РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332
Абрамян Г.А.1
ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВыХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОддЕРЖКИ ИНВЕСТОРОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация. В данной статье дано подробное описание основных форм государственной финансовой поддержки инвесторов (субсидии, налоговые льготы, налоговые кредиты, гарантии и поручительства и т. п.), реализующих проекты в тех или иных региональных территориальных единицах. Цель работы заключается в описании успешных проектов развитых стран, таких как Германия и США в рамках реализации государственной поддержки региональной экономики путем наращивания в регионах инвестиционной активности. На сегодняшний день органы исполнительной власти сталкиваются с проблемой привлечения внебюджетных средств, т. е. частных инвестиций, во все секторы экономики. В результате исследования становится очевидно, что помимо общепринятых мер финансовой поддержки в развитых странах используются возвратные инструменты, реализуемые через аффилированные институты развития по конкретным отраслям специализации того или иного региона. Также увеличивается роль маркетинговых инструментов в контексте повышения инвестиционной привлекательности и развития экономики.
Ключевые слова: финансовые меры, государственная поддержка, инвесторы, региональная экономика.
Abramyan G.
FOREIGN EXPERIENCE OF APPLICATION OF FINANCIAL MEASURES OF STATE SUPPORT FOR INVESTORS AS A FACTOR OF DEVELOPMENT
OF THE REGIONAL ECONOMY
Abstract. This article provides a detailed description of the main forms of state financial support for investors implementing projects in certain regional territorial units (subsidies, tax incentives, tax credits, guarantees and sureties, etc.). The purpose of the work is to describe successful projects of developed countries, such as Germany and the United States, in the framework of the implementation of state support for the regional economy by increasing investment activity in the regions. Today, the executive authorities are faced with the problem of attracting extra-budgetary funds, that is, private investment in all sectors of the economy. As a result of the study, it becomes obvious that in addition to generally accepted measures of financial support in developed countries, return instruments are used, implemented through affiliated development institutions, for specific industries of specialization of a particular region. The role of marketing tools is also increasing in the context of increasing investment attractiveness and economic development.
Keywords: financial measures, government support, investors, regional economy.
1 Абрамян Гор Ашотович, преподаватель, факультет управления, Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, gorabramyan@icloud.com, gorabramyan@sfedu.ru
Gor Abramyan, Lecturer, Faculty of Management, Southern Federal University, Rostov-on-Don, gorabramyan@icloud. com, gorabramyan@sfedu.ru
Широкий спектр финансовых инструментов поддержки предпринимателей, которые готовы реализовать тот или иной инвестиционный проект на территории региона, является одним из ключевых факторов повышения его инвестиционной привлекательности и общей конкурентоспособности [1]. Чем масштабнее, разнообразнее и эффективнее эти инструменты, тем привлекательнее для инвесторов данный регион, что стимулирует приток инвестиций и рост региональной экономики [2].
Международная практика включает в себя значительное число видов и форм государственной поддержки инвесторов (в том числе финансовых), основные из них представлены ниже (Рисунок 1). Эти инструменты универсальны и характерны как для страны в целом, так и для региональной экономики (региональные органы власти могут как обеспечивать реализацию федеральных финансовых инструментов, так и устанавливать собственные меры поддержки) [3].
Налоговые льготы
Льготные кредиты
Реструктуризация
долгов
Рисунок 1 — Основные формы государственной финансовой поддержки инвесторов (составлено автором по материалам исследования)
Субсидии являются одним из самых распространенных видов государственной финансовой поддержки при реализации инвестиционных проектов и применяются на сегодняшний день практически во всех развитых и развивающихся странах. Предоставление субсидии" обусловлено стремлением органов государственной власти минимизировать влияние негативных макроэкономических факторов, в частности, высоких процентных ставок, а также направлено на поддержку отдельных отраслей, системообразующих предприятий и наращивание экономической и инвестиционной активности на определенной территории в целом [4].
