Учет в некоммерческих организациях
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ (ОБЩЕСТВЕННЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ
К. Г. ЗАВЬЯЛОВ, Е. В. МЕЛЬНИКОВА, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
У бухгалтера некоммерческой общественной организации (которая не является жилищностроительным кооперативом и товариществом собственников жилья) нередко возникает вопрос: какие налоговые льготы предусмотрены для таких некоммерческих организаций.
Некоммерческой организацией согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) является организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2ст. 2 Закона№ 7-ФЗ).
Одной из форм некоммерческих организаций является общественная организация, которой признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1ст. 6 Закона № 7-ФЗ). На сегодняшний день НК РФ предусмотрен ряд специфических норм, применяемых исключительно некоммерческими организациями.
В силу подп. 2п.З ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (заисключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
— общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
— организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абз. 2 подп. 2 п. Зет. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %;
— учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в
абз. 2 подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
В части исчисления НДФЛ следует учитывать, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физическихлиц в виде:
— сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание (п. Юст. 217 НК РФ);
— доходов, не превышающих 4 ООО руб., полученных в виде сумм материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.
Статья 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы налога на прибыль. Так, п. 2 ст.251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе:
— осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (подп. 1 п. 2ст. 251 НКРФ);
— средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2ст. 251 НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон № 275-ФЗ) (подп. 13 п.2ст.251НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом № 275-ФЗ (подп. 14 п. 2ст. 251 НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом № 275-ФЗ (подп. 15 п. 2 ст.251 НК РФ).
При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Также не учитываются при налогообложении имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, утвержденный в ст. 264 НК РФ, также содержит ряд расходов, присущих некоммерческим организациям.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков — учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ (подп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ). Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики (общественные организации инвалидов) вправе создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет. Расходы на формирование такого резерва учитываются в составе прочих расходов (подп. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Также п. 3 ст. 286 НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо УФНС России по г. Москве от 15.03.2005 № 20-12/16361).
Главой 25.3 НК РФ также установлен ряд льгот, применяемых исключительно некоммерческими организациями. Так, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков (п. 2 ст. 333.37 НК РФ). Однако цена иска не должна превышать 1 000 000 руб. (п. 3 ст. 333.37 НК РФ).
В свою очередь, п. 4ст. 333.38 НК РФ указывает, что от уплаты государственной пошлины за совершение всех видов нотариальных действий освобождаются общественные организации инвалидов.
Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставнойдеятельности (п. Зет. 381 НКРФ).
Аналогичная норма предусмотрена и в отношении земельного налога. От налогообложения данным налогом освобождаются земельные участки, используемые общероссийскими общественными организациями инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для осуществления уставной деятельности (п. 5 ст. 395 НК РФ).
Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении некоммерческих организаций, а также основания для их использования налогоплательщиками.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
3. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ.
4. Письмо УФНС России по г. Москве от 15.03.2005 № 20-12/16361.