Учет в некоммерческих организациях
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В ЖИЛИЩНЫХ, ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВАХ, ТОВАРИЩЕСТВАХ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ*
3. А. СКЛЯРЕНКО, кандидат технических наук, исполнительный директор ООО аудиторской фирмы «АЭЛИТА-сервис»
А. Ю. ТРУШИЦЫНА, директор учебного центра ООО аудиторской фирмы «АЭЛИТА-сервис»
4. Налогообложениежилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья
4.1. Налоги и взносы в деятельности жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья
К основным налогам, которые уплачивают жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) относятся:
• налог на прибыль;
• налог на добавленную стоимость;
• налог на доходы физических лиц;
• единый социальный налог;
• транспортный налог;
• налог на имущество;
• другие налоги и взносы, установленные законодательством РФ.
Самым сложным и неурегулированным вопросом до настоящего времени остается вопрос начисления и уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, уплачиваемых ЖК, ЖСК и ТСЖ с обязательных платежей граждан, проживающих в многоквартирном доме.
* Продолжение. Начало см. в БИНО № 21 (237) - 2009.
Налог на прибыль. В соответствии с п. 2ст. 151 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) средства ТСЖ состоят из:
• обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
• доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества;
• субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
• прочих поступлений.
Налоговым законодательством вышеперечисленные поступления рассматриваются в качестве доходов, облагаемых налогом на прибыль, не освобожденных от налогообложения. От налогообложения освобождаются целевые поступления некоммерческих организаций на ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций.
В соответствии с подп. 1 п. 2ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к целевым поступлениям некоммерческих организаций относятся вступи-
тельные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Термин обязательные платежи введен п. 2 ст. 151 ЖК РФ, которые включают в себя плату за жилое помещение и коммунальные услуги:
• плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (подп. 1 п. 2ст. 154 ЖК РФ);
• плату за коммунальные услуги (за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) (п. 4, подп. 2 п. 2ст. 154 ЖК РФ).
Согласно п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Размер таких платежей и (или) взносов членов ТСЖ определяется органами управления ТСЖ в соответствии с его уставом (п. 8 ст. 156 ЖК РФ). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1ст. 157 ЖК РФ). Другими словами, денежные средства, уплачиваемые членами ТСЖ на содержание, ремонт имущества, а также в счет оплаты коммунальных услуг, квалифицируются ЖК РФ как обязательные платежи, но не как вступительные или членские взносы. Вследствие существующего законодательства обязательные платежи не могут быть признаны целевыми поступлениями, поскольку перечень целевых поступлений — закрытый и не предусматривает таких доходов, как обязательные платежи членов ТСЖ.
Исходя из изложенного, плата членов ТСЖ либо ЖК, ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,
содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются Минфином России и налоговыми органами в качестве выручки от реализации работ, услуг.
Свою позицию о включении обязательных платежей в налоговую базу по налогу на прибыль Минфин России и налоговые органы излагают в следующих письмах:
• письмо Минфина России от 17.12.2008 № 0303-06/4/97 «Об учете для целей налогообложения прибыли доходов товарищества собственников жилья в виде платежей собственников за оставление транспорта в ночное время на огороженной территории ТСЖ»;
• письмо Минфина России от 12.02.2008 № 03-03-06/4/7 «О налогообложении средств, полученных ТСЖ от своих членов на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома»;
• письмо Минфина России от 27.11.2007 № 0303-07/23 «О налогообложении средств, получаемых товариществами собственников жилья от собственников помещений многоквартирного дома»;
• письмо Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 № ММ-6-03/209 «О направлении письма Минфина России о порядке исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль товариществами собственников жилья».
Действительно, плата за содержание и ремонт
жилого помещения — это плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. ЖК, ЖСК и ТСЖ оказывают такие услуги, ради которых они и создаются. Более того, обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме являются теми видами хозяйственной деятельности, которые разрешено вести ТСЖ. Поэтому признание дохода ТСЖ в виде платы за содержание и ремонт в качестве налогооблагаемой выручки от реализации представляется правомерным и справедливым.
Плата за коммунальные услуги имеет иную природу.
Созданные для обеспечения эксплуатации дома ЖК, ЖСК и ТСЖ не предоставляют коммунальных услуги, а заключают с коммунальными организациями договоры в интересах собственников помещений и являются лишь посредником в передаче денег организациям ЖКХ, которые оказывают коммунальные услуги жильцам. ЖК, ЖСК и ТСЖ
оплачивают эти услуги из средств, поступающих на расчетный счет в виде коммунальных платежей, действуя на условиях представительства.
Так как ЖК, ЖСК и ТСЖ не оказывают таких услуг, не может быть и дохода, подлежащего налогообложению. Напомним, что согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Очевидно, что, выступая лишь транзитной организацией, ЖК, ЖСК и ТСЖ не получают экономической выгоды. Такие выводы были сделаны в письмах:
• УМНС по г. Москве от 14.05.2004 № 2612/33049. Денежные средства, взимаемые с жильцов на основании счетов, выставленных организациями, непосредственно оказывающими коммунальные услуги, в размере фактически потребленных жильцами указанных услуг, не учитываются в составе доходов ТСЖ для целей налогообложения прибыли. Но чиновники предупреждают: в случае превышения взимаемых с жильцов средств над суммами фактически использованных ими коммунальных услуг, равно как при использовании указанных средств на иные цели, названные средства рассматриваются в качестве дохода ТСЖ;
• Минфина России от 14.11.2005 № 03-11-05/100. Для управляющей компании поступающие на расчетный счет и перечисляемые коммунальным организациям платежи от населения не являются выручкой от реализации услуг, так как эту реализацию осуществляют указанные коммунальные организации.
На сегодняшний день сложилась положительная арбитражная практика в пользу ЖК, ЖСК и ТСЖ, свидетельствующая о признании платежей за коммунальные услуги членами ЖК, ЖСК и ТСЖ целевыми поступлениями:
• постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2007 № 57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов»;
• постановление ФАС СЗО от 18.07.2007 № А56-25404/2006;
• постановление ФАС СЗО от 29.06.2007 № А56-29818/2006.
Учитывая разносторонний подход к существующей проблеме и неурегулированность вопросов налогообложения обязательных платежей членов ЖК, ЖСК и ТСЖ, рекомендуется выбрать соответствующий способ налогообложения поступающих обязательных платежей от членов ЖК, ЖСК и ТСЖ и закрепить его в учетной политике.
Налог на добавленную стоимость. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров, работ, услуг на территории РФ. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому. В связи с этим возникновение объекта обложения НДС зависит от квалификации ЖК, ЖСК ТСЖ в качестве оказания услуг. Как было сказано выше, управление домом, содержание, ремонт общего имущества квалифицируются именно как оказание услуг (для целей налогообложения прибыли). Значит, в данном случае возникает обязанность исчисления и уплаты НДС. Именно такого мнения придерживаются и финансисты, и налоговики (см. письма Минфина России от
01.11.2004 № 03-04-09/19 и УФНС по г. Москве от
27.07.2005 № 21-24-И/0149). Что касается платежей за коммунальные услуги, то уплата НДС целиком и полностью зависит от выбора способа учета обязательных платежей, рассмотренных выше.
В соответствии с подп. 1 п. 2ст. 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, ЖК, ЖСК и ТСЖ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Поступления от предпринимательской деятельности признаются выручкой и облагаются налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и 25 НК РФ. Соответствующие доходы после уплаты налога на прибыль направляются на ведение уставной деятельности.
Рекомендуется ведение раздельного учета уставной и предпринимательской деятельности.
Например, ТСЖ может сдавать в аренду часть земельного участка, подвальные помещения. Эти доходы относятся к внереализационным (п. 4 ст. 250 НК РФ) и подлежат налогообложению.
Налог на доходы физических лиц. ЖК, ЖСК и ТСЖ, от которых налогоплательщики получили доходы, являются налоговыми агентами и в силу п. 1 ст. 226 НК РФ обязаны исчислить, удержать и уплатить суммы НДФЛ, исчисленные в соответствии со ст. 224 НК РФ.
Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ЖК, ЖСК
и ТСЖ в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, выплачиваемые за счет членских взносов, подлежат обложению ЕСН.
Транспортный налог. Если на ЖК, ЖСК и ТСЖ
зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, то они являются плательщиками транспортного налога.
Налог на имущество. ЖК, ЖСК и ТСЖ не являются собственниками жилого фонда многоквартирного дома. Квартиры принадлежат их собственникам, поэтому правовые основания начисления ТСЖ налога на имущество отсутствуют (см., например, постановление ФАС ЗСО от 17.08.2005 № Ф04-5249/2005(13874-А70-15).
ТСЖ вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения при соблюдении условия п. 2ст. 346.12 НК РФ (если доходы по итогам 9 мес. года не превысили 15 млн руб.).
4.2. Упрощенная система налогообложения 4.2.1. Условия применения упрощенной системы налогообложения для жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья Критерии, которым должна соответствовать организация для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН), изложены в ст. 346.12 НК РФ. К ним относятся:
• размер доходов по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, не превысил предела, установленного п. 2ст. 346.12 НК РФ;
• организация не имеет филиалов и (или) представительств;
• доля в уставном капитале организации, принадлежащая другим организациям, не превышает 25%;
• средняя численность работников организации (индивидуального предпринимателя) не превышает 100 человек;
• остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации не превышает 100 млн руб.