Субсидии носят безвозмездный характер и оказывают значительную нагрузку на бюджет. Субсидии используются всеми странами мира для развития приоритетных секторов промышленности и предприятий, стимулирования регионального развития, стимулирования
НИОКР, развития МСП, а также для решения множества других задач.
Налоговые льготы, как и субсидии являются одним из наиболее распространенных видов финансовой поддержки и активно применяются странами, входящими в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Многие страны активно предоставляют налоговые льготы в первую очередь для развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИ-ОКР), а также малого и среднего предпринимательства (МСП), что имеет важное значение для развития экономики территории любого уровня, в том числе региона. Интерес к использованию налоговых стимулов для НИ-ОКР вызван последствиями финансового кризиса, когда странам было необходимо найти инструмент инновационного экономического роста при жестких фискальных мерах. Налоговые льготы наряду с субсидиями являются
одним из наиболее распространенных видов государственной поддержки, особенно в части стимулирования НИОКР. На долю налоговых льгот приходится около 30% всех финансовых инструментов поддержки [5].
Льготные кредиты представляют собой целевые займы, выданные инвесторам под реализацию конкретного инвестиционного проекта на условиях выгоднее рыночных (в большинстве случаев подразумевается более низкая процентная ставка). Льготные кредиты преимущественно предоставляются в рамках кредитных продуктов институтов развития (банки с государственным участием, целевые фонды, экспортные агентства и пр.). Также возможен вариант реализации льготного кредита посредством субсидирования органами исполнительной власти определенной части процентных платежей по кредитам.
Реструктуризация долгов или финансовая помощь по спасению предприятий (rescue and restructuring - R&R) является одним из ключевых инструментов государственной поддержки предприятий, оказавшихся в трудном финансовом положении. Данная форма помощи позволяет предприятиям, находящимся на грани банкротства, подготовить план реструктуризации текущей задолженности, осуществление которого с высокой долей вероятности позволит им восстановить свою финансовую устойчивость в средне- или долгосрочной перспективе. На сегодняшний день около 30% сделок по смене собственника с участием государства в Европейском Союзе (ЕС) является операцией по реструктуризации и спасению
[7].
Гарантии и поручительства позволяют обеспечить обязательства принципалов по займам, в том числе направленным на реализацию инвестиционных проектов. Данные инструменты предоставляются по обязательствам инвестора, основанным на кредитных договорах, договорах займа, банковской гарантии, лизинга и т. д. В мировой практике в среднем на долю инвестиционных проектов приходится более 20% выданных гарантии. Лишь 10-20% инвестиционных проектов, для реализации которых предоставлялись гарантии, могли бы быть профинансированы без
данного обеспечения [6]. Основными преимуществами государственной поддержки в форме гарантии, помимо возможности привлечь заемное финансирование, являются отсутствие необходимости предоставления собственного обеспечения, льготная стоимость самой гарантии и экономия от снижения процентных ставок по кредитам. Гарантии могут предоставляться без взимания вознаграждения гаранта или на платной основе и выдаются специальными целевыми фондами, капитализация которых обеспечивается средствами бюджета стран, регионов и т. п. Гарантии, по которым гарантом выступает государство, являются государственными (госгарантии). Специализированные агентства, фонды и прочие организации по предоставлению гарантий могут быть частными, государственными, а также смешанного типа (с частным и государственным участием).
На сегодняшний день правительства многих стран проводят постоянную работу по совершенствованию действующих финансовых инструментов и созданию новых - более эффективных - с целью наращивания предпринимательской активности в регионах. Для определения ключевых мировых особенностей и трендов государственной финансовой поддержки инвесторов (в т. ч. регионах) был изучен успешный опыт таких стран, как Германия и США.
