Учет в некоммерческих организациях
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 31) установлена экономическая поддержка некоммерческих организаций. Эта поддержка может быть оказана в форме предоставления льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям (далее — НКО), созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом их организационно-правовых форм.
Кроме того, допускается предоставление НКО иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку. Законом запрещено предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Льготы могут устанавливать регионы и органы местного самоуправления по тем видам налогов, которые администрируются на этом уровне власти. Например, Правительство г. Москвы Законом от 12.07.2006 № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» конкретизировало и дополнило способы поддержки НКО следующими видами:
• предоставление грантов;
• предоставление льгот по уплате налогов и сборов, направляемыхв бюджетг. Москвы;
Д. Ю. СВЕРЧКОВА, юрист юридической компании «Налоговик»
• установление льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, полное или частичное освобождение от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности г. Москвы;
• предоставление помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы, в безвозмездное пользование на период выполнения социального заказа либо городской целевой программы;
• предоставление права на оплату коммунальных услуг по тарифам, предусмотренным для бюджетных учреждений;
• введение квоты площадей на первых этажах новостроек для передачи их в пользование негосударственным некоммерческим организациям;
• сохранение целевого назначения и направленности помещений, используемых негосударственными некоммерческими организациями для выполнения работ по социальному заказу;
• содействие в подготовке экспертов и специалистов по проведению конкурсов по размещению социального заказа и предоставлению грантов, осуществлению оценочной деятельности в социальной сфере;
• обучение членов и участников негосударственных некоммерческих организаций, организация обмена опытом, оказание информационно-методической помощи;
• содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.
Поэтому при определении налоговых льготах для некоммерческих организаций необходимо учитывать региональное законодательство, поскольку у законодательной власти этого уровня есть право
предоставлять больше льгот, чем указано в федеральном законодательстве.
Специальные режимы. Самая заметная льгота, на которую следует обратить внимание, это возможность применения некоторыми некоммерческими организациями специальных режимов налогообложения — упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) и единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД). Это интересно тем некоммерческим организациям, которые занимаются предпринимательской деятельностью в тех целях, для которых они созданы. Согласно ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (НК РФ) некоммерческие организации могут применять УСН, если они одновременно отвечают следующим установленным требованиям:
• по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы от реализации и внереализационные доходы не превысили 45 млн руб.;
• у организации нет филиалов или представительств;
• организация не ведет деятельность в банковской или страховой сферах, в игорном бизнесе, в производстве подакцизных товаров, а также добыче и реализации полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
• организация не является негосударственным пенсионным или инвестиционным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, ломбардом, адвокатским образованием, бюджетной или иностранной организацией;
• доля участия других организаций составляет не более 25 %. Исключения:
— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %;
— некоммерческие организации, в т.ч. организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с этим законом;
• среднесписочная численность за год составляет не более 100 чел.;
• остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб.
Применение УСН некоммерческими организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль и налога на имущество. Такие организации не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества, доверительного управления имуществом или концессионным соглашением.
При этом некоммерческие организации, применяющие УСН, на основании п. Зет. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождены от обязанности по ведению бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Учет доходов и расходов такими организациями осуществляется в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. В соответствии со ст. 346.24 НК РФ некоммерческие организации, применяющие УСН, доходы и расходы для целей исчисления налоговой базы учитывают в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющихУСН.
Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предусмотренную ст. 346.26 НК РФ, могут быть признаны в отношении этой деятельности налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности. Ведение налогового учета доходов и расходов, полученных от такой деятельности, налоговым законодательством не предусмотрено.
Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности установлена гл. 26.3 НК РФ, она вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения г. Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с прочими режимами налогообложения.
Налог на прибыль. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в каждой такой организации должен быть самостоятельный баланс или смета. Теоретически возможно отсутствие сметы при наличии самостоятельного баланса, но на практике смета доходов и расходов будет просто незаменима для подтверждения целевого исполь-
зования полученных целевых средств и подтверждения этого факта перед налоговыми органами.
Согласно требованиям налогового законодательства использование не по целевому назначению имущества (в том числе и денежных средств), результатов работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (за исключением бюджетных средств) признается внереализационным доходом налогоплательщика в соответствии с подп. 14ст. 250 НК РФ. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.
Итак, необходимо вести смету доходов и расходов, которая должна содержать подписи руководителя и главного бухгалтера организации с расшифровкой и дату составления. На ее основании будет удобным заполнение рекомендованной приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» формы №6 — «Отчет о целевом использовании полученных средств» в состав ежегодной бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций.
Во избежание споров с фискальными органами также целесообразно составлять смету доходов и расходов таким образом, чтобы по окончании налогового периода не оставалось неиспользованных остатков целевых средств. По окончании этого периода следует составлять отчет об исполнении сметы, который утверждается в НКО коллегиальным высшим органом управления.
