимизировать политику прямого субсидирования и улучшить процесс и механизм ее реализации.
БЛАГОДАРНОСТИ
Исследование проводится при поддержке Государственного комитета по стипендиям КНР (грант № 202009010033).
ACKNOWLEDGEMENTS
The study is supported by the State Scholarship Committee of the People's Republic of China (grant No. 202009010033).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES
1. Pine, Joseph B., II, and James H. Gilmore, The experience economy: work is theatre and every business a stage. Cambridge, MA: Harvard Business School Press; 1999.
2. 2014, 54(02):62-69+173.[Zhao Fang, Wu Yuhui. The ideological basis of experience economy and the explanation of its prescriptiveness. The Journal of Social Sciences of Jilin University, 2014;(54.02):62-69. (In Chin.)].
3. Christensen F. Global experience industries. Aarhus, Denmark: Aarhus University Press; 2009.
4. + [The Ministry of Culture and Tourism released «The 14th Five-Year Plan for the Development of Cultural Industries» (In Chin.)]. URL: http://zwgk.mct.gov.cn/ zfxxgkml/zcfg/zcjd/202106/t20210607_925031.html.
5. Solow, Robert M. Technical change and the aggregate production function. The review of Economics and Statistics. 1957;(39.3):312-320. DOI: 10.2307/1926047
6. Chan, Su Han, John D. Martin, and John W. Kensinger. Corporate research and development expenditures and share value. Journal of Financial Economics. 1990;(26.2):255-276.
7. Callen, Jeffrey L., and Mindy Morel. The valuation relevance of R&D expenditures: Time series evidence. International review of financial analysis. 2005;(14.3):304-325.
8. Simachev, Y., Kuzyk, M. & Feygina, V. Public support for innovation in russian firms: looking for improvements in corporate performance quality. International Advances in Economic Research. 2015;(21):13-31. DOI: 10.1007/s11294-014-9509-5
9. Hewitt-Dundas, Nola, and Stephen Roper. Output additionality of public support for innovation: evidence for Irish manufacturing plants.European Planning Studies. 2010;(18.1):107-122. DOI: 10.1080/09654310903343559
10. ШШ, тш, tt$J. --
2014;(3):3-7.[Yang Yang, Tang Xiaojian, Du Jian. The relationship between tax burden and enterprise value of small and medium-sized private enterprises in China — an empirical analysis based on data from small and medium-sized board listed companies on the Shenzhen Stock Exchange. Taxation Research. 2014;(3):3-7. (In Chin.)].
11. ШХ. ЙШШ^Й^Х^^^Ш. ^f^.2021;(17):185-188.[Guo Wen. A study of government subsidies and the growth of digital culture enterprises. Marketing Circles. 2021;(17):185-188. (In Chin.)].
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
ДАИ Сяофэн — аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия
https://orcid.org/0000-0003-0556-2195
st080708@student.spbu.ru
ABOUT THE AUTHOR
DAI Xiaofeng — Postgraduate student of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia
https://orcid.org/0000-0003-0556-2195
st080708@student.spbu.ru
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 12.01.2022; принята к публикации 25.03.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 12.01.2022; accepted for publication 25.03.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.