В Германии действует ряд государственных институтов и программ, направленных на содействие реализации инвестиционных проектов в целом и развитию НИОКР в частности. Например, банк развития KfW (член финансовой группы KfW Bankengruppe) предоставляет льготные среднесрочные кредиты представителям МСП по процентным ставкам ниже рыночных. Государственная инвестиционная компания DEG (Deutsche Investitions und Entwicklungsgesellschaft mbH), также являющаяся частью KfW Bankengruppe, занимается предоставлением долгосрочных кредитов на реализацию проектов, связанных с окружающей средой, обучением и повышением квалификации, охраной труда, а также финансированием стартапов [8].
Для развития инноваций среди МСП пра-
вительство Германии в 2013 году запустило специальную инновационную программу - Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand (ZIM), поддержанную Федеральным министерством экономики и энергетики Германии [9]. Программа подразумевает предоставление грантов как для индивидуальных проектов, так и коллективных - проекты сотрудничества в области НИОКР как минимум между двумя МСП или проекты сотрудничества в области НИОКР между как минимум одним МСП и как минимум одной исследовательской организацией. Финансирование осуществляется в виде безвозмездного гранта в форме долевого финансирования на следующих условиях:
• Индивидуальные проекты и проекты сотрудничества поддерживаются с помощью субсидий в размере от 25% до 55% от затрат, в зависимости от размера предприятия, местоположения и типа проекта. Уровень финансирования научных учреждений составляет 100%. Допустимые расходы ограничены суммой в 380000 евро на проект. Для исследовательских учреждений установлен потолок в размере 190000 евро.
• Сетевые проекты финансируются на сумму до 380000 евро, а финансирование первого этапа (создание сети, разработка технологической дорожной карты) не превышает 160000 евро. Первый этап будет финансироваться в течение максимум 12 месяцев с 90% приемлемых расходов. На втором этапе (реализация проектов НИОКР и подготовка к запуску) максимальное финансирование варьируется следующим образом: 1-й год - 70%; 2-й год - 50%; 3-й год - 30%.
В настоящее время инвестиционная политика Германии направлена на формирование благоприятной бизнес-среды, в связи с чем активно развиваются инструменты финансовой и консультационной поддержки для реализации инвестиционных проектов МСП, в том числе высокотехнологичных стартапов. В этой сфере значительное внимание уделяется позиционированию и продвижению тех или
иных регионов Германии как реципиентов инвестиций посредством инструментов брен-динга и регионального маркетинга.
США предоставляет инвесторам широкий перечень финансовых инструментов государственной поддержки в виде субсидий, гарантий, налоговых кредитов, льгот и вычетов, масштабной системы государственных закупок, а также помощи по спасению предприятий. Государство активно финансирует инвестиционные проекты в НИОКР (особенно в области обороны и здравоохранения) с участием государственных организаций, включая ARPA, NIH, NSF, NASA, университетов и научно-исследовательских институтов. Таким образом, для экономики США характерно кластерное развитие, выражающееся в реализации инвестиционных проектов и во взаимодействии между государством, научно-образовательными центрами и бизнесом.
Финансовые инструменты поддержки инвестиционных проектов в США предоставляются как федеральными органами власти, так и на уровне отдельных штатов с привлечением государственных институтов, кредитно-финансовых и экспортных организаций.
В целом же на сегодняшний день Федеральное правительство США предлагает широкий спектр услуг и программ для компаний, которые работают в Соединенных Штатах -от помощи по развитию кадровых ресурсов и грантов по повышению энергоэффективности до отдельных отраслевых стимулов. Государственные, территориальные и местные органы власти часто являются основным источником конкретной помощи, чтобы помочь инвесторам начать новые проекты или расширить уже действующие производства.
Перечень всех основных программ, доступных для инвесторов на территории всех штатов страны представлен в Таблице 1 [10]. Большинство вышеперечисленных программ носят целевой характер и имеют отраслевую специализацию - энергетика, НИОКР, недвижимость и т. д.
Таблица 1. Перечень программ финансовой поддержки инвесторов в США
№ п/п Название программы Сектор экономики
1 Demonstration of Integrated Biorefinery Operations, Renewable Energy Research and Development Энергетика
2 Environmental Quality Incentive Program (EQIP) Окружающая среда
3 Biomass Research and Development Initiative BRDI, Renewable Energy Research and Development Энергетика
4 International Science and Education Competitive Grants Program Образование
5 Specialty Crop Research Initiative Сельское хозяйство
6 Invest in America Без ограничений
7 NIST Information Related to the American Recovery and Reinvestment Act of 2009 НИОКР
8 Office of Technology and Electronic Commerce Информационно-коммуникационные технологии
9 Technology Innovation Program (TIP), DOC, NIST НИОКР
10 Small Business Innovation Research Program (SBIRP) DOC, NIST НИОКРР
11 Foreign Trade Zones Board Без ограничений
12 Business Energy Tax Credit Энергетика
13 Clean Coal Power Initiative (CCPI) Энергетика
14 Commercial Building Tax Deduction Энергетика
15 Electric Drive Vehicle Battery and Component Manufacturing Initiative Энергетика
16 Loan Guarantee Program Энергетика
17 National Energy Technology Laboratory (NETL) Энергетика
18 Recovery Act: Transportation Electrification Энергетика
19 Request for information: Solar Policy and Analysis Regional Centers (SPARCs) Возобновляемые источники энергии
20 Six Ultra-Deepwater Program 2008 Requests for Proposals (RFPs) НИОКР
21 Solar America Initiative (SAI) Market Transformation: Solar America Showcase 2009 Возобновляемые источники энергии
22 Wind and Hydropower Technologies Program (WHTP) Возобновляемые источники энергии
23 Grants.gov Без ограничений
24 Omnibus Solicitation of the NIH for Small Business Technology Transfer Grant Applications Здравоохранение
25 Recovery Act Limited Competition: NIH Challenge Grants in Health and Science Research (RC1) НИОКР
26 Small Business Innovation Research to Develop New Therapeutics and Monitoring Technologies for Type 1 Diabetes (T1D): Towards an Artificial Pancreas Здравоохранение
27 Multifamiliy Real Estate for Sale Недвижимость
28 Tax incentives in Empowerment Zones (EZs) Недвижимость
29 Tax incentives in Renewal Communities (RCs) Недвижимость
30 Grant Opportunities for Academic Liaison with Industry (GOALI) НИОКР
31 Industry/University Cooperative Research Centers Program (I/UCRC) НИОКР
32 Bilateral Investment Treaty (BIT) Без ограничений
33 Free Trade Agreements Без ограничений
34 Research and Development Tax Credit Без ограничений
Рассмотрим некоторые из этих программ подробнее:
1. Loan Guarantee Program - программа предоставления гарантий по займам на реализацию проектов в области чистой энергетики, в которых используются инновационные технологии и которые стимулируют дальнейшие инвестиции в передовые технологии.
2. Industry/University Cooperative Research Centers Program (I/UCRC) - программа развивает долгосрочные партнерские отношения между отраслью промышленности, академическими кругами и правительством. Центры стимулируются небольшими инвестициями Национального научного фонда (NSF) и в основном поддерживаются членами отраслевых центров, причем NSF играет вспомогательную роль в их развитии. Каждый центр создан для проведения исследований, представляющих интерес как для отрасли, так и для центра. Программа не только вносит вклад в базу исследовательской инфраструктуры и повышает интеллектуальный потенциал инженерных и научных кадров посредством интеграции исследований и образования, но также поощряет и стимулирует международное сотрудничество и совместные проекты. Предполагаемое финансирование в рамках программы составляет в среднем от 8 000 000 до 9 000 000 долларов США.
3. Tax incentives in Renewal Communities (RCs) - для предприятий, которые нанимают на работу местных жителей, модернизируют свой производственный процесс, а также строят или восстанавливают коммерческую недвижимость, возможна существенная экономия денежных средств на налогах, выплачиваемых через специальные федеральные налоговые льготы, зарезервированные исключительно в так называемых Renewal Communities (RCs) и Empowerment Zones (EZs [11]. Предприятия, которые нанимают местных жителей на работу в этих зонах, могут иметь право на ежегодные налоговые кредиты на трудоустройство до 3000 долларов США в расчете на одного работника. Предприятия, которые нанимают молодых резидентов RCs или EZs, даже если они находятся за пределами этих районов, могут иметь право требовать налоговые креди-
ты на трудоустройство в размере 2400 долл. США на одного работника.
Также стоит отметить функционирование отдельной федеральной программы «^е1еС;ША», разработанной Министерством торговли США [12]. С момента своего создания программа привлекла более 64 млрд. долл. США инвестиций, создав и/или сохранив более 86 тыс. рабочих мест в США. Только в 2018 году в рамках «^е1еС;^А» в экономику страны было привлечено 20,8 млрд. долл. США. «^е1еС;ША» работает с 20 федеральными агентствами и бюро для обеспечения полного взаимодействия по всем возникающим вопросам на этапе согласования инвестиционного проекта. Также оказывается консультационная и промоутерская поддержка в рамках платформы международного территориального маркетинга.
В рамках «^е1еС;ША» помощь предоставляется в следующих отраслях:
- авиационно-космическая промышленность;
- агробизнес;
- биофмармацевтика;
- химическая промышленность;
- производство потребительских товаров;
- экологические технологии;
- финансовые услуги;
- логистика и транспорт;
- производство СМИ и прочего медиа контента;
- розничная торговля;
- производство программного обеспечения 1Т-услуги;
- туристический и гостиничный бизнес.
Таким образом, в заключение можно сделать вывод о том, что зарубежный опыт применения финансовых инструментов повышения инвестиционной привлекательности территории (в том числе региона) характеризуется как разными инструментами и масштабом их финансирования, так и разными секторами экономики, являющимися основными объектами оказания государственной поддержки в зависимости от конкретных отраслей специализации того или иного региона. Однако, во всех странах, проанализированных в рамках данного исследования в качестве ключевых
инструментов, можно выделить фискальные меры (налоговые льготы, налоговые кредиты, налоговые вычеты), меры гарантийной и субсидийной поддержки инвесторов, а также льготные кредиты, предоставляемые институтами развития. Стоит отметить, что в развитых странах все популярнее становятся целе-
вые возвратные меры финансовой поддержки, реализуемые через различные институты развития, капитализация которых обеспечивается бюджетом региона или страны. Основными направлениями государственной поддержки являются: отрасль энергетики, сельское хозяйство и НИОКР.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонова Н.Е., Леонов С.И. Государственная поддержка инвесторов как факторов инвестиционной привлекательности субъекта Федерации // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 32. - С. 14-23.
2. Климова Н.В., Шаповалова Г.И. Оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала муниципального образования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 116. - С. 1419-1431.
3. Литвинова В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона // Молодой ученый. - 2011. - №4. Т. 1. - С. 165-170.
4. Мальцагова Т.М. Субсидии на развитие предпринимательства: региональный аспект // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 6 (6). - С. 853-859.
5. Никонов И. В. Влияние налоговых льгот на налоговую нагрузку в предпринимательском секторе // Налоги и налогообложение. - 2017. - № 9. - С. 27-37.
6. Чернышев А. А. Структура и тренды государственной поддержки в Европейском Союзе // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №4-5(41). - С. 197-201.
7. Чернышев А. А. Государственная гарантийная поддержка промышленных инвестиционных проектов // Финансы и реиндустриализация: от теории к практике: сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции - М.: ФЛИНТА, 2016. - С. 391-398.
8. Deutsche Investitions und Entwicklungsgesellschaft mbH. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.deginvest.de/Internationale-Finanzierung/DEG/
9. Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.zim. de/ZIM/Navigation/DE/Home/home.html
10. Guide to Federal Incentives and Programs Available to Investors. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.trade.gov/investamerica/iia_guide_to_fed_incentives.pdf
11. Аналоги функционирующих в Российской Федерации Территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданных для стимулирования развития моногородов
12. Select USA. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.selectusa.gov/welcome