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав признаются внереализационными доходами налогоплательщика. Исключением будут доходы некоммерческой организации, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, их перечень установлен п. 2ст. 251 НК РФ. К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся:
• осуществленные в соответствии с законодательством РФ о НКО вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с подп. 1 п. 2ст. 251 НК РФ;
• имущество, переходящее НКО по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК
РФ);
• суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осущест-
вление уставной деятельности НКО (подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ);
• средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2ст. 251 НК РФ);
• совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов (подп. 5 п. 2 ст. 251 НКРФ);
• использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям (подп. 7 п. 2ст. 251 НК РФ);
• имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности (подп. 11 п. 2 ст. 251 НК РФ);
• средства, поступившие на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон № 275-ФЗ);
• средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом № 275-ФЗ;
• средства, полученные от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом № 275-ФЗ. Перечень доходов, относимых к целевым поступлениям, является закрытым. Поэтому другие формулировки поступления целевых средств, например «целевое финансирование» или «финансирование уставной деятельности», нередко фигурирующие в платежных поручениях и в договорах между юридическими или физическими лицами и некоммерческой организацией, налоговые органы, как правило, учитывают для обложения налогом на прибыль организаций. Во избежание налоговых споров по налогу на прибыль некоммерческих организаций в платежных поручениях при перечислении целевых поступлений целесообразно использовать точные формулировки, которые даны в п. 2ст. 251 НК РФ. При получении НКО целевых поступлений их важно оценивать не только по формулировке, но и по существу, т. е. по их соответствию п. 2 ст. 251 НК РФ, что в ряде случаев позволит отстоять их исключение из налоговой базы по налогу на прибыль. Но чаще всего это удается сделать только в судебном порядке.
Налог на имущество организаций. Налоговые льготы по налогу на имущество для некоммерчес-
ких организаций предусмотрены ст. 381 НК РФ, от этого налога освобождены:
• религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
• общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
• организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 % — в отношении имущества, используемого ими для производства или реализации товаров;
• учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
• организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения, в установленном законодательством РФ порядке;
• имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.
Во всех прочих случаях налог на имущество придется заплатить.
К имуществу религиозных организаций, освобождаемому от налогообложения, можно отнести культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения богослужений, обеспечения молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.
Согласно п. 4ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) — если
даже такие основные средства окажутся в составе имущества некоммерческой организации, то налог на имущество с них платить не надо ни при каких обстоятельствах.
В том случае, когда имущество используется одновременно в деятельности, облагаемой и не облагаемой налогом, сумма налога рассчитывается не со всей стоимости основных средств, а только с ее части, подпадающей под налогообложение. Для этого остаточную стоимость таких основных средств распределяют, используя при этом разные методы:
• пропорционально занимаемой объектами основных средств площади;
• пропорционально удельному весу доходов, полученных от облагаемой и не облагаемой налогом деятельности, в общихдоходах. Следует иметь в виду, что при условии использования имущества одновременно в деятельности, облагаемой и не облагаемой налогом, необходимо организовать и вести раздельный учет.
В соответствии с п. 2ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество и основания для их использования.
Транспортный налог. При наличии транспортного средства некоммерческая организация уплачивает транспортный налог в общеустановленном порядке. Налоговые льготы по транспортному налогу для некоммерческих организаций в НК РФ не предусмотрены.
Однако региональное законодательство может их предусматривать. Например, в абз. 3 п. 3 ст. 10 Закона Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-03 «О льготном налогообложении в Московской области» (далее — Закон № 151/2004-ОЗ) для благотворительных организаций предусмотрено освобождение от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. От этого же налога освобождены общественные организации инвалидов (п. 2 ст. 7 Закона № 151/2004-03), организации, участниками которых являются общественные организации инвалидов (подп. 2п. 2ст. 8 Закона№ 151/2004-03). При этом критерии отнесения определены в ст. 10 Закона № 151/2004-03. В частности, уставными целями деятельности таких организаций должна быть одна или несколько из следующих:
• улучшение материального положения и социальная реабилитация лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума или нуждающихся в попечении;
• организация рабочих мест для граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в том
числе для увольняемых в запас военнослужащих и членов их семей;
• оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, конфликтов, жертвам репрессий;
• содействие развитию здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, науки, культуры, искусства, просвещения, физической культуры и спорта;
• обеспечение реализации прав граждан на свободу убеждений и вероисповедания;
• защита и охрана окружающей среды;
• охрана и содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческую, культовую, культурную или заповедную значимость, мест захоронения защитников Отечества. Налоговое законодательство в отношении льгот
для некоммерческих организаций выглядит как многоуровневая сложная система. Федеральные законы создают и регламентируют только основные обязательные льготы для отдельных видов или кате-
горий НКО, предоставляя региональным властям и органам местного самоуправления полномочия по установлению дополнительных льгот. Законодательная власть регионов, как правило, не вводит новые льготы, поскольку это может привести к дефициту бюджета. С другой стороны, если бы власти регионов отказались отчасти налогов, возлагая на общество, в том числе и через некоммерческие организации, заботу о социально не защищенных группах населения, то имели бы возможность добиться улучшения их материального положения.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
3. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ.