Научная статья на тему 'Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом* (комментарий к федеральным законам от 26л1. 2008 № 224-ФЗ, 24л1. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04л2. 2008 № 251-ФЗ)'

Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом* (комментарий к федеральным законам от 26л1. 2008 № 224-ФЗ, 24л1. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04л2. 2008 № 251-ФЗ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В октябре и ноябре 2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу, которые предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выход из кризисной ситуации: федеральные законы от 24.11.2008 № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 04.12.2008 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этими законами вносятся хоть и точечные, но существенные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации. Внесение таких масштабных поправок в Налоговый кодекс РФ стало возможным благодаря антикризисной политике. Послание Президента РФ Федеральному Собранию также сыграло свою роль, поскольку глава государства дал понять, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер. В Законе № 224-ФЗ содержатся многочисленные поправки как в первую, так и во вторую части Налогового кодекса РФ, а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством о налогах и сборах. Особое внимание уделено налогу на добавленную стоимость, а также амортизации основных средств. Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 224-ФЗ, практически все рассмотренные поправки вступают в силу с 1 января 2009 г. Автор в данной статье рассмотрел особенности вступления в силу отдельных изменений законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом* (комментарий к федеральным законам от 26л1. 2008 № 224-ФЗ, 24л1. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04л2. 2008 № 251-ФЗ)»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В БОРЬБЕ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ* (КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ ОТ 26.11.2008 № 224-ФЗ, 24.11.2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04.12.2008 № 251-ФЗ)

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,

консультант Минфина России

Налог на добавленную стоимость при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг

В соответствии с п. 4ст. 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

А сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Минфин России в письме от 18.01.2008 № 0307-15/05 указывает на то, что суммы налога надо-бавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам), расчеты за которые производятся зачетом взаимных требований, подлежат вычетам в том налоговом периоде, в котором суммы налога перечислены продавцу на основании платежного поручения. Поэтому одним из условий для осуществления вычетов налога покупателем является наличие у покупателей платежных поручений на перечисление сумм налога.

В силу подп. «в» п. 5 ст. 2 Закона № 224-ФЗ абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ утрачивает силу, тем самым

* Окончание, начало см. в журнале «Бухгалтер и закон» № 3 (123) 2009.

устраняются все сложные и спорные вопросы, возникающие у налогоплательщиков при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Следует отметить, что при осуществлении с 1 января 2009г. товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 г. включительно, подлежат вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 9 ст. 12 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

Требования к счету-фактуре

Согласно п. 2ст. 169 НК РФ, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5и6ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пп. 5 и бет. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В силу п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:

— порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

— наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

— наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

— номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказанияуслуг);

— наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

— количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

— цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

— стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

— сумма акциза по подакцизным товарам;

— налоговая ставка;

— сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

— стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

— страна происхождения товара;

— номер таможенной декларации.

В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Согласно изменениям, внесенным п. бет. 2 Закона № 224-ФЗ, положения п. 2 ссылаются на пп. 5, 5.1, бет. 169 НКРФ.

Абзац 1 п. 5 ст. 169 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой устанавливается перечень реквизитов, которые должны быть указаны в счете-фактуре, выставляемом при реализации

товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. Кроме этого, ст. 169 НК РФ дополнена п. 5.1, устанавливающим, что в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

— порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

— наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

— номер платежно-расчетного документа;

— наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

— сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

— налоговая ставка;

— сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Таким образом, новая редакция разграничивает перечень реквизитов счета-фактуры, выставляемого при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав и выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Восстановление НДС

В соответствии с подп. 1 п. Зет. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Этим же положением установлено, что восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с данным подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном гл. 21 НК РФ. При этом сумма восстановленного налога указывается в

документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав.

В силу подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2ст. 170 НК РФ, за исключением операции, предусмотренной подп. 1 данного пункта, и передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц и передаче имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с данным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы и имущественные права, были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных вп.2ст.170 НК РФ.

При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26.2 и 26.3 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.

Положения данного пункта не применяются в отношении налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим в соответствии сгл. 26.1 НКРФ.

В силу п. 7ст. 2 Закона № 224-ФЗ п. Зет. 170 дополнен подп. 3, устанавливающим, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Абзацем вторым введенного подпункта установлено, что восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Кроме этого, указывается, что восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В соответствии сп. Зет. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл. 21 НК РФ. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пп. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения данного пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

Согласно п. 8 ст. 2 Закона № 224-ФЗ, абз. 3 п. Зет. 171 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой положения данного пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2ст. 171 НК

РФ, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Также п. Зет. 171 НК РФ дополнен подп. 12, в силу которого вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычеты по НДС

В силу п. 2ст. 172 НК РФ при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком в случаях и в порядке, которые предусмотрены п. 4ст. 168 НК РФ.

Согласно п. 9ст. 2 Закона № 224-ФЗ, п. 2 ст. 172 НК РФ признан утратившим силу в связи с исключением п. 4ст. 168 НК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в абз. 1 и 2 п. бет. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абз. 1и2п.1 рассматриваемой статьи.

Вычеты сумм налога, указанных в абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со ст. 173 НКРФ.

На основании п. 9 ст. 2 Закона № 224-ФЗ абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой вычеты сумм налога, указанных в абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный п. 10ст. 167 НКРФ.

Согласно п. 13 ст. 9 Закона № 224-ФЗ, суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

Также ст. 172 НК РФ дополнена п. 9, в силу которого вычеты сумм налога, указанных в п. 12 ст. 171 НКРФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов,

подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

Изменения в порядке возмещения НДС

В силу абз. Зп.З ст. 176 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно абз. 4 п. Зет. 176 НК РФ, одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

В силу п. 10 ст. 2 Закона № 224-ФЗ абз. 4 п. 3 ст. 176 НК РФ изложен в новой редакции, устанавливающей, что одновременно с этим решением принимается:

— решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

— решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

— решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Пунктом 9 ст. 9 Закона № 224-ФЗ устанавливается, что положения абз. 4 п. Зет. 176 НК РФ (в ред. Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются в отношении решений, принимаемых после 1 января 2009 г.

Реализация автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи

Статьей 154 НК РФ рассмотрен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг).

В силу п. 1 ст. 1 Закона № 251-ФЗ ст. 154 НК РФ дополнена п. 5.1, устанавливающим, что при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.

Также п. 4ст. 164 НК РФ, согласно п. 2ст. 1 Закона № 251-ФЗ, изложен в новой редакции, предусматривающей, что при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. Зет. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

В силу ст. 2 Закона № 251-ФЗ данные изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, с момента вступления в силу Закона № 251-ФЗ будет урегулирован порядок расчета налога на добавленную стоимость в отношении автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи.

Увеличение суммы ограничения имущественного налогового вычета

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение перечисленных в ст. 220 НК РФ имущественных налоговых вычетов.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Также подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ устанавливается, что общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 1 млн руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Согласно п. 11 ст. 2 Закона № 224-ФЗ, в подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ внесено изменение, согласно которому увеличено ограничение на получение имущественного налогового вычета с1до2 млн руб.

Кроме этого, стоит учесть, что в силу п. 6 ст. 9 Закона № 224-ФЗ данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Такая поправка направлена на поддержку государством физических лиц, которые приобрели указанное в подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущество, в том числе и для уплачивающих ипотечный кредит. В условиях финансово-экономического кризиса такая мера является необходимой, поскольку в настоящее время несколько заморожено ипотечное кредитование и увеличены проценты по кредитам.

Порядок исчисления и уплаты НДФЛ

В силу подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога на доходы физические лица производят исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.

На основании п. 12ст. 2 Закона № 224-ФЗ п. 1 ст. 228 дополнен положением, согласно которому исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ производят физические лица — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав.

Согласно подп. 7 п. 1ст. 228 НК РФ, физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ.

В редакции Закона № 224-ФЗ подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ изложен по-новому. Так, исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 228 НК РФ производят физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Доходы, которые не учитываются при исчислении налога на прибыль

В силу подп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых

улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором.

Пунктом 13 ст. 2 Закона № 224-ФЗ подп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен, в связи с чем согласно новой редакции при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем.

Согласно п. 1 ст. 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленномдоговором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этого, п. 2ст. 689 ГК РФ установлено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2ст. 610, пп. 1и Зет. 615, п. 2ст. 621, пп. 1 и3ст.623 ГК РФ.

Такие изменения приравнивают договор аренды и договор безвозмездного пользования. С момента вступления в силу Закона № 224-ФЗ налогоплательщик, передавший имущество по договору безвозмездного пользования, не должен учитывать в составе внереализационных доходов стоимость неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем, как и в случае с договором аренды.

Расходы при исчислении налога на прибыль

Согласно п. 2.1 ст. 252 НК РФ, в целях гл. 25 НК РФ расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется поданным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных НК РФ, убытки),

предусмотренные ст. 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 гл. 25 НК РФ, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 НК РФ. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Однако данное положение не учитывает того, что у организации могут быть и неимущественные права, что устраняется п. 14ст. 2 Закона № 224-ФЗ.

Материальные расходы

Согласно п. 2ст. 254 НК РФ, стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пп. 13и20ч. 2ст. 250 НК РФ.

На основании п. 15 ст. 2 Закона № 224-ФЗ абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ изложен в новой редакции, в силу которой стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пп. 13 и 20 ч.2ст.250 НК РФ.

Основное средство, выявленное в результате инвентаризации

В силу п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 ООО руб.

При этом первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Редакция данного положения не предусматривала определения первоначальной стоимости основного средства в случае, если такое имущество выявлено в результате инвентаризации.

В соответствии с п. 16 ст. 2 Закона № 224-ФЗ в абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ внесено дополнение, согласно которому первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пп. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Напомним, что в силу п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

При этом при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценкадоходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

А согласно п. 20 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде стоимости излишков материальнопроизводственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Изменения в положении об амортизации

Статья 258 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 224-ФЗ), раскрывала особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп. В соответствии сп. 17 ст. 2 Закона № 224-ФЗ ст. 258 НК РФ изложена в новой редакции.

Необходимо рассмотреть только основные положения, которые были внесены в НК РФ относительно амортизации. Далее приведен анализ норм, введенных ст. 258 НК РФ в редакции Закона № 224-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения в объекты основных средств, полученные по договору безвозмездного пользования, указанные в абз. 1п.1 ст. 256 НК РФ, амортизируются в следующем порядке:

— капитальные вложения, стоимость которых возмещается организации-ссудополучателю орга-низацией-ссудодателем, амортизируются органи-зацией-ссудодателем в порядке, установленном ст. 256 НК РФ;

— капитальные вложения, произведенные организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя, стоимость которых не возмещается организацией-ссудодателем, амортизируются организацией-ссудополучателем в течение срока действия договора безвозмездного пользования исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Следовательно, с момента вступления в силу Закона № 224-ФЗ будет урегулирован порядок начисления амортизации капитальных вложений в объекты основных средств, полученные по договору безвозмездного пользования.

Согласно последнему предложению п. 2 ст. 258 НК РФ, по нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

В силу п. 5ст. 258 НК РФ нематериальные активы включаются в амортизационные группы

исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии с п. 2ст. 258 НК РФ.

В соответствии с п. бет. 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ, организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ в соответствии с гл. 25 НК РФ, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

В силу п. 8 ст. 258 НК РФ по объектам амортизируемого имущества, указанным в абз. 1 п. 3 ст. 259 НК РФ, амортизация начисляется отдельно по каждому объекту имущества в соответствии со сроком его полезного использования в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

В силу п. 12ст. 258 НК РФ приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

На основании п. 13 ст. 258 НК РФ, если организация, установившая в своей учетной политике применение нелинейного метода амортизации, применяет к нормам амортизации повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ, объекты амортизируемого имущества, к которым применяются такие ко-

эффициенты, формируют подгруппу в составе амортизационной группы и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно. Все правила создания или ликвидации группы, увеличения или уменьшения суммарного баланса группы распространяются на такие подгруппы, и к ним применяется норма амортизации, уточненная с помощью повышающего (понижающего) коэффициента.

Применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. При этом амортизационные подгруппы по объектам амортизируемого имущества, к нормам амортизации которых применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, формируются в составе амортизационной группы исходя из определенного классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ, срока полезного использования без учета его увеличения (уменьшения).

Статья 259 НК РФ, согласно п. 18 ст. 2 Закона № 224-ФЗ, изложена в новой редакции, согласно которой она определяет методы и порядок расчета сумм амортизации.

Как и в случае со ст. 258 НК РФ, далее приведены только те положения, которые изменяют порядок начисления налогоплательщиками амортизации.

Таким образом, в силу п. 1 ст. 259 НК РФ метод начисления амортизации выбирается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. Зет. 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

При этом установленные п. 1 ст. 259 НК РФ методы начисления амортизации (линейный и нелинейный методы) применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

В силу п. 2ст. 259 НК РФ сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно

по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ, вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящихв 8 — 10-ю амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов.

При этом в отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 259 НК РФ, если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со ст. 55 НК РФ налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией — по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация.

Амортизационная премия

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос об увеличении так называемой амортизационной премии на некоторые группы амортизируемого имущества.

Согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 224-ФЗ), налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Согласно п. 17ст. 2 Закона № 224-ФЗ, ст. 258 НК РФ изложена в новой редакции и на основании п. 9 данной статьи в целях гл. 25 НК РФ амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в

соответствии со ст. 257 НК РФ, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.

Кроме того, в рассматриваемом пункте содержатся положения, согласно которым налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 НК РФ) за вычетом не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам) таких сумм.

В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 настоящего пункта, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

Таким образом, с вступлением в силу Закона № 224-ФЗ и рассмотренных ранее поправок налогоплательщик сможет быстрее начислять амортизацию и, следовательно, в меньшие сроки списывать стоимость имущества, входящее в 3 — 7-ю амортизационные группы. Такая мера направлена

на стимулирование осуществления налогоплательщиками капитальных вложений в объекты основных средств, что должно привести к обновлению основных фондов в Российской Федерации.

Также, согласно п 10 ст. 9 Закона № 224-ФЗ, положения абз. 4 п. 9 ст. 258 части второй НК РФ (в ред. Закона № 224-ФЗ) применяются к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г.

Учет расходов на освоение природных ресурсов

В силу п. 1 ст. 261 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. В частности, к таким относятся расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями.

Согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ, к участникам земельных отношений относятся:

— собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

— землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

— землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

— арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

— обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В связи с тем, что в данной статье употребляется термин «землепользователь», в то время как организации, извлекающие доход от земли, в соответствии с Земельным кодексом РФ могут быть землевладельцами, арендаторами земельных участков либо обладателями сервитута. Поэтому в соответствии сп. 19 ст. 2 Закона № 224-ФЗ в абз. 5 п. 1ст. 261 НК РФ слова «землепользователями

в» заменены словами «налогоплательщиками в», после слова «(соглашениями)» дополнены слова «с органами государственной власти субъектов Российской Федерации,», слова «такими землепользователями» заменены словами «такими налогоплательщиками».

Учет расходов на имущественное страхование

Статья 263 НК РФ (в ред. Закона № 224-ФЗ) устанавливает особенности учета расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование.

В силу п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, атакже по перечисленным в данном пункте видам добровольного страхования имущества.

Согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы:

— риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930);

— риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. 931и 932);

— риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск (ст. 933).

Таким образом, нормы ст. 263 НК РФ, изложенные в новой редакции, предусматривающей замену слов «страхование имущества» словами «имущественное страхование», более полно

раскрывают перечень расходов на страхование, которые налогоплательщик вправе учитывать при исчислении налога на прибыль.

В силу п. 20 ст. 2 Закона № 224-ФЗ подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по добровольному страхованию ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

Пункт 1 ст. 263 НК РФ на основании п. 20 ст. 2 Закона № 224-ФЗ дополнен подп. 9 и 10, устанавливающими, что расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного имущественного страхования:

— добровольное страхование риска ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства и (или) со строительством олимпийских объектов, осуществляемое в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 01.12.2007 № ЗЮ-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Внереализационные расходы

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 224-ФЗ), в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию

объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.

Редакция данного подпункта не предусматривала того, что в состав внереализационных расходов включаются расходы на списание нематериальных активов, что устраняется поправкой, внесенной п. 21 ст. 2 Закона № 224-ФЗ.

Кроме этого, в рассматриваемый подпункт внесено положение, в силу которого расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п.13 ст. 259.2 НК РФ.

Напомним, что ст. 259.2 НК РФ введена Законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» и вступает в силу с 1 января 2009 г. Статья устанавливает порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации. Согласно п. 13 ст. 259.2 НК РФ по истечении срока полезного использования объекта амортизируемого имущества, определенного в соответствии со ст. 258 НК РФ, налогоплательщик может исключить данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава. При этом начисление амортизации, исходя из суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы), продолжается в порядке, установленном ст. 259.2 НК РФ.

Кроме того, в п. 13 данной статьи указывается, что для целей этого пункта срок полезного использования объектов амортизируемого имущества, введенных в эксплуатацию до 1-го числа налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода начисления амортизации, принимается с учетом срока эксплуатации соответствующих объектов до указанной даты.

Порядок отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

На основании абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Действие этого положение, согласно п. 22 ст. 2 Закона № 224-ФЗ, приостановлено до31 декабря 2009 г., что в условиях финансово-экономического кризиса является мерой для обеспечения стабильности банковской системы.

Налог на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения

Статья 288 НК РФ раскрывает особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.

Пункт 2 ст. 288 НК РФ устанавливает особенности ведения налогового учета в организациях, имеющих обособленные подразделения.

Уплата авансовых платежей организациями, имеющими обособленные подразделения, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

При этом, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений

может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Указанные в данном пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика, на оплату труда.

В соответствии с п. 24 ст. 2 Закона № 224-ФЗ п. 2ст. 288 НК РФ дополнить абзацем, устанавливающим, что для целей ст. 288 НК РФ организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов

Статьей 325 НК РФ устанавливается порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов. Согласно абз. 1 п. Зет. 325

НК РФ при проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями ст. 325 НК РФ.

В соответствии с абз. 4 п. Зет. 325 НК РФ по окончании работ по договору с подрядчиком осуществленные расходы по данному договору включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком по данному договору. Осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов в сроки, предусмотренные ст. 261 НК РФ.

В силу п. 25 ст. 2 Закона № 224-ФЗ первое предложение абз. 4 п. 3 ст. 325 НК РФ изложено в новой редакции, согласно которой расходы, осуществленные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору.

Таким образом, ускоряется процесс списания расходов налогоплательщиков на освоение природных ресурсов. Очевидно, что договор с подрядчиком на оказание услуг по освоению природных ресурсов может предусматривать несколько этапов работ, по окончании каждого из которых подписывается соответствующий акт, а действие такого договора может быть растянуто во времени.

Снижение налоговых ставок

И, наконец, самые значительные изменения, внесенные Законом № 224-ФЗ, — это снижение ставок по налогу на прибыль и предоставление возможности субъектам Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В силу п. 1 ст. 284 НК РФ (до вступления в силу Закона № 224-ФЗ) налоговая ставка устанавливается в размере 24 %, за исключением случаев, предусмотренных пп. 2 — 5 данной статьи. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 %, зачисляется в федеральный бюджет.

Однако, согласно п. 23 ст. 2 Закона № 224-ФЗ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 % (кроме случаев, предусмотренных пп. 2 — 5 ст. 284 НК РФ), при этом в федеральный бюджет зачисляется сумма в размере 2,5 %.

Согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона от № 224-ФЗ), в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставкаустанавливается в размере 15 %.

В силу п. 26 ст. 2 Закона № 224-ФЗ данная норма дополнена предложением, согласно которому законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Такие меры направлены на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, позволит оставить в их распоряжении больше прибыли, что приведет к расширению производства, а также скорейшему погашению долгов, образовавшихся в условиях мирового финансового кризиса. Необходимо также отметить, что о снижении ставки по налогу на прибыль говорилось уже более трех лет, однако останавливало значительное сокращение в этом случае доходов бюджетов. В настоящее время дефицит бюджета, который образуется за счет снижения ставки по налогу на прибыль, планируется покрывать за счет средств Резервного фонда РФ.

Выбор объекта налогообложения УСН

Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ, выбор объекта налогообложения налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ. При этом объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

В силу ст. 1 Закона от № 208-ФЗ данное положение изложено в новой редакции, согласно которой выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. Зет. 346.14 НК РФ. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

На основании ст. 2 Закона № 208-ФЗ рассмотренные изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., и эти положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.