В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 мес. того года, в котором она подает заявление о переходе на УСН, ее доходы не превысили 15 млн руб. Причем, эта сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, а размер доходов определяется в соответствии с порядком, изложенным в ст. 248 НК РФ.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 № 395 «Об установлении коэффициен-
та-дефлятора в целях применения гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» на 2009 год» коэффициент-дефлятор на 2008 г. определен в размере 1,538.
Организации имеют право перейти на УСН с 01.01.2010, если их доход за 9 мес. 2009 г. не превысит 23 070 000 руб. (15 000 000 х 1,538). Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вернуться на общий режим налогообложения, если в 2009г. их доход превысит 30 760 000 руб. (20 000 000 х 1,538).
Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (согласно п. бет. 6.1 НК РФ этот срок исчисляется в рабочих днях). В этом случае организация будет применять УСН с даты постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Работающие организации, применяющие иные режимы налогообложения, имеют право перейти на УСН с начала календарного года (налогового периода) при соблюдении ограничений, названных вст. 346.12 НК РФ.
Согласно ст. 346.13 НК РФ организации, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого хотят перейти на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, в котором сообщают:
• о размере доходов за 9 мес. текущего года;
• о средней численности работников за указанный период;
• об остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Выбор объекта налогообложения (доходы либо доходы минус расходы) осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН. Форма уведомления не утверждена, значит, его можно составить в произвольной форме.
О переходе на УСН организация подает заявление по установленной форме приказом МНС от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»:
• форма 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения» (приложение 1);
• форма 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения» (приложение 2);
• форма 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения» (приложение 3).
Налоговые органы выдают уведомление о возможности или невозможности применения УСН. Срок выдачи уведомления налоговыми органами в НК РФ не установлен. Без уведомления налоговых органов организация не имеет права применять УСН. 4.2.2. Порядок налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения жилищных, жилищно-строительныхкооперативов, товариществ собственников жилья Порядок налогообложения ЖК, ЖСК и ТСЖ состоит в порядке:
1) определения доходов;
2) определения расходов;
3) признания доходов и расходов;
4) определения налогооблагаемой базы по налогу;
5) исчисления и уплаты налога;
6) ведения налогового учета, составления налоговой отчетности и представления ее пользователям.
Порядок определения доходов. Порядок определения доходов установлен ст. 346.15 НК РФ, в соответствии с которым ЖК, ЖСК и ТСЖ учитывают доходы от реализации, перечисленные в ст. 249 и 250 НК РФ — это доходы от реализации и внереализационные доходы.
Доходы, не учитываемые в целях налогообложения единым налогом, принимаются в соответствии со ст. 251 НК РФ.
Для ЖК, ЖСК и ТСЖ не являются доходами:
• средства бюджета, выделяемые ЖК, ЖСК, ТСЖ, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
• целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к которым относятся:
• целевые поступления из бюджета на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;
• поступившие безвозмездно от других организаций, физических лиц и использованные получателями по назначению.
При этом налогоплательщики—получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям ЖК, ЖСК и ТСЖ в соответствии с подп. 1, 2, 3 п. 2ст. 251 НК РФ на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
• вступительные взносы;
• членские взносы;
• паевые взносы;
• пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ;
• отчисления на формирование в установленном порядке ст. 324 НК РФ резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества членами ЖК, ЖСК и ТСЖ;
• имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
• суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций. Порядок определения расходов. Порядок определения расходов соблюдают только те налогоплательщики, которые установили в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, перечень которых установлен в ст. 346.НК РФ.
Учет расходов при УСН осуществляется на основании следующих общих правил, установленных гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения»:
1) установленный перечень расходов является исчерпывающим и расширению не подлежит;
2) расходы учитываются для целей налогообложения при соблюдении установленных принципов;
3) отдельные расходы учитываются в порядке, установленном для аналогичных расходов по налогу на прибыль;
4) расходы учитываются для целей налогообложения только в момент их признания.
Условиями принятия расходов для целей налогообложения являются требования п. 1 ст. 252 НК РФ:
• расходы должны быть документально обоснованы;
• расходы уменьшаются на сумму документально подтвержденных расходов;
• к уменьшению доходов принимаются расходы в рамках установленного перечня, которые произведены для осуществления деятельности организации.
В случае несоблюдения вышеперечисленных
условий, расходы для целей налогообложения не
учитываются.
Расходы ЖК, ЖСК и ТСЖ классифицируются на:
• расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;
• расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;
• расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
• арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
• материальные расходы (те, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций);
• расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;
• расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;
• суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16, 346.17 НК РФ;
• расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
• расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
• расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
• другие, поименованные в ст. 346.16 НК РФ. Организация, применяющая УСН, вправе
уменьшить свои доходы на затраты (материальные затраты), связанные с приобретением работ и услуг производственного характера и поименованные в частности в подп. 6 п. 1 ст. 254 НКРФ. А именно, на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
В свою очередь к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся:
• оплата за транспортные услуги сторонних организаций;
• оплата сторонним организациям за предоставление коммунальных услуг, за ремонт и обслуживание жилищного фонда. Расходы на приобретение объектов основных
средств и иного имущества, необходимого для ведения уставной деятельности, осуществляются за счет средств целевого финансирования и не уменьшают доходы от осуществления деятельности организации.
Расходы на коммунальные платежи, которые обеспечиваются за счет поступлений от жильцов за коммунальные услуги (плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т. п.), принимаются к вычету в составе расходов одновременно с отражением их в доходной части ЖК, ЖСК и ТСЖ. Таким образом, плата за коммунальные услуги не попадает под обложение единым налогом при выборе организациями объекта налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов (письмо Минфина России ot20.03.2008 № 03-11-02/28).
Следует обратить внимание, что ЖК, ЖСК и ТСЖ, применяющих УСН с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов, создающие резерв на капитальный ремонт в порядке, установленном ст. 324 НК РФ, вправе уменьшить налогооблагаемую базу единовременно по факту оплаты ремонтных работ (подп. Зп.1 ст. 346.16 НК РФ).
Порядок признания доходов и расходов. Порядок признания доходов и расходов ЖК, ЖСК и ТСЖ осуществляется в соответствии с требованиями ст. 346.17 НК РФ и состоит в следующем:
1) датой получения доходов признается день (кассовый метод):
• поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу;
• получения имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;
• погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат;
2) расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты с учетом следующих особенностей:
• материальные расходы и расходы на оплату труда признаются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;
• расходы на уплату налогов и сборов признаются в размере, фактически уплаченном. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда погашается указанная задолженность;
• расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;
3) организации не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах;
4) при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект на-
логообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
Порядок определения налогооблагаемой базы по налогу. Порядок определения налогооблагаемой базы по налогу установлен ст. 346.18 НК РФ и состоит в следующем:
1) если объектом налогообложения являются доходы ЖК, ЖСК и ТСЖ, налоговой базой признается денежное выражение доходов;
2) если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов;
3) доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов;
4) доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам;
5) при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода;
6) налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.
Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. Перенос убытка на будущее осуществляется с 01.01.2009 по новым правилам.
В соответствии с п. 7 ст. 346.18 в целях применения УСН налогоплательщики: • вправе уменьшить исчисленную по итогам
налогового периода налоговую базу на сумму
убытка, полученного по итогам предыдущих лет при условии применения налогоплательщиком УСН с аналогичным объектом налогообложения;
При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.15 НК РФ;
• вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих 9 лет.
Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.
В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе наУСН.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
Порядок исчисления и уплаты налога. Исчисление налога производится по итогам налогового и отчетных периодов. В соответствии со ст. 346.19:
• налоговым периодом признается календарный год;
• отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 мес. календарного года. Налоговые ставки установлены ст. 346.20 НК
РФ в размере:
• 6 % если объектом налогообложения являются доходы;
• в пределах от 5 до 15%, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Дифференцированные ставки в этом случае устанавливаются законами субъектов РФ.
Порядок исчисления налога состоит в следующем:
1) налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;
2) сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно;
3) в случае выбора объекта налогообложения — доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, 9 мес. с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на50 %;
4) в случае выбора объекта налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, 9 мес. с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу;
5) ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период;
6) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя);
7) налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Порядок ведения налогового учета, составления налоговой отчетности и представления ее пользователям. Порядок ведения налогового учета, состав-
ления налоговой отчетности и представления ее пользователям состоит в следующем:
1) налогоплательщики ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов РФ;
2) налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения.
Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
3) форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.
Список литературы
1. О налогообложении средств, полученных ТСЖ от своих членов на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома: письмо Минфина России от 12.02.2008 № 03-03-06/4/7.
2. О налогообложении средств, получаемых товариществами собственников жилья от собственников помещений многоквартирного дома: письмо Минфина России от27.11.2007 № 03-03-07/23.
3. О направлении письма Минфина России о порядке исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль товариществами собственников жилья: письмо Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 № ММ-6-03/209.
4. Об учете для целей налогообложения прибыли доходов товарищества собственников жилья в виде платежей собственников за оставление транспорта в ночное время на огороженной территории ТСЖ: письмо Минфина России от 17.12.2008 № 03-03-06/4/97.
(Продолжение